(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») 2

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет истории, философии и права

Кафедра педагогики

  1. УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета истории, философии и права

    ________________ В.Н.Худяков

    (подпись)

    «_______» __________2014 г.

    1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    «Учебная ПРАКТИКА»

    для направления 050100.62 – Педагогическое образование

    профиль подготовки – Правовое образование

    по учебному плану набора 2011 года

    форма обучения — заочная

    1. Составители:

    1. Мартынова В.Ф., к.п.н., доцент._________

    (подпись)

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г.

    и рассмотрена на заседании кафедры педагогики

    «31»августа 2014г. Протокол № _1__

    1. Заведующий кафедрой

    Д.пед.н., профессор Н.В. Чекалева________________

    (подпись)

    1. Рабочая программа одобрена

    Советом (учебно-методической комиссией) факультета ИФи П

    «_____» ________________ 2014г.

    2014г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    5 стр., 2213 слов

    Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного ...

    ... объединения УДОД определяется: Директором учреждения Методическим советом учреждения Педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования Министерством образования 3. Численный состав объединения, продолжитель

    (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

    Факультет истории, философии и права

      Кафедра педагогики

      1. УТВЕРЖДАЮ

      Декан факультета истории, философии и права

        ________________ В.Н.Худяков

        (подпись)

        «_______» __________2014 г.

        1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

        «Учебная (психолого — педагогическая) ПРАКТИКА»

        по учебному плану набора 2011года

        для направления 050100.62 – Педагогическое образование

        профиль подготовки – Правовое образование

        форма обучения -заочная

        1. Составители:

        1. Мартынова В.Ф., к.п.н., доцент._________

        (подпись)

        Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2005 г.

        и рассмотрена на заседании кафедры педагогики

        «31»августа 2014г. Протокол № 1_

        1. Заведующий кафедрой

        Д.пед.н., профессор Н.В. Чекалева ________________

        (подпись)

          1. Рабочая программа одобрена
        1. учебно-методической комиссией факультета истории, философии и права

        «_____» ________________ 2014г.

        1.ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЧАСОВ ПО ВИДАМ

        УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

        Курс

        Семестр

        Общая трудоемкость (количество недель)

        Форма

        контроля

        4

        8

        1 неделя

        Недифференцированный зачет

        2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

        При прохождении студентами учебной практики должен обеспечиваться выход на следующие требования к профессиональной подготовке специалиста (выписываются из ГОС ВПО):

        в области учебно-воспитательной деятельности:

        – использование современных научно обоснованных приемов, методов, средств воспитания и обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

        – воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

        – реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

        в области социально-педагогической деятельности:

        – оказание помощи в социализации учащихся;

        – проведение профориентационной работы;

        – установление контакта с родителями учащихся;

        в области культурно-просветительной деятельности:

        – формирование общей культуры учащихся;

        — выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

        в области научно-методической деятельности:

        –оказание помощи учителю в выполнение научно-методической работы;

        – самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

        в области организационно-управленческой деятельности:

        – рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

        – обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

        – организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

        – ведение школьной и классной документации;

        – выполнение отдельных функций классного руководителя;

        – участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

        Цель практики: становление и развитие профессиональной компетентности будущих учителей в процессе решения учебно-профессиональных задач.

        Задачи педагогической практики:

        1. Развивать профессиональную направленность студентов, ориентировать их на педагогическую деятельность в учреждениях образования региона различных типов и видов.
        2. Актуализировать ключевые компетентности студентов в профессиональном образовании и расширить виды деятельности будущих учителей для их успешной адаптации к рынку труда.
        3. Способствовать применению знаний психолого-педагогических дисциплин в процессе решения учебно-профессиональных задач.
        4. Способствовать приобретению и развитию профессиональных умений анализировать, прогнозировать, организовывать и оценивать педагогическую ситуацию и образовательный процесс в целом.
        5. Последовательно подготовить студентов к успешному выполнению ими функций классного руководителя и учителя-предметника.

        Студенты приобретут:

        знания о тенденциях развития педагогики, об особенностях развития ОмГПУ, особенностях современного этапа развития образования в регионе; ценностных основах реализации профессиональной деятельности в сфере образования; характеристике образовательного процесса в современной школе; о воспитательных системах школы и класса; особенностях социального партнерства в системе образования; способах профессионального самопознания и саморазвития;

        умения системно анализировать и выбирать образовательные ресурсы вузовской среды для своего развития; учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; координировать деятельность социальных партнеров;

        овладеют способамисопровождения, установления контактов и взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе в условиях поликультурной образовательной среды; способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды, выполнения функций классного руководителя.

        В результате прохождения практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

        знать:

        • правовые нормы реализации педагогической деятельности (Закон «Об образовании», «Конвенцию о правах ребенка», «Устав ОмГПУ», «Устав ОУ» и т.д. );
        • характеристики современных видов образовательных учреждений;
        • сущность и структуру образовательных процессов в ОУ различных типов и видов г. Омска и области в том числе характеристику образовательного процесса и среды ОмГПУ;

        уметь:

        Составлять план работы на период практики;

        • Собирать информацию об особенностях учебно-воспитательного процесса в оу;

        • Наблюдать, анализировать в том числе и школьную документацию, планировать, самооценивать работу оу;

        • Осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности на практике;

        • использовать образовательный портал ОмГПУ, сайты ОУ для решения учебно-профессиональных педагогических задач;
        • анализировать свои уроки и уроки коллег-студентов;
        • планировать, организовывать и анализировать воспитательную деятельность со школьниками;
        • изучать и представлять опыт учителя-предметника и классного руководителя по учёту особенностей коллектива класса и индивидуальных особенностей учащихся;
        • создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду школы;
        • изучать и формировать потребности детей в культурно-просветительской деятельности;

        владеть:

        • способами установления контактов и взаимодействия с субъектами образовательного процесса: педагогами, родителями учащихся, администрацией ОУ, руководителями различных структурных подразделений ОмГПУ, сетевыми профессиональными сообществами и т.д.;
        • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
        • способами выполнения текущих обязанностей классного руководителя;
        • способами популяризации педагогических знаний.

        3. Тематический план

        № п/п

        Разделы (этапы) практики

        Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов

        Сроки

        выполнения

        Труд-ть

        (в часах)

        Формы текущего контроля

        1

        Педагогическая (на базе ОУ) практика

        — установочная конференция, знакомство с ОУ;

        — совместное планирование деятельности с классным руководителем;

        — заполнение рефлексивного листа;

        — знакомство с работой учителя-предметника, посещение уроков в своем классе, знакомство с кабинетом;

        — работа с классным руководителем: выбор воспитательного дела, создание инициативной группы по его подготовке и организации;

        — подготовка воспитательного дела;

        — проведение воспитательного дела и его анализ;

        — подготовка отчётной документации

        1-ый день практики

        2-ой день

        3-ий день

        4-ый день

        5-ый день

        6-ый день

        — индив.план практики;

        — рефлексивный лист Дневника практики;

        — заполнение Дневника практики

        — сценарий и проект воспитательного дела

        — отчётная документация

        4. Содержание разделов (этапов) практики

        Знакомство с особенностями образовательного процесса реальной общеобразовательной школы (участие на малом педсовете, знакомство с программой развития, школьной документацией, режимом работы; методическое занятие по изучению традиций школы, передового опыта творчески работающих учителей).

        Целенаправленное наблюдение и анализ отдельных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе (наблюдение за педагогическим общением учителя с учащимися; способами побуждения учащихся к активному учению; способами активизации внимания учащихся; за динамикой настроения учащихся на уроке; способами поддержания дисциплины на уроке).

        Ознакомление с методикой организации некоторых форм коллективной деятельности учащихся (составление плана работы студента с классным руководителем на период практики).

        Целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом и его анализ с позиций педагогического знания (посещение уроков в своем классе – проведение внеклассного мероприятия по своему предмету, работа с классным руководителем – выбор, организация,

        5. Организация самостоятельной работы студентов

        Организация самостоятельной работы студентов предполагает: самостоятельное планирование своей деятельности в период практики; решение учебно-профессиональных задач; самоанализ своей деятельности; выполнение отчёта по практике.

        6. Формы текущей аттестации

        Представляют собой разнообразные «продукты» решения учебно-профессиональных задач и отчёты по практике.

        7. Формы промежуточной аттестации

        Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачёта по отчётной документации. На педагогической практики зачёт дифференцированный по критериям, представленным в УМК.

        1. 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

        8.1. Основная литература

        1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. — 299 с.(30 экз.).
        2. Деркунская, В. А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза: психолого-педагогический практикум: учеб.- метод. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению » Педагогика» / В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 127 с. (10экз.)
        3. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / автор-сост. А. К. Быков. — М.: Сфера, 2006. — 124 с. (20экз.)
        4. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд.,стер. — М.: AcademiA, 2008. — 223 с. (1экз.), 2009 (69экз.).

        8.2. Дополнительная литература

        1. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: электронное период. изд. Вып.2. — Электрон. текстовые дан. — М.: ДТО, 2010. — эл. опт. диск (CD-ROM).
        2. Мартынова В.Ф. Детское общественное движение: история и современность: учебное пособие [Текст] /В.Ф. Мартынова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. – 189 с.
        3. Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]: электронное периодическое издание Вып. 1 /В.В. Гузеев. – М.: ДТО, 2008 электронный оптический диск (CD-ROM).
        4. Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]: электронное периодическое издание Вып. 2 /В.В. Гузеев. – М.: ДТО, 2010 электронный оптический диск (CD-ROM).
        5. Юдина И.Г., Горбунова Н.А. Портфолио ученика. Оценка достижений школьника [Электронный ресурс]: методические рекомендации. — Волгоград: Учитель, 2010. — эл. опт. диск (CD-ROM).

        8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

        1. Информационные технологии в школе (статьи по теме) Электронная версия: Режим доступа: http://www.uroki.ru/ur_rus/ur_intehnologii.htm
        2. Материалы сайта о государственных образовательных стандартах общего образования. Режим доступа
        3. Проектная деятельность в школах г. Омска Электронная версия. Режим доступа:
        4. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства Электронная версия. Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
        5. Фельдштейн Д.И. Дети из будущего Электронная версия. Режим доступа:

        8.4. Материально-техническое обеспечение

        1. Оборудование аудитории для обеспечения визуализации лекций, обратной связи (мультимедиапроектор, компьютеры с выходом в ИНТЕРНЕТ, свободные микрофоны, интерактивные доски).
        1. Наличие договоров с образовательными учреждениями.

        3. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

        Педагогическая практика направлена на овладение первыми профессиональными (аналитическими, коммуникативными, организаторскими) умениями будущих бакалавров. Для прохождения педагогических разделов практики наиболее эффективным является применение следующих методов обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, практические, работа под руководством преподавателя), методы стимулирования и мотивации (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля. Наряду с этим практиканты должны опираться на следующие принципы воспитания: принцип демократизации, принцип гуманизации воспитания, принцип учета индивидуальных, возрастных и половых различий. Особо следует выделить возможность использования информационных технологий, мультимедийных проекторов и другой техники для презентаций учебного материала

        4.Методические рекомендации (материалы) для студента. Методическое сопровождение и обеспечение практики

        Адаптивно — ознакомительная практика

        1 день:

        1. Активное знакомство со школой. Проведение малого педсовета с целью знакомства с администрацией и классными руководителями. Распределение студентов по классам.
        2. Составление плана работы студентов с классным руководителем на период педагогического практикума.
        3. Посещение студентами уроков в своем классе. Проведение наблюдения в соответствии со следующей программой:
        • педагогическое общение учителя с учащимися;
        • способы побуждения учащихся к активному учению;
        • способы активизации внимания учащихся;
        • динамика настроения учащихся на уроке;
        • способы дисциплинирования учащихся на уроке.

        2 день:

        1. Методическое занятие по знакомству со школьной документацией, с направлениями работы школы, с правилами, режимом работы школы.
        2. Знакомство с работой учителя-предметника, посещение уроков, знакомство с кабинетом.
        3. Посещение уроков в своем классе.
        4. Выполнение задания №1, №7

        3 день:

        1. Методическое занятие по знакомству с функциями классного руководителя.
        2. Работа с классным руководителем: выбор воспитательного дела, создание инициативной группы по его подготовке и организации.
        3. Сбор материала для выполнения исследовательского задания. Проведение фрагмента урока, внеклассного мероприятия по своему предмету (по усмотрению учителя-предметника).
        4. Выполнение заданий № 2, 3, 4

        4 день:

        1. Методическое занятие по изучению традиций школы, передового опыта, творчески работающих учителей.
        2. Методическое занятие по знакомству с деятельностью школьного психолога, социального педагога
        3. Подготовка к проведению воспитательного дела.
        4. Выполнение задания № 5

        5 день:

        1. Проведение воспитательного дела в классе, его анализ с классным руководителем, методистом. Выполнение задания № 6
        2. Коллективное составление паспорта школы (Приложение 1).

        6 день:

        1. Выполнение задания № 8
        2. Итоговый педсовет.
        3. Сдача отчетной документации.

        Учебно-наглядные материалы

        Рабочая тетрадь

        1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
        2. Студента (ки) 2 курса

        Факультета группы

        1. Место проведения практики
          1. Средняя школа №

        Адрес

        Сроки проведения практики: с 20апреля 2015г._____________________

        по 30мая 2015г.______________________

        Класс _________________________

        Руководители педагогической практики

        Руководитель практики доц. Мартынова Валентина Федоровна

        Директор школы

        Заместитель директора по

        учебной работе

        Заместитель директора

        по воспитательной работе

        Учитель-предметник

        Классный руководитель ______

        Задание № 1

        Из беседы с администрацией школы самостоятельно получите информацию об особенностях учебно-воспитательного процесса в школе и зафиксируйте её в следующем порядке:

        Вид учебного заведения _

        Количество и контингент учащихся _

        Количество учителей

        Из них имеющих категории и звания _

        Режим работы школы

        Основные направления в работе школы _

        Школа в своей работе использует инновации

        Реализация идей модернизации в школе:

        Как реализуются идеи предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов _

        Формы профильного консультирования

        Курсы по выбору, предлагаемые в рамках предпрофильной подготовки

        Профили, организованные в старшей школе _

        Элективные курсы в старших классах

        Особенности воспитательной системы и традиций школы

        Детские общественные организации, органы самоуправления _

        Проблемы и перспективы школы

        Задание № 2

        1. Гуманистическая направленность личности учителя

        Проведите анализ урока по данной ниже схеме.

        Цель анализа: определить степень гуманистической направленности личности учителя.

        Учитель: Класс:

        Тема:

        Критерии наблюдения

        Анализ с конкретными примерами

        • Уважение личности ребенка
        • Вера в способности ученика
        • Помощь в самосовершенствовании личности школьника
        • Любовь к детям

        Общий вывод:

        Задание № 3

        1. Стиль общения и психологический климат в классе

        Проведите анализ урока по данной ниже схеме.

        Цель анализа: определить стиль общения учителя с учащимися и охарактеризовать психологический климат в классе.

        Учитель: Класс:

        Тема: _

        1. Схема анализа урока

        Критерии наблюдения

        Анализ с конкретными примерами

        • Стиль общения учителя с учащимися (методы, приемы, средства, характерные для этого стиля)
        • Психологический климат в классе

        Характеристики благоприятного климата: доброжелательность, защищенность, мобильность, работоспособность, инициативность, оптимизм, свобода «Я».

        Характеристики неблагоприятного климата: агрессивность, незащищенность, инертность, леность, пассивность, пессимизм, зажатость

        Общий вывод:

        Задание № 4

        Наблюдение за педагогической техникой учителя

        В течение нескольких уроков проведите наблюдения за педагогической техникой одного учителя, работающего в вашем классе. Данные запишите в таблицу. Сделайте заключение о соответствии педагогической техники учителя.

        План наблюдения

        Результаты наблюдения

        1.На что, на кого смотрит учитель (контакт глаз)?

        Некоторых учеников

        Всех учеников

        Свои собственные записи

        Доску

        Пол, потолок

        Другой ответ

        2.Какое у учителя выражение лица?

        Серьезное

        Оживленное

        Дружелюбное

        Суровое

        Другой ответ

        3.Какова позиция учителя?

        Работает с классом

        Работает с доской

        Двигается по классу

        В основном стоит

        Твердо опирается на обе ноги

        В основном сидит

        Слишком напряжен

        Слишком расслаблен

        4.Какие жесты учитель использует наиболее часто?

        Приглашает учеников к участию в уроке

        Требует более высокого темпа работы

        Подчеркивает рукой

        Указывает

        Привлекает внимание

        На основе наблюдения сделайте выводы:

        1) О частоте проявлений невербальных приёмов

        2) Об общей позиции учителя на уроке ______

        3) Об умении учителя создавать соответствующий настрой на уроке ______

        4) Общий вывод

        Задание № 5

        Знакомство с педагогической диагностикой индивидуального развития школьника

        Средства изучения индивидуального развития школьника (карта, паспорт и др.) _

        Цель диагностики _

        Параметры (критерии) диагностики _

        Методы и приемы диагностики _

        Способы обработки и представления результатов диагностики _

        Перечислите возможные области применения данных диагностики _

        Сделайте вывод о значимости педагогической диагностики в работе учителя-предметника и классного руководителя

        Задание № 6

        План анализа воспитательного дела:

          Из каких оснований выбиралось дело

          Какая организация работы предшествовала делу

          Какова была реакция детей на предложение провести дело

          Наличие инициативной группы или отдельных участников ______

          Этапы воспитательного дела _

          Анализ положительных и негативных его итогов

          Собственные предложения

          Задание № 7

          Изучение классного журнала

          Структура и разделы классного журнала _

          Назначение журнала.

          Кто с какой периодичностью его заполняет _

          Кто проверяет журнал _

          Какая информация нужна для его заполнения _

          В чем состоит работа классного руководителя с классным журналом

          Задание №8:

          Профиль педагогических умений

          На основании самонаблюдения и самоанализа заполните таблицу:

          Могу

          Могу самостоятельно

          Могу с помощью кого- либо

          Составить план работы на период практики

          Собрать информацию об особенностях учебно-воспитательного процесса в школе

          Наблюдать, анализировать, планировать, самооценивать и осуществлять воспитательную работу в классе

          Организовать школьников для проведения воспитательного дела

          Разрабатывать конспекты внеклассных занятий

          Работать с методической литературой, творчески отбирать материал, наглядные пособия к воспитательным занятиям

          Выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психологического развития учащихся

          Осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать уроки и внеклассные занятия других практикантов

          Подведение итогов учебной (педагогической) практики

          Педагогическая практика оказалась для меня _

          Для меня стало открытием _

          Моя самостоятельность проявилась в

          Самым интересным было _

          Я научился(лась)

          Мне много предстоит работать над

          Я для себя понял(а)

          Я бы предложил(а) _

          ПАСПОРТ ШКОЛЫ.

          1. Реквизиты школы:
          • район;
          • почтовый адрес;
          • телефон;
          • фамилии администраторов.
          1. Основные этапы развития образовательного учреждения, традиции школы.
          2. Педагогический коллектив: учителя, занимающиеся наукой, научно-методической деятельностью; разрабатывающие авторские программы, внедряющие новые педагогические технологии; отмеченные наградами и знаками отличия.
          3. Структура образовательного процесса: общее количество учеников в школе, количество класс-комплектов, количество смен, средняя наполняемость классов, наличие профильных классов.
          4. Педагогическая характеристика класса: общие возрастные особенности, учебные возможности детей, взаимоотношения детей между собой; взаимоотношения классного руководителя и детей; социальный состав родителей, проблемы классного коллектива и пути их решения; наличие ярко выраженных лидеров, группы учащихся, взаимодействие классного руководителя с родителями.

          5. Аттестационные материалы

          Форма промежуточной аттестации – зачет

          Адаптивно-ознакомительная практика

          Форма промежуточной аттестации – зачет

          Порядок аттестации по дисциплине: по окончании практики студенты сдают:

          1. Рабочую тетрадь по педагогической практике, включающую в себя следующие виды заданий:

          • Знакомство с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе;
          • Изучение классного журнала;
          • Анализ уроков, с целью выявления степени гуманистической направленности личности учителя; стиля общения учителя с учащимися;
          • Наблюдение за педагогической техникой учителя;
          • Знакомство с педагогической диагностикой индивидуального развития школьника;
          • Анализ воспитательного дела;
          • Самоанализ педагогической деятельности за период педагогической практики.

          2. Паспорт школы, который выполняется один от группы.