Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра педагогики и психологии художественного образования

Курсовая работа

Выполнила

студентка 4 курса

специальности 50 601

«Музыкальное образование»

Червакова А.В.

Подпись ____________

Научный руководитель

к. п. н., доцент

Калинина Л.Ю.

Самара

2013 Г.

Содержание

Введение…3

1. Организация вокально-хоровой деятельности учащихся…5

1.1. Организация хорового коллектива и его роль в музыкальном воспитании детей…5

1.2.Вокально-хоровая работа в детском хоре…7

2. Особенности развития детского голоса. Строение голосового аппарата ребёнка…11

2.1. Периоды развития детского голоса…13

2.2. Особенности вокально-хоровой работы в мутационный период развития голоса…15

2.3. Происхождение мутации, особенности работы с подростками в мутационный период по В.В.Емельянову…19

Заключение…22

Литература и источники …23

Введение

Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе, — научить детей петь.

Эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной и привлекает внимание всё большего круга музыкантов-педагогов, учёных разных специальностей в связи с тем, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается на физическом состоянии поющих.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... особенности развития мышления детей 4-6 лет. Задачи: 1) выявить особенности развития мышление 4-6 лет; 2) рассмотреть подходы различных теорий о особенностях развития мышления детей ... наглядно-образное мышление — чрез­вычайно сложное образование, выступающее как опре­деленная система взаимосвязанных разнородных ... . С. Выготский, говоря о принципах образования понятия в отличие от комплекса, указывает ...

«Пение не только доставляет удовольствие ребёнку, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно — сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».1

Словом, функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребёнка. Но, самое важное то, что хоровое пение, является наиболее доступной формой национального исполнительства и вовлекает поющих в творческий процесс, развивая музыкальную культуру ребёнка, как часть общей художественной культуры. Вопрос изучения детского голоса и особенностей работы с ним волновал многих педагогов-музыкантов, хормейстеров. Среди них можно выделить Стулову Г. П. и её работу «Теория и практика работы с детским хором», Чеснокова П.Г. «Хор и работа с ним», Халабузаря П.В., а также нашего современника Емельянова В.В., который разработал собственный фонопедический метод работы с голосом. В соответствии с развитием ребёнка, его физиологического, психологического роста, разумеется, изменяется и строение его голоса. На каждом возрастном этапе голос ребёнка может выдержать разную нагрузку, о чём необходимо помнить хормейстеру. Неудивительно, что учителей-практиков привлекают различные исследования по подростковому возрасту, который характеризуется очень сильным изменением голосового аппарата ребёнка. В этот период голосовые связки начинают «мутировать», т. е. приобретать взрослую окраску, отсюда и название — мутационный период развития голоса.

Цель работы: раскрыть особенности организации процесса вокально-хоровой работы с учащимися в мутационный период развития голоса.

Объектом исследования является процесс вокально-хоровой работы в детском коллективе.

8 стр., 3530 слов

Особенности нарушения голоса у детей с нарушением слуха

... работе голосового аппарата. 2. Нарушение голоса Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса ... Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными ...

Предметом исследования — особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса.

Задачи:

  1. Рассмотреть механизм детского хорового коллектива и способы его организации.
  2. Охарактеризовать детский голос и особенности его развития.
  3. Описать периоды развития детского голоса.
  4. Охарактеризовать вокально-хоровую работу в детском хоре в мутационный период.
  5. Рассмотреть рекомендации В.В.Емельянова по работе с детским голосом в период мутации.

Настоящая работа включает в себя введение, две главы, первая из которых посвящена общим сведениям об организации детского хорового коллектива, а вторая раскрывает приёмы вокально-хоровой работы в детском хоровом коллективе в мутационный период развития голоса и заключение.

Организация вокально-хоровой деятельности учащихся

Хор — это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из дошкольников или из школьников младшего, среднего либо старшего возраста, могут петь на один, два, три, четыре или большее количество голосов, включать в свой состав юношеские группы и т. д. Но какими бы, ни были эти хоры по составу, принципы их организации и задачи, стоящие перед ними, имеют больше общего, чем отличий. Все они прежде всего решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрылённая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.

4 стр., 1764 слов

Педагогические условия профилактики конфликтных взаимоотношений детей в творческом коллективе

... взаимоотношения. Предмет исследования - особенности проявления и профилактики конфликтных взаимоотношений в детском творческом коллективе. Цель: изучить особенности проявления и способы преодоления конфликтов в ... предложений, природа межличностных отношений достаточно сложна, особенно это касается коллектива детей и подростков. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности ...

  1. Организация хорового коллектива и его роль в музыкальном воспитании детей

Вопрос как организовать детский хор часто возникает у молодых специалистов-хормейстеров. Проблема, действительно, важная, потому что от продуманности и серьезности постановки организационной работы зависят и результаты музыкально-эстетического воспитания и уровень творческого роста детского хора.

Поскольку ведущей формой хорового исполнительства является коллективное музицирование, организационная работа должна быть направлена на идейно-эстетическое воспитание этого коллектива в целом и его участников в отдельности. Хормейстер, будучи требовательным к себе как к музыканту и педагогу, должен уделять большое внимание организационной работе в коллективе, постоянно совершенствуя ее формы.

Пение в хоре развивает в детях чувство коллективизма, трудолюбие, способствует развитию творческих способностей

Хоровое пение воздействует положительно на духовный мир ребенка. Столкновение с трудностями в процессе обучения развивает в ребенке трудолюбие, упорство, умение достигать цель. Так же появляется понятие «сотворчество». Пение в хоре — путь активизации детей, оно помогает раскрыть творческие стороны каждого певца.

Помимо моральных аспектов, обучение в хоре затрагивает, конечно, технические моменты. У детей развиваются вокально-хоровые навыки, память, артистичность, активизируется психическая деятельность детей.

Рассмотрим механизм организации детского хорового коллектива:2

1) выбор качества хора, т. е. возраст и состав;

2) объявление о наборе, точная дата и время, место проведения;

3) Прослушивание:

1- спеть песню a’capella на свой выбор;

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей

... предметно – пространственной среды и создания условий для самостоятельной деятельности детей. Наблюдая за работой детей подготовительной к школе группы с изобразительными материалами, Старший воспитатель ... работ-«полуфабрикатов», сделанных «для воспитателя», но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего их ребенка. Причины здесь совокупные: несформированность графических навыков ...

2- спеть песню под аккомпанемент;

3- повторить попевку (короткий мотив 2−3- такта);

4-ритмическое упражнение;

5-определить свойства голоса — тесситура, качество звучания.

Хор должен заниматься не менее двух раз в неделю по полтора-два академических часа в младших группах и по два-три в старших и средних. При двухчасовых занятиях необходимо устраивать перерыв после первых 45 минут.

Нeмаловажным фактором для успешной рабoты хора является расположение детей. Их следует рассаживать полукругом, по росту, в два-три ряда так, чтобы каждый ребёнок видел дирижёра. Желательно, чтобы в концертах дети стояли с теми же товарищами, с которыми были рядом на повседневных репетициях. В младших хорах обычно слева сидят первые голоса, справа — вторые. В коллективe старших школьников расположение партий и певцов может быть весьма разнообразным. Наиболее распространённый вариант выглядит следующим образом: в центре находятся первые голоса (сопрано I и альты I), а по краям — вторые (сопрано II и альты II).

Обязательно планируется участие хора в празднике песни (школьном, районном, городском).

Выступления школьных хоров в одном концерте имеет особое значение в воспитании коллектива (честность оценки, стремление к подражанию лучшим образцам и т. д.).

Хорошо, если хор поддерживает постоянные контакты с другими коллективами, с которыми регулярно выступает в концертах, обменивается репертуаром, проводит совместные вечера отдыхa и т. д.

В заключение хочется подчеркнуть, что ″… организационная работа в хоре ориентирована, прежде всего, на осуществление всестороннего развития личности каждого ребёнка — в этом её смысл и суть.″ 3

Приобщение детей к музыкальной деятельности и, в частности, к пению, благоприятно действуют на развитие творческих способностей ребёнка в других областях. Систематические музыкальные занятия в хоре развивают у учащихся чувство ритма, навыки чистого пения, выразительность интерпретации, укрепляют память и воспитывают мышление.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка — детский сад № 16 'Колокольчик'

... дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик» (далее - ДОУ). Муниципальное бюджетное дошкольное ... образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик» зарегистрирован МИФНС №6 по Забайкальскому краю от ...

1.2. Вокально-хоровая работа в детском хоре

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одна из самых важных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков, к которым Гладкая С.О. относит:

-певческую установку;

-певческое дыхание и опору звука;

-высокую вокальную позицию;

-точное интонирование;

-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... . Особенности патологии. Период развития ребенка от I года до 3-х лет обозначается как ясель­ный (ранний детский) В этом периоде замедляются темпы роста ... лет Старший (пудертатный, подростковый) девочки с 10 лет, мальчики с 11-12 Внутриутробный период Важен анамнез матери и особенности протекания беременности: Наследственность ...

-использование различных видов звуковедения;

-дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дирижёрский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

— внимание

— дыхание

— начало пения

— окончание пения

— менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

3. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания — бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения, например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием — выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

  1. Строй. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении — одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella.

7. Ансамбль. В хоровом пении понятие «ансамбль» — единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца — усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Вокальная работа в детском хoре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

2. Особенности развития детского голоса. Строение голосового аппарата ребёнка

Развитие и строение отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, сказывающихся на их функциях. Этими особенностями являются:

— диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

— отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;

— наличие в периоде общего развития голосового аппарата таких интервалов, когда развитие отдельных органов протекает почти незаметно;

— различный срок окончания роста разных органов голосового аппарата.

Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет только в первый год жизни. У мальчиков это особенно заметно в первые 3 месяца, а также на 8-м и 9-м месяцах после рождения. У девочек же — в течение 1-го, а затем на 4−7 месяцах первого года жизни.

Истинные голосовые складки в процессе роста ведут себя иначе, чем гортань. Голoсовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Благодаря неравномерному росту различных частей голосового аппарата, голос ребенка изменяется в своих основных качествах — по высоте, громкости, тембру, диапазону, регистрах, по длительности звучания.

Существует два механизма голосообразования в онтогенезе: от 7 до 10 лет у детей преобладает фальцетный механизм, в осуществлении которого принимает главное участие передняя перстнещитовидная мышца. Собственно голосовая мышца в механизме фальцета не участвует. Она находится в стадии формирования.

Примерно с 10 лет внутренняя щиточерпаловидная мышца (голосовая) оформляется в самостоятельную и принимает активное участие при управлении голосовыми складками. Таким образом, появляется др. механизм фонации (грудной), который вначале используется частично. У детей этого возраста при образовании звука преобладает так называемый микстовый смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних используется фальцетный регистр. Голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же к верхним, остается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

С этого возрастного периода внутренние голосовые мышцы, так же как и наружные мышцы гортани, являются главными в процессе управления голосовыми складками. В этом принимают большое участие и передние щито-перстневидные мышцы. Они регулируют просвет голосовой щели при фонации, изменяют качество звучания путем сокращения, натяжения голосовых складок в целом или их отдельных частей. В этом акте в той или иной мере участвуют и другие мышцы гортани, получая импульсы из ЦНС в соответствии с тем или иным заданием.

К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, относятся также довольно высокое положение гортани; большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы.

Голос новорожденного, подчиняясь, безусловно-рефлекторным механизмам, бывает различным по силе, но всегда одинаков по высоте и почти не отличается по тембру у всех детей обоего пола (асексуальность).

В этот период в организме циркулируют гормоны матери. Основная окраска детского голоса — его «серебристость». Каждые 2−3 года голос меняет свои качества из «серебристого» с диапазоном звучания 5−6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11−12 нот, а на 6-м году он равен септиме.

Четкое знание особенностей детского голоса позволяет выбрать правильную тактику лечения заболеваний голосового аппарата у детей.

2.1. Периоды развития детского голоса

О развитии детского голоса можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. Г. П. Стулова на основании исследования певческих голосов детей от новорожденности до 10 лет утверждает, что регистровые различия слышны уже в голосах новорожденных и детей раннего возраста.

По мнению Венгрус Л.А. следует различать три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

1. Семь — десять лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все — дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели).

Диапазон ограничен звуками ре1 — ре2. Наиболее удобные звуки — ми1 — ля1. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя — добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 — фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим — до2 октавы.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полётность, подвижность. Альты звучат массивнее. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи).

Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя — своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий.

Шестнадцать — девятнадцать лет, юношеский возраст.

Хоры этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты — голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: До1 — Соль2; альты: Лям — Ре2; мужская партия: Си б — До1.

В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. ″…Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики…″ 4

2.2. Особенности вокально-хоровой работы в мутационный период развития голоса

Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо выступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. К 11—12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся длиннее, чем у девочек (у мальчиков — 1,3 см, у девочек — 1,2 см).

К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек — 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается довольно поздно — в 20, а иногда и в 30 лет. В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. В, это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков. В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. В мутационный период не следует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения, выступлений на концертах и громкого чтения. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение — сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма.

Проблемой по работе с детьми в мутационный период занимались многие учителя-практики. Среди них можно выделить Германа Годовича — руководителя хора мальчиков и юношей Вильнюсского городского дома учителя.

«Мутация — перемена голоса, появляющаяся у мальчиков в период их постепенного перехода к взрослому состоянию, — тесно связана с изменениями в голосовом аппарате».5 Протекание мутации может быть разграничено на четыре периода:

1) предмутационный, или период латентной мутации;

2) период острой мутации;

3) период стабилизации юношеского голоса;

4) период постепенного перехода юношеского голоса во взрослый.

Изменения в голосе (изменение диапазона, тембра, манеры звукообразования) по периодам связаны с соответствующими процессами развития и психики мальчиков. Мутация является скачкообразным процессом в развитии мужского голоса, который в результате количественных изменений в организме приводит к качественно новому звучанию голоса, зависящему от старого. Сформировавшийся после мутации мужской голос находится в прямой зависимости от детского. Часто специфичность звучания детского голоса дает возможность предвидеть звучание взрослого. Недостатки звукообразования, встречаемые у мальчиков в детском возрасте, фиксируются, а иногда и усугубляются во время мутации.

Определение постмутационного вида голоса (тенор, баритон или бас) бывает затруднительным в раннем детском возрасте, однако в возрасте 12 — 13 лет часто удается правильно предвидеть формирующийся взрослый голос.

Вид мужского голоса в большинстве случаев кристаллизуется в третий или четвертый период мутации. Очень часто альты становятся тенорами или высокими баритонами, а дисканты — баритонами, басами. Работая с ребенком, учитель-хормейстер способствует формированию голоса будущего взрослого певца. В период мутации роль учителя возрастает, так как период перестройки певческого аппарата мальчиков требует особенно внимательного наблюдения за развитием голоса. Многие учителя-практики и врачи-ларингологи доказали, что певческая работа с мальчиками во время мутации не должна прекращаться. Особое значение в этот период приобретает регулярный контроль за состоянием певческого аппарата мальчиков и разъяснительное слово учителя в отношении гигиены и охраны голоса. Общие явления, встречающиеся в звукообразовании у мутирующих, позволяют выработать определенную методику вокальной работы с ними.

Основные ее принципы:

1) не стараться искусственно ускорять процесс формирования мужского голоса, а спокойно помочь мутирующему научиться владеть своим «новым» голосом;

2) не допускать форсированного пения;

3) не давать петь при наличии сипоты в голосе;

4)дети в данный период должны петь на звуках, которые формируются без напряжения, естественно и легко;

5) продолжительность занятий по пению должна быть значительно короче, чем с детьми до мутации или со взрослыми. Мутирующие могут петь в следующих хоровых коллективах:

1) мутирующие латентного периода поют в детском хоре;

2) мутирующие острого периода освобождаются от пения;

3) мутирующие III и IV периодов поют в хоре юношей.

В хоре юношей следует добиваться облегченного, гибкого, но «опертого» звучания. Звук такого коллектива должен быть немного матовым. 6

Участие в хоре юношей требует особого внимания к формированию четкой, но ненапряженной артикуляции, углублению дыхания и развитию гибкости в голосе. Продолжается работа над развитием слуха и навыками чистого интонирования. Большое место должна занимать работа над исправлением недостатков пения, которые сохранились у юноши с детства, а также над предупреждением тех вокальных недостатков, которые могут возникнуть при неправильном пении во время мутации. Хору юношей лучше всего исполнять спокойные, певучие, лишенные ярких драматических кульминаций произведения.

«Оптимальный диапазон произведений Сиб — Ми, Ми-бемоль1».7

Происхождение мутации, особенности работы с подростками в мутационный период по в.В.Емельянову

Изучение методов вокально-хоровой работы с детьми (особенно с мальчиками в период мутации), интересовало многих выдающихся музыкантов-хормейстеров. При написании данной работы, мною было изучено несколько руководств различных авторов, компетентных в этом вопросе. В основном педагоги-практики придерживаются традиционных классических методов, однако нельзя оставить без внимания рекомендации небезызвестного исследователя в этой области — Емельянов В.В. Разрабатывая свой «Фонопедический метод развития голоса», он провёл многочисленные испытания и опыты, результатами которых поделился в своей работе «Развитие голоса. Координация и тренинг».

По его мнению, многие женщины-хормейстеры не интересуются, как правило, особенностями мужскогой технологии пения, считая это необязательным. Однако, это не совсем верно. Главное различие заключается в том, что сформированный по академической модели голос девочки, потом развивается эволюционным путём, переходя в женский. Развитие голоса мальчика по академической женской модели — это, прежде всего подготовка к прохождению мутации, и специалист, работающий с детьми, должен отчётливо представлять суть процесса мутации и специфику мужской певческой технологии. Перестройка организма в пубертатном периоде связана с активным ростом и изменением формы хрящей гортани, с увеличением массы голосовых мышц. В этот период могут возникнуть трудности голосообразования, выражающиеся в неожиданных сменах регистров («петухи»), охриплость, покраснения слизистой и т. д., которые принято называть мутационным ларингитом. Значительно меньшим изменениям подвергаются мышцы, участвующие в производстве звука фальцетного регистра, из чего В.В.Емельянов делает следующий вывод: «фальцет не мутирует». Мутация протекает намного безболезннее, если у мальчика до мутации хорошо был развит фальцетный режим по женской академической модели голосообразования, т. е. со всеми защитными механизмами певческого голосообразования. И, следовательно, во время мутации надо «не молчать, а продолжать координационно-тренировочную нагрузку в фальцетном режиме, постепенно перенося имеющиеся защитные механизмы на формирующийся грудной регистр».8 Традиционно рекомендуемое молчание во время мутации принципиально нереализуемо, т.к. ребёнок продолжает разговаривать, кричать, т. е. продолжает нагружать свой голосовой аппарат в речевом режиме, мало того, весьма вероятна певческая нагрузка (рок, эстрада и т. д.).

Всё это наталкивает на один единственный вывод, что в целях нормального развития голоса в период мутации особенно важно не молчать, а работать.

Для работы в период мутации над голосом подростка очень важно знать, чего нельзя делать. Ответ на это даёт концепция регистрового строения нашего голоса. Не секрет, что наиболее сложным и опасным даже для взрослого голоса является участок, где происходит наложение друг на друга по диапазону двух регистров — грудного и фальцетного, т. е. нижний тетрахорд первой октавы. Емельянов советует избегать этого отрезка диапазона при работе с мальчиками. Работа должна осуществляться преимущественно в малой октаве, насколько позволяет голос. Для создания оптимальных условий саморегуляции переноса имеющихся навыков из фальцетного режима в грудной, целесообразно использовать межрегистровый эффект, т. е. петь широкие интервалы в нисходящем движении — с фальцета — в грудной регистр через регистровый порог. Ширина интервала зависит от уровня мутации: чем ниже может опуститься мутант, тем шире может быть использованный интервал, вплоть до двух октав. С прохождением мутации и укреплением грудного режима работы гортани интервал должен сужаться: квинта, терция, прима, т. е. пение поочерёдно фальцетом и грудным режимом так, чтобы разница в тембре была минимальная. После освоения этого перехода, необходимо закреплять навык, нагружая уже грудной регистр. Таким образом, можно выстроить некоторую систему последовательной нагрузки голоса во время мутации. Для начала идёт нагрузка в фальцетном режиме, второй цикл — переход от фальцета к грудному режиму через регистровый порог, и наконец, нагрузка в грудном режиме.

Несмотря на то, какую методику брать за основу в работе с детским хоровым коллективом в мутационный период развития голоса, нужно помнить, что использование различных методов и приёмов должно быть ориентировано, в первую очередь, на развитие основных качеств певческого голоса детей, на сохранение природных голосовых качеств. Педагог должен обладать знаниями голосовых возможностей детей от рождения до периода мутации, а также физиологические особенности в период мутации (особенно остро протекающей у мальчиков).

Заключение

Голос — совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков. Примерно каждые 2−3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации — так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека. В каком возрасте начинается мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Для развития голоса ребёнка, особенно в период острой перестройки организма (мутационного периода) необходима качественная и правильная работа над формированием певческих навыков. Проблема совершенствования теории и методов обучения пению всегда актуальна, постоянно находится в центре внимания педагогов — практиков и исследователей. В данной работе были рассмотрены теории обучению пению разных по направлениям и взглядам педагогов: это и методика развития детского голоса Г. П.Стуловой, и некоторые взгляды Шацкой В. Н, и Г. Годовича, и Фонопедический метод по работе с детьми-мутантами Емельянова В.В., основанный на регистровой структуре голоса. Рассмотрев позиции и изучив рекомендации разных авторов, можно сделать следующий вывод. Все методы, используемые педагогом в вокально-хоровой работе с детьми, должны все быть направлены на сохранение детских связок, пение должно быть спокойным, ни в коем случае не форсированным, должны учитываться возрастные особенности ребёнка. Работа же с подростками-мутантами требует особенного внимания и опыта руководителя. Необходимо, учитывая индивидуальные возможности детей в этот период, снижать нагрузку на голосовой аппарат, но ни в коем случае не прекращать вокально-хоровую работу вообще, т.к. это может привести к потере голоса в дальнейшем.

Список использованной литературы

1. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. — Вып.12.- М., 1977. — 304 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.

3. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. — 267 с.

4. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. — 245 с.

5. Гладкая С. О. О формировании певческих навыков на уроках музыки в

начальных классах. Музыкальное воспитание в школе. — Выпуск 14.- М., 1989. — 187 с.

6. Годович Г. Методика преподавания музыки./ //www.lib4all.ru/base/

7. Детский голос. (Экспериментальные исследования) под редакцией В.Н. Шацкой. — М.:"Педагогика", 1970 г.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд. — СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. — 192 с.

9. Орлова О. С. Нарушение голоса у детей.- Астрель, 2005

10. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. — 192 с.

11. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: «ВЛАДОС», 2002 г.

12. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.

11. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное Пособие.- М.: «Музыка», 1989.

1Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: «ВЛАДОС», 2002 г.

2Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.

3Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное Пособие.- М.: «Музыка», 1989.

4Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». — М «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.

5. Г. П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».- М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.

6"Детский голос" (Экспериментальные исследования) под редакцией В.Н. Шацкой. — М.:"Педагогика", 1970 г.

7Герман Г.////www.lib4all.ru/base.

8Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд.- СПб.:".ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2010 г.

23

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector