Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека.

Традиционным этот вопрос является и в общей биологии, физиологии, социологии. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

Различают два основных типа поведения человека — это внешнее, которое может быть замечено наблюдателем, и внутреннее, т. е. мыслительные процессы, известные только самому человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и волевые привычки.

В отличие от внешнего, явного, поведения, внутреннее поведение человека — предполагаемое. О его наличии мы можем судить исходя из изменений во внешнем поведении: замечая какие-то перемены во внешнем поведении человека, мы догадываемся о том, что и внутри человека тоже что-то изменилось. Таким образом, мыслительное поведение можно идентифицировать только посредством внешнего поведения. Влиять на внутреннее поведение можно только через внешне проявляемое поведение. В этом процессе большое значение приобретает умение правильно толковать мыслительное поведение, чтобы избежать ошибок в понимании того или иного поступка человека.

Далее, поведение человека может классифицироваться таким образом: поведение сознательное и поведение неосознанное. Когда мы обдумываем проблемы и принимаем решения, мы действуем осознанно. Часто же мы действуем вопреки всякой логике, необдуманно, и сами не можем дать разумного объяснения своему поведению. Такие действия по внутреннему побуждению, без анализа возможных трудностей и видения проблемы в целом, называются неосознанным поведением.

Поведение человека так же может быть добровольным и вынужденным. Поведение, которое исходит из собственной воли человека, служит проявлением его внутренних желаний и стремлений — это поведение добровольное. С примерами вынужденного поведения мы часто сталкиваемся в повседневной жизни — обстоятельства требуют от человека вести себя определенным образом, независимо от его внутренних побуждений.

12 стр., 5678 слов

Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т. д.) после перенесенного инфаркта миокарда

... Г. Чернышевского Кафедра коррекционной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Состояние человека (поведение, психика, нервная система и т.д.) после перенесенного ... из них, пережив инфаркт миокарда, отказываются от вредных привычек (курение, прием алкоголя и пр.), строго соблюдают режим ... общие семейные факторы - характер питания, склонность к вредным привычкам, условия жизни и т.д.). Инфаркт миокарда чаще ...

Среди разных видов поведения выделим социальное поведение.

Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. Существует много видов социального поведения, важнейшие из которых: организационное, ролевое, общественное, альтруистическое, ритуальное, экономическое, потребительское, манипулятивное, конфликтное; массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное и др.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

Поведение как акт состоит из нескольких этапов:

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга ... » на тему: межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека Пермь 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 1 ...

  1. формирование потребности
  2. развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении
  3. развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций)
  4. принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации
  5. поиск или формирование программы для реализации принятого решения
  6. осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций удовлетворения, удовольствия или даже экстаза.

Потребность в психологии принято определять как состояние индивида, создаваемое испытываемой (но нередко и подсознательной) им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Потребности по своему генезу и значимости можно разделить на биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь. Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики в частности возникают все последующие. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности. К их числу принято относить

  • репродуктивные (половые),
  • родительские,
  • оборонительные,
  • территориальные,
  • исследовательские (в том числе ориентировочные),
  • стадные и ряд других.

Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. По своему происхождению часть из них являются врожденными, другие же — приобретаемыми в процессе индивидуального обучения. К первым относятся прежде всего потребности, связанные с поддержанием гомеостаза, в частности потребности в воздухе, пище, воде, минеральных веществах, а также связанные с мочевыведением, дефекацией, сном и аналогичные им. К ним также причисляют стремление к комфорту в расширительном понимании этого термина, т. е. к минимизации отрицательных и максимализации положительных ощущений и переживаний.

5 стр., 2490 слов

Потребности, чувства и эмоции. Виды лидеров

... основе социальных потребностей). Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в ... других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью переживание чувств расслабляет человека. Аффекты. Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро ...

К числу физиологических потребностей относятся сформированные в процессе онтогенеза стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизмы — привычки. Отсюда «привычка — вторая натура». В процессе онтогенеза может сформироваться и физическая зависимость, т. е. потребность в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.).

Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. Формируются такого рода потребности главным образом в процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами:

  • религиозные,
  • эстетические,
  • учебно-познавательные потребности,
  • альтруизм,
  • эгоцентризм,
  • агрессивность,
  • психическая зависимость, т. е. стремление к употреблению психоактивных веществ с целью получения приятных ощущений.

Социальные потребности связаны с интересами общества. В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. К ним относят патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др.

Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта или осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. К настоящему времени пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта.

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... и значением мотивов и потребностей человека в регуляции его поведения и недостаточной изученностью проблемы мотивационной сферы. Тема исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель ... исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: ...

Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией (от англ. deprivation — лишение, утрата).

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с такой ситуацией довольно часто. Достаточно упомянуть следующие виды депривации: половая — невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная — ограничение или лишение общения с другими людьми и др.

В большинстве случаев происходит рост негативных эмоций с возможным переходом во фрустрацию (от лат. frustatio — обман, расстройство, разрушение планов), которую часто рассматривают как одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность.

Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда — нормальное поведение — это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ожиданий и не разрушает общественных отношений.

Под отклоняющимся поведением, наоборот, понимаем поведение, которое влечет за собой нарушение любых общепринятых норм. Совокупность действий, не соответствующих установленным в обществе нормам и принципам, образуют девиантное поведение.

В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как делинквентное (проступок, правонарушение), или антиобщественное, противоправное поведение.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

5 стр., 2057 слов

Смех и его роль в жизни человека

... же из них справедлива. 1. Положительная роль смеха в жизни человека Для начала рассмотрим роль смеха в современном обществе. Во-первых ... и смеяться. Можно сколько угодно спорить о роли смеха в жизни человека, но одно неоспоримо: юмор служит важным и полезным целям. ... , но зато они быстро отходят и никому не могут причинить вреда. Просто портят себе нервы. "Летние" - смешливые, обладают искрометным ...

Подростковая делинквентность

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что ... поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека ... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью ...

Виды делинквентного поведения

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан).

В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер делинквентного поведения с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Причины девиантного поведения достаточно разнообразны:

1) врожденные или приобретенные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческого акта;

2) выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватные или нецелесообразные;

3) неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами;

4) длительная депривация (лишение, утрата);

С точки зрения психофизиологической организации резкой границы между нормальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических позиций. С учетом степени вменяемости определяется оценка поведения — то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли только адекватное лечение вплоть до такого мягкого, как психокоррекция или психотерапия.

На сегодняшний день девиантное поведение — это еще не до конца понятная и не всегда успешно решаемая проблема.

Рискованное поведение

В толковом словаре Даля дается следующее определение риска: «Рискованье (риск) — отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело — неверное, сомнительное, опасное. Рисковать — пускаться на удачу, делать что-либо без верного расчета, подвергаться случайности, известной опасности».

В определенном смысле риск подстерегает человека на каждом шагу, во всех жизненных сферах: здоровье, профессиональная деятельность, личная и общественная жизнь, бизнес, спорт, отдых, развлечения и т. п.

Понятие «риск» является одним из ключевых в описании деятельности человека как оператора сложных систем управления, в особенности процесса принятия решений. В данном контексте риск понимается как действие, выполняемое в условиях выбора в ситуации неопределенности, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.

Психология здоровья рассматривает риск с точки зрения личного выбора или моделей поведения, которые могут быть основополагающими в возникновении заболеваний, связанных с образом жизни. «Здоровый образ жизни» — это избегание рискованного поведения (курение, употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные сексуальные связи и реже чрезмерную занятость на работе, повышенные функциональные и психические нагрузки, приводящие к развитию соматических и психических заболеваний).

Условно всех нас можно разделить на два типа: «рисковые» и «осторожные». Рисковые склонны влиять на других, стремиться к новым сильным ощущениям, авантюризму, стремиться к лидерству в группах, обладают высоким уровнем притязаний, установкой на достижение успеха.

Осторожные предпочитают подчиняться, более консервативны и нерешительны.

Рискованное поведение обусловлено внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам разные авторы относят: возрастные и личностные особенности (готовность или склонность к риску), специфику протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, установки и убеждения, субъективные оценки рискованности того или иного поведения. За последние 20 лет появилось более 30 видов спорта, получивших название «экстремальных». Экстремальность заключается в высокой вероятности нанесения вреда своему здоровью в случае неуспеха. Установлено, что человек, стремящийся рисковать в одной ситуации, будет стремиться рисковать и в других ситуациях. Такие люди отличаются более высоким фоновым уровнем активации ЦНС. Занятия экстремальным спортом позволяют им по принципу замещения расходовать высокий энергетический потенциал. При условии обеспечения должной безопасности такое времяпрепровождение следует рассматривать как превентивный прием снижения рискованного поведения в других жизненных ситуациях.

Не менее значимую роль в детерминации поведения играют внешние факторы. Действия каждого человека, тот или иной личный выбор всегда предпринимаются в поведенческой среде, создаваемой ожиданиями других людей, правилами и нормами общественной жизни, а также возможностью безнаказанного нарушения государственных законов.

Асоциальное поведение

Поведение человека в широком смысле — это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему миру, к себе, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, эстетики и права. Считается, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным.

Асоциальное (от греч. «а» — отрицательная частица) — характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение — поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом.

Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений.

Мораль — это некое совмещение «Я» и «Ты», возможность диалога, единства. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность. К примеру, гедонистическая мораль, где основной принцип — наслаждение, эгоизм, не является социальной. Внутри своей морали человек сохраняет идеалы и ценности, а мораль выступает способом или формой их реализации. При взаимодействии с другими людьми, чьи интересы он вольно или невольно игнорирует, его поведение будет восприниматься как асоциальное.

Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Отклонение от нормы называется асоциальным, прежде всего потому, что социальной является сама норма.

Асоциальное поведение рассматривается и как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение — это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей агрессия выражается по-разному: физически или вербально, активно или пассивно, прямо или косвенно, но реальность такова, что не существует людей, у которых бы она полностью отсутствовала. Гуманистические психологи прямо высказываются об агрессии как о форме естественной энергии, вспоминая энергию ветра, солнца, воды, которая может убить или помочь. Человек может подавлять энергию агрессии, и тогда это чревато болезнями. Другой вариант — когда волна энергии вырывается наружу в форме слов и дел, иногда конструктивных, иногда нет.

Нет общего правила для выражения агрессии. Вопрос ставится о ее трансформации, об изменении мишени и формы проявления. То есть агрессивное поведение может быть деструктивным и конструктивным или креативным.

Один из основателей американского крыла экзистенциальной психотерапии Ролло Мей связывает агрессию с проявлением силы, причем у каждого человека в потенциале наличествуют пять уровней силы:

  • сила жить. Сила жить — это не добро или зло, она первична по отношению к ним. И она должна проявляться в течение жизни, в противном случае человека ждут психозы, неврозы или насилие.
  • самоутверждение. Мы не только живем, но и нуждаемся в утверждении своего бытия, отстаивая свою значимость и обретая тем самым самоуважение.
  • отстаивание своего «Я». Эта форма поведения характеризуется большей силой и направленностью вовне, чем самоутверждение. В нас заложена реакция на нападение, и мы готовы на него реагировать. Человек отстаивает свои и чужие интересы, причем зачастую чужие с большей энергией, чем свои, но это тоже форма отстаивания своего «Я», так как отстаивает эти интересы он.
  • агрессия, которая появляется тогда, когда нет возможности отстаивать свое «Я». И здесь человек внедряется в чужое пространство, частично забирая его себе. Если нас лишить возможности выплеснуть агрессивные тенденции в течение какого-то времени, то это выльется в депрессию, невроз, психоз или насилие.
  • насилие, оно происходит тогда, когда все остальные способы отстаивания своей силы блокированы.

Отсюда понятно, что агрессивное поведение — понятие значительно более широкое, чем асоциальное поведение; с другой стороны, они могут пересекаться. Школьники обычных и элитарных школ, студенты различных вузов, в том числе Санкт-Петербургского института богословия, учителя, врачи, воспитатели детских садов, банковские служащие, продавцы, юристы, психологи — все имеют некий уровень агрессии. У кого-то он выше, у кого ниже. Существует взаимосвязь между агрессивным поведением и импульсивностью. Под импульсивностью понимается поведение без предварительного обдумывания его последствий.

Зачем специалисту сферы сервиса необходимо знать психофизиологические особенности поведения человека?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector