16. Общение как познание людьми друг друга

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному:

  1. или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию
  2. или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не только просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом случае — в плане анализа взаимодействия, во втором — в плане анализа так называемой «аттракции». Однако и в том и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Иными словами, процесс восприятия одним чел-ком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Возможны 8 типов восприятия. в 4 субъектом выступает чел-к, в 4-х — группа.

Социальная перцепция — процесс восприятия одним чел-ком другого. Процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4).

Если в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г), то к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8).

3 стр., 1077 слов

изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

... межличностном восприятии Восприятие одного человека другим – это обязательная составная часть процесса общения, или перцептивная сторона общения [11, C. 234]. Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие ...

Особое значение имеет активное участие субъекта восприятия, а также роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации.

Восприятие другого чел-ка означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными хар-ками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

17. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Чел-к вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деят-ти, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Механизмы.

Основные механизмы осознания себя через другого — идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между ид-ей и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого чел-ка. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого чел-ка, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим чел-ком. Проявляя эмпатию, я просто принимаю во внимание линию поведения партнера, но свою собственную могу строить совсем по-иному.

8 стр., 3852 слов

«Трудные» подростки и неформальные группы общения

... распространение неформальных молодёжных групп общения. В рефератепойдёт речь об истории возникновения этих групп на западе, о ... воспитывалидетей, некоторые из них имели общих сексуальных партнеров. Бросая вызовсуществу­ющему обществу, фальшивым формам интимных ... контактируют и даже взаимодействуютдруг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могутпереходить из одного молодежного ...

Рефлексия. Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т. е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В с.п. под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Эффекты.

Эффект установки. Эксперименты А.А. Бодалева (Бодалев, 1982).

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же чел-ка. Но предварительно первой группе было сообщено, что чел-к на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же чел-ке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного чел-ка. В первом случае были получены соответствующие хар-ки: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Сущность «эффекта ореола» заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо чел-ке на реальное его восприятие. Этот эффект проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее явно он проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также когда суждения касаются моральных качеств.

20 стр., 9988 слов

Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры между личностных отношений

... 20 3.2 Результаты исследования восприятия индивидом группы 3.3 Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры ... в какой мере им свойственны перечисленные ниже качества. Эти качества оцениваются по 9-балльным шкалам. Слова слева ... порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов социометрическая ...

В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая — из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым».

Эффекты

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: ореола («галоэффект»), новизны и первичности, а также стереотипизации.

Эффект «первичности и новизны». В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала.

Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый чел-к. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого чел-ка действует «эффект новизны», кот. заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация. Стереотип — это некот. устойчивый образ какого-либо явления или чел-ка. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности чел-ка, например принадлежности его к какой-то профессии.

3 стр., 1012 слов

ВОСПРИЯТИЕ ПРОДУКЦИИ, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

... 10. Что может создать или усилить положительное восприятие продукции, созданной на основе нанотехнологий? (Любое число ответов.) 1. повышение ... впишите, что именно)     ВОСПРИЯТИЕ ПРОДУКЦИИ, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ 6. Присутствует ли в настоящий момент на ... Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов о ПОНИМАНИИИ И ВОСПРИЯТИИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ   Адрес для отправки заполненной анкеты: ...

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого чел-ка. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения.

Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о чел-ке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, кот.уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

18. Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — процесс приписывания другому чел-ку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Типичном и желательном поведение поддается однозначной интерпретации, нежелательное и уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и хар-к.

6 стр., 2617 слов

Восприятие личности, сущность и значение

... результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п. 1. Восприятие личности .1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения Восприятие человека человеком - понятие, использующееся в ... О.Н.. Студент: 3-го курса группа 7МШ 931 СОС Москва 2012г. Содержание Введение . Восприятие личности .1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения .2 ...

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кот. направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

При приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Ошибки атрибуции:

  1. Фундаментальная ошибка (одна! Остальное — ее проявление) атрибуции. Приписать причину действия личности чел-ка. Ограничения: 1) если чел-ка рассматривает другой с внутреннего локуса контроля, то он так и рассуждает. Так же с внешним. 2) чел-к — участник или наблюдатель этого процесса. Наблюдатель, в отличие от участника, не знает предыстории. Еще момент: чел-к не учитывает неслучившегося, хотя оно, возможно, стало причиной.
  2. Мотивационные ошибки атрибуции. Приписываем людям поведение исходя из наших пристрастий и мотиваций.

19. Межличностная аттракция

Методы на определение точности восприятия (из лекции):

  1. Экспертная оценка
  2. ГОЛ (групповая оценка личности)
  3. Аттракция (привлекательность, привлечение) — эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Точность межличностной перцепции. Личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех хар-к чел-ка (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем хар-кам, для кот. существуют тесты); во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.

Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того чел-ка, кот. выступает объектом восприятия. Их суждения о нем («экспертные оценки») сопоставляются с данными субъекта восприятия. Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (кот.тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его суждения отнюдь не исключают элемента оценки).

9 стр., 4247 слов

1. понятие о личности и групповом процессе 5

... , т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через ... личности в группе; - осветить различные виды групп и личность в каждой из них. 1. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ГРУППОВОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Личности в групповом ... . умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать ...

В экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов: а) переменные, при помощи кот. субъект восприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия, наконец г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае.

Произвольные представления о связи различных хар-к чел-ка получили название «иллюзорных корреляций». Эти своеобразные «стереотипы» основываются не только на «жизненном» опыте", но часто на обрывках знаний, сведений о различных психологических концепциях, имевших распространение в прошлом (например, идей Кречмера о связи типов конституции чел-ка с чертами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторым психологическим хар-кам и т. д.).

А.А. Бодалев получил в этом отношении весьма интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок — признак сильной воли, 17 — что большой лоб — признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 — полноту с добродушием, для двух толстые губы — символ сексуальности, для пяти малый рост — свидетельство властности, для одного чел-ка близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красота — признак глупости (Бодалев, 1982. С. 118). Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачить чел-ка в вопросе о «безусловности» его суждения по поводу других людей.

Межличностная аттракция. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому чел-ку, получила название исследования аттракции. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то чел-ка для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого чел-ка, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства хар-к субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» хар-к процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т. п.).

Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого чел-ка), и оптимистическая, утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности. Любовные стили: страсть, игра, дружба, размышление, одержимость, бескорыстная самоотдача.

20. Проблема группы в сψ

Проблемы группы. Проблемы группы — один из важнейших вопросов СΨ и социологии. Выполняя различные социальные ф-ции, чел-к является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включен в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, их особенности, их разновидности, характер их влияния на сознание личности и т. д.

Понятие «группы». Группа — реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деят-ти или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные ф-ции, чел-к является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деят-ти, с другой — сказывается на формировании сознания личности.

Для Ψ характерно рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деят-ть личности. Это множество лиц, «окружающих» чел-ка или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае — не содержательная деят-ть данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития СΨ, вопрос ставился именно так.

Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа — это определенная система деят-ти, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деят-ти и через нее включена во всю систему общественных отношений.

К психологическим хар-кам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих хар-к, т. е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Главной, чисто психологической хар-кой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они».

Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются.

Основные хар-ки группы:

  • композиция (состав, т. е. члены группы)
  • структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т. д.; ф-ции членов)
  • групповые процессы (с т.зр. организации деят-ти группы и развития группы)
  • позиция индивида в группе
  • статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими)
  • роль (динамический аспект статуса)
  • система групповых ожиданий (член группы оценивается другими, от него ожидается выполнение определенных ф-ций)
  • групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деят-ть ее участников)
  • система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм)

Классификация групп.

Деление групп осуществляется по какому-либо критерию…

Группы бывают…

  • условные (не является реальным элементом общества) и
  • реальные (результат развития социума):
  • лабораторные (созданные для научных целей на время) и
  • естественные (ф-ционируют в реальном мире):
  • большие (этнические, профессиональные, возрастные…):
  • организованные
  • стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)
  • малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными):
  • формальные (их структура задана извне)
  • неформальные (результат активности извне)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector