Задания для филологов

Задания для самостоятельной работы

Блок1.

Творческая работа №1.

Тема: УНТ татарского народа

А) Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 1.

Без воды земля – пустырь,

без отчизны слаб батыр.

Предков заветы

не развеют ветры.

Конь узнается в упряжке санной,

богатырь – в схватке бранной.

Кого огонь страшит,

тот и от дыма бежит.

Лучше с палкой или с прутиком,

чем с неверным спутником.

Вырастешь рожь –

хлеб пожуешь.

Родной язык – золотой цветник,

Открыт для него сердца тайник.

Коснешься котла – измажешься,

Коснешься зла – намаешься.

Глупец не беседчик,

осел не советчик.

Соседская курица вроде гуся тяжелого,

Яйца несет – каждое с голову.

  • Творческая работа: УНТ татарского народа

Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 2.

Срубишь дерево – пень останется,

ночь окончится – день останется,

умрет одинокий – и тень не останется,

врагу его платье и конь достанется.

Скакун одолеет и реку и гору,

герой не робеет и в тяжкую пору.

Чем ростом с верблюда быть,

Умишка хоть с мышку не худо добыть.

Ходит беда не по деревам –

по людским головам.

Слово ласковое вымолвишь –

И змею из норы выманишь.

После работы поесть попробуй –

Ржаная краюха покажется сдобой.

Хоть брось его в грязь –

Алмаз все алмаз.

Не считай врага ягненком,

А считай матерым волком.

Если дуб согнется – то дубу конец,

А джигит сробеет – все равно что мертвец.

Согласье в семье – достаток в дому,

раздоры в семье – пропадать всему.

  • Творческая работа: УНТ татарского народа

Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 3.

Ужаленный змеей

боится и веревки простой.

Друг плакать заставит, но на путь направит,

а враг рассмешит, да жизни лишит.

Прилежный сеет,

Лентяй на луну глазеет.

1 стр., 274 слов

Кроссворд (творческая работа)

Вопросы к кроссворду: По вертикали: 1. Боязнь конфликтов. 2. Состояние беспокойства, волнения, заботы, смятения. 3. Главенствование, господствование, первенство 4. Способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором, максимально осмысливаются и учитываются точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. 5. Преследования, притеснения, стеснение, угнетение, ...

Слона украшает бивень,

А мастер работой дивен.

Холодное слово в цши войдет,

а до сердца дойдет — превратится в лед

Больше знай,

меньше болтай.

Пеший конному не попутчик,

Невежда ученому не советчик.

Не согнешь дубка, пока он прутик,

Вырастет – поздно будет

Не годы старят –

Заботы старят.

Сладок мед,

А дитя слаще.

Творческая работа №2

Художественный мир народной сказки.

( Сопоставительный анализ русской сказки «Морозко» и татарской сказки «Падчерица» («Уги кыз»))

  1. Своеобразие волшебных сказок:
  • Происхождение волшебной сказки. Работа В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки»: объяснить процесс взаимодействия сказки с обрядом и мифом.
  • Композиция волшебной сказки: поэтика присказки концовки.
  • Сказочный хронотоп (рассмотреть на конкретных примерах): -«Свой» и «чужой» мир; путь-дорога как организующий стержень сказочного пространства. — Поэтика сказочного времени (длительность путешествия и мгновенность преодоления сказочных пространств).
  • Персонажи волшебной сказки (концепции Е.Мелетинского, Н. Новикова).

Персонажи «первого ряда».

— «Высокий» герой. Происхождение образа, функции. Круг сюжетов с «высоким героем».

— «Низкий» герой. Идеализация «низкого» героя, его эволюция.

Персонажи «второго ряда».

— «Помощники» главных героев, их функции, происхождение образов.

— «Противники»/ антагонисты, функции, происхождение образов.

  1. Сопоставительный анализ русской сказки «Морозко» и татарской сказки «Уги кыз». Докажите, что они принадлежать к разряду волшебных сказок.
  • Вспомните, что такое проблематика произведения. Сравните проблематику вышеназванных сказок.
  • Вспомните, что такое сюжет. Сравните сказки на уровне сюжета.
  • В каждой из сказок воплощен народный женский идеал. Как связаны с этим идеалом этнические особенности народов? Что общего в женских идеалах и как это можно объяснить?
  • Найдите в сказках элементы, показывающие принадлежность героев к какой-либо вере ( ислам, христианство).
  • Сравните поэтические особенности сказок: пространство, время, способ характеристики персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

4 стр., 1765 слов

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Прославился же он исключительно за счёт своих рассказов (фельетонов),которых он написал больше ...

Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958 (конспект главы «Низкий» герой волшебной сказки»).

Эта же статья: Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 236-244. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996 (или другое издание).

Обязательное знакомство с гл. 1 «Предпосылки», гл. Х. «Сказка как целое» (для комплексного анализа сказки нужно прочитать всю монографию).

В. Я. Пропп. Русская сказка.- Л.: изд-во ЛГУ, 1984.

Л. Замалетдинов. О татарских сказках // Татарские народные сказки. — Казань: Тат. кн. Изд-во, 1992, С.3-13.

К. Насыров. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов.- Казань, 1900.

Мухаметшина Р.Ф. Мир в сказке в аспекте диалога культур: русская народная сказка «Морозко» и татарская сказка «Падчерица» // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. / Под ред. д-ра пед. Наук проф. С.А.Леонова. – Москва- Ярославль: МГПУ – РЕМДЕР, 2005. – С.340-345.

Дополнительная литература :

Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1972. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.

10 стр., 4854 слов

Трагическое в произведениях русских и татарских писателей на основе произведения Л.Н. Толстого ‘А. Каренина’ и Г. Ибрагимова ‘ Молодые сердца’

Тема: Трагическое в произведениях русских и татарских писателей на основе произведения Л.Н. Толстого "А. Каренина" и Г. Ибрагимова " Молодые сердца" Содержание Введение . Сравнительный подход к изучению русской и татарской литературы XIX - ХХ веков . Л.Н. Толстой и татарская литература начала ХХ века . Г. Ибрагимов - писатель, ученый, общественный деятель . Трагическое в романе Л.Н.Толстого "Анна ...

Померанцева Э.В.Судьбы русской сказки. М., 1965. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Составители: Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. Интернет-адрес: http://ruthenia.ru/folklore/novik8.htm Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы («Замкнутое время сказки», «Художественное пространство сказки») // Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб, 1997.С. 20-23, 129-134. Эта же работа в : Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. Л., 1987. Т. 1. С. 507 – 511, 530-634.

Блок 2

Конспект урока / компьютерная презентация по творчеству Г. Тукая

Конспект монографии А.М Саяповой «Дардменд и проблемы символизма»

Блок 3

Реферат на тему:

1. Внутренний монолог как прием психологизма в прозе Л.Н.Толстого и

Г.Ибрагимова (произведения по выбору).

2. Принципы и приемы «диалектики души» Л.Н.Толстого в татарской литературе первой трети ХХ в. (в произведениях Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Ш.Камала, Г.Рахима, Г.Тукая и др. – по выбору) и проявление национальных художественных традиций.

3. Принципы и приемы «тайной психологии» И.С.Тургенева в татарской литературе первой трети ХХ в. и проявление национальных художественных традиций (автор и произведение по выбору)1.

4. Хронотоп Сабантуя в творчестве А. Гилязова (на примере повести «Три аршина земли», «В пятницу, вечером…»)2

5. Своеобразие современной татарской драматургии (на примере творчества Т. Минуллина, А.Гилязова, М.Гилязова и др.).

  1. Своеобразие современной поэзии (на примере творчества (Р. Гаташа, Р. Валиева, Р. Миннуллина, И. Юзиева, Р. Файзуллина, Ф. Яруллина, Р. Хариса).
  2. Исторический роман второй половины ХХ в (на примере творчества Н.Фаттаха, М. Хабибуллина, Р. Батуллы).
  3. Коранические образы в творчестве Кул Гали /Г. Тукая /Х. Такташа (по выбору).
  4. Мир татарской детской поэзии (Ш. Галлиев / Р. Миннуллин).
  5. Принцип притчи и диалогизма в произведении Г. Гильманова «Албастылар».
  6. А.Н.Островский и татарский театр.

12. Натурфилософская линия в татарской поэзии начала ХХ века (Дардэменд).

3 стр., 1440 слов

Использование произведений татарских поэтов и писателей при формировании у дошкольников интереса к родному краю

Содержание: Введение...……………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы использования произведений татарских поэтов и писателей при формировании у дошкольников интереса к родному краю……...5 1.1. Психолого-педагогические основы формирования интереса к родному краю у детей дошкольного возраста……………...………………………………………5 1.2. Произведения татарских поэтов и писателей, как средство ...

13. Традиции чеховской драматургии в татарской литературе начала ХХ века (Ф. Амирхан).

14. Из истории переводов татарской литературы на русский язык в первой половине ХХ века.

14. Лермонтовские темы и мотивы в лирике С.Рамиева3.

Осн. литература:

1. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века / М. Х. Гайнуллин; отв. Ред. Д. Ф. Лучинская.—Казань: Татарское книжное изд-во, 1975.—307с. (44 экз.)

2. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века / Ред. М.Х. Гайнуллин.—Изд. 2-е, доп..—Казань: Татар. 6к. Изд-во, 1983.—350c. (33 экз.)

3. Средневековая татарская литература (VIII – XVIII вв.) / ; Акад. Наук Татарстана, Ин-т яз., лит. И искусства им. Г.Ибрагимова; Редкол.: Ш.Ш.Абилов и др.; Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. Н.Ш. Хисамов.—Казань: Фэн, 1999.—240с. (13 экз.)

4. История татарской советской литературы. – М.: Наука, 1965. – 275 с. (4 экз).

5. История татарской литературы нового времени (XIX – начало XX в.) / Акад. Наук Респ. Татарстан, Ин-т яз., лит. И искусства им. Г.Ибрагимова; [Рук. Авт. Коллектива Г.М. Халитов; Редкол.: Н.Ш. Хисамов (отв.ред.) и др.].—Казань: Фикер, 2003.—471с. (2 экз.)

6 стр., 2995 слов

XXI век диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности

XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев, Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний Новгород Каждый уходящий век требует своего осмысления, подведения некоторых итогов, а век грядущий - формирования идеалов, в согласии с которыми ...

1 Литература:

Аминева, В.Р. Своеобразие психологизма в произведениях русских и татарских писателей (сопоставительный аспект) / В.Р.Аминева // Магариф. — 2006. — № 4.

Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. – Л., 1971.

Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б.Есин. – М., 1988.

Идейно-эстетическое наследие Ф.Амирхана: Межвузовский сборник научных трудов. –Казань, 1989.

Курляндская, Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста / Г.Б.Курляндская. – Тула, 1972.

Нигматуллина, Ю.Г. Повести И.С.Тургенева 60-70-х гг. и их традиции в татарской литературе начала ХХ в. (И.С.Тургенев и Ф.Амирхан): Автореф. дис. … канд. филол. наук.- Казань, 1962.

Нигматуллина, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. – Казань, 1997.

Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: в 2 ч. / И.В.Страхов.– Саратов, 1973.

Халит, Г. Портреты и проблемы / Г.Халит. — Казань, 1985.

Халит, Г. Многоликая лирика / Г.Халит. – Казань, 1990.

Шукуров, Ш. Об изображении пророка Мухаммада и проблеме сокрытия Лика в средневековой культуре ислама / Ш.Шукуров // Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М., 1989.

Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / К.Г.Юнг // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

2 Галиуллин Т. Человек будущего // Татарстан. – 2003. — N 2. – С. 52-57.

Ибрагимов М. Мифопоэтический анализ текста (на примере повести А. Гилязова “Җомга көн, кич белән”) // Ибрагимов М. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики. – Казань, 2003. – С.14-31.

5 стр., 2464 слов

Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки

Кафедра уголовного права и процесса «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Программа и методический комплекс для студентов Очного и заочного отделения   Москва - 2007 г.     Составитель – кандидат педагогических наук, профессор МАХИБОРОДА Н.И.     Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой уголовного права и процесса (протокол заседания кафедры № 1 от «29 октября 2007 ...

Кутуй Р. Граница добра и зла // Литературная Россия. — 1987. — №46. — 13 ноября. (Рец. Гилязов Аяз. При свете зарниц. Повести. (Переводы с татарского. Вступительная статья РустемаКутуя.)Казань.Тат.книж.изд. 1986 г. 544стр. (Серия «Волжские просторы»)

Мустафин Р. Лицом к лицу с действительностью.(Заметки на полях четырехтомника Аяза Гилязова.) // Татарстан. – 1996. — N1.- С.61-66.

Мустафин Р. Он умел страстно любить и так же страстно ненавидеть // Татарстан. – 2002. — N 3. – Б. 58-59

Хабутдинова М.М. «Художественная летопись татарской деревни в повести А. Гилязова «В пятницу, вечером…» // Гилязов A. Три аршина земли, В пятницу, вечером / Аяз Гилязов. – Казань: Магариф, 2008. – С.258-278.

3Русско-татарские литературные взаимосвязи (проблемы сопоставительного исследования).Библиографический указатель / Составители А.З.Хабибуллина, М.М.Сидорва. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. –184 с.

Русско-татарские литературные взаимосвязи. Учебно-методический комплекс. / Составитель Э.Ф.Нагуманова. – Казань, 2006.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы.– М: Прогресс, 1979. – 320 с.

Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литературе. – Казань: Фән, 1997.

Саяпова А.М. Татарско-русские литературные связи в первой половине ХIХ века: Автореф. дис… канд. филол. наук. – Казань, 1982.

Нигматуллина Ю.Г. И.С.Тургенев и татарская литература ХХ века: (Тургенев и Ф.Амирхан).

– Казань, 1961.

Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. – Казань, 2002.

Зарипова-Четин Проблема демонизма в творчестве С.Рамиева в контексте восточно-европейской эстетики. – Казань, 2003.

Мусабекова Р. Р. С.Сунчелей: судьба и творчество. – Казань, 2001.

Минералов Ю.И. Сравнительное литературоведение. М.: Высш.шк., 2010, 384 с.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань, 2001.

Сравнительное литературоведение: Россия и Запад. ХIХ в. / В.Б.Катаев, Л.В.Чернец, А.И.Журавлева и др. – М.: Высш.шк., 2008. – 352 с.

б) дополнительная литература:

Башкуров Р.Ш. О переводах из русской литературы на татарский язык в начале ХХ века // Изв. Казан. фил. АН СССР. Сер. гуманитар. наук, 1957. – Вып. 2. – С. 161-170.

Бикчурина Н. Н.А.Некрасов и татарская поэзия: Автореф. дис… канд филол. наук. – Саратов, 1965. –23 с.

Ильин И.П. Современные концепции компаративистики и сравнительного изучения литератур / И.П.Ильин. — М., 1987.

Сибгатуллина Э.Х. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала ХХ века. – Автореф. дис… канд. филол. наук. – Казань, 1987.

Усманова Р.Ф. Первые постановки произведений русской драматургии на сцене татарского театра//Казань в истории русск. литературы. – Казань, 1965. – Сб. 1. – С. 69-78.

Статьи и литературно-критические исследования, опубликованные в журнале «Казан утлары», «Татарстан» и т.п. (подробнее: см. Библиографический указатель).