Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 22

16

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»

Выполнил студент (ка)___________________

_группы_______заочной формы обучения___

__________________________________________

__________________________________________

ФИО (полностью)

Проверил преподаватель:

к.психол.н, доц. Травина С.А.

Отметка______________

Подпись______________

Дата_________________

Тверь, 2014

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Психология — это___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задачи психологии- _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

10 стр., 4800 слов

Технология социальной работы 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Дальнереченский социально-экономический институт (филиал) ГОУ ВПО ДВГТУ (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) Теме «Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства» КУРСОВАЯ РАБОТА. по дисциплине «Технология социальной работы» Выполнил: студент гр.ДР-4550 Гришко Н.П. Проверил: преподаватель Кузнецова Л.П. Дальнереченск 2009 Содержание Введение ...

____________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу, указав отрасль психологии, изучающую названные проблемы:

Изучаемые проблемы

Отрасль психологии

Сознание, психические процессы, деятельность, всей личности растущего человека, условия ускорения развития

Психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника

Закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации АСУ, новых видов техники

Проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» явлений (телепатия, ясновидение, телекинез)

Социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах

Закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания

3. Из указанного ниже перечня проблем укажите те, которые изучаются общей психологией:

— психические процессы, свойства, состояния;

— профессиональный отбор;

— изучение личности работника в организации;

— структуру сознания;

— соответствие работника его профессии;

— анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива;

— функции психики и ее структура.

4. Составьте список проблем (исходя из знаний объекта, предмета, теоретических и практических задач общей психологии) наиболее актуальных, с вашей точки зрения, для эффективной работы социального работника.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите стрелками содержание научных подходов и современных направлений в психологии:

Раздел 2. Основные принципы и методы психологии

  1. «Метод исследование в психологии» -это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучите основные методы психологических исследований. Распределите методы исследованийпо группам (идентификация, наблюдение, гипноз, эмпатическое слушание, психотренинг, беседа, эксперимент, срез, лонгитюдное наблюдение, биографический метод, графология, анкетирование, контент-анализ, диалогическая беседа, тестирование, включенное наблюдение, психотерапия, интроспекция, математические методы, психоанализ) и заполните таблицу:

Объективные методы

Субъективные методы

Эмпирические методы

1.___________________ 2.___________________ 3.___________________ 4.___________________ 5.___________________ 6.___________________ 7.___________________ 8.___________________ 9.___________________ 10.__________________

1.___________________ 2.___________________ 3.___________________ 4.___________________ 5.___________________ 6.___________________ 7.___________________

8.___________________

9.___________________ 10.__________________

1.___________________ 2.___________________ 3.___________________ 4.___________________ 5.___________________ 6.___________________ 7.___________________ 8.___________________ 9.___________________ 10.__________________

3. Определите методы психологических исследований, которые Вы рекомендовали бы применять при изучении социально-психологического климата в организации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Вставьте термины, соответствующие данным определениям:

_________________________________ - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

_________________________________- активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

По продолжительности

наблюдение бывает

В зависимости от места проведения

… бывает

__________________________________

____________________________________ - проводится в специальных условиях, часто с помощью аппаратуры

__________________________________

____________________________________ - проводится в обычных условиях, при которых испытуемый не знает, что над ним экспериментируют

Раздел 3. Психика и созниние

1. Сформулируйте определение понятия «психика» — ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные функции психики человека — 1 ________________________________ ________________ 2__________________________________________________________________ 3_________________________________________________________________ - что обеспечивает адаптацию организма к условиям окружающей среды (интегративная функция психики)

3. Укажите, какие из перечисленных явлений (ощущения, знания, память, активность, способности, навыки, мышление, бодрость, восприятие, речь, усталость, мастерство, темперамент, воображение, внимание, направленность личности, апатия, умения, характер, опыт, фрустрация, апатия, представление, стресс) относятся: к психическим процессам, психическим состояниям, психическим свойствам личности и психическим образованиям. Заполните таблицу:

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Психические образования

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

6.

7.

7.

7.

7.

4. Дайте определение «сознание» и «бессознательное» —

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Структура сознания включает в себя-

_1.___________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________

6. В чем заключается качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто является автором Культурно-исторической концепции развития психики человека? ____________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность — это_

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Привести пример деятельности, рассмотрев ее в русле структурных компонентов. Укажите возможные потребности и мотивы человека, которые могут реализоваться в этой деятельности. Каковы ее цель, задачи, действия, операции и возможные результаты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие общие умения и навыки необходимы социальному работнику?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. От каких условий зависит продуктивность навыка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что объединяет и что отличает труд, учение и игру как основные виды деятельности человека?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как соотносятся сознание и деятельность. Проиллюстрируйте примерами их единство и различие

Раздел 5. Психология познавательных процессов

1. Укажите стрелками определения следующих понятий:

