Задания к разделу 1

Практикум

Выберите один правильный вариант ответа.

1. Мотивацией называется:

а) стимулирование труда;

б) совокупность ведущих мотивов;

в) актуальность той или иной потребности для человека;

г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели;

д) правила, способствующие повышению эффективности труда.

2. Трудовой мотив – это:

а) внешнее или внутреннее вознаграждение;

б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию;

в) непосредственное побуждение работника к деятельности, свя­занное с удовлетворением его потребностей;

г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности;

д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности.

3. Мотивы труда делятся:

а) на поощряемые и подавляемые;

б) активные и пассивные;

в) социальные и биологические;

г) духовные и материальные;

д) врожденные и приобретенные.

4. К мотивационным типам работников относятся:

а) «хулиган»;

б) «равнодушный»;

в) «патриот»;

г) «конформист»;

д) «наставник».

5. Побуждением называется:

а) осознание отсутствия чего-либо;

б) внешнее или внутреннее вознаграждение;

в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на до­стижении цели;

г) степень актуальности той или иной потребности для чело­века;

д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работ­ника.

6. Вознаграждение – это:

а) цель, к достижению которой стремится человек;

б) награда в виде повышения в должности;

в) мотив, заставляющий человека действовать;

г) все, что работник считает для себя ценным;

д) средство удовлетворения потребности.

Тренинг

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4.Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, ... чел-м и он может ее совершен-вать. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закон-сть форм-ния и соверш-вании психики, процессов ...

Выберите все варианты ответов, которые вы считаете правильными.

1. Трудовая мотивация – это:

1) стимулирование труда работника;

2) совокупность человеческих потребностей;

3) процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе;

4) совокупность внешних и внутренних вознаграждений за вы­полненную работу;

5) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работ­ника.

2. Потребность – это:

1) ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность;

2) стимул к труду;

3) все, что человек считает ценным для себя;

4) внутреннее побуждение к деятельности;

5) состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

3. Стимулирование труда – это:

1) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников;

2) процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации;

3) стратегическая политика фирмы, направленная на повышение эффективности труда работников;

4) совокупность мотивов труда;

5) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.

4. Концепция «человеческих ресурсов» включает в себя:

1) систему «пожизненного найма» работников;

2) коллективный контроль за работой;

3) продвижение по службе по старшинству и стажу работы;

4) систему моральных поощрений за коллективные результаты;

5) индивидуальный характер принятия решений и индивидуальную ответственность работника, поощряемые в зависимости от его личных результатов.

5. Японская концепция мотивации подразумевает:

1) строго формализованную структуру управления;

2) быструю оценку результатов труда и ускоренное продвижение по службе;

3) долгосрочный найм персонала в сочетании с системой старшинства при продвижении по службе;

4) обучение узкоспециализированных руководителей;

5) формальные отношения с подчиненными.

Задания к разделу 2

Тренинг

Выберите те варианты ответов, которые вы считаете правиль­ными.

1. Материальные потребности, согласно теории Маслоу, вклю­чают в себя:

а) потребность постоянного получения заработной платы (ста­бильность выплат);

б) неденежиое материальное поощрение;

в) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе;

г) максимальную вовлеченность в процесс труда;

3 стр., 1198 слов

Возможности человеческой памяти

... повторении, наличии мотивации и задействовании нескольких органов чувств. Таким образом, возможности человеческого мозга колоссальны, при постоянной работе над собой каждый способен улучшить ... установки, а также происходит периодическое повторение ·Непроизвольное, в данном случае нет цели запомнить, но присутствует интерес ·Механическое, когда происходит повторение для заучивания информации ...

д) гарантии социального характера.

2. К потребностям в безопасности и защищенности в теории Маслоу относятся:

а) премиальные выплаты и бонусы;

б) гарантии пенсионного обеспечения по старости или увечью;

в) самостоятельное планирование карьеры;

г) ощущение своей компетентности в профессии;

д) ощущение уверенности в своей занятости на фирме в гряду­щей перспективе.

3. По теории Маслоу, социальными потребностями являются:

а) вознаграждение за выслугу лет;

б) возможность свободного (дружеского) общения с коллегами по работе;

в) получение признания от окружающих за свою трудовую дея­тельность;

г) ощущение своей необходимости людям;

д) возможность повышения квалификации за счет средств фирмы.

4. К потребностям самоуважения (признания) теория Маслоу относит:

а) возможность считать себя полезным работником коллектива, выполняющим необходимую работу;

б) реализацию через труд всех своих способностей и досто­инств;

в) самостоятельность в принятии решений;

г) причастность к кому или чему-либо;

д) желание воздействовать на других людей для достижения лич­ных целей или целей своей организации.

5. Самоактуализация (самовыражение), согласно Маслоу, про­является через:

а) смену своего должностного статуса;

б) многолетнюю привычку работы в трудовом коллективе;

в) ощущение своей компетентности в выполняемой работе;

г) ощущение того, что работа, выполняемая вами, является наи­важнейшим делом вашей жизни;

д) возможность выразить себя через трудовую деятельность.

Контрольные тесты на усвоение пройденного материала

1. Создателем «школы научного управления» является:

а) Г. Форд;

б) А. Маслоу;

в) Г. Мюнстерберг;

г) Ф.Тейлор;

д) Ф. Герцберг.

2. Школа человеческих отношений подразумевает:

а) политику кнута и пряника;

б) научную организацию труда;

в) иерархическое построение человеческих потребностей;

г) удовлетворенность или неудовлетворенность трудом;

д) создание неформального климата между людьми в процес­се коллективного труда.

3. К содержательным теориям мотивации относятся:

а) модель Портера – Лоулера;

б) иерархия потребностей А. Маслоу;

в) теория ожиданий и предпочтений В. Врума;

г) теория равенства С. Адамса;

д) система НОТ Ф. Тейлора.

4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга направлена:

а) на профессиональный отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... на том, что является объектом потребности: – физиологические – материальные – социальные – духовные – этические – эстетические - развлекательные   Теория потребностей Маслоу Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура ... других и внимании к себе, участии в совмест­ной трудовой деятельности; 4) престижные потребности - в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, ...

б) создание психологической атмосферы в коллективах, спо­собствующей повышению производительности труда;

в) выявление стиля руководства людьми в процессе трудовой деятельности;

г) удовлетворение определенных групп потребностей работ­ников;

д) определение удовлетворенности или неудовлетворенности персонала своим трудом.

5. К. Алдерфер выделил:

а) потребности власти, успеха, причастности;

б) гигиенические факторы и мотиваторы;

в) пять групп потребностей, движение от потребности к по­требности происходит снизу вверх;

г) авторитарный и демократический стили управления людь­ми в организации;

д) потребности существования, взаимосвязи и роста, движе­ние от потребности к потребности происходит как снизу вверх, так и сверху вниз.

6. Среди ученых, внесших вклад в развитие школы научного управления, был:

а) Ф. Герцберг;

б) В. Ядов;

в) Д. МакКлелланд;

г) Д. Эмерсон;

д) А. Леонтьев.

Задания к разделу 3

Тест

Выберите один правильный вариант ответа.

1. К мотивационным состояниям личности относятся:

а) интересы, желания;

б) потребности, побуждения;

в) темперамент, характер;

г) способности, старание;

д) мотивы, стимулы.

2. Социализация личности характеризуется:

а) адаптацией к условиям своего социального бытия;

б) девиантностью поведения;

в) психическими аномалиями;

г) неспособностью к коррекции поведения (ригидностью);

д) отсутствием толерантности.

3. К слабому типу темперамента относятся:

а) гипертим;

б) холерик;

в) флегматик;

г) меланхолик;

д) иксотимик.

4. Следующему описанию акцентуации характера соответ­ствует (веселый, жизнерадостный, общительный человек, мало­склонный к переживаниям, любящий сплетни и слухи, уверенный в своем успехе):

а) меланхолик;

б) возбудимый;

в) педант;

г) гипертим;

д) интроверт.

5. Нижеперечисленным качествам соответствует следующий тип характера (любовь к порядку, тщательность во всем, подчинение букве закона, высокий энергетизм, агрессивность):

а) шизоид;

б) истероид;

в) экстраверт;

г) эпилептоид;

д) холерик.

6. Для создания коллектива, встречающего комиссию или де­легацию, лучше всего использовать двух работников, относящихся к следующим психологическим типам:

а) гипертима и эпилептоида;

б) двух шизоидов;

11 стр., 5096 слов

Эстетические потребности человека

... Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы ... выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что ...

в) истероида и гипотима;

г) психастеноида и паранояльного;

д) интроверта и педанта.

Тренинг

Выберите два варианта ответов, которые вы считаете правильными.

1. Для человека, обладающего холерическим темпераментом, характерны:

а) повышенная возбудимость;

б) эмоциональная устойчивость;

в) повышенная резкость в движениях;

г) замедленные вербальные и невербальные реакции;

д) повышенная склонность к глубоким переживаниям;

е) быстрая утомляемость и падение работоспособности.

2. Человеку, являющемуся по типу темперамента сангвини­ком, присущи:

а) легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни;

б) резкая смена настроений;

в) сильно уравновешенная, но инертная нервная система;

г) повышенная раздражительность даже к слабым внешним воздействиям;

д) способность к быстрому переключению внимания и деятельности;

е) значительное единовременное напряжение сил.

3. Человек, являющийся по типу темперамента флегматиком, способен:

а) преодолевать значительные трудности, отдаваясь выполняемому делу с большой страстью;

б) к быстрому переключению внимания и деятельности.

в) действовать сначала завершив одно дело, а потом взявшись за другое;

г) к высокохудожественному и интеллектуальному творчеству;

д) хорошо сопротивляться сильным внешним раздражителям;

е) менять свои привычки, место работы, круг знакомств;

4. Поведение человека, являющегося по типу темперамента меланхоликом, отличается:

а) вспыльчивостью и агрессивностью;

б) повышенной контактностью с окружающими людьми;

в) устойчивым настроением;

г) повышенной ранимостью;

д) долгими колебаниями перед принятием решения;

е) ухудшением результатов деятельности в стрессовых ситуа­циях.

Задания к разделу 4

Тренинг

Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, и выберите те варианты, которые вы считаете правильными.

1. Чтобы определить, каковы мотивационные ожидания ра­ботников, следует:

а) выявить соотношение между затратами и результатами труда;

б) определить вероятность определенного вознаграждения в от­вет на достигнутые результаты труда;

в) выяснить, справедливо ли вознаграждение результатов труда по мнению работника;

г) выявить предпочтение работника между внутренним и внеш­ним вознаграждением;

д) выяснить, какова комплексная оценка работником получаемо­го вознаграждения.

2. Для восстановления мотивации у работников, чувствующих себя несправедливо вознагражденными по результатам своего труда, по сравнению с другими работникам трудового коллектива, руководитель должен:

12 стр., 5771 слов

Стимулирование труда работников фирмы

... найме на работу; - результаты аттестаций работников; - программы внутрифирменной ориентации (информация о ва­кансиях); - показатели производительности труда; - информация об участии в прибыли, о вознаграждениях, допол­нительных выплатах; - информация ...

а) постоянно повышать вознаграждение работника, пока он не почувствует себя удовлетворенным;

б) определить совместно с работником ценность поощрения по результатам труда;

в) заставить его эффективно работать под угрозой увольнения;

г) доверительно поговорить с работником, объяснив, почему тот или иной работник получает большее вознаграждение и что необходимо сделать данному работнику для удовлетворения своих потребностей;

д) предоставить работнику возможность удовлетворения других потребностей в процессе труда.

3. Для определения комплексного воздействия процессуаль­ных факторов мотивации на результаты труда работников, необ­ходимо:

а) проанализировать воздействие на эффективность работы внутреннего вознаграждения от процесса труда;

б) определить возможные связи между внутренними и внешними вознаграждениями;

в) определить иерархию потребностей для данного работника;

г) удовлетворить потребности работника, для достижения результативного труда;

д) исходить из предпосылки, что человек ленив, и по своей воле работать не станет.

4. Для авторитарного стиля руководства характерно:

а) постоянное награждение работника по результатам его труда;

б) предоставление работнику возможности участвовать в про­цессе управления и давать советы руководителю в пределах своей компетенции;

в) уравнительное («справедливое») отношение ко всем работни­кам организации при выплате вознаграждения за результаты труда;

г) принуждение к труду под угрозой наказания;

д) предоставление работнику возможности творческого отноше­ния к делу.

5. Для демократического стиля управления характерны следу­ющие положения:

1) труд для человека процесс естественный;

2) у человека отсутствует честолюбие, и он предпочитает, чтобы им руководили;

3) человек стремится к ответственности и самоконтролю;

4) работника нужно постоянно вознаграждать по результатам труда;

5) если работника запугивать, то он станет работать лучше.

Контрольные вопросы на усвоение пройденного материала

Выберите правильный вариант ответа.

1. Автором теории справедливости является:

а) Д. МакГрегор;

6) В. Врум;

в) Л. Портер;

г) С. Адаме;

д) Э. Лоулер.

2. Теория ожиданий предполагает:

а) наличие авторитарного стиля руководства;

б) справедливость по отношению к другим работникам при рас­пределении вознаграждения;

в) возможность творческого отношения к труду со стороны ра­ботника;

г) наличие валентности у работников;

д) взаимосвязь между внутренними и внешними вознагражде­ниями.

12 стр., 5886 слов

Особенности системы мотивации труда работников социально-культурного ...

... работы – изучить особенности системы мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма. Глава 1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала 1.1 Понятие и содержание ... личность. Объект исследования – система мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма. Предмет исследования – факторы мотивации труда на предприятии социально-культурного сервиса и ...

3. Теория справедливости предполагает, что:

а) человек ленив по своей природе;

б) если затраченные усилия будет вознаграждены достойно, то мотивация повысится;

в) результативный труд ведет к удовлетворению;

г) восприятие вознаграждения разными людьми неоднозначно;

д) восприятие справедливости у работников носит ярко выра­женный субъективный характер.

4. Модель Портера–Лоулера показывает, что:

а) работник удовлетворяет свои потребности посредством воз­награждения, полученного за достигнутые результаты;

б) эффективный труд достигается только за счет принуждения;

в) труд для человека процесс естественный;

г) удовлетворение работника способствует эффективному тру­ду;

д) работник стремится к ответственности и самоконтролю.

5. Основным положением теории «X» является:

а) необходимость творческого отношения к труду;

б) достигнутые результаты труда зависят от приложенных со­трудником усилий;

в) важное место в процессе коллективного труда играет осозна­ние работником своей роли;

г) человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого;

д) удовлетворение – это результат внешних и внутренних воз­награждений с учетом их справедливости.

Задания к разделу 5

Практикум

Выберите все варианты ответов, которые вы счи­таете правильными.

1. Для характеристики потребительской корзины справед­ливо:

а) она является одним из показателей уровня жизни;

б) для нормального потребления продуктовая потребительская корзина в экономически развитых странах должна составлять не менее 50% совокупных расходов;

в) она используется для расчета индекса потребительских цен.

2. Трансфертные платежи – это:

а) одна из форм заработной платы;

б) выплаты населению, не обусловленные предоставлением с его стороны товаров и услуг;

в) доходы от собственности.

3. Можно ли считать бедным человека, если его зарплата ниже прожиточного минимума:

а) да, это так;

б) нет, это не так.

4. Что учитывается при определении индекса развития чело­веческого потенциала:

а) средняя продолжительность жизни;

б) размеры теневой экономики;

в) валовой продукт на душу населения;

г) уровень образования населения;

д) состояние окружающей среды;

е) уровень смертности населения.

5. Государственная система социальной защиты населения – это характерная черта:

а) чистого капитализма;

б) смешанной (социальной) рыночной экономики;

18 стр., 8978 слов

Социально-психологические аспекты организации труда

... и установленными нормами, наконец, с оплатой труда. Таким образом, организацию труда следует рассматривать как систему использования труда работников, обеспечивающую его функционирование с целью ... доходов - это социально-трудовые отношения, складывающиеся между работниками по поводу распределительных отношений, в том числе оплаты труда. · Степень регламентированности трудовых отношений - это ...

в) социалистической экономики;

г) традиционной экономики.

6. Помощь, предоставляемая социально уязвимым слоям на­селения (в денежной и натуральной форме), требующая (как пра­вило) проверки на нуждаемость и финансируемая за счет общих налоговых поступлений, – это:

а) социальное обеспечение;

б) социальные гарантии;

в) социальное страхование;

г) социальные льготы;

д) социальная поддержка;

е) социальная работа.

7. Защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба – это:

а) социальное обеспечение;

б) социальные гарантии;

в) социальное страхование;

г) социальные льготы;

д) социальная поддержка;

е) социальная работа.

8. Может ли массированная социальная поддержка населения иметь негативные последствия:

а) да, это так;

б) нет, не может.

9. Что считается показателем уровня бедности населения:

а) более низкие доходы по сравнению с окружающими;

б) отсутствие в домохозяйстве автомобиля, телевизора, видеока­меры;

г) доходы ниже прожиточного минимума;

д) доля расходов на продукты питания свыше 50% общих рас­ходов.

10. В России минимальная продуктовая корзина (для расчета физиологического прожиточного минимума) включает:

а) 19 продуктов питания;

б) минимум товаров и услуг, которые общество признает необхо­димыми для поддержания приемлемого уровня жизни;

в) 30 продовольственных товаров;

г) наиболее часто потребляемые товары и услуги в среднестати­стической семье.

11. Индекс потребительских цен – это:

а) отношение стоимости потребительской корзины в текущих це­нах к стоимости потребительской корзины в базовых ценах;

б) отношение номинального ВВП к реальному ВВП;

в) отношение стоимости корзины из основных продовольствен­ных товаров в текущих ценах к стоимости этой же корзины в базовых ценах.

12. Совокупность нормативов, при помощи которых регулиру­ется уровень заработной платы, – это:

а) единая тарифная сетка;

б) тарифно-квалификационный стравочник;

в) тарифная система.

13. Бонус – это:

а) ежемесячная заработная плата;

б) трансферт;

в) форма социальной поддержки;

г) разовое вознаграждение, премия или добавочное вознаграж­дение;

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа. Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны обладать определенными профессиональными ...

д) форма штрафа.

14. К нематериальным методам поощрения относятся:

а) предоставление дополнительных дней отпуска;

б) поощрения, выплачиваемое победителям соревнований, про­водящихся между подразделениями предприятия;

в) единовременные выплаты на рождение ребенка, юбилей и пр.

г) возможность приобретения льготных путевок;

д) награждение почетными званиями и знаками.

15. К трансфертам относятся:

а) пенсия;

б) заработная плата;

в) доходы от предпринимательской деятельности;

г) пособие;

д) наследство;

е) проценты; ж)стипендия.

16. Стимулирование классифицируется как:

а) материальное и нематериальное;

б) социальное и биологическое;

в) духовное и материальное;

г) моральное и денежное;

д) сознательное и подсознательное.

17. К основным формам оплаты труда относятся:

а) сдельная или повременная;

б) тринадцатая зарплата;

в) бонусы;

г) надбавка за выслугу лет;

д) дивиденды.

18. Одним из основных принципов стимулирования является:

а) сочетание моральных и материальных стимулов;

б) превышение материальной составляющей над нематериаль­ной;

в) обязательное наличие бонусов в оплате труда работника;

г) участие работников в управлении и разработке форм оплаты труда;

д) государственное регулирование оплаты труда.

19. Целями социальной политики на предприятии являются: а) формирование «среднего» класса в обществе;

б) рост производительности труда и желание работников тру­диться;

в) выбор наиболее эффективной системы оплаты труда;

г) социальная защищенность работников;

д) сочетание тарифных и бестарифных систем оплаты труда.

20. Государственное регулирование оплаты труда преследует цепь:

а) устранения социального неравноправия в обществе;

б) установления государственных гарантий по оплате труда;

в) расчета заработной платы на основе тарифной сетки;

г) социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

д) стимулирование эффективного труда работников на предприя­тиях государственного сектора экономики.

Тренинг

Определите, правильно ли вы понимаете изученные понятия по предлагаемым вариантам ответов, часть из которых заведомо невер­ные.

1. Под стимулированием понимается:

а) мотивирование работника к достижению поставленных це­лей;

б) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников;

в) воздействие на персонал, направленное преимущественно на активизацию функционирования работников работников;

г) наказание работника за ошибки, допущенные в работе;

д) компенсация трудового вклада работника в деятельность фир­мы.

2. Партисипативное управление означает:

а) программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию работников;

б) участие всего трудового коллектива в управлении предприя­тием;

в) участие работников в прибылях и собственности фирмы;

г) принятие решения о повышении стимулирующих выплат во всех подразделениях трудового коллектива;

д) коллективная разработка систем оплаты труда.

3. Государственное регулирование оплаты труда предполагает:

а) централизованное вмешательство государственных органов в установление форм и величины заработной платы во всех сфе­рах экономики;

б) законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

в) разработку «компенсационных пакетов» на предприятиях, увеличивающих размер заработка работника;

г) установление государственных гарантий по оплате труда;

д) обязательное проведение социальной политики на предпри­ятиях.

4. Социальная политика на предприятиях представляет со­бой:

а) обеспечение комфортного социально-психологического кли­мата в коллективе;

б) участие представителей профсоюзов в принятии решений, ка­сающихся повышения заработной платы работников;

в) проведение мероприятий, связанных с предоставлением ра­ботникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера;

г) участие работников в управлении предприятием;

д) инструмент мотивации и стимулирования работников.

5. Заработная плата оказывает стимулирующее воздействие на работника в следующих случаях:

а) существует тесная связь с произведенной работой по времени;

б) когда она выше прожиточного минимума;

в) реально, а не символически увеличивает доход работника;

г) состоит из постоянной и переменной составляющих;

д) ее величина согласована с отраслевыми профсоюзами.

Задания к разделам 6–7

Контрольные тесты на усвоение пройденного материала

Выберите варианты ответов, которые считаете правильными.

1. К административным методам управления относятся:

а) премирование персонала;

б) участие работников в управлении организацией;

в) формирование трудовых коллективов с учетом особенностей характера;

г) дисциплинарные мероприятия;

д) пропаганда и агитация.

2. В состав экономических методов входят:

а) нормирование труда;

б) применение правовых и нормативных актов;

в) участие работников в прибылях и капитале;

г) социальное развитие коллектива;

д) аттестация работников.

3. Мотивационными ресурсами в управлении являются:

а) стимулирование персонала;

б) организация труда;

в) структура управления организацией;

г) ориентирующие условия;

д) социальное партнерство.

4. К элементам внешней среды косвенного воздействия отно­сятся:

а) конкуренты и потребители;

б) профсоюзы;

в) законы и учреждения государственного регулирования;

г) трудовые ресурсы;

д) состояние экономики страны.

5. Оценить эффективность мотивационного управления мож­но следующим образом:

а) произведя опрос персонала на предмет выявления неудовлет­воренности трудом;

б) подсчитав затраты на содержание службы управления персо­налом;

в) сравнив достигнутые финансовые результаты организации с запланированными;

г) определив общий эффект от мотивационного управления пер­соналом путем суммирования отдельных показателей;

д) путем суммирования качественных показателей (снижение те­кучести, число работников, освоивших новые профессии, сни­жение числа самовольных невыходов на работу и др.).

Тренинг

Определите, правильно ли вы поняли, какие элементы внутренней и внешней среды (прямой или косвенной) влияют на мотивацию работников, ответив на поставленные вопросы, некоторые из кото­рых заведомо неверные.

1. Факторы внешней среды прямого воздействия оказывают влияние:

а) на потребность работников в самоуважении;

б) потребность работников в социальных привязанностях;

в) потребность работников в безопасности и защищенности;

г) потребность в самовыражении;

д) материальные потребности.

2. Факторы внешней среды косвенного воздействия влияют на мотивацию работников следующим образом:

а) руководители активно стимулируют своих работников в усло­виях спада производства;

б) у работников происходит обострение потребности в безопас­ности благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса;

в) руководители способствуют улучшению условий труда работ­ников;

г) политические изменения оказывают мотивационное воздей­ствие на наемных работников;

д) социокультурные изменения в жизни страны обостряют у ру­ководителей потребность в безопасности.

3. Воздействие факторов внутренней среды оказывает сильное влияние на следующие потребности работников:

а) материальные;

б) в безопасности и защищенности;

в) самоуважение и самовыражение;

г) потребность в причастности и социальном общении;

д) потребности во власти и успехе.

4. Внешняя среда характеризуется:

а) возможностью изменения со стороны организации;

б) уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздей­ствует на другие факторы;

в) числом факторов, на которые организация должна реагиро­вать;

г) неподвижностью;

д) определенностью.

5. К элементам внутренней среды относятся:

а) организация управления предприятием;

б) трудовые ресурсы на рынке труда;

в) объем и темпы производства;

г) владельцы акций предприятия;

д) поставщики и подрядчики организации.