Дневник производственной практики 2

Цель практики: овладение необходимыми навыками работы практического психолога в начальной школе.

Задачи: 1. Подобрать методики и разработать задания для проведения практических занятий. 2. Согласовать методики с руководителем практики для дальнейшего использования в практических целях. 3.Провести групповое занятие и на основании полученных результатов письменной формы опроса составить характеристику членов группы. 4. Составить психологический портрет трёх участников группы 5. Написать самоанализ. 6. Составить отчет о проведении практики. 7. Используемый в практических целях материал описать в приложении к практике.

Министерство образования и науки РФ

Филиал Казанского федерального университета

Факультета психологии и педагогики кафедра психологии

Работу выполнил(а):

студентка 183 группы

Т.А. Аристархова

Проверил:

доцент, кандидат

педагогических наук

А.Н. Панфилов

2014 Г.

Дата

Мероприятия, проводимые студентом

Психолого-педагогический анализ

Отметка руководителя практики

11.11.13 г.

Ознакомление с программой практики, разработка и утверждение индивидуального плана прохождения практики

Соотнесение плана работы с требованиями к отчетной документации.

12.11.13 г.

Изучение психолого-педагогической документации. Анализ документации.

Знакомство с документацией.

15.11.13 г.

Диагностика адаптации первоклассников

 Помощь детям в адаптации к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а так же сделать прогноз на дальнейшее развитие.

16.11.13 г.

Проведение социометрии

Выявление межличностных отношений в клас­се.

18. 11.13 г.

Подбор методик и тестов

Оценка уровня познавательной деятельности, оценка уровня школьной мотивации, отношение ребенка к школе.

20. 11.13 г.

Знакомство с классным руководителем 1 кл.

Посещение урока «Окружающий мир»

Составление схемы наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке.

21. 11.13 г.

Проведение методики «Что мне нравится в школе»

Оценивать уровень школьной мотивации.

Обработка и интерпретация результатов.

22. 11.13 г.

Проведение методики «Хорошо ли ребенку в школе»

Обработка и интерпретация результатов.

25. 11.13 г.

Подбор материала и подготовка к воспитательному мероприятию.

Обсуждение с кл. руководителем 1 кл. темы проведения мероприятия.

26. 11.13 г.

Проведение теста «Кругозор»

Определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

Обработка и интерпретация результатов.

27.11.2013

Проведение воспитательного мероприятия на тему «Добро и зло на Земле»

Определение добра и зла и их влияние на человека.

28. 11.13 г.

Составление характеристики на учащихся

Составление характеристик на основе наблюдения и проведения методик.

29. 11.13 г.

Проведение методики «Психогеометрическая характеристика личности С.Делингер»

Характеристика личных качеств и особенностей поведения испытуемого. Обработка и интерпретация результатов.

2.12.13 г.

Подготовка и оформление отчетной документации и дневника по практике

Выводы и заключение.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

Учителя и учащихся на уроке

Байрышева Ольга Алексеевна – учитель начальных классов со стажем 28 лет.

В 2013-2014 учебном году перешла на обучение по новым стандартам федерального образовательного государственного стандарта (ФГОС).

1 класс – 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочки.

Урок «Окружающий мир». Тема: «Птицы».

Урок начался с ознакомления темы. Учащиеся позитивно, с увлечением слушают учителя. По ходу всего урока используются современные информационные технологии (интерактивная доска).

Дети с интересом смотрят предоставленный материал и работают в рабочих тетрадях.

На все вопросы учителя дети отвечают. Ответы не всех учеников бывают правильными, учитель поправляет их.

Не все первоклассники усидчивы и спокойны, во время урока разговаривают не по теме, поэтому учитель проводит физкультминутку и продолжает урок.

Учитель сдержанный, терпеливый, но иногда повышает голос с целью изменения поведения ученика на уроке.

 

 

Тест «Кругозор» (оценка уровня развития познавательной деятельности)

Для детей 6-7 лет

 

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

 

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

 2. Назови фамилию, отчество родителей.

 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

 4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

 6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

 7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

 8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

 9. Кем работают твои родители?

 10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

 11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

 12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

 13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

 14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

 15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

 16. Ты сам хочешь пойти в школу?

 17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

 18. Каких животных ты знаешь? 

19. Каких птиц ты знаешь?

 20. Кто больше, корова или коза?

 21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

 22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

 СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17

 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19

 СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22

 ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

 

ОЦЕНКА:

 Вопросы оцениваются следующим образом, каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

 Отдельно оцениваются следующие вопросы:

 • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

 • 8 вопрос – полный домашний адрес — 3 балла

 • 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики – 1 балл

 • 16 вопрос — положительный ответ – 1 балл

 • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла

 • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

 Высокий уровень – 24-29 баллов

 Средний уровень – 20-23,5 балла

 Низкий уровень – от 19,5 и ниже

 

Обратите внимание, какие группы вопросов вызывают у ребенка затруднения, и в дальнейшем постарайтесь ликвидировать пробелы в развитии вашего ребенка.

Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)

Несоответствие рисунков теме указывает на:  а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее); б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать); в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

Такие ситуации оцениваются 0 баллов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей? 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

 

Анкета «Хорошо ли ребёнку в школе?»

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет). 

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

3.   Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

4.  Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

5.    Очень хочется отдохнуть.

6.   Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

7.     Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

8.     Я всегда боюсь отвечать у доски.

9.     Мои одноклассники с уважением относятся ко мне. 

10.  Часто на уроках я чувствую, что устал.

11.    Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

12.     В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

13.     Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

14.     Я точно знаю, что мои родители любят меня.

15.     Мне часто кажется, что я болен.

16.     Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

17.     Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

18.     Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

19.      Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

20.    Я думаю, что плохо вижу.

21.   Мне интересно в школе.

22.   Мне очень нравятся ребята в моем классе.

23.   Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

24.   Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

25.   Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ к анкете

Шкала1

1.+

6.-

11.-

16.-

21.+

Шкала 2

2.-

7.-

12.-

17.-

22.+

Шкала3

3.-

8.-

13.-

18.-

23.-

Шкала4

4.+

9.+

14.+

19.-

24.-

Шкала5

5.-

10.-

15.-

20.-

25.+

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале – З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

1  шкала — удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2  шкала —  дружеские отношения в классе,

3  шкала — тревожность, связанная с учебным процессом.

4  шкала — самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

5  шкала —  самочувствие, состояние здоровья.

Психогеометрическая характеристика личности С.Делингер (в адаптации А.А.Алексеева, Л.А.Громовой)

Цель: дать характеристику личных качеств и особенностей поведения испытуемого. Описание методики: стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают почувствовать свою форму и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: это — Я (или ту, которая первой привлекла внимание).

Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это — Я ! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами .  Интерпритация: Первая фигура является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности. 1. Квадраты — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. 2. Прямоугольники — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. 3. Треугольники — люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. 4. Зигзаги — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. 5. Круги — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.

Интерпретация оценки уровня развития познавательной деятельности: у большинства учащихся в классе высокий уровень познавательной деятельности. Многие дети не знают отчество своих родителей, кем работают родители, путают завтрак, обед и ужин. Но есть дети которые почти полностью ответили на все вопросы. Так же один учащийся со средним уровнем познавательной деятельности и один совсем никак не реагирует на вопросы (необучаемый ребенок, т.е. все дети во II четверти уже умеют писать и читать, а этот не поддается обучению).

Интерпретация уровня школьной мотивации: ответив на 10 вопросов учащиеся в основном набрали 15 баллов, что указывает на внешнюю мотивацию.

На методику «Что мне нравится в школе» некоторые дети рисуют игрушки, а некоторые то как они занимаются на уроке физкультуры. Есть и те, которые нарисовали книги. Этим они объяснили, что любят ходить в библиотеку и читать сказки. Отсюда видно, что у многих детей отсутствует школьная мотивация, заметно преобладание игровой деятельности над учебной.

Интерпретация психогеометрическая характеристика личности: первой фигурой дети выбирали круг, квадрат и треугольник. Видно, что ребята доброжелательные, трудолюбивые, усердные. Есть дети которые стремятся быть лидерами и у некоторых это получается.