12. Конфликтологическая компетентность специалистов социальных служб. Социальные службы как субъекты регулирования и разрешения конфликтов

Конфликтологическая компетентность рассматривается как вид социально-психологической компетентности (Л.А. Петровская).

Она включает в себя следующие составляющие: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Деятельность социальных служб по регулированию и разрешению конфликтов заключается в медиаторстве. Медиатор — специалист, призванный содействовать сторонам в урегулировании споров с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как нейтральная, независимая сторона. В процессе переговоров медиатор помогает сторонам понять интересы свои и оппонента, выявить истинные потребности. Стороны, опираясь на профессиональную помощь медиатора, находят свое собственное решение, опирающееся на взаимоприемлемые договоренности, отражающие их глубинные интересы.

Данная услуга применяется в различных областях, таких как: конфликты в семье, школе (между представителями администрации, учителями, учащимися и родителями), в системе высшего образования, в судебной практике (в частности, в работе судебных приставов), в сфере защиты прав потребителей и иных гражданских прав, в работе с трудными детьми и подростками, а также несовершеннолетними правонарушителями, в сфере опеки и попечительства.

Все же данная услуга не пользуется популярностью в России, поэтому чаще специалистам социальных служб приходится применять свои навыки в конфликтных ситуациях между клиентами и работниками этих самых служб, связанных с неудовлетворенностью клиента качеством услуг или же.

13. Концепция медико-социальной работы в рф: основные направления, базовая модель, формы и методы.

Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она предполагает проведение системных медико-социальных воздействий также на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенц ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидности. мед-соц раб приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность. Основные направления. Медико-социальная работа профилактического направления включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений сомат, псих и репродукт здоровья; формирование установок на зож, обеспечение доступа к инфо по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ мед-соц помощи на различных уровнях, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа патогенетического (реабилитационного) направления включает мероприятия по организации мед-соц помощи, проведение медико-социальной экспертизы, осуществление мед, соц и профес реабилитации инвалидов, ср в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекцию психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

12 стр., 5738 слов

Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения 1.1. Социальная защита: понятие и сущность 1.2. Социальная защита трудящихся 1.3. Краткая история развития системы социального обеспечения в России 2. Анализ динамики системы социальной защиты населения Алтайского края 2.1. Отделы социальной защиты 2.2. Социальная политика Алтайского края 2.3. Программы социальной ...

Базовая модель медико-социальной работы. А в рамках концепции необходимо отметить, что построение такой модели основывается на двух положениях. Первое. Мы выделяем пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшее окружение; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно, часто и тяжело болеющие; 5) инвалиды. Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока основных мероприятий: медико-социальную работу профилактического направления и медико-социальную работу патогенетического (реабилитационного) направления. Формы и методы медико-социальной работы. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения, — профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения — социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др. Наряду с этим в данной сфере деятельности могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии или проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент. Умение на практике сочетать необходимые формы и методы является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалиста.

13 стр., 6343 слов

Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

Содержание Введение 1. Характеристика семей «группы риска» 1.1 Общая характеристика семей «группы риска» 1.2 Особенности семей «группы риска» 2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска» 2.1 Медико-социальная помощь семьям «группы риска» 2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска» 2.3 Цели и стратегии программ социальной ...

14. Медико-социальная работа в онкологии: принципы, содержание, технологии

Онкология – раздел медицины,иучающий доброкачественные и злокачественные опухоли, механизмы и закономерности их возникновения и развития, методы их профилактики, диагностики и лечения.

основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.

Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.

Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.

Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.

12 стр., 5838 слов

Организация медико-социальной помощи онкологическим больным

... Психосоциальные аспекты реабилитации онкологических больных/ Бюлютень СГМУ. - 2003. - №1. - ст. 117-119. .Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико - социальные, организационные и этические ... критерии группы. Для характеристики медицинской помощи больным возможно использовать следующие приемы: ·изучение соответствующих планов и отчетов по работе с пациентами всех медицинских служб; ...

Профилактическая работа проводится с лицами, страдающими предопухолевыми заболеваниями; лицами, родственники которых имеют онкологические заболевания: работающими на вредных производствах; проживающими на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист может участвовать в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировать население о состоянии среды обитания и др.

работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередные меры в этой группе — решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей затрудняет лечение и неблагоприятно влияет на качество жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, снижением трудовой занятости родственников больных.

Социальная работа с данными группами больных подразумевает организацию специализированной медицинской помощи и ухода за больными, находящимися на разных стадиях онкологического заболевания, оказание им социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных с онкологической патологией неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. У таких пациентов резко выражены чувства страха, обреченности, изолированности от общества. Вследствие этого медико — социальная работа с онкологическими больными предполагает взаимодействие и координацию усилий специалистов смежных профессий — врачей, психологов, социальных работников. Психологические проблемы вызваны деградацией личности, патологической адаптацией к болезни — в этом случае специфическими являются вопросы биомедицинской этики, т.е. внимательное и бережное отношение родственников и специалистов к умирающим больным.

Правовая база:фз №323 от 21.11.2011г. «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации»; порядок оказания медицинской помощи населению волгоградской области при онкологических заболеваниях.//утв. Приказом комитета по здравоохранению администрации волгоградской 30.12.2009 n 2861; Приказ от 15 ноября 2012 г. N 915н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология»».

4 стр., 1710 слов

48. Особенности социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не при-способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена ...

15. Медико-социальная работа в психиатрии: принципы, содержание, технологии

Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.

Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.

Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.

Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.

Лукьянова И.Е. Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты.

1. социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией и возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности на болезнь.

2. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить.

3. социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его социального функционирования и, в конечном итоге, повышению его социальной компетентности.

10 стр., 4527 слов

Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем

... твёрдой установки на сохранение здоровья путём профилактики. В нашем городе большую работу в этом направлении проводят специалисты краевого молодёжного социального медико - педагогического центра. ... Помимо ежедневной консультативной работы с подростками, молодёжью и их родителями ведётся ...

Основные направления:

1)социотерапевтическое вмешательство— организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита.

восстановления навыков независимого проживания (элементарные навыки гигиены и самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом, распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до преодоления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального функционирования (улучшение социального взаимодействия, общения, социально приемлемого поведения; обучение навыкам уверенного поведения и самопредъявления).

К психосоциальной реабилитации относят

Психообразование пациентов – это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение.

Тренинг социальных навыков направлен на повышение устойчивости уязвимых в психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым воздействиям(требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формированию различных навыков.

2) психосоциальное вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного.Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных и т.д.

3) социальное вмешательствона макросоциальном уровне. повышению толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств и т.д.

Правовая база: 2 июля 1992 года N3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; ФЗ №323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 7 мая 2009 года N 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии

... здоровью. В современной социальной ситуации констатируется необходимость в дальнейшем развитии специализированной деятельности в системе образования, обеспечивающей действенную помощь ... Особенности организации деятельности психолого - медико - педагогического консилиума в ... руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель ...

16. Медико-социальная работа по защите и поддержке здоровья детей

Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет. Здоровьеявляется состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Социальная педиатрия занимается изучением здоровья конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медико-социальной помощи детскому населению.

Задачи:изучение социальных причин болезней, где приоритетным становится здоровье детей, медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, организация мед и мед-соц помощи детям.В мед-соц работе с детьми можно выделить следующие разделы:

-правовые проблемы охраны здоровья детей, которые определяются ведущими международными документами;

-проведение превентивных мероприятий в семьях высокого риска;

-организация медико-социальной помощи детям, находящимся в тжс; медицинское просвещение родителей;

-организация социального и медико-социального мониторинга в организованных детских коллективах;

-организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состоянию здоровья, инвалидами;

-принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;

-формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

-организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся и в трудной жизненной ситуации.

Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей:

социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;

медико-демографические:  неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;

социально-психологические: употребление одним или обоими родителями алкоголя, наркотиков, табака; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение с детьми.

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями групп риска состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательно совместно с участковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет узнать о ней больше информации.

Нормативно-правовая база: Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована СССР 13.06.1990 г.);

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ №323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(ст.4,7. приоритет охраны здоровья детей.); ФЗ «52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ; ФЗ №273 от 29.12.12 г. « Об образовании в РФ».

17. Медико-социальная работа с аддиктивными личностями: принципы, содержание, технологии

Медико-социальная работа — это новый вид мультидисципдинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Адди́кция — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, применяется и к нехимическим зависимостям: интернет-зависимость, игромания,  шопоголизм,  психогенное переедание, фанатизм и т. п.

основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.

Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.

Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.

Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.

Необходимо учитывать специфику медико-социального статуса различных групп пациентов при составлении программ медико — социальной работы. Необходимо проводить профилактику неблагоприятного развития и декомпенсации соматического и психического статуса, выявлять принадлежность к конкретной группе риска, регулярно контактировать с клиентами, проводить целенаправленную работу с целью заставить клиента отказаться от употребления ПАВ. Требуется комплексная психокоррекционная работа, включающая групповой и индивидуальный тренинг социальных и коммуникативных навыков и приемов саморегуляции, вовлечение в благополучную социальную микросреду

семейное консультирование и семейная психотерапия, выявление потенциальных проблем и их предупреждение, содействие включению в работу терапевтических сообществ.

выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующих социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем, содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации его собственного потенциала (в частности, профессиональное обучение и трудоустройство).

Технологии медико-социальной работы с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы.

Профилактические программы направлены на предупреждение потребления алкоголя и (или) наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты целенаправленного воздействия — в основном дети и подростки в целом и те группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик.

Лечебные программы занимают собственно терапевтические программы, цель которых — оказание больным лечебной помощи, удержание их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), восстановление физического, личностного и социального статуса больных.

Специализированные программы, неразрывно связанные с терапевтическими, предусматривают реабилитацию, реадаптацию, ресоциализацию зависимых. В рамках этих программ преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро — и микросоциум с максимальным учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, возможностей, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально- экономической ситуации в ней.

Правовая база: ФЗ №3 от 08.01.1998 г. « О наркотических средствах и психотропных веществах»; «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 г.; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;293-ОД «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и и токсикомании на территории Волгоградской области».

18. Медико-социальная работа с инфекционными больными: принципы, содержание, технологии

Инфекция — опасность заражения живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими), а также вирусами.

основные принципы, предложенные Ю.В. Валентиком, О.В. Зыковым, М.Г. Цетлиным.

Экосистемность — это учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме.

Полимодальность — сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент.

Солидарность — сочетанное и согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений. Конструктивная стимуляция — отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие их ресурсов. Континуальность — непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы.

функции социального работника:

Участие в разработке региональных комплексных целевых программ по профилактики инфекционных заболеваний среди населения на основе федеральной программы.

Участие в реализации программ по раннему выявлению инфекционных больных (организация массовых профилактических осмотров, диспансеризации выявленных больных и пр.).

Организация медико-социальной экспертизы инфекционных больных.

Определение оснований для признания гражданина инвалидом.

Медико-ориентированные функции:

Ранняя диагностика инфекционных заболеваний у различных групп населения путем участия в проведении массовых медицинских осмотров.

–Предупреждение усугубления медицинских последствий и преждевременной смертности от инфекционных болезней и их последствий, внедрение и использование современных эффективных методов и технологий лечения инфекционных болезней.

– Медицинский патронаж больных с инфекционными заболеваниями.

– Пропаганда медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.

Правовая база: Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич- инфекции)»; Постановление от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

19. Место и роль психосоциальной работы в системе медико-социальной помощи.

Сафонова Л.В. В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в тжс, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности. В узком смысле психосоциальная работа — деятельность, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

цель — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах.

Социальная дезадаптация – полная или частичная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды (Яценко).

в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использо­вание психологических методов в социальной работе. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях. Учитывая разнообразие и сложность всех проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов с разной специализацией, психотерапевтов и психиатров. При этом элементы психосоциальной работы могут использоваться как частично, например, в деятельности специалиста по социальной работе, так и составлять основное содержание занятий практического психолога и психосоциального работника в рамках различных социальных служб.  Элементы психосоциальной работы в деятельности специалиста по социальной работе могут быть представлены в виде первичного психологического консультирования, когда происходит первое ознакомление с проблемой клиента, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений. Социальный работник наряду с оказанием первичной психосоциальной помощи может в процессе консультирования перенаправить клиента в случае необходимости непосредственно к специалистам по психосоциальной работе. Функции первичного психосоциального консультирования выполняют также работники телефонов доверия. Психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб, наряду с психологическим консультированием, включает также более углубленную психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений. А также выявляется характер его отношений с ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения.