УДК 159.92 ББК 88.3 П54
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Рецензент:
А. С. Батуев —доктор биологических наук, академик РАО
Полякова О. Н.
П54 Рабочая тетрадь по зоопсихологии и сравнительной психологии / О. Н. Полякова, А. А. Лебедев — СПб.: Речь, 2012. — 48 с.
ISBN987-5-9268-1230-2
Данное пособие предназначено в качестве иллюстративного материала для проведения практических занятий или самостоятельной работы студентов при изучении курса зоопсихологии и сравнительной психологии. В Рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии представлено 39 заданий в виде таблиц и схем, а также вопросов, работая с которыми студенты получают возможность структурировать лекционный материал, дополнять его собственными примерами. Это позволит с большей эффективность усваивать материал курса «Зоопсихология и сравнительная психология».
УДК 159.92 ББК 88.3
Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены.
Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение в сети Интернет, возможна только с разрешения издательства.
© О. Н. Полякова, А. А. Лебедев, 2012 © Издательство «Речь», 2012 © П. В. Борозенец, обложка, 2012
Подписано в печать 27.12.2011 г. Формат 70xl00’/i6. Печ. л. 3. Тираж 1000 экз. Заказ №56
ООО Издательство «Речь» 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь»» Тел.: (812) 329-08-80, 323-76-70, info@rech.spb.ru Представительство в Москве; тел.: (495) 502-67-07 По вопросам оптовой закупки книг издательства «Речь» обращайтесь по тел.: (812) 323-76-70, 323-90-63 и по электронной почте: rech@inbox.ru
Интернет-магазин: www.rech.spb.nj
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Петроцептр» Обособленное подразделение «Пушкинская типофа(|)ия» 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Средняя ул., З/Н
Аспирантура (справочник по Питеру) Факультет психологии Санкт-Петербургского ...
... и диплом об окончании высшего учебного заведения предъявляются лично. На факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (набережная Макарова, д.6, кабинет 204а) с 1 июля ... 328-9745; тел./факс: 328-5039 Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9, каб.75. Аспирантура и докторантура факультета психологии СПбГУ: Ответственный – кандидат психологических наук ...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Анатомия центральной нервной системы.
Общий план строения головного мозга 6
Эволюция головного мозга 7
Антропология. Теории происхождения человека 8
Экология. Экологические факторы 9
Зоопсихология — понятие, методы, поведение 10
Врожденное поведение 12
Рефлекс как элементарная единица поведения 13
Структура рефлекса 14
Безусловные рефлексы 15
Ориентировочный рефлекс 16
Классификация рефлексов 17
Условные рефлексы 18
Импринтинг = запечатление 19
Инстинкт = внутреннее побуждение 21
Свойства инстинктов 22
Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения 23
«Врожденный разрешающий механизм» 24
Приобретенное поведение 25
Поведение: индивидуальное, репродуктивное, социальное 36
Глоссарий 45
Семинарские занятия 49
Иснользоианная и рекомендуемая литература 51
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предназначено в качестве иллюстративного материала для проведения практических занятий или самостоятельной работы студентов при изучении курса зоопсихологии и сравнительной психологии. В Рабочей тетради по зоопсихологии и сравнительной психологии представлено 39 заданий в виде таблиц и схем, а также вопросов, работая с которыми студенты получают возможность структурировать лекционный материал, дополнять его собственными примерами. Это позволит с большей эффективностью усваивать материал курса «Зоопсихология и сравнительная психология».
Методические рекомендации
Результатом работы с предложенным пособием должно стать приобретение студентами прочных знаний в области:
- основных дидактических единиц;
- понятийного аппарата зоопсихологии и сравнительной психологии;
- особенностей проявления в онтогенезе врожденных форм поведения;
- особенностей проявления в онтогенезе приобретенных форм поведения;
- сравнительного анализа сложных форм поведения у человека и животных.
Для работы с предложенным иллюстрированным пособием студентам потребуются:
- шариковая ручка для выполнения подписей к рисункам и записей;
- цветные карандаши для раскрашивания некоторых схем и рисунков;
- справочные пособия в виде атласов, учебников, словарей и записей лекций (список рекомендуемой литературы см. в конце пособия);
- терпение, усидчивость и настойчивость в освоении новых знаний.
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Задание 1.Запишите в таблице основные формы деятельности, которые выполняют разные отделы мозга. Отдел мозга |
Основные части отдела |
Анализ сенсорной информации |
Регуляция внутренней среды организма (гомеостаз) |
Регуляция двигательных реакций и более сложных форм поведения |
Спинной мозг |
||||
Продолговатый мозг |
||||
Задний мозг |
Мозжечок |
|||
Мост |
||||
Средний мозг |
Крыша мозга (тектум) |
|||
Ножки мозга |
||||
Продолговатый мозг |
Эпиталамус |
|||
Таламус |
||||
Гипоталамус |
||||
Конечный мозг |
Базальные ганглии |
|||
Кора больших полушарий |
эволюция головного МОЗГА
Задание 2.На рисунках с помощью цветных карандашей разными цветами выделите: ствол мозга и спинной мозг, мозжечок, кору больших полушарий конечного мозга.
Задание 3. Заполните таблицу«Эволюция развития поведения». Особенности нервной ткани |
Представители животного мира |
Способность к обучению |
Особенности адаптивного поведения |
— |
одноклеточные |
||
Диффузная н. с. |
|||
Ортогонального типа |
|||
Брюшная нервная цепочка |
|||
Узловая и. с. |
|||
Нервная трубка |
|||
Развитие головного мозга |
АНТРОПОЛОГИЯ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Задание 4. Заполните таблицу«Теории происхождения человека». Предполагаемый «источник» происхождения человека |
Название теории |
Создатели и сторонники данной теории |
Недостатки или противоречия данной теории |
Божественный акт творения |
|||
От древних обезьян |
|||
От речной (водной) обезьяны |
экология.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Задание 5. Заполните схему «Экологические факторы», название факторов: их описание и основные характеристики: |
« |
|
Абиотические |
||
Биотические |
||
Антропогенные |
||
зоопсихология —
ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ, ПОВЕДЕНИЕ
Зоопсихология — это:
- Наука о проявлениях, закономерностях и эволюции поведения на уровне животного.
- Наука о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психических процессов у животных.
- Наука о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Задачи зоопсихологии:
- наблюдение и описание;
- определение непосредственных причин данной формы поведения;
- развитие этой формы поведения;
- эволюционная история поведения;
- функции поведения.
Поведение— это внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой.
Задание 6.Запишите в предлагаемых рамках два определения того, что понимают под поведением представители разных школ, занимающихся изучением зоопсихологии и сравнительной психологии.
Задание 1. Заполните таблицу«Школы изучения зоопсихологии и сравнительной психологии».
ВРОЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Задание 8.Дайте основные характеристики поведения, которое можно считать врожденным (в отличие от приобретаемого).
ЗаданиеР. Дайте определения рефлекса, импринтинга и инстинкта как основным формам врожденного поведения; приведите по примеру, иллюстрирующему их врожденные свойства.
РЕФЛЕКС
КАК ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ
Задание 10.Допишите определение рефлекса.
Рефлекс —это реакция организма на
, )
опосредуемая нервной системой.
Задание 11.Подпишите все элементы двунейронной рефлекторной дуги.
Задание 12.Дайте определение понятию латентного периода (А) и опишите его особенности (Б).
А. Латентный период рефлекса— это
Б. Длительность латентного периода рефлекса зависит от: 1.
2.
3.
СТРУКТУРА РЕФЛЕКСА
Задание 13.Напишите, в каких областях нервной системы располагаются 1-е, 2-е и 3-е звенья рефлекса, и приведите примеры двигательной и вегетативной рефлекторных реакций.
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Задание 14.Дайте определение безусловному рефлексу. Безусловный рефлекс — это:
Задание 15.Дайте краткую характеристику каждому из приведенных свойств рефлекса (А) и приведите к этому свойству пример (Б).
Свойства рефлексов:
Последействие —
Суммация —
Врабатывание —
Утомление —
А.
А.
А.
А.
Б.
Б.
Б.
Б.
Задание 16.Опишите механизм возникновения и развития (по звеньям нервной системы) безусловного рефлекса на двух любых примерах двигательного (1)и вегетативного (2)рефлексов.
Пример 1.
1.Описание рефлекторной реакции:
- е звено:.
- е звено:.
- е звено:
Пример 2.
2.Описание рефлекса:
- е звено:.
- е звено:,
- е звено:
Задание 18.Выполните задания А, Б, В.
А. Опишите свойства стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс.
1.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС
Задание77. Дайте определение ориентировочного рефлекса, ощущения, восприятия, представления.
Ориентировочный рефлекс — это
Ощущение — это.
Восприятие — это.
Представление — это.
2.
3.
Б. Опишите условия, при которых на те же стимулы ориентировочный рефлекс не возникает.
1.
2.
3.
4.
В. Напишите, какое биологическое значение имеет ориентировочный рефлекс.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ
Задание 19.Приведите примеры на каждый вид рефлексов.
Задание 20.Приведите примеры условных сигналов, подкрепляющих рефлекторную реакцию.
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Задание 21.Дайте определение условного рефлекса.Условные рефлексы— это:
Задание 22.Опишите этапы формирования на примере какого-либо условного рефлекса, взятого из вашего жизненного опыта. ‘
Этапы формирования условного рефлекса
Описание этапа
Задание 23.Дайте определение понятию инструментального рефлекса, отметьте его принципиальные отличия от других условных рефлексов.
Инструментальный рефлекс — это:
ИМПРИНТИНГ = ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ
Задание 24.Дайте характеристики импринтинга.
Импринтинг — это специфический вид обучения, который заключается в том, что
Задание 25.Дайте пояснения перечисленным свойствам импринтинга (что это такое) и приведите примеры.
Свойства импринтинга
Период
сенситивности —
Необратимость процесса —
Адекватность объекта —
Задание 26.Приведите примеры последствий запечатления в разных жизненных ситуациях.
Когда возникает опасность…
При повышении тревожности…
Задание 27.Напишите, в чем принципиальные отличия разных видов запечатления.
инстинкт= ВНУТРЕННЕЕ ПОБУЖДЕНИЕ
Задание 28.Дайте характеристики инстинкта
Инстинкты— это врожденныепрограммы поведения; это означает, что
они:
Задание 29.Приведите примеры инстинктивных форм поведенияИнстинкты:
СВОЙСТВА ИНСТИНКТОВ
Инстинкт— это набор адаптивных реакций, которые готовы к выполнению при первой же необходимости в них или в определенное время.
Задание 30.Опишите характеристики факторов, вызывающих инстинктивное поведение.
Инстинкт
Внутренний раздражитель
Внешний раздражитель
Задание 31.Дайте определение инстинктивному поведению.Инстинктивное поведение— это
Задание 32.Перечислите критерии, по которым какое-либо поведение можно описать как инстинктивное.
Свойства инстинктов:
КОМПЛЕКС ФИКСИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ЕДИНИЦА ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Задание 33.Впишите в схемы А и Б примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения (А) и сложной формы поведения (Б).
Задание 34.Дайте определение понятиям «ключевые стимулы» и «комплекс фиксированных действий».
Ключевые стимулы — это
Комплекс фиксированных действий — это
«ВРОЖДЕННЫЙ РАЗРЕШАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ» Задание 35.Дайте определение понятию врожденного разрешающего механизма и на примере какого-нибудь инстинктивного поведения заполните схему А.
Врожденный разрешающий механизм — это.
А. «Ключ» — |
||
Инстинктивная реакция |
||
«Замок» — |
||
Задание 36.Напишите условия, при которых инстинктивное действие проявляется спонтанно, казалось бы, без наличия ключевого стимула.
Инстинкт— это способность действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели и без предварительной выучки производить конкретное целенаправленное действие (Уильям Джеймс).
ПРИОБРЕТЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Задание 37.Дайте определение понятию приобретенного поведения.Приобретенное поведение— это
Задание 38.Приведите примеры возникновения приобретенных форм поведения в разные периоды онтогенеза у незрелорождающихся млекопитающих.
1) При рождении:.
2) В период молочного вскармливания:.
3) При повышении уровня самостоятельности:.
4) При наступлении половозрел ости:.
Задание 39.На основании одной из классификаций потребностей заполните следующую схему.
Поведение, направленное на удовлетворение данных потребностей:
)
Задание 40.Заполните таблицы 1-20 по предлагаемым вам формам поведения у млекопитающих. 1. Исследовательское поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
2. Локомоторная активность — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
|||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
25
3. Манипуляторная активность — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
Рабочая тетрадь по зоопсихологии — Стр 2
4. Поведение, связанное со страхом — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
|||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
5. Игровое поведение |
— ЭТО… |
||
Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда |
Период онтогенеза, когда происходит |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
это поведение появляется впервые |
ослабление или исчезновение этой формы поведения |
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
6. Пищедобывательное поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
7. Поведение, обеспечивающее терморегуляцию, — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
|||
« |
||||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
8. Защитное поведение(убежище, избегание опасности, защита дете- ныща) — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
|||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
19. Иерархическое поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда |
Период онтогенеза, когда происходит |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
это поведение |
ослабление или |
|
появляется впервые |
исчезновение этой формы поведения |
|||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
V. |
10. Смещенная активность — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
|||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
11. Орудийная деятельность — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
12. Репродуктивное поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную скорму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
13. Половое поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда |
Период онтогенеза, когда происходит |
||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
это поведение появляется впервые |
ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
Ч’. |
14.Ткездостроение — |
ЭТО… |
||||
Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда |
Период онтогенеза, когда происходит |
|||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
это поведение появляется впервые |
ослабление или исчезновение этой формы поведения |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
15. Материнское поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения « |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
16. Отцовское поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
17. Агрессивное поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
18. Территориальное поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внещний ключевой стимул |
||||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
19. Иерархическое поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|||
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||||
Функциональное значение данной формы поведения: |
20. Сложное охотничье поведение — это… Врожденные факторы,запускающие данную форму поведения |
Период онтогенеза, когда это поведение появляется впервые |
Период онтогенеза, когда происходит ослабление или исчезновение этой формы поведения |
|
внутренний стимул (гуморально-гормональный) |
внешний ключевой стимул |
||
Факторы индивидуальногоразвития, оказывающие влияние на становление данной формы поведения: |
|||
Функциональное значение данной формы поведения: |
ПОВЕДЕНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, РЕПРОДУКТИВНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ
Индивидуальное поведение
Индивидуальное поведение направлено на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи.
Исследовательская активность— комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения. Оказавшись в незнакомой обстановке, животное будет передвигаться, обследуя все, что его окружает. Новизна усиливает исследовательское поведение, но может прерываться реакциями страха. Исследовательская активность может быть или активной, или пассивной. К пассивному исследованию относят ориентировочную реакцию (рефлекс «что такое?» по И. П. Павлову), выражающийся в торможении текущей деятельности, повороте глаз и ушей в сторону источника раздражения. И. П. Павлов рассматривал ориентировочную реакцию как двигательную реакцию животного на изменение в окружающей обстановке, возникающую прежде всего на «новизну» и обеспечивающую наиболее полное восприятие этих изменений. И. П. Павлов выделял также собственно исследовательский рефлекс, когда животное направляется к источнику раздражения, чтобы лучше воспринять и оценить его.
Исследовательское поведение может быть запущено как внешними факторами (например, в случае ориентировочной реакции), так и внутренними. К числу последних можно отнести начальный этап игрового поведения, пищедобывательного поведения, родительского поведения; исследовательская активность является элементом территориального поведения, брачного поведения и других форм социального контакта.
Локомоции— поступательные перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций (ползание, плавание, бег, ходьба, полет, роющие движения).
У одноклеточных организмов локомоторная активность осуществляется при помощи специализированных двигательных приспособлений: псевдоподий, жгутиков и ресничек, и называется таксисом.Таксис может быть положительным (в сторону источника раздражения) и отрицательным (в противоположную от источника раздражения сторону).
У многоклеточных организмов локомоция возможна за счет сокращения мышц (гладкой мускулатуры у червей и моллюсков и поперечно-полосатой мускулатуры у насекомых и позвоночных).
Локомоторная активность сопровождает реализацию любой потребности, I)том числе и во время сна (за исключением анабиоза).
Манипуляторная активность (манипуляции)— совокупность действий особи с предметом, направленных на его использование в приспособительной деятельности. Манипуляторные действия совершаются ротовыми частями и конечностями. С помощью конечностей животные совершают самые разнообразные движения относительно овладения объектом в поле зрения. Манипуляции служат компонентом пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного и др. видов поведения животного.
Компенсаторное манипулирование — повышение доли манипуляторного поведения при обеднении среды.
Гигиеническое поведение— совокупность действий, направленных на поддержание чистоты тела, осуществление мочеотделения и дефекации. Выделяют комфортный груминг (чистка) и груминг как смещенную активность (возникает в некомфортной стрессорной ситуации).
Б последнем случае груминг снимает напряжение. Для замещающего груминга характерно то, что он не соответствует обычно вызывающим его причинам, совершается часто и (у человека) чаще всего неосознанно.
Смешенное поведение.Как правило, изменение поведения возникает как адекватная реакция в ответ на изменения, произошедшие во внутренней среде животного (появление определенной мотивации) или во внешнем окружении. Иногда, однако, реакция может быть неадекватной, поведение может не соответствовать ситуации. Подобная активность часто оказывается проявлением конфликта. Смещенная активность может выглядеть как переадресованная реакция, когда животное направляет свои эмоции на другой объект (нижестоящую по рангу особь или неживой предмет окружающей среды).
Смещенная активность может проявляться как груминг
Смещенная активность встречается как элемент многих форм агрессивного поведения, а также в брачном ритуале.
Игровое поведение.В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики. В полной мере его можно наблюдать у млекопитающих и у птиц.
Игровое поведение начинается у млекопитающих еще во время молочного вскармливания и усиливается при переходе детеныша на другой пищевой рацион. Этот период предшествует половому созреванию, и часто игры, проявляющиеся в это время, называют «сексуальными играми»’,они имеют огромное значение для дальнейшего полового поведения. Во время игр животные уясняют правила поведения, в соответствии с которыми им предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни.
Игры могут быть групповыми и одиночными. Последние называются манипуляторными,и для них используются разнообразные «игрушки», с помощью которых совершенствуется моторика ротового аппарата и передних конечностей. У локомоторных игросновное назначение состоит
в формировании двигательных навыков и освоении законов движения. Они могут быть и одиночными, и групповыми. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Групповое поведение у животных формируется в большой степени в процессе игры. Эту роль выполняют совместные игры:под ними следует понимать такие игры, при которых имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров. Совместные игры встречаются у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Согласованность деятельности игровых партнеров основывается на обоюдной врожденной сигнализации. Эти сигналы выполняют функцию ключевых стимулов игрового поведения. Это специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнера о готовности к игре и «приглашающие» его принять в ней участие.
Пищедобывательное поведениепредставляет собой комплекс двигательных актов, направленных на поиск, схватывание, удержание и поглощение добычи, а также поведение, связанное с запасанием корма.
По стратегии питания всех животных можно разделить на пять групп: фильтрующие воду; паразиты (эндо- и эктопаразиты); растительноядные (собиратели и пастбищные); плотоядные (одиночные хищники и охотники в группе); всеядные.
К формам поведения, связанным с питанием, относится хищничество. Хищничество,скорее всего, не имеет ничего общего с агрессией, так как с регуляцией хищнического и агрессивного поведения связаны, как было установлено, разные зоны мозга. Существует целый ряд приспособлений к хищничеству; некоторые виды (цапли, богомолы) пассивно поджидают добычу, другие виды активно охотятся — обездвиживают, хватают жертву, сжимают, оглушают добычу и т. д.
Запасание и хищничество в значительной степени обеспечиваются врожденными программами, однако двигательные навыки совершенствуются и в течение жизни животных.
Поведение, обеспечивающее процессы терморегуляции,направлено на поиск и поддержание оптимального температурного режима. Животные(теплокровные и хладнокровные)в разной степени могут поддерживать постоянную температуру тела за счет внутренних резервов. Определенные формы поведения направлены на поддержание температурного гомеостаза, на повышение температуры тела (выйти на солнце, спрятаться в убежище) и на снижение (спрятаться в укрытие, высунуть язык и часто дышать, войти в воду и т п.).
Наряду с индивидуальными механизмами терморегуляции существуют групповые, когда животные или птицы в группе греют друг друга, периодически меняясь местами (с периферии в центр).
Это особенно ярко проявляется в ночные часы.
Орудийная деятельность— это форма поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве
Рабочая тетрадь по зоопсихологии — Стр 3
средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом. При этом применение животными орудий является результатом не случайных манипуляций, а целенаправленным актом.
В естественных условиях орудиями пользуются, кроме высших обезьян, дятловые вьюрки (добывают насекомых с помощью палочек), калифорнийские каланы (разбивают раковины моллюсков камнями), новокаледонские галки (изготавливают «крючки» для ловли насекомых).
Однако, в отличие от обезьян, орудийная деятельность большинства птиц и животных в значительной степени — врожденное поведение. Орудийная деятельность у приматов в естественных условиях также встречается редко, имеются отдельные наблюдения, как шимпанзе достают палкой термитов и разбивают орех камнями на наковальнях; макаки, «мойщики картофеля», полощут овощи. Отличие человеческой орудийной деятельности от деятельности обезьян состоит в том, что последние не хранят орудия, не могут их использовать для совместной деятельности и для изготовления других орудий.
Защитное поведение— это достаточно широкий набор двигательных актов, которые подразумевают самозащиту и защиту своего потомства. Включает в себя также такие понятия, как агрессивное поведение и агонистическое поведение.
Агонистическое поведение —это поведение, которое возникает между особями в конфликтных ситуациях, подразумевает комплекс актов конкурентной ситуации и включает: нападение, угрозу, подчинение, бегство.Агрессивное поведениедалеко не всегда связано с нанесением повреждений, чаще всего оно идет под рубрикой самоутверждения и соперничества и направлено на достижение определенного иерархического статуса и преимуществ (права на территорию, доступ к ресурсам, половому партнеру).
Поскольку нанесение повреждения другой особи часто связано с риском пострадать самому, агрессивное поведение несет в себе демонстративные сигналы, так называемые ритуализированные угрозы, которые пугают противника и вызывают защитное поведение.
Агрессивное поведениевсегда сопровождается эмоциями, среди которых часто имеет место страх. Страх может перерасти в агрессию. Страх— это реакция на ситуацию угрозы биологическому или социальному существованию индивида со стороны действительной или воображаемой опасности. Поведение, связанное со страхом, может проявляться в виде иммобилизации (неподвижности, замирания), медленного отступления или бегства.Варианты форм агрессивного поведения:
- межсамцовая агрессия, наиболее резко проявляющаяся при встрече двух самцов, незнакомых друг другу;
- агрессия, порождаемая страхом, которая характерна для животных, находящихся в неволе или загнанных в тупик; обычно ей предшествуют попытки к бегству;
- агрессия при раздражении (она отличается от других форм агрессии тем, что ее вызывают многочисленные разнородные стимулы, многие из которых, по всей видимости, неприятны животному);
- защита территории, происходящая только в пределах той области, в которой данное животное обосновалось и которую оно охраняет от постороннего вторжения;
- материнская агрессия со стороны самки в ответ на близость какого- либо фактора, угрожающего ее детеныщам;
- инструментальная агрессия — реакция, усвоенная в результате подкрепления каким-либо внешним фактором;
- агрессия, связанная с полом (она провоцируется теми же стимулами, которые вызывают половое поведение);
- агрессивная реакция хищника по отношению к жертве (это поддерживается не всеми исследователями).
Выделяют следующие причины возникновения агрессии: агрессия как ответ на вторжение (защитная реакция), агрессия как инструмент уничтожения препятствия на пути к достижению определенной цели (вынужденная реакция), агрессия как ответная реакция на ограничение пространства, ограничение свободы движений.
Агрессию устранить нельзя, ее можно только переадресовать на другие живые и неживые объекты. Переадресация агрессии запускается, если раздражитель сам представляет опасность, и физическое противоборство замещается психическим. Подчиненное поведение у животных тормозит агрессию.
Репродуктивное поведение
Репродуктивное поведениесвязано с образованием брачных пар, выведением потомства, его защитой и воспитанием.
При достижении критического уровня половых гормонов в крови животные оказываются чувствительными к запускающим факторам полового поведения (особенности внешнего вида потенциальных партнеров по спариванию, запахи половых аттрактантов, «брачные песни и танцы»).
На изменение уровня половых гормонов влияют как внешние факторы (температура, продолжительность светового дня), так и внутренние часы (пейсмекеры) организма. При этом активируется программа репродуктивного поведения и происходит запуск строгой последовательности целесообразных действий. Именно в этот репродуктивный период организм самки подготавливается к оплодотворению. Брачный период обычно наблюдается один раз в год (моноэстральный цикл) и ограничивается несколькими днями, а у некоторых видов он может повторяться в течение года (полиэстральный цикл).
У человека повторяющийся полиэстральный цикл, связанный с овуляцией и подготовкой к оплодотворению по длительности, соответствует одному лунному месяцу (менструальный цикл).
Репродуктивное поведение включает в себя несколько этапов: брачное поведение, которое завершается спариванием, гнездостроение, которое может входить в часть брачного поведения, роды, мате15инское и отцовское поведение (последнее — обычно в случае совместного выкармливания детенышей).
Брачное поведениеявляется комплексом действий, синхронизирующих поведение партнеров, которое заканчивается спариванием.Брачное поведение начинается с призыва(может быть аудиальным, визуальным, одорантным).
Для многих животных в этом периоде необходимо занимать определенную территорию или призовое (центральное) место на «токовище», поэтому возможно проявление межсамцовой агрессии. Следующим этапом будет знакомство,которое включает обязательную видовую и персональную идентификацию потенциального партнера. Распознавание основано на выявлении визуальных, запаховых и звуковых признаков. Далее идет этап ухаживания,или проверки,направленной на выявление индивидуальных возможностей полового партнера как носителя «успешных» генов. Это важно в первую очередь для самки, поскольку количество яйцеклеток гораздо меньше, чем сперматозоидов, особенно у тех видов животных, для которых характерен уход за потомством. Поэтому потенциального отца своих детей самки, если имеют возможность выбирать, оценивают по таким параметрам, как здоровье (по внешнему виду и физической выносливости), и проверяют на будущее отцовство (в ритуализированном виде).
Основной задачей этого этапа является преодоление агрессии при входе в индивидуальное пространство другой особи (полового партнера), а это необходимо для спаривания. Животные очень чувствительны к нарушению границ индивидуального пространства, поэтому выполнение данной процедуры требует максимальной стандартизации и ритуализации видового поведения. Последнее определяется жесткими инстинктивными программами, даже при незначительном нарушении которых спаривание будет невозможно.
У животных с выраженным доминированием самцов в период ухаживания отмечается особый период, когда самец демонстративно подчиняется самке, демонстрирует отсутствие агрессивности по отношению к ней. Это явление называют инверсией доминирования.У тех видов, где самец принимает участие в выращивании потомства, инверсия продолжается до конца ухода за ними.
У других животных инверсия доминирования прекращается сразу после спаривания.
Период ухаживания завершается спариванием.
Родительское поведениепроявляется в заботе и защите своего потомства. Среди животных, совместно выкармливающих свое потомство, часто встречается разделение ролей между самцом и самкой.
Материнское поведениев большей степени отличается от отцовского у млекопитающих, поскольку у них детеныши в ранний постнатальный
период жизни полностью зависят от матери, находясь на грудном вскармливании. Начинается материнское поведение еще до рождения детеныша, с поведения, связанного с гнездостроением.У многих видов животных и у большинства птиц оно запускается еще до спаривания. У птиц важным этапом материнского поведения является высиживание яиц,впрочем, это может быть и элементом отцовского поведения, в таком случае родители равноправно разделяют родительские «обязанности» и при дальнейшем выхаживании потомства.
Родыявляются следующим этапом материнского поведения у животных. Они запускаются определенными гормональными механизмами (существует точка зрения, что роды провоцируются прежде всего сигналами со стороны самого детеныша, повышающими уровень окситоцина в крови у матери до критического значения).
Рождение детеныша, первый уход за ним (его вылизывание), а также манипуляции с последом (у многих животных самки его съедают), также входят в жесткую инстинктивную программу материнского поведения. Взаимное запечатление(зрительное, визуальное и обонятельное) происходит при первом контакте матери и детеныша, оно необходимо для дальнейшей взаимной идентификации ими друг друга. У зрелорождающихся животных и выводковых птиц импринтинг жизненно необходимо для выживания детеныша с первых часов его появления на свет.
Для запуска материнского поведения необходимо наличие определенного гормонального статуса (прежде всего это касается уровня окситоцина и пролактина в крови), и первое кормление является тем «разрешающим механизмом», который включает гормональный механизм на рефлекторном уровне. Забота о потомстве включается самим внешним видом детеныша: непропорционально большая голова, укороченное лицо, выпуклый лоб, круглые глаза, пухлые щеки. Эти признаки также способствуют снятию афсссивных реакций со стороны других взрослых особей стаи.
В материнском поведении различаются три периода: забота о потомстве, в котором выделяют стадии привязанности и покровительства; индифферентный период, когда еще сохраняется покровительство; период отталкивания, приходящийся на завершение молочного вскармливания у млекопитающих и появления взрослого оперения птенцов у птиц, когда молодежь переходит на самостоятельное аналогичное другим взрослым особям пропитание.
Отцовское поведениеу животных, совместно выращивающих потомство, в случае разделения функций с матерью, связано с охраной и защитой территории, добычей пищи для самки и детенышей и поддержанием порядка в семье (доминантный самец обычно опекает младших членов семьи, пока они не достигают пубертатного возрастного периода), что особенно важно для социальных животных.
Социальное поведение
Социальное поведениеобъединяет все виды взаимодействий и коммуникаций у животных в сообществе. Одной из особенностей социального поведения является сотрудничество животных.
Выделяют истинныесообщества животных (стада, стаи), в которых особи не только держатся вместе, но и действуют совместно. Сообщества бывают анонимные, в которых вожак возникает стихийно, и индивидуализированные, в которых особи постоянно обмениваются информацией друг с другом, находятся в определенных (иерархических) отношениях друг с другом, и выбор полового партнера происходит в пределах данного сообщества.
Иерархическое поведение
Иерархия может устанавливаться в малых группах, например в небольших семьях. Но наиболее выражена она в больших и генетически разнородных группах животных одного вида, занимающих общую территорию. Здесь ни одна особь не считает какой-либо участок своим собственным, и каждое животное пользуется им лишь временно; однако не все места одинаково доступны всем особям. Следовательно, иерархия — это производное от агрессивности и территориальности животных.
Выраженность иерархической организации тем сильнее, чем больше опасностей угрожает данному виду Сущность иерархически упорядоченной организации состоит в организации «пирамиды субординации». Вершину такой ступенчатой пирамиды занимает наиболее агрессивная и опытная особь (иногда — особи).
Особей, занимающих господствующие места, называют доминантами,а располагающихся на ступеньку ниже —субдоминантами.Ранги животных, в зависимости от занимаемых ступенек в пирамиде, обозначаются буквами латинского алфавита (от альфы до омеги, омегой называют особей низшей ступени независимо от того, сколько реальных ступеней такая пирамида содержит).
Определить доминирующее животное можно по очередности подхода к кормушке (первым подходит доминант).
Явление впервые было изучено на птицах и получило название «порядок клевания».
Доминирующие члены группы захватывают лучшие участки, лучшую еду, лучших самок. Если животное заняло доминирующее положение, то оно всеми силами стремится сохранить его, прибегая как к физическим средствам наказания, так и к знаковым средствам устрашения или подавления по отношению к непокорным (или к потенциальным конкурентам — субдоминантам).
Доминантом становится необязательно тот, кто значительно сильнее, но тот, кто агрессивен, любит навязывать конфликт, много и умело угрожает, а сам сравнительно легко выдерживает чужие угрозы и быстро оправляется после поражения. Если доминант по какой-либо причине погибает или ослабевает, его место тут же занимает другое животное. У человекообразных обезьян существует жесткая иерархия.
Территориальное поведение— это поведение, связанное с контролем и охраной определенной зоны (более или менее обширной в зависимости от размеров или образа жизни животного) и подразумевающее способность создавать и распознавать границы владений. Оно в первую очередь направлено на представителей своего вида. При территориальном поведении используют такие виды воздействий, как визуальное и акустическое, а также химическая сигнализация. Кроме мимики и поз сигнальное значение могут играть метки (зарубки на деревьях, вытоптанная трава, помет, выделения желез и др.), оставляемые животными. Цель меток — дать знать сородичам о присутствии животного-хозяина на занятом участке. Больше всего меток наносится на периферии участка. На территории есть своеобразное «ядро» (центр психологического комфорта), где расположено гнездо. Есть более отдаленные и беспокойные, а также приграничные зоны, где у животных высокий уровень тревожности. Агрессивность хозяина выше в центре участка, и по мере удаления от него боевитость снижается и повышается страх.
Территориальное поведение часто наблюдается в определенные репродуктивные периоды.
ГЛОССАРИЙ
Агонистическое поведение— сложный комплекс поведенческих реакций, который образуют нападение, угроза, подчинение и бегство.
Агрессивное поведение— поведение, которое возникает между особями в конфликтных ситуациях, подразумевает комплекс актов конкурентной ситуации и включает нападение, угрозу, подчинение, бегство.
Альтруизм— такое поведение, которое приводит к повышению приспособленности другого организма за счет возможного снижения приспособленности особи, совершающей альтруистический акт.
Анонимное сообщество— сообщество животных, где нет специальной структуры. Анонимное сообщество состоит из особей, которые персонально не знают друг друга.
Ассоциативное обучение— тип обучения, при котором в головном мозге образуется связь между двумя раздражителями, один из которых для животного безразличен (условный раздражитель), а другой выполняет роль вознаграждения или наказания (безусловный раздражитель).
Безусловный раздражитель— раздражитель, вызывающий у животного врожденную реакцию.
Безусловный рефлекс— наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия, свойственная виду в целом.
Бихевиоризм— научное направление, сводящее все поведение животных и человека к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы.
Брачные игры— комплексы демонстративных ритуалов в поведении, выполняемых по строго определенному шаблону, которые непосредственно предшествуют спариванию.
Восприятие— процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств; совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности.
Врожденный разрешающий механизм— механизм растормаживания в головном мозге врожденных программ поведения под действием ключевых стимулов.
Груминг— комфортное поведение млекопитающих и птиц, выражающееся уходе за наружными покровами. У многих видов груминг служит одним из механизмов поддержания иерархии.
Доминанта— принцип ведущего действия данного момента; действие, которое подчиняет себе деятельности всего организма.
Защитное поведение— поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей и т д.; может быть пассивное и активное.
Зоопсихология и сравнительная психология— это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции поведения животных, наука о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Игровое поведение— поведение, которое препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности в сложных и изменчивых условиях среды, тем самым повышая адаптивные способности особи.
Имитация— подражательное поведение, которое обеспечивает передачу опыта от одного поколения к другому и лежит в основе «сигнальной наследственности».
Импринтинг— специфический вид обучения, заключающийся в том, что молодое животное воспринимает тот объект, который попал в его поле внимания в первые часы после появления на свет.
Инсайт— экстренное решение новых задач на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями.
Инстинкт— совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, совершаемых в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей.
Индивидуализированное сообщество— сообщество животных, имеющее четкую иерархическую структуру. Каждый член сообщества знает всех остальных «персонально». Структура взаимоотношений животных в индивидуализированных сообществах основана на системе иерархии и ритуализации агрессии.
Исследовательская активность— комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения.
Комплекс фиксированных действий—определенная программа, набор двигательных актов, следующих друг за другом в строго определенной очередности, одинаковый у всех представителей данного вида, пола, возраста.
Критический период— период высокой чувствительности к определенным воздействиям.
Локомоторные игры— игры животных, проявляющиеся в виде активных движений.
Локомоция— перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций. Сюда относят плавание, ползание, роющие движения, бег, ходьбу, полет.
Манипулирование— совокупность действий особи с предметом, направленных на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного и др. поведения животного.
Материнское поведение— поведение, связанное с появлением и заботой о потомстве.
Мышление— рассматривается либо как получение новых знаний на основе творческого процесса, преобразования действительности либо как опосредованное и обобщенное отражение действительности.
Научение— модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта.
Облигатное (обязательное) научение— то, чему животное обязательно должно научиться в определенный момент жизни, чтобы вьгжить.
Оборонительное поведение— поведение, направленное на защиту организма от повреждающих факторов.
Обучение— появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.
Орудийная деятельность— форма поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом.
Пищедобывательное поведение— сложный, многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней.
Психика— свойство высокоорганизованной материи; форма активного отражения действительности, внешнего и внутреннего мира, позволяющая организму адекватно ориентировать свое поведение по отношению к компонентам среды, то есть целенаправленно управлять поведением.
Поведение— совокупность проявления внешней, двигательной активности животного, направленная на установление необходимых связей организма со средой.
Потребность— специфическое свойство живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития.
Привыкание— устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя без какого бы ни было подкрепления.
Реакция следования— стремление детеныша зрелорождающихся видов следовать за объектом, запечатленным в качестве «матери».
Репродуктивное поведение— поведение, связанное с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
Рефлекс— реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, опосредуемая нервной системой.
Сознание— высшая форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний, то есть совокупности чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которые с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям.
Сообщество— такой тип внутрипопуляционных отношений, при котором особи образуют стабильные группировки, занимающие и защищающие определенную территорию.
Социальное поведение— поведение животных в сообществах.
Страх— возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида со стороны действительной или воображаемой опасности.
Территориальное поведение— поведение, которое подразумевает способность создавать и распознавать границы владений.
Экстраполяция— способность животного выносить функцию, известную на отрезке, за ее пределы, способность предвидеть результат события.
Эмоциональный резонанс— поведение, в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего и даже иногда другого вида.
Эмпатия— способность сочувствовать, то есть переживать эмоциональное состояние другого.
Этология— наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- БатуевА. С.Высшая нервная деятельность. М., 2010.
- Дольник В.Непослушное дитя биосферы. СПб., 2002.Ъ. Дьюсбери Д.Поведение животных. М., 1981.
- Зорина 3. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И.Основы этологии и генетики поведения. М., 1999.
- Зорина 3. А., Полетаева И. И.Элементарное мышление у животных. М., 2001.
- Лоренц К.Агрессия (так называемое «зло»).
М., 1994.
- Мак-Фарленд Д.Поведение животных: психобиология, этология. М., 1988.
- Правоторов Г. В.Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, 2001.
- Тинберген Н.Поведение животных. М., 1978.
- Фабри К. Э.Основы зоопсихологии. М., 1993.
- Хайнд Р.Поведение животных. М., 1975.
- Шовен Р.Поведение животных. М., 1972.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1.Врожденные и приобретенные формы поведения в сравнительном аспекте животных и человека.
Цель.Выявить наличие или отсутствие принципиальных различий в проявлении врожденных форм поведения у человека и животных; вариативность проявления приобретенного поведения.
Задания:
- На примере определенной формы поведения рассмотреть ограниченность, стереотипность врожденных форм поведения у животных.
Можно исследовать простую рефлекторную деятельность, условно- рефлекторную, агрессивное поведение, пищедобывательное поведение, страх, игровое поведение и другие.
- На примере той же формы поведения оценить ее социально обусловленные изменения у человека.
Семинар 2.Стратегии полового и родительского поведения в сравнительном аспекте.
Цель.Выявить особенности мужской и женской стратегий поведения в репродуктивном поведении.
Задания:
- Провести сравнительный анализ половых стратегий самца и самки.
- Оценить особенности репродуктивного поведения у млекопитающих.
- При разборе особенностей семейного поведения человека и животных провести дискуссию о положительных и отрицательных моментах общественной и семейной жизни человека, о влиянии социума на его репродуктивные функции.
Семинар 3.Можно ли говорить о наличии у животных каких-либо проявлений сознания — аргументы за и против.
Цель.Определить принципиальные отличия, выделяющие человека из животного мира.
Задачи:
- Дать определения и категории таких понятий, как язык, мышление, интеллект, элементарная мыслительная деятельность, сознание.
- На примерах из животного мира доказать наличие или отсутствие этих категорий у животных на разных филогенетических уровнях.
- Оценить степень отличия данных категорий у человека при сравнении его с дельфином, вороном и высшими приматами.
Семинар 4.Эволюция поведения. Биологическое и социальное в развитии человека.
Цель.Выявить факторы окружающей среды и социальной жизни, оказавшие существенное влияние на особенности поведения и становление человека разумного.
Задачи:
- Дать сравнительную характеристику уровня развития нервной системы и разнообразие форм поведения.
- Проанализировать истоки происхождения психики человека в процессе эволюции.
- Определить биологические особенности человека в ряду млекопитающих.
- Определить социальные особенности человека в сравнительн0маспекте с другими общественными животными.