10 Лекций по культурологии

А.Н.КАБАЦКОВ, О.А.СМОЛЯК

Методические указания

по дисциплине «Культурология»

для работы с хрестоматией «Теоретическая культурология»

(для студентов заочного отделения)

Министерство образования РФ

Пермский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии

А.Н.КАБАЦКОВ, О.А.СМОЛЯК

Методические указания

по дисциплине «Культурология»

для работы с хрестоматией «Теоретическая культурология»

(для студентов заочного отделения)

Пермь 2003

ББК 71.0

УДК 130.2

Методическое пособие печатается по решению кафедры культурологии от 28 января 2003 г. протокол № 6.

Рецензенты:

к.ф.н., в.н.с. Н.М.Чернышева (Институт социально-культурных исследований при МГУКИ.)

к.ф.н., доц. Е.Н.Березина (Пермский государственный институт искусства и культуры)

Научный редактор: д.и.н., проф. О.Л.Лейбович

Кабацков А.Н., Смоляк О.А. Методические указания по дисциплине «Культурология» для работы с хрестоматией «Теоретическая культурология» (для студентов заочного отделения): Учебная литература / ПГТУ. – Пермь: РИО ПГТУ, 2003. – С.36.

Данное пособие для студентов заочного отделения входит в состав методического обеспечения курса «10 лекций по культурологии» (О.Л.Лейбович) наряду с такими учебно-методическими изданиями, как «Рабочая тетрадь по культурологии», «Практикум по культурологии», «Сборник заданий по культурологии», «Хрестоматия. Теоретическая культурология». Оно предназначено облегчить студенту работу над культурологическими текстами Хрестоматии.

11 стр., 5108 слов

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению ...

... курса проводится тестирование, решаются практические задачи и упражнения. Обязательным для студентов заочного отделения является на­писание контрольной работы, тематика которых приведена ниже. По ... 3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Изучение философии осуществляется студентами заочного обучения во время сессии на базе Волгоградского государственного медицинского университета ...

© Кабацков А.Н.

© Смоляк О.А.

Пояснительная записка

В данном методическом пособии по дисциплине «Культурология» представлены задания, призванные помочь студенту в работе над текстами пособия «Хрестоматия. Теоретическая культурология», посвященному рассмотрению проблем теоретической части курса «10 лекций по культурологии» (О.Л.Лейбович).

Пособие включает в себя комплекс вопросов и пояснений для работы с культурологическими текстами как на практических, семинарских занятиях, так и самостоятельно. Цель этих заданий состоит в том, чтобы:

— научить работать с научной литературой по плану;

— помочь в освоение материала, предложенного к изучению при помощи культурологического текста;

— обучить студента решать проблемные задачи в культурологическом ключе;

— в конечном счете, подготовить к экзамену.

Задания состоят из следующих частей:

  1. Ключевые понятия, смысл которых необходимо понять в процессе чтения текста.
  2. План работы, призванный обозначить ключевые компоненты культурологической проблемы рассматриваемой в тексте. Он сформулирован в виде проблемных вопросов, ответы на которые должны облегчить освоение смысловых блоков в тексте.
  3. Пояснения к тексту, дополняющие предложенный материал необходимыми разъяснениями, позволяющими лучше понять авторский замысел в процессе работы с текстом.

В целом, изучение культурологических текстов по этой системе позволит студенту познакомиться с работами широкого спектра авторов, с их теоретической разработкой проблем культуры.

Учебная программа по культурологии

Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

9 стр., 4368 слов

Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ее осуществления

... и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа". Развивая понятие исправления осужденных, Уголовно-исполнительный кодекс РФ ... организации и осуществления воспитательной работы; - раскрыть понятие и формы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. 1 Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ...

Текст 1.

Л.Баткин

Пристрастия

Основные понятия и термины: методология, герменевтика, субъект, ментальность, рефлексия, контекст, интерпретация, репродукция, дефиниция, феномен, диалогическая активность, европоцентризм.

План работы над текстом:

  1. Охарактеризуйте особенности гуманитарного знания. Его функции.
  2. Что такое научное исследование? В чем специфика культурологического исследования?
  3. Что такое культура? Проблемы культуры в европейской цивилизации?
  4. Какова роль традиции в культуре?

Пояснения к выполнению задания: Л.Баткин размышляет об особенностях гуманитарного знания. В представлении автора культура – единый текст. Задача историка культуры состоит в реконструкции смыслов этого текста. Л.Баткин подчеркивает субъективность культурологической интерпретации и отстаивает право исследователя на свою точку зрения. Для него работа с текстом – это диалог двух людей: автора текста и исследователя; а в конечном итоге – двух культур: прошлой и настоящей.

Место для записей:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 2

Э.Фромм

Бегство от свободы

Основные понятия и термины: адаптация, физиологические потребности, метод, эмпирическое знание, бихевиоризм, антропология, социология, социальная психология.

План работы над текстом:

  1. Что такое человек?
  2. Соотнесите природное и социальное в человеке.
  3. Какими методами можно изучать человека?

Пояснения к выполнению задания: Э.Фромм обращается к содержанию понятия «человеческая природа» и, опираясь на учение З.Фрейда, выделяет его составляющие. Он предлагает учитывать в человеке два начала: природное и социальное. В тексте Э.Фромм выделяет различные области человеческой природы, находящиеся в фокусе внимания гуманитарных наук.

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, содержания, средства ... учебной деятельности детей. База исследования: 1 класс основной общеобразовательной школы №1 имени И.П. Малоземова. Исследование ... выбор темы: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки". Цель исследования: определить педагогические условия эффективного ...

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 3.

А.Радклиф-Браун

Методы этнологии и социальной антропологии

Основные понятия и термины: этнография, социальная антропология, гипотеза, миссионер, индукция, дедукция, полевые наблюдения, гипотетическая реконструкция, интерпретация.

План работы над текстом:

  1. Постройте схему работы по методу интерпретаций.
  2. Опишите модель индуктивного исследования
  3. Сравните предметное поле, которое изучают этнология и социальной антропология.

Пояснения к выполнению задания: А.Радклиф-Браун обращается к проблеме технологий получения гуманитарного знания. Он описывает две модели – метод интерпретаций и индуктивный метод. Последний, является, по мнению Радклифа-Брауна, единственно приемлемым для социальной антропологии, так как соответствует критериям научности и позволяет работать с верифицируемой информацией.

Место для записей:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 стр., 480 слов

Основные понятия патопсихологии

... есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности. Как изменяются психические процессы в норме, ... психиатров наблюдение, беседа. В патопсихологии - используются психологические понятия и психологические методы получения информации. Патопсихология - наука, ... Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях. ...

Текст 4.

Л.Уайт

Понятие культуры

Основные понятия и термины: поведение, абстракция, социальная антропология, психология, материальная сущность культуры, элементы культуры.

План работы над текстом:

  1. Поясните вариативность определения термина «культура». Опишите Тейлоровский подход к культуре.
  2. Дайте поведенческое определение культуры.
  3. Объясните понимание культуры как абстракции.
  4. Опишите проблемы психологического и абстрактного подходов к культуре.

Пояснения к выполнению задания: Л.Уайт подвергает анализу различные подходы к определению понятия «культура», соглашаясь с доминированием системы открытых определений (т.е. определений, допускающих и требующих уточнений и дополнений) в гуманитарных науках. Здесь уместно вспомнить позиции предыдущих авторов об особенностях гуманитарного знания. В тоже время, Л.Уайт отстаивает позицию самостоятельности культурных феноменов, их самобытности и реального физического существования.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 5

Т.Кун

Структура научных революций

Основные понятия и термины: нормальная наука, парадигма, допарадигмальная школа, научное сообщество, ранговая система, методологическое основание исследования, техника исследования, понятийный аппарат, ретроспектива, генезис, детерминанта, обыденная философия.

План работы над текстом::

  1. Что такое «парадигма»? Приведите ее основные характеристики.
  2. Постройте модель развития науки по Куну.
  3. Определите значение парадигм для научного сообщества (на примере теории Франклина).

    Выделите влияние парадигмы на становлении научного знания.

  4. Опишите последовательность работы над курсовым проектом согласно модели парадигмального подхода Т.Куна.

Пояснения к выполнению задания: Т.Кун актуализировал понятие «парадигма», что укрепило традиции научных исследований. Он видит в парадигме ключевой рубеж, систематизирующий знания по определенным критериям, задающими правила получения и обработки информации, правила научной работы. В тоже время, тема институционализации науки и научного сообщества актуализирует ряд проблем: насколько узкой возможна научная специализация, насколько важен учебник в усвоении элементарных знаний и др.

9 стр., 4135 слов

1 Правоотношения: понятие, основные признаки, виды

... законом интересам личности, общества, государства либо создает угрозу причинения вреда. Вредность - основной содержательный признак правонарушения, который проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с ... активных обязанность субъекта состоит в необходимости совершить определенные действия (передать вещь, выполнить работу), в пассивных - обязанность состоит в том, чтобы не совершать дий. 2 ...

Место для записей:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 6.

А.Швейцер

Культура и этика

Основные понятия и термины: теология, классовая борьба, имманентность, материальное, духовное, этика, рационализм, эволюция, лингвистика, колонизация, Ренессанс.

План работы над текстом:

  1. Дайте характеристику состояния общества в начале XX века в оценке автора.
  2. Что такое культура для А.Швейцера?
  3. Чем угрожает культуре европейская цивилизация?
  4. Сформулируйте проблему этики в культуре. Что такое этический прогресс?

Пояснения к выполнению задания: А.Швейцер известен как один самых авторитетных культуркритиков. Причиной кризиса в культуре автор считает дисбаланс материального и духовного. Работая в рамках парадигмы «высокой культуры», А.Швейцер сформулировал проблему этической ответственности человека за технический прогресс. По сути, это проблема соответствия моральных регуляторов в обществе его техническому потенциалу воздействия на природу, на человечество.

Место для записей:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 7

О.Шпенглер

Закат Европы

Основные понятия и термины: культура, цивилизация, волны культуры, культурный ландшафт, фаустовская душа, аполлоническая душа, модернизм.

План работы над текстом:

  1. Какие явления позволяют автору говорить о смерти европейской культуры?
  2. Выделите признаки культуры и признаки цивилизации.
  3. Охарактеризуйте апполоническую и фаустовскую души культуры.

Пояснения к выполнению задания: Согласно концепции О.Шпенглера, каждый этап в развитии культуры имеет аналогию с человеческим возрастом. Культура имеет душу, условно подобную образам мифологического или литературного героя. Исчерпав свои возможности, душа культуры костенеет, что соответствует этапу упадка и разложения для общества.

27 стр., 13368 слов

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

... 8.3. Информационное определение культуры. 9. Культура и личность. 9.1. Понятие «личность». 9.2. Социализация и инкультурация. 9.2.1. Социализация. 9.2.2. Инкультурация. 1. Понятие культурогенеза и основные теории происхождения культуры 1.1. Понятие культурогенеза Одним ...

Место для записей:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 8.

Б.Малиновский

Функциональный анализ

Основные понятия и термины: функционализм, эклектика, феномен, диффузионизм, социальный контроль, социальная реальность, социальная группа, артефакт, институт, символ, функция, табу, вербальный, субстрат, матрица, стратификация, дилемма, миф, генеалогия.

План работы над текстом:

  1. Какие принципы функционального подхода к культуре выделяет автор?
  2. Раскройте понятие института как единицы функционального анализа, определите его структуру. Изобразите ее графически.
  3. Выскажите критические замечания к функциональному подходу.

Пояснения к выполнению задания:Функциональный анализ претендует быть универсальной схемой, применимой ко всем человеческим культурам. Концепция Б.Малиновского основывается на утверждении, что культура – это интегрированная система социокультурных явлений, которые обладают уникальными, внутри данного культурного пространства, функциями. Для понимания культуры необходимо изучить природу этих явлений: брака, семьи, политической системы, экономического предприятия, юридической процедуры. Функция ключевого понятия парадигмы – института – формирование культурной реальности.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 9

А. Радклиф-Браун

Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами

Основные понятия и термины: тезаурус, интерпретация, гипотетическая реконструкция, верификация.

План работы над текстом:

6 стр., 2827 слов

2. Определение, понятие, основные формы антисоциального поведения

... добиться самоуважения, сознания себя личностью, которую нельзя уничтожать, подавлять. Понятие «преступность» - одно из основных в уголовной статистике и криминологии. Юридическим критерием для ... изолированного индивида» и общественная природа нарушаемых норм. Следовательно, возможно выделение трех основных групп деяний: - общеуголовные преступления (убийства, насилия, кражи и т.д.); - преступления, ...

  1. Опишите исторический метод интерпретации и область его применения.
  2. Что такое функциональное исследование культуры? Отметьте его основные преимущества относительно исторического метода.
  3. Постройте схему функционального анализа согласно концепции автора. Сравните ее с подходами Б.Малиновского.

Пояснения к выполнению задания: А.Радклиф-Браун затрагивает проблему изучения культуры народов неевропейских цивилизаций. Отсутствие достоверных исторических данных ставит под сомнение научность применения метода исторической реконструкции при анализе их образа жизни. Поэтому антропологи (культурологи) должны использовать иной подход, опирающийся на принципы функционализма Б.Малиновского.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 10.

П.Бергер, Т.Лукман

Социальное конструирование реальности

Основные понятия и термины: конструирование реальности, хабитуализация, интернализация, легитимация, институт, институанализация, типизация, социальное взаимодействие, игра, социальная роль, презентация.

План работы над текстом:

  1. Объясните процесс формирования института. Выделите его этапы. Составьте схему его возникновения на примере индивидов АиВ.
  2. Опишите функции института в обществе.
  3. Что такое социальная роль? Опишите ее место в социальном институте. Выделите функции социальной роли.

Пояснения к выполнению задания: П.Бергер и Т.Лукман доказывают стремление человека к выполнению привычных действий, освоенных ранее. Эти действия являются частью социальной жизни индивида. При помощи известных символов и исполнения разученных ритуалов человек интегрирует себя в социальную реальность. Сущность реальности двойственна. С одной стороны, она объективна и имеет принудительную власть над поведением индивида. В то же время,реальность конструируется самим индивидом по канонам театрального представления. Применяя драматургические принципы в своей работе, авторы текста рассматривают способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 стр., 2704 слов

Понятие конфликта, основные составляющие конфликта. Причины и функции конфликта.

Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство ...

Текст 11

З.Фрейд

Будущее одной иллюзии

Основные понятия и термины: бессознательное, золотой век, субъективный, деструктивный, асоциальный, удовольствие, влечение, принуждение, запрет, наказание.

План работы над текстом:

  1. Определите содержание понятия культура в концепции З.Фрейда. Обозначьте функции культуры в обществе.
  2. Каков механизм изменения культуры?
  3. Какими могут быть воспитательные мероприятия в контексте репрессивной парадигмы, функционалистской парадигмы и парадигмы высокой культуры в детском саду, школе, студенческом общежитии?

Пояснения к выполнению задания: З.Фрейд — основатель психоанализа: метода исследования бессознательных психических процессов. Он доказал особую роль подсознательного в жизни и деятельности человека и в процессе формирования культуры. В рамках его исследовательской модели культура воспринимается как отказ от удовлетворения желаний бессознательного.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 12.

Э.Фромм

Величие и ограниченность теории Фрейда

Основные понятия и термины: психоанализ, бессознательное, мышление, существование, мазохистские импульсы, конфликт.

План работы над текстом:

  1. Каков вклад Фрейда в развитие наук о человеке и об обществе? Проблема этики после открытий Фрейда.
  2. В чем ограниченность открытий Фрейда и ее социальные основания? Дополнения Э.Фромма к фрейдисткой концепции культуры.
  3. Покажите, как теория З.Фрейда оказала влияние на духовную атмосферу, привела к изменению методологических принципов гуманитарных наук.

Рекомендации к выполнению задания: Э.Фромм представляет Фрейда разрушителем спекулятивных концепций философского толка. Он подчеркивает значимость открытого им влияния спонтанных неотрефлексированных мотиваций на социальное поведение индивида. В тоже время Фромм отмечает, что анализ городского типа социальной организации демонстрирует более сложную мотивационную структуру индивида и, тем самым, отрицает универсальность фрейдистской модели подавленных сексуальных желаний.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 13

Ч. Миллс

Социологическое воображение

Основные понятия и термины: ценность, актор, социальная референция, интернализация, конформность, ролевые ожидания, санкции, аномия, мотивация, институционализация, социализация, социальный контроль.

