Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

Лекция 2

Тема: Система управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения

Цель лекции: дать будущим магистрам направления подготовки 190 600.68 -«Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов» необходимые знания о системе управления деятельностью по обеспечению безопасности участников дорожного движения

План

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

2. Государственная политика в области повышения безопасности участников дорожного движения. Обучение населения правилам безопасного поведения на дорогах

3. Методы, методики и практика. деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые методы и практический опыт.

Литература:

Основная литература

1. Амбарцумян, В.В. Безопасность дорожного движения: учебное пособие / В.В. Амбарцумян; под ред. д-ра техн. наук, проф.В.В. Сильянова. — М.: Изд-во «МАДИ», 2009. — 395 с.

2. Волгин, В.В. Автосервис: Создание и сертификация: практическое пособие / В.В. Волгин. — 3-е изд. — М.: Изд-во «Торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 620 с.

3. Безопасность транспортных средств (автомобили): учебник / В.А. Гудков, Ю.Я. Комаров, А.И. Рябчинский, В.Н. Федотов. — М.: Горячая линия-Телеком, 2010. — 431 с.

4. Домке, Э.Р. Организация и безопасность движения. Введение в профессию: учебное пособие / Э.Р. Домке, В.Ю. Акимова. — Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. — 168 с.

5. Домке, Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник / Э.Р. Домке. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 288 с.

6. Иванов, С.Е. Организация и безопасность движения: учебное пособие / С.Е. Иванов. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. — 201 с.

7. Касаткин, Ф.П. Организация автомобильных перевозок и б езопасность движения: учебное пособие / Ф.П. Касаткин, Э.Ф. Касаткина. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. — 201 с.

7 стр., 3492 слов

I. Сведения о наличии в собственности или на ином законном основании оборудованных учебных транспортных средств

... безопасности дорожного движения[25] ____ имеются ______ Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения[26]: - обязательные предрейсовые медицинские осмотры ___ имеются ___________________ Вывод о соответствии (не соответствии) представленной учебно ... человек[18]. Наличие учебного оборудования (оборудование, технические средства обучения, учебно-наглядные пособия, информационные материалы) в ...

Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по вине участников дорожного движения.

Аварийность на автомобильном транспорте — проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем. Ущерб от ДТП угрожает национальной безопасности России, так

как наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и другихвидов несчастных случаев. Особую остроту эта отличающаяся сложностью и многоплановостью проблема приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено, главным образом, возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфра-

структуры, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД.

Следует отметить, что ежегодно 10…15% ДТП в России совершаются водителями в состоянии опьянения. Доля происшествий, совершаемых лицами, не имевшими права управления, составляют 12…17% от всех ДТП по вине водителей.

Неопытными водителями, имеющими стаж до двух лет, совершается каждое десятое ДТП. Водителями со стажем управления от двух до пяти лет совершается 15…20%, от пяти до десяти лет — 25…30%, от 10 до 20 лет — в пределах 15%, свыше 20 лет — 7%.

Всё большее влияние на общую обстановку с аварийностью оказывают происшествия из-за нарушений ПДД водителями автомобилей с правосторонним расположением руля. В среднем по стране, степень риска совершения ДТП при управлении транспортным средством с правым расположением рулевого

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

... патологических потребностей и мотивов; 3) нарушение смыслообразования; 4) нарушение саморегуляции и опосредования; 5) нарушение критичности и спонтанности; 6) нарушение формирования характерологических особенностей личности. О ... все больше соответствует взрослому. Имеющиеся депрессивное настроение, выражение самообвинения и вины. Потеря мотивации может влиять на интерес младших школьников к участию ...

управления (легковым, грузовым автомобилями, автобусом) в два раза выше, чем при управлении «обычным» транспортным средством. Из-за нарушений пешеходами ПДД происходит около четверть всех происшествий, по вине самих пешеходов регистрируется более половины от общего количества ДТП с пострадавшими пешеходами. Наибольшую долю ДТП, около 30%, по вине пешеходов составляют происшествия из-за нарушений ПДД лицами официально неработающими и 20% - пенсионерами. По вине рабочих и учащихся происходит 20% ДТП соответственно.

