П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. Задание к зачету или экзамену

Задание к зачету или экзамену

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)

1. Понятие мировоззрения и его структура.

2. Особенности развития русской философии.

3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.

4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.

5. Типы мировоззрения.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

7. Мифология и мифологическое мировоззрение.

8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.

9. Специфика религиозного мировоззрения.

10.Д.Юм и И. Кант о границах и возможностях человеческого познания.

11.Особенности философского мировоззрения.

12.Теория познания И.Канта.

13.Предмет философии и ее основные задачи.

14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).

15.Структура и функции философии.

16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).

17.Природа философского знания.

18.Особенности философии эпохи возрождения.

19.Философия и ее роль в обществе.

20."Реализм" и «Номинализм».

21.Характеристика основных направлений в философии.

22.Философские взгляды Пьера Абеляра.

23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в

различных философских системах.

24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26. Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27. Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира.

28.Философские взгляды Аристотеля.

29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др.

30.Философия Платона.

31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.

32.Жизнь и творчество Сократа.

33.Становление философии и основные этапы ее развития.

34.Философия Демокрита.

35.Категория бытия, ее смысл и специфика.

36.Особенности античной философии

37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук.

38. Философская концепция К. Маркса.

39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи.

13 стр., 6059 слов

Теория философии * Философская антропология

... В XIX в. отчуждению придан универсально-философский смысл. В философии под отчуждением понимается превращение деятельности человека ... Просвещения породила культ «автономного человека». Человек, согласно данному мировоззрению, – природное существо. Его сознание, душа – все ... индивида, это самоценная внутренняя жизнь человека,его психологическая особенность. Личность, персона (лат. persona – маска, роль ...

40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

41.Всеобщие формы бытия материи.

42.Соотношение системы и метода философии Гегеля.

43.Характерные особенности концептуального, реального и

перцептуального подходов к пространству и времени.

44.Основные направления западноевропейской философии XIX — XX вв. 45. Решение проблемы соотношения материи и сознания различными

философскими направлениями.

46. Достоинства и недостатки марксистской философии.

47.Эмоционально — чувственная и познавательно-интеллектуальная

подсистема мировоззрения.

48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.

49.Движение как способ существования материи, пространство и время

как формы бытия материи.

50.Функции мифа.

51.Сознание и высшие формы психической деятельности — мышление,

память, воля, эмоции.

52. Природное и социальное в человеке.

53. Личность и общество.

54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.

55. Структура философского знания. Философия и философские науки.

56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.

57. Предмет и методы философии.

58. Особенности и основные школы античной философии.

59. Основные этапы развития средневековой философии. «Реализм» и «Номинализм»

60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.

61. Индукция и дедукция как методы научного познания.

62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.

63. Периодизация Отечественной философии.

64. Современные представления о материи и ее атрибутах.

65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.

66. Основные уровни организации материи.

67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.

68. Единство материи и движения, основные формы движения.

69. Понятие закона. Общие и специфические законы.

70. Основные факторы становления и развития сознания.

15 стр., 7251 слов

1.​ Одной из основных философских проблем — проблема свободы воли. Как и.М. Сеченов объяснял волевые процессы? Считал ли он человека свободным?

... Итак, Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания: 1. Внимание как результат двигательного ... «осознающего», коим может стать современный человек. Основной рекомендацией по общению и взаимодействию современных психологов ... поздней взрослости связаны с геронтогенезом, процессом старения. Основная деятельность в период поздней зрелости – трудовая деятельность ...

71. Принципы, законы и категории диалектики.

72. Структура сознания, ее основные элементы.

73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

74. Источники и движущие силы развития общества.

75. Чувственные и рациональные формы познания.

76. Социальная структура общества.

77. Формационная концепция развития общества.

78. Структура общественно-экономической формации.

79. Формы научного познания.

80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.

Темы рефератов

1. Философия как наука: предмет, структура, функции.

2. Мировоззрение и его структура.

3. Философия как тип мировоззрения.

4. Ортодоксальная философия Древней Индии.

5. Философские основания буддизма.

6. Философские взгляды Конфуция.

7. Античная философия: основные школы и течения.

8. Философия Сократа.

9. Философские взгляды Платона. .

10. Философия Аристотеля.

11. Философия поздней античности.

12. Гуманизм философии Возрождения.

13. Философия воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

14. Учение Ф. Бэкона о познании.

15. Дуализм философии Р. Декарта.

16. Понятие субстанции в философии нового времени.

17. Проблема метода в философии нового времени.

18. Проблема человека в философии Просвещения.

19. Субъективно-идеалистическая философия нового времени.

20. Философия марксизма и современность.

21. Проблема метода в философии позитивизма.

22. Современный постпозитивизм.

23. Проблема свободы личности в иррациональной философии XIX века.

24. Философские воззрения Ф. Ницше.

25. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.

26. Герменевтика как методология социально-культурных исследований.

3 стр., 1020 слов

1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека

... творчества человека в современной философии. 44. Специфика социального познания: социальные закономерности и социальные отношения. 45. Соотношения личности и общества. Проблема свободы человека. 46. Духовная жизнь ... . 12. Философские идеи патристики. 13. Основные проблемы схоластической философии. 14. Основной принцип и философские учения в эпоху Возрождения. 15. Основной принцип и философские ...

27. Э. Фромм и его философская концепция.

28. Проблема соотношения веры и разума в современной религиозной философии.

29. Содержание категории бытия.

30. Современные философские концепции бытия.

31. Взаимосвязь основных форм бытия.

32. Развитие представлений о материи в истории философии.

33. Современная наука о строении и свойствах материи.

34. Категория «развитие» в философии.

35. Современные концепции развития.

36. Диалектика как учение о развитии.

37. Элементы диалектики.

38. Познание как вид духовной деятельности людей.

39. Философские концепции познания.

40. Познание как процесс отражения: история и современность.

41. Проблема истины в философии.

32. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее учет в деятельности юриста (экономиста).

42. К вопросу о критериях истины.

43. Преодоление заблуждения в познании.

44. Роль интуиции в познавательной деятельности экономиста (юриста).

45. Понятие общества и его структура.

46. Сущность и содержание общественных отношений.

47. Общество как система, взаимосвязь его элементов.

48. Проблема детерминизма в общественном развитии.

49. Источники и движущие силы общественного развития.

50. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.

51. Понятие сфер общественной жизни и методология их выделения.

52. Взаимосвязь сфер общественной жизни.

53. Сущность и содержание экономической сферы общественной жизни.

54. Способ производства материальных благ и его структуры.

55. Духовная сфера общественной жизни: сущность, структура, функции.

56. Взаимосвязь форм общественного сознания.

57. Социальная сфера, ее место в жизни общества.

58. Политическая сфера общественной жизни: сущность, содержание.

59. Сущность и содержание антропосоциогенеза.

60. Проблема человека в различных философских системах.

6 стр., 2987 слов

Статья по философии

... . Гуревич П.С. Философское толкование человека. М.-СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М ... ., 2014. 11. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. 12. Платон. Горгий // Творений велемудраго Платона, часть перьвая ...

61. Смысл жизни человека.

62. Проблема смерти и бессмертия человека.

63. Личность как социальное измерение человека.

64. Проблема соотношения личности и общества и ее решение в различных

философ­ских системах.

65. Личность и ее ценности.

66. Свобода и ответственность личности.

Контрольные тесты

Укажите правильный ответ и обоснуйте его:

1. Что такое философия?

а) итог всех существующих наук;

б) наука обо всем, что нас окружает;

в) учение о человеке в его отношении к миру;

г) наука о познании мира.

2. Является ли философия наукой?

а) да;

б) нет;

в) больше да, чем нет;

г) больше нет, чем да.

3. Чем отличается философия от специальных наук?

а) не имеет собственного предмета исследования;

б) высказывает абсолютные истины;

в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;

г) не делает собственных открытий.

4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?

а) когда задумывается о прошлом и его уроках;

б) когда начинает думать о не понятном;

в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;

г) когда отвлекается от повседневных забот.

5. В чем состоит особенность, специфика философии?

а) рассматривает мир в целом;

б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;

в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;

г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.

6. Каково назначение философии?

а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;

б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;

в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;

г) не думать ни о чем.

7. Как философия соотносится со специальными науками?

а) сливается с ними;

б) отрывается от них;

в) является для них наиболее общей теорией и методом;

г) никакого отношения к ним не имеет.

8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например, Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?

3 стр., 1429 слов

Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности

... внешней и внутренней установок человека к миру. В связи с этим важными задачами философии в разработке мировоззрения новой ... поиском нетрадиционных подходов к новым моделям видения мира, человека и способов их изучения. Они требуют философского ... выразить более полное знание о мире с учетом исследований внетелесного опыта; переосмысление взаимосвязи категорий «материя» и «сознание», «пространство» ...

а) обладают даром предвидения;

б) знают тайны мышления;

в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;

г) имеют гениальные способности.

9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?

а) так провозгласили те, кому это выгодно;

б) в силу недостатков старых философских учений;

в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;

г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.

10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?

а) является самым широким вопросом в мире;

б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;

в) выделяет самое главное в мире;

г) никто не знает, как на него отвечать.

11. Что такое материализм?

а) учение о реальном существовании мира;

б) учение о материальности сознания;

в) учение о первичности материи;

г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?

а) учение о непознаваемости мира;

б) фантастическое отражение действительности;

в) учение о первичности сознания;

г) учение о реальном существовании идей.

13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?

14. В чем корни материализма?

а) в повседневных наблюдениях людей;

б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;

в) в трудовой деятельности людей;

г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.

15. В чем корни идеализма?

а) в желании людей иметь дело только с идеями;

9 стр., 4148 слов

ЛИЧНОСТЬ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ

... своей жизнедеятельности. Внутренний духовный мир человека — это его сознание в самом широком смысле слова; внешний духовный мир, общий для всех людей,— это культура, созданная всем ... в. заметно гуманитаризировалась. Сохраняя свой взгляд на человека как на порождение и вершину эволюции материи, как на элемент природы, она отказалась от ...

б) в отделении умственного труда от физического;

в) в сложности и противоречивости процесса познания;

г) в разделении общества на противоположные классы.

16. В чем состоит опровержение агностицизма?

а) в догадливости людей;

б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;

в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;

г) в способности людей предвидеть ход событий.

17. В чем состоит значение философии?

а) в созерцании мира;

б) в обобщении данных специальных наук;

в) в активном содействии преобразованию мира;

г) в выработке стиля мыслящих людей.

18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?

а) философия надежно ориентирует человека в мире;

б) философия дает обоснованные методы мышления;

в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;

г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.

19. В чем состоит коварство освоения философии?

а) создает иллюзию легкости познания мира;

б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;

в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;

г) уводит человека от практики повседневной жизни.

20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?

а) легче мыслить;

б) уйти от обыденности и повседневности;

в) чтобы проникать в суть происходящего;

г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.

21. В чем состоит методологическое значение философии?

а) она учит рассматривать мир упрощенно;

б) обеспечивает экономию мышления;

в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;

г) учит логике мышления и организованности действий.

22. В чем состоит воспитательная функция философии?

а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;

б) дает теории воспитания подрастающего поколения;

в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;

г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом» (И.Кант).

23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?

а) дает готовые ответы на любые проблемы;

б) дает основное направление в осмыслении проблем;

в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;

г) дает общую ориентировку в мире.

П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

1. Почему вокруг материи шли и продолжают идти философские споры?

2. Каков способ философского определения материи? Выберите правильный ответ:

а) подведение данного понятия под более широкое;

б) сопоставление с другим столь же широким понятием;

в) выведение из основного вопроса философии;

г) перечисление свойств.

3. В чем вы усматриваете сущность материи?

а) объективная реальность,

б) вещественность,

в) атомарность.

4.Материалъны ли:

а) свет и тень,

б) вещество и антивещество,

в) поле и вакуум,

г) энергия и информация,

д) общение и власть,

е) так называемые «первичные» качества вещей (протяженность, геометрическая форма, плотность и т. д.) и «вторичные», «чувственные» (цвет, запах, вкус)?

5.Можно ли сказать, что материя состоит из вещей или что вещи, состоят из материи?

6. Для каких философских направлений характерны следующие высказывания:

а) «существовать значит быть воспринимаемым»;

б) «материя — есть постоянная возможность восприятия»;

в) «материя — это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях Богом»?

7. Выразите ваше отношение к утверждению: «Последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием… Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального, глубоко отличный от него мир электромагнитный» (Уемов Н.А.)

8. «В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части» (М. В. Ломоносов)

Какому этапу в эволюции понятия материи соответствует этот взгляд?

9. Дайте оценку определения материи: «Материя не является косной субстанцией, как это обычно допускается. Сила притяжения или отталкивания необходимо связана с ее подлинным существом, и ни одна ее часть непроницаема для другой части. Поэтому я определяю материю как субстанцию, обладающую свойством протяженности и силой притяжения или отталкивания «(Д. Пристли).

10. Проанализируйте следующее высказывание: «Атомная энергия разоблачила пустоту материализма, и бедняги-коммунисты, верившие в материальность мира, утратили твердую почву под ногами. Если Бог захочет, он сможет превратить любое количество вещества на Земле в пылающую энергию, ибо все ядра атомов представляют собой твердую энергию, и поэтому материя может превращаться в огонь «(ФМароен).

11. Как вы относитесь к утверждению, что современная физика доказала уничтожимостъ материи, а предметом физики служит совокупность математических отношений? Аргументируйте свою точку зрения.

12. Дайте оценку следующему высказыванию: «Масса есть только форма энергии, и нет основания думать, что материя не может раствориться в других формах энергии. Не материя, а энергия является основоположной в физике» Рассел Б.).

13. Различаете ли вы понятия «материя», «реальность», «бытие»?

14. Достаточно ли просто продолжения физики для того, чтобы

получить метафизику?

15. Возможно ли существование:

а) материи без движения;

б) движения без материи?

Обоснуйте ответ.

16. Какая форма движения материи является главной в работе компьютера?

17.Означает ли несводимость высших форм движения к низшим недопустимость применения, например, физических методов про изучение химических объектов, химических методов — при изучении биологических объектов и т. д.

18. Взаимосвязаны ли однонаправленность времени, причинно-следственная связь явлений и конечность скорости распространения физических взаимодействий?

19. Являются ли пространство и время особыми, самостоятельными физическими реальностями?

20. Как вы понимаете пространство:

а) система мест, занимаемых телами;

б) априорная форма созерцания;

в) форма бытия материи, выражающая протяженность и структурность материальных систем;

г) условие бытия материи.

21. Оцените следующие суждения:

а) пространство и время — способы, которыми мы воспринимаем вещи и упорядочиваем их «одна подле другой', «одна вслед за другой»;

б) пространство и время — всеобщие формы бытия материи;

в) пространство и время — не простые формы бытия, а его коренные условия;

г) пространство и время — формы социального согласования опыта различных людей.

22.Можете ли вы обрисовать тот образ бесконечности, который сложится лично у вас? Что вам известно о том, как этот образ представляют:

а) современный физик,

б) философ,

в) математик?

23.В чем заключается единство мира? Выберите правильный ответ:

а) единство мира заключается в его бытии;

б) единство мира заключается в его материальности;

в) единство мира заключается в единстве сознания;

г) единство мира вносится в него объемлющей его единой мыслью;

д) мир как единое целое конструируется познающим сознанием.

24. Из чего вы выводите единство мира? Это:

а) возникновение из единой материальной элементарной первоосновы;

б) подчинение единым математическим законам и числам;

в) порождение вечных и неподвижных идей;

г) конструирование из материальных атомов;

д) единое творение бога.

III. КАТЕГОРИЯ СОЗНАНИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ

ФИЛОСОФИИ

1."Уже с того весьма отдаленного времени, — пишет Энгельс, -… люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти…"

Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

Можно ли поставить знак равенства между понятиями «душа» и «человеческое сознание»?

Что такое психофизический параллелиум? Покажите его несостоятельность с точки зрения современной науки.

2. Наше сознание, мышление, как бы ни казались они сверхчувствительными, являются продуктом вещественного, телесного организма — мозга.

Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?

Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?

На каком основании психофизический параллелиум отрицает связь психики с мозгом?

Согласны ли Вы с утверждением о том, что:

«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Если сознание не материя, не тело, то что же это такое? В чем с точки зрения материализма, проявляется зависимость (вторичностъ) сознания от материи?

К чему сводились упреки идеализма в адрес метафизического материализма в связи с его трактовкой сознания?

3. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Является ли идеальное особой субстанцией? В чем сходство и в чем различие идеального образа и отображаемого материального предмета?

Каков характер преобразований материального в человеческой голове?

4. «…Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, -пишет Ф. Энгельс, — является … изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу».

Чем отличается труд человека от целесообразной по форме деятельности животных и насекомых?

Назовите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных.

В каком смысле идеальное предшествует материальному процессу труда?

5. «Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи. Существование материи не зависит от ощущения. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».

Как обосновывали материалисты первичность материи и вторичностъ сознания?

В каком смысле ощущение и мысль можно рассматривать как «продукт материи»? В каких формах существуют эти «продукты материи»?

6. «В фундаменте самого здания материя можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Логично предположить, что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением свойства отражения.

Что такое отражение как универсальное свойство материи? В чем сходство способности ощущения, присущей живым организмам, со свойством отражения, присущим всей материи?

Является ли общественное сознание отображением реального процесса жизни каждого отдельного человека или всей совокупности взаимоотношений людей в обществе?

Может ли сознание отдельного человека отобразить всю совокупность взаимоотношений людей в обществе?

Что такое общественное сознание и чем оно отличается от сознания отдельного индивида?

Можно ли отождествлять понятия «общественное мнение» и «общественное сознание?

Верно ли следующее утверждение?

7. «Мысли экономически господствующего социального слоя являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила».

Означает ли это, что представители различных социальных слоев, групп и классов имеют не свое, а чужое иное сознание (сознание господствующего класса)?

Каким образом (каким путем) господствующий класс навязывает свое сознание обществу?

Почему не господствующий социальный слой общества принимает идеи господствующего социального слоя?

Каким образом становится возможной критика господствующего в обществе сознания?

IV. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

1. Диалектика как система принципов, законов, категорий:

а) дайте краткую характеристику системы материалистической диалектики;

б) докажите, в каком соотношении находятся понятия: объективная диалектика, субъективная диалектика, стихийная диалектика, диалектика как наука;

в) тождественны ли понятия «диалектический материализм» и «материалистическая диалектика»?

2. Была ли диалектика Гегеля наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления?

3. Почему метафизика утратила свое положительное значение к концу XVIII — началу XI в.

а) раскройте это положение на фактах современного научного познания и покажите, что метафизический метод мышления приводит в современных условиях к субъективизму и его разновидности — догматизму;

б) что общего и в чем отличие законов диалектики от законов других наук?

4. Проанализируйте следующее суждение: «Материалистическая диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материй»,

а) если диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, то какие есть еще учения о развитии;

б) почему именно диалектике, а не какому-либо другому учению о развитии, присущи названные признаки;

в) раскройте единство диалектики и частных наук.

5. Какое место занимает закон взаимного перехода количественных в качественные изменения среди других законов диалектики?

а) с какой стороны он характеризует развитие;

б) чем отличается философское понятие качества от обыденного;

в) можно ли отождествлять качество и вещь;

г) поясните, что означает вывод: вещи обладают бесконечно многими качествами;

д) сопоставьте понятия: «многокачественность вещей», «свойства вещей».

6. Выделите правильные утверждения:

а) любое количественное изменение приводит к качественным изменениям;

б) скачок означает разрыв естественных связей вещей;

в) скачок — это общий способ перерыва постепенности качественных изменений;

г) скачок — ансамбль в развитии;

д) развитие всегда эволюционно.

е) переход к новому качеству происходит на определенном этапе
количественных изменений.

7. Покажите на примерах своей специальности, какое значение имеет категория «мера» для практической деятельности? В связи с этим поясните как вы понимаете путь познания меры:

а) непосредственная мера (явление как отдельные собственные законы развития);

б) системная мера (явление как элементы системы, законы родовой сущности);

в) реальная мера (единство собственных законов явления, законов его родовой сущности с конкретными условиями существования).

8. Говорят, тьма есть отсутствие света. Но в чистом свете можно видеть столько же мало, как и в чистой тьме"

Действие какого закона диалектики отражает это высказывание?

9. Укажите правильное определение:

а) противоречие — это отношение единства и борьбы;

б) противоречие — это взаимоисключение противоположностей;

в) противоречие — это отношение тождества и различия;

г) противоречие — это недостатки, плохие явления и т. д.

10.Действует ли закон отрицания в следующих процессах:

а) вода — пар — вода (в процессе дистилляции);

б) соль — вода (в которой растворена соль);

в) соль (после испарения воды).

11. Объясните:

а) что означает единство противоположностей и какова сущность борьбы противоположностей;

б) в чем смысл аналогии абсолютности борьбы взаимоисключающих противоположностей и абсолютности движения и развития материи;

в) одинаково ли значение сторон противоречия?

12. Какие утверждения являются правильными?

Живая клетка:

а) в каждое данное мгновение та же самая и одновременно — иная;

б) в каждое данное мгновение та же самая, в другое мгновение — иная;

в) на протяжении всего своего существования обладает одним и тем же качеством;

г) на протяжении всего своего существования не обладает одним в тем же качеством.

V. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

1. Являются ли гносеологическими корнями идеализма следующие причины? Аргументируйте свой ответ:

а) преувеличение, абсолютизация той или иной стороны познания;

б) отрыв всеобщего от единичного и превращение понятия в самостоятельную сущность;

в) невозможность полного познания мира;

г) способность человеческого сознания создавать произвольные, фантастические образы.

2. Согласны ли Вы со следующим взглядом:

«Природы внутреннюю суть

Познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой"? (Гете) Аргументируйте свой ответ,

3. К какому философскому направлению относится следующее высказывание: «Целью всякой науки, будь то естествознание или психология, является согласование между собой наших ощущений и сведение их в логическую систему».

4. Какое из этих высказываний является правильным?

а) Опыт — результат воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств человека,

б) человек в своем опыте не выходит за пределы внутреннего мира (ощущений, переживаний и т. д.).

5. Верна ли применительно к науке следующая формула:

практика = эксперимент?

6. Относится ли к практике научный эксперимент?

7. Чем отличается марксистское понимание практики от прагматического?

8.Дайте оценку и анализ следующему высказыванию: «Практика без теории слепа, теория без практики безжизненна».

9.Любое ли взаимодействие включает в себя отражение?

10.Может ли метафизическое мышление правильно отражать объективную реальность?

11. Является ли информацией любой результат отражения?

12.Как понять положение В.И.Ленина о том, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какое бы то ни было человеческое представление, в чем же тогда состоит роль практики в качестве критерия объективной истины?

13.Чем определяется познавательная деятельность человека?

14.В чем состоит противоречивость процесса познания?

15. Какова природа познания и существуют ли пределы познания?

16.Как Вы понимаете следующее положение: «всему познанию человека вообще свойственна диалектика»?

17.Почему логика совпадает с теорией познания и почему теория познания выступает как диалектический процесс?

18.Является ли практика единственным критерием истины?

19.Представитель какого философского направления даетследующее определение истины: «Истина есть идеологическая формачеловеческого опыта»?

20. Выберите правильное высказывание:

а) метафизического материализма;

б) диалектического материализма;

в) объективного идеализма;

г) субъективного идеализма.

21.На чем основан агностицизм Юма и Канта?

22.Как Вы понимаете следующее высказывание: «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха».

23.Какой метод мышления критикует Гегель: «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить… Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, некое внутри самого себя различное и противоположное «?

24. Выберите правильное высказывание:

а) абстракция есть мысленное сосредоточение внимания на чем-либо;

б) абстракция есть отражение предмета как объективно независимого от определенных, явлений;

в) абстракция есть мысленное отвлечение от того, от чего удобно отвлечься.

25. Укажите правильный ответ и обоснуйте его:

а) восхождение от абстрактного к конкретному является методом решения частных проблем;

б) восхождение от абстрактного к конкретному является способом построения научной теории.

26. Можно ли в научном познании пользоваться только логическими методами?

27. Выберите правильный ответ на вопрос:

«Что такое научный метод? «:

а) практическое применение знаний;

б) вообще любое научное положение;

в) совокупность приемов и способов практического и теоретического освоения действительности.

28. Дайте философский анализ и оценку следующих высказываний о диалектике как всеобщем методе:

а) диалектика как всеобщий метод познания подменяет собой специальные методы исследования;

б) диалектика не подменяет собой специальные методы исследования, она в каждой науке выявляет всеобщие принципы и дает знание о целом, знание о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, которые являются в то же время и законами познания мира.

29. Какие из следующих методов познания являются общими?

а) Сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные и генетические методы в геологии.

б) Метод дедукции, индуктивно-вероятностный, анализ и синтез, метод моделирования, наблюдения, эксперимента.

30. Выберите верное суждение:

а) в процессе построения научных знаний всеобщий, общий и частные методы не взаимодействуют и не образуют единое целое;

б) функционирование в любой науке методов различного уровня общности выражает диалектику всеобщего, особенного и отдельного.

31. Проанализируйте эти положения с точки зрения сущностной природы мышления и выберите правильное:

а) диалектически мыслит только тот ученый, который изучил диалектику;

б) диалектика — это неотъемлемое свойство всякого творческого мышления, хотя и проявляющееся у людей в разной степени.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector