Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

Вопрос 43. Сознание как высшая форма психического отражения, его генезис и структура.

Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие сознания:

а) Чувственная ткань — чувственные составляющие конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, т.е. мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное поле и объект его деятельности. Развитие чувственного содержания сознания происходит в процессе развития человеческих форм деятельности. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно, означенность.

б) Значение — обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке. Носителями значений является язык, но за языковыми значениями скрываются общественно-выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность

в) Личностный смысл — значение для меня. Функция личностного смысла — пристрастность сознания (субъективность мышления).

 

Предпосылками становления сознания выступают:

 

  • эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
  • развитие зачаточного интеллекта животных;
  • переход особой ветви гоменид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... психологии 39 1.3.2. Роль игры в процессе самоактуализации личности 41 1.4. Социально-психологические особенности и значение игры взрослого человека 42 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ...

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

Способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись.

Иерархия способностей

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Под общей одаренностьюпонимается развитие например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности.

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Исследование способностей ведется с различных сторон:
• выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;
• изучается их развитие в конкретных видах деятельности:
• рассматриваются общие механизмы формирования способностей.

Вопрос 47. Тестирование: определение, виды, основные достоинства и недостатки.

Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Виды:

1)вербальные (описание с помощью языка)

2)стандартизированные (групповые)

3)психологические (индивидуальность )

3 стр., 1447 слов

Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека.Составить ...

... особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. Схема «Способы создания образов воображения» III. Решить ... о вещах и законах их существования. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без ...

4)метации

5) на проф.пригодность

6) на интеллекта

7) тест-задание (интеллектуальные, проективные, пятна Роджеха, ассоциативные )

8) тесты-опросники

Достоинства:

Массовость, универсальность ,быстрая обработка

Недостатки:

Есть возможность неправильно ответить

Вопрос 48.Физиологические механизмы воображения. Приемы создания образов воображения.
Воображение – это создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека.

Физиологические механизмы воображения очень сложны и могут быть охарактеризованы следующим образом: основная функция коры больших полушарий – образование системы связей, в которых фиксируется прошлый опыт. Этот опыт включает круг представлений и знаний человека о мире. Система временных связей динамична: она изменяется, дополняется и преобразуется. Выделенные в процессе анализа части и признаки комплексного раздражителя, каким является предмет и данная ситуация, соотносятся, синтезируются в новых комбинациях. В результате этого создается новый образ или система новых образов, в которых реальная действительность отражается человеком в преобразованном виде и содержании.

Физиологический механизм, обеспечивающий формирование нового образа, — это образование новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. Для того чтобы образовались новые ассоциации, необходима диссоциация, т.е. расщепление сложившихся связей. Этот процесс не следует рассматривать как мгновенно протекающий. Он имеет фазовый характер и в каких-то фазах протекает скрытно от самого человека в слабо возбужденных и даже частично заторможенных участках коры больших полушарий головного мозга. Примером такого рода деятельности являются сновидения, в которых причудливо сочетаются образы ранее воспринятых объектов и связанные с ними переживания человека.

Создания образов воображения – результат совместный деятельности первой и второй сигнальных систем, хотя любое представление, любой образ формально должен быть отнесен к первосигнальному, чувственному отражению действительности.

Все процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Одним из таких приемов является комбинирование элементов в целостный новый образ. Комбинирование это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация(от лат. agglluninary – приклеивать) – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов (русалка, сфинкс, кентавр, Пегас, избушка на курьих ножках).

В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.
Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование– заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах. Одной из форм акцентирования является гиперболизация– прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня).
Распространенным приемом создания творческих образов является типизация– выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.
К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

13 стр., 6482 слов

Воображение и его связь с другими психическими процессами

... воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание ... виды, функции и развитие воображения 1.1 Определение воображения Для исследования связи воображения с другими психическими процессами ...