Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?

Лекция 3

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, способы решения научно-исследовательских задач.

Методы педагогического исследования – это способы, пути изучения эффективности учебно-воспитательного процесса. С их помощью педагог получает новые возможности для повышения эффективности своей деятельности. При этом нужно отметить, что ни один метод не может дать исчерпывающего объяснения какому-либо педагогическому явлению. Каждый метод имеет границы своего применения.

Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.

Методологическая платформа исследования педагогической действительности — теория познания (гносеология).

Общий метод научного познания выполняет направляющую функцию.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Характерная черта педагогических процессов — неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов ...

Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом — многократно увеличив число наблюдений. Выводы должны формироваться не иначе как в усредненной, обобщенной форме.

Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.

При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы.

Принципы психолого-педагогического исследования:

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!». Любое исследование должно помочь развитию личности, а не тормозить его. Нужно верить в будущее человека. Результат предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности человека находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность – не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность человека.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.

Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Метод педагогического наблюдения – это специально организованное исследователем восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Наблюдать можно деятельность коллектива и отдельных личностей во время учебной и трудовой деятельности, в различных ситуациях общения и т.д. Исследователь может быть и непосредственно включенным в учебно-воспитательный процесс (включенное наблюдение).

Наблюдение должно иметь четкую целевую установку. От обыденного наблюдения оно отличается тем, что его результаты требуют теоретического объяснения. Результаты наблюдения фиксируются и накапливаются в дневнике.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?)
  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)
  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?)
  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?)
  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Предлагаем форму для фиксирования наблюдений (таблица ).

Таблица

Дата

Цели наблюдения

Описание ситуации, в которой наблюдается объект

Выводы

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течении ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становиться членом исследуемой группы).

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:

  • длительным;
  • систематическим;
  • разносторонним;
  • объективным;
  • массовым.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперемент.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Анализ документов. В качестве документов в педагогических исследованиях выступает информация, зафиксированная на бумаге, а также в виде магнитофонных записей, фото- и кинопленок, фотографий, видеозаписей и т.д. Документы, характеризующие отдельного человека, называются личными. К ним относятся характеристики, формуляры, анкеты, сочинения, дневники и т.д. Документы, не характеризующие отдельную личность, называются безличными. Это статистические таблицы, суммарные сведения и т.д.

В целях получения более объективной информации о личности учащегося широко используется метод независимых характеристик, при котором оценку личностных качеств учащегося дает группа независимых экспертов. В школе в качестве экспертов могут выступать учителя, классные руководители, актив класса и т.д.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому этот метод нередко называют историческим.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Анализ «продуктов деятельности» учащихся. В качестве продуктов деятельности выступают рисунки, поделки, сочинения и др. Это может быть и нематериальный результат, например, организованный и проведенный учащимся вечер или спортивное мероприятие.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Опросные методы.

Опросные методы предусматривают прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объктивируются свойственные ему психологические явления. Наиболее распространенными методами психолого-педагогических исследований являются устные или письменные опросы. К ним относятся: беседы, сбор анамнеза, интервью, вопросники и анкеты.

Беседа диалог по заранее составленной программе. Вопросы (вопросы в лоб, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность) планируются заранее, а ответы фиксируются в дневнике в виде таблицы .

Таблица

Дата

Вопросы

Ответы

Выводы

Беседы — традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Анамнез (от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Интервьюирование. Этот метод более локален по сравнению с беседой. В данном случае задается тема для изучения мнения испытуемого по какому-то вопросу.

Педагогическое анкетирование.

Анкетирование — метод сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяют различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.

При составлении анкеты необходимо избегать типичных ошибок, значительно снижающих ценность полученных результатов. Составитель анкеты должен

  • избегать скрытых подсказок, подталкивающих к желаемому ответу;
  • добиваться цельности анкеты, её внутренней логической связи; научная ценность информации, полученной на основании случайных, разбросанных вопросов, сомнительна;
  • избегать большого числа закрытых вопросов: это снижает возможность качественного анализа суждений, отношений, мотивировок и т.д.;
  • если более 5-7% учащихся на тот или иной вопрос анкеты отвечают «не знаю», «не понял», то это означает, что вопрос поставлен неправильно.

Что такое и какие бывают педагогические эксперименты?

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент это специально организованный педагогический опыт. Исследователь «внедряется» в ход педагогического процесса, изменяет его, создавая специальные условия. Для студента- исследователя наиболее приемлемы мини-эксперименты. Это может быть, например, создание таких ситуаций, когда изучаемый вынужден проявить свое отношение к товарищам, к порученному делу, когда он поставлен в ситуацию интеллектуального или нравственного выбора и т.д. В процессе подготовки и проведения педагогического эксперимента перед исследователем стоят две задачи. Первая – диагностика и фиксирование результатов экспериментальной работы, вторая – учет воспитательного воздействия самого эксперимента. При планировании педагогического эксперимента должны быть четко сформулированы его цели и задачи, определены условия проведения и время, учтены исходный уровень воспитанности и обученности изучаемых, структура их межличностных взаимоотношений. Педагогический эксперимент должен быть направлен не только на исследование каких-то явлений и ситуаций, но и на решение педагогических проблем и задач.

Педагогический эксперимент может охватывать группу человек, класс, студенческую группу, рабочий коллектив, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительные или краткосрочные в зависимости от темы и цели.

Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос, или в случае, если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование – метод целенаправленного обследования испытуемых на основании психолого-педагогических тестов.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Какие существуют методы изучения коллективных явлений?

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование).

Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Социометрические методы служат средствами изучения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры хорошо знают друг друга. Социометрическим критерием для определения характера взаимоотношений в коллективе, а также коэффициентов его сплоченности/раздробленности, социометрического индекса личности (следовательно, определении позиции «лидера», «аутсайдера») служат задания-вопросы для учащихся. Примеры вопросов для определения взаимоотношений в процессе учебной деятельности: «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой?», «С кем Вы стали бы выполнять совместное задание?» и т.д. Для определения степени контактов в коллективе во внеучебное время могут быть заданы следующие вопросы: «С кем бы Вы хотели отправиться в поход?», «С кем из товарищей Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?» и т.д. Важным для обработки результатов и составления наиболее полной картины межличностных отношений в коллективе является наличие не менее 2-3 выборов: на 1-м месте располагается наиболее предпочтительная кандидатура из учащихся данного коллектива, на 2-м и 3-м – по убыванию значимости. Во время опроса коллектив должен присутствовать в полном составе. Ответы должны быть подписаны. Для обработки полученных данных строим таблицу-матрицу, в которой содержится список учащихся в алфавитном порядке. Столбцов в таблице (таблица) столько, сколько учащихся в списке и в той же нумерации.

Таблица

Фамилия, имя

1

2

3

4

20

21

22

23

1

2

3

4

21

22

23

Антонов Михаил

Великанов Игорь

Григорьева Мария

Давыдов Арсений

Полянский Артем

Сотникова Вера

Уфимцева Ксения

I

II

II

I

III

I

II

II

I

III

I

I

III

I

III

III

III

II

II

III

II

Всего

3

3

4

3

2

2

2

2

В строке «Всего» подсчитываем, сколько раз выбран каждый ученик. Эти числа характеризуют статус каждого, кто участвовал в социометрическом исследовании.

Определить социометрический индекс личности в коллективе можно по формуле:

R+

S= —————,

N-1

где S – величина индекса (0≤S≤1), R+ – число выборов, N – число партнеров в коллективе.

Чем выше значение S, тем более приближается член коллектива к позиции лидера.

Для вычисления индекса групповой сплоченности используют формулу:

 R+

Сгр=————-,

1/2N(N-1)

где Сгр – величина индекса,  R+ – сумма взаимных выборов, N – число партнеров в коллективе.

Показатель сплоченной группы должен быть примерно равен 0,6-0,7.

Результаты социометрического исследования можно представить в виде схем.

Социограмма выбора класса

Какие используются количественные методы в педагогике?

Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию

данного качества.

Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основных градацииизмерительных шкал:

  • шкалы наименований (или номинальные);
  • шкалы порядка (или ранговые);
  • интервальные шкалы;
  • шкалы отношений.

Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации.

ПЕДАГОГИКА Лекция 3 — Стр 2

Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного процесса
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

16