РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 62

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ (2) в.»

Лекции — 36

Семинарские — 36

Экзамен — 9 семестр

Астана — 2010

Список текстов

и планы семинарских занятий по курсу

История русской литературы ХХ века

(часть 2)

Для студентов 5 курса

Список текстов для чтения

«Русская литература ХХ в. (ч.II).

Военная и деревенская проза.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  2. Астафьев В. Пастух и пастушка. Царь-рыба. Последний поклон. Прокляты и убиты.
  3. Абрамов Ф. Братья и сестры. Алька. Пелагея.
  4. Белов В. Привычное дело. Воспитание по доктору Споку. Лад.
  5. Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние.
  6. Богомолов В. Иван.
  7. Бондарев Ю. Горячий снег. Берег.
  8. Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война.
  9. Воробьев К. Убиты под Москвой. Это мы — Господи!
  10. Распутин В. Последний срок. Живи и помни. Прощание с Матерой.
  11. Носов Е. Усвятские шлемоносцы.
  12. Солоухин В. Владимирские проселки.
  13. Симонов К. Живые и мертвые.
  14. Шукшин В. Рассказы. Калина красная. До третьих петухов.
  15. Твардовский А.Т. По праву памяти. Поздняя лирика

Городская проза. Драма и поэзия.

6 стр., 2703 слов

Список рекомендуемой литературы к курсу «История психологии» Литература к теме: «История психологии как наука»

Список рекомендуемой литературы к курсу "История психологии" Литература к теме: «История психологии как наука» Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997. Кольцова ... донаучный периорд» Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993. Избранные произведения ...

  1. Трифонов Ю. Другая жизнь. Обмен. Дом на Набережной.
  2. Битов А. Пушкинский дом.
  3. Ким А. Белка. Казак Давлет.
  4. Айтматов Ч. И дольше века длится день. Плаха. Тавро Кассандры.
  5. Искандер Ф. Кролики и удавы.
  6. Стругацкие А. и Б. Понедельник начинается в субботу. Тройка. Малыш
  7. Крупин В. Живая вода.
  8. Маканин В. Предтеча. Один и одна. Андеграунд, или герой нашего времени.
  9. Ерофеев Вен. Москва — Петушки.
  10. Пьецух В. Новая московская философия.
  11. Щербакова Г. Митина любовь.
  12. Варламов А. Лох. Дом в деревне.
  13. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей.
  14. Тендряков В. Пара гнедых. Донна Анна. Хлеб для собаки. Охота.
  15. Дудинцев В. Белые одежды.
  16. Шаламов В. Колымские рассказы.
  17. Владимов Г. Верный Руслан.
  18. Довлатов С. Зона. Заповедник.
  19. Солженицын А.И. Матренин двор. Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича.
  20. Арбузов М. Иркутская история.
  21. Вампилов А. Утиная охота. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске
  22. Аксенов В. Звездный билет. Коллеги.

Поэзия

Евтушенко Е., Вознесенский А., Рубцов Н., Тарковский А., Твардовский А. Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Матвеева Н., Самойлов Д., Кузнецов Ю., Слуцкий Б., Бродский И., Кибиров Т., Пригов Д., Седакова О.

13 стр., 6188 слов

Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

... и др.). Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь ... восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно ... старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации героев сказки зависит от ее композиции. Цель исследования ...

Список стихотворений для заучивания наизусть

  1. Евтушенко Е. Людей неинтересных в мире нет. Всегда найдется женская рука. Любимая, спи.
  2. Вознесенский А. Сага. Оза. Ностальгия по настоящему.
  3. Рубцов Н. Звезда полей. В горнице. Тихая моя родина.
  4. Тарковский А. Первые свидания. Вот и лето прошло.
  5. Самойлов Д. Я сделал вновь поэзию игрой.
  6. Бродский И. Рождественский романс.
  7. Высоцкий В. Я не люблю.

ЗАНЯТИЕ № 1

ПОЗДНЯЯ ЛИРИКА Н. ЗАБОЛОЦКОГО

Задание

1. Общая характеристика творческой эволюции Н. Заболоцкого.

2. Выучить наизусть одно стихотворение Н. Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ.

3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. Особенности ранней лирики Н. Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты».

2. Основные темы и мотивы поздней лирики Н. Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством?

3. Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания.

4. Проанализируйте особенности поэтики Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его по этического языка, стиховой формы.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Заболоцкий Н.: Столбцы; цикл «Последняя любовь»; Некрасивая

девочка; Старая актриса; О красоте человеческих лиц; Не позволяй душе лениться; Уступи мне, скворец, уголок.

Основная

1. Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., 1968.

2. Ростовцева И. Николай Заболоцкий. М., 1976.

3. Турков А. Николай Заболоцкий. М., 1981.

4. Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литера-

туры, 1988, № 4.

Дополнительная

1. Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., 1966.

7 стр., 3458 слов

Вопрос: Мужчина 63 года, сахарный диабет второго типа, операция на ноге, не зажила рана

... что-то прочитать, и не все успеваю, очень много вопросов.   Вопрос: Ребенок 3 года, атопический дерматит, какими и как помочь ... , душ и пить воду в приличных количествах. И есть доктор Полищук, у нее есть схема прокачки лимфы, изучите ее ... , на медицинской конференции рассказывала главврач санатория где по методам Австрийского доктора (Кнейпа) лечат, очень хорошая штука. Я уже многим, многим, ...

2. Воспоминания о Н. Заболоцком. 2-е изд. М., 1984.

3. Заболоцкий Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. М., 1998.

ЗАНЯТИЕ № 2

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР

РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Задание

1. Познакомиться с различными критическими оценками романа

и определить свое отношение к ним.

2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ.

3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.

2. Образ Юрия Живаго.

а) проследить основные этапы становления личности героя;

б) показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности

выбора, об искусстве.

3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы

в развитии характера Лары.

4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев

романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения

Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной лично-

сти, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).

5. Художественное совершенство романа.

а) какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений

Юрия Живаго".

б) в чем состоит своеобразие жанра и композиции романа;

в) роль евангельских мотивов и образов в романе;

г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».

ЛИТЕРАТУРА

Художественный текст

Пастернак Б. «Доктор Живаго».

Основная

1. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор

Живаго" // Новый мир, 1988 № 1.

2. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории

10 стр., 4665 слов

Роль эпиграфа в романе Грэма Грина «Комедианты»

... с диктаторским режимом - слуга Жозеф, молодой поэт Филипо, «черный доктор» Мажио. Действие романа «Комедианты» происходит на Гаити, где царит кровавая диктатура Дювалье ... не справедливой. Так и в романе «Комедианты», и Джонс, который впоследствии решает пойти против власти, и доктор Мажио, который в конце книги ...

романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988, № 6.

3. Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы

литературы, 1988 № 9.

4. «Доктор Живаго» вчера и сегодня // Лит. Газета, 1988, 15 июня.

5. Пискунова С., Пискунов В. Вседневное наше бессмертье // Литера-

турное обозрение, 1988, № 8.

6. Горелов П.Г. Размышления над романом // За алтари и очаги. М.,

1989.

7. «Доктор Живаго» Б. Пастернака: С разных точек зрения. Сб. мате-

риалов и статей. М., 1990.

8. Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.

Дополнительная

1. Иванова Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго // Юность, 1988,

№ 5.

2. Кузичева А. Диагноз «Доктора Живаго» // Книжное обозрение,

1988, 24 июня.

3. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопросы литературы,

1988, № 3.

4. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М.,

1989.

5. Переписка Бориса Пастернака М., 1990.

6. К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака // Вопросы литера-

туры, 1990, № 2.

ЗАНЯТИЕ № 3

РАССКАЗ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА

ДЕНИСОВИЧА" В КОНТЕКСТЕ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЫ

Задание

1. Познакомиться с различными критическими оценками указанных произведений и определить свое отношение к ним.

2. Выписать в рабочую тетрадь наиболее характерные слова и речевые обороты, отражающие особенности стиля писателей.

1. Лагерь, его устройство и предназначение. Социальная иерархия лагерной жизни и ее законы (по рассказу А. Солженицына).

Сопоставьте это описание с изображением лагеря у В. Шаламова, Г. Владимова, С. Довлатова. В чем обнаруживается сходство, а в чем различие?

2. Образ Ивана Денисовича Шухова в рассказе Солженицына. В чем, с вашей точки зрения, проявляется мудрость поведения Шухова в лагере? Прокомментируйте эпизоды, которые раскрывают характер героя, его отношение к лагерной жизни.

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

... в школе. – 2004. – № 8. – С. 2-7. Высоцкий А. Л. Стимулируя интерес к внимательному чтению (система занимательных материалов ... . – 2003. – № 4. – С. 98-149. Практическое занятие № 2 Художественное своеобразие малой прозы А. С. Пушкина. «Повести покойного ... Русская литература. – 1990. – № 3. – С. 18. Практическое занятие № 13 своеобразие драматургии а. Н. Островского. Драмы «гроза» и «бесприданница ...

3. Как в «Колымских рассказах» В. Шаламова выражено авторское отношение к проблеме выживания в лагере? (для примера можно взять рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «На представку»).

4. Сопоставьте финалы рассказов Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Одиночный замер». Как в них выявляется авторская позиция, авторский взгляд на судьбу человека за колючей проволокой? В чем Шаламов «возражает» Солженицыну?

5. Каковы лагерные «заповеди» в произведениях С. Довлатова и Г. Владимова? Как эти писатели отвечают на «проклятый» русский вопрос, «кто виноват» в том, что исковерканными оказываются судьбы множества людей?

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича;

Шаламов В. Колымские рассказы;

Довлатов С. Зона;

Владимов Г. Верный Руслан.

Основная

1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир,

1964, № 1.

2. Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х

годов. М., 1990.

3. Терц А. Люди и звери. По книге Г. Владимова «Верный Руслан»

// Вопросы литературы, 1990, № 1.

4. Винокур Т.Г. С новым годом, пятьдесят вторым // Вопросы лите-

ратуры, 1991, № 11−12.

5. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь, 1991, № 3.

6. Шкловский Е. Варлам Шаламов. М., 1991.

7. Паламарчук П.Г. Александр Солженицын. Путеводитель. М., 1991.

8. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

9. Генис А. Довлатов и его окрестности // Новый мир, 1993, № 7.

10. Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг по-

вести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Ли-

тература в школе, 1994, № 3.

11. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996.

Дополнительная

1. Решетовская П.Е. Александр Солженицын и читающая Россия.

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ребенка до поступления в школу

... , поэтому можно даже им совершенствовать коммуникативные или организаторские способности. Литература См. предыдущее занятие. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности ... ; – ведущая деятельность; – психологические новообразования в сознании; – психологические новообразования в личности. Литература Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М ...

М., 1990.

2. Шаламов В. Из литературного наследия // Знамя, 1990, № 7.

3. Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное

(1953−1964).

М., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 4 «РАКОВЫЙ КОРПУС» А. СОЛЖЕНИЦЫНА

Задания:

1. Познакомиться с биографией писателя.

2. Прочитать роман Раковый корпус и обнаружить в нем следы автобиографизма.

3. Познакомиться с принципами использования Русского словаря языкового расширения в повести (индивидуально)

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. Решение социальных проблем в романе: палата как социальный срез общества. Образы Олега Костоглотова, Русанова, Егенбердиева, Максима Чалого, Ахмеджана как выразителей социальной психолонии. Антропоморфизм Солженицына. 2. Биологическое и духовное. Многомерность солженицынского понимания смысла жизни: Ефрем Поддуев, Шулубин, Вадим Зацырко, Демка и Ася; Костоглотов, Вега и Зоя. Толстовские традиции и толстовские идеи, их осмысление в романе. 3. Место супругов Кадминых и Дормидонта Тихоновича Орещенкова в системе образов романа: портреты, обстановка, идеология. Литературные традиции в описании названных персонажей. 4. Психологизм Солженицына (на образе Людмилы Афанасьевны Донцовой).

5. Мастерство Солженицына-прозаика: построение сюжета; функции оглавления; способы перевода бытового повествования в бытийное; использование символики, снов, притч. 6. Познакомьтесь с солженицынским «Русским словарем языкового расширения» и покажите, как использованы его принципы в «Раковом корпусе». Литература 1. Солженицын А. Раковый корпус. Русский словарь языкового расширения — М.: Наука, 1990.http://prozaik.org/prose_/prose_rus_classic/aleksandr-solghenicin-rakoviy-korpus.html

2 Шкловский Евг. Чем жив человек // Лит. Обозрение, 1990, N7.

3. Паламарчук П. Путеводитель по творчеству А.Солженицына. Раздел IV. «Раковый корпус» // Русский рубеж. Спецвыпуск «Лит.России» или: Москва. -1989.- N9−10.

4. Голубков М. Солженицын. (Серия «Перечитывая классику»).

— М. 2002. Дополнительная литература Толстой Л. Смерть Ивана Ильича. Гоголь Н. Старосветские помещики. Овидий. Метаморфозы. Кн.8, стихи 612−725. Нива Ж. Солженицын: Главы книги // Дружба народов. — 1990.- N4−5.

ЗАНЯТИЕ № 5−6

ЛИРИКА «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ

(Б. АХМАДУЛИНА, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО,

Б. ОКУДЖАВА, А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ)

Задание

1. Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов.

2. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод

о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами

плана.

3. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать

его письменный анализ.

1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.

2. Какие общественные процессы отразились в лирике поэта?

3. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.

4. Образ лирического героя, его духовный мир.

5. Искусство слова, ритма, рифмы

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Лирика Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, Е. Евтушенко,

А. Вознесенского, Б. Окуджавы 1960-х годов.

Основная

1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., 1969.

2. Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии

наших дней. М., 1973.

3. Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы

шестидесятых годов. М., 1974.

4. Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х

годов. М, 1975.

5. И были наши помыслы чисты… Об одной встрече спустя тридцать

лет // Огонек, 1987, № 9.

Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно.

ЗАНЯТИЕ № 7

Владимир Высоцкий — «сердце» авторской песни

Задания:

  1. Просмотр портала «Слово», знакомство с материалами И.Б. Ничипорова по авторской песне и творчеству В. Высоцкого

  2. На сайте «Музей Высоцкого» ознакомиться с воспоминаниями друзей и соратников о В. Высоцком и его песнях. Выбрать наиболее характерные тексты.
  3. Прочитать тексты его стихотворений-песен и подобрать по 1 примеру к каждой теме.
  4. Имманентный анализ 1 стихотворения («Чужая колея», «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах» или по выбору).
  5. При изучении темы используются песни В.С. Высоцкого, по усмотрению преподавателя и желанию студентов.
  6. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
  1. Авторская песня и причины ее популярности в 1960−70-е годы. Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.

  2. Этапы творческой деятельности В.С. Высоцкого. Тематика ранних песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве — юношеское восприятие окружающего мира.
  3. Гражданская позиция в творчестве Высоцкого. Песня «Чужая колея».
  4. «Лирический герой и власть» в песнях В.С. Высоцкого. Высоцкий о роли поэта в обществе. Анализ песен «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах».
  5. Песни о войне и людях на ней. Альбом «Сыновья уходят в бой».
  6. Дружба и любовь в творчестве Высоцкого.
  7. Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого.
  8. Песни-аллегории.
  9. Фольклорные жанры, мотивы, образы в его творчестве.
  10. Завершается занятие дискуссией «Я и Владимир Высоцкий».

Литература

  1. Портал «Слово» статьи И.Б. Ничипорова об авторской песне и творчестве Высоцкого.

  2. Корман Я. Владимир Высоцкий: Ключ к подтексту. Ростов-на Дону. Феникс. 2006.
  3. Новиков В. Авторская песня. — М., ОЛИМП. ООО «Издательство АСТ». 1997.
  4. Евтюгина А., Гончаренко Н. Сценарии власти в поэзии А. Галича и В. Высоцкого. — М., ГКЦМ В.С. Высоцкого 2003.
  5. Леонидов П. Владимир Высоцкий и другие. — Красноярск: Красноярец, 1992.

ЗАНЯТИЕ № 8

ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА

Задание

1. Прочитать две повести Ю. Трифонова по выбору.

2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова».

3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1.Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.

2.Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?

3.Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм.

Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова.

4.Авторское отношение к позиции героев.

5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь. (две повести по выбору)

Основная

1. Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, № 5.

2. Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю.

Другая жизнь. М., 1979.

3. Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир, 1980, № 9.

4. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., 1984.

5. Турков А. Вечный огонь. М., 1984.

Дополнительная

1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в совре-

менной советской литературе. М., 1977.

2. Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе.

М., 1980.

3. Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе 60−70-х

годов. М., 1982.

4. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

5. Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., 1985.

Занятие № 9

Деревенская проза (семинарское занятие)

Задание:

1.Прочитать главу в учебнике и раздел лекции о деревенской прозе

2. Прочитать и составить тезисный план следующих работ:

И. Сухих Деревенская проза 60−90 годов, Ф. Кузнецова «Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе»,

3. Выписать из словаря определения следующих понятий: трагическое, конфликт, подтекст

4. Прочитать программные тексты «деревенской прозы» и в текстах выявить тип проблематики и основной пафос, определить их функцию в произведениях, выявить роль подтекста, внутренние монологи.

Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

Истоки деревенской прозы (в. Овечкин, е. Дорош, а. Яшин, в. Солоухин а. Солженицын

  1. «деревенская тема» как особая творческая общность (индивидуальное сообщение);
  2. условность термина «деревенская проза»; генезис деревенской темы в русской литературы;
  3. место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе реактуализации деревенской темы;
  4. специфика трагического конфликта в произведениях о коллективизации (С. Залыгин «На Иртыше», В. Тендряков «Кончина», Б. Можаев «Мужики и бабы», В. Белов «Кануны») — обзоры; о
  5. образ прошлого деревни в свете общечеловеческих проблем (В. Астафьев «Последний поклон» и «Царь-рыба», В. Шукшин «Любавины»);
  6. философия природы «естественного мира» (С. Залыгин «Комиссия», В. Белов «Лад»);
  7. образы деревенских стариков в контексте нравственно-философских исканий (В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», В. Белов «Привычное дело», «Бухтины вологодские» и др.);
  8. проблема национального характера в произведениях Ф. Абрамова «Братья и сестры», В. Белова «Привычное дело», Б. Можаева — «Из жизни Федора Кузькина»;
  9. место и роль «деревенской прозы» в литературном процессе 1960−70-х гг.

Литература

Тексты:

А.Солженицын «Матренин двор»,

Ф. Абрамов — один из романов тетралогии «Дом»;

В.Белов «Привычное дело»

В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой»

  1. http://www.booksite.ru/belov/diss/6.htm
  2. http://www.booksite.ru/belov/life.htm
  3. http://nature.web.ru/litera/4.5.html
  4. Гринберг Л. Почему люди сильны? // Нева. — 1972. — № 1.
  5. Кишенина В.Н. Чтобы мир не скудел без людей // Литература в школе. — 2007. — № 4. — С. 33−34.
  6. Котенко Н. Путь к человеку // Наш современник — 1972. — № 1.
  7. Кузнецов Ф. За все в ответе.
  8. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. — 2001. — № 4.
  9. Распутин В. От роду и племени // Огонек — 1986. — № 10. — С. 26−29.
  10. Распутин В. Если по совести // Литературная газета — 1988. — № 1. — С. 10.

ЗАНЯТИЕ № 10

СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА

В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА

Задание

1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о „деревенской прозе“ в критике и литературоведении».

2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах.

3. Прочитать 4−5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора?

2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти.

3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?».

а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина?

б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия?

в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев?

4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных

шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз;

Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп;

Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую.

Основная

1. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозре-

ние, 1977, № 5.

2. Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.

3. Апухтина В. Проза Шукшина. М., 1981.

4. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая

литература. М., 1982.

5. Коробов В. Василий Шукшин. М., 1984.

6. Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о

жизни, смерти, бессмертии. М., 1989.

7. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992.

8. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.

9. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., 1999.

10. Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. М., 1999.

Дополнительная

1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М., 1975.

2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее

и внешнее. М., 1975.

3. Протченко В. Современная «деревенская проза» в литературной

критике // Русская литература, 1977, № 2.

4. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В. «Воз-

душная воздвиглась арка…" // Вопросы литературы, 1985, № 6.

ЗАНЯТИЕ № 11

ПОЭЗИЯ Н.М. РУБЦОВА.

Задания:

1. Прочитать тексты стихотворений Николая Рубцова

2. Познакомиться с биографией поэта

3.Прочитать одно из исследований по творчеству Н. Рубцова

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1).

Эволюция творчества Н. Рубцова. 2).

Фольклорные и классические традиции в его лирике. 3).

Тематика и мировоззрение. 4).

Современность и вечность в его поэзии. 5).

Место Н. Рубцова в современной поэзии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кожинов В. Николай Рубцов. — М., 1976. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).
  2. Оботуров В. Искреннее слово. — М., 1987.
  3. Бараков В. Лирика Николая Рубцова. — Вологда, 1993.
  4. Белков В. Жизнь Рубцова. — Вологда, 1993. (См. также в разделе «Книги о
  5. убцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).
  6. Иванова Е. «Мне не найти зеленые цветы…». — М., 1997.
  7. Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. — Вологда, 1997.
  8. Русские писатели. Поэты. Библиографический указатель. Т. 21. — СПб., 1998.
  9. Астафьев В. Затеси. Из тетради о Н. Рубцове // Нов.мир. — 2000. — № 2. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).
  10. Зайцев В. Николай Рубцов. — М., 2002.
  11. Киров А. Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова (диссертация).

    — Вологда, 2004.

  12. Бараков В. Отчизна и воля. — Вологда, 2005. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru, www.booksite.ru).

ЗАНЯТИЕ № 12.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В. АСТАФЬЕВ. В. РАСПУТИН, Ю. БОНДАРЕВ

1).

Прочитать одно из исследований по военной прозе и разделы, посвященные программным текстам писателей

2) Прочитать тексты произведений, сравнить их с точки зрения проблематики, жанровой специфики и типа конфликта

3) Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

  1. Периоды развития военной темы в советской литературе.
  2. Появление интереса к документальной прозе (1954−1959), пик развития темы (К. Симонов, Ю. Бондарев, М. Шолохов и др.) — смелые подробности, пристальный психологизм, возрастание уровня достоверности изображаемого.
  3. Новаторство — в обогащении знания о войне, открытии «новой правды».
  4. монографический анализ «военных» текстов:
  • В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,
  • В. Астафьев «Пастух и пастушка» (современная пастораль),
  • В. Распутин «Живи и помни».
  • Ю.Бондарев «Горячий снег», «Берег» Литература

Тексты:

  1. В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,
  2. В. Астафьев «Пастух и пастушка» (современная пастораль),
  3. В. Распутин «Живи и помни».
  4. Ю. Бондарев «Горячий снег», «Берег»

Исследования: 1. Голованова Т. Не пустые понятия — честь, долг, совесть, достоинство… // Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда. М, 2005. 2. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологизма повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». // Анализ художественного произведения. Киров, 1993. 3. Поэтика русской современной прозы: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1987.

ЗАНЯТИЕ№ 13 ДРАМАТУРГИЯ ВАМПИЛОВА («СТАРШИЙ СЫН», «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ», «УТИНАЯ ОХОТА») Задания:

1. Познакомиться с биографией драматурга.

2. Прочитать пьесы А. Вампилова и одно из исследований по творчеству писателя.

3. Познакомиться с принципами построения сюжета и выявить своеобразие конфликта в каждой из пьес драматурга (индивидуально)

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. «Мелкотемная» драматургия Вампилова: место действия вампиловских пьес, излюбленные сюжетные коллизии и герои Вампилова. Назовите аналогичных героев в прозаических произведениях того времени. 2. «Спор о герое»: какие типы персонажей можно выделить в вампиловской драматургии? 3. «У людей толстая кожа»: основная проблематика вампиловских пьес. Какие нравственные «пороки» усматривает драматург в современном ему обществе? Каковы способы проявления авторской позиции, известные вам из курса теории литературы, применяет Вампилов? 4. Загадки композиции: сопоставьте кольцевую композицию «Старшего сына» и «Прошлым летом в Чулимске» (приемы ретардации и ретроспекции).

Новаторство и традиционность композиции вампиловских пьес. Проблемы кульминации («вечерний сеанс и знакомство с женихом» в «Старшем сыне», «свидание в десять» в «Чулимске»).

Используется ли автором прием «открытого финала»? 5. Жанровое своеобразие вампиловских пьес: «серьезные комедии», «серьезные анекдоты», «притчи»? Анекдот, «случай», игра, розыгрыш в структуре пьес («Утиная охота»).

6. «Чеховские интонации» в диалогах Вампилова: «диалог-монолог», «внутренняя конфликтность реплики», «эмоциональная насыщенность паузы» и др. Особенности чеховского и вампиловского «реализма». 7. «Интертекстуальность» в вампиловских текстах: «узнаваемые» поступки и ситуации («русский человек на rendez-vous», «инкогнито, выдающее себя за другого», выстрел (дуэль), «вишневый сад» и др.) Литература 1. Вампилов А. Избранное. — М.: Искусство, 1984. 2. Громова М. И. Русская современная драматургия. — М: Флинта: Наука, 1999. — С. 35−51 3. Гушанская Е. М. А. Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990 4. Сахаров В. И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. М., 1990 5. Тендитник Н. С. Александр Вампилов. Литературный портрет. Новосибирск, 1979

Занятие № 14 проза василия аксенова

Задание:

1.Прочитать главу в учебнике и раздел лекции об исповедальной прозе конца 50-начала 60-х гг. и о творчестве Василия Аксенова

2. Прочитать повесть «Звездный билет»;

3. Выписать из словаря определения следующих понятий: мениппея, исповедь, лирическая проза, конфликт, герой, пафос.

4. Прочитать текст повести В. Аксенова «Звездный билет» и выявить в ней основные художественные приемы (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), определить их функцию в произведении

5. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

  1. творческая биография Василия Аксенова (индивидуальное сообщение);
  2. история создания повести «Звездный билет»;
  3. жанр и композиция повести «Звездный билет»; ее мениппейное начало;
  4. образ молодых современников автора в повести;
  5. лирико-исповедальный пафос повести В. Аксенова;
  6. роль повести «Звездный билет» в творчестве Аксенова и в литературе «оттепели» (индивидуальное сообщение).

Литература:

  1. Куприянова А.И. Мотив пути в прозе В. Аксенова 1960−70-х гг. — АКД, Тюмень, 2007.
  2. http://www.forpsy.ru/referat-8630.html
  3. Шиновников Иван Павлович. РОЛЬ МЕНИППЕЙНОГО НАЧАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ В.П. АКСЕНОВА. — АКД, Новосибирск, 2009.
  4. Садовникова Татьяна Валерьевна. Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов (На материале жанра повести): Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01: Екатеринбург, 2004

ЗАНЯТИЕ № 15

ПОЗДНЕЕТВОРЧЕСТВО А. ТВАРДОВСКОГО.

Задание:

1. Прочитать тексты А. Твардовского: За далью — даль. По праву памяти, лирика 1960 гг.

2. Подготовить индивидуальное сообщение по творческой биографии А. Твардовского

3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

  1. Творческая биография А.Т. Твардовского (индивидуальное сообщение);

  2. Автор и лирический герой в позднем творчестве А. Твардовского;

  3. Жанр поэмы в творчестве А. Твардовского — эволюция жанра, проблематики и стиля («За далью — даль» в контексте ранних поэм);

  4. Актуальность поэмы «По праву памяти»;

  5. Лирика последних лет.

Литература:

  1. Гришунин А.Л. Александр Твардовский — М.: МГУ, 1998.

  2. http://er3ed.qrz.ru/tvardovsky.htm

  3. http://www.hrono.ru/libris/lib_p/pavlovum16.html

  4. http://bibliotekar.ru/pisateli/98.htm

Экзаменационные вопросы

1. Литературный процесс второй половины ХХ века. ХХ съезд КПСС и его влияние на общественно-политическую и литературную жизнь.

2. «Оттепель» как этап общественно-политической и литературной жизни второй половины 50-х — первой половины 60-х годов

3. «Новый мир» А.Т.Твардовского. Позиция, занятая журналом и его главным редактором (конец 1950-х- 1969 г).

4. «Шестидесятники» в литературе и общественно-публицистической жизни. Их дальнейшие творческие и личные судьбы.

5. Поэзия Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Светлова, А. Твардовского в литературном процессе 1950−60-х гг.

6. Жанр поэмы, его место в системе поэтических жанров, поэмы А. Твардовского «За далью — даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти», различие в тематике и проблематике.

7. Лирика позднего Б.Пастернака.

8. Лирика позднего Н.Заболоцкого.

9. Вхождение в литературу поэтического поколения эпохи «оттепели». Творчество Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, А.Вознесенского. Эволюция их творчества в последующие десятилетия.

10. Лирика Н. Рубцова и ее место в русской поэзии второй половины ХХ века.

11. Пути развития лирики 1970−90-х годов: А. Тарковский, В. Соколов, Ю. Кузнецов, Б Слуцкий, В. Корнилов, А.Кушнер.

12. Творчества А.И.Солженицына как историко-литературный феномен. Рассказы 1960-х годов. «Архипелаг ГУЛаг» как «опыт художественного исследования».

13. Роман А.И.Солженицына «В круге первом» и повесть «Раковый корпус». Десятитомная эпопея «Красное колесо». Новый тип художественности. Эстетические принципы А.И.Солженицына.

14. Творчество В. Шаламова и его концепция «новой прозы». «Колымские рассказы» как образец «новой прозы».

15. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», его публикация за рубежом, кампания травли писателя. Б. Пастернак как лауреат Нобелевской премии.

16. Городская проза. Драма человека, утратившего нравственные истоки, и проблема их обретения в историческом прошлом. Настоящее в контексте истории как эстетический принцип прозы 1970−80-х годов (обзор и анализ прозы А. Битова, В. Маканина, В. Пьецуха, Г. Щербаковой — по выбору экзаменующегося)

17. Творчество Ю.Трифонова. Цикл московских повестей («Обмен», «Другая жизнь», «Предварительные итоги», «Долгое прощание»).

18. Распространение «самиздата» как формы бытования «потаенной» литературы. Возникновение третьей волны русской эмиграции. Взаимовлияние и взаимодействие литературы метрополии и диаспоры.

19. Продолжение русской реалистической традиции в творчестве С. Довлатова, Г. Владимова, А.Варламова.

20. Проза «сорокалетних». Произведения 1980-х годов В. Маканина, А. Кима, А. Курчаткина и др. Концепция поколения, предложенная критиком В.Бондаренко.

21. Традиции сатиры Гоголя и Щедрина в творчестве В. Войновича, А. Терца, Вен. Ерофеева. Сатирическое и фантастическое у А. Зиновьева, А.Гладилина. Антиутопии В. Аксенова, В. Войновича (Обзор и анализ текста — по выбору экзаменующегося).

22. Характеристика новой литературной ситуации 1980-х гг. «Плаха» Ч. Айтматова, (середина 80-х годов) как завершение предшествующего этапа литературного развития. Уход литературы от злободневных политических и социальных проблем в сферу эстетико-философскую.

23. Творческий путь И.Бродского. Нобелевская лекция как выражение поэтического кредо поэта. Художественный мир Бродского, трагический характер мировосприятия поэта. Основные книги И.Бродского.

24. Творческий путь А.Кима. Неомифологический роман «Белка». Синтез двух национальных традиций (русской и корейской) в романе «Отец Лес».

25. Онтологический смысл деревенской прозы. Восприятие деревенского мира как тысячелетней основы национального бытия («Последний поклон» и «Царь-рыба» В. Астафьева, «Лад» В. Белова).

26. Повесть В. Белова «Привычное дело», ее место и роль в развитии «деревенской прозы». Иван Африканович как тип русского национального характера

27. Литературные типы, созданные деревенской прозой: беловские и распутинские старухи, «чудики» В.Шукшина.

28. Проза Федора Абрамова (обзор).

Анализ одного из романов тетралогии «Братья и сестры».

29. Творчество В. Шукшина в контексте русской литературы 1960−70-х гг.

30. Повести В. Распутина 1970-х годов. «Прощание с Матерой» как катарсис исторической драмы, воссозданной деревенской прозой.

31. Повести «Пожар» В. Распутина и «Печальный детектив» В. Астафьева как завершение литературного явления и одновременно начало нового этапа в развитии русской литературы.

32. Сближение проблематики деревенской и военной прозы в повестях «Живи и помни» В. Распутина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Усвятские шлемоносцы» Е.Носова.

33. Песенное творчество Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, А. Галича (феномен авторской песни).

34. Поэтическое творчество Владимира Высоцкого.

35. Лагерная проза. Г. Владимов Верный Руслан, С. Довлатов Зона, Заповедник

и др. (обзор и анализ одного произведения по выбору)

36. Военная проза второй половины 1940- первой половины 1950-х гг. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» как начало нового этапа развития военной прозы.

37. Развитие военной прозы в 1960−80-е годы.

38. Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» (обзор и анализ одного романа по выбору).

39. «Лейтенантская» проза («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева).

40. Углубление антивоенной темы в повестях «Июль 41 года», «Навеки — девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Хатынская повесть» и «Каратели» А. Адамовича, «Сашка» В.Кондратьева. Концепция героического характера в повестях «Сотников», «Обелиск», «Знак беды», «Карьер» В.Быкова.

41. Проза Василия Аксенова (обзор и анализ повестей Звездный билет, Коллеги)

42. У истоков постмодернизма (роман Андрея Битова Пушкинский дом).

43. Драматургия А. Арбузова («Годы странствий», «Иркутская история»), В. Розова («Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы»).

44. Драматургия А. Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра», «Пять вечеров» — обзор и анализ одной пьесы по выбору).

45.Театр А. Вампилова (обзор и монографический анализ одной пьесы)

20

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector