Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

Контрольные работы

по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

Курс заочного отделения. 34(1,2,3)гр.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 1

Тема: Понятие личности в психологии

Вариант 2

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

Вариант 3

Тема: Понятие внимание и память, их характеристика

Вариант 4

Тема: Особенности логической ступени познания человека. Характеристика мышления, речи, воображения.

Вариант 5

Тема: Эмоционально-волевая сфера личности

Вариант 6

Тема: Группа как социально-психологическое явление

Вариант 7

Тема: Понятие деятельность. Деятельностный подход в психологии.

Вариант 8

Тема: Индивидуально-типологические особенности личности, их учет в обучении и воспитании

Вариант 9

Тема: Психологическая сущность «социальной дезадаптации». Девиантное поведение

Вариант 10

Тема: Основы психологии творчества.

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 1

Тема: Понятие личности в психологии

 

План

Введение

1.Понятие личность, субъект, индивидуальность

2. Структура личности в отечественной психологии

3.Направленность личности. Потребности и мотивы. Теория иерархии потребной А.Маслоу.

4. Самосознание личности. Характеристика людей с разной самооценкой

5. Составить рекомендации по формированию более адекватной самооценки, с учетом результатов самодиагностики (тесты на выбор)

Заключение

 

Методические рекомендации

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

В содержании следует раскрыть основные понятия по теме, представить разные подходы к пониманию структуры личности по К.К. Платонову, Ковалеву, Рубинштейну, А.В.Петровскому (атлас по психологии).

Раскрыть виды мотивов и суть теории самоактуализации личности А.Маслоу. Описать понятие самосознания, функции, «Я-концепция», Образ-Я, самооценка и ее виды. Самосознание — это относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе, это способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Основные понятия: самооценка, самоконтроль, саморегуляция, образ “Я”, активность. Особое внимание уделить практическому заданию, провести самодиагностику (методика по своему выбору), разработать план личностного самосовершенствования.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ» Кафедра менеджмента организации Акиншина Татьяна Андреевна «Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.» Курсовая ...

В заключении обобщить суть понятия личности и ее составляющих, значение мотивов поведения в деятельности человека, роли представлений о самом себе в отношении к окружающей действительности, самосовершенствовании и личностном рост

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. «Знание», № 6, 1988.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с.

4.Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М., 2000. – 216 с.

5.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

6.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7.Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.

8.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

9.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – С.12-33, 222-265.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с

11.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 2000. – 576 с.

12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

5 стр., 2117 слов

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. СВОЙСТВА, ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

  Восприятие - формирование обра­зов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира).   СИСТЕМНОСТЬ ...

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 2

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

Содержание

Введение

1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды и значение в жизни человека

2. Пороги чувствительности, закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, контрастность.

3. Понятие восприятие, отличия от ощущений, законы, свойства, представления.

4. Понятие сенсорный эталон, перцептивные действия. Этапы восприятия объекта. Наблюдение и наблюдательность

5. Составить вопросы для рассматривания объекта(на выбор), согласно этапов восприятия

 

Заключение

 

Методические рекомендации

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему следует описать ощущения и восприятие как познавательные процессы, дать определения, показать значение в психической жизни человека, законы и свойства. Рассматривая закономерности и свойства восприятия необходимо привести примеры из практической деятельности человека. Продумать и составить вопросы для наблюдения или рассматривания чего-либо (на выбор студента), учитывая этапы: первоначальное общее восприятие, детализация объекта, соотношение частей, итоговое эмоциональное восприятие объекта как целостного образа.

В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности.

 

Литература

1.Азбука психологии: психология познания: учеб.-метод. Пособие /Сост.Е.И. Рогов Ростов н/Д.: РГПУ.1997.-104с

2.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред.пед.учеб. заведений, М.:Аквдемия, 2001.-с.122-153.

3 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

11 стр., 5284 слов

Нарушения памяти и мышления

... группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных. Память Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, ... 320 с. 5 Немов Р.С. Психология Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений В 3 кн. М. ВЛАДОС ... переходит к мышлению. Функция мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления раскрытие отношений ...

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с. 4.

5. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.

6.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7.Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – 399 с.

8.Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

9.Рогов Е.И. Психология познания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 3

 

Тема: Понятие внимание и память, их характеристика

Введение

1.Понятие внимание: виды, свойства, рассеянность и ее причины

2. Понятие память, значение в жизни человека, характеристика видов

3.Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение

4. Приемы и условия развития внимания и памяти (игры и упражнения)

5. Изучить (методики на выбор) и описать индивидуальные особенности своей памяти

Заключение

 

Методические рекомендации

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему следует описать процессы внимания и память, дать определения, показать значение в психической жизни человека, раскрыть свойства внимания привести примеры из практического опыта. Описать особенности разных видов памяти, охарактеризовать все процессы памяти, их взаимосвязь. Раскрыть условия развития произвольного внимания и запоминания, мнемические приемы, упражнения, законы тренировки памяти.

Для определения индивидуальных особенностей проведите самодиагностику (методики на выбор), самонаблюдение и анализ. В характеристике отобразить преобладающий вид памяти, особенности непроизвольной памяти, насколько развито у вас произвольное запоминание, владеете ли приемами запоминания и т.д.

4 стр., 1859 слов

Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста

... и словесного общения. Таким образом, изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно ... студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 9. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет ...

В заключении обобщить информацию об данных процессах, обосновать их взаимозависимость, связь внимания с развитием наблюдательности, внимательности как черт личности, с успешным развитием памяти и всех видов деятельности.

 

Литература.

1.Азбука психологии: психология познания: учеб.-метод. Пособие /Сост.Е.И. Рогов Ростов н/Д.: РГПУ.1997.-104с2.

2.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред.пед.учеб. заведений, М.:Аквдемия, 2001.-с.122-153.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с. 4.

5. Житникова Л.М. Учить детей запоминать. — М,, 1985.

6.Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.

7.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8.Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – 399 с.

9.Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

10.Рогов Е.И. Психология познания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с. .

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с

12.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль, 1997.

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 4

Тема: Особенности логической ступени познания человека. Характеристика мышления, речи, воображения.

 

Введение

1. Логическая ступень познания. Общая характеристика мышления: функции, виды, формы (понятия, суждения, умозаключения).

2. Индивидуальные особенности умственных способностей человека. Качества ума. Понятие интеллект.

3. Логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Связь мышления и речи.

1 стр., 441 слов

Особенности деятельности (изменился ли характер деятельности под влиянием ситуации)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О: К.В.И. Возраст: 7 лет. Место учебы: специализированный детский сад для детей с ЗПР. Дата проведения обследования: 14.10.2011г. Жалобы родителей: истерики в общественных местах, нарушение эмоционально-волевой сферы.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ Семейный анамнез (хронические заболевания, психические расстройства, в том числе алкоголизм, наркомания, депрессивные реакции; у ...

4. Творческое мышление и воображение. Характеристика процесса воображения.

5. Опишите какой-нибудь поступок литературного героя (на выбор студента) и сделайте вывод об особенностях мышления этого героя.

Заключение

Методические рекомендации:

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует описать процессы мышление, речь, воображение, дать определения, показать значение в психической жизни человека, раскрыть виды привести примеры из практического опыта. Основные понятия: виды мышления, мыслительные операции, качества ума, понятия, суждения, умозаключения, познавательная активность, проблемная ситуация, моделирование, эгоцентризм.

Представить функции речи в мышлении (обозначающая, обобщающая), дать характеристику разным видам речи. Описать воображение человека, его функции, виды, способы создания новых образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование), связь с творческой деятельностью.

Для определения индивидуальных особенностей мышления героя проанализируйте характер решения проблемы (задачи).

В характеристике отобразить преобладающий вид мышления, особенности суждений, умозаключений, особенности применения логических операций, проявления качеств ума (самостоятельность, гибкость, пытливость и т.д.).

В заключении обобщить информацию об данных процессах, обосновать их взаимозависимость, связь мышления с развитием речи и воображением.

 

 

Литература.

1.Азбука психологии: психология познания: учеб.-метод. Пособие /Сост.Е.И. Рогов Ростов н/Д.: РГПУ.1997.-104с2.

2.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред.пед.учеб. заведений, М.:Аквдемия, 2001.-с.122-153.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. – 336 с. 4.

5. Житникова Л.М. Учить детей запоминать. — М,, 1985.

3 стр., 1052 слов

II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родительское собрание в старшей группе I. БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ Цели: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по теме собрания. Задачи: обозначить возможные опасности дома для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. Особую тревогу мы испытываем за ...

6.Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.

7.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8. Найсер У. Познание и реальность.- М.: Просвещение, 1981 -342с.

9.Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001.

10.Рогов Е.И. Психология познания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с.

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 5

Тема: Эмоционально-волевая сфера личности

Введение

1. Понятие эмоции, функции, виды.

2. Высшие чувства человека. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности.

3. Понятие о воле, волевое действие, волевые качества личности

4. Приемы развития воли. Эмоциональная саморегуляция.

5. Проанализировать свои волевые качества: наличие качеств и уровень проявления, сильные и слабые стороны эмоциональной саморегуляции, способы саморазвития воли

Заключение

 

Методические рекомендации:

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует описать эмоциональные состояния человека, отличия эмоций и чувств, дать характеристику основным эмоциям (радость, горе, удивление, гнев, страх и т.д), выделить особенности высших чувств человека, их связь с практической деятельностью. Раскрыть понятия воля, волевой акт, охарактеризовать качества (целеустремленность, выдержка, дисциплинированность и т.д.), описать методы и приемы развития воли, борьбы с ленью.

Для определения индивидуальных особенностей эмоциональной саморегуляции следует проанализировать свое поведение в ситуациях достижения цели при наличии трудностей и препятствий, указать пути и способы самосовершенствования.

В заключении обобщить информацию об особенностях эмоционально – волевых процессах личности, обосновать их взаимозависимость, подчеркнуть значимость в жизни человека

 

Литература.

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

3.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 кн. — М.: Мир, 1992.

4.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — М.: Академия, 1999.- 464 с.

5.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. — М., 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

7.Психология человека. /Под ред. И.А.Домашенко, Т.А.Ражанова. — М., МГОПУ.

АНОО НОУ, 1999. — 272 с.

8.Рогов Е.И. Психология человека. — М.: Владос, 1999. — 320 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с

10.Столяренко Л.Я. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1997. — 736 с.

11. Юркевич В. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. 1986.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 6

 

Тема: Индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

Введение

1. Закономерности психического развития. Понятие индивидуальность.

2. Гендерный подход в образовании, психологические особенности девочек и мальчиков

3. Типологические особенности детей, их учет в обучении и воспитании

4. Личностно-ориентированное образование, психологические основы индивидуального подхода к детям

5. Составить индивидуальную характеристику ребенка(на выбор), рекомендации воспитателю (родителям) по организации индивидуального подхода к нему.

Заключение

 

Методические рекомендации:

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует описать закономерности психического развития (неравномерность, гетерохронность, возрастные особенности, интеграция и дифференциация функций, пластичность, компенсации), рассмотреть особенности развития по гендерному признаку, дать характеристику детей с разным типом темперамента и их учет в процессе воспитания и обучения, учитывать особенности связанные с ассиметрией полушарий (левши-правши).

Раскрыть суть индивидуального подхода к детям в образовательном процессе.

Для составления характеристики провести наблюдения за ребенком( по выбору студента), при необходимости провести диагностику индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, черты характера, особенности поведения и т.д.)

В заключении обобщить информацию по теме, подчеркнуть значимость понимания половых, возрастных, типологических особенностей детей при организации процессов воспитания и обучения, осуществление индивидуального подхода как условие психологического здоровья детей.

 

Литература.

1.Акимова М.К., Козлова В.Т., Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. — М.: «Академия», 2002.-160с.

2.Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 64 с.

3.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.

4.Практическая психология. /Под. Ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1998. – 336с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 1998. – 480 с.

6.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофиз-кое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 288с.

7.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2000. – 549с.

8.Купер К. Индивидуальные различия. Пер с англ. Т.М.Марютиной Под. Ред. И.В, Равич-Щербо.- М.: Аспект Пресс 2000. – 527с.

9.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. – 192с.

10. Федоренко Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.-СПб.:КАРО,2003,-203с.

11.Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: «Совершенство», 1998. – 432с.

12.Л.Широкова Дети с разным типом высшей нервной деятельности./Дошкольное воспитание, 1976.-№12, с.66-71., 1977.- №1, с.82-87.

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 7

Тема: Понятие деятельность. Деятельностный подход в психологии

Введение

1. Теория деятельности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев).

2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека

3. Структура деятельности: мотив, действие, цель

4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)

5. Опишите мотивы своей трудовой деятельности, характер трудовых действий, возможные цели деятельности. Предложите приемы, стимулирующие мотивацию к работе, и приемы совершенствования ваших трудовых навыков и умений. Какие привычки, способствуют вашей трудовой деятельности, а какие затрудняют.

Заключение

 

Методические рекомендации:

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему указать связь деятельности и развития психики человека, четко обозначить структурные компоненты, суть понятий интериоризация и экстериоризация, следует давать характеристику видов деятельности с позиции всех структурных компонентов (мотив, действие, цель), привести примеры из практического опыта.

Для выполнения 5 пункта проанализировать собственную трудовую деятельность (или учебную), определяя ее индивидуальные особенности и пути самосовершенствования.

В заключении обобщить информацию по теме, подчеркнуть значение деятельности в развитии человека, освоении культурных норм.

 

Литература.

1. Гамезо М.В., ДОДомашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

3.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 кн. — М.: Мир, 1992.

4.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — М.: Академия, 1999.- 464 с.

5.Немов Р.С. Психология. В 2 кн. — М., 1994.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

7.Психология человека. /Под ред. И.А.Домашенко, Т.А.Ражанова. — М., МГОПУ.

АНОО НОУ, 1999. — 272 с.

8.Рогов Е.И. Психология человека. — М.: Владос, 1999. — 320 с.

9 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ выс.учеб. заведений. –СПб.: Питер, 2000.- 780с

10.Столяренко Л.Я. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1997. — 736 с.

11.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1999

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 8

Тема: Группа как социально-психологическое явление

Введение

1.Понятие группа, признаки группы, значение для психологического здоровья человека.

2. Групповая динамика, этапы развития группы. Лидерство и руководство в группе.

3. Характеристики положения индивида в группе: статус, роль, групповые ожидания

4. Особенности группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

5. Выявить статус детей в группе по методике «Секрет» (социометрия), разработать рекомендации воспитателю по совершенствованию микроклимата в группе.

Заключение

 

Методические рекомендации:

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует дать полную характеристику группы, описать этапы развития группы от простой до коллектива, раскрыть отличия понятий руководителя и лидера в группе, рассмотреть статусы, виды ролей, описать функции детской группы и особенности группового поведения дошкольников и школьников, роль педагога в формировании группы, межличностных отношений детей и эмоционального климата.

Для выполнения практического задания провести диагностику «Секрет» (День рождение, Красно-черный дом), составить рекомендации для сплочения группы, формирования доброжелательных отношений детей.

В заключении обобщить информацию по теме, подчеркнуть значимость группового взаимодействия для человека, приобретения умений общаться в детском возрасте, эмоциональный климат в группе как условие психологического здоровья детей.

 

Литература.

1.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Просвещение, 2000.

2.Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000.

3.Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школ-м коллективе.-М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

4.Битяноеа М.Р. Социальная психология. -М., 2001.

5.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников:

Пособие для практических работников ДОУ. –М.: Айрес-пресс, 2005.-112с.

6.Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -Л.,1990.

7.Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

8.Лутошкин А.Н Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988.

9.Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1999.

10.Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.,1990.

11.Социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача. -М., 2001.

12.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками . –М.: «Академия», 2000.-160 с.

13.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для стед. Сред. Пед. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-336с.

14.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 9

Тема: Психологическая сущность «социальной дезадаптации». Девиантное поведение

Введение

1.Понятие нормы и отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Понятие «социальная дезадаптация», ее причины.

2.Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации детей.

3.Девиантное поведение, причины и механизмы отклоняющего поведения детей.

4. Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения на разных возрастных этапах.

5. Составить план мероприятий по предупреждению и коррекции поведения трудного ребенка (по выбору)

Заключение

 

Методические рекомендации

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует описать основные понятия (социальная дезадаптация, девиантное поведение), раскрыть причины и механизмы отклоняющего поведения, истоки которого лежат в особенностях отношения взрослых (родителей), раскрыть группы риска в дошкольном и школьном возрасте, привести примеры из практического опыта. Представить возможные варианты предупреждения и коррекции поведения трудных детей, раскрыть группы риска в дошкольном и школьном возрасте.

Для составления характеристики провести наблюдения за трудным ребенком в общении. Раскрыть проблемы в общении со взрослым или со сверстниками, указать причины, разработать рекомендации педагогу по общению с данным ребенком детьми (стратегия).

В заключении обобщить информацию по теме, основы творческой деятельности человека, значение развития разных способностей, проблема поддержки одаренных детей, организация обучения в современном образовательном учреждении.

 

Литература

1.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова М.:1996

2.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения М.: 2003.

3.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество-М.: “Академия”, 1998.-456с.

4.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

5.Профилактика девиантного поведения подростков : сб. информационно — методических материалов /Под ред. Кузнецовой Н.Н. –Архангельск: АО ИППК РО, 2007.-108с. (№ 129113 библ.педколледжа.)

6.Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов. соц. педагогов /Л.М. Шипицина и др. –М.: Моск.гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004.-336с. (№ 127526 библ.педколледжа.)

7.Степанов В.П. Психология трудных школьников М.: Академия, 1997,-320с.

8.Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. Учеб. пособие М.: Академия, 2003.-176с.

9.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов-н/Д: “Феникс”, 2005.-с78-88.

10.Шнайдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков М.: Академия Проект; Трикста, 2005.-336с. 11. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Владос, 2001

 

 

.

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 1 от 21.09.15

Зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования: М.В.Машарина

 

Контрольная работа по учебной дисциплине «Психология»

специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

3 курс заочного отделения.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Вариант 10

Тема: Основы психологии творчества.

Введение

1.Понятие творчество. Значение воображения в творческой деятельности человека

2.Способности как основа творчества. Талант и гениальность.

3.Формы проявления одаренности, проблема развития одаренных детей

4.Условия развития творческих способностей человека.

5. Придумать и представить текст новой сказки. Оценить свои творческие способности по результатам творческой деятельности (продукта).

Заключение

 

Методические рекомендации

Во введении рассмотреть актуальность данного вопроса в развитии и образовании человека, указать авторов психологов изучающих данную тему, сформулировать и представить задачи данной работы.

Раскрывая данную тему, следует описать творчество связь с воображение, дать определения, рассмотреть показатели творчества, раскрыть понятие креативность, показать значение в психической жизни человека, раскрыть виды способностей и уровни их развития(одаренность, талант, гениальность), привести примеры из практического опыта, описать условия развития способностей детей и взрослых, связь с творческой деятельностью. Проблема развития одаренных детей, содержание школьного обучения. Индивидуальный подход к организации обучения одаренных детей.