План работы над текстом:

  1. Объясните процесс институционализации поведения человека.
  2. Что такое роли и социетальный институт? Постройте схему ролевых ожиданий в семье.
  3. Объясните смысл конформности к ожиданиям. Дайте анализ конформности к ожиданиям другого человека в ситуации знакомства.
  4. Составьте схему модели поведения актора по Парсонсу.

Пояснения к выполнению задания: Ч.Миллс предлагает интерпретацию некоторых положений теории Т.Парсонса. Для анализа предлагается текст в тексте. Миллс доказывает, что описание общих парсоновских схем возможно и на традиционном языке науки. Однако, выделение специфических черт и характеристик, напримеринститута, требует обращения к специальному понятийному аппарату. В итоге Миллс формулирует вопросы, на которые теория Т.Парсонса не может дать ответа.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 14.

Т.Парсонс

Система современных обществ

Основные понятия и термины: социальная система, адаптивная функция, целедостиженческая функция, интернализация социальных объектов, институализация нормативных компонентов, подсистемы общества, ценности, нормы, роли, легитимация.

План работы над текстом:

  1. Выделите основные социальные системы. Определите их критерии выделения и функции.
  2. Опишите структуру социальных систем.
  3. Представьте общество как большую социальную систему. В чем проявляется самодостаточность общества?
  4. Определите место культуры в обществе. Ее функции.
  5. Представьте в виде схемы модель общества по Парсонсу.

Пояснения к выполнению задания: Согласно Т.Парсонсу, общество – единая система. В идеальной модели – это общество самодостаточное. Но на практике общество не может достичь самодостаточности, если это общество открытое, взаимодействующее с природой; если подсистемы общества находятся на разных стадиях развития.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 15

Д.Мёрдок

Фундаментальные характеристики культуры

Основные понятия и термины: кросс-культурное исследование, социальные группы, фактор языка, субкультуры, идеальные нормы, базисные потребности, культурные формы, заимствование, изобретение, географический фактор, интеграция.

План работы над текстом:

  1. Выделите механизмы освоения культуры индивидом.

  2. Опишите культурные нормы и их социальный характер.
  3. Найдите, в чем проявляется функциональное предназначение культуры.
  4. Составьте развернутый план кросс-культурного исследования школьной культуры.

Пояснения к выполнению задания: Позиция Д.Мёрдока: принципиальное сходство всех культур и функционалисткий характер их компонентов – сближает ее с концепциями Б.Малиновского. В семи постулатах Мёрдок показывает методологические основания, на которые должен опираться исследователь культуры. Он подчеркивает, что культура не может полностью детерминировать поведенческие реакции индивида. Это позволяет ему обозначить границу между культурологическим анализом и социологическим подходом к изучению общества.

Место для записей: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 16.

Л.Уайт

Понятие культуры

Основные понятия и термины: феномен, контекст, символ, идея, экстросоматический, соматический, символат, абстракция.

План работы над текстом:

  1. В чем видит Л.Уайт содержание культуры?
  2. Объясните критику тейлоровского понимания культуры. Соотнесите поведениеикультуручеловека.
  3. Зачем человеку развивать способность к созданию и чтению символов? При помощи предыдущего текста Л.Уайта смоделируйте ситуацию, когда у вещи появляется название.

Пояснение к выполнению задания: Л.Уайт рассуждает над проблемой что такое культура. Он предлагает отказаться от предшествующих взглядов на культуру как совокупность автономных от человека и общества идей. Л.Уайт обращает внимание на то, что созданные человеком предметы, феномены обладают связью с другими предметами и феноменами независимо от конкретного индивида. Тем самым, он проводит границу между объектами изучения психологии и культурологии. Л.Уайт подчеркивает символическую сущность предметов культуры.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 17

К.Манхейм

Человек и общество в эпоху преобразования

Основные понятия и термины: мораль, рациональное, иррациональное, амбивалентный, стимул, социальное действие, функциональные нормы, субстанциальные нормы, публичные, частное, толерантность.

План работы над текстом:

  1. В чем природа амбивалентности морали?
  2. Назовите и дайте анализ функциональных и субстанциальных норм морали.
  3. Какие механизмы утверждения и уничтожения норм морали в обществе можно выделить?
  4. Составьте схему, показывающую на примерах, что отдельное явление в разных ситуациях может восприниматься обществом и положительно, и отрицательно.

Пояснения к выполнению задания: К.Манхейм поднимает проблему амбивалентности, неоднозначности такого компонента культуры, как общественная мораль. Он пытается показать, что в современных обществах мораль вытесняется за сферу публичного социального взаимодействия. Основной сферой функционирования моральных установок становится семья, частная жизнь. Общество же стремится выстроить функциональные процедуры взаимодействия.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 18.

Г.Риккерт

Науки о природе и науки о культуре

Основные понятия и термины: ценность, блага, инстинкты, природа, культура.

План работы над текстом:

  1. Дайте определение ценности и обозначьте критерии ее выделения.
  2. Какова связь ценностей с природой и культурой?
  3. Могут ли ценности быть моральными и аморальными? При каких условиях автомобиль будет ценностью?

Пояснения к выполнению задания: Г.Риккерт анализирует такой культурный компонент, как ценности. Он пытается показать, что ценности, обладая культурным содержанием и благодаря особой роли в обществе, должны быть отделены от побуждений, базирующихся как на природных инстинктах, так и на сиюминутных человеческих прихотях.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 19

А.Маслоу

Мотивация и личность

Основные понятия и термины: ценности, потребности, желания, мотивация, соматический, детерминация поведения, психоанализ.

План работы над текстом:

  1. Что подразумевает Маслоу под ценностью? Какова их характеристика?
  2. Определите содержание потребности. Представьте структуру потребностей в виде таблицы. В чем недостатки классификации потребностей?
  3. Опишите структуру и механизм мотиваций в человеческом поведении.
  4. Соотнесите потребности с личными мотивами деятельности на примере учебы в ВУЗе.

Пояснения к выполнению задания: А.Маслоу настаивает на важности принятия во внимания в научных исследованиях человеческого фактора. Концепция автора строится на утверждении, что человек – существо желающее: удовлетворив одну потребность, у него возникает другая. А.Маслоу видит в науке, в научном способе деятельности, один из способов удовлетворения глубинных потребностей человека, актуализированных обществом. Опираясь на эти постулаты, он предлагает обратить пристальное внимание на проблему функционирования потребностей, предлагая их иерархию от порожденных природой к созданных обществом.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 20.

Э.Кассирер

Философия символических форм: ведение и постановка проблемы

Основные понятия и термины: символ, образ, знак, познание, чувственный опыт, значение, смысл, знаковые системы.

План работы над текстом:

  1. Что такое символ? Его значение?
  2. Как выделить символическое содержание в феноменах повседневной жизни?

Рекомендации к выполнению задания: Э.Кассирер полагает, что существует прямая зависимость между мышлением человека и символическими образами, знаками, которыми человек умеет пользоваться и которые он умеет создавать. Согласно автору, создание символа – акт мышления, проекция опыта. На примере физики и математики Кассирер демонстрирует определенную методику вычленения символических структур из общего круга явлений.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 21

Р.Барт

Мифологии

Основные понятия и термины: знак, означающее, означаемое, форма знака, механизмы знака, деконструкция.

План работы над текстом:

  1. Опишите принципы действия знаковых механизмов в фильме.
  2. Дайте характеристику знаку и его форме.
  3. На примерах современного кинематографа проведите анализ используемых в нем знаковых обозначений полицейского, героя, терррориста и др.
  4. Соотнесите систему знаков рекламных роликов с отечественными культурными эталонами. Предложите собственную знаковую модель рекламы высшего образования.

Рекомендации к выполнению задания: В представленном тексте Р.Барт на примере костюмных фильмов на римскую тему раскрывает один из механизмов функционирования массовой культуры. Он деконструирует и расшифровывает систему знаковых обозначений в историческом фильме согласно общекультурным представлениям об исторической эпохе. Обращаясь к морали знака Барт доказывает дуализм знаковых форм.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 22.

М.Вебер

Социология религии

Основные понятия и термины: этические нормы, ритуал, спасение, благочестие, таинство, причащение, культ, мистерия, сакраментальный, харизма, рационализированность.

План работы над текстом:

  1. Что такое ритуальное действие?
  2. Опишите цели и функции религиозного ритуала.
  3. Что происходит с религиозным ритуалом в пространстве повседневной культуры? Как ритуальное поведение влияет на повседневную жизнь?

Пояснения к выполнению задания: М.Вебер обращается к теме влияния религии на этические нормы. Для иллюстрации автор приводит примеры различных мировых религий. Все они объединены общими принципами: равенства, спасения, воздаяния. При помощи анализа идеи спасения в ритуальных практиках восточных и христианской религий М.Вебер показывает ключевые компоненты механизма социального контроля со стороны религии над повседневным поведением индивида.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 23

Л.Уайт.

Энергия и эволюция культуры

Основные понятия и термины: культурные феномены, ментальность, континуум, технологическая система, социальная система, идеологическая система, источник энергии, аграрная революция, эволюция, скачок.

План работы над текстом:

  1. Что понимает Л.Уайт под культурой?
  2. Дайте характеристику основным подсистемам культуры.
  3. Опишите механизмы развития культуры.
  4. Изобразите в виде схемы процесс развития человеческой культуры по Л.Уайту.
  5. Охарактеризуйте процесс культурных изменений в нашей стране в 90-е годы XX века на примере технологической подсистемы.

Пояснения к выполнению задания: Л.Уайт является сторонником линейной концепции прогресса. Он выделяет два ключевых понятия при помощи которых можно понять культурную динамику – технология и энергия. Культура общества зависит от технологий, используемых в этом обществе, а тип энергии определяет виды используемых технологий, — так можно определить модель культуры, предложенную Л.Уайтом.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 24.

Д.Фрэзер

Золотая ветвь

Основные понятия и термины: мышление, ментальность, магия, религия, наука, гипотеза, прогресс.

План работы над текстом:

  1. Дайте характеристику способов теоретического мышления. Опишите специфические черты научного подхода.
  2. Составьте таблицу (схему) способов мышления, учитывая футуристические прогнозы автора.
  3. Приведите систему доказательств того, что наука является магией.
  4. Выскажите свое суждение о взглядах Д.Фрэзера на идею прогресса.

Пояснения к выполнению задания: Движущей силой в истории, средством удовлетворения потребностей Д.Фрэзер считает человеческую мысль. Он выделяет три способа теоретического мышления: магию, религию, науку, располагая их последовательно на условной линии развития человечества от низшего к высшему. Изучение природы при помощи науки, по мысли Фрезера, базируется на кропотливом познании и наблюдения за природными явлениями.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 25

О.Шпенглер

Закат Европы

Основные понятия, имена и термины: культура, цивилизация, древнее христианство, романский стиль, готический стиль, Гомер, Тициан, Цвингер, Ватто, Моцарт.

План работы над текстом:

  1. Дайте характеристику возрастным ступеням культуры.
  2. Найдите в тексте механизм перехода от одной ступени развития культуры к другой.
  3. Постройте схему развития культуры по О.Шпенглеру.

Пояснения к выполнению задания: Согласно теории О.Шпенглера культура движется циклически, разные культуры не пересекаются. Язык одной культуры принципиально не понятен представителю другой культуры. Его концепция динамики культуры носит универсальный характер и распространяется на все циклы (читай, культуры) в истории человечества. Помощь в работе над текстом может оказать обращение к предыдущему тексту автора (Хрестоматия. Ч.1., с. 73-77).

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 26.

Н.Данилевский

Россия и Европа

Основные понятия и термины: культура, культурный тип, аналогия, сравнение, цивилизация.

План работы над текстом:

  1. Выделите принципы существования культурных типов.
  2. Дайте анализ критериев сравнения культурных типов.
  3. Составьте характеристику состояния европейского общества во второй половине XIX века.

Пояснения к выполнению задания: Н.Данилевский использует метод аналогий для выяснения причин изменений, происходивших в развитии культуры. Аналогии Н.Данилевского перекликаются с методом О.Шпенглера. Работая в рамках одной парадигмы, они обращают пристальное внимание на свидетельства кризиса европейской культуры. В то же время для Данилевского важную роль играет проблема самобытности культуры. Такой подход к культуре объясняет конфликтность процесса столкновения в одном пространстве элементов нового и старого культурно-исторического типа.

Место для записей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 27

А.Тойнби

Постижение истории

Основные понятия и термины: цивилизация, генезис, вызов-ответ, стимул ударов, стимул давлений, стимул ущемления.

План работы над текстом:

  1. Что такое общественный вызов?
  2. Опишите варианты форм общественного вызова.
  3. Какие варианты ответа на вызов и культурного взаимодействия существуют, по мнению автора? Охарактеризуйте механизмы становления российской цивилизации.
  4. Постройте схему развития культуры по А.Тойнби.

Пояснения к выполнению задания: А.Тойнби создал теорию становления и развития истории и культуры человечества в рамках циклической школы. Автор предлагает свою концепцию механизма динамики цивилизации. В центре ее понятие вызова существующим структурам общества и реакция на него со стороны этих структур. Лейтмотивом звучит мысль, что вторжение в стабильную культуру даже самых незначительных чужеродных элементов способно изменить ситуацию и вызвать волну культурных реформаций.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 28.

Б.Малиновский

Научные принципы и методы исследования культурного изменения

Основные понятия и термины: кросс-культурное исследование, реконструкция, социокультурный институт, санкции, культурный детерминизм, конфликт, смешение, заимствование, реальность, дедукция, индукция.

План работы над текстом:

  1. Представьте в виде схемы тройственный характер кросс-культурного взаимодействия. Что такое детерминизм? Его виды.
  2. Раскройте смысловое содержание принципов культурного анализа (по Б.Малиновскому).
  3. Охарактеризуйте метод культурного анализа. Постройте таблицу «Правила метода», предложенную Б.Малиновским.
  4. Опираясь на текст, составьте программу исследования культурных изменений в современной российской школе.

Пояснения к выполнению задания: В данном тексте Б.Малиновский конструирует метод анализа культурных изменений, происходящих в результате кросс-культурного взаимодействия европейцев и африканских племен. Особое внимание он уделяет фактору взаимного влияния двух культур друг на друга. Ключевым моментом работы выступает идея культурного детерминизма, подразумевающая мощный инерционный потенциал культурных институтов и социальных структур африканских племен. На протяжении всего текста также присутствует мысль о необходимости погружения в культурные реалии африканской жизни со стороны европейца для адекватного понимания образа жизни и планирования последствий культурного вторжения в этот образ жизни.

Текст 29

Г.Тард.

Социальная логика

Основные понятия и термины: социальная логика, изобретение, внутрикультурный конфликт, потребности, событие, инновации.

План работы над текстом:

  1. Дайте характеристику понятия изобретения в рамках теории потребностей.
  2. Опишите виды изобретений и их свойства. Приведите примеры из отечественной культуры.
  3. Проанализируйте этапы освоения изобретением социального пространства.
  4. Рассмотрите изобретение как продукт внутрикультурного конфликта на примере отечественной истории.
  5. Представьте в виде схемы процесс работы инновационного механизма в культуре.

Пояснения к выполнению задания: Г.Тард представляет социальную логику как необратимый прямолинейный последовательный ряд изобретений совместимых и замещающих друг друга. Полем изобретений являются органические и социальные потребности человека. Удовлетворение первых дает возможность появиться вторым, которые автор считает искусственными и более изощренными.

Место для записей: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендованная литература

Учебные пособия:

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. 2000.

Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь, 2002.

Дополнительная литература:

Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.

Барт Р. Мифологии. М., 1998.

Баткин Л. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.

Вебер М. Избранное. М., 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Культурология XX век. М. 1995.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999.

Миллс Ч. Социологическое воображение. М., 1998.

Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

Сумерки богов. М. 1989.

Тард Г. Социальная логика. СПб, 1996.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. М., 1998.

Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

Швейцер А. Культура и этика. М.,1973.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. М., 1993.

Учебная литература

Кабацков Андрей Николаевич

Смоляк Ольга Алексеевна

Методическое пособие

по дисциплине «Культурология»

для работы с хрестоматией «Теоретическая культурология»

(для студентов заочного отделения).

Сдано в печать «___» __________ 2003 г. Формат 60х84/16.

Набор компьютерный. Гарнитура Times New Roman Cyr.

Объем 2,25 п.л. Тираж 300 экз. Заказ ____.

Ротапринт ПГТУ. г.Пермь. Комсомольский пр. 29а.

40