2. Дайте определение следующих свойств внимания:

распределение — ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

переключение — ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

устойчивость — ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

концентрация — ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

объем — _____________________________________________________________________________

3. Дайте определение процессам памяти человека:

Запечатление —

Сохранение —

Воспроизведение —

Забывание —

4. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему этот прием способствует лучшему запоминанию материала?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определение отдельным операциям мышления:

анализ — _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

синтез — _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

конкретизация — ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

обобщение — _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Ответьте на следующие вопросы:

Каким качеством мышления (свойством ума) должен обладать социальный работник при необходимости принять правильное решение в кратчайшие сроки? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как называется качество мышления, характеризующее стремление узнать как можно больше и точнее?______________________________________________________________________________

Как называется свойство ума, характеризующее способность человека ориентироваться в новых обстоятельствах?______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Каким свойством мышления обладает человек, умеющий мыслить стройно и последовательно? _____________________________________________________________________________________

Раздел 6. Эмоциональная и волевая регуляция поведения

1. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите стрелками определения видов эмоциональных состояний человека:

Страсть

Настроения

Настроения

Чувства

Собственно эмоции

Аффект

3. Укажите волевое качество человека:

1) способного управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками _______

____________________________________________________________________________________;

2) способного не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели ___________________________________________________________________;

3) способного мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями __________________________________________________________;

4) способного действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил ____________________________________________________________________________________.

5. Проанализируйте наличие у Вас волевых качеств, необходимых для успешности обучения и профессиональной деятельности. Наметьте план развития волевых качеств. Приведите примеры, когда волевые качества помогали Вам преодолеть трудности, препятствия, лень, закончить начатое дело. Оформите подготовленную информацию в виде краткого резюме:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 7. Индивидуально-типологические особенности личности

1. Социальным фактором определяются такие особенности личности, как:

1) _______________________;

2) _______________________;

3) _______________________;

2. Соотнесите содержание понятий «человек», «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»:

Индивид — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личность- это_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Субъект- это________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальность- это______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

3. Темперамент- это__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. По рисункам датского художника Херлуфа Бидструпа определите темперамент господина, на шляпу которого уселся рассеянный прохожий

3. Решите ситуацию и определите тип личности «работника» в зависимости от индивидуально-психологической характеристики.

Трем подругам предложили произвести перепланировку рабочего кабинета и комплектацию его мебелью и оргтехникой.

Первая стала обзванивать близлежащие фирмы и советоваться по возникшей проблеме. ____________________________________________________________________________________

Вторая отправилась в библиотеку для изучения рекомендаций по оборудованию рабочих мест и специальной литературы по проблеме с учетом требований эргономики и техники безопасности. _____________________________________________________________________________________

Третья начала рисовать различные варианты схем перепланировки и передвигать мебель. _____________________________________________________________________________________

4. Характер- это ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Распределите перечисленные черты характера (инициативность, исполнительность, чуткость, вспыльчивость, решительность, внимательность, страстность, энергичность, деликатность, нежность, настойчивость) по видам черт. Заполните таблицу:

Моральные черты характера

Волевые черты характера

Эмоциональные черты характера

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

6. Изучите классификацию акцентуаций характера человека по а. Е Личко и определите тип акцентуации характера в приведенных примерах:

А. По характеру я оптимист. Настроение у меня веселое. Возникают жизненные трудности — я не падаю духом, сохраняю жизнерадостность и уверенность в успехе.

Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня крайне редко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память и я очень быстро соображаю. Я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискуссиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мною охотно дружат, мне подражают и меня слушаются окружающие.

К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно им помогаю, легко даю в долг деньги и также легко залезаю сам в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний — больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В целом я мало кого могу поставить выше себя.

_______________________________________________________________

Б. Основной особенностью моего характера является беспричинная смена настроения. В одни периоды я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. Если в этом состоянии случаются какие-либо неприятности, то переношу их очень легко.

Однако (обычно по совершенно непонятным для меня причинам) настроение у меня подчас портится на долгое время — недели и даже месяцы. Я делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным. Мне все становится безразличным, а иногда случаются опасения, что вот-вот случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. У меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходит чаще всего весной и осенью.

____________________________________________________________________________________

7. Способности- это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приведите примеры общих способностей: ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приведите примеры специальных способностей: __________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

8. Проанализируйте наличие у Вас способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Наметьте план развития своих профессиональных способностей. Оформите подготовленную информацию в виде резюме:_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 8. Психология групп

1. Дайте определения понятий:

Группа — ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Малая группа — _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Коллектив — _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Укажите стрелками тип взаимоотношений, характеризующийся:

3. Изучите условия, обеспечивающие социально-психологическую совместимость, и укажите фактическое наличие данных условий в вашем коллективе. Заполните таблицу:

Условия, обеспечивающие социально-психологическую совместимость

Фактическое наличие данных условий в вашем коллективе

Соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других

Близость или совпадение моральных позиций, создающих основу возникновения взаимного доверия между людьми

Однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующая их лучшему пониманию

Возможность реального взаимодополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе

Рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого

4. Перечислите формы и методы, позволяющие сформировать здоровой социально-психологический климат в коллективе и повысить групповую сплоченность коллектива — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 9. Психология общения

1. Дайте определение видов общения:

деловое общение — ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

межличностное общение —

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

диалог —

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

невербальное общение —

_____________________________________________________________________________________

2. Укажите функции общения в зависимости от содержания. Заполните таблицу:

Содержание общения

Функция общения

Регламентация поведения и деятельности

Форма взаимопонимания психологического контекста

Социальный механизм управления и передачи информации

Формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами

Взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний

Средство объединения людей

Передача конкретных способов деятельности, оценок

Раздел 10 Психологический портрет личности Психологическая характеристика студента

Инструкция для студента: Завершив теоретическое изучение дисциплины «Психология» и выполнив рабочую тетрадь, напишите на себя (или на любого хорошо знакомого вам человека обучающегося в вузе — студента, указав его пол и возраст) психологическую характеристику и приготовьтесь ее обсуждать с преподавателем. Примерный объем характеристики объем — 2−3 страницы.

Структура может быть следующая:

анкетная часть — в ней указываются реквизиты учебного заведения, имя человека, год рождения, год поступления в ВУЗ (образование).

Характеристика успеваемости студента (самооценка!!!) — в данном разделе необходимо дать оценку общей академической успеваемости (например: с учебным планом справляюсь на отлично), отношение студента к учебному процессу (например: являюсь добросовестным студентом, не допускаю нарушений дисциплины и пропусков занятий) и средний балл успеваемости. Также в разделе можно указать наиболее значимые достижения и свои увлечения, связанные с профессиональной, учебной или личной жизнью.

Особенности познавательной сферы и личности студента — в разделе дается оценка свойств темперамента, характера, способностей (общих и специальных), чувственно-эмоциональной сферы, ценностных ориентаций, мотивов деятельности, целей, установок, самооценки и др. Отдельно характеризуются познавательные психические процессы, уровень общей культуры, взаимоотношений с одногруппниками, преподавателями, коллегами (для работающих студентов)

заключительная часть — дата составления характеристики, подпись составляющего психологический портрет.

Вопросы для подготовки к зАчету по дисциплине психология

  1. Предмет психологии, ее задачи, содержание. Структура психологической науки, основные отрасли психологии.

  2. Общая характеристика методов исследования в психологии. Планирование и построение исследования.
  3. Эксперимент, его виды. Их характеристика.
  4. Характеристика метода наблюдения, его особенности.
  5. Вспомогательные методы: опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, социометрия. Их особенности.
  6. Соотношение психических и физиологических процессов и явлений.
  7. Развитие психологии как самостоятельной науки (ассоциативная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ и др.)
  8. Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.
  9. Основные понятия теории деятельности, ее структура. Психологическая характеристика видов деятельности.
  10. Понятие об ощущениях, физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, особенности отдельных видов ощущений.
  11. Восприятие как психический процесс, физиологические основы восприятия. Виды и свойства восприятия. Понятие об апперцепции.
  12. Внимание как психический процесс, его физиологические основы. Виды внимания, их взаимосвязь в практической деятельности. Свойства внимания.
  13. Понятие о памяти, физиологические механизмы, индивидуальные особенности. Основные процессы памяти, их характеристика.
  14. Виды памяти, их особенности. Развитие памяти человека
  15. Понятие о мышлении, мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления, их характеристика.
  16. Творческое мышление, его определение и признаки.
  17. Речь как психический процесс. Виды речи. Речь как средство общение и как инструмент мышления.
  18. Воображение как специфический вид познавательной деятельности. Функции воображения, его развитие. Виды воображения, их характеристика.
  19. Понятие и виды эмоциональных переживаний, основные функции эмоциональных процессов и состояний. Эмоции и личность.
  20. Понятие о воле, волевая регуляция поведения. Структура волевого акта.
  21. Понятие о характере. Природное и социальное в нем. Типология характера, его индивидуальные особенности.
  22. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика типов темперамента.
  23. Понятие о способностях. Общие и специальные способности.
  24. Соотношение между способностями и задатками. Роль наследственности и среды в формировании и развитии способностей.
  25. Понятие о личности в психологии. Основные направления в понимании природы личности.
  26. Самооценка и уровень притязаний человека.
  27. Понятие о мотивации, структура потребностно-мотивационной сферы человека.
  28. Личность, индивид, индивидуальность. Их соотношение.
  29. Понятие группы в психологии. Их классификация. Методы изучения малых групп. Межличностные отношения в малых группах. Личность в группе, их взаимодействие.
  30. Психологическая характеристика структуры общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция).