Мотивы учения студентов-первокурсников

Курсовая работа

Мотивы учения студентов-первокурсников

Введение

первокурсник мотивация студент

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемой источниками как медиа, интернет, социальные сети, становится очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Многие ученые-психологи, такие как А.А. Вербицкий, А. А Реан, М.В. Делеу, доказали, что мотивация является ведущим фактором успешного обучения. Учебная мотивация студентов сильно отличается от мотивации школьников, а так же она имеет свойство изменяться в течение всего обучения в ВУЗе. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Актуальность данной проблемы связана с тем, что после первого года обучения процент отчисления намного выше, чем в последующие курсы. Неправильно выбранные мотивы учебной деятельности части из этих студентов могут быть причиной их неуспеваемости. Поэтому необходимо решать данную проблему для осуществления эффективного учебного процесса.

15 стр., 7197 слов

Адаптация студентов в процессе обучения в вузе

... , мы использовали следующие методики: 1) Методика «Мотивация обучения в вузе» 2) Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика «Мотивация обучения в вузе» Методика предложена Т. И ... процесс, обусловленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности. Пассивная форма социальной адаптации, как правило, осуществляется на индивидуально-психологическом ...

Формирование мотивов учения — это создание в ВУЗе условий для появления побуждений к учению, то есть мотивов, целей. Как известно, студенты побуждаются к учению не отдельным мотивом, а целым их комплексом. Однако, преподаватели ВУЗов, имея рекомендации по формированию отдельных мотивов, таких как интерес к предмету, долг как мотив учения и др, не обращают внимания на другие мотивы.

Цель исследования — исследование учебной мотивации у студентов-первокурсников.

Объект исследования — проблема мотивации.

Предмет исследования — мотивация учебной деятельности студентов первого курса.

Задачи исследования:

· Провести анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме мотивации студентов;

· Изучить эмпирическим путем учебную мотивацию студентов-первокурсников;

· Разработать рекомендации по повышению мотивации студентов первого курса.

Методы исследования:

· теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, педагогического опыта.

· практические: организация и проведение эксперимента — методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Ильиной Т.И.

1. Теоретические аспекты проблемы формирования мотивации у студентов-первокурсников

1.1 Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе

Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, которые заставляют личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Итак, мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является самым эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

3 стр., 1208 слов

Мотивация студентов

... исследования , мотивация студентов неоднородна , она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива . С другой стороны, мотивация поведения человека ... и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При ...

Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900−1910).

Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Всякое познание предполагает субъект и объект. В процессе мотивации субъект познает сам себя. Это распадение самого субъекта на познающее и познаваемое возможно лишь в том случае, если субъект является для самого себя объектом как волящий, а не как познающий, ибо «я» само не может быть объектом представления. Итак, мы познаем себя лишь волящими. Наши воления предваряют наши действия, причем влияние мотива на поступок познается не извне опосредствованным образом, как другие причины, но непосредственно и изнутри, поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри. Познающий субъект может упражнением регулировать смену представлений, входящих в состав мотивации; таково, например, упражнение памяти.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако, для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия — это возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека того, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

8 стр., 3688 слов

Мотивация как процесс

... . Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т ... , что мо­тивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то ...

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия — Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На данной стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... . Тема исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: мотивационная ... сфера человека. Предмет исследования: потребности и мотивы как основные компоненты мотивационной сферы человека. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность понятия «мотивация» и ...

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [5].

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно В.Д. Шадрикову, мотивация обусловлена потребностями, и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том, и в другом случае мотивация выступает у авторов как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Кроме того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

11 стр., 5211 слов

Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

... теоретического и экспериментального изучения мотиваций поведения человека. С другой ¾ любая практическая деятельность психолога и педагога (в ... процесс юношеского возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности ¾ открытие своего внутреннего мира. Для ребенка ... потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта юношеских ...

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории, и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.е. мотивы вторичны).

И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т.е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными).

Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива[7].

8 стр., 3712 слов

Развитие мотивации школьников к учебной деятельности в классе баяна в учреждениях дополнительного образования.

... Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются ... воспитания учащихся в целом, использоваться студентами университета при написании курсовых и дипломных ... управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно ...

1.2 Особенности формировании мотивации у студентов-первокурсников

Дадим вначале характеристику психологических особенностей студенческого возраста.

Для студенческого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15−16 до 21−25 лет).

Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

Студенческий возраст открывает ступень индивидуализации и совпадает с периодом кризиса юности (17−21 год).

Ступень индивидуализации представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. С началом ступени индивидуализации связана рефлексия своих способностей как действительно своих способностей. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. На ступени индивидуализации впервые начинается авторство в становлении своих способностей, сознательное и целенаправленное саморазвитие.

Кризис юности — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая за частую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастия и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении — во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

В юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность — период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других — выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Освоение профессии — процесс длительный, имеющий внутренние закономерности и качественно своеобразные этапы. Каждый этап освоения профессии важен и специфичен. Но особое значение в становлении профессионала имеет период начального вхождения в учебно-профессиональную деятельность. Молодой человек должен опробовать различные роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии, адаптироваться к новому образу жизни, построить новые связи и отношения с другими. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера. Лишь постепенно, с приобретением профессиональных знаний, студенты глубже осмысливают тонкости своей будущей специальности и свое Я в профессии.

Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий — обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т. д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, — субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых — спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

При анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека.

Возможность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности — выработкой обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, и в то же время самыми разными внешними мотивами — самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др. На материале исследования учебной деятельности студентов было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывала потребность в достижении, под которым понимается «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности». Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Учебная и профессиональная мотивация тесно связаны между собой. Применительно к учебной деятельности студентов в системе ВУЗовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации различны. При изучении различных теорий мотивации. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.

Итак, мотивы поступления в ВУЗ и учения в нем могут быть различны. К примеру, соответствие своих способностей профессии, нахождение в обществе студенческой молодежи или же профессия может играть большую общественную роль.

Размещено на

2. Экспериментальное изучение процесса формирования мотивации учения студентов первого курса

2.1 Организация эксперимента

Целью экспериментальной части исследования было рассмотрение особенности мотивации учения у студентов первого курса.

Данное исследование проводилось на базе Вятского Государственного Гуманитарного Университета. В исследовании приняло участие 10 первокурсников. Все участники исследования являются студентами Факультета Физической культуры групп ПФК и ПБЖ. В эксперименте была использована методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний», в которой мы можем понять на сколько студент стремится к приобретению знаний, его любознательность, изучает ли он дополнительную литературу для своей профессии и на сколько глубоко он изучает дисциплины; «овладение профессией», в которой первокурсник стремиться овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества, мы узнаем что его привлекает в получении профессии, с какой целью он учится; «получение диплома», где студент-первокурсник стремится приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремится к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. Здесь мы ясно видим нужно ли высшее образование студенту, по его мнению. В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Опросник состоит из 50 вопросов, отвечая на которые нужно было отметить свое согласие «+» или несогласие «-» (Приложение А)

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось индивидуально. В целом, отношение к тестированию было проявлено нейтральное, либо заинтересованное, отказов от участия в работе встречено не было. Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что студенты всех больше сил тратят на овладение знаниями, затем на приобретение знаний, а получение диплома стоит на последнем месте (Приложение Б)

В результате опроса по методике Ильиной Т.И., получили следующие данные:

Шкала «приобретения знаний»

На вопрос «Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии» — 40% студентов ответили положительно, что свидетельствует о том, что значительная часть студентов не настроена на получение глубоких знаний, они не стремятся заглянуть дальше заданного, можно предположить, что ограничиваются минимумом. Это, возможно, говорит о низкой познавательной активности студентов, а возможно, это проявление прагматизма, ведь многие студенты сейчас совмещают учебу с работой, поэтому, как им кажется, стараются не тратить силы зря, а многие же студенты занимаются спортом и у них не хватает сил и времени углубляться в изучение многих дисциплин. Тоже самое можно сказать и об ответах на следующий вопрос «Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко», на который 60% ответили положительно. На вопрос «У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации» 90% поставили «+», откуда можно сделать вывод, что студент приучен к самостоятельности, у него развита сила воли и что учится он по собственному желанию с интересом. На вопрос «Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий» 80% ответили отрицательно — это может говорить о том, что во время семестра студент не желает прикладывать усилия, чтобы учиться, а думает, что все сможет выучить во время сессии перед экзаменом.

Половина первокурсников не согласились с утверждением «Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают», что может свидетельствовать о том, что студент достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы учиться самому, а не делать все «из-под палки».

Шкала «овладение профессией»

Половина студентов согласилась с тем, что «Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии». Возможно, это говорит о том, что студент доволен выбором профессии и гордится тем, что учится именно по данной специальности. Абсолютно все первокурсники поставили «+» под утверждением «Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией». Здесь можно сделать вывод, что будущяя профессия может быть и хобби одновременно, что, безуловно, очень хорошо. На вопрос «Высокая зарплата после окончания ВУЗа для меня не главное» 80% ответили положительно, что говорит о готовности студента работать, получая удовольствие, без корыстных целей о получении прибыли и выгоды для себя. 70% учащихся 1 го курса согласились с утверждением «Мой выбор данного ВУЗа окончателен», что может говорить о том, что первокурсник намеренно поступал в данный ВУЗ, возможно, узнавал у знакомых о ВУЗах, выбирая подходящий и сделал окончательный выбор. Еще 70% поставили «+» под вопросом «До поступления в ВУЗ я давно интересовался этой профессией, много читал о ней». Здесь можно сказать, что студент учится не там, куда просто прошел по баллам, а намеренно заранее выбирал профессию, возможно, готовился к поступлению и сдаче каких-либо дополнительных экзаменов, проводимых ВУЗом самостоятельно. Это же количество студентов ответило и на вопрос «Профессия, которую получаю, самая важная и перспективная» — это снова свидетельствует о том, что профессия выбрана намеренно, по собственному желанию.

Шкала «получение диплома».

С вопросом «Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование» 90% учащихся не согласились, так, как в современном обществе ценятся люди с высшим образованием. 70% студентов-первокурсников согласились с утверждением «Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании». Это может говорить о том, что студент хочет казататься выше в глазах своего окружения или же хочет получить больше знаний, чем он имеет. 10% согласились с утверждением «Я вынужден был поступить в ВУЗ, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии». Здесь можно сказать о том, что студент поступил не по собственному желанию, возможно, этого хотели родители или его друзья, а возможно, студент хочет быть лучше, чем кто-либо из его окружения, хочет иметь высокий статус в обществе, при этом особого желания в учебе у него может не наблюдаться. В нашей стране, многие молодые люди идут в ВУЗы только для того, чтобы избежать службы в армии, поэтому они учатся тоже против своей воли. Все первокурсники согласились с утверждением «Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование». В современном обществе далеко не уйдешь, не имея высшего образования, поэтому студенты это понимают и идут учиться.

На утверждение «Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них» 30% ответили положительно. Здесь можно предположить, что студент не хочет выглядеть смешно в глазах своих друзей, не хочет ни в чем от них отставать. Это может явление может говорить о низкой самооценке человека, о неуважении его в кругу друзей.

Проанализировав мотивы, можно сделать вывод, что по первым двум шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» мотивы преобладают, таким образом, можно сказать, что у студентов адекватный выбор профессии и удовлетворенность ею.

2.3 Рекомендации по повышению учебной мотивации студентов-первокурсников

И.В. Вачков и другие предлагают «советы-рекомендации» студентам по организации своей учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения, которые сводятся к следующим группам проблем:

· Выработать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности;

· Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях;

· Правила конспектирования на лекциях;

· Правила самостоятельной работы с литературой;

· Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведении при сдаче преподавателям;

· Правила написания научных конспектов (рефератов, курсовых и дипломных работ) [И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжникова, 2002, с. 391−409]

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы, была достигнута цель — проведено исследование учебной мотивации у студентов-первокурсников.

Достижению цели способствовали изучение теоретического материала по мотивации обучения, а так же проведение опроса, в котором выявили, что у студентов адекватный выбор профессии и удовлетворенность ею.

Изучение литературы показало, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, который включен в деятельность учения и учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность деятельности студента на одни или другие стороны учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

Теория единства мотивации обучения и учебной деятельности имеет важное значение, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса.

Мотивация должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизующий деятельность субъекта обучения.

Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.

Экспериментальное изучение учебной мотивации студентов-первокурсников выявило следующую структуру учебных мотивов: на первом месте находится овладение профессией, далее приобретение знаний и на последнем получение диплома. Это говорит об адекватном выборе профессии, а так же, что самое важное для студента в учении — это овладение профессией.

По итогам проведения исследования были разработаны рекомендации по повышению учебной мотивации студентов-первокурсников.

Библиографический список

1. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугрименко // Психология в вузе. — 2006. — № 3. — с. 15−28.

2. Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко // Alma mater. — 2000. — № 1. — с. 21−25.

3. Вайсман, Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов Текст. / Р.С. Вайсман // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974. — № 2. — С. 39−41.

4. Вачков, И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2010. — 560 с.

5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.

6. Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении Текст. / Д. Журавлев // Народное образование, 2002. № 9. — С. 123−130.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с

8. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. — М.: Наука, 1988. — 191 с.

9. Киселева, Е.П. Направленность учебной мотивации студентов [Текст]: учебное пособие / Е.П. Киселева. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. — 130 с. (8,2 п. л.).

10. Е Пифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — с. 106−107.

11. Рахматуллина, Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности: Психологическая служба в вузе Текст. / Ф.М. Рахматуллина. Казань, 1981. — 342 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector