Понятие профессионального становления

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие профессионального становления.

Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами.

Профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью. А в целом, профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. При этом не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много видов профессионального труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, деформируют её, например, укладка шпал вручную. Многое зависит и от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:

— биологической организации человека;

— социальной ситуации;

— характера профессиональной деятельности;

— активности личности;

— потребности в саморазвитии и самоактуализации;

— требований к личности со стороны профессии;

— профессиональной группы.

Л.М.Митина [13] выделяет две модели становления профессиональной деятельности.

I. Адаптивная модель – в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм.

4 стр., 1630 слов

7Вопрос Профессиональное становление личности – основа самоутверждения ...

... по диплому. Выбор профиля переобучения. Вопросы профессионального становления, карьеры. 12Вопро Семья – основанная на браке ... психологическую; профконсультационную; юридическую; информационную помощь. Основная цель деятельности – создание благоприятных условий для интеграции молодежи ... института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации в обществе; • ...

II. Модель профессионального развития – способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Можно сказать, что первая модель – модель становления специалиста, а вторая – модель профессионала. Движущими силами развития специалиста является противоречие между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом, способностями («Труд усложняется, приходится переучиваться»).

Основная движущая сила развития профессионала – внутриличностное противоречие между «Я – действующим» и «Я – отраженным» («Меня не устраивает, как я работаю, я могу лучше, надо искать новые способы работы, новую информацию»).

Однако возможности для профессионального развития у разных профессий разные. Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа – средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.

Э.Ф.Зеер [3] выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. В течение этого времени происходят изменения и в личности человека, и в его деятельности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.

 

Различные подходы к выделению стадий профессионального становления

Стадии профессионального становления – это определенные периоды становления, характеризующиеся спадами и подъемами, конфликтами и кризисами в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития.

В психологической и акмеологической литературе можно найти различные подходы к выделению стадий профессионального становления.

За рубежом широкое признание получила периодизация Д.Сьюпера [5]. Он следующим образом охарактеризовал стадии профессиональной жизни.

1. Стадия роста (до 14 лет) представляет собой выбор молодым человеком своей будущей профессии на основании:

— фантазии (4-10 лет);

— осознания собственных интересов (11-12 лет);

— способностей (13-14 лет).

2. Стадия разведки (от 15 до 24 лет).

Включает в себя:

— временное занятие определенной профессией (15-17 лет);

— переходный период (18-21 год);

— апробирование избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности (22-24 года).

3. Пробная стадия (25-30 лет).

4. Стадия стабилизации (30-44 года).

5. Стадия сохранения (45-64 года).

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... деятельности по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Классификация профессий. Мир профессий ... внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека не только ...

6. Стадия ухода (после 65 лет).

Однако надо учитывать, что данная периодизация соответствует западному образу жизни и системе обучения и к нашим реалиям вряд ли применима в полном объеме.

Т.В. Кудрявцев [9] в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил 4 стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное её освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полная реализация личности в профессиональном труде.

Т.Л.Ядрышникова [4] выделяет эти этапы следующим образом:

1. Психологически обоснованный выбор профессии.

2. Профессиональное самоопределение (Я-включенность).

3. Высокие показатели деятельности.

4. Мастерство – наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, её творческое выполнение и сформированность индивидуального стиля.

В работах Е.А.Климова [6; 7; 8] можно найти две периодизации, которые хронологически являются ранней и поздней. Ранняя состоит из трех стадий:

1) стадия оптации (12-17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

Поздняя состоит уже из 6 стадий:

— оптация – выбор профессии в учебно-профессиональном заведении;

— адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

— фаза интернала – приобретение профессионального опыта;

— мастерство – квалифицированное выполнение деятельности;

— фаза авторитета – достижение высокой квалификации;

— наставничество – передача опыта.

А.К. Маркова [1; 10] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала взяла уровни профессионализма личности. Она выделяет следующие уровни.

1. Допрофессионализм – работник новичок, осваивает профессию, не достигая высоких и творческих результатов. Но некоторые люди могут удержаться здесь на длительное время.

2. Профессионализм – человек последовательно овладевает качествами профессионала. Здесь можно выделить несколько периодов:

а) работа по образцу;

б) самостоятельная работа;

в) достижение высоких результатов, самоутверждение в профессии.

Это самый длительный этап профессионального становления.

3. Суперпрофессионализм – акме (вершина) в профессиональной деятельности, высокие достижения и творческие успехи, творческое обогащение профессии своим личным вкладом. Иногда на этом этапе происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: деятельность неэффективна; выполняется непрофессионально; проявляются элементы компульсивности деятельности и т.д.

5 стр., 2300 слов

Виды производственной деятельности человека. Эргономика и производительность ...

... зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности человека, степень натренированности, физического развития, профессиональной подготовки.Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе ... работ по затратам энергии организмом.Легкая, 1а (до 139 Вт) - профессии, которые выполняются сидя и сопровождаются незначительным физическим напряжением.Легкая, 1б (140 ...

5. Послепрофессионализм – возникает с выходом человека на пенсию. Варианты его проявления могут быть разные: человек может стать «профессионалом в прошлом», а может – экспертом, наставником, продолжая развиваться таким образом личностно.

И, наконец, классификация Э.Ф.Зеера [3], который в качестве основания деления профессионального развития человека взял социальную ситуацию, которая определяет отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Тогда можно выделить следующие стадии.

1. Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием взрослых (0-12 лет).

2. Оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии (старшие классы).

3. Профессиональная подготовка.

4. Профессиональная адаптация.

5. Первичная профессионализация и становление специалиста – выработка профессиональных технологий, стабилизация отношения к профессии.

6. Вторичная профессионализация – повышение квалификации, стабилизация профессиональной активности, выработка собственной профессиональной позиции.

7. Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения деятельности.

Вероятно, этот процесс не всегда протекает плавно, а может сопровождаться кризисами профессионального становления.

Рассмотренные классификации достаточно разнообразны, поскольку авторы далеко не единодушны даже в рассмотрении самого понятия профессионального становления. Например, А.К.Маркова полагает, что оно начинается с приходом человека на работу, в то время как большинство авторов датируют начало этого процесса выбором профессии, есть и указания на более ранние периоды, когда у ребенка только появляется интерес к профессии. Мы также считаем, что начинается этот процесс с выбора юношей или девушкой своей будущей профессии и длится всю жизнь, если человек работает. Тогда наиболее важными стадиями для становления профессионала являются стадии профессионального обучения и адаптации к профессии, поскольку от того, насколько эффективно прошли эти стадии, насколько глубоко человек разобрался в содержании своей профессии, освоил её операциональную сторону, осознал свои возможности и перспективы для саморазвития, настолько высока будет его мотивация стать настоящим профессионалом. И здесь мы согласны с Н.С.Пряжниковым [11], что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь. И данные качества в максимальной степени формируются за годы обучения в вузе.

 

 

Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления

Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:

3 стр., 1026 слов

Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов

... цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. У студентов с высоким уровнем развития профессионального самоопределения эти мотивы и цели вызывают принципиально ... учебной деятельности осуществляет непосредственно преподаватель. Студенты с низким уровнем развития профессионального самоопределения не задумываются над способами и приемами своей учебной деятельности. В ...

— установление человеком своих особенностей, черт, качеств, способностей;

— выбор критериев и норм оценивания себя;

— определение у себя качеств, которые уже соответствуют выбранным критериям и нормам, принятие или непринятие себя;

— предвосхищение своих потенциальных качеств;

— построение своих целей, задач, планов;

— изменение ценностных ориентаций и пересмотр существующих критериев оценки;

— пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя [2].

Процесс самоопределения очень динамичен. Человек то повышает «планку» критериев, то снижает её в зависимости от своих достижений, уровня притязаний, обстоятельств.

Н.С.Пряжников [11] разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.

4. Определение ближних профессиональных целей.

5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.

7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;

4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);

5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) [1; 2].

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования своих установок, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний и т.д. Однако все это человек может сделать, если его этому научили в вузе, прямо или косвенно, сформировали стремление стать профессионалом через диалогическое взаимодействие с преподавателями и друг другом, если сами преподаватели являлись примером профессионализма и компетентности. Если этого не произошло, человек, окунувшись в профессиональную деятельность и столкнувшись с внутриличностным конфликтом, не сможет преодолеть его самостоятельно. И тогда ему понадобится квалифицированная психологическая помощь.

4 стр., 1531 слов

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

... профессионального самоопределения, рассмотрим далее их высказывания для определения собственной позиции по этому вопросу. А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека ...