ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

?

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с особенностями психофизического развития……………………………………………………5

1.2. Концептуальные основы индивидуального подхода при обучении детей с особенностями психофизического развития…………………………………10

ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Коррекция эмоциональной сферы…………………………………………18

2.2. Коррекция психического развития…………………………………………21

2.3. Здоровьесберегающее обучение……………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

Мы очень часто говорим о том, что любого ребенка надо обучать и воспитывать индивидуально, то есть в школе необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Столь же часто, стремясь подчеркнуть достоинства педагога, утверждаем, что у учителя на уроке соблюдается принцип индивидуального подхода. Однако превратив этот термин в штамп, школа практически не задумывается над тем, что стоит за этой фразой.

Проблема индивидуализации обучения — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ученику.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, его основами на глубоком знании особенностей, его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются учащиеся с особенностями психофизического развития.

4 стр., 1716 слов

Особенности индивидуальной арт-терапии

... клиента за определенный промежуток времени.   Особенности индивидуальной арт-терапии Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко ... как правило, предполагает использование недирективного подхода, что предоставляет максимум “свободы” каждому участнику и учет его индивидуальных особенностей. Занятия в таких группах проводятся ...

Актуальность и значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования является индивидуальный подход как принцип воспитания и обучения детей.

Предметом исследования стало коррекционное обучение детей с особенностями психофизического развития.

Целью исследования стало изучение и анализ индивидуального подхода как принципа воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.

С учетом цели, объекта и предмета были определены следующие задачи исследования:

1. привести психолого-педагогическую характеристику учащихся с особенностями психофизического развития;

2. определить принципы установления эмоционального контакта с детьми;

3. разработать вариативную программу коррекционной работы с детьми;

4. подобрать рекомендации родителям, педагогам и другим лицам, контактирующим с детьми;

5. описать опыт применения индивидуального подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в Петриковском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Методы, использованные в ходе данного исследования:

•Теоретические – анализ литературы, анализ основных понятий и терминов исследования, построение гипотез и мысленного эксперимента, моделирование, прогнозирование, статистический метод.

• Практические – наблюдение, анализ результатов разных видов деятельности учащихся, методы оценивания (рейтинг), опытная проверка выводов исследования.

Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям повысить успеваемость детей с особенностями психофизического развития и сократить количество неуспевающих детей.

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с особенностями психофизического развития.

В процессе развития общества менялись взгляды и отношение к детям с особенностями психофизического развития. Более высокий уровень культуры, духовности, экономического уклада жизни способствовал гуманизации взглядов, конструктивности подходов к проблемам специального образования. Образование неотделимо от общества. Перемены в обществе незамедлительно отражаются в образовании.

Изменения в области специального образования в нашей стране отражают достижения государства, ставшего на путь демократических социально-экономических преобразований, и приоритеты нового времени, признающие право каждого ребенка на получение образования, адекватного его познавательным возможностям….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Также в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... Мэйо в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – « ... фактора в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать ...

В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого.

Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.

Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания (помимо высокого квалификационного уровня) является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.

Современное состояние образование, качество знаний ребенка, которые мы получаем на выходе оставляют желать лучшего. Нельзя однозначно сказать, что все проблемы заключаются в отсутствии внимания, памяти у детей, но это одна из ключевых проблем. Низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, недостаточная сформированность основных качеств внимания, это то, с чем нам приходится сталкиваться практически постоянно. Однако, мы можем изменить сложившуюся ситуацию. Для этого необходима ранняя диагностика и коррекционная работа в этом направлении. Предложенная работа есть попытка обобщения накопленных знаний в психолого – педагогической литературе по данной проблеме. Полученные данные в рассматриваемой работе основаны на реальных экспериментах и, следовательно, имеют возможность своего дельнейшего применения и использования на практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гайдукевич, С.Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан. : Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2008. — 144 с.

2. Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.

3. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах :

пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар. изд.

центр ВЛАДОС, 2007 — 176 с.

4. Коноплева, А.Н. Коррекционно-образоваетльные технологии. / А.Н. Коноплева. Мн. : Нац. ин-т образования, 2004. – 175с.

5. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. / Лебединская, К.С., Никольская, О.С., Баенская, Е.Р. – Москва: Просвещение, 2009. — 95с.

6. Леймбах, М. Дэниэл молчит/ Леймбах, М. – Москва: ЭКСМО. – 2006. — 53с.

7. Лещинская Т.Л. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / Лещинская Т.Л/ Минск: НИО. 2005. — 131с.

8. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Лютова, Е.К., Монина Г.Б. – Санкт-Петербург: «Речь», 2006. — 176 с.

9. Морозова, С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма / С.С. Морозова, — Москва: ООО «Центрокомплект», 2004. — 245 с.

18 стр., 8718 слов

Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении

... детей. Этим и обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении». Объект исследования: процесс воспитания в школе. Предмет: особенности воспитания ... Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха, важно помнить об обучении школьников тому или иному виду деятельности (показ образца поведения, подражание ему, ...

10. Степанова Е.Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.

11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр «Сфера» – М., 2002, 160 с.

12. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция).

Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. / Под редакцией Л.П. Григорьевой. — М.: ИКЦ «Академкнига». — 2002 — 415 с.