Теория философии * Философская антропология

Теория философии * Философская антропология

_________________________________

4. Программа семинара: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

1. Проблемы антропогенеза.

2. Понятие личности и ее соотношение с понятиями человек, индивид, индивидуальность.

3. Свобода личности и нравственная ответственность.

Ключевые понятия: Антропология, антропогенез, антропосоциогенез, человек, труд. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация. Аксиология, ценность. Смерть и бессмертие. Смысл жизни. Свобода и необходимость.

Доклады:

1. Естественное и общественное в человеке.

2. Деятельная сущность человека.

3. Нравственные основы личности.

4. Свобода личности. Свобода и необходимость.

5. Философский анализ любви.

Литература к теме

Бердяев, Н. А. Философия свободного духа [Текст] / Н. А. Бердяев. – М. : Республика, 1994. – С. 87–111.

Гиндилис, Н. Л. Человек в истории развития знания: античность [Текст] / Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2003. – № 1. – С. 111-?.

Гиндилис, Н. Л. Человек в европейском средневековом знании [Текст] / Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2003. – № 2. – С. 73-?.

Гиндилис, Н. Л. Человек в европейском средневековом знании [Текст] / Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2003. – № 4. – С. 78-?.

Гиндилис, Н. Л. Человек в европейском средневековом знании [Текст] / Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2003. – № 5. – С. 44-?.

Горбачев, В. Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии [Текст] / В. Г. Горбачев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1. – С. 143–154.

Гусейнов, А. А. Великие моралисты [Текст] / А. А. Гусейнов. – М. : Республика, 1995. – 351 с.

Джемс, Дж. Личность [Текст] / Дж. Джемс // Мир философии : книга для чтения в 2 ч. Ч. 2. – М. : Политиздат, 1991. – С. 262–271.

11 стр., 5027 слов

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева Содержание человек свобода философский Введение 1. Проблема свободы в философии 2. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева 3. Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева Заключение Библиографический список Приложение Введение Николай Александрович Бердяев (1874--1948) - наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в. В эмиграции им ...

Ильенков, Э. В. Что такое личность? [Текст] / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Философия и культура. – М. : Политиздат, 1991. – С. 369–414.

Коган, Л. Н. Цель и смысл человеческой жизни [Текст] / Л. Н. Коган. – М. : Мысль, 1984. – 252 с.

Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1978. – 367 с.

Мир философии [Текст] : книга для чтения в 2 частях. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М. : Политиздат, 1991. – Раздел пятый : Человек и его место в мире.

О человеческом в человеке [Текст] / ред. И. Т. Фролов. – М. : Политиздат, 1991. – 384 с.

Человек [Текст] : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М. : Политиздат, 1991. – 464 с.

Человек [Текст] : Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М. : Республика, 1995. – 528 с.

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о ценностях.

Антропогенез (anthropos – человек; genesis – рождение) – процесс формирования человека как биологического вида.

Антропология (греч. anthropos – человек, logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.

Волюнтаризм (voluntas – воля) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве первоосновы бытия. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А. Шопенгауэра. Теория, придающая волевым решениям основное значение в социально-политической практике, игнорирующая объективные законы истории.

Воля – одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках.

Индивид, индивидуум (individuum – неделимое, особь) – 1) особь, отдельный организм; 2) отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода.

6 стр., 2767 слов

Человек как предмет педагогической антропологии 3

Антропология - это учение о человеке как биологическом виде. Педагогическая антропология — это учение о человеке, становящемся в сфере образования. Чтобы понять, что же есть педагогическая антропология и какого место человека в ней рассмотрим сам термин антропология. Он расшифровывается как знание о человеке, наука о человеке, и возник в конце 18 века, этот термин был предложен И. Кантом. И. Кант ...

Индивидуальность – термин, относимый, прежде всего к человеку и означающий единственность, неповторимость, уникальность человеческого существа; совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Квази (лат. quasi – якобы, как будто, вроде) – часть сложных слов, придающая слову значение «мнимый», «ненастоящий».

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом.

Ответственность – объективное требование к деятельности субъекта. Осознание ответственности – это понимание необходимости выбора и понимание смысла совершаемых действий.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной реальности.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, присущих данному обществу, позволяющих человеку функционировать в качестве равноправного члена общества.

Труд – целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду для удовлетворения своих потребностей.

Фатализм (fatalis – роковой, fatum – рок) – утверждает изначальную неотвратимую предопределенность человеческих поступков, отрицает свободный выбор и случайность. Вера в неотвратимость судьбы, божественное предопределение, рок.

Ценность – явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении; то, что имеет высокую стоимость.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, обладающее даром речи и мысли. Наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1).

6 стр., 2634 слов

Философская антропология 4

... судьба в ожидании последнего суда». Заключение Таким образом, философская антропология как самостоятельная область знания исследует человека в качестве определенной антропологической целостности. Ее предметом ... также психофизическая проблема души и тела и ноэтически-витальная проблема. Только такая антропология способна помочь всем наукам, «предметом» которых является человек: естествознание и ...

Философия человека, или философская антропология, это учение о природе и сущности человека. Человек – уникальное творение Вселенной. Он неизъясним и загадочен. Что есть человек? Можно ли его считать уникальным созданием на Земле? Что обусловило его выделение из животного мира? Чем определяется суверенность его духа? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Эти и многие другие вопросы относительно человека обнаруживаются в философских учениях всех времен, но как направление философская антропология возникает в конце XIX в. Как писал немецкий философ М. Шелер, философская антропология – это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития.

Предмет науки о человеке – это не просто «человек», но система ценностей, в которой живёт человек: это его язык, это экономические условия, политическая организация, нравственные отношения и т. д. Каждая из сфер рассматривается отдельной конкретной наукой. Философская антропология же рассматривает мир человека в целом, т. е. весь мир человека.

2).

Тема человека в истории философии

Античный образ человека космоцентричен. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Микрокосм отражает макрокосм и представляет собой живой одухотворенный организм. Само греческое мышление телесно. Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, тело должно быть хорошо тренированным. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто «квазителесное». У древних греков еще не сложилось ощущение личности. Для этого надо было отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции. Первый шаг в этом направлении сделал Сократ, обратившись к теме человека. Его считают родоначальником философской антропологии. Для Сократа самопознание становится главнейшей и единственной целью философии. Позже платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель связывает родовую особенность человека с разумностью и социальностью. По Аристотелю, человек – это «разумное животное» и «политическое животное».

Средневековый образ человека теоцентричен. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы» (Н. А. Бердяев).

8 стр., 3611 слов

Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии

... психологии Кафедра практической психологии Реферат по философской антропологии Тема: Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии. Тирасполь 2010г. Введение Сегодня, когда общей ... ее членов переживаний и общего жизненного уклада». Таким образом, Фромм полагал, что личность развивается в соответствии с ... Москва 2009. - 307 с. 5. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 875 с. 6. Фромм Э. ...

Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Отныне он видится как центр и высшая цель мироздания. Христианское сознание исходит из того, что «человек прекрасно устроен из разумной души и тела». Душа есть дуновение самого Бога. Душа независима от тела, она и составляет сущность человека. Бог и душа влекутся друг к другу. Христианские мыслители подчеркивали, что абсолютно свободному Богу соответствует человек, обладающий дарованной ему Творцом свободной волей. Разум, душа и воля – три составляющие внутреннего мира человека.

Идеологией эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманизм основывается на ценностном понимании человека. Мыслители этой эпохи утвердили полную принадлежность человека земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, отстаивали его достоинство, право на счастье, на развитие своих способностей.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бурное развитие науки, изменившее картину мира, привело к переосмыслению темы человека. Бог смещается на периферию человеческой жизни, человек теперь верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют разумные законы. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек – разумное существо. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души – это сознание.

Эпоха Просвещения породила культ «автономного человека». Человек, согласно данному мировоззрению, – природное существо. Его сознание, душа – все имеет природные корни. Рационализм и критицизм считались универсальной характеристикой человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия.

Немецкая классическая философия. И. Кант первым осознал антропоцентрический характер философского знания. Круг философских проблем И. Кант показал в четырех вопросах: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?

У Г. Гегеля становление человека есть, по сути, развитие индивидуального самосознания. Человеческий индивид природен, духовен и социален.

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... людей, ведущих здоровый образ жизни, подобные заболевания не встречаются и при глубокой (по возрастной шкале) старости. При правильно организованном образе жизни отчетливое снижение деятельности ... у человека. Тем более что на протяжении большей части его существования на Земле беременная женщина вынуждена была вести довольно активный образ жизни. Однако ...

Л. Фейербах рассматривает человека как целостное существо, полностью природное. Мышление, воля и чувства – это признаки истинно человеческого в человеке. Это то, чем человек обладает, т.е. светом познания, энергией характера, чувством любви.

В марксизме, когда человек ставится в центр философского знания, были заложены основные принципы диалектико-материа­листического понимания человека. Природа человека всецело со­циальна. Общественное бытие определяет сознание человека. «Сущность человека есть совокупность всех общественных от­ношений» (К. Маркс).

Общество детерминирует свойства личности.

Определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной куль­туры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Он – субъект труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. является социальным существом.

Начиная с Шеллинга и Кьеркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни.

В экзистенциализме философская антропология нашла свое временное завершение. Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире, отсюда основное состояние человека – страх. Его бытие – иррационально, бессмысленно и непостижимо. Он сам создает свою сущность, а, следовательно, творит самого себя.

3).

Антропосоциогенез

Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза. Антропосоциогенез теория о происхождении человека как общественного (социального) существа.

Первый, самый протяженный отрезок первобытной истории является одновременно периодом антропогенеза – формирования современного физического типа человека, соединенного с развитием его социальности и культуры (социокультурогенез).

Он завершается появлением людей, внешне почти неотличимых от нынешних жителей Земли.

Человеквысшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»).

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... осознания истинных целей жизни человека станет уменьшение случаев профессиональной деформации, которая есть в первую очередь особенность отношения человека к своей деятельности, а не количество ... социальной работы. Контрольное задание по педагогике. «Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя» Выполнила студентка 1 курса отделения экстернат Шведова М.А. Проверил: ...

Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности.

Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей смертности. Жизнь животного вплетена в живую ткань природы и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется напрямую внешней средой и является свободным. Это сделало возможным специализацию органов чувств, расширило их функции, создало условия для появления мышления, воли, памяти и фантазии. Расширяется пространство обитания и на место окружающей среды приходит мир.

Наиболее распространенной теорией антропогенеза является орудийно-трудовая теория. По признанию большинства антропологов, на роль внешнего фактора, повлиявшего на радикальное изменение образа жизни наших животных предков, претендуют: социальная организация их внутристадного общения, породившая язык и членораздельную речь, и целенаправленно производимые ими орудия, систематическое использование которых не могло не привести к целесообразной и производительной деятельности – к труду.

Всякий труд есть целесообразная деятельность, требующая предварительного формирования в представлении цели и плана будущего действия.

В основании антропосоциогенеза ставится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или вопрос о природе человека.

Первый период первобытности завершился около 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа. Появляются перемены одновременно эволюционно-биологические и социально-исторические. Человек современного физического типа приносит с собой несомненные и устойчивые признаки культурного существования: изображения, знаки, символы. От этого рубежа можно вести начало искусства, верований, социальных норм, членораздельной речи.

Специфика культуры человека разумного в раздвоенности существования между органической жизнью (природой) и громадной искусственной сферой (культурой) и в поддержании связей между ними. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть материал для человеческого понимания.

С позиции диалектического материализма человек рассматри­вается как существо одновременно биологическое, психическое, социальное. Биологически каждый человек – часть природы. На генном уровне он уникален. Биологически обусловлена продолжи­тельность жизни, возрастные характеристики, взаимодействия по­лов, т.е. все то, что связано с природой. Однако все это напрямую связано и с социальными условиями.

Когда человек, продолжая свою биологическую эволюцию, переходит в стадию культурного развития, возникает противоречие между биологической и социальной формами человеческого бытия. Биологические свойства, развиваясь в социальных условиях, приобретают человеческую форму реализации. Отношения человека с природой реализуются только через его социально-культурную жизнь.

4).

Деятельная сущность человека

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» провел четкую границу между двумя хронологическими этапами в истории хозяйственной деятельности человечества – присваивающим хозяйством и производящим. Переход от присваивающих отраслей хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящим (земледелие, скотоводство) называется неолитической революцией.

В животном мире в естественных условиях объем пищевых ресурсов является важнейшим регулятором численности популяции. Очевидно, длительное время так же обстояло дело и у первобытного человека. Но наступил момент, когда он смог преодолеть предел, который ему ставила природа, перейдя от присваивающей экономики к производящей. Последняя изменила способ производства, что сказалось и на способе существования людей: появилась оседлость, затем и соседская община, началось разложение родового строя, обособление семьи и т.д.

Материально-производственная деятельность порождает новые виды деятельности – социальную, политическую, духовную и соответствующие им сферы жизни общества. Она является причиной образования общества как целостности. Деятельность лежит в основе исторического процесса.

Проблема деятельности обретает свою актуальность в фило­софии Нового времени – в эпоху буржуазных революций, социаль­ных изменений, становления промышленного производства. На арену истории выходит деятельный человек, стремящийся к позна­нию законов природы, ее преобразованию, созданию новых средств производства. Знание становится силой.

Понятие деятельности является основополагающим в материалистической теории общественного развития, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельностью, связанной с производством необходимых средств существования, человек отличается от животного.

Человек предметное существо, имеет дело с предметами и действует предметным способом. Способ деятельности – способ производства становится основой жизнедеятельности человека, образом его жизни.

Деятельность имеет двойственную природу: она направлена на «обработку природы людьми» и на изменение самого человека. Деятельность всегда осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности (личность, социальные группы, общество) и предмета деятельности (то, на что направлена деятельность – предметы, процессы, модели, сам человек, природа и мир в целом).

Выделяют типы деятельности:

Материальная деятельность – предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, политические, социальные, идеологические) отношения как основа коммуникативной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту сферу называют духовным производством (наука, искусство, религия и пр.).

Процессом духовной деятельности является духовная культура. Качественно высшим уровнем духовной деятельности является творчество.

Возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот, уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения к миру играет мотивация. Мотив представляет одно из ключевых понятий в теории деятельности.

Одной из функций мотива является побуждение. Человека побуждает к деятельности не все и не всякое, а только то, что, говоря словами Ф. Энгельса «проходит через его голову». Объективные факторы выступают в качестве побудителей деятельности, когда они найдут свое преломление в сфере субъективного, станут достоянием воли субъекта.

Другой важнейшей функцией является целеполагание. Цель трактуется как идеальный образ будущего результата деятельности, как мысленное предвосхищение этого результата. Существует два типа целей. Первый тип заключается в том, что цель задается извне, в этом случае она выступает в виде задачи или требования, поставленных субъекту другими людьми. Второй тип – это цели самого субъекта, результат внутреннего развития собственной активности.

Следующая функция мотива – решение. Понятие «решение» можно определить как выбор из альтернативных возможностей. Особое значение в процессе выработки решения приобретает проблема эффективности. Во многих случаях ситуация складывается таким образом, что для достижения цели могут возникнуть несколько решений, каждое из которых хотя и оказывается реально выполнимым, но степень их эффективности различна. Здесь, следовательно, возникает необходимость отбора.

К функциям мотива следует отнести и регулирование. Оно связано с тем, что после принятия решения развертывается деятельность по реализации поставленной цели, т.е. определенному духовному и материальному преобразованию предмета. Процесс деятельности необходимо подвергать регулированию. Для того чтобы та или иная система функционировала в заданном режиме, необходимо постоянно поддерживать в ней состояние упорядоченности, устойчивости и согласованности. Как раз это и осуществляется в процессе регулирования.

5).

Индивид, индивидуальность, личность

На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной.

Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид отдельный человек, носитель психофизиологических качеств.

Индивидуальность – специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность – это способ существования внутреннего мира индивида, это самоценная внутренняя жизнь человека,его психологическая особенность.

Личность, персона (лат. persona – маска, роль актера).

Личность – это человек, взятый в единстве своих социальных характеристик.

Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала Нового времени, многие интерпретации личности так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души.

Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, присущих данному обществу, позволяющих человеку функционировать в качестве равноправного члена общества.

Выделяют социализацию первичную (детский и подростковый возраст) и вторичную (взрослые люди).

Личность – результат социализации, человек может исполнять разные роли, которые ожидает от него общество. И в каждой роли человек стремится самоутвердится, обрести себя, свое «эго». Единство личности фиксируется в понятии «Я». Высшая потребность человека – самореализация.

Структуру личности можно выстроить следующим образом:

 Телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание собственной телесности.

 Самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой.

 Диалогичность, взаимоотношения «я» с другим «я», с «ты»

 Социальность, взаимоотношения «я» с «мы» – группой, в которую личность себя включает; и с «они» – с группой, из которой личность себя исключает.

 Предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей.

 Трансцендентность (духовность), взаимоотношения «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.

Человек – это и индивид, и индивидуальность, и личность. Дисфункция приводит к неполноценности человека. «Личность есть высшее проявление человеческого» (А. Мень).

6).

Социальные типы личности

Выделяют несколько крупных социальных типов личности:

«Деятели» – земледельцы, ремесленники, рабочие, инженеры, менеджеры, педагоги и т.д. Активная деятельность – их характерная черта. Активными действиями они изменяют мир и себя.

«Мыслители». Смотреть и размышлять о мире – их деятельность. Слово, Логос – их оружие. Судьба их бывает трудной, ибо нет пророка в своем отечестве.

«Люди чувств и эмоций» – это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают научные прогнозы.

«Гуманисты и подвижники» отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любовью к людям и всему живому.

Попробуйте найти исторические или литературные примеры данных социальных типов.

7).

Ценности человеческого существования

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, что придает смысл человеческой жизни и делает её полноценной.

Аксиологияучение о ценностях.

Ценности – характеристики объектов и процессов, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д.

Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.

Ценностные отношения возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности.

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. Ценность как регулятор поведения подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку.

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например:

витальные (лат. vita – жизнь), связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства;

нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные, связанные с идеями Бога, откровения, благодати, молитвы и т. д.

идеологические, связанные с поиском смысла жизни, предназначения человека, идеала будущего;

художественно-эстетические, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалом красоты;

семейно-родственные, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их;

трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д.

Но существуют две триады, в которых испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека:

ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время – Истина. Ф. М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: «Красота спасет мир».

8).

Проблема смерти и бессмертия

Смерть – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много внимания уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Смерть заставляет человека придавать жизни смысл, цель. Смерть является стимулом для жизни.

/Психиатр-психоаналитик С. Гроф попытался выяснить, что переживали люди в момент своего биологического рождения. Он вызывал у пациентов «воспоминание» о тех переживаниях, которые они испытывали во внутриутробном состоянии. Опыты показали, что все испытуемые при описании этого состояния производили устойчивую последовательность смены ощущений и переживаний: жизнь в утробе ассоциировалась с покоем и комфортом, родовые схватки они ощущали как неожиданное отделение от первичного органического единства, как жестокую борьбу за жизнь в лоне конвульсивных сокращений матки, после чего наступало ощущение смерти, т.е. полного уничтожения. Но затем почти сразу возникало ощущение физического рождения, которое воспринималось одновременно как физическое и духовное возрождение. В итоге Гроф пришел к выводу, что психика и сознание человека детерминированы самим актом биологического рождения, в котором присутствует опыт столкновения со смертью. Человек при рождении уже испытал умирание, а потому опыт встречи со смертью, залегая глубоко под дальнейшими наслоениями детских впечатлений, неустранимо присутствует в структуре человеческой психики, влияя на содержание сознания./

Атанасиябессмертие, атанасизмвера в бессмертие.

Бессмертие – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни.

Философ В. Янкелевич (1903–1980) показывает, что в отношении смерти необходимо различать три точки зрения. Смерть в третьем лице есть «смерть вообще», рассматривая абстрактно или анонимно. В этом случае смерть рассматривается как феномен, объект, который можно описать и проанализировать или о котором можно говорить как о чем-то отстраненном.

На противоположной стороне смерть в первом лице представляет собой трагедию субъекта. Это – моя смерть, речь идет обо мне без оговорок и оправданий. Моя смерть – это опыт, о котором я не могу говорить. Она источник страха, и каждый встречает эту личную смерть в одиночестве.

Между безличностью смерти «вообще» и трагической мыслью о собственной смерти существует смерть во втором лице, являющаяся смертью кого-либо из близких. В ситуации, когда неизбежное проходит через самое близкое и оставляет в нем свою рану, смерть представляется живому в виде неизбежности и потери. Такая смерть во втором лице продолжается в виде траура и остается далее в словах, которые одновременно являются обращением к умершему.

9).

Смысл человеческого бытия

Как писал французский философ-экзистенциалист А. Камю, есть только один фундаментальный и философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Человек — единственное существо, которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознаются еще более отчетливо.

Все многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл индивидуального бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишена смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того, кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в потустороннем. Религиозная цель жизни – спасение бессмертной души.

В светской философии смысл индивидуальной жизни выводится из общего исторического процесса и подчиняется ценностям и интересам общества. Такой ответ на вопрос о смысле жизни дают Платон, Гегель, марксисты. С другой стороны, экзистенциалисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению этих философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным или потусторонним силам.

Многообразие интерпретаций темы смысла жизни свидетельствует, что окончательного ответа на этот вопрос не существует. Каждая эпоха или культура предлагают собственный идеал человека и совершенной жизни и формулируют свой ответ на вопрос о ее смысле и цели.

10).

Свобода личности и нравственная ответственность. Необходимость и свобода

Свобода – возможность поступать так, как хочется, таково обычное понимание свободы. Но в таком случае проблема заключается в том, чтобы знать, что есть свободная воля. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии осложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений.

Идея долга не исключает идеи свободы. Ж. Ж. Руссо различает две формы долга: принуждение и обязанность. Человек действует по принуждению, когда он подчиняется или должен делать что-то под угрозой. Принуждение посягает на свободу человека. Обязанность относится к моральному порядку, который человек устанавливает себе сам. В этом смысле Руссо может определить гражданскую свободу как «выполнение предписанного себе закона».

Свобода – есть способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора. Свобода напрямую связана с ответственностью за свой выбор, действия, поступки. Ответственность есть объективное требование к деятельности субъекта. Осознание ответственности – это отражение субъектом социального бытия и понимание смысла совершаемых действий. Свобода без ответственности превращается в произвол.

/Со времен Великой французской революции свобода рассматривается в качестве величайшей ценности культуры. Так что же такое свобода? Уголовное законодательство подробно регламентирует назначение такого вида наказания за серьезные преступления, как лишение свободы. Под лишением свободы понимается принудительная изоляция в учреждениях со специальным режимом, а под свободой, соответственно, жизнь за пределами этих учреждений. Это юридическое употребление данного термина./

Слово «произвол» противоположное по содержанию слову «свобода». Когда человек осуществляет свою волю, не считаясь с нормами человеческого общежития, интересами других людей, в том числе и их стремлением тоже быть свободными, – это произвол.

Следующим понятием, которое мы поставим рядом со свободой, будет фатализм. Согласно Сартру, истинной противоположностью свободе является фатум, судьба. Что такое судьба? В. Даль ставит в один ряд судьбу, суд, судилище и расправу. Судьба – это участь, жребий, рок, предопределение. Идея предопределения ставит человека в положение объекта – марионетки, которую двигают за ниточки. Это не только противоречит опыту повседневной жизни, но и снимает ответственность за содеянное. Идея фатума не соотносится со свободой, теоретически уничтожает ее.

А что соотносится? Соотносится «необходимость». Спиноза сформулировал: «Свобода есть познанная необходимость». Познанная необходимость дает освобождение человеку от действия, стихийных сил природы, социального гнета, непосильного труда и т.д. Однако она не дает ответа на вопрос о том, для чего человеку эта свобода. Проблема свободы распадается на две проблемы: «свобода от…» и «свобода для…».

Идея свободы как познанной необходимости – это идея «свободы от…». «Свобода для…» – это возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей, гармоничное развитие личности, саморазвитие и самосовершенствование человека.

Следующее понятие, которое следует поставить рядом со свободой – отчуждение. Что такое отчуждение? Вначале это юридический термин, обозначающий переход собственности от одного владельца к другому; превращение вещи из своей в чужую. В XIX в. отчуждению придан универсально-философский смысл. В философии под отчуждением понимается превращение деятельности человека и его результатов в чужую, самостоятельную силу, господствующую над ним самим, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного прогресса. Производство становится машинным. Человек из субъекта производства превращается в частичный придаток машины. Отношения между объективными условиями труда и самим трудом искажается. Не человек применяет машину, а машина – человека. В силу все более усугубляющегося разделения труда деятельность человека превращается в абстракцию деятельности, а сам он – в абстрактного, одностороннего человека.

В настоящее время мы имеем дело с процессом все большего замещения реальной действительности виртуальной и нарастающей зависимостью индивида от последней.

Э н е р г и я п о н и м а н и я

1. Почему в Древней Греции так популярны были Олимпийские и другие спортивные игры?

2. Был ли древний грек личностью?

3. Почему именно христианство открывает путь к становлению личности?

4. Почему многие философы говорят о человеке как о тайне?

5. В чем различие положений: «Свобода от…» и «Свобода для…»?

6. Какую позицию Вы предпочитаете: «Должен, и потому могу» или «Могу, и потому должен»?

7. Если человек подвластен различного рода законам – физическим, биологическим, социальным, – то в какой мере он свободен?

8. Что ограничивает человека и как он ко всему этому должен относиться?

Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в

К. Маркс, Ф. Энгельс

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь».

Б. Паскаль (1623–1662) – французский математик, физик, религиозный философ и писатель

«Величие человека – в его способности мыслить. Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом – основа нравственности».

«Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия. Не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности».

И. В. Гёте (1749–1832) – немецкий писатель, философ, естествоиспытатель

«Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом…

Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гёте».

«И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему Богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что, если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами».

Л. Фейербах (1804–1872)

«Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный, настоящий человек, только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом. Вообще только тот человек, кто не лишен человеческих свойств. «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

Т. Гоббс (1588–1679)

«Что такое свобода? Под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом».

А. И. Герцен (1812–1870) – российский философ, публицист, писатель

«Нравственная независимость человека – такая же непреложная истина и действительность, как и его зависимость от среды, с тою разницей, что она с ней в обратном отношении: чем больше сознания, тем больше самобытности; чем меньше сознания, тем связь со средою теснее, тем больше среда поглощает лицо».

Н. А. Бердяев (1874–1948) – философ религиозного экзистенциализма и персонализма

«Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека… Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное».

«Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Это – этическая аксиома».

Сенека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский философ-стоик, писатель, политический деятель

«Сколько раз попадались мне считающие невозможным все, чего сами они не могут, и говорящие, будто мы требуем больше, чем выдерживает человеческая природа. Мы не потому не осмеливаемся, что трудно, трудно оттого, что не осмеливаемся».

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. Ты спросишь, каков предел богатства? Низший – иметь необходимое, высший – иметь столько, сколько с тебя довольно».

«Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам».

«Тот, в ком душа еще не окрепла, легко переходит на сторону большинства».

«Я подумал про себя: как много людей упражняют тело и как мало – душу. Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощи духом те, чьими плечами и руками мы любуемся!»

«Запомни: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду. Который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть».

Б. В. Заходер – русский поэт

Как слоненок ошибся

Слоненок сказал,

Увидав человека:

– Да это же просто

Какой-то калека!

У бедной,

Бескрылой,

Бесхоботной мошки

Оторваны

Обе передние ножки!

А мама сынишку

Пошлепала хоботом

И проговорила

Внушительным шепотом:

– Обманчива, маленький,

внешность убогая.

Способно на многое

Это двуногое!

Таблица 1. Философия человека

Историческая эпоха

Что такое человек?

Античность

Человек – микрокосмос

Душа + Тело

Душа есть проявление идеи (Платон).

Тело есть форма человека (Аристотель)

Средние века

Человек: дух + душа + тело

Дух есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести

Эпоха Возрождения

Антропоцентризм. Культ человека-творца. Человек – независимая и творческая личность, мера всех вещей

Новое время

Человек – одушевленный механизм

Дуализм: душа – тело

В материализме отрицание бессмертия души.

Человек имеет биологическую природу и сущность (Л. Фейербах).

Человек имеет биологическую природу, но социальную сущность (К. Маркс).

Человек – существо волевое и страстное (Ф. Ницше)

ХХ век

Человек – существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Э. Гуссерль и феноменология).

Человек – существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Л. Витгенштейн и логический позитивизм).

Человек – существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (З. Фрейд и психоанализ)

Таблица 2. Решение проблемы жизни после смерти

Материализм

После смерти биологического тела жизнь человека прекращается (Эпикур, Л. Фейербах, К. Маркс)

Религиозная

философия

Душа, приобщенная к духу, после смерти биологического тела может существовать вечно в духовном мире (Августин, Фома Аквинский, Вл. Соловьев, Н. А. Бердяев)

Эзотерическая философия и близкие к ней учения

Духовное начало человека существует вечно и перевоплощается из одной формы в другую

