Тема 1. Философское учении о бытии, материи

План

1.Бытие как фундаментальная категория философии.

2.Философское определение материи. Ее виды.

3.Специфика живой материи. От неживого к живому.

4.Мир как единое целое.

Источники и литература

1.Аристотель. Метафизика //Мир философии.- М., 1991, Ч.1, С.184-185, 187-188.

2.Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом //Там же, С.205-206.

3.Введение в философию: Учебник для вузов.В 2-х ч.,Ч.2.- М., 1989, С.21-29,51-65.

4.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //ПСС, М.,1961, Т.18, С.117,133,247-249.

5.Соловьев В.С. Смысл любви // Мир философии. — М., 1991, ч.1 с.217-218.

Методические рекомендации

При обсуждении первого вопроса определите место категории бытия в истории классической и современной философии, раскройте её содержание, сопоставив понятие бытия с понятиями существование, ничто, небытие. Обратите внимание на различное понимание бытия, возникшее, с одной стороны, в философии Левкиппа, Демокрита, Гераклита, с другой — в учении Парменида, Сократа, Платона.

Рассмотрение центрального для материалистической философии понятия материи целесообразно начать с понятия субстанции как предельного

основания, сущности бытия. Проследите эволюцию теоретических представлений о материи, начиная с характерного для античной философии отождествления её с некоторым вечным первовеществом, материалом, дополненным в философии Нового времени рядом общих физических свойств до осознания бесконечного многообразия материального мира

современной наукой и философией. Охарактеризуйте основные виды неживой материи, раскройте специфику живой материи и социальный уровень её организации. Поясните методологический смысл категории материи, обозначающей объективную реальность, данную человеку в ощущениях.

Последний вопрос подводит к диалектико-материалистическому монизму, как принципу интерпретации мира, доказываемому развитием наук и философии.

Доклады и рефераты

1. Проблема бытия в русской религиозной философии.

2. Философия постмодерна и проблема бытия.

3. Соотношение категорий «материя» и «субстанция».

Тема 2. Движение, пространство, время.

План

1.Понятие движения. Движение и покой.

2.Формы и типы движения, их соотношение.

7 стр., 3059 слов

2000 Г. Тема № 20: Философия XX века. План

... 2.6 Экзистенциализм Экзистенциализм (от лат.existentia - существование)- это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения ... центральным является понятие "жизни" как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь "жизнь" рациональными средствами невозможно, ...

3.Философия о сущности пространства и времени.

4.Современное научное познание об основных свойствах пространства и времени.

Источники и литература

1.Башляр Г. Новый рационализм //Мир философии.- М., 1991, Ч.1, С.313-315.

2.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч., — М.,1989, с.66-94.

3.Гоббс Т. К читателю //Мир философии.- М., 1991, Ч.1, С.309-310.

Методологические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса выясните современное философское понимание движения, его соотношение с покоем. Используя рекомендованную работу Т.Гоббса, отметьте характерное для многих классических философов противопоставление двух реальных состояний бытия — движения, перемещения тела в пространстве, и покоя, означающего отсутствие такого перемещения. Используя работу Г.Башляра, раскройте релятивистский подход к проблеме покоя. Обратившись к учебнику, проследите становление диалектической интерпретации движения и покоя. Этому поможет и обсуждение второго вопроса, посвященного основным типам и формам движения. Два последних вопроса предполагают выяснение содержания субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени,

раскрытие концепций взаимосвязи пространства — времени с движущейся материей.

Доклады и рефераты

1. Проблема биологического времени.

2. Есть ли у естествознания альтернатива богу?

Тема 3. Человек во вселенной

План

1.Основные школы, направления и концепции философской антропологии.

2.Человек как существо космическое, биологическое, социальное и

духовное.

3.Проблема смысла человеческого существования.

Источники и литература

1.Бердяев Н.А. О назначении человека //Мир философии.- М., 1991, Ч.2., С.56-57.

2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч., — М., 1989, Ч.2, С.220-237, 247-258.

3.Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры //Мир философии.- М., 1991, Ч.2, С.59-60.

4.Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм //Вопросы философии, 1991, N 3, с.5-12

5.Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Мир философии. — М.,1991, ч.2, с.61.

6.Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Мир философии. — М.,1991, ч.2, с.35-36.

7.Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. — М.,1991, ч.2,с.81-86.

8.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //

Маркс К., Энгельс Ф, Соч. Т.20. — М.,1961.

Методические рекомендации

Обратившись к рекомендованной литературе, охарактеризуйте основные исторические этапы развития философской антропологии в широком смысле слова как учения о природе, сущности и происхождении человека: античный, с принципом космоцентризма, средневековый, характеризующийся теоцентризмом, философию Нового времени

отличающуюся антропоцентризмом. Раскройте специфику человеческого бытия, осознаваемую такими направлениями современной философской мысли как марксизм, экзистенциализм (Ж.П.Сартр), персонализм (Н.Бердяев), философская антропология (М.Шелер).

Обратите внимание на универсальные характеристики человека, предложенные философами (сознание, самопознание, нравственность, религия, свобода, творчество

символов, предметно-практическая деятельность и др.) и принципы сопоставления человека с космосом, Богом, животным, обществом.

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... растения) может привести к неоднозначным результатам. В биологическом, природном социальное должно доказать свою состоятельность, нужность, способность направлять эволюцию человека. Ученые делают далеко идущие предположения. Так академик ...

Центральной проблемой второго вопроса является происхождение человека. Рассмотрите содержание антропного принципа. В соответствии с комплексным подходом к антропосоциогенезу определите роль труда, языка, нравственности, первобытнообщинной организации в этом процессе.

Третий вопрос включает в себя два взаимосвязанных аспекта, касающихся смысла жизни человечества и отдельного человека. Раскройте религиозное содержание ответов на эти вопросы, натуралистические и материалистические подходы к их решению. Оцените значение

гуманистических идей о самоценности человеческой жизни, социальной сущности человека для ответа на вопрос о смысле человеческой жизни.

Доклады и рефераты

1. Социокультурная обусловленность представлений о смысле жизни

человека.

2. Проблема бессмертия человека.

Тема 4. Философия о природе человека.

План

1.Взаимодействие биологического и социального в человеке.

2.Анализ социобиологии.

3.Человек в современном информационно-техническом мире.

Источники и литература

1.Введение в философию:Учебник для вузов в 2 ч., — М.,1989, ч.2, С.237-247.

2.Карпинская Р.С.,Никольский С.А. Социология. Критический анализ.- М., 1988, С.46-63.

3.Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К,Энгельс Ф. Соч.-М.,1974.Т.42,С. 265.

4.Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление

5.Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.- М., 1989. С.69-81.

Методические рекомендации

В интерпретации природы человека в современной науке и философии исследуется соотношение биологического и социального. Охарактеризуйте крайние биологизаторские (расизм) и социологизаторские подходы к этому вопросу. Раскройте основные черты человека как особого биологического вида и понятие социальная сущность человека. Рассмотрите диалектическое взаимодействие биологического и социального в жизнедеятельности

человека.

При анализе широко распространенного в современной западной

философии и социологии направления — социобиологии (основатель Э.О.Уилсон) обратите внимание на принятое различие общей социобиологии и социобиологии человека. Первая их них считает «социабельность» общей характеристикой сообществ животных и человека,

исследует такие формы общественнозначимого поведения как альтруизм и эгоизм, сексуальное и агрессивное поведение, подчеркивает роль естественного отбора, адаптациогенеза в эволюции «социабельности». Раскройте содержание и оцените главную идею социобиологии человека — геннокультурной коэволюции.

В третьем вопросе охарактеризуйте понятие информационно-технический

мир. Рассмотрите как позитивную роль информационно-технических

изменений, так и опасности, с ними связанные, для жизнедеятельности и здоровья современного человека. Обсудите значение этих проблем в деятельности врача.

Доклады и рефераты

1. Биология человека в эпоху научно-технической революции.

2. Единство биологического и социального и медицина.

3. Проблема биологической эволюции человека.

Тема 5. Философия о сознании человека

План

1.Сущность сознания человека, его роль в жизнедеятельности.

2.Сознание человека и психика животных.

3.Сознание и мозг. Идеальное и материальное.

12 стр., 5565 слов

Сущность философии и круг её проблем в современности

... человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно ... мировоззрения как определенной реальности. Рассмотрим исторические типы мировоззрения детальнее. ... мировоззрение, а какое - философия. Целью данного раздела является ... вечных философских проблем: что такое мировоззрение человека, как его ... ≪мир — человек≫ — это основной вопрос мировоззрения. Мировоззрение представляет ...

Источники и литература

1.Бюхнер Л. Сила материи. Общедоступный очерк естественного мирового порядка //Мир философии.- М., 1991,Ч.1, С.452-456.

2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч.,Ч.2, С.304-310.

3.Дидро Д. Разговор Даламбера с Дидро //Мир философии, там же, С. 420-425.

4.Ильенко Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Исскуство и

коммунистический идеал. — М: Исскуство,1984, с.23-24,8-18.

Методические рекомендации

Главная роль сознания в жизнедеятельности заключается в организации поведения человека., во взаимодействии с окружающей средой. Это теоретическое положение и определяет структуру первого вопроса семинара. Здесь надо показать сущность сознания как отражения, назвать его основные элементы (мышление, чувственные компоненты, эмоции,

бессознательное) и указать особенность отражения в каждом из них. Поскольку сознание организует поведение, следует указать его специфичность и на этом основании сделать итоговый вывод о специфичности отношения человека к окружающему миру.

Первый вопрос служит своеобразным предисловием и двум остальным и готовится по учебнику.

Второй вопрос очень конкретен. Здесь надо показать общность и различие сознания человека и психики животных. Это хорошо показано в работе Ильенкова «Диалектика идеального».

Наибольшую сложность представляет третий вопрос семинара. Вульгарные материалисты считают, что сознанием являются физиологические процессы в клетках коры головного мозга. При таком подходе разрушается связь сознания с окружающим миром. Подобную точку зрения защищает вульгарный материалист Л.Бюхнер. Противоположную позицию занимали философы просветители, в частности Д.Дидро. Он считает, что природа воздействует на наши чувства и вызывает ощущения, которые затем комбинируются разумом. Раскройте известные Вам концепции современной науки, касающиеся связи сознания и мозга. Рассмотрите их интерпретацию, содержащуюся в современной диалектико-материалистической философии: сознание особая психическая работа мозга, состоящая в идеально-образном отражении

действительности и регуляции человеческой деятельности и поведения. Обсудите точку зрения Э.В.Ильенкова, изложенную в работе «Диалектика идеального», в которой идеальное понимается как существующее в коллективно создаваемом мире культуры.

Тема 6. Проблема души

План

1.Сознательное и бессознательное.

2.Теория бессознательного З.Фрейда, К.Юнга.

3.Сознание и самосознание, их роль в поведении, общении и деятельности человека.

Источники и литература

1.Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М., 1996, С.165-171.

2.Введение в философию. Учебник для вузов.- М., 1989,Ч.2, С.310-317.

3.Фрейд З. Я и Оно //Мир философии.- М., 1991.Ч.1,С.456-460.

4.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии, 1988,

N 1, с.133-152.

Дополнительная литература

1.Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.- М., 1994.

2.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М., 1972.

3.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989.

4.Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.

5.Юнг К.Г. Проблема души нашего времени.- М., 1993.

Методические рекомендации

6 стр., 2873 слов

Раздел III. — философия познания

... которым располагает общество или отдельный индивид, есть ... концепция представление познание знание 168364 Знание, соединенное с верой в него, есть ... убеждение мнение рассуждение ... апологетами 168351 Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть ... ноумен Бог труд субъект познания 168352 Формой рационального познания является ... ...

При подготовке ответа на первый вопрос, надо по леции и учебнику уяснить содержание понятий сознательное и бессознательное, а также их взаимосвязь и взаимопереходы.

При подготовке ответа на второй вопрос надо обратиться к рекомендованным работам классиков психоанализа и найти ответы на следующие вопросы: основная предпосылка психоанализа, сознание с точки зрения психоанализа, бессознательное, его структура. Сознательное, предсознательное, бессознательное, их взаимодействие. Душа с точки зрения Фрейда.

При подготовке ответа на третий вопрос, выясните содержание понятия самосознание, сопоставив его с понятиями сознание и душа. Воспользуйтесь для этого материалами лекции и учебника.

Доклады и рефераты

1. Понятие «душа» в философии и религии.

2. Душа и разум.

Тема 7. Проблема познаваемости мира

План

1.Познание, его возможности и границы.

2.Субъект и объект познания.

3.Формы человеческого знания и основные познавательные способности человека.

Источники и литература

1.Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М., 1996, С.108-116.

2.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч. — М.,1989, ч.2, С.319-350.

3.Кант И. Критика чистого разума //Мир философии.- М., 1991, Ч.1, С.508-509.

4.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //ПСС, Т.18, 1961, с.101-103,107-109.

5.Степин В.С. Деятельностная концепция знания //Вопросы философии, 1991, N 8, с.132-133,135,137.

Методологические рекомендации

Теория познания (гносеология) как особый раздел философии исследует, прежде всего, вопрос о том познаваем ли мир, то есть может ли человек в своих представлениях и понятиях о действительном мире иметь достоверное знание о самой действительности. Выясните содержание и условия появления трех вариантов ответа на этот вопрос: оптимистического, познавательного, скептического и агностического. Рассмотрите аргументы, предложенные античными скептиками, Юмом в защиту скептицизма. Объясните, почему философию И.Канта оценивали как агностицизм. Охарактеризуйте познавательный реализм.

При обсуждении второго вопроса сравните материалистическое и идеалистическое понимание субъекта познания и его роли в познавательной деятельности, определите соотношение понятий объективная реальность и объект познания. Рассмотрите значение деятельностной концепции знания в интерпретации субъекта и объекта познания. В структуре знания охарактеризуйте обыденно-практическое, художественное и научное знания, естественно-научное и социальное знание. Рассмотрите такие познавательные способности как чувственное и рациональное познание, интуицию, объяснение и понимание.

Доклады и рефераты

1. Многообразие вненаучного знания.

2. Познание и понимание.

Тема 8. Философское учение об истине

План

1.Истина и заблуждение.

2.Проблема критериев истины.

3.Знание и вера.

4.Проблема истинности врачебного диагноза.

Источники и литература

1.Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х ч., — М.,1989, ч.2, С.351-358.

2.Вогралик В.Г. Клинические лекции по внутренним болезням.- Горький, 1981, С.17-20.

3.Декарт Р. Из переписки 1619-1643 г // Мир философии. — М.,1991, ч.1 с.621.

4.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //ПСС, Т.18, М., 1961, С.123-140.

8 стр., 3806 слов

1.)Проблемное поле, предмет и структура философского знания

... добродетели – знание, зло же совершается по незнанию. Платон – все имеет свою идею. Идеи управляют миром, но им противостоит небытие (изменяющаяся материя). Метод познания диалектика, т.е. ... изменения мира. Они создали диалектический материализм. Энгельс дал классическое определение основного вопроса философии, сформулировал три закона диалектики, рассмотрел основные формы движения. Маркс особое ...

5.Рассел Б. Человеческое познание //Мир философии.- М., 1991. Ч.1, С.644-648.

Методические рекомендации

При обсуждении первого вопроса определите понятие объективной истины, рассмотрите соотношение абсолютного и относительного в ней, охарактеризуйте природу и место заблуждений в познании. Рассматривая проблему критериев истины, оцениет предлагавшиеся

философами критерии — ясность и отчетливость, общезначимость, логическую непротиворечивость, полезность. Раскройте роль практики как основы познания и критерия истины, ее абсолютный и относительный характер. Начиная со средневековой философии соотношение веры и знания является темой размышления многих философов. Отметив две разновидности веры — религиозную и внерелигиозную, охарактеризуйте их различия, а также

то общее, что отличает веру от знания. В заключение семинара обратитесь к проблеме истины во врачебном диагнозе, обсудите причины врачебных ошибок и заблуждений.

Доклады и рефераты

1. Проблема веры и разума в русской религиозной философии.

2. Причины врачебных ошибок.

Тема 9. Специфика научного познания

План

1.Формы, уровни, структура научного познания.

2.Рациональное и иррациональное. Ценность научной рациональности.

3.Роль науки в развитии цивилизации.

Источники и литература

1.Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М., 1996, С.288-309.

2.Введение в философию: Учебние для вузов в 2-х ч.,Ч.2.- М., 1989, с. 372-385,398-406.

3.Степин В.С.,Горохов В.Г.,Розов М.А. Философия науки и техники — Учебное пособие для вузов.- М., 1995, С.14-41, 285-289.

Методические рекомендации

Специфика научного познания раскрывается в его структуре. Рассмотрите прежде всего, такиеэлементы структуры научного познания как эмпирический и теоретический уровень — критерии их различения, достоинства и недостатки непользуемых методов и форм, ихединство в познавательной деятельности человека. Оцените значение таких форм теоретического познания как проблема-гипотеза-теория. Охарактеризуйте основания научного знания, обеспечивающие егоцелостность, идеалы и нормы научного знания, научную картину мира, философские основания науки.

При обсуждении второго и третьего вопросов раскройте содержание понятий рациональное и иррациональное, обсудите соотношение между ними. Охарактеризуйте роль иррационализма XIX в. (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше и др.) в развитии теории познания и его крайние проявления в постмодернизме. Покажите ценность научной рациональности и значение науки в развитии цивилизации.

Доклады и рефераты

1. Проблема критериев научности.

2. Роль философии в научном исследовании.

3. Структура научной теории и ее основные функции.

Тема 10. Учение о развитии

План

1.Классическая диалектика и современное философское учение о развитии.

2.Принцип противоречия и его методологическая роль в научном

познании.

3.Диалектика отрицания отрицания.

Источники и литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х частях. ч.2 —

М.,1989,с.100,164-170.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991, С.118-121.

10 стр., 4587 слов

1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем

... От марксизма к постмарксизму. Литература. Энгельс Ф. Анти – Дюринг. Любое издание. Энгельс Ф. Диалектика природы. Старое предисловие к ... Книга для чтения. М.,1991. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. ПСС. ... разума и его противники. Особенности информационного общества. Д. Белл, А. Тоффлер. Истоки и ... М.,1991. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х томах. М.,1989. Грюнбаум ...

3. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике //ПСС, Т.29, С.316-322.

4. Маркс К. Капитал. Т.1 — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. — Т.23 — 1960, с.43-50.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, 1961, с.137-146.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарному занятию следует начать с работы Ленина «К вопросу о диалектике». Здесь раскрывается содержание первого вопроса. Ленин говорит о двух концепциях развития и надо показать чем они отличаются друг от друга, как по-разному объясняют причину движения, его характер и направление.

Готовясь к ответу на второй вопрос семинара, посмотрите соответствующий раздел учебника и конспект лекции, чтобы уяснить основные компоненты диалектического противоречия: единое, противоречие, противоположность, опосредующее звено, «свое другое». Затем откройте первый том «Капитала» К.Маркса и посмотрите как он анализирует противоречие потребительной и меновой стоимости, принявшей форму товара. Найдите у Маркса уже известные вам компоненты диалектического противоречия. По тому же принципу готовится ответ по теме «Отрицание отрицания», только образцом диалектического анализа является рекомендованный отрывок работы Энгельса «Анти-Дюринг».

Доклады и рефераты.

1. Метафизика как инобытие диалектики.

2. Пределы диалектики.

3. Революционная консервативность диалектики.

Тема 11. Диалектика количественных и качественных изменений

План

1.Категории: количество, качество, свойство, мера.

2.Закономерность перехода к новому качеству. Понятие скачка.

3.Взаимосвязь количества и качества в медицине.

Источники и литература

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М., 1989, С.138-150.

2.Гегель Г. Философская пропедевтика //Гегель Г. Работы разных лет в 2-х т., Т.2.- М., 1973, С.95-100.

3.Энгельс Ф. Диалетика природы //Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,Т.20, — М.,1961, С.385-390.

Методические рекомендации

Подготовку к семинару начинайте с определения понятий «качество», «количество», «мера», «скачок», используя для этой цели учебник, лекцию и рекомендованные источники. Конспекритуя работу Гегеля не забывайте, что он объективный идеалист и определяет названные понятия как логические формы познания. Взаимодействие качества и количества есть разновидность диалектического противоречия и это надо показать. Для решения этой задачи найдите то, что объединяет качество и количество, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют. Это хорошо показано в рекомендованной работе Энгельса, но конспектируя ее, не увлекайтесь примерами, которые использует автор. Постарайтесь понять те особенности закона, которые Энгельс иллюстрирует с помощью примера.

Доклады и рефераты

1. История философии как переход количества в качество.

2. Эволюция и революция.

3. Может ли смерть считаться разновидностью диалектического скачка.

Тема 12. Принцип системности.

План

1.Самоорганизация и системность.

2.Понятие «система», «элемент», «структура».

10 стр., 4760 слов

Методические указания к срс и срсп методическое обеспечение самостоятельной ...

... теме: 1. Законспектировать примерные ориентиры нормального развития ребенка. Методические рекомендации: 1. Выписать из литературы определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического ... развития детей младшего школьного возраста. Основная и дополнительная, собственные источники Конспект, устный ответ 12 нед. 10 Подростковый психический возраст. Проблема ...

3.Форма и содержание, их диалектическая взаимосвязь.

4.Системный подход к человеческому организму в медицине.

Источники и литература.

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2, — М.,1989, С.119-129.

2.Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегль Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 — М.,1975, § 133 (с.298).

3.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение : диалог с И.Пригожиным // Вопр. филос., 1992 № 12 с.3-9,13-20.

4.Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопр. филос., 1992, №11, с.25-32.

Методические рекомендации

Умозрительные заключения о динамической упорядоченности космоса, природы, общества были сделаны еще древними мудрецами. Знакомство с рекомендованной литературой должно помочь понять, что возникновение общей теории систем как научной дисциплины и формирование синергетической картины мира  закономерный этап развития диалектического взгляда на человека и окружающую его действительность.

При ответах на 1-ый и 2-ой вопросы требуется дать определения исходных понятий — «единое», «многообразие», «целое», «часть», «система», «элемент», «структура» — и показать соотношения между ними; обосновать существующую градацию систем на «открытые» и «закрытые»; воспроизвести и иллюстрировать примерами классификацию открытых и закрытых систем по уровню их организации. Необходимо иметь представление о механизме эволюции открытых систем и о современной дискуссии по этой проблеме.

Во время подготовки к 3-му вопросу разумнее всего обратиться к указанному фрагменту классической работы Г.В.Ф.Гегеля. Следует обратить внимание на различение «внутренней» и «внешней» «формы» в ее отношении к «содержанию»; и подумать над тем, можно ли говорить о соподчиненности категорий «содержание» и «форма».

Отвечая на 4-ый вопрос, желательно использовать — помимо рекомендованной литературы  материал, освоенный при изучении

медико-биологических дисциплин.

Доклады и рефераты

1. Диалектика единого и многого, целого и части в «Пармениде» Платона.

2. Учение А.А.Богданова о «всеобщей организационной науке».

Тема 13. Причина и следствие в их диалектической взаимосвязи

План

1.Понятие причины и следствия. Объективный характер причинности.

2.Ограниченность механистического детерминизма.

3.Методологическое значение принципа причинности. Причинность в

этиологии.

Источники и литература.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях Ч. 2.-М., 1989, с.129-133.

2. Гегель Г. Философская пропедевтика — Гегель. Работы разных лет в 2-х томах.- Т.2. — М., 1973, с. 106-108.

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты. Диалектика.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20,1961, с. 533-535.

4. Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу из Лондона в Берлин 14 июля 1893 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39, М., 1966, с. 84.

Методические рекомендации

Используя материал лекции и учебника, покажите как разные философы понимали взаимодействие причины и следствия. Особое внимание уделите концепции причины, предложенной в механистическом детерминизме. Здесь причина (А), есть явление, которое вызывает следствие (В), а оно, в свою очередь, становится причиной третьего явления (С).

12 стр., 5522 слов

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых ...

... выпускных квалификационных работ, примерный план, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации к их выполнению. В основу материала методических рекомендаций положены нормативные документы: ГОС СПО 2002 г. ... дошкольников с техникой : 1.1. Мир техники как источник познания творческого начала в личности взрослого человека; 1.2. Возрастные возможности ознакомления дошкольников с техникой; ...

Причина и следствие здесь меняются местами в разных связях. Теперь откройте работу Энгельса «Диалектика природы» и найдите основное возражение автора против механистического понимания причинно-следственной связи. После этого откройте вторую рекомендованную работу Энгельса и найдите основной принцип диалектического понимания причинно-следственной связи. Заканчивая подготовку к семинару, возьмите работу Гегеля и посмотрите как он применяет диалектическое понимание причины к объяснению

конкретных явлений.

Доклады и рефераты

1. Чудо как беспричинность явления?

2. Методологическое значение причинности в медицине.

3. Причина и цель.

4. Взаимодействие и причина: общее и различие.

Тема 14. Диалектика необходимости и случайности.

План.

1.Развитие как обьективный процесс связи необходимости и случайности.

2.Обьективный характер необходимости и случайности.

3.Диалектика необходимости и случайности.

4.Необходимость и случайность в медицине.

Источники и литература.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2 — М., 1989, с.133-134.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. — Т.20 — 1961, с.523-536.

Методические рекомендации

Для подготовки к первому и второму вопросу семинарского занятия воспользуйтесь лекцией и учебником. Четвертый вопрос подготовьте по рекомендованной монографии Царегородцева и Ерохина. Особое внимание уделите третьему вопросу. Здесь надо понять и научиться

применять наожиданное для обыденного мышления утверждение: необходимость и случайность самостоятельным бытием не обладают. Существуют не случайности и необходимости, а вещи и процессы, каждый из которых случаен и необходим одновременно. В процессе познания мы понимаем необходимость явления через его случайность и наоборот.

Подробное изложение этой концепции дано в рекомендованной работе Энгельса.

Доклады и рефераты

1. Человек как случайность исторического процесса.

2. Случайность и свобода.

3. «Случайность как проявление необходимости» (Энгельс) или»как точка

пересечения необходимостей» (Плеханов).

4. Необходимость несчастного случая.

Тема 15. Диалектика единичного и общего, сущности и явления

План.

1.Категории единичного и общего, их диалектика.

2.Общее, особенное и единичное в медицинской практике.

3.Понятие сущности и явления, их диалектика.

4.Научное познание как проникновение в сущность. Роль знания сущности

для медицинской деятельности.

Источники и литература.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-ч. Ч. 2 -М., 1989, с. 109-114.

2. Гегель Г. Философская пропедевтика. // Гегель. Работы разных лет. В 2 -х томах. Т.2 — М., 1973, с. 100-105.

Методические рекомендации

Первый вопрос семинарского занятия рекомендуется готовить по лекции и учебнику. Обратите внимание на то, что единичное и общее — это две противоположности, связанные отношением противоречия. Единым основанием, которое раздваивается здесь на противоположности «единичное-общее» является особенное или отдельное.

По книге Царегородцева и Ерохина покажите, как работают категории «единичное-особенное» в деятельности врача и переходите к третьему вопросу семинара.

Сущность -это понятие, которое фиксирует объективные свойства предмета. Как реальные свойства сущность объективна. Как понятие, она субъективна. Гегель — объективный идеалист и считает сущность прежде всего понятием. Анализируя предложенный отрывок из «Философской пропедевтики», перечислите свойства, которыми, по мнению Гегеля, должно обладать понятие вещи, чтобы быть ее сущностью. Явление — это та же самая вещь, только понятая через свою сущность, поэтому она и существенна. В ответе на третий вопрос семинара надо показать противоречивое взаимодействие вещи и ее понятия.

Доклады и рефераты

1. Методологическое значение категорий общее-особенное-единичное в

деятельности врача.

2. Научный факт как единство сущности и явления.

3. Научное понятие как восхождение к сущности.

4. Закон как существенная связь.

Тема 16. Общество — объект философского познания.

План.

1.Философия о многообразии культур, цивилизаций, форм социального

опыта.

2.Общественная жизнь людей и ее основы. Общество как система

общественных отношений.

3.Сущность жизни человека и сущность человека.

Источники и литература.

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2. — М., 1989, с.420-422,433-439.

2.Гольбах П. Об обществе. // Социальная философия: Хрестоматия. Ч.1 — М., 1994, с. 69-73.

3.Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13, — М.,1959, с.5-9.

Методические рекомендации

Первый вопрос семинара является своеобразным предисловием ко второму вопросу. Надо показать наличие многообразных подходов к проблеме общества. С этой целью прочитайте соответствующий раздел учебника, лекции и рекомендованную работу П.Гольбаха, являющуюся характерным выражением философских взглядов 18 века.

Главным вопросом семинарского занятия является второй вопрос. Общество — это деятельность людей в структуре общественных отношений, а отношение — это связь двух субъектов по поводу чего-то третьего. По работе К.Маркса «К критике политической экономики. Предисловие» выясните разницу между материальными и идеологическими отнощениями, а также характер их взаимосвязи.

В третьем вопросе надо показать разницу между общественными

отношениями и повседневной жизнью, в которой живет человек.

Необходимый для этого материал можно найти в лекции.

Тема 17. Взаимосвязь материального и духовного начал в жизни

общества.

План.

1.Общественное бытие, его виды.

2.Духовная жизнь и ее роль в развитиии человека и общества.

Источники и литература.

1. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Мир философии — М.,1991, ч.2 с. 159-161, 163-164, 168.

2. Философия: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М., 1998, с.402-408,449-458.

Методические рекомендации

Раскройте место категории общественного бытия в понимании общества, его целостности и динамики. Общественное бытие включает в себя различные материальные отношения людей к природе и друг другу. Определите понятие способа производства, охарактеризуйте его основные элементы и роль способа производства в жизни и развитии общества.

Второй вопрос предполагает рассмотрение духовной жизни общества и ее

роли в фомировании целостной общественной системы. Выясните

соотношение духовной жизни и общественного сознания. Рассмотрите активную роль общественного сознания, его воздействие на общественное

бытие, всю жизнь общества, жизнедеятельность отдельного человека.

Доклады и рефераты

1. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.

2. Роль духовной культуры в жизни человека.

Тема 18. Проблема типологии человеческой истории.

План.

1.Содержание цивилизационного подхода к человеческой истории.

2.Формационный анализ общественного прогресса.

3.Единство формационного и цивилизационнго понимания общественного

прогресса.

Источники и литература.

1. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. ч.II — М.,1994, с.40-43.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. //Философия истории в России. Хрестоматия. — М., 1996, с.88-94.

3. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // ПСС — М., 1979, т.1, с. 132-145.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М., 1959, т. 13, с. 5-9.

5. Ростоу У. Стадии экономического роста. // Социальная философия: Хрестоматия. Ч.1 -М., 1994, с. 144-146.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 Гештальт и действительность // Философия истории: Антология. — М., 1994, с. 158 -169, 175-181.

Методические рекомендации

При подготовке к обсуждению обозначенной проблемы необходимо иметь в виду следующее:

а) о типологии человеческой истории может идти речь тогда, когда признается или подразумевается наличие смысла в истории, т.е. — в общем

случае — наличие законов развития общества;

б) противостояние цивилизационной и формационной моделей истории основывается на различном понимании сущности динамической структурной единицы исторического процесса: есть ли она прежде всего качественно новый тип в эволюции человечества, либо качественно иная стадия его развития.

Содержание цивилизационного подхода можно уяснить при знакомстве с фундаментальными работами Н.Я.Данилевского и О.Шенглера. Следует обратить внимание на интерпретацию этими мыслителями характера единства человечества и сути закономерностей, действующих в истории. Требуется дать определения категории «культурно-исторический тип» – у Н.Я.Данилевского, «культура» и «цивилизация» — у О.Шпенгле, а также воспроизвести важнейшие положения их историософских концепций. Изложение чисто стадиального взгляда на социокультурную эволюция можно найти в теориях У.Ростоу, Д.Белла, Э.Тоффлера. Укажите, какой фактор, с их точки зрения, детерминирует общественный прогресс, проявляющийся в последовательной смене традиционного (аграрного) общества индустриальным, а последнего — постиндустриальным. Формационное учение, как по преимуществу стадиальное, представлено марксистской философской традицией. Обратившись к классическим трудам К.Маркса и В.И.Ленина, необходимо раскрыть содержание понятия «общественно-экономическая формация» и показать марксистскую

интерпретацию прогрессивного движения человечества от одной общественно-экономической формации к другой через диалектику производительных сил и производственных отношений.

Для полновесного ответа на третий вопрос надо ориентироваться — хотя бы в самых общих чертах — в широко развернувшейся дискуссии между сторонниками цивилизационной и формационной перадигм. Рекомендованная литература позволяет это сделать. Необходимо отметить сильные и слабые стороны конкурирующих историософских теорий и обсудить вероятность их синтеза.

Темы докладов и рефератов

1. Концепция всемирной истории Л.И.Мечникова.

2. Цивилизации или формации: современное состояние дискуссии.

Тема 19. Общество и природа

План.

1.Противоречия отношений «человек — природа» в современную эпоху.

2.Свобода и ответственность человека за сохранение жизни, природы,

культуры в условиях современого технического развития.

Источники и литература.

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2. — М., 1989, с.185-200.

2.Карпинская В.С, Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.,1995, с.332-336.

3.Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. — )Позиция следствия) // Вопр. филос., 1991, №3, с.19-21.

4.Печчеи А. Человеческие качества // Мир философии. — М.,1991, ч.2, с.493-496.

Методические рекомендации

Общество — деятельность людей в структуре общественных отношений. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества. Она является объектом отношения общества и воздействует на него. Ряд западных естествоиспытателей и философов подчеркивают определяющий характер природных факторов в развитии общества. Рассмотрите содержание концепций мальтузианства, неомальтузианства, географического детерминизма и неополитики, оцените их. Раскройте значение общественных отношений во взаимодействии общества и природы. Оцените изложенную в рекомендованной литературе стратегию решения современных противоречий в отношении человека и природы.

Доклады и рефераты

1. Природа, нравственность, красота.

2. Сущность капиталистического перенаселения.

Тема 20. Личность. Проблемы свободы.

План.

1.Сущность личности, ее становление.

2.Личность в эпоху социальных катастроф. Проблема свободы и

ответственности человека.

3.Проблема гуманизма в современном мире: идеалы и реальность.

Источники и литература.

1.Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство кесаря. // Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990, с. 252-260, 282-291.

2.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2. — М., 1989, с. 551-557.

3.Герцен А.И. С того берега. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М., 1995, с. 422-425.

4.Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990, с. 345-350.

5. Печчеи А. Человеческие качества // Мир философии. — М.,1991, ч.2, с.560-562,564.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса охарактеризуйте понятия индивид, индивидуальность, личность, покажите их различие и внутреннее единство, раскройте условия и пути становления личности, роль ценностей в процессе социализации личности.

Второй вопрос предполагает выяснение характера связей личности и общества. Детерминирующая роль общества может быть раскрыта через понятие исторические типы личности. Ситуация социальных потрясений и проявляет эти типы, и деформирует их. С другой стороны, эпоха социальных катастроф обостряет проблему свободы и ответственности

личности. Раскройте понятия волюнтаризма и фатализма, оцените различные модели свободы личности. Логичным завершением обсуждения проблем личности является

определение судеб идеалов гуманизма в современном мире.

Доклады и рефераты

1. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.

2. Становление личности врача.

3. Личность и политика.

Тема 21. Проблемы современной цивилизации

План.

1.Характеристика » традиционной» культуры.

2.Особенности современных цивилизованных стран.

3.Роль научной рациональности в развитии общества.

Источники и литература.

1.Белл Д. Постиндустриальное общество. // Социальная философия : Хрестоматия. Ч. 1. — М., 1994, с. 148-158.

2.Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1990, с. 247-261. 3.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч., ч.2 — М.,1989, с.360-364.

4.Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. — 1995, N 10, с. 86,90-94.

5.Франк С.Л. Крушение кумиров //Франк С.Л.Соч.- М., 1990, С.142-143.

6.Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры //Вопросы философии. 1992. N 6.С.91-105.

Методические рекомендации

В процессе совместного производства складывается форма общества. Она влияет на все взаимодействия людей. Различаются такие формы общества как традиционное, индустриальное, постиндустриальное (общество постмодерна).

Охарактеризуйте специфику «традиционной» культуры и отличительные признаки цивилизованных стран. Рассмотрите значимость научной рациональности в развитии общества.

Доклады и рефераты

1. Что такое постмодерн?

2. Традиционная и современная культура.

Тема 22. Перспективы современной цивилизации

План

1.Человек перед лицом глобальных проблем.

2.Современный мир: Восток-Запад-Россия.

Источники и литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В. 2-х т., ч.2. — М.,1989, с.599-609.

2. Евразийство. Опыт систематического изложения // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия. — М.,1994, с.159-167.

3. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму // Вопр. филос. — М.,1990, №1, с.151-154.

4. Философия: учебник для вузов // Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. — М.,1998, с.571-575.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос требуется раскрыть содержание понятия комплекса глобальных проблем, которое  в самом общем виде  можно определить как взаимосвязанную систему социаьных и социально-природных процессов, полностью не поддающихся  в силу ряда причин — рациональному контролю, способных формировать необратимые негативные изменения психического и физического здоровья населения планеты и даже првчести к гибели всей человеческой цивилизации. Следует показать, чем современная кризисная ситуация по своим истокам и возможным последствиям отличается от общественных и природных

катаклизмов прошлых времен. Прокомментируйте высказывание югославского философа С.Стояновича, назвавшего состояние нынешнего мира «царством роковой, созданной

руками человека случайности». Поясните как влияет изменившееся положение человека в мире на осмысление им традиционно философских проблем: свободы воли, соотношения свободы и ответственности, свободы личности и социальной справедливости.

Понятия, рассматриваемые во втором вопросе — «Восток», «Запад», «Россия» — являются в данном контексте сжатыми культурно-историческими характеристиками, подразумевающими различные, часто конкурирующие друг с другом системы ценностей. На их обсуждении следует сосредоточить внимание.

Размышления об исторических судьбах России всегда занимали одно из главных мест в трудах отечественных философов. Спор между славянофилами и западниками продолжается до сих пор. Необходимо иметь представление о позиции тех и других. В сегодняшней России, остро переживающей «кризис идентичности» (совсем не ясно, кто мы сегодня и кем будем завтра_ историософская проблематика чрезвычайно актуальна. Вам предлагается ознакомиться с полемикой, ведущейся вокруг концепции «евразийства» и ряда других теорий.

Доклады и рефераты

1. «Восток, Запад и русская идея» Л.П.Карсавина.

2. «Кризис идентичности» на Западе: полемика вокруг теории «общества

постмодерна».

Тема 23. Философские проблемы медицины

План

1.Медицина и социум.

2.Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье.

3.Социальные функции современной медицины.

Источники и литература

1.Лисицын Ю.П., Изуткин А.М.,Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм.- М., 1984, С.148-155.

2.Матрос Л.С. Социальные аспекты проблемы здоровья.- Новосибирск, 1992.

3.Царегородцев Г.И.,Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины.- М., 1986, С.12,15-16,17-23.

Методические рекомендации

Рассмотрите место медицины как особой формы человеческой деятельности в системе общественных отношений, ее зависимость от них и возможности активного воздействия на жизнь человека и общества. Раскройте социальные основы здоровья и заболеваемости в изменяющихся общественных условиях, социальную ценность здоровья. Обсудите

проблему социальных функций современной медицины, перспективы страховой медицины.

Доклады и рефераты

1. Страховая медицина: за и против.

2. Медицина и экономика.

Тема 24. Этические проблемы медицины

План

1.Основные ценности, принципы, понятия классической медицинской

этики.

2.Современный мир и особенности медицинской этики.

3.Биомедицинская этика как новая наука.

Источники и литература

1. Вич Р. -Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопр. филос., 1994, №3, с.67-73.

2. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.- М., 1990, с.102-112,151-157.

3. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики //Вопросы философии, 1992, N 3, С.104-113.

Методические рекомендации

Обсуждая первый вопрос используйте исторические документы, в которых сформулированы основные ценности и принципы врачебной этики: жизнь, здоровье и благо больного — высшие ценности, защищаемые врачебной деятельностью. Раскройте содержание принципов врачебной тайны, «Не навреди!», нормы индивидуального похода к больному, милосердия и др. Рассмотрите особенности реализации ценностей и принципов врачебной морали в западной и отечественной медицине. В современном мире идет технизация и коммерциализация медицины с одной стороны, расширяется движение за права человека, с другой стороны. Обсудите, как эти процессы влияют на этику врача, какие новые моральные проблемы они рождают. Рассмотрите основные принципы биоэтики: принцип автономии пациента и его информированного согласия. Оцените патерналистскую модель отношений врача и больного.

Доклады и рефераты

1. Проблема эвтаназии.

2. Нравственные традиции отечественной медицины.