Наиболее многочисленные группы пешеходов-виновников совершения ДТП составляют люди возраста от 40 до 60 лет — 30%, старше 60 лет — 20% и от 26 до 40 лет — в пределах 15 — 18%. Характерно, что с увеличением возраста пешеходов растёт тяжесть полученных ими травм. Наименьшую тяжесть последствий имеют наезды на пешеходов возраста от 7 до 14 лет, а самую высокую — старше 60 лет.

Наибольшую остроту проблема аварийности из-за нарушений ПДД пешеходами имеет в городах и населённых пунктах страны. Каждое седьмое происшествие по вине пешехода произошло на автомобильных дорогах. Для таких ДТП характерна очень высокая тяжесть последствий.

Основными видами нарушений ПДД пешеходами, послужившими причиной ДТП, по-прежнему остаются переход проезжей части в неустановленном месте — около 50% и вне пешеходного перехода -25%.

В среднем по стране, дети страдают в каждом десятом ДТП. Наибольшее количество ДТП происходит с участием детей в возрасте от 7 до 14 лет. Свыше четверти происшествий регистрируется с участием детей старшего школьного возраста от 14 до 16 лет. Самыми недисциплинированными оказываются дети в возрасте от 7 до 14 лет. Удельный вес ДТП, в которых страдают дети данной возрастной группы и связанных с нарушением ими ПДД, составляют около половины от общего количества происшествий с пострадавшими детьми. Более половины пострадавших детей — пешеходы, треть — пассажиры, каждый пятнадцатый — велосипедист.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

... ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Количество и счет. Познакомить детей с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. ... по 9, по 10 предметов и др.). Познакомить детей с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале): ... Грин Р., Лаксон В. “Введение в мир числа” М.: Педагогика 1982 г. 15. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой ...

Состояние аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2004 — 2011 гг. характеризуется следующими данными (рис. 1,2, 3, 4, 5, 6, 7).

В 2012 г. произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом. При незначительном увеличении количества ДТП

и числа раненых в них людей, количество погибших по сравнению с

2010 г. возросло на 5,2% или на 1386 человек.

Рис. 1. Динамика показателей аварийности по итогам 2014 г.

Рис. 2. Динамика количества ДТП и числа пострадавших по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения

Число погибших в результате нарушений водителями транспортных средств ПДД возросло на 5,6% или 1245 человек (89,8% прироста числа погибших).

В общей структуре числа погибших в ДТП самый большой удельный вес (39,5%) и прирост (на 1027 человек) составили пострадавшие в столкновениях транспортных средств, связанных с выбором водителями скорости, не соответствующей условиям движения, выездом на полосу встречного движения, несоблюдением очередности проезда. Увеличилось на 3,4% количество ДТП, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, и число погибших в них на 7,6% (всего погибло 2103 человека).

В абсолютных значениях прирост погибших составил 149 человек. Возросло влияние на состояние аварийности начинающих водителей. Число погибших в результате совершённых ими ДТП увеличилось на 11,7%. Свыше трети (35,8%) общей численности погибших водителей составили молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет. На 4% (всего погибли 2654 человека) возросло число погибших в результате ДТП, связанных с нарушениями ПДД водителями грузовых автомобилей и автобусов. В абсолютных значениях увеличение погибших составило 104 человека.

8 стр., 3701 слов

Квалификация дорожно-транспортных происшествий

... Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли ... правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации" отмененному Приказом Минздрава ... дорожного движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70% общего числа погибших ...

Рис. 3. Динамика количества зарегистрированных грузовых ТС и автобусов, числа погибших по вине водителей грузовых ТС и автобусов

Рис. 4. ДТП и погибшие по вине водителей со стажем управления ТС менее трёх лет

В относительных показателях аварийности (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств конкретного типа) за 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается рост транспортного риска (гибели) в происшествиях с участием грузовых автомобилей почти на 11,5%, против аналогичного показателя для легковых автомобилей и мототранспорта на 2,4% и 2,1% соответственно.

Рис. 5. Динамика количества наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах и число погибших в таких ДТП

Одна из наименее защищённых категорий участников дорожного движения — пешеходы. Ежегодно треть всех дорожных происшествий составляют наезды на них. Каждый четвёртый наезд на пешехода совершён на пешеходных переходах и этот показатель растёт. Подавляющее большинство (95,5%) таких происшествий зарегистрировано на территории городов и населённых пунктов. Число погибших в них увеличилось на 10,9% или на 115 человек. Число погибших пешеходов в 2008 — 2010 гг. сократилось, в 2011 г. незначительно возросло (+ 0,6%).

Около 80% погибших на пешеходных переходах людей получили смертельные ранения в результате наездов. Соответственно, доля погибших составляет примерно 20%. Почти 40% пешеходов погибают на дорогах вне городов и населённых пунктов, в том числе 20% - на федеральных. При наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 85% случаев устанавливается вина водителей (95% - нарушение правил проезда пешеходных переходов).

Вне пешеходных переходов — в 46,7% случаев наездов виновны сами пешеходы (по погибшим -52,3%).

В общем числе виновных в наезде на пешехода вне пешеходного перехода водителей (устанавливается в 53,3% случаев) в 31% ДТП причиной указывается превышение скорости конкретным условиям (по погибшим доля указанной причины составляет 43,7%).

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... гражданским законодательством. Виды делинквентного поведения К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, ... . При условии обеспечения должной безопасности такое времяпрепровождение следует рассматривать как превентивный прием снижения рискованного поведения в других жизненных ситуациях. ...

Число погибших несовершеннолетних

Рис. 6. Детский дорожно-транспортный травматизм

участников дорожного движения увеличилось на 5,1% или на 48 человек (всего погибло 944 ребенка).

Дети в возрасте до 7 лет составили 29% общего числа погибших несовершеннолетних. Всего погибло 392 (+13,6%) несовершеннолетних указанной возрастной категории. Более чем в 50% случаев дети погибали в качестве пассажиров, при этом перевозка каждого второго погибшего ребёнка осуществлялась без применения специального удерживающего устройства. Число погибших детей в возрастной группе до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4% и составило практически половину всех погибших детей-пассажиров (всего погибло 268 детей).

Рис. 7. Детский дорожно-транспортный травматизм в 2011 году

Количество происшествий с участием несовершеннолетних пешеходов и число погибших в них снизилось на 5,4% и 7,5% соответственно (всего погибло 3078 несовершеннолетних пешехода).

Их доля в общем количестве погибших детей прошедшем году составила 47%.

В каждом четвёртом таком происшествии пострадали дети до 7 лет.

Государственная политика в области повышения безопасности участников дорожного движения. Обучение населения правилам безопасного поведения на дорогах

В последние годы распределение обязанностей по обеспечению дорожной безопасности в стране подверглось существенным изменениям. В настоящее время продолжается процесс определения конкретных функций и полномочий различных органов исполнительной власти, разрабатывается порядок координации в области повышения безопасности участников дорожного движения.

Полномочия в области повышения безопасности участников дорожного движения возложены на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

На федеральном уровне управление обеспечением безопасности дорожного движения осуществляют прежде всего МВД России, Минтранс России, Минобрнауки России, МЧС России, Минздрав России, Минобороны России и другие федеральные органы исполнительной власти. МВД России поручено осуществление координации в сфере БДД.

6 стр., 2983 слов

Уход медсестер за пациентами после дорожно-транспортных происшествий

... работы – проанализировать особенности сестринского ухода за пациентами с политравмами после дорожно-транспортных происшествий. Объект исследования – процесс сестринского ухода за пациентами. Предмет – особенности ... планеты актуальными становятся следующие принципы оказания медицинской помощи: эффективность, равенство, безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской ...

На региональном уровне управления функции обеспечения БДД выполняют структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют специальные органы — комиссии по обеспечению БДД. Действуют государственные учреждения и организации, реализующие функции по строительству и содержанию автомобильных дорог. В субъектах Российской Федерации созданы государственные учреждения, реализующие отдельные функции в области обеспечения БДД.

На местном уровне задачи обеспечения БДД реализуют функциональные подразделения органов местного самоуправления. Система государственного управления в области БДД не структурирована в целом по уровням управления (федеральный, региональный, местный), что предполагает закрепление на каждом из уровней функций, компетенции и ответственности по конкретным направлениям деятельности в области обеспечения БДД. Субъекты Российской

Федерации, решая задачи обеспечения БДД, в ряде случаев принимают

региональные законы. Согласно федеральному закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., статья 29, изложен следующий порядок обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах:

1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление, соответственно, в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты (пункт дополнен с 5 декабря 2007 г. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ).

4. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования ПДД, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения. Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению. Пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску. Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населённых пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин, пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку. Переход проезжей части пешеходом разрешён по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрёстках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населённых пунктов разрешается переходить кратчайшим путём в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. Практика показывает, чтобы предупредить ДТП по вине человеческого фактора, лучше концентрировать усилия на корректировке модели поведения участников дорожного движения, в основе которых лежат личностные характеристики и жизненные стили (причины), чем на корректировке нежелательного поведения, создающего риск ДТП (наказание за игнорирование ремней безопасности, переход дороги на запрещающий сигнал светофора и т. д.), которое является следствием.

Именно формирование желательной модели поведения участников дорожного движения обеспечивает устойчивость безопасного поведения, когда человек в своих поступках руководствуется осознанным самоконтролем.

Схема процесса воздействия на модель поведения участников дорожного движения, а следовательно, на снижение количества ДТП, графически представлена на рис. 8.

Установлено, что при отсутствии хотя бы одного из компонентов (опыта, знаний, информированности, осознания, реакции со стороны окружающих или контроля соблюдения законов и правил) модель поведения изменить невозможно, а значит, невозможно добиться устойчивого снижения роли человеческого фактора в возникновении ДТП. Сочетание информации и контроля способствует формированию у большинства населения положительного отношения к безопасности движения и критического отношения к поведению тех, кто создаёт риск ДТП для себя и других.

Рис. 8. Процесс воздействия на модель поведения участников дорожного движения

Наличие значительной части населения, которая настроена в пользу безопасности, содействует формированию социальной среды где безопасная модель поведения — норма для подавляющей части. Установившаяся социальная норма поведения автоматически оказывает корректирующее воздействие на нежелательные поведенческие проявления представителей групп риска при помощи механизма «социального нивелирования» (т.е. естественного стремления индивидуума быть не хуже других членов социальной группы), когда нарушителю становится некомфортно в окружении, которое демонстрирует критическое отношение к его поведению.

Методы, методики и практика. деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые методы и практический опыт

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики -научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению ПДД. Изучение ПДД на уроках, в ходе классных часов, лекций, бесед с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, театрализованные представления, соревнования, экскурсии и другие формы профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. При этом эффективность профилактики дорожно-транспортного детского травматизма, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой — требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий. Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками, имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Психологам и педагогам хорошо знакомы аксиомы «Принципы и инструменты для повышения БДД на дорогах общего пользования»:

1. Легче воспитать правильное поведение, чем перевоспитать уже сложившееся неправильное поведение.

2. Поощрение позитивных результатов от изменения поведения, обеспечивает лучший эффект, чем запугивание последствиями негативного поведения.

Эти аксиомы положены в странах Северной Европы:

— в основу учебного курса по БДД, включённого в состав школьных программ;

— в основу социальной рекламы в пользу дорожной безопасности.

Именно школьные программы обеспечивают самую благоприятную возможность для формирования безопасной модели поведения будущих участников дорожного движения. По сравнению с другими методами профилактики ДТП, обучение в рамках школьной программы позволяет обеспечить хорошую интенсивность занятий, и поэтому наилучший результат.

Подготовка в рамках школьной программы закладывает основу для:

— понимания механизма транспортного движения;

— формирования модели правильного поведения у будущих участников этого движения;

— формирования позитивного отношения к требованиям безопасности.

Школьные программы обеспечивают самые благоприятные возможности для формирования основ социально желательного стиля жизни, социальной позиции, модели безопасного поведения и образа мышления.

Школьные программы обеспечивают:

— немедленный результат, улучшая безопасность детей и подростков на улицах;

— долгосрочный результат, когда повзрослевшие школьники садятся за руль автомобиля.

В связи с нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, активности движения на улицах и дорогах, увеличением числа природных катаклизмов, обострением социально-экономических проблем всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды.

Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, вызывающих ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль здесь отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с изложением порядка обучения правилам безопасного поведения на дорогах в общеобразовательных учреждениях, напримере МОУ СОШ № 2 г. Гаврилов-Яма, Департамента образования

администрации Ярославской области.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранить свою жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само- и взаимопомощь.

В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение данного направления работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по ПДД нередко проводятся формально, стихийно и бессистемно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций, мало уделяется времени проведению практических занятий по отработке и применению знаний ПДД. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это, в свою очередь, значительно влияет на результат работы.

1. Планирование профилактической работы.

Любая работа в образовательном учреждении должна осуществляться согласно плану, так как педагогика не терпит стихийного подхода. Все планы начинаются с анализа работы или диагностики проблемы. Планирование профилактической работы осуществляется в соответствии с научными принципами. Планы строятся конкретные, обоснованные и реальные для выполнения. Составляются они на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге.

В планах предусматриваются исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вся деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма строится с учётом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведётся по трём основным направлениям.

Рис. 9. Основные направления профилактической работы

Планируемая работа по пропаганде ПДД и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, предусматривает информированность детей о состоянии и проблемах детского дорожно-транспортного травматизма как в регионе, так и в целом по России. Учитывается при планировании приобретение соответствующей учебно-методической литературы, наглядных пособий, технического оснащения кабинета и школьной автоплощадки, «уголков безопасности дорожного движения». Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В планах предусматривается проведение внеклассных мероприятий: тематических утренников, творческих смотров-конкурсов, викторин, соревнований, экскурсий, выступление агитбригад, профилактических акций и рейдов в микрорайоне школ совместно с инспекторами ГИБДД. При планировании работы важное значение придаётся работе кружка «Юных инспекторов дорожного движения», которые занимаются активной пропагандой ПДД среди детей и подростков, предупреждением их на-

рушений. В планах работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма предусматривается взаимодействие с заинтересованными структурами — ГИБДД, УГАДН, автошколой, автотранспортными предприятиями, средствами массовой информации, библиотекой, учреждениями дополнительного образования, центральной районной больницей, другими общеобразовательными учреждениями города. Немаловажное значение придаётся работе с родителями и педагогами. В планах предусматривается проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед с педагогами и родителями обучающихся. Далее анализируются результаты проделанной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.

2. Организация и содержание образовательного процесса по основам БДД.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения ПДД, ОБЖ таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении ПДД.

Целью обучения школьников ПДД является: усвоение ими содержания правил и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решений в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге. Указанная цель может быть достигнута соответствующими формами, методами и приёмами обучения и воспитания.

Образовательный процесс по основам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится с учётом педагогических требований, направленных на решение следующих задач:

Рис. 10. Педагогические требования

3. Принципы, формы и методы обучения и воспитания

Дети — это особая категория пешеходов и пассажиров, к ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым, поэтому дословная трактовка ПДД для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам профессиональной автомобильно-дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Для обучения школьников ПДД реализуются следующие принципы:

-развивающее обучение;

-преемственность;

-последовательность;

-постепенность;

-доступность;

-наглядность;

-единство воспитания и обучения.

При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий:

-традиционный урок в классе;

-интегрированный урок;

-экскурсии;

-самостоятельная работа с наглядными средствами обучения -плакатами, иллюстрациями в учебных рабочих тетрадях;

-практические занятия на специально оборудованных для детей школьных атоплощадках, автодромах, автогородках, тренажёрах.

Целесообразно использование устных методов изложения материала:

-рассказ;

-рассказ-объяснение;

-беседа;

-лекции.

При ведении учебных занятий желательно применять все известные педагогические технологии и инновационные методы обучения.

От инициативы и профессионального мастерства во многом зависит эффективность обучения ПДД. Педагог должен знать ПДД и уметь преломлять содержание правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся.

Особенность обучения ПДД состоит в том, что в отличие от других учебных наук, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Воспитание применительно к сфере дорожного движения — это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.

Целью воспитания и обучения ПДД является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения [1].

Младшие школьники ещё не вполне осознают, что такое опасность вообще. Потому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и её последствия, способность правильно оценить свои возможности. Обучающимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, которые помогут им адаптироваться в дорожной среде. Культура поведения детей на улице, дороге и транспорте во много зависит от ближайшего окружения и нравственной атмосферы в семье. Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и обучающимся, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия и вовремя устраняет ошибки, ребёнок быстро научится безопасно вести себя на улицах и дорогах. Чтобы ПДД прочно усваивались, необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе эмоции, разум и действие. Если ребенок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то результатов не будет. Организация воспитательного процесса и проведение учебных занятий по БДД строится на основе принципов и методов воспитания.

Принципы воспитания — это основа действенного решения воспитательных задач.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

предполагает учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития, Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает, и наоборот — приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность. Увидев автомобиль, ребёнок не может определить, как быстро он приблизится к нему. Заметив один автомобиль, он не видит другой. Дети семи лет замечают на дороге только то, что им известно. Если ребёнок не знает особенностей движения транспорта, то никак не реагирует на его появление.

На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характера, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения, можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине и культуре поведения в сфере дорожного движения. При этом преподаватель в большей мере использует свой авторитет. Воспитание требует отношения к каждому ребенку как к личности, наделённой собственными чувствами, взглядами, мыслями и волей.

Отношение к нему как к маленькому, постоянная и назойливая опека лишь тормозит его психическое развитие.

Принцип взаимодействия «дети-дорожная среда».

Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их

нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные

задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия — дорожно-транспортного происшествия

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку не способны в полной мере оценить изменение формы и положение движущегося автомобиля — скорость и расстояние до него. Кроме того, у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Поэтому, воспитывая семилетних детей, нельзя требовать от них осознанных и чётких, безопасных действий на дороге. В этом ошибка стандартного подхода к ним, как к десятилетним. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребёнок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется приучатьмладших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперёд может стоить жизни.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их вдорожной среде. Вместе с тем, нельзя чрезмерно акцентировать ихвнимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во-первых, это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во-вторых, внушение страха может сделать ребенканеуверенным и беспомощным, и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться. Преподаватель должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями, т. е. постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей на улицах и дорогах синтенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, детипопадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологическихособенностей поведения.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления, регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения ПДД взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей.

Принцип возрастной безопасности.

У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой, необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, ещё до школы, ребёнку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, например, что автомобиль не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности.

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД. Инспектор ДПС выявляет нарушителей среди

водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. ПДД нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Методы воспитания — это способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение обучающих.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector