Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания по теме «Психическое развитие младенческого и раннего возраста»

Задание 1.

Инструкция: Выберите правильный ответ.

1. Возрастные границы младенчества:

а) от рождения до 1,5 года;

б) от рождения до 1 года;

в) от 2 до 3 лет;

г) от рождения до 2 месяцев.

2. Возрастные границы раннего возраста:

а) от 1 года до 2 лет;

б) от 1,5 года до 3 лет;

в) от 1 года до 3 лет.

3. Психологические границы раннего возраста:

а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;

б) от рождения до кризиса прямохождения;

в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»;

г) от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам».

4. Жизнь ребенка обеспечивается с момента рождения:

а) развитием ориентировки в окружающем мире;

б) развитием и действием ребенка;

в) включением в работе органов чувств;

г) безусловными рефлексами.

5. Комплекс оживления — это:

а) первая реакция на игрушку;

б) первая двигательная реакция;

в) первая социальная реакция ребенка.

6. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:

а) прямохождение;

б) речь;

в) игра;

г) предметная деятельность;

д) учебная деятельность.

7. Ранний возраст сензитивен для развития:

а) способов передвижения;

б) предметных действий;

в) речи;

г) продуктивных видов деятельности.

8. Первым носителем обобщения для ребенка является:

а) слово взрослого;

б) используемое орудие;

в) собственное действие.

9. Поведение ребенка раннего возраста зависит от:

а) внешних обстоятельств;

б) собственных замыслов ребенка;

в) словесных объяснений взрослых.

Задание 2.

10. Инструкция: Установите соответствие:

Возраст

Ведущая деятельность

1. Младенчество

а) речевая

2. Ранний возраст

б) игровая

в) ситуативно-эмоциональное общение

г) внеситуативно-познавательное общение

д) предметная

11. Установите соответствие:

Вид действия

Характеристика

1. Соотносящее

а) рисование карандашом

2. Орудийное

б) манипулирование молотком

в) нанизывание колец пирамиды

г) действие совочком

д) закрывание матрешки

е) зашнуровывание ботинок

ж) закрывание коробок

з) действие ложкой

и) застегивание пуговиц

12. Инструкция: Добавьте недостающие слова:

Важным для новорожденного является развитие его………………………………………..

и………………………………………………………………………..анализаторов.

13. Эффективность в развитии речи детей повышается, если им представляется возможность……………………………………………………………………………..с предметом.

14. Отсутствие у ребенка значительного количества врожден­ных форм поведения представляет собой его………………………………………………………

15. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является ……………………………

16. Для ребенка раннего возраста слово взрослого раньше имеет………………… ……….значение, чем…………… …………….значение.

17. На третьем году жизни формируется ……………………….….функция сознания.

18. Знаковая функция сознания состоит в возникновении ……………………………….одного объекта в качестве……………………………..другого.

19. Стремление ребенка к самостоятельности больше всего проявляется в период……………………………………………………………………….

20. Важнейшим новообразованием личностного развития ре­бенка раннего возраста является ……………………………………………………………………………

21. Инструкция:Установите правильную последовательность. Развитие речи младенца:

а) гукание;

б) гуление;

в) лепет;

г) сосредоточение;

д) произнесение звуков;

е) облегчение слова;

ж) произнесение первых слов.

22. Развитие понимания речи:

а) подползает на зов взрослого жестом;

б) ищет голос зовущего;

в) приближается на словесный призыв взрослого;

г) поворачивается в сторону зовущего.

23. Развитие движений:

а) ползает;

б) стоит у опоры;

в) ходит самостоятельно;

г) лежит на животе;

д) удерживает голову, лежа на животе;

е) переворачивается со спины на живот;

ж) переворачивается с живота на спину;

з) ходит у опоры.

24. Развитие действий руки:

а) нацеливание пальцами;

б) манипулирование двумя предметами;

в) активное манипулирование предметом;

г) неточное движение всей рукой;

д) указательное движение пальцами.

25. Взаимодействие ребенка с предметом:

а) глаз;

б) рука;

в) предмет;

г) рука.

26. Взаимодействие игровых действий:

а) берет роль;

б) использует предмет-заместитель без игрового назва­ния;

в) манипулирует с предметом по показу взрослого;

г) самостоятельно дает игровое задание;

д) переносит действие на другие предметы;

е) изображает действия конкретных взрослых

Тестовые задания по теме «Психология развития дошкольника»

Задание 3.

Инструкция: Выберите правильный ответ.

1. Сенсорное развитие — это:

а) развитие анализаторов;

б) ознакомление с эталонами;

в) овладение способами обследования;

г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами;

д) развитие анализаторов, усвоение способов обследова­ния, ознакомление с эталонами.

2. Основным условием сенсорного развития ребенка явля­ется:

а) специальные тренировочные упражнения;

б) показ взрослыми способов действий;

в) активная деятельность ребенка;

г) манипулирование с предметом.

3. Первые попытки специальных приемов запоминания от­мечаются в возрасте:

а) 3 — 4 года;

б) 5 —6 лет;

в) 7 лет.

4. Взаимозависимость обучения и мьшления состоит в:

а) расширении объема знаний;

б) обучении способам;

в) передаче новых способов действий, знаний в готовом виде;

г) активной деятельности ребенка по овладению знания­ми, способами действий;

д) не зависит от обучения;

е) влияет незначительно.

5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются

результатом усвоения:

а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи;

б) способов общения со взрослыми;

в) системы знаний, приобретенных ребенком;

г) способов действий;

д) отдельных знаний, умений.

6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления:

а) наглядно-действенного;

б) наглядно-образного;

в) схематического;

г) логического.

7. Положительные эмоции у детей вызывают:

а) свободная деятельность ребенка, насыщенная пережи­ваниями;

б) ожидание начала обучения в школе;

в) незаслуженная награда;

г) наказание;

д) поощрение.

8. Инструкция: Выберите основные условия, способству­ющие развитию общениядошкольника:

а) содержание общения;

б) общение взрослых;

в) потребности ребенка;

г) поощрение;

д) индивидуальные особенности;

е) наказание;

ж) опыт общения.

9. Инструкция: Выберите правильный ответ.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте:

а) соподчинение мотивов;

б) отделение от взрослого;

в) усвоение нравственных норм;

г) «Я сам»;

д) самосознание и самооценка;

е) формирование произвольного поведения.

10. Инструкция: Выберите правильный ответ. Основными предпосылками учебнойдеятельности до­школьника являются:

а) познавательный интерес;

б) возраст;

в) здоровье ребенка;

г) правила;

д) принятие задачи;

е) овладение общими способами действий.

11. Компоненты учебной деятельности дошкольника:

а) замысел;

б) контроль, самоконтроль;

в) достижение результата;

г) правила;

д) принятие задачи;

е) воображаемая ситуация;

ж) действия для выполнения задачи.

12. Функции речи дошкольника:

а) планирующая;

б) коммуникативная;

в) мыслительная;

г) волевая;

д) эмоциональная;

е) регулирующая.

13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном воз­расте является:

а) освоение способов действий;

б) получение удовольствия;

в) высвобождение лишней энергии;

г) воспроизведение человеческих отношений.

14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном воз­расте является:

а) мышление;

б) восприятие;

в) память.

15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует возникнове­ние:

а) осознание незаслуженной награды;

б) неразвитость абстрактного мыщления;

в) соподчиненность мотивов.

Задание 4.

16. Инструкция: Установите соответствие.Изменение видов деятельности с возрастом:

Возраст

Виды деятельности

1 год

а) сюжетная игра

2 года

б) манипуляции с игрушками

3 года

в) сюжетно-отобразительная

17. Инструкция: Установите соответствие.

Типы конструирования

Признаки

1 По образцу

а) для игры

2 По условиям

б) на основе условий

3. По замыслу

в) обследование образца

г) видит пpoцeccсоздания постройки

д) реконструирует

е) воспроизводит

ж) варьирует действия

з) практический смысл

18. Инструкция: Установите соответствие.

Возраст

Виды деятельности

1. 3-4 года

а) игровая

2. 4-5 лет

б) бытовая

3. 5-7 лет

в) конструктивная

г) трудовая

д)учебная

е)изобразительная

Возраст

Характерные признаки конструирования

1. 3-4 года

а) предварительное обсуждение

2. 5-6 лет

б) не учитывают условий

в) возможна потеря интереса

г) стремление достичь результата

д)возникает в игре

е) не добиваются результата

ж) тематика сложная

з) стремление к созданию совместных построек

19. Инструкция: Установите соответствие.

Возраст

Характерные признаки конструирования

1. 3—4 года

а) предварительное обсуждение

2. 5-6 лет

б) не учитывают условий

в) возможна потеря интереса

г) стремление достичь результата

д) возникает в игре

е) не добиваются результата

ж) тематика сложная

з) стремление к созданию совместных построек

20. Инструкция: Установите соответствие.

Возраст

Характерные особенности действий с предметами

1. 3—4 года

а) моделирующие действия восприятия

2. 5-6 лет

б) интериоризация действий

3. 6-7 лет

в) систематическое планомерное обследование

г) зрительное восприятие

д) планомерное, последовательное обследование

е) рассматривание, выделение отдельных частей, признаков

21. Инструкция: Установите соответствие.

Возраст

Сочетание речи, практических действий, мышления

1. 3-4 года

а) речь — умственное действие

2. 4-5 лет

б) практическое действие — речь

3. 5-7 лет

в) практическое действие одновременно с речью

г) умственное действие — речь — практическое дей­ствие

Задание 5.

22. Инструкция: Установите соответствие.

Группы чувств

Виды чувств

1. Интеллектуальные

а) любопытство

б) комическое

в)удивление

г) дружба

2. Эстетические

д) любознательность

е) прекрасное

ж)гордость

3. Моральные

з) нового

и)героическое

к) стыда

л) юмора

23. Инструкция: Установите соответствие.

Готовность к школе

Характеристика

1. Социально-личностная

а) принятие позиции школьника

2. Интеллектуальная

б) отношение к школе

3. Эмоциональная

в) ориентировка в окружающем

4. Волевая

г) желание узнать новое

д) соподчинение мотивов

е) умение организовать рабочее место

ж) умение общаться

з] сенсорное развитие

и) радостное ожидание начала обу­чения

к) умение сочувствовать л) стремление достичь результата

24. Инструкция: Добавьте пропущенные слова:

На протяжении дошкольного возраста изменяется содер­жание мотивов, появляются новые их виды, формирует­ся ……………………….мотивов.

25. Ребенок в рисовании проходит от…………………..графиче­ских образов к изображению ………………….предметов.

26. Развитие…………….образов в детском рисовании сталкива­ется с тенденцией превращения их в графические………..

27. Цель учебной деятельности……………………знаний, умений, навыков, а не получение………………………результата.

28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с………не имеет……….результата, служит средством для…………лич­ности ребенка.

29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие………………….мышления.

30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли………………………в регуля­ции поведения ребенка.

31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном воз­расте, связанное с активной умственной работой, — это запоминание…………………..

32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение …………..чем воображение взрослых.

33. Инструкция: Установите правильную последователь­ность.

Овладение сенсорными эталонами:

а) овладение сенсорными эталонами;

б) «опредмечивание»;

в) переход к собственно эталонам.

34. Обследование предмета:

а) вычленение основных частей;

б) первичное восприятие;

в) определение взаимоотношений между частями;

г) целостное восприятие;

д) выделение более мелких частей.

35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте:

а) припоминание;

б) запоминание;

в) использование специальных действий.

36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста:

а) внеситуативно-познавательное;

б) ситуативно-деловое;

в) внеситуативно-личностное.

37. Формирование осознанности правил поведения дошколь­ника:

а) сознательное выполнение правил;

б) строгое выполнение знакомых правил;

в) выполнение правил по привычке;

г) требование выполнения правил другими детьми и взрос­лыми.

Тестовые задания по «Детской психологии» для контроля знаний

Задание 6.

1. Ведущая деятельность в раннем возрастеэто:

а) предметно-манипулятивная деятельность;

б) эмоциональное общение со взрослым;

в) познавательная деятельность.

2. Различение двух видов действийручных и ору­дийных — было введено:

а) Л.С. Выготским;

б) П.Я. Гальпериным;

в) Д.Б. Элькониным.

3. При освоении предметного действия сначала осваи­вается:

а) операционально-техническая сторона действия;

б) смысл действия;

в) способ действия.

4. Неоформленные предметы вносятся в игру, как:

а) дополнительный материал к сюжетным игрушкам;

б) основной материал;

в) главный объект для выполнения игровых действий.

5. Игры, представляющие собой жизненную цепочку действий, появляются в возрасте:

а) 1,5 лет;

б) 2 лет;

в) 3 лет.

6. Предпосылками мышления детей 4-6 лет, Развитие личности донаучн. период">развития игровой деятельности яв­ляются:

а) замещение предметов;

б) овладение орудийными действиями;

в) овладение операционально-технической стороной действия.

7. Развитие предметных действий осуществляется:

а) спонтанно;

б) в результате общения детей со сверстниками;

в) при руководящей роли взрослого.

8. Среди предметных игр детей раннего возраста вы­деляют:

а) режиссерские игры;

б) процессуальные игры;

в) сюжетно-ролевые игры.

9. Мотивированное подражание у детей раннего воз­раста появляется в период:

а) 1 года;

б) 2 лет;

г) 3 лет.

10. Функции взрослых в совместной деятельности с ребенком раннего возраста состоят в том, что:

а) удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональ­но-непосредственном общении;

б) пассивно наблюдает за ходом выполнения действий ребенка;

в) показывает образец действия с предметом.

11. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит:

а) мышлению;

б) восприятию;

в) памяти.

12. Исходя из особенностей внимания детей раннего возраста, организуют проведение занятий, продолжитель­ность которых составляет:

а) 10-15 минут;

в) 20-25 минут;

г) 25-30 минут.

13. Память ребенка раннего возраста характеризу­ется:

а) непроизвольным характером;

б) произвольным характером;

в) системностью.

14. В конце раннего возраста зарождается мышление:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-действенное;

в) наглядно-образное.

15. Первым основанием для классификации и обобще­ния предметов является:

а) цвет;

б) функциональное назначение;

в) форма.

16. Уровень развития мышления и обобщения ребенка в первую очередь определяется:

а) освоенностью предметных действий;

б) особенностями воображения;

в) особенностями самосознания.

17. В начале раннего возраста для ребенка харак­терна:

а) эгоцентрическая речь;

б) внутренняя речь;

в) автономная речь.

Задание 7.

18. В периоде от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев для развития грамматического строя речи характерна стадия:

а) формирования сложных грамматических форм;

б) двухсловных предложений;

в) усвоения служебных слов.

19. При развитии фонематического слуха раньше все­го возникает различение:

а) твердых и мягких согласных;

б) гласных;

в) глухих и звонких согласных.

20. В раннем возрасте более сильный регулятор пове­денияэто:

а) двигательный стереотип;

б) зрительный образ;

в) речевая инструкция.

21. Характерная особенность поведения ребенка ран­него возраста заключается:

а) в ситуативности;

б) в произвольности;

в) в осознанности.

22. Эмоциональные состояния ребенка раннего возра­ста характеризуются:

а) устойчивостью;

б) кратковременностью;

в) подчиненностью самоконтролю.

23. Ситуативность поведения объясняется:

а) наличием потребности в общении со взрослым;

б) произвольностью психических процессов;

в) отсутствием соподчинения мотивов.

24. Особенности мотивационно-потребностной сфе­ры в раннем возрасте заключаются:

а) в отсутствии соподчинения мотивов;

б) в наличии соподчинения мотивов;

в) в преобладании мотивов общения со сверстниками.

25. Простейшей первичной формой самосознания яв­ляется:

а) называние себя по имени;

б) употребление местоимения «Я»;

в) узнавание себя в зеркале.

26. К кризису трех лет приводит:

а) развитие наглядно-образного мышления;

б) стремление к самостоятельности;

в) осознание ребенком нравственных норм и правил.

27. Стремление все делать наоборот, вопреки просьбам взрослого, Л.С. Выготский назвал:

а) негативизмом;

б) строптивостью;

в) своеволием.

28. Протест ребенка не против конкретного взросло­го, а против образа жизни Л.С. Выготский назвал:

а) негативизмом;

б) строптивостью;

в) своеволием.

29. Желание ребенка действовать самостоятельно даже там, где он мало что умеет, Л.С. Выготский на­звал:

а) негативизмом;

б) строптивостью;

в) своеволием.

30. Личностными новообразованиями в период кризи­са трех лет являются:

а) автономная речь;

б) система «Я»;

в) соподчинение мотивов.

31. Ведущим видом деятельности в дошкольном воз­расте является:

а) общение;

б) игровая деятельность;

в) предметная деятельность.

32. Для дошкольного возраста характерна форма об­щения со взрослым:

а) ситуативно-деловая;

б) ситуативно-личностная;

в) внеситуативно-познавательная.

33. Основные линии развития игры:

а) от сюжетных игр к бессюжетным;

б) от отражения личной жизни к событиям обществен­ной жизни;

в) от большего числа участников одной и той же игры к меньшему.

34. Подчинение правилам, как главное содержание игры, характерно:

а) для детей младшего дошкольного возраста;

б) для детей старшего дошкольного возраста;

в) для детей среднего дошкольного возраста.

35. Другие виды деятельности приобретают самосто­ятельное значение в возрасте:

а) младшем дошкольном;

б) старшем дошкольном;

в) среднем дошкольном.

Задание 8.

36. Область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре, называется:

а) содержанием;

б) сюжетом;

в) воображаемой ситуацией.

37. Выполнение определенных действий с игрушкамиэто главное содержание игры в возрасте:

а) младшем дошкольном;

б) старшем дошкольном;

в) среднем дошкольном.

38. Самый элементарный вид конструктивной дея­тельностиэто деятельность:

а) по образцу;

б) по замыслу;

в) по речевой инструкции взрослого.

39. Ведущей психической функцией в дошкольном воз­расте является:

а) мышление;

б) восприятие;

в) память.

40. Рассмотрение природных явлений как результа­та сознательной деятельности людей называется:

а) эгоцентризмом;

б) артификализмом;

в) реализмом.

41. Наиболее характерной для дошкольников формой умственной деятельности является:

а) словесно-логическое мышление;

б) наглядно-действенное мышление;

в) наглядно-образное мышление.

42. В дошкольном возрасте зарождается мышление:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-действенное;

в) наглядно-образное.

43. Из частей суток дошкольники легче всего опреде­ляют:

а) ночь;

б) день;

в) вечер.

44. Произвольные формы запоминания и воспроизве­дения начинают складываться в возрасте:

а) 3-4 лет;

б) 4-5 лет;

в) 5-6 лет.

45. Особенность детского мышления, которая заклю­чается в невыделенности себя и своей позиции, называ­ется:

а) эгоцентризмом;

б) артификализмом;

в) реализмом.

46. Непроизвольное запоминание продуктивнее произ­вольного в случае, когда:

а) не требуется интеллектуальная активность ребенка;

б) не требуется зрительное восприятие;

в) материал имеет яркую эмоциональную окраску.

47. На первом этапе обучения грамоте происходит:

а) формирование умения грамотного письма;

б) усвоение согласных букв и переход к овладению сло­говым чтением;

в) формирование звукового анализа слова.

48. Особенности мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте заключаются:

а) в отсутствии соподчинения мотивов;

б) в наличии соподчинения мотивов;

в) в преобладании нравственных мотивов.

49. Произвольность поведения дошкольника наиболее ярко проявляется:

а) в трудовой деятельности;

б) в изобразительной деятельности;

в) в игровой деятельности.

50. Наибольшей побудительной силой в дошкольном возрасте обладает мотив:

а) запрета взрослого в чистой форме;

б) поощрения — награды;

в) собственного обещания.

51. В целом самооценка детей дошкольного возраста является:

а) завышенной;

б) адекватной;

в) заниженной.

52. Низкая активность, слабое выражение чувств, ти­хая речь, плаксивость, тревожность, необщительность — это характеристика проявления в дошкольном возрас­те темперамента:

а) меланхолика;

б) флегматика;

в) сангвиника.

Задание 9.

53. Энергичность, яркие эмоции, активность, беспокой­ство, чувствительность, непостоянство, импульсив­ностьэто характеристика проявления в дошкольном возрасте темперамента:

а) флегматика;

б) сангвиника;

в) холерика.

54. Медлительность, низкая активность, спокойствие, доброжелательность, управляемостьэто характерис­тика проявления в дошкольном возрасте темперамента:

а) меланхолика;

б) флегматика;

в) сангвиника.

55. Повышенная активность, богатство движений и мимики, яркая эмоциональность, впечатлительность, кон­тактностьэто характеристика проявления в до­школьном возрасте темперамента:

а) флегматика;

б) сангвиника;

в) холерика.

56. Для эмоционального развития дошкольника харак­терно:

а) сближение субъективного отношения с объектом

переживаний;

б) неосознанность ребенком своих чувств и эмоциональ­ных проявлений;

в) развитие эмоционального предвосхищения и эмоцио­нальной коррекции поведения.

57. Личностная готовность к школьному обучению предполагает:

а) внутреннюю позицию школьника;

б) способность обобщать;

в) способность определять причинно-следственные за­висимости.

58. Интеллектуальная готовность к школьному обу­чению предполагает:

а) внутреннюю позицию школьника;

б) способность обобщать;

в) произвольность поведения.

59. Волевая готовность к школьному обучению пред­полагает:

а) внутреннюю позицию школьника;

б) способность обобщать;

в) произвольность поведения.

60. К симптомам кризиса 7 лет относят:

а) негативизм;

б) утрату непосредственности;

в) обобщение переживаний.

61. К концу дошкольного возраста стремление ребен­ка пойти в школу побуждается мотивами:

а) направленными на получение одобрения сверстни­ков;

б) направленными на самосовершенствование;

в) направленными на стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.

62. При обучении детей с 6 лет необходимо большое место отводить:

а) практическим действиям с предметами;

б) игровой форме;

в) стандартной ситуации учебного занятия.

63. В конце дошкольного возраста должна сложиться форма общения со взрослым:

а) ситуативно-личностная;

б) внеситуативно-познавательная;

в) внеситуативно-личностная.

64. Л.И. Божович указывала, что кризис 7 летэто:

а) период становления произвольности поведения;

б) период рождения социального «Я» ребенка;

в) период становления словесно-логического мышления.

65 Новообразованиями кризиса 7 лет являются:

а) ‘дифференциация внешней и внутренней сторон личности ребенка;

б) стремление к самостоятельности;

в) аффективно-волевые реакции.