Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции сознания. Психика и сознание: эволюция, структура, функции

Тема: «Сознание как предмет философского анализа».

План:

  1. Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции сознания.
  2. Психика и сознание: эволюция, структура, функции.
  3. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
  4. Творческая природа и социокультурная размерность сознания.

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания.

Испокон веков «описанием» вариативных явлений сознания людей занимаются многочисленные научные дисциплины. Предметом философского анализа становится изучение природы сознания, проблемы сущности его происхождения, исследование удивительных возможностей созидательной силы сознания, а так же деятельности человеческого разума в познании и преобразовании окружающего мира.

В целом, сознание1 есть высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Неоспорим тот факт, что человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется он лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретается только через общение с другими людьми, а так же через навыки предметных действий. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознание. Без понимания и знания, которое несет с собой общественно-историческую деятельность и человеческую речь, нет и сознания.

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... . Самоорганизация и системность. 33. Человек как философская проблема. Основные научные и философские концепции антропосоциогенеза. 34. Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание, язык. 35. Процесс ... научном познании. 93.Проблема сознания и психофизический параллелизм. 94.Монизм, дуализм, плюрализм как философские принципы. 95.Понятие "прав человека" и "правового государства": ...

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения: 1) описание феномена сознания; 2) объяснение возможности самого сознания, т. е. самого феномена. Начиная с философии античности до Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XX веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Представления о сознании тесно связано с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени сформировали различное понимание сознания.

В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натуралистически-функциональный, социокультурный, экзистенциально-феноменологический и др.

— Исторически первой трактовкой сознания является субстанциональный подход2 (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Г. Лейбниц, Р. Декарт и др.).

Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой собственной душевной деятельности. Таким возникло представление о «душе» как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться в пространстве, по ту сторону видимого мира. Представление о том, что каждой конкретной вещи, которая чувственно воспринимается, приписывается наличие души, называется анимизмом (от лат. anima — душа).

Анимизм выступает основой всех религиозно-мифологических взглядов на сознание и психологическую деятельность человека. Близок анимизму гилозоизм (hyle — вещество + zoe — жизнь) — учение о всеобщей одушевленности мира. В последующем идеи анимизма и гилозоизма стали предпосылкой идеалистических учений о природе и человеке, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции — «души», обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи (в частности от человеческого мозга).

9 стр., 4073 слов

Философия сем1

... человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. Философия ... т. п. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к ...

Так, согласно античному философу Платону, сознание представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме. В своих произведениях Платон аллегорически описывает соотношение мира и человеческого сознания: человек блуждает в потёмках пещеры и видит лишь объективированные тени идей, имеющих реальное бытие где-то вне пещеры — таким образом, философ стремится показать соотношение между «первичным» миром идей (предметы, носимые вне пещеры), «производным» физическим миром (тени вещей в пещере) и человеческим сознанием, способным воспринять лишь тени, но не «истинные» идеи.

— Наряду с субстанциональным, распространение в истории философии получил так же натуралистически-функциональный подход к анализу сущности сознания. Развитие подобных идей связано с представителями английского и французского материализма XVII—XVIII вв.еков (Д.Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций, Гоббс, Декарт, Спиноза и др.) Основой философского познания для них стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Сознание понималось ими как функция мозга и отражение действительности, а также отстаивалась идея реальности сознания как активного фактора жизнедеятельности человека.

Согласно метафизическому материализму (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис), опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В рамках натуралистического подхода к пониманию сознания впервые была поставлена психофизиологическая проблема, однако ограниченность этого подхода выразилась в том, что не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность и т. п.

Одним из наиболее авторитетных неклассических подходов к пониманию сознания в современной философии становится экзистенциально-феноменологический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль и др.) Здесь предлагается в трактовке сознания исходить из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Важным становится не мышление о бытии, а бытие мышления.

18 стр., 8716 слов

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

Понятие сознания Итак, сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в ...

Феноменологические исследования (Э.Гуссерль) предлагают новый метод изучения сознания — редуцирование (очищение сознания, а точнее опыта сознания от всего того, что существует как внешнее по отношению к нему, от всяческих суждений о мире).

Французский экзистенциализм в лице Ж.-П. Сартра и А. Камю использует и развивает гуссерлевский метод внутреннего анализа сознания для исследования индивидуального реального человеческого опыта бытия в мире. Сознание ими понимается как действенное пространство личности в совокупности мыслительного, эмоционально-чувственного, волевого и др. состояний. Так как сознание получило самостоятельный статус существования, его вполне можно охарактеризовать как самоопределяющуюся и самоинтерпретирующуюся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек, переживая, постигая и осмысливая мир, другого и себя самого, осуществляется как особое, уникальное существо. Речь идет о возможностях человека получать, интерпретировать и накапливать впечатления; извлекать из них опыт, перерабатывая их содержание в субъективно и объективно значимую информацию (знание); на этой основе самостоятельно определять свое место в бытии, свой способ существования и свое отношение к миру; проектировать свою деятельность, полагая ее цели и определяя (выбирая и изобретая) средства их достижения; прогнозировать возможные последствия этой деятельности.

Наряду с вышеназванными основными подходами к трактовке сознания, можно выделить так же психоаналитический. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека.

5 стр., 2170 слов

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа — Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.

... , эмоций и практической деятельности людей. Мышление – психический процесс, направленный на получение нового знания, на основе уже имеющегося. Надо отличать от потока сознания ... уровне. Этим этапам отвечают следующие формы отражения общество, человек - отражение в форме сознания организмы, обладающие органами ощущения - психическое отражение (чувства, восприятия, представления) Простейшие организмы ...

Наряду с перечисленными традициями, постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. Сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный передавать сообщения по каналам коммуникации.

Проблема возникновения сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии.

С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи — свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т. п.).

Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

В органической природе отражение определяется характером и уровнем поведения живых систем. Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе3.

По мере усложнения форм взаимодействия организмов с внешней средой, по мере усложнения живого развивается и новая форма отражения — чувствительность, т. е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений.4Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему.

4 стр., 1928 слов

влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

... эмоций в жизнедеятельности человека. Задачи: -дать определение эмоциям; -рассмотреть физиологические основы эмоций ; -рассмотреть теории эмоций; -рассмотреть свойства, виды и функции эмоций; -изучить влияние эмоций на познавательную деятельность человека ... нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре. Эмоции являются ...

Еще одной формой отражения является информация, определяемая как упорядоченное отражение, появляющееся при возникновении первичных биосистем. Раздражимость и чувствительность — элементарные формы биологической информации.

Более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа. Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целостности вещей и возникновению перцептивной психики. Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса (появление центральной и периферической нервной системы) на пути к становлению сознания.

Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотношение физиологического и психического. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Следовательно, сознание функционирует только в процессе деятельности мозга.

Следует отметить, что понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Понятие психики объединяет феномены сознательного и бессознательного; основными составляющими психики выступают ощущения, восприятия, представления, а так же эмоции, воля, разум5.

Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к процессу создания творчески-оформленных артефактов. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание создает мир очеловеченной природы — культуру.

5 стр., 2191 слов

Сознание и деятельность

... деятельности (принцип «размывания» круга сознания). 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). 3. Деятельность ... свои потребности и желания. К основным видам деятельности относят игру ... рода человеческого общество сверх этого даёт каждому ... эмоций, традиций, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей ...

Структура и функции сознания

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память.

Сознание человека не сводится к интеллектуальному (мысленному) отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. Составляющие сознания находятся в тесной взаимосвязи, функционируя, создают характерную направленность сознательной деятельности.

Согласно исследованиям в рамках психологии базовым понятием для построения сознательной деяьтельности и, соответственно базисом для составляющих сознания является потребность, представляющая нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества целом или, иначе, внутренний побудитель активности. Биологические потребности обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворённость», «дискомфорт» — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности личности образуют подобие иерархии, в основании которой — витальные потребности, а далее — социальные (высшее проявление которых — потребность в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности).

Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное — пассивное имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Произвольное — активное, действует тогда, когда выбор производится сознательно, преднамеренно. Внимание этого вида является актом воли, оно присуще только человеку. Послепроизвольное — деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специальных волевых усилий.

Эмоции — (от фр. Emotion, от лат. Emoveo — потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимости явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).

Положительные эмоции — вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции — стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты — бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» решения ситуации (напр. бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.

Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

В целенаправленных действиях человека проявляется его воля — сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Воля — сознательное регулирование человеком своей деятельности, требующей преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевые действия характеризуются наличием цели, а так же препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

Вопрос о структуре сознания в философской науке не является закрытым, поскольку современные философские и психологические исследования предлагают свое видение проблемы, выделяя в структуре сознания иные структурные элементы. Например, в рамках психоаналитического подхода (З.Фрейд) в структуре психической сферы человека выделяется три уровня: институционально-волевой — «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); рационально-дискурсивный — «Я"(сознание), чувственно-эмоциональный — «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов и т. д.).

Здесь утверждается, что сознательное не тождественно психике, ибо психическое включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное).

К сознательному же относят такие психические явления, которые проходят через мышление (разум) — например, чувства, эмоции, воля.

Постклассическая философия (неомарксизм, постмарксизм) в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием выделяет надиндивидуальную сферу, поставив тем самым вопрос о социокультурной детерминации сознания.

В конце XX века в философии рождаются новые подходы к структурированию сознания, основанные на данных когнитивных наук. Компьютерные исследования, оформленные в инженерной лингвистике, информатике, теории искусственного интеллекта, позволяют выделить в качестве основных компонентов сознания такие феномены как когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и др.

В научной литературе выделяют следующие функции сознания:

  1. аккумулирующая (накопление информации в социокультурных источниках),
  2. интеграционная (объединяющая различные системы мирочувствования),
  3. коммуникативная,
  4. культурообразующая,
  5. регламентирующая (определение рамок существования антропоса).

Бессознательное. Сознание и самосознание

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменен им на термин «бессознательное» (англ. theunconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно — социально неодобряемого).

Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от оппозиции «над-/под-».

Проблематика бессознательного наиболее прицельно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личности, далее она изучается последователями австрийского психоанализа, а так же видными учениками З. Фрейда — К.Г. Юнгом, А. Адлером и др.

З. Фрейд выдел структуру подсознательного: «ОНО», «ЭГО» и «СУПЕРЭГО».

Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Оно — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными).

Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Оно подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению.

Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.

Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

ЭГО (Я) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Оно, Я должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира — искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. Соответственно Я использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Оно.

В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение половой потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства.

СУПЕРЭГО (Сверх-Я) Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования Сверх-Я.

С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается со Сверх-Я. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Сверх-Я выступает следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет).

Первоначально Сверх-Я отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Сверх-Я увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать Сверх-Я как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил Сверх-Я на две подсистемы: совесть и Я-идеал.

Согласно исследованиям З. Фрейда, проявлением бессознательного являются оговорки, опечатки, ослышки, непроизвольная кинетика (жестикуляция, мимика).

На основе современных исследований показано, что мимические движения несут в себе весьма малое количество доступной осознанию информации. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи утверждают, что выразительные движения являются «изнанкой», неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Психодинамический подход в психологии прямо связывает «язык тела» с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что кинезический компонент («язык тела») понимается как совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (З.Фрейд).

Так же существовала и другая теория бессознательного. К.Г. Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент психики, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам К.Г. Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Согласно исследованиям З. Фрейда, проявлением бессознательного являются оговорки, опечатки, ослышки, непроизвольная кинетика (жестикуляция, мимика).

На основе современных исследований показано, что мимические движения несут в себе весьма малое количество доступной осознанию информации. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи утверждают, что выразительные движения являются «изнанкой», неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Психодинамический подход в психологии прямо связывает «язык тела» с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что кинезический компонент («язык тела») понимается как совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (З.Фрейд).

По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание — это единственное, в чем нельзя усомниться. (Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает).

Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

— первый называют самочувствием — элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

— следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

— самый высокий уровень самосознания — осознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету — реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуального анализа собственных мыслей и переживаний, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания

Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека представлялось как проявление «чистого разума», либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта.

Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в обществе система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и объяснения действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени. Индивидуальное сознание возможно лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу ценностей, которые определяют устойчивые мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир. Соответственно, будучи социально зависимым, сознание не просто пассивно отражает действительность, но и творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только зависят от исторической ситуации, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности. Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, — это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт — это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой — закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровней. Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, — это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях. Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, — это речь и язык. Язык — это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь — это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой. Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

Заключение

Социальное поведение человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется индивидуальным и общественным сознанием.

Тема сознания остается одной из самых сложных и противоречивых в философии. Вопрос «что такое сознание?» во многом и сегодня является открытым для философского и общенаучного поиска, стимулируя новые идеи и интерпретации социокультурной обоснованности сознавния, его структуры, связи с поведением и деятельностью.

Глоссарий

Генезис — (греч.) происхождение, возникновение, (за)рождение. Происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия (лат. Genesis).

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр.

Бессознательное — форма психического отражения, образ действительности и отношение субъекта которой не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя единое целое.

Психика — (от др.-греч.{, ψυχή } «дыхание, душа») сложное понятие в философии, психологии и медицине. Трактуется как особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. А так же как способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.

Эмоции — (от фр. Emotion, от лат. Emoveo — потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

Деятельность — специфически человеческая форма активности, акт взаимодействия целеполагающей свободной воли человека и объективных условий существования. Важнейшая особенность деятельности определяется освоением и преобразованием окружающего мира в интересах людей.

Поведение — взаимодействие с окружающей средой, посредством внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности.

Литература

  1. Агацци, Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци // Вопросы философии. — 1989. — № 2.
  2. Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И. Л. Андреев. — М., 1988.
  3. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. — М., 1999.
  4. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П. С. Гуревич. — М., 1995.
  5. //www.bsmu.by
  6. //www.allbest.ru

Ключевые слова:

отражение, психика, мышление, сознание, самосознание, бессознательное, психофизиологическая проблема, культурогенез сознания, язык, коммуникация, поведение, деятельность, индивидуальное и общественное сознание, эмоции, память, воля, воображение, уровни сознания, естественный и искусственный интеллект.

1Синонимами сознания или, по крайней мере, самостоятельными обозначениями тех явлений, процессов и содержаний человеческой жизнедеятельности, относительно которых мы в современности употребляем понятие «сознание», в историко-философской традиции зачастую являются понятия разума, рассудка, идеи, ума, мышления, интеллекта; а в некоторых случаях, особенно в современной философии, — понятия субъективности, воли, проекта, интенции, выбора, решения и проч.

2субстанциональный подход близок в понимании сознания философскому идеализму, относительно равнозначен идеализму

3Назначение активности — обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения

4Особое значение чувствительность приобретает на уровне высших животных, имеющих органы чувств, содержащих наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определенный вид энергии электрическими импульсами, циркулирующими в нервной системе.

5Качественное отличие психики человека от психики животных заключается в том, что человек обладает способностью предвидения отдельных последствий своей деятельности, направленности развития природных и социальных процессов, ценностным отношением к действительности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector