Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу «психология»

1.Психология как наука. Объект, предмет, цели и задачи современной отечественной психологии. Структура, отрасли современной психологии, её связь с другими науками.

2. Методы психологического исследования.

3. Бихевиоризм.

4. Гештальтпсихология.

5. Психоанализ З. Фрейда.

6. Гуманистическая психология.

7. Рефлексология И.П. Павлова.

8.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

9. Теория деятельности. А.Н. Леонтьева.

10.Модусы человеческой реальности.

11.Понятие личности в отечественной психологии.

12. Система жизненных ценностей человека.

13.Психика, сознание и самосознание.

14.Самооценка, Я – концепция. 15.Направленность личности.

16. Способности.

17.Темперамент.

18.Характер. Акцентуации характера.

19. Мотивационно-потребностная сфера личности.

20.Эмоции и чувства.

21.Воля.

22.Психические состояния.

23.Внимание.

24.Ощущения и восприятие.

25.Память.

26.Воображение.

27.Мышление.

28.Речь.

29.Общение.

30.Социальная психология групп.

Задания для самостоятельной работы по систематизации материала лекций

Задание 1. Составьте таблицы по материалам лекции № 1- 3:

1.«Основные формы проявления психики»

2.«Этапы становления психологии как науки»

3.«Предмет изучения в различных психологических школах» (не менее 10)

Задание 2. Составьте схему, отражающую взаимосвязь основных психологических теорий.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

— Почему в ХХ — ХХI веках говорят о кризисе психологической науки?

— Какие тенденции в развитии психологической науки ученые отмечают в начале ХХI века?

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

— Напишите методы научного исследования (естественнонаучный подход):

— Перечислите гуманитарные методы научного исследования в психологии (гуманитарный подход):

— Перечислите методы практической психологии

Задание 4. По материалам лекции № 4 составьте схему «Психологическая структура деятельности» А.Н. Леонтьева

Задание 5. По материалам лекций № 5-6 заполните таблицы и составьте схемы:

1)«Психологическая структура сознания по В.П. Зинченко»

2)«Психический облик личности по С.Л. Рубинштейну»

3)«Динамическая функциональная психологическая структура личности

по К.К. Платонову»

4)«Трехмерная структура личности по А.В. Петровскому»

5)«Структура индивидуальности по К.К. Платонову»

Задание 6. По материалам лекции № 7 составьте схемы:

1.«Неврологическая концепция темперамента по И.П. Павлову»

2.«Способности по А.А. Бодалёву и В.В. Столину»

3.«Черты характера»

Задание 7. По материалам лекции № 8 составьте схемы:

«Глобальная «Я»-концепция»

«Пирамида человеческих потребностей по А. Маслоу»

Задание 8. Запишите формулу самооценки У. Джеймса.

Задание 9. По материалам лекции № 9 составьте схему, отражающую

классификацию малых групп.

Ответьте на вопрос:

— Каковы критерии выделения коллектива как малой группы?

Задание 10. Составьте словарь основных психологических терминов

Акме-развитие

активность

бессознательное

внимание

воображение

восприятие

действие

деятельность

душа

задатки

индивид

индивидуальность

интериоризация

личность

мотив

мышление

навык

направленность

общение

одаренность

операция

ощущения

память

поведение

понятие

потребность

представление

привычка

психика

рефлексия

речь

самооценка

самосознание

сознание

способности

субъект

суждение

темперамент

умение

умозаключение

универсум

характер

цель

человек

чувства

экстериоризация

эмоции

язык

Я-концепция

Темы семинаров и вопросы для обсуждения на практических занятиях

I. Вклад в отечественную психологию и.П. Павлова

Задание 1. Посетите с экскурсией Дом – музей академика И.П. Павлова.

Задание 2. Напишите эссе, ответив на следующие вопросы:

— Каковы были особенности воспитания детей в семье Павловых?

— Вклад кого из членов семьи был особенно значимым в воспитании Ивана Павлова как учёного?

— Каково Ваше мнение о роли открытий И.П. Павлова в области психологии?

Срок сдачи эссе – 3- 4 неделя сентября. Объём – не менее 2-х печатных листов формата А 4 с 14 размером шрифта Times New Roman через 1 — 1,5 интервала со всеми полями по 2 см. Ориентация книжная. Эссе может быть выполнено от руки разборчивым почерком.

Образец оформления титульного листа:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Кафедра общей психологии

Эссе по психологии

Вклад И.П. Павлова в психологию

Работа выполнена студентом 1 курса

Экономического факультета группы Н11

Петровым Владимиром Владиславовичем

Научный руководитель — доцент

Кафедры общей психологии ИППСР РГУ

Назарова Юлия Валентиновна

Рязань, 20__

II. Эмоции и чувства

1. Эмоции как форма проявления психического:

1) Эмоциональная чувствительность личности.*

2) Эмоциональность как свойство личности.

3) Основные динамические и содержательные параметры эмоциональности.

2.Потребностно-мотивационная основа эмоций.

3.Связь эмоций с деятельностью.

4.Физиологические основы эмоций.

5.Функции эмоций.

6.Мобилизующая функция эмоций и стресс.

7.Сущность и общие свойства эмоций.

8.Классификация, основные виды эмоций.

9.Формы переживания эмоций.

10.Теории эмоций:

1) Периферическая теория эмоций Джеймса – Ланге.

2) Теория мимической обратной связи.

3) Проблема специфичности эмоций.

4) Центральные теории эмоций.

5) Уровневая модель функционирования эмоций.

6) Двухфакторная теория эмоций.

7) Информационная теории эмоций П.В. Симонова.

8) Континуальные модели эмоций.

11.Чувства. Определение. Общая характеристика.

12.Соотношение аффектов, эмоций и чувств.

13.Функции чувств.

14.Классификация чувств. Высшие чувства.

15.Формы переживания чувств.

16.Роль аффектов, эмоций, чувств и настроения в регуляции активности человека.

17.Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека.

18. Роль чувств в профессиональной деятельности современ­ного специалиста.

19.Какие, по вашему мнению, профессионально значимые чувства личности необходимо формировать у вас, как у будущих специалистов?

* Курсивом выделены дополнительные вопросы.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 203 – 239.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с. 67 – 70.

3. Интернет – ресурс.

II. Воля как психический процесс

1.Понятие воли как психического процесса.

2.Место воли в системе психики.

3.Природа воли как проявление активности человека.

4.Филогенез воли.

5.Физиологические основы воли.

6.Функции воли.

7.Уровни волевой регуляции.

8.Волевое усилие.

9.Структура волевого процесса.

10.Когнитивные компоненты волевого акта.

11.Волевые свойства личности.

12.Волевые качества и их характеристика.

13.Воля как функция иерархии мотивов.

14.Природа волевого действия,

15.Действие как проявление воли.

16.Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников).

17.Различные подходы к определению сущности воли

в психическом мире человека.

18.Представление о воли у древнегреческих философов.

19. Исследование воли в XVIII-XIX веках.

20.Концепция воли в работах У.Джемса.

21. Понимание воли С.Л. Рубинштейном.

22.Роль В.И. Селиванова в учении о воле.

23.Роль воли в профес­сиональной деятельности

24. Содержание и особенности этапов волевого действия.

25. Характеристика профессионально значимых волевых качеств

личности современного специалиста.

26. Как вы представляете процесс воспитания и развития воли?

27. В психологии существует понятие эмоционально-волевой

устойчи­вости личности. Раскройте ваше понимание этого термина.

28.Пути самовоспитания волевых качеств (по В.И. Селиванову).

29. Самовоспитание воли (по А.И. Высоцкому).

30. Воспитание у детей волевых качеств личности.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 240 – 249.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с.71 – 85.

4. Интернет – ресурс.

IV. Психические состояния, внимание

1.Психические состояния. Соотношение психических состояний с психическими процессами и свойствами.

2.Разработка проблемы психических состояний Н.Д. Левитовым.

3.Состояния сна, бодрствования, покоя.

4.Классификация состояний, основанная на критерии важности их для выполнения рабочих операций, деятельностные рабочие состояния:

фазы изменения работоспособности: предстартовая,

1) стартовая,

2) фаза врабатывания,

3) фаза устойчивой работоспособности,

4) монотонии, утомления, усталости

5) фаза восстановления.

5. Эйфория. Психическое пресыщение.

6.Эмоциональное выгорание. Отчуждение.

7.Понятие «экстремальные условия». Состояния в экстремальных условиях.

Напряженность.

1)Дискомфорт.

2)Тревожность.

3)Фрустрация.

8. Стресс.

9. Депрессия и агрессия.

10.Внимание – психическое состояние или психический процесс? Сущность внимания, его свойства.

11.Функции внимания.

12.Физиологические основы внимания.

13.Виды внимания и их личностная обусловленность: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

14.Теории внимания. Внимание как мобилизация организма:

1) Ранние моторные теории внимания (Т. Рибо).

2) Внимание как «энергия» в гештальтпсихологии.

3) Ресурсная теория внимания Д. Канемана.

15. Внимание как селекция информации: Теории ранней и поздней селекции.

16. Внимание как фильтр.

17.Теория внимания В. Джеймса.

18.Теория внимания как установки (Д.Н. Узнадзе).

19. Внимание как высшая психическая функция, интериоризированная деятель-ность контроля (П.Я. Гальперин).

20.Внимание как активный выбор. Внимание как интеграция содержаний сознания.

21. Внимание и внимательность в вашей будущей профессии.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 250 – 286.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, 25 – 34.

4. Дубровинская, Н.В. Нейрофизиологические механизмы внима­ния. – Л. :Наука, 1985.

5. Наатанен, Р., Алхо, К., Соме, М. Мозговые механизмы селективно­го внимания // В кн.: Когнитивная психология. — М. : Наука, 1986.

6. Суворов, Н.Ф., Таиров, О.П. Психофизиологические механизмы избиратель-ного внимания. — Л. : Наука, 1985.

7. Интернет – ресурс.

V. Ощущения и восприятие

1.Сенсорные процессы в психологической структуре личности.

2.Общее понятие об ощущениях и их видах (зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, ольфакторные).

3.Чувствительность и её измерение.

4.Динамика чувствительности.

5.Личностная организация ощущений.

6.Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ.

7.Физиологические основы (анализатор).

8.Классификация и общие свойства.

9.Измерение ощущений:

1) абсолютная и дифференциальная чувствительность;

2) сенсорные пороги;

10.Психофизика как наука об измерении ощущений, психофизическое шкалирование и основной психофизический закон.

11.Сенсорная адаптация.

12.Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.

13.Сенсорные свойства человека.

14.Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности.

15.Восприятие и его основные свойства, цикличность восприятия. Понятие схемы как основного принципа организации потока информации.

16.Виды восприятий и их характеристика:

1) Восприятие лиц.

2) Восприятие пространства.

3) Восприятие движения.

4) Слуховое восприятие.

5) Гаптическое (осязательное) восприятие.

6) Восприятие вкуса.

7) Восприятие запаха.

8) Восприятие времени.

17.Иллюзии при восприятии.

18.Роль, место и значение восприятий в познании.

19.Сходство и различие ощущений и восприятий.

20.Личностные особенности восприятий.

21.Перцептивный образ.

22.Физиологические основы восприятия.

23.Классификации восприятий.

24.Характеристики (свойства): сукцессивность восприятия.

1) Симультантность восприятия.

2) Константность зрительного восприятия.

25.Наблюдение и наблюдательность.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 287 – 346.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с. 25 – 34.

4. Интернет – ресурс.

VI. Память, воображение

1.Память: определение, сущность и процессы памяти: 1) запоминание, 2)хранение, 3) забывание, 4) воспроизведение, 5) опознание. Образы памяти (представления).

2.Психофизиологические основы памяти. Мнемические особенности человека. Сон как функция памяти.

3. Роды памяти: 1) генетическая, 2) импринтинг, 3) прижизненная память.

4.Уровни памяти (непроизвольная, произвольная).

Память как репродуктивный процесс. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность.

5.Память как конструктивный процесс. Произвольная память.

6.Виды памяти: 1) двигательная, 2) эмоциональная, 3) образная, 4) мыслительная.

7.Формы памяти: 1) мгновенная, 2) кратковременная, 3) промежуточная, 4)долговременная, 5) оперативная.

8.Эксплицитная и имплицитная память. Эффекты предшествования.

9.Эмоциональный компонент памяти (память и стресс).

Мотивационный и волевой компонент памяти, проблема произвольной регуляции памяти.

10.Правила запоминания. Проблема доступности запечатлённой информации. Ассоциации. Развитие произвольной памяти.

11.Феноменальная память.

12.Амнезии.

13.Как вы представляете развитие у человека профессиональной памяти?

14.Воображение, его виды и операции, их общая характеристика.

15.Функции, основные процессы воображения.

16. Образы воображения (представления).

Функции и механизмы представлений.

17. Личностная обусловленность воображения. Способы их формирования.

18.Классификация воображения.

19. Формы проявления:

  1. фантазия, 2) мечта, 3) идеал, 4) грезы, 5) галлюцинации, 6) сновидения.

20.Воображение и органические процессы.

21.Соотношение мышления и воображения. Креативность.

22.Воображение как основа творчества и как регуляционный процесс.

23.Соотношение мышления и воображения.

24.Как вы представляете процесс развития профессионального воображения у будущего специалиста?

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 347 – 397.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, 35 – 56.

4. Интернет – ресурс.

VII. Мышление, речь, общение

1.Мышление как психический познавательный процесс. Сущность мышления.

2. Мышление и деятельность. Функции мышления.

3.Понятие о мышлении:

1) Этапы его протекания.

2) Фазы мышления.

3) Способы мышления: индукция и дедукция.

4.Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач.

5.Основные операции мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация).

6.Классификация мышления:

1) предметное – образное — понятийное;

2) практическое – теоретическое (по характеру решаемых задач);

3) дискурсивное(аналитическое) – интуитивное (по степени развёрнутости);

4) конвергентное (логическое) – дивергентное (креативное).

7.Виды/типы мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно (словесно)-логическое / отвлечённое.

8.Логические формы мышления: понятия, суждения, обоснования, умозаключения, аналогия.

9.Проблема соотношения мышления, воображения и творчества. Креативность.

10.Мышление и речь, их  взаимосвязь.

11.Речь. Сущность речи. Физиология речи. Развитие речи в онтогенезе.

12.Язык и речь. Психологическая структура и психологические функции речи.

13.Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог).

14.Речевые свойства личности. Роль речи в профессиональной деятельности современного специалиста.

15.Общение как единство взаимодействий и взаимоотношений (В.Н. Мясищев), как процесс и как результат взаимодействия индивида и общества.

16.Проблема типологии общения. Основные виды общения: деловое и личностное, непосредственное и опосредованное, вербальное, невербальное и др.

17.Межгрупповое и межличностное общение.

18.Структура общения: перцептивная, коммукативная и интерактивная составляющие.

19.Продуктивность общения (А.А. Бодалев).

20.Коммуникативные барьеры.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 398 – 451, 546 – 554.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с. 214 – 225.

3. Карпов В.А. Психология менеджмента. М., Гардарики.. 2005, с. 91-95.

5. Холодная М.А.. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., Питер., 2002, — 272 с.

6. Интернет – ресурс.

VIII. Социальная психология групп. Адаптация специалиста в трудовом коллективе

1. Особенности в изучении малых групп в отечественной и зарубежной психологии. Объект социальной психологии как науки.

2. История изучения малых групп в социальной психологии.

3.Классификация малых социальных групп:

1) условные (номинальные) – реальные,

2)лабораторные — естественные,

3)высокоразвитые – малоразвитые,

4)формальные (официальные) – неформальные (неофициальные),

5)референтные – нереферентные – антиреферентные.

4. Коллектив как один из уровней развития малой группы. Основные функции коллектива, его возможностей решать различные задачи.

5.Оновные идеи А. С. Макаренко о коллективе, этапы в становлении и развитии коллектива по А. С. Ма­каренко.

6. Стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского.

7. Охарактеризуйте особенности социометрической и коммуникационной структур малой группы, коллектива.

8. Раскройте типологию и особенности поведения специалиста при вхождении в новый трудовой коллектив.

9. Покажите особенности структур социальной власти в малой группе. Руководство и лидерство в малой группе, коллективе.

10. Раскройте понимание и особенности складывания, формирования общего мнения в малой группе, коллективе.

11. Дайте характеристику коллективных, общих настроений, эмоцио­нальных состояний в малой группе, коллективе.

12. Раскройте понимание морально-психологического состояния в малой группе.

13. Дайте характеристику сплоченности как социально-психологиче­ского феномена. Каковы основные направления работы по сплочению малой группы, коллектива?

14. Раскройте смысл термина «адаптация человека». Раскройте смысл терминов «адаптивность», «дезадаптивность», «адап­тационный потенциал личности».

15. Как соотносятся такие понятия, как «адаптация», «дезадаптация», «переадапта-ция», «реадаптация личности»?

16.Покажите вклад в разработку проблем адаптации человека У. Кеннона.

17. Покажите вклад в разработку проблем адаптации человека И.П. Павлова.

18. Покажите вклад в разработку проблем адаптации человека Г. Селье.

19. Покажите вклад в разработку проблем адаптации человека Э. Фромма.

20. Проанализируйте основные психологические затруднения в дости­жения успешности профессиональной адаптации специалистом.

21. Проанализируйте процесс адаптации специалиста.

22. Раскройте особенности и взаимосвязи двух основных тенденций в адаптационном процессе: адаптивной и адаптирующей.

23. Как вы относитесь к утверждению: дезадаптивность личности как неизбежность.

24. Дайте сравнительный анализ следующих феноменов: потребно­сти, дезадаптационные, стрессовые состояния человека.

25. Охарактеризуйте феномен «профессиональная адаптация специ­алиста».

26. Обоснуйте предпосылки успешности профессиональной адапта­ции специалиста.

27. Проанализируйте основные психологические затруднения в дости­жения успешности профессиональной адаптации специалистом.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 511 – 554.

2.

3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с. 86 – 91.

5. Интернет – ресурс

IX. Стресс и личность специалиста. Конфликты в группе

1. Раскройте смысл термина «стресс».

2. Как соотносятся такие понятия, как «стресс», «стрессоры», «стрес­совые ситуации», «стрессовые состояния», «дистресс»?

3. Что вы понимаете под физиологическим, психологическим, поведенческим стрессом?

4. Раскройте основные стадии развития стресса и стрессовых состоя­ний по Г.Селье.

5. Проанализируйте основные разновидности стресса.

6. Дайте анализ основных факторов социогенного стресса.

7. Какие разновидности психических состояний человека вы знаете?

8. Проанализируйте основные источники стресса на работе.

9. Дайте характеристику наиболее типичных стрессовых состояний человека.

10. Покажите особенности влияния стрессовых состояний на эффективность профессиональной деятельности специалиста.

11. Раскройте ваше понимание травматического стресса и его истоков.

12. Проанализируйте основные признаки стресса.

13. Какие личностные особенности оказывают позитивное влияние на устойчивость специалиста к стрессу?

14. Раскройте основные задачи психологической подготовки специалиста как условие повышения его стрессоустойчивости.

15. Что вы понимаете под психологическими защитами личности? Раскройте их основные системы.

16. Раскройте содержание основных правил повышения психологи­ческой защищенности специалиста от негативного влияния стрессовых обстоятельств.

17. Покажите значение проблемы конфликтных отношений для профессиональной деятельности специалиста.

18. Раскройте понимание конфликта как социально-психологического феномена.

19. Как соотносятся понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»?

20. Дайте типологию конфликтных ситуаций.

21. Что принято понимать под конструктивными и деструктивными последствиями конфликтов?

22. Раскройте динамику развития и протекания конфликта.

23. Проанализируйте подходы к классификации конфликтов.

24. Каковы основные причины межличностных конфликтных отноше­ний? Раскройте субъективные (психологические) причины таких отно­шений.

25. Дайте анализ основных стилей (типов) поведения личности в конфликтных отношениях.

26. Проанализируйте основные виды несовместимости людей как ис­точника конфликтных отношений.

27. Представьте типологию конфликтных личностей.

28. Что необходимо делать для профилактики межличностных кон­фликтных отношений?

29. Как вы представляете деятельность специалиста по разрешению конфликтных отношений (в коллективе, семье и т.д.)?

30. Проанализируйте основные пути разрешения межличностных конфликтных отношений.

Литература

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011, с. 511 – 554.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003, с. 86 – 91.

4. Андреева Г.М.. Социальная психология. М., 2002.- 364 с., стр. 69-138

5. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000.- 429 с., стр. 32-38, 100-118.

6. А. Пиз. Язык жестов. Воронеж. 1992., стр. 4-127.

7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебник — М.: «Академия», 2001, с. 457 — 468.

8. Г. Уэнрайт. Язык тела. М., 2003. – 320- с., стр. 12-143.

9. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М., 2003, — 272 с., стр. 114- 227.

10. Интернет – ресурс.

Примерная тематика для реферативного исследования

1. Психология как наука и как практическая сфера деятельности.

2. Способы приобретения психологических знаний.

3. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека.

4. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность возраста.

5. Сензитивные периоды развития.

6. Исторический подход в психологии.

7. Системный подход в психологии.

8. Деятельностный подход в психологии.

9. Сознание, его взаимоотношения с бессознательным.

10. Приёмы психической саморегуляции.

11. Творчество.

12. Волевая регуляция поведения человека.

13. Целевые, смысловые и операциональные установки.

14. Понятие нормы в психологии.

15. Индивид как родовая форма индивидуального бытия.

16. Субъект и его психическая организация.

17. Уникальность жизненного пути личности.

18. Психика и строение мозга человека.

19. Механизмы и формы психологической защиты.

20. Содержание и эффекты межличностного восприятия человека человеком.

21. Средства коммуникации: невербальные средства общения.

22. Конфликт: сущность и разрешение.

23. Эмпатия и рефлексия.

24. Динамические процессы в больших и малых группах.

Примерная тематика для написания эссе

  1. Что изучает психология и чем она полезна современному профессионалу?
  2. Цель в профессиональной деятельности специалиста.
  3. Значение мотивации в профессиональной деятельности специалиста.
  4. Знать и уметь: в чем разница?
  5. Как соотносятся процесс и результат деятельности?
  6. Надо ли избегать профессионального стресса?
  7. Надо ли развивать интеллект?
  8. Нужна ли современному профессионалу креативность?
  9. Важно ли учитывать темперамент человека?
  10. Темперамент и индивидуальный стиль в работе специалиста.
  11. Когда нужно учитывать способности человека?
  12. Какие черты характера важны для современного профессионала?
  13. Профессионал-интроверт: преимущества и проблемы.
  14. Профессионал-экстраверт: преимущества и проблемы.
  15. Как противостоять манипуляции «диктатора» и «тряпки»?
  16. Как противостоять манипуляции «вычислителя» и «прилипалы»?
  17. З. Фрейд: значение психоанализа для сегодняшнего дня.
  18. Значение «Я-концепции» в жизни человека.
  19. Как сосуществуют комплекс неполноценности и стремление к превосходству?
  20. Всегда ли правильна теория потребностей А. Маслоу?
  21. Позитив и негатив общения в социальных сетях.
  22. В чем заключается коммуникативная компетентность современного профессионала?
  23. Личность и ситуация: что сильнее?
  24. Влиять или не влиять на поведение другого человека: моральные основы, цели, последствия.

Написание реферата и эссе по психологии является одной из форм творческих работ, которые выполняются по желанию студентов, пропустивших обязательные занятия по уважительным причинам.

Объём реферата – 10 п.л., а эссе – 3 – 5 п.л. формата А 4 с 14 размером шрифта Times New Roman через 1 — 1,5 интервала со всеми полями по 2 см. Ориентация книжная. Реферат и эссе могут быть выполнены от руки разборчивым почерком. Титульный лист оформляется аналогично образцу (см. с. 15 данного издания).

В реферате студент освещает проведённое исследование по заявленной проблеме не менее, чем по пяти первоисточникам (монографиям, научным статьям).

В эссе выражаются собственные мысли по одной из обозначенных тем, связанных с содержанием курса. Тема эссе может быть предложена самим студентом, но согласована с преподавателем.

Базовые учебники

1. Психология: учебник / Нуркова В.В., Березанская Н.Б. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; 2011. – 575 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003.

Доступны. Программное обеспечение и интернет-ресурсы

www.rsu.edu.ru; — сайт РГУ имени С.А. Есенина

Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl

Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

Психологические библиотеки и периодика:

http://www.psycheya.ru/lib_index.html;

http://www.psylib.kiev.ua;

http://www.zovu.ru/psy/;

http://www.voppsy.ru;

http://www.psychologies.ru.

http://www.psychology.ru – на сайте представлены психологическая библиотека, психодиагностическая лаборатория, персоналии в психологии.

http://www.nsu.ru/psych/internet/ – на сайте имеется психологическая библиотека, история мировой психологии, психологическая периодика, информация о психологических конференциях.

http://www.psy.piter.com/ – данный сайт содержит актуальные новости психологии, психологическую библиотеку, психологическое тестирование, базу психологических ресурсов в Интернете, психологический магазин.

– сайт для практических психологов.

http://www.psychology.net.ru – данный сайт содержит компьютерные программы для психологов (софт).

http://www.flogiston.ru – сайт психологического факультета МГУ.

http://gcon.pstu.ac.ru

http://www. koob.ru

http://www.aacap.org

http://www.asha.org

http://www.dec-sped.org

http://www.downsideup.org

http://www.edu.ru

http://www.e-teaching.ru

http://www.litportal.ru/

http://www.maltsevvitaly.ru

www.edu.ru;

www.gnpbu.ru;

www.gramota.ru;

www.ikprao.ru;

www.mon.gov.ru;

www.philology.ru.

17