Типичные состояния в активной повседневной жизни и профессиональной деятельности

План

  1. Типичные состояния в активной повседневной жизни и профессиональной деятельности………………………………………………..3
  2. Состояния пониженной активности: релаксация и сон…………………6
  3. Список литературы……………………………………………………….12
  4. Тестовое задание…………………………………………………………13

Психические состояния  – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками.

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, являются следующие:

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающего деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие).

Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного трюка и т. д.).

Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности, стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к Состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная компетентность учителя.

... Профессиональная компетентность учителя - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессиональные ... выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, формировании у него ... и состояние здоровья человека; 2) социальный и профессиональный статус ... изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе ...

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса).

Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

Состояние бодрствования — противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т. п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

Состояния понижения активности: релаксация и сон

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Непроизвольная релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения) может возникнуть как патологическое состояние в результате болезни, или в результате применения особых лекарств. Осознанная же релаксация является составной частью многих (возможно, даже большинства) психических, психотерапевтических и гипнотических техник, она также очень распространена в буддизме и в восточных оздоровительных учениях (в индийской йоге, ушу и т. д.), является важнейшим этапом при вхождении в медитативный транс.

Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Десятиминутный отдых в этом положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и трудоспособность так же, как и сон. Общее расслабление мышц рекомендуется всем, но особенно необходимо людям с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители. Люди нервного склада склонны к преувеличению. Они быстро восстанавливают силы и довольно быстро устают. Люди с медленной и слабой реакцией, а также гипотоники (с пониженным кровяным давлением) должны после расслабления мышц обязательно сделать несколько упражнений.

4 стр., 1743 слов

Этюды на расслабление мышц

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА В программе одной из основных техник работы является игротерапия, так как с помощью игры, дети с трудностями в общении в увлекательной форме научается строить партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, могут реализовать в символической игровой форме длительно подавляемые важные потребности – в активности, демонстрации своих возможностей, чувств и др. Так же используются ...

Одним из первых открывателей метода релаксации можно считать французского аптекаря Э. Куэ. Им была создана и пропагандирована «школа самообладания путем сознательного самовнушения». Своим больным он заявлял, что выздоровление наступит непременно, если насколько раз в день, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 30 раз повторять соответствующую формулировку самовнушения. Впоследствии этот метод скомпрометировал себя ввиду того, что Куэ необоснованно распространил его в качестве действенного средства не только на всю медицину, но и на ряд социальных и идеологических сторон жизни общества.

В дальнейшем американский ученый и исследователь Эдмунд Джейкобсон, показал, что разные эмоциональные реакции вызывают напряжение скелетной мускулатуры в строго определенном для каждой эмоции участке тела. Так, например, депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры, при эмоциях страха напрягаются мышцы речедвигательного аппарата и затылочные мышцы. В результате исследования было выявлено, что у больных неврозами постоянно повышен тонус определенных групп мышц и поэтому происходит перенапряжение нервных процессов, вызывающее ощущение утомления и общей слабости. Обучая невротиков специальным приемам мышечного расслабления, Джейкобсон убедился в большой действенности этого метода как лечебного средства. Впоследствии он стал известен как «метод прогрессивной (последовательной) релаксации».

До последнего времени считалось, что релаксация представляет собой совершенно безопасную форму терапевтического вмешательства. Однако по мере роста популярности этих методов был установлен ряд негативных побочных эффектов. Обобщив научные исследования и клинические наблюдения, Эверли и Розенфельд (1985) описывают пять основных типов побочных эффектов, которые могут возникнуть при обучении поведенческой релаксации.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

  1. Утрата контакта с реальностью. Этот тип нарушения характеризуется развитием острых галлюцинаторных состояний (как слуховых, так и зрительных) и бреда (обычно параноидного типа).

    Могут возникать также деперсонализация и необычные соматические ощущения.

  2. Панические состояния. Панические реакции характеризуются высоким уровнем тревоги, связанной с ослаблением поведенческого контроля при релаксации, проявляются в частичной утрате чувства безопасности, а в некоторых случаях и в появлении сексуально окрашенных эмоций.
  3. Чрезмерное трофотропное состояние. В некоторых случаях применение релаксационных методов в терапевтических целях может вызвать чрезмерное снижение уровня психофизиологического функционирования пациента. В результате этого могут наблюдаться следующие феномены:
  4. Состояние временной гипотензии. Прежде чем применять релаксационные методики, нужно измерить артериальное давления пациента в состоянии покоя; если оно ниже 90/50 мм рт.ст., должны быть приняты меры предосторожности.
  5. Состояние временной гипогликемии. Глубокая релаксация оказывает на некоторых людей инсулиноподобное действие и может вызвать у них гипогликемическое состояние, если пациент предрасположен к реакции такого рода или если он не поел в этот день как следует. Это состояние может продолжаться до тех пор, пока пациент не примет пищу.

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, а также насекомым.

Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы. Сон отличается от сноподобных состояний комы, наркоза, спячки или гипноза – тем, что он наступает под действием внутренних, а не внешних факторов, и при нем сохраняется способность к пробуждению.

Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. Это неудивительно, поскольку треть жизни человек проводит во сне.

5 стр., 2277 слов

МЕТОДИКА URIКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАДИЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Опросник для исследования стадии психотерапии URIКА (the Universiti of Rhode Island Change Assessment Scale) создан групой авторов (МсСоnnaughу, Ргochasка, Velisег) в начале 80-х годов. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышлените, размышление, действие и сохранение), выделенные DiClemente к Ргochasка (1983, 1985). С помощью методики URIКА можно ...

Современные исследования значительно обогатили наши представления о сне. В лабораториях, занимающихся изучением сна, создаются специальные условия, позволяющие оценить влияние на сон определенных факторов. Подобные исследования имеют важное значение для диагностики и лечения нарушений сна, а также для анализа воздействия лекарственных средств на центральную нервную систему.

Одним из первых и важнейших результатов лабораторных исследований стало открытие, что у спящего человека в течение ночи периодически возникают быстрые движения глаз (БДГ).

Фаза сна, во время которой регистрируются БДГ, была названа «быстрым» (или парадоксальным) сном или сном с БДГ; в этой фазе человек чаще всего видит сновидения. Остальные стадии сна, во время которых не наблюдается быстрых движений глаз, собирательно назвали «медленным» сном или сном без БДГ.

ФАЗЫ СНА

Медленный сон, в свою очередь, состоит из отдельных стадий. Они обозначаются как 1-я, 2-я, 3-я и 4-я стадии. Быстрый сон не делится на отдельные стадии и рассматривается как единая фаза.

У человека 1-я стадия связана с процессом засыпания. В это время происходит модификация альфа-ритма на ЭЭГ. По мере засыпания альфа-волны постепенно исчезают, уступая место низкоамплитудной высокочастотной активности. БДГ при этом отсутствуют.

Переход от бодрствования ко сну сопровождается многократным ощущением уплывания, часто прерывающегося внезапным вздрагиванием, которое вновь пробуждает человека. Значение такого подергивания неизвестно, но полагают, что оно может быть реакцией активации на значимый, хотя и слабый внешний раздражитель.

Первая стадия быстро переходит во вторую. В этот момент на ЭЭГ обычно регистрируются вспышки активности частотой 12–16 циклов в секунду («сонные веретена»), которые чередуются с фоновой низкоамплитудной активностью. Для 3-й стадии характерно наличие на ЭЭГ высокоамплитудных медленных волн частотой 1–3 цикла в секунду, иногда сочетающихся с «сонными веретенами». В 4-й стадии не менее половины времени доминируют высокоамплитудные медленные волны.

14 стр., 6693 слов

Cон. Мозг человека во время сна

Курсовая работа Cон. Мозг человека во время сна Автор: Барыкина Дарья Фамилия и инициалы консультанта: Тарасова Н.И. Место работы консультанта: учитель химии, МБОУ «Лицей г. Сусумана» Гипотеза: Сон имеет важное значение для человека. Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий ...

Нарушение сна вызывают большинство психоактивных, т.е. влияющих на психическую деятельность, средств. К ним относят стимуляторы центральной нервной системы (например, амфетамин), антидепрессанты, седативные средства (например, снотворные и транквилизаторы).

Стимулирующий эффект никотина тоже может нарушать сон. Пробуждения в ночное время способен вызывать и алкоголь. Особенно неблагоприятное влияние на сон оказывает злоупотребление снотворными. При попытке прекратить прием снотворных после нескольких дней их применения могут наблюдаться увеличение периодов сна с БДГ и ночные кошмары.

ФУНКЦИИ СНА

1.         Сон обеспечивает отдых организма.

2.         Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.

3.         Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.

4.         Сон — это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь).

5.         Сон восстанавливает иммунитет.

Список литературы

  1. Островский Э.В. Основы психологии. – М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие .- М.: Проспект, 2009.
  4. Электронные ресурсы в сети Интернет.

Тестовое задание

Наиболее эффективным методом воздействия на человека, нахо­дящегося в депрессивном состоянии, является:

а) применение антидепрессантов;

б) помощь психотерапевта;

в) занятие экстремальными видами спорта;

г) пассивное ожидание окончания депрессивного состояния.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Психотерапия – термин, объединяющий большую группу методик, цель которых — при помощи определенных техник, в частности беседы, понять и скорректировать мыслительные и эмоциональные нарушения. Любая методика психотерапии строится на доверительных взаимоотношениях врача и пациента.

Главное воздействие психотерапии – научить человека контролировать свои мысли, поведение и психическое здоровье в целом. Сюда же относится улучшение взаимоотношений с людьми, жизненные планы, организация личного времени и избавление от хаоса и беспорядка, оставленного депрессией.

В отличие от медикаментозного лечения психотерапия предполагает более активную роль пациента в процессе лечения. Психотерапия помогает больным развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисными ситуациями, не погружаясь в депрессию.

Психотерапия также поможет человеку скорректировать образ мышления, поменять свое отношение к стрессовым ситуациям или людям и, в целом, вернуть жизнь в нормальное русло.

Психотерапия имеет главное преимущество перед антидепрессантами – она дает человеку общение. Существует предубеждение, что на сеансах психотерапии врач ничего не делает, просто сидит и слушает. Это не совсем так. Беседа с психотерапевтом может стать положительным, конструктивным и действенным опытом для человека.

13