Рабочая программа 57

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет управления и психологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор, начальник УМУ

Л.П. Прокошенкова

по дисциплине

«Методика преподавания психологии»

специальность

030301 «Психология»

(очное отделение)

Курс

4

Семестр

7

Общий объем, ч.

120

в том числе

Лекции

15

практические занятия

15

самостоятельная работа

90

Форма контроля

зачет

Курсовой проект (работа)

Чебоксары

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология», утвержденного 2 марта 2000 года протоколом № 686.

Составитель: кандидат психол. наук Н.В. Григорьева

Рабочая программа обсуждена, одобрена и рекомендована к использованию на заседании кафедры социальной психологии и менеджмента от «___»_________200__ г., протокол № _____.

Зав. кафедрой СПиМ,

д.социол.н., проф. В.П. Фоминых

Рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета управления и психологии от «___»_____________200__ г., протокол №_____ .

Председатель методической комиссии ФУиП,

к.психол.н., доц. С.А. Петунова

Согласовано:

начальник УМО Н.А. Иванова

декан ФУиП, д.э.н., проф. Е.Н. Кадышев

  1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Курс «Методика преподавания психологии» является дисциплиной, изучаемой в рамках профессиональной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 030301 — «Психология».

Цель курса — получение студентами информации о специфике содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роли и места психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; способах и формах организации продуктивных взаимодействий в средней и высшей школе; культуре самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

Курс рассчитан для студентов психологического факультета, обладающих комплексными знаниями в области педагогики, психологии личности, возрастной и педагогической психологии, навыками владения основными методами общей и педагогической психологии в рамках общепсихологического практикума и педагогической практики.

Основными формами изучения курса являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, решение тестов и контрольных заданий.

Текущий контроль: контрольные работы, тестовые срезы по текущим разделам курса.

Итоговый контроль: зачет.

Место дисциплины в учебном процессе продиктовано необходимостью изучения научно-педагогических основ преподавания психологии будущими педагогами для соответствия профессиональной направленности – психолог, преподаватель психологии

В результате изучения курса «Методики преподавания психологии» студент должен знать:

  • специфику содержания, целей и методов обучения психологии;
  • роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов;
  • формы и методы преподавания психологии;
  • способы и формы организации продуктивных взаимодействий в средней и высшей школе;
  • культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии;

По окончании курса студент должен приобрести навыки:

  • методической разработки учебной лекции, семинарского занятия;
  • владения методами интерактивного обучения: эвристической беседы, дискуссии, «мозговой атаки», «круглого стола», деловой игры;
  • выступления перед большой аудиторией;
  • создания удачного имиджа учителя.

Содержание дисциплины

    1. Содержание лекционных занятий:

Тема 1. Преподавание в вузе – развивающее обучение

Отличия обучения в вузе от обучения в начальной и средней школе. Требования к методике преподавания психологии.

Тема 2. Психология учения и учебная деятельность

Составляющие структуры учебной деятельности. Мотивация. Цель. Средства достижения учебной цели. Конечный результат учения.

Тема 3. Формы и методы преподавания психологии

Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Лекционная форма обучения, условия интересной лекции. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах, формы практических занятий. Методика управления семинаром-дискуссией. Принципы подхода к разработке учебных задач для практических занятий.

Тема 4. Активные методы обучения

Особенности и характер применения программированного метода обучения. Виды программ. Проблемное обучение. Проблемная ситуация, проблемная задача. Приемы создания проблемной ситуации. Методы интерактивного обучения: эвристическая беседа, дискуссия, «мозговая атака», круглый стол, деловая игра, социально-психологический тренинг.

Тема 5. Методическая разработка учебной лекции, семинарского занятия

Структура составления лекции, семинарского занятия. Содержание каждой части.

Тема 6. Педагогическое мастерство

Определение понятия «педагогическое мастерство». Компоненты педагогического мастерства. Коммуникативные способности, как один из компонентов педагогического мастерства. Межличностные отношения педагог-учащийся. Функции педагога. Влияние педагога на учебную группу и личность учащихся. Методы педагогического воздействия. Социально-психологический климат и стадии педагогического руководства. составляющие педагогической техники. Речь педагога, как условие пед. мастерства.

Тема 7. Имидж учителя и проблемы его создания

Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. Удачный имидж преподавателя, как составляющая успеха учителя. Пути формирования имиджа учителя.

  1. Содержание практических занятий:

Тема 1. Диагностика педагогических способностей.

Определение уровня развития педагогических способностей: объективность в оценках людей, оптимизм, сила воли, независимость своих суждений, умение выходить из трудных педагогических ситуаций, чувство юмора, организаторские способности.

  1. Немов Р. С. Психология = Психодиагностика: учеб. для пед. вузов: в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: Владос, 2002. (С. 429-464).

Тема 2. Методическая разработка рабочей программы

Знакомство с образцом разработанных рабочих программ по психологическим дисциплинам. Определение особенностей содержания рабочей программы. Структура: цели и задачи изучения дисциплины; ее содержание; учебно-методическая карта дисциплины; вопросы к итоговому контролю, список рекомендуемой литературы.

  1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: [учеб. пособие для вузов по специальностям психологии] / В. Н. Карандашев. — СПб. и др.: Питер, 2005. — 249с.
  2. Контрольные задания по психологии: [учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Бабанская Л. М., Бокуть Е. Л., Клименко И. Ф. и др.; ред.-сост. Першина Л. А. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2000. (С. 112-134).
  3. Психология и педагогика: планы семинар. занятий / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова; [сост. Н. Ю. Костюнина; отв. ред. Н. А. Федорова]. — Чебоксары: ЧувГУ, 2004. (С. 9-14).
  4. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учеб. пособие / В. Б. Хозиев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. (С. 44-65).

Тема 3. Анализ урока

Структура анализа урока. Подготовка учителя к уроку. Ход урока. Организация и проведение урока. Специфика различия анализа урока лекционного и практического. Оформление анализа урока, формулировка достоинств и недостатков.

  1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие. М., 1989. (С. 60-66).

Тема 4. Составление контрольных вопросов и тестовых заданий.

Выделение и формулировка основных тем и разделов дисциплины при составлении контрольных вопросов. Виды тестовых заданий. Составление тестовых заданий для итогового контроля. Обработка ответов.

  1. Контрольные задания по психологии: [учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Бабанская Л. М., Бокуть Е. Л., Клименко И. Ф. и др.; ред.-сост. Першина Л. А. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2000. (С. 46-60).
  2. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учеб.-метод. пособие / Божович Е.Д., Пускаева Т.Д., Вайзер Г.А. и др.; Под ред. Божович Е.Д. — М.: МПСИ, 1999. (С. 57-73).
  3. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учеб. пособие / В. Б. Хозиев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. (С. 58-64).

Тема 5. Методы воспитательного воздействия в процессе проведения урока.

Проигрывание педагогических ситуаций, требующих воспитательного воздействия. Применение подходящих методов педагогического воздействия (поощрения и наказания).

Апробация разных методов педагогического воздействия на малой выборке. Оценка эффективность того или иного вида педагогической оценки: открытой (поощрение, одобрение, благодарность) и скрытой (наказание, замечание, выговор).

  1. Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов (на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Белянина; Мар. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. — Йошкар-Ола, 2003. (С. 12-15).
  2. Булыгина А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель-студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. И. Булыгина; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 1999. (С. 9-14).
  3. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. Гриншпуна И.Б. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. (С. 265-269).
  4. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. А. Климов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: МПСИ; Флинта; 2003. (С. 216-234).
  5. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 58-61).

Тема 6. Приемы самоанализа саморазвития и самовоспитания будущего педагога

Определение конкретных психологических приемов самоанализа, саморазвития и самовоспитания методом «Мозгового штурма».

  1. Ганеева Э. Р. Синдром «выгорания» на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Р. Ганеева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2005. (С. 5-9).
  2. Льюис Дэвид Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса / Льюис Дэвид; Отв. ред. Удовик С.Л.; Пер. с англ. Хомик А.П. — М.: АСТ; Рефл-бук; 2001. (С. 148-168).
  3. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 95-116).
  4. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. — М.: Владос Пресс, 2002. (С. 196-225).
  5. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического Вуза): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О. В. Лозгачева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. (С. 9-11).
  6. Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов: Невербальные средства менеджера / Ф. И. Шарков. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. (С. 82-90).

Учебно-методическая карта дисциплины

    1. Лекционные занятия

№ п/п

Наименование тем курса

Число часов

Форма контроля

Лекции

Сам. работа

Преподавание в вузе – развивающее обучение

1

8

Тест

    Психология учения и учебная деятельность

    1

    8

    Тест

      Формы и методы преподавания психологии

      2

      10

      Тест

        Активные методы обучения

        4

        12

        Контрольная работа

          Методическая разработка учебной лекции, семинарского занятия

          1

          8

          Тест

            Педагогическое мастерство

            4

            10

            Тест

              Имидж учителя и проблемы его создания

              2

              8

              Контрольная работа

              ИТОГО

              15

              64

              Зачет

              1. Практические занятия

              № п/п

              Наименование тем

              Число часов

              Форма контроля

              Практ. занятия

              Сам. работа

              Диагностика профессиональных предпочтений, выявления предрасположенности к педагогической деятельности.

              2

              2

                Методическая разработка рабочей программы

                3

                4

                  Анализ урока.

                  4

                  4

                    Составление контрольных вопросов и тестовых заданий.

                    2

                    4

                      Методы воспитательного воздействия в процессе проведения урока.

                      2

                      2

                        Приемы самоанализа саморазвития и самовоспитания будущего педагога

                        2

                        10

                        ИТОГО

                        15

                        26

                        4. Вопросы к итоговому контролю

                        1. Преподавание в вузе – развивающее обучение. Цели обучения психологии.
                        1. Психология учения. Учебная деятельность.
                        2. Формы и методы преподавания психологии.
                        3. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах.
                        4. Активные методы обучения.
                        5. Методы программированного обучения.
                        6. Методы проблемного обучения.
                        7. Методы интерактивного обучения.
                        8. Метод эвристической беседы.
                        9. Метод дискуссии.
                        10. Метод «мозговой атаки».
                        11. Метод круглого стола.
                        12. Метод деловой игры.
                        13. Метод социально-психологического тренинга.
                        14. Понятие о классно-урочной системе.
                        15. Анализ урока.
                        16. Методика составления учебной лекции, семинарского занятия. Методические разработки.
                        17. Контроль и коррекция учебной деятельности.
                        18. Виды проверки знаний.
                        19. Педагогическое мастерство. Компоненты пед. мастерства.
                        20. Коммуникативные способности, как один из компонентов пед. мастерства.
                        21. Межличностные отношения между педагогом и учащимися. Методы пед. воздействия.
                        22. Педагогическая техника.
                        23. Речь педагога, как условие пед. мастерства.
                        24. Имидж учителя. Пути формирования имиджа.
                        1. Список рекомендуемой литературы:

                        Основная

                        (с грифом УМО, имеющаяся в библиотечном фонде университета)

                        1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учеб. для высш. шк. / Г. С. Абрамова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Акад. Проект, 2001. — 479с.

                        2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / Б. Ц. Бадмаев. — М.: Владос, 2001. 303с.
                        3. Бадмаев Б. Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. — М.: Владос Пресс, 2002. — 222с.
                        4. Бандурка А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. — Харьков: Фортуна-пресс; Симферополь: Реноме, 1998. — 463с.
                        5. Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов (на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Белянина; Мар. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. — Йошкар-Ола, 2003. — 17с.
                        6. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. Т. 1 : А-О / Ребер Артур. — М.: Вече; АСТ; 2000. — 591с.
                        7. Булыгина А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель-студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. И. Булыгина; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 1999. — 16с.
                        8. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. Гриншпуна И.Б. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. — 463с.
                        9. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям / П. Я. Гальперин. — 5-е изд. — М.: МПСИ, ; Кн. дом «Университет»; 2005. — 330с.
                        10. Ганеева Э. Р. Синдром «выгорания» на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Р. Ганеева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2005. — 19с.
                        11. Гриншпун И.Б. Введение в психологию: Учеб. пособие / И. Б. Гриншпун. — 4-е изд., стер. — М.: МПСИ, 1998. — 150с.
                        12. Емельянова Л.А. Профессиональная подготовка студентов в вузе к управленческой деятельности / Л. А. Емельянова, И. В. Львов, В. Н. Иванов; Под ред. Куракова Л.П. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. — 186 с.
                        13. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: [учеб. пособие для вузов по специальностям психологии] / В. Н. Карандашев. — СПб. и др.: Питер, 2005. — 249с.
                        14. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / В. Н. Карандашев. — 3-е изд., стер. — М.: Academia; Смысл; 2005. — 382с.
                        15. Карнеги Дейл Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: [пер. с англ.] / Карнеги Дейл. — 4-е изд. — Минск: Попурри, 2005. — 767с.
                        16. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. А. Климов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: МПСИ; Флинта; 2003. — 318с.
                        17. Контрольные задания по психологии: [учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений] / Бабанская Л. М., Бокуть Е. Л., Клименко И. Ф. и др.; ред.-сост. Першина Л. А. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2000. — 96с.
                        18. Лозгачева О. В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического Вуза): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О. В. Лозгачева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. — 20с.
                        19. Льюис Дэвид Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса / Льюис Дэвид; Отв. ред. Удовик С.Л.; Пер. с англ. Хомик А.П. — М.: АСТ; Рефл-бук; 2001. — 264с.
                        20. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие. М., 1989. – 60 с.
                        21. Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.07 / Н. В. Мальцева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2005. — 20с.
                        22. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. — 360с.
                        23. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / Р. В. Овчарова. — М.: Academia, 2003. — 446с.
                        24. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учеб.-метод. пособие / Божович Е.Д., Пускаева Т.Д., Вайзер Г.А. и др.; Под ред. Божович Е.Д. — М.: МПСИ, 1999. — 224с.
                        25. Психология и педагогика: планы семинар. занятий / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова; [сост. Н. Ю. Костюнина; отв. ред. Н. А. Федорова]. — Чебоксары: ЧувГУ, 2004. — 15с.
                        26. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг; [пер. с англ. А. Б. Орлова, С. С. Степанова, Е. Ю. Патяевой]; науч. ред. А. Б. Орлов. — М.: Смысл, 2002. — 527с.
                        27. Технологии в изучении психологии: [учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология»] / [авт.: Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В. и др.; под ред. А.С. Чернышева]. — М.: Пед. общ-во России, 2003. — 253с.
                        28. Тренинг профессиональной идентичности: [рук. для вузов и практикующих психологов] / Рос. акад. образования; Моск. психол.-социал. ин-т ; авт.-сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 205с.
                        29. Успенский В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: [учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология»] / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. — М.: Владос пресс, 2004. — 175с.
                        30. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учеб. пособие / В. Б. Хозиев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 222с.
                        31. Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов: Невербальные средства менеджера / Ф. И. Шарков. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. — 106с.

                        Дополнительная

                        1. 1. Ильин Т.А. Педагогика, 1984. с. 301-316
                        2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. 1998. 169 с.
                        3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1997
                        4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. 1986.
                        5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. 1994.
                        6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить, 1997. 256 с.
                        7. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности. 2001. 40 с.
                        8. Неимитационные активные методы обучения. 2001. 32 с.
                        9. Имитационные активные методы обучения. 2001. 48 с.

                        14