Задание 1 Нравственные типы личности

Критерий нравственной оценки

Потребительский тип

Конформистский тип

Аристократический тип

Героический тип

Религиозный тип

Отношение к людям

Корыстное отношение. Эгоист, манипулятор

Подстраивается под людей и их ожидания

Снисходительное, терпимое, гордыня и честолюбие, вознесение над другими.

Люди недостаточно совершенные, безнравственные. Стремится изменить их. Единство с соратниками.

все люди равны перед Богом

Отношение к миру

Мир – рынок, сырьевая база

«мы» и «они»,

«наши» и «не наши»

Пассивное, терпимое

Мир – поле боя, активное противостояние безнравственности

стремление выйти за пределы несовершенного мира

Отношение к себе

Самолюбие

Подстраивается. «Пристройка снизу»

Самолюбие, честолюбие, самодостаточность

высокие требования, ориентация на внутренний моральный камертон, принципиальность

«хождение под Богом»

Счастье

Деньги, слава, благосостояние семьи

Всеобщее согласие, «чтобы всем было хорошо»

независимость, «духовная традиция»

в борьбе за справедливость

быть рядом с Богом («быть в Боге»)

Любовь

На втором месте после себя. В отношениях нужно разнообразие, новизна впечатлений. Брак по расчету

Любовь к традициям, живет «как принято»

семейные традиции, основанные на нравственных принципах, союз равных

любовь к человечеству, служение людям, единство с соратниками

Любовь – универсальный способ отношения в людям, к миру. Любовь – гармония всего со всем.

Свобода

Возможность добиться своих целей, финансовая независимость

в групповых действиях, «как все, так и я»

внутренняя свобода, духовная свобода

только в рамках долга, цель оправдывает средства

в рамках духовных ценностей

Ценности

Социальные (престиж и т.д.), материальные

чувство общности с социальной средой

нравственные, духовные

нравственная справедливость, чувство долга

духовные

Смысл жизни

Удовлетворение своих потребностей

сохранение традиций, причастность к традициям

продолжение духовных традиций

борьба за нравственные ценности, за идею, за справедливость

служение Богу, «путь к Богу»

Составление нравственных портретов

Критерий нравственной оценки

Мой нравственный автопортрет

Соответствующий нравственный тип

Нравственный портрет моего мужа

Соответствующий нравственный тип

Совместимость

Отношение к людям

Люди опасны, безнравственны. Можно доверять лишь немногим.

Героический

Все люди хорошие. Даже разрушительные действия направлен на совершенствование (маньяк не хочет сделать плохо жертве, а хочет сделать хорошо себе)

Религиозный

Муж относится к тем немногим, которым можно доверять, он считает что все хорошие, в том числе я.

Иногда спорим, когда я не хочу идти в компанию незнакомых людей, он не понимает, чего я боюсь.

Отношение к миру

Мир несовершенен, всем не поможешь, нужно работать над собой

Религиозный

Мир прекрасен и удивителен

?

Уравновешиваем друг друга. Я снимаю с него розовые очки, когда нужно, он развевает мой скепсис, когда нужно.

Отношение к себе

Я – самобытная, умная, свободная от предрассудков. Заслуживаю уважения и любви.

Потребительский, аристократический

Я могу быть лучше, мне есть куда расти.

Героический

Я считаю, что я уже хороша, о считает, что не очень хорош для меня и это нужно исправить, но лень. Я хвалю его, чтобы показать что мне в нем все нравится. Он не зазнается и продолжает самосовершенствоваться.

Счастье

В любви и свободе заниматься тем, что нравится.

Аристократический

Счастье в здоровье и любви

Конформистский, религиозный

Для обоих основная составляющая счастья – это любовь.

Любовь

Искреннее пожелание добра и счастья

Героический, религиозный

Основная движущая сила, мотивация.

Религиозный, Героический

Я даю любовь, ему нужно, чтобы ему давали любовь.

Свобода

Заниматься тем, что нравится. Свобода иметь и высказывать мнение, свобода делать собственные выводы.

Потребительский, аристократический

Абсолютная свобода – это плохо. Там, где начинается моя свобода, заканчивается свобода кого-то другого.

Героический, религиозный

Для меня свобода – отсутствие ограничений, для него свобода только в рамках нравственных принципов и при условии уважения других людей.

Ценности

Нравственные и духовные. Жить «по совести», работать «на совесть».

Аристократический, героический, религиозный

Дети, любимая женщина, хорошее отношение окружающих, стабильность во всем.

Конформистский

Для меня важен внутренний мир и работа, для него внешний мир, семья, любовь.

Смысл жизни

В любви и самосовершенствовании

Религиозный

Выполнить миссию, которая у меня точно есть, но о которой я не знаю.

Героический

Мы оба осознаем, что наши жизни имеют смысл, я действую, чтобы поддерживать смысл жизни, у него и так все хорошо 

ИТОГИ

Потребительский 2

Конформистский 0

Аристократический 4

Героический 3

Религиозный 4

ИТОГИ

Потребительский 0

Конформистский 2

Аристократический 0

Героический 4

Религиозный 4

Мы религиозный героический аристократ и религиозный герой — хорошо совместимы и дополняем друг друга.

Задание 2

Тип личности

Отношение к работе

Как взаимодействовать?

Подчиненный

Управляющий

Партнер

Потребительский

Требует хороших условий труда, не перерабатывает, пользуется всеми возможностям не работать, знает свои права и пользуется ими. Манипулирует.

«Все средства хороши»

Рассматривает работников как расходный материал, использует их по максимуму. Старается «взять побольше и дать поменьше». Манипулирует.

Отношение такое же, как и к подчиненным. «Все средства хороши»

Предлагать взаимовыгодные условия. Апеллировать выгодой

Конформистский

«Серая масса». Работает стабильно, не жалуется. Ценит стабильность, твердый оклад.

Консерватор, бюрократ.

Консерватор, бюрократ. Следит за соблюдением ритуалов. Стабильный, не меняет партнеров без острой необходимости

Соблюдать ритуалы, «давить мягко», постараться заключить долгосрочный договор на выгодных условиях.

Аристократический

Знает свои права и ими пользуется. Требует уважения. Выбирает достойную работу.

Ведет твердую политику, соблюдает ритуалы, в общении с сотрудниками выказывает хорошие манеры.

Такой же, как управляющий.

Соблюдать традиции и ритуалы, выказывать хорошие манеры и уважение, предлагать партнерство на равных.

Героический

Вступает или создает профсоюз, знает свои права и отстаивает их, добивается улучшения условий труда

Справедлив, жесток, требователен. Соблюдает договоренности.

Такой же, как управляющий.

Соблюдать договоренности

Религиозный

Работает стабильно, не жалуется.

Не стремятся руководить. Наставничество, «мягкое» управление.

Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности.

Соблюдать договоренности.

Задание 3.

1. Определение

ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение к кому-либо или чему-либо, как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т. е. одна из высших ценностей.

В более узком смысле любовь — это отношение к другой личности (индивидуальности), если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, напр., сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т. д.

Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины. В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, напр., в русском — «вожделение», «дружелюбие», «сострадание» («жалость»), «милосердие», «благоговение».

Параллельно допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой.

2. Толкования

Для юристов любви не существует, только законный брак, который не всегда предполагает любовь.

В нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюбленных, любовь была определена как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей».

Гегель, Соч., т. 13, М., 1940, с. 107:

Любовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.

С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определенных уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорожденного младенца, Л., которой влюбленный любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, все это есть Л., отличающаяся от всего, что только «похоже» на нее — от эгоистического «влечения», или «предпочтения», или «интереса».

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».

3. Авторы-исследователи и их взгляды

В европейской интеллектуально-духовной традиции от Пифагора и Эмпедокла до А. Бергсона и M. Шелера любовь — великий принцип мировой (космической) жизненной связи.

Но если у первых натурфилософов любовь — это именно принцип космической, физической связи, в т. ч. и между людьми, то, начиная с Сократа, любовь рассматривается по преимуществу как особое состояние человеческой души и человеческое отношение.

В платоновском «Пире» — произведении, задавшем большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви, — воссоединительная функция любви-эроса предстает как главная: «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» (193а), в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония (миф об утраченной андрогинности перволюдей).

В любви человек приобщается к Благу, Космосу, вечности.

В платоновском учении об эросе отношением к высшему определено и опосредствовано отношение к «ближнему». Тот же тезис развивается в учении о любви-дружбе Аристотеля (см. Дружба), для которого, также, как и для ксенофонтовского Сократа, важно было показать, что подлинная любовь- покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству О том, что это не было общераспространенным взглядом среди философов, свидетельствует потребительская трактовка любви как влечения и пристрастия киренаиками (см. Киренская школа).

В интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь — это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность (EN, 1157b 35), хотя и у него подспудно чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях: в них нет ничего плохого, если они никому не вредят; у Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности.

Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, соединяет иудаистскую и античную традиции и выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение (см. Агапэ, Заповедь любви. Милосердие).

Здесь так же, как у Платона, соотносятся отношение к высшему и отношение к ближнему, однако в отличие от классической античности в христианстве любовь к Богу предопределяет и по меньшей мере опосредует любовь к ближнему; к тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика: любовь явно и настойчиво предписывается; агапэ (caritas) выдвигается в качестве фундаментального этического принципа.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духе либо неоплатонистски-мистического (напр., у М. Фичино, Л. Эбрео, Дж. Бруно), либо гедонистического (напр., у М. Монтеня) эротизма. Расщепленность любовной тематики сохраняется и в философии Нового времени. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Б. Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» — как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалась и в сентиментализме этическом. В рационализме же познавательная функция любви дезавуируется и любовь вытесняется в область «несущественного». Для Р. Декарта и Б. Спинозы место любви — в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное для европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь ее свойством.

Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л. Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я—Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха — это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т. е. совершенного человека».

С кон. 19 — нач. 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В. С. Соловьеву, любовь — это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви — в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» — Другому. Как и для Фейербаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»: в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т. о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris), или его «этос». Именно как «существо любящее» (ens amans) человек может быть «существом познающим» и «существом водящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она — наряду с ненавистью — представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека.

Революционизирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология 3. Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимание ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма — своеобразно выраженного себялюбия. Либидо — это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифическнх и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслится в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества.

Полемизируя с Фрейдом, Э. Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь» — созидательная и творческая сила, проявляющаяся гл. о. в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему

4. Народная мудрость (пословицы и поговорки)

Где любовь, тут и Бог.

Добрые чувства — соседи любви.

Любовь все побеждает.

Любовь да совет, так и горя нет.

Любящих и Бог любит.

Не славится красавица, а кому что нравится.

Полюби-ка нас черненькими, а беленькими всяк полюбит.

С любовью везде простор, со злом везде теснота.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

5. Афоризмы и цитаты

Любовь — это награда, полученная без заслуг. Рикарда Хух

Любовь — это все. И это все, что мы знаем о ней. Эмили Дикинсон

Любить — значит перестать сравнивать. Бернар Грассе

Любовь — это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда. Зигмунд Фрейд

Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков. Дон-Аминадо

Чтобы сохранить любовь, нужно что-то еще, кроме любви. Натаньел Бранден и Диверс Бранден

Мера любви — любовь без меры. Видоизмененный Франциск Салезский

Так легко быть любимым, так трудно любить. Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви. Оскар Уайльд

6. Произведения искусства (литература, кино, театр, живопись)

Марк Шагал «Над городом»

Антон Викторов – картины словом Любовь. Иллюстрация – «Картина счастья»

Леонид Баранов Старость в любви

7. Любовь и менеджмент предприятия

Минусы:

Если влюбленные работают вместе – отвлекаются от работы

Если не работают вместе – говорят друг с другом по телефону в раб.время, берут отгулы для решения сем. проблем.

Плюсы:

Некоторые компании поощряют формирование семей внутри предприятия, чтобы сократить текучесть кадров, сделать бизнес «семейным», преемственным из поколения в поколение (это касается и управляющих работников, и рядовых сотрудников).