Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями к качеству образовани

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями к качеству образования

Подготовила учитель начальных классов Озерского филиала МОУ «Никифоровская СОШ №2»

Давыдава Н.В.

Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Программа формирования универсальных учебных действий.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

Результаты мониторинга выпускников начальной школы показали, что учителя дают хорошие знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, а этого недостаточно. Так как при переходе в среднее звено испытывают трудности в способности самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы, самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, слушать и слышать, уважать чувства и мысли собеседника и т. п. Стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности и духовно- нравственное воспитание ученика.

Новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ соответствует современным требованиям к образованию. Возможности, заложенные в стандарте позволят развить лучшие качества в ребёнке, воспитать его образованной, самостоятельной и творческой личностью, заинтересованной в результатах своей деятельности, начиная с начальной школы. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Главными являются приоритеты, которые заложены в новый стандарт- формирование общеучебных умений, навыков и способов

деятельности, предопределяющие в значительной мере успешность обучения в последующем звене. Стандарт включает в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения

15 стр., 7326 слов

Факультет начального образования

... или знаковой форме. В технологии Эльконина-Давыдова обучение – это коллективная мысленная деятельность, деловое общение детей. Позиция учителя: ... - Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка. Принципы - ... их происхождения и преобразования. Повышается теоретический уровень образования, который предлагает передачу детям не только ...

Авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования:

. формирование предметных и универсальных способов действия, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

. воспитание умения учиться- способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;

. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной саморегуляции;

. желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

. инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Четко разработанные позиции Федерального компонента государственного стандарта в 2004 году позволили более конкретно обозначить задачи начальной школы. Основные приоритеты начального образования – это формирование общеучебных умений и навыков. Неоспоримо, что социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения в нашей стране, влекут за собой изменения в образовании. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии и используются новые технологии. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Закладываются новые умения:

— самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

— работать в группе и принимать решения;

— использовать новые технологии информации и коммуникации.

Концепция стандартов нового поколения базируется на следующих принципах:

— непрерывности образования;

— учета возрастных возможностей ребенка;

— учета его индивидуальных особенностей;

-здоровьесбережения;

— взаимосвязи с окружающим миром;

— развития личности как субъекта творческой деятельности;

— признание ребенка как субъекта познания;

— доступности и достаточности;

— духовно-нравственного воспитания;

— психологической адаптации;

— взаимодействия семьи и педагога.

Принципиальным отличием новых стандартов для начальной школы от существующих разработчики называют три группы требований:

— к структуре основных общеобразовательных программ;

— к результатам их освоения;

— к условиям их реализации.

Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше.

Характеристики основных результатов начального образования в стандартах нового поколения:

— формирование предметных и универсальных способов действий;

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;

— индивидуальный прогресс в сферах личностного развития;

— желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразовании;

— индивидуальность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника. Каким же должен быть

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... (2 балла) способность к интеллектуальной деятельности восстановлена, однако сниже-на ее продуктивность, отсутствует ...

ребёнок, оканчивающий начальную школу? Это:

. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

. умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

. уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

. доброжелательный, умеющий слышать и слушать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

. имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Этот результат достигается в очень большой степени благодаря современному УМК, включающего учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающих всем требованиям Стандарта. Часть требований известна: соответствие санитарно-гигиеническим нормам, наличие грифа «Рекомендовано» или «Допущено», комплектность.

Новые требования:

. УМК должен стать средством организации жизненного пространства школьников, способов создания его первой научно- художественной картины мира.

. УМК должен стать инструментальным для самого ученика, способом организации обучающего пространства внутри комплекта;

. УМК должен обеспечивать выход за рамки комплекта в поле других источников информации т. е развивать интерактивность;

. УМК должен быть автономным и позволять как слабому, так и сильному ученику продвигаться в получении информации.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса,

наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов),умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой. Особое место в стандартах нового поколения отведено

«универсальным учебным действиям» (УУД).

Их суть заключается в умении учиться, т.е. способности к саморазвитию и совершенствованию. Таким образом, авторы стандартов рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащихся самостоятельно действовать при получении образования. Авторы отмечают, что УУД носят надпредметный характер.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования прошлого столетия

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения – новый шаг в образовании. Удастся ли это сделать в начальной школе, учитывая, что младшие школьники только начинают учиться, но в силу возрастных возможностей требуют большого внимания и такта, покажет практика. Конечно ,многое зависит от педагогов- экспериментаторов. Ведь им придётся пересмотреть свою работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить то, о чём всегда говорилось(научить самостоятельной деятельности), но не оценивалось в качестве одного из основных компонентов успеваемости учащихся. И конечно же, только взаимный диалог его авторов практиков позволит добиться положительных результатов в ходе апробации.

2 стр., 778 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

... к новым условиям. После десятилетнего возраста ребёнку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Поэтому, проведение экспериментов по обучению иностранному языку детей четырёх - шести лет вызвано стремлением ... для раскрытия закономерностей языка, их и нет ребёнка этого возраста. Мыслительные операции возникают у него в результате жизненного опыта и деятельности в окружающей среде ...

Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах. Вариативные программы и УМК.

Принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа. Состояние и тенденции развития содержания образования по русскому языку в начальных классах в современной педагогической практике характеризуются вариативностью психолого-педагогических концепций, программ, методических систем, учебников. Это положение создает надежные предпосылки для решения проблем индивидуализации, построения личностно-ориентированного процесса обучения русскому языку в соответствии с психологическими, эмоциональными и интеллектуальными особенностями каждого конкретного ребенка, потребностями и ожиданиями семьи, профессиональными предпочтениями и возможностями учителя.

Основные направления совершенствования содержания обучения русскому языку связано с решением следующих проблем:

— усиление и конкретизация усвоения младшими школьниками коммуникативного свойства русского языка:

— обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;

— воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, красиво, верно воспринимать речь других;

— признание самоценности начальной школы, исключительной важности этого периода обучения для становления учебной деятельности ребенка.

В последние годы наиболее значительные изменения произошли в отборе и структурировании содержания образования по русскому языку в контексте традиционной школы. Позитивным является то, что традиционные

системы обучения стали развивающими. Их отличает коммуникативная, практическая направленность, максимальное использование внутренних ресурсов предмета в целях формирования личности ребенка и его творческих возможностей. Основополагающая идея этих курсов — взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности.

В последнее время в традиционной системе начального образования появилось направление. Его суть состоит в том, что в контексте единой авторской концепции выстраиваются программы, учебники, методические системы применительно ко всем образовательным областям. В этой ситуации создаются оптимальные условия для реализации межпредметной роли русского родного языка, впервые реализуется целостная модель начального образования.

В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК):

Традиционными называют программы:

  • «Начальная школа 21 века»,
  • «Школа 2100»,
  • «Школа России»,
  • «Гармония»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива».

К развивающим системам относятся программы:

  • Л.В. Занкова
  • Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель “Начальная школа 21 века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам ...

Н.Б. Истомина), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

1. Каковы концептуальные положения комплекта?

2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

3. Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики?

4. Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?

5. Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?

Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пяти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ «ГАРМОНИЯ»

(научный руководитель – Н.Б.Истомина )

Ведущая идея – учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развит

ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Особенности комплекта «Гармония»:

— стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем;

— в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования;

— каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения

общаться со взрослыми и сверстниками, возможность полно выражать свои мысли.

Комплект обеспечивает целенаправленное формирование приемов умственной деятельности, приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания, понимание ребенком изучаемых вопросов, условия гармоничного отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученики», деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

Основные положения обучения русскому языку:

— создание условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к себе как к его носителю. Направленность учебной работы на совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;

— непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над культурой устной и письменной речи младших школьников;

— развитие лингвистического мышления и языковой ситуации, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у школьников. Предусмотрена система обучения письму с «окошками».

6 стр., 2570 слов

Предмет - социально- психологические условия успешного обучения и развития

... деятельности Центра являются: Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития ... в обучении, развитии ... учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушение эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.) Психологическое обеспечение образовательных программ Развитие ...

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

(научный руководитель – Н.Ф.Виноградова)

Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагога – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом –

овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Принципиальные особенности комплекта:

— сопровождается педагогической диагностикой;

— в процессе обучения реализуется интегрированный подход;

— учебная задача имеет приоритет перед задачей практической;

— в ходе обучения реализуется дифференцированный подход.

Дидактические задачи комплекта:

— расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;

— расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;

— развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;

— выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.

Основные положения обучения русскому языку:

— ведущие задачи курса – развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;

— авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся).

Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и

представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Учебный комплект «Школа 2000…» — «Школа 2100»

(научный руководитель — Л.Г. Петерсон)

Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов:

— личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности);

— культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);

— деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика — зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность ...

... деловые культуры в международном бизнесе). 4.7. Межкультурные отношения. Тема 8. «Психология деятельности, развития профессионализма» 1. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). 2. ... цели, действия, операции). 3. Освоение деятельности: навыки, упражнения, умения, привычки. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека. 5. Деятельность в особых и экстремальных ...

— готовность к дальнейшему развитию;

— принцип минимакса: максимум оценок — минимум отметок;

— щадящая система домашних заданий.

Особенностями УМК, по мнению авторов-разработчиков, являются следующие:

— единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство;

— максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика;

— формирование у школьника целостной картины мира;

— интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;

— «выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя;

— полная обеспеченность не только методическими и дидактиче­скими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;

— перевод учителей из авторитарности в режим педагогики со­трудничества и личностного общения;дает при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования; открывает

возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;

Русский язык:

• реализация единой языковой концепции (внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и литературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

• ведущая особенность программ грамоты и русского языка заключается в учете основных содержательно-методических линий развития детей средствами этих предметов:

— овладение грамотой и на ее базе — основами функциональной грамотности;

— овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

— овладение орфографией и пунктуацией;

— овладение навыками и умениями анализа текста;

— приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие у детей чувства языка;

• работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и

«орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки ор­

фограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова;

• в курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе

письменной речи, увеличен объем изучаемого материала.

«Перспективная начальная школа»

(научный руководитель -Н.А. Чуракова).

Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет воз­раста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом. Сюжетные линии учебных пособий, в отличие от других УМК, не носят ярко выраженный урбанистический характер. Еще одна

10 стр., 4884 слов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ...

... Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Учащийся, окончивший среднюю школу должен уметь читать на иностранном языке. Без овладения этим видом речевой деятельности ...

особенность УМК состоит в том, что все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

Сейчас на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение. Принято считать, что в традиционной системе все устарело; что развитие идет через усвоение образов, а не путем возникновения новообразований; что целью

дидактических принципов является обеспечение усвоений знаний, а не максимальная эффективность обучения для общего развития учащихся. Но исходя из тех целей и задач, которые ставятся в обновленных традиционных

системах , можно уверенно сказать, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по каким учебным комплектам работает учитель.

В концепциях традиционной и развивающей систем обучения главной движущей силой развития ребенка являются две стороны деятельности:

1)результативная (ЗУНы);

2)процессуальная (способы учебной деятельности или познавательная способность).

Во всех рассмотренных комплектах дидактический процесс строится на следующих принципах:

— ученики являются добытчиками знаний;

— процесс учения становится поисковым;

— важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя;

— опора идет на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.

Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, систематичность, сознательность, связь с жизнью – перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознания процесса обучения.

УМК«Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой).

Целью комплекта является создание образовательного пространства, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств и пр. Образовательное пространство УМК обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий для проявления им самостоятельности и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей траектории усвоения учебного материала. Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и

удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Соответствие предметного содержания и структуры УМК «Планета знаний» требованиям нового государственного стандарта начального общего образования.

4 стр., 1648 слов

определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного ...

... обучения младших школьников осознанному чтению художественного произведения на уроках литературного чтения? Целью данного исследования является определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного чтения учащихся начальных классов. Объект исследования: процесс обучения младших школьников чтению. ... Очерки психологии обучения детей чтению» рассматривает чтение как деятельность, состоящую ...

Основная особенность комплекта:

– единство структуры учебников;

– единств используемых учебных схем;

– единство сквозных линий типовых заданий;

– единств подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Задачи УМК «Планета знаний»: создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся.

Курс русского языка в системе УМК «Планета знаний »

Принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Широкая филологическая основа курса позволяет

наблюдать СЛОВО и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности.

Системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции слова — называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить,

спросить, посоветовать, пригласить и т.п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли их главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй ступени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста).

Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал: 1) для изучения принятых среди носителей родного языка норм:

произносительных (орфоэпических, акцентологических), правиписных (орфографических, пунктационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных; 2) для наблюдения над ролью изобразительноо-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.)

Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям

Формы и методы работы, направлены на:

— эмоционально-нравственное развитие, воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры;

— речевое развитие (чтение, письмо, говорение, слушание);

— интеллектуальное развитие.

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

(научный руководитель – Н.В. Нечаева)

Ведущая цель этой системы – оптимальное общее развитие каждого школьника.

Основополагающими в ней остаются следующие положения:

— развитие психической деятельности включая три линии: ум, волю и чувства.

— обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры;

— УМК реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала;

— руководящая идея системы и ее дидактические принципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников.

Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.

Принципиальными являются следующие особенности УМК:

— учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;

— особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач;

— учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности;

— в структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:

1. Предъявление ученику системы знаний поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия.

2. Сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий.

3. Применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее.

Основные положения обучения русскому языку :

— курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность;

— основной метод познания – исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации;

— обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе;

— в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется систематический возврат к ранее изученному;

— задача периода обучения грамоте – развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и письму;

научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.

Система начального образования

Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

(научный руководитель — Б.Д. Эльконин)

В основе концепции этого УМК — идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением

комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной школы.

Содержание учебных предметов в системеД.Б. Эльконина — В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.

Принципиальными особенностями учебно-методического комплекта являются:

• использование во всех учебных дисциплинах одного и того же метода освоения. Этим методом является решение детьми системы учебных задач;

• учет следующих логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым:

— усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, а они

выводятся учениками из общего и абстрактного;

— основное содержание учебного материала усваивается школьниками в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми и значимыми;

— в процессе обучения учащиеся должны научиться обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;

— выявленное отношение школьники воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в «чистом виде»;

— к концу начального обучения дети должны научиться конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе

частных знаний о нем, научиться осуществлять мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

Русский язык

• задача начального обучения русскому (родному) языку — формирование у детей умений читать и писать, а также различных речевых (коммуникативных) умений;

• в условиях УМК учебный курс призван обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых;

• предметом освоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделены система понятий, раскрывающая содержание

фонематического принципа письма, и опирающиеся на эти понятия способы осуществления орфографического действия;

• сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью;

• в первых трех классах в центре внимания учащихся находятся способы решения орфографических задач, а лингвистические понятия выступают лишь основанием этих способов. В четвертом классе на первый план

выступают лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа.

Методика формирования полноценного восприятия

литературных навыков и читательских умений

Современные программы и учебники.

Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература».

Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников.

В.П. Острогорский, В.И. Водовозов, МЛ. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Кудряшов и другие методисты определили составляющие (и критерии) литературного образования школьника. Назовем основные.

· Начитанность и связанная с ней культура чтения. Методически эти требования обеспечиваются расширением круга чтения детей, организацией полноценного восприятия произведения в единстве его образного, логического эмоционального содержания и формы, а также осознанным и технически правильным чтением.

· Освоение основ литературной науки; в начальной школе — представлений о произведении (автор, жанр, тема герои и их поступки, язык писателя и персонажей).

Изучение родного языка и постижение культуры речъ в начальной школе — воспитание внимания к художественному слову (богатству его значений и

эмоций), овладение учащимися типами речи и пониманием целесообразности употребления их в соответствующих ситуациях.

В литературном чтении для начальных классов различают под­готовительный и основной периоды. В первые два года акцентируется внимание на навыках чтения и устной речи учащихся; в последующие два года центром становится литературное произведение его законы и особенности как искусства слова.

Каковы ведущие принципы обучения, на которых строится литературное чтение в 3-4 классах?

Главный принцип — художественно-эстетический с привлечением жанрового и авторского.

Художественно-эстетический принцип характерен для отбора произведений — это классические произведения, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы, образцы народного творчества лучшие произведения русских и современных детских писателей произведения зарубежной детской литературы и отрывки и; «взрослой литературы», воспитывающие эстетический вкус детей.

Жанровый и авторский принципы предполагают многообразие жанров детской литературы, народного творчества, рассмотрение разножанровых произведений одного и того же автора. Например Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, рассказами-описаниями природы и животных, сказками, былинами, баснями, научно-популярными рассказами. Ряд авторов показан в качестве переводчиков.

Преимущественно соблюдается хронологическая последовательность предъявления авторов и жанров. Кроме того, произведение одного и того же жанра разных авторов рассматриваются в сравнении. Сравниваются по форме, содержанию и произведения одного и того же автора.

В программах также заложен эмоционально-эстетический принцип, предполагающий воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражающее человеческие переживания.

Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно обеспечить педагогические и методические условия для чтения. Главное условие — организация читательского окружения, наличие мате­риала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности.

Кроме того, читателю необходимы специальные читательские навыки. Они складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой.

Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих

понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «мини-литературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разбираться в мире детской литературы, испытывать удовольствие от чтения, осознанно читать, а также воспринимать и понимать художественное произведение.

Важнейшим условием литературного образования является освоение культуры речи, поэтому в программы и учебные материалы включают такие виды речевой деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Следует иметь в виду, что литературное чтение, как и любой другой учебный предмет в начальных классах, не может быть усвоен на неподготовленной почве. Такой почвой является прежде всего учебная деятельность. Если ученик не овладел умениями учиться — не знает задачи чтения и не может ее сам поставить, не обладает мотивацией учения и необходимыми для реализации учебной деятельности ориентировочными и исполнительскими действиями, не умеет контролировать себя, — он не сможет эффективно усваивать знания. Поэтому задача учителя — обеспечить средствами данного предмета общие умения учиться и на их основе сформировать предметные действия — умения, свойственные литературному чтению.

Важным условием успешности осуществления литературного чтения является комплекс читательских умений, в узком значении — умений читать и понимать фактическое, предметное содержание текста, в широком — его художественный смысл и подтекст. Эта образовательная линия должна вестись непрерывно все годы обучения в начальной школе — от чтения вслух, изучающего, или «равномерно-внимательного чтения» (Л.М. Шварц), до чтения молча (просмотрового и поискового) и, наконец, выразительного чтения.

Полноценным читателем нельзя стать без определенного уровня развития логического и образного мышления, обеспечивающего всестороннее восприятие литературного произведения. Преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у дет( 6-7 лет требует опоры на практические действия и игровые формы работы с текстом.

Минимальная начитанность, определенный круг чтения, знакомство с жанровым разнообразием литературы и народного творчества — предпосылки становления литературного чтения, обеспечение преемственности между начальным и средним звеном школы в отборе произведений для чтения, в их анализе, литературоведческих представлениях.

Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются опытом читателя и его умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту. Литература должна выполнять иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-либо понятию, теме. Она самоценна, и э присущую литературе ценность

читатель-ребенок должен постепенно осознать, обогатив свой духовный мир в процессе общения с произведением как искусством слова и детской книгой. То, что М.А. Рыбникова называла «обществоведческим чтением», кануло в вечность.

Итак, литературное чтение в начальных классах отличают следующие особенности:

· овладение чтением, техническими навыками наряду с развитием читательских умений в процессе работы с произведением и детской книгой;

· работа с текстом как речевой единицей и литературным произведением как искусством слова с его специфической структурой и жанровыми особенностями;

· одновременное постижение языка художественных произведений и развитие речи детей;

· работа с произведением и знакомство с детской книг как особым объектом изучения;

· различение художественного и научно-популярного произведений;

· формирование литературоведческих представлений обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, умение ориентироваться в мире книг;

· первоначальная интерпретация произведений в сочетании с творчеством учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребенка — это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и, конечно, удовольствие.

В связи с демократизацией общества и появлением различных типов школ — гимназий, школ с профильным обучением, лицеев с различным уклоном (гуманитарным, математическим др.) — стали разрабатываться различные авторские программы и учебники, в том числе для обучения чтению в начальной школе.

Общей для разных программ и учебников является тенденция сближения чтения с литературой. Неслучайно многие программы так и называются: «Литературное чтение» (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова; Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; О.В. Кубасова и др.), «Чтение и литература» (О.В. Джежелей); «Чтение и начальное литературное образование» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), «Литературное чтение и творчество» (Э.Э. Кац).

Но каждый из авторских коллективов в содержании программ и учебных книг

реализует свои подходы и принципы: художественно-эстетический; жанрово-тематический; литературно-эстетического развития школьника, организации диалога читателя и писателя (концепция М.М. Бахтина); эстетического

восприятия литературы как искусства слова; формирования мировоззрения учащихся; нравственно-эстетического воспитания; начального литературного развития.

В ряде учебников сочетаются принципы литературно-эстетического развития детей и деятельностного подхода к обучению, когда ученик выступает как субъект обучения, овладевая способами анализа литературного произведения, контролируя и оценивая свое продвижение к новым знаниям и умениям.

Как решаются эти проблемы в учебниках?

В учебниках нового поколения авторов (О.В. Джежелей, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, Т.С. Троицкой, Л.Е. Стрельцовой и НД.

Тамарченко, а также подготовленных научными коллективами Российской академии наук (РАО)) заметно просматривается линия литературного развития ребенка, воспитания полноценного читателя. Умело организовано общение ребенка с учителем, текстом произведения и книгой как диалог с писателем. Ученик становится активным участником этого творческого диалога, проявляет личностное отношение к читаемому, учится выразительно читать.

Анализ новых программ и учебников показал, что общим для всех авторов является стремление обогатить читательский опыт учащихся, ввести первоначальное представление о литературном произведении как исскустве слова. Каждый авторский коллектив в большей или меньшей степени воплощает принцип развития устной речи, решает с помощью отбора произведений нравственно-эстетические проблемы, развивает словесное творчество детей.

Так, Э.Э. Кац отводит значительное место творческим работам учащихся в связи с чтением литературных произведений. Различным преобразованиям литературных произведений и сочинительству детей уделяет большое внимание Т.С. Троицкая.

Творчеству и литературному развитию учащихся уделяется большое внимание в программных и учебных материалах Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. Их программа «Литературное образование. Азбука словесного искусства» дана в рамках гуманитарного образования России. Авторы, представляя литературу как вид искусства, вместе с тем максимально согласовывают категории литературоведческой науки с психолого-педагогическими особенностями процесса обучения читателей-детей, т. е. вводят понятия так, чтобы они были доступны начинающим читателям и усваивались детьми осознанно. На первой ступени обучения (1 класс) ребенок учится не только слушать, воспроизводить и разыгрывать текст, но и интерпретировать его, т. е. переходить от позиции «соавтора» к позиции читателя. На второй ступени (2 класс) дети начинают различать художественную, созданную автором, реальность и обыденную действительность, а в 3-4 классах знакомятся с мифологией,

рассматривают соотношение традиционного и художественного языка, расширяют представление об авторском вымысле. В процессе обучения самостоятельному истолкованию текстов учащиеся получают и специальные знания о литературе. Оригинально, на моделях, вводи понятие о сюжете, различных его вариантах. Рассматриваемая программа, бесспорно, развивает маленького читателя в литературном аспекте, но рассчитана на высококвалифицированного учителя.

В русле литературно-эстетического развития построено также содержание программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Авторы дают к своим учебным материалам подзаголовок «Литература как предмет эстетического цикла». В основу курса положена триада «автор — художественный текст — читатель» (концепция ММ. Бахтина).

Учащиеся

рассматривают текст то с авторской, то с читательской позиции, становятся то «критиками», то «теоретиками», постигающими законы литературного произведен! По мнению разработчиков программы, подобная организация учебной работы позволит решить две задачи: помочь ученикам, во-первых, понять произведение как авторский замысел, увидеть воссозданную в произведении картину мира глазами автора и, во-вторых, включить произведение в свой жизненный и культурный «контекст», т. е. выработать свою позицию — согласиться или не согласиться с автором, вступить с ним в диалог, увидеть условный мир писателя глазами читателя. Большое значение авторы учебников придают «вчитыванию» в текст, его интерпретации, Литературное произведение исследуется учениками и воспринимается как индивидуальное, личностное творение автора. Такой подход применительно к обучению в начальной школе осуществлен впервые.

Ценным в новых программах является обращение к форме произведения. Школу всегда критиковали за однобокий анализ художественного произведения: рассматривалось только его логическое содержание и как довесок — форма: сюжет, композиция, язык, авторская позиция, средства выразительности, их роль и место в изображении героев и событий, в воплощении авторской идеи. Теперь недостаток изживается. Усилено и внимание к эмоционально-образной стороне произведения — оно стало изучаться в единстве эмоционального, образного и логического содержания, в единстве ржания и формы.

Авторы новых учебников чтения выбирают различную их структуру. Так, книги О.В. Кубасовой построены по идейно-тематическому

принципу, преследуя цель формирования мировоззрения учащихся при рассмотрении нравственно-этических проблем литературных произведений. Тематический подход используют Г.М. Грехнева и К.Е. Корепова, заботясь прежде всего о речевом развитии учащихся с помощью родного слова.

Крупными жанровыми разделами представлены произведения в хронологии их создания в учебниках В.Г. Горецкого и других авторов, воплощающих художественно-эстетический принцип. Жанровые и авторские блоки составляют содержание литературного чтения в учебниках Л.А.

Ефросининой и М.И. Омороковой. Такая структура способствует пониманию специфики жанра произведений рассматриваемых в сопоставлении, сравнении их формы и содержания.

Основной педагогический лейтмотив учебных книг Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой — воспитание у детей интереса к чтению, литературе.

Особенностью ряда учебников является активное включение в учебный процесс детской книги как особого объекта учебной деятельности учащихся при изучении произведений разных авторов на уроке (О.В. Джежелей; Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова).

Кроме того, большинство авторов дополняют свои учебники рабочими тетрадями, задачниками, в которых организована практическая деятельность учащихся, формирующая их программные умения и навыки. О.В. Джежелей, например, предлагает практически совместить становление механизма чтения с началами литературного образования младших школьников.

Ряд учебников построен в русле деятельностного подхода к обучению и содержит способы действия, ориентировочные и исполнительские умения,

самоконтроль (О.В. Джежелей; Л.А. Ефроа и ММ. Оморокова; Т.Н. Кудина и З.Н. Новлянская и др.).

С целью выработки навыка чтения вводятся специальные тексты и упражнения (О.В. Джежелей; Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова; Т.С. Троицкая; ЕМ. Матвеева; О.В. Кубасова).

Общей тенденцией многих учебников является организация диалога читателя и писателя, комментарий и интерпретация произведения с читательских позиций. Диалог организуется с помощью целевых установок-обращений к ученику, помещенных в учебнике: «Обрати внимание», «Задумайся!», «Сообрази», «Перечитай, или введения литературных задач, ставящих читателя в позицию размышляющего (О.В. Джежелей), или прямой ненавязчивой с опорой на текст (ГМ. Кудина и З.Н. Новлянская).

Многие учебные книги составляют единую линию со средним звеном школы, являя собой первоначальный этап приобщения детей к литературе. Следует также заметить, что для учебных отобраны лучшие произведения русской и зарубежной классики, а также современной литературы.

Таким образом, авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать их учебную деятельность и предметные умения (навык чтения, первоначальный анализ художественных произведений в единстве их содержания и формы), а также обогатить речь учащихся.