Задания для филологов

Задания для самостоятельной работы

Блок1.

Творческая работа №1.

Тема: УНТ татарского народа

А) Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 1.

Без воды земля – пустырь,

без отчизны слаб батыр.

Предков заветы

не развеют ветры.

Конь узнается в упряжке санной,

богатырь – в схватке бранной.

Кого огонь страшит,

тот и от дыма бежит.

Лучше с палкой или с прутиком,

чем с неверным спутником.

Вырастешь рожь –

хлеб пожуешь.

Родной язык – золотой цветник,

Открыт для него сердца тайник.

Коснешься котла – измажешься,

Коснешься зла – намаешься.

Глупец не беседчик,

осел не советчик.

Соседская курица вроде гуся тяжелого,

Яйца несет – каждое с голову.

  • Творческая работа: УНТ татарского народа

Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 2.

Срубишь дерево – пень останется,

ночь окончится – день останется,

умрет одинокий – и тень не останется,

врагу его платье и конь достанется.

Скакун одолеет и реку и гору,

герой не робеет и в тяжкую пору.

Чем ростом с верблюда быть,

Умишка хоть с мышку не худо добыть.

Ходит беда не по деревам –

по людским головам.

Слово ласковое вымолвишь –

И змею из норы выманишь.

После работы поесть попробуй –

Ржаная краюха покажется сдобой.

Хоть брось его в грязь –

Алмаз все алмаз.

Не считай врага ягненком,

А считай матерым волком.

Если дуб согнется – то дубу конец,

А джигит сробеет – все равно что мертвец.

Согласье в семье – достаток в дому,

раздоры в семье – пропадать всему.

  • Творческая работа: УНТ татарского народа

Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке.

Вариант 3.

Ужаленный змеей

боится и веревки простой.

Друг плакать заставит, но на путь направит,

а враг рассмешит, да жизни лишит.

Прилежный сеет,

Лентяй на луну глазеет.

1 стр., 274 слов

Кроссворд (творческая работа)

8. Отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении субъекта. 9. Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности. По ...

Слона украшает бивень,

А мастер работой дивен.

Холодное слово в цши войдет,

а до сердца дойдет — превратится в лед

Больше знай,

меньше болтай.

Пеший конному не попутчик,

Невежда ученому не советчик.

Не согнешь дубка, пока он прутик,

Вырастет – поздно будет

Не годы старят –

Заботы старят.

Сладок мед,

А дитя слаще.

Творческая работа №2

Художественный мир народной сказки.

( Сопоставительный анализ русской сказки «Морозко» и татарской сказки «Падчерица» («Уги кыз»))

  1. Своеобразие волшебных сказок:
  • Происхождение волшебной сказки. Работа В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки»: объяснить процесс взаимодействия сказки с обрядом и мифом.
  • Композиция волшебной сказки: поэтика присказки концовки.
  • Сказочный хронотоп (рассмотреть на конкретных примерах): -«Свой» и «чужой» мир; путь-дорога как организующий стержень сказочного пространства. — Поэтика сказочного времени (длительность путешествия и мгновенность преодоления сказочных пространств).
  • Персонажи волшебной сказки (концепции Е.Мелетинского, Н. Новикова).

Персонажи «первого ряда».

— «Высокий» герой. Происхождение образа, функции. Круг сюжетов с «высоким героем».

— «Низкий» герой. Идеализация «низкого» героя, его эволюция.

Персонажи «второго ряда».

— «Помощники» главных героев, их функции, происхождение образов.

— «Противники»/ антагонисты, функции, происхождение образов.

  1. Сопоставительный анализ русской сказки «Морозко» и татарской сказки «Уги кыз». Докажите, что они принадлежать к разряду волшебных сказок.
  • Вспомните, что такое проблематика произведения. Сравните проблематику вышеназванных сказок.
  • Вспомните, что такое сюжет. Сравните сказки на уровне сюжета.
  • В каждой из сказок воплощен народный женский идеал. Как связаны с этим идеалом этнические особенности народов? Что общего в женских идеалах и как это можно объяснить?
  • Найдите в сказках элементы, показывающие принадлежность героев к какой-либо вере ( ислам, христианство).
  • Сравните поэтические особенности сказок: пространство, время, способ характеристики персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958 (конспект главы «Низкий» герой волшебной сказки»).

Эта же статья: Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 236-244. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996 (или другое издание).

Обязательное знакомство с гл. 1 «Предпосылки», гл. Х. «Сказка как целое» (для комплексного анализа сказки нужно прочитать всю монографию).

В. Я. Пропп. Русская сказка.- Л.: изд-во ЛГУ, 1984.

12 стр., 5647 слов

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника

... нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников; 2.Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок; .Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку; .Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе ... драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому ...

Л. Замалетдинов. О татарских сказках // Татарские народные сказки. — Казань: Тат. кн. Изд-во, 1992, С.3-13.

К. Насыров. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов.- Казань, 1900.

Мухаметшина Р.Ф. Мир в сказке в аспекте диалога культур: русская народная сказка «Морозко» и татарская сказка «Падчерица» // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. / Под ред. д-ра пед. Наук проф. С.А.Леонова. – Москва- Ярославль: МГПУ – РЕМДЕР, 2005. – С.340-345.

Дополнительная литература :

Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1972. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.

Померанцева Э.В.Судьбы русской сказки. М., 1965. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Составители: Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. Интернет-адрес: http://ruthenia.ru/folklore/novik8.htm Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы («Замкнутое время сказки», «Художественное пространство сказки») // Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб, 1997.С. 20-23, 129-134. Эта же работа в : Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. Л., 1987. Т. 1. С. 507 – 511, 530-634.

Блок 2

Конспект урока / компьютерная презентация по творчеству Г. Тукая

Конспект монографии А.М Саяповой «Дардменд и проблемы символизма»

Блок 3

Реферат на тему:

1. Внутренний монолог как прием психологизма в прозе Л.Н.Толстого и

Г.Ибрагимова (произведения по выбору).

2. Принципы и приемы «диалектики души» Л.Н.Толстого в татарской литературе первой трети ХХ в. (в произведениях Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, Ш.Камала, Г.Рахима, Г.Тукая и др. – по выбору) и проявление национальных художественных традиций.

3. Принципы и приемы «тайной психологии» И.С.Тургенева в татарской литературе первой трети ХХ в. и проявление национальных художественных традиций (автор и произведение по выбору)1.

4. Хронотоп Сабантуя в творчестве А. Гилязова (на примере повести «Три аршина земли», «В пятницу, вечером…»)2

5. Своеобразие современной татарской драматургии (на примере творчества Т. Минуллина, А.Гилязова, М.Гилязова и др.).

  1. Своеобразие современной поэзии (на примере творчества (Р. Гаташа, Р. Валиева, Р. Миннуллина, И. Юзиева, Р. Файзуллина, Ф. Яруллина, Р. Хариса).
  2. Исторический роман второй половины ХХ в (на примере творчества Н.Фаттаха, М. Хабибуллина, Р. Батуллы).
  3. Коранические образы в творчестве Кул Гали /Г. Тукая /Х. Такташа (по выбору).
  4. Мир татарской детской поэзии (Ш. Галлиев / Р. Миннуллин).
  5. Принцип притчи и диалогизма в произведении Г. Гильманова «Албастылар».
  6. А.Н.Островский и татарский театр.

12. Натурфилософская линия в татарской поэзии начала ХХ века (Дардэменд).

10 стр., 4854 слов

Трагическое в произведениях русских и татарских писателей на ...

... И.С.Тургенева 60 - 70-х годов и их традиции в татарской литературе начала ХХ века (И.С.Тургенев и Ф.Амирхан)" типологическое сходство творчества писателей, проявляющееся в ... литературами разных регионов, зачастую нельзя объяснить ни "общим источником", ни сходством определенного комплекса исторических условий. В своих исследованиях Аминева В.Р. утверждает, что в татарской литературоведческой науке ...

13. Традиции чеховской драматургии в татарской литературе начала ХХ века (Ф. Амирхан).

14. Из истории переводов татарской литературы на русский язык в первой половине ХХ века.

14. Лермонтовские темы и мотивы в лирике С.Рамиева3.

Осн. литература:

1. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века / М. Х. Гайнуллин; отв. Ред. Д. Ф. Лучинская.—Казань: Татарское книжное изд-во, 1975.—307с. (44 экз.)

2. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века / Ред. М.Х. Гайнуллин.—Изд. 2-е, доп..—Казань: Татар. 6к. Изд-во, 1983.—350c. (33 экз.)

3. Средневековая татарская литература (VIII – XVIII вв.) / ; Акад. Наук Татарстана, Ин-т яз., лит. И искусства им. Г.Ибрагимова; Редкол.: Ш.Ш.Абилов и др.; Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. Н.Ш. Хисамов.—Казань: Фэн, 1999.—240с. (13 экз.)

4. История татарской советской литературы. – М.: Наука, 1965. – 275 с. (4 экз).

5. История татарской литературы нового времени (XIX – начало XX в.) / Акад. Наук Респ. Татарстан, Ин-т яз., лит. И искусства им. Г.Ибрагимова; [Рук. Авт. Коллектива Г.М. Халитов; Редкол.: Н.Ш. Хисамов (отв.ред.) и др.].—Казань: Фикер, 2003.—471с. (2 экз.)

1 Литература:

Аминева, В.Р. Своеобразие психологизма в произведениях русских и татарских писателей (сопоставительный аспект) / В.Р.Аминева // Магариф. — 2006. — № 4.

Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. – Л., 1971.

Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б.Есин. – М., 1988.

Идейно-эстетическое наследие Ф.Амирхана: Межвузовский сборник научных трудов. –Казань, 1989.

Курляндская, Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста / Г.Б.Курляндская. – Тула, 1972.

Нигматуллина, Ю.Г. Повести И.С.Тургенева 60-70-х гг. и их традиции в татарской литературе начала ХХ в. (И.С.Тургенев и Ф.Амирхан): Автореф. дис. … канд. филол. наук.- Казань, 1962.

Нигматуллина, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. – Казань, 1997.

Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: в 2 ч. / И.В.Страхов.– Саратов, 1973.

6 стр., 2995 слов

XXI век диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях ...

... с тем существует устойчивая традиция резкого противопоставления естественных и гуманитарных наук. Если в естественных науках обычно проводится онтологизация знания и полагание объектов исследования вовне человека, ... от ученого-профессионала необычайной широты образования. Мы полагаем, что человек XXI века с помощью антропных технологий будет ориентирован на целостное видение мира, объединяющее ...

Халит, Г. Портреты и проблемы / Г.Халит. — Казань, 1985.

Халит, Г. Многоликая лирика / Г.Халит. – Казань, 1990.

Шукуров, Ш. Об изображении пророка Мухаммада и проблеме сокрытия Лика в средневековой культуре ислама / Ш.Шукуров // Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М., 1989.

Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / К.Г.Юнг // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

2 Галиуллин Т. Человек будущего // Татарстан. – 2003. — N 2. – С. 52-57.

Ибрагимов М. Мифопоэтический анализ текста (на примере повести А. Гилязова “Җомга көн, кич белән”) // Ибрагимов М. Миф в татарской литературе ХХ века: проблемы поэтики. – Казань, 2003. – С.14-31.

Кутуй Р. Граница добра и зла // Литературная Россия. — 1987. — №46. — 13 ноября. (Рец. Гилязов Аяз. При свете зарниц. Повести. (Переводы с татарского. Вступительная статья РустемаКутуя.)Казань.Тат.книж.изд. 1986 г. 544стр. (Серия «Волжские просторы»)

Мустафин Р. Лицом к лицу с действительностью.(Заметки на полях четырехтомника Аяза Гилязова.) // Татарстан. – 1996. — N1.- С.61-66.

Мустафин Р. Он умел страстно любить и так же страстно ненавидеть // Татарстан. – 2002. — N 3. – Б. 58-59

Хабутдинова М.М. «Художественная летопись татарской деревни в повести А. Гилязова «В пятницу, вечером…» // Гилязов A. Три аршина земли, В пятницу, вечером / Аяз Гилязов. – Казань: Магариф, 2008. – С.258-278.

3Русско-татарские литературные взаимосвязи (проблемы сопоставительного исследования).Библиографический указатель / Составители А.З.Хабибуллина, М.М.Сидорва. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. –184 с.

Русско-татарские литературные взаимосвязи. Учебно-методический комплекс. / Составитель Э.Ф.Нагуманова. – Казань, 2006.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы.– М: Прогресс, 1979. – 320 с.

Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литературе. – Казань: Фән, 1997.

Саяпова А.М. Татарско-русские литературные связи в первой половине ХIХ века: Автореф. дис… канд. филол. наук. – Казань, 1982.

Нигматуллина Ю.Г. И.С.Тургенев и татарская литература ХХ века: (Тургенев и Ф.Амирхан).

– Казань, 1961.

Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. – Казань, 2002.

Зарипова-Четин Проблема демонизма в творчестве С.Рамиева в контексте восточно-европейской эстетики. – Казань, 2003.

Мусабекова Р. Р. С.Сунчелей: судьба и творчество. – Казань, 2001.

Минералов Ю.И. Сравнительное литературоведение. М.: Высш.шк., 2010, 384 с.

Сравнительное и сопоставительное литературоведение: Хрестоматия / Составители: В.Р.Аминева, М.И.Ибрагимов, А.З.Хабибуллина. – Казань, 2001.

Сравнительное литературоведение: Россия и Запад. ХIХ в. / В.Б.Катаев, Л.В.Чернец, А.И.Журавлева и др. – М.: Высш.шк., 2008. – 352 с.

13 стр., 6252 слов

Русская и советская эстетика

... свое духовное оправда­ние из «тайных богатств» деревенской Руси. До самого конца века русская буржуазия оставалась идейно несамостоятельной. Феодально-националистические и собственно буржуазные духов­ные проявления ... в то время извест­ное распространение, став в последней четверти XVIII века и достоянием русской общественности. Трудно сказать, кто первым из россиян выговорил и написал по ...

б) дополнительная литература:

Башкуров Р.Ш. О переводах из русской литературы на татарский язык в начале ХХ века // Изв. Казан. фил. АН СССР. Сер. гуманитар. наук, 1957. – Вып. 2. – С. 161-170.

Бикчурина Н. Н.А.Некрасов и татарская поэзия: Автореф. дис… канд филол. наук. – Саратов, 1965. –23 с.

Ильин И.П. Современные концепции компаративистики и сравнительного изучения литератур / И.П.Ильин. — М., 1987.

Сибгатуллина Э.Х. Значение русской драматургии в развитии реализма в татарской драматургии начала ХХ века. – Автореф. дис… канд. филол. наук. – Казань, 1987.

Усманова Р.Ф. Первые постановки произведений русской драматургии на сцене татарского театра//Казань в истории русск. литературы. – Казань, 1965. – Сб. 1. – С. 69-78.

Статьи и литературно-критические исследования, опубликованные в журнале «Казан утлары», «Татарстан» и т.п. (подробнее: см. Библиографический указатель).