Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности

Первое, что стоит решать – это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживойй природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым материализмом, но решена им не была. Они не смогли уловить этой предпосылки сознания. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения Гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира – значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот – если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет.

Реальные предпосылки были усттановлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

Отражение — способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.

В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.

Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным ( отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий).

У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.

12 стр., 5558 слов

ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

... к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержа­ния, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в ... ­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный ...

Сознание, как форма отражения имеет, вышеперечисленные свойства биологического отражения, но не ограничивается этим, поскольку в процессе эволюции биологическая форма отражения, перейдя в сознание , приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности.

Вопрос 7. Сознание, его сущность, структура и функции.

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно — творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

Функции сознания :

1 Мировоззренческая 2 Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно — управленческая 5 Оценочная 6 Координирующая.

Структура сознания.

1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы , социализации и т.д.

Сознание и язык.

Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время мышления. Язык — это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование. Язык — это форма материализации мысли. Язык — это система знаний , служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки.

Искусственный язык — это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках.

Причина появления таких языков – в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

6. Отражение как всеобщее свойство материи.

Современное естествознание об эволюции форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности. Безусловные и условные рефлексы. Первая и вторая сигнальные системы

Вся материя обладает свойством отражения, открытого Лениным. Отражение – способность материальных объектов в ходе взаимодействия с другими объектами в своих изменениях запечетливать воздействия на них других материальных объектов. Отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... видимостью объяснения. Понимание бытия в известном смысле опускается на уровень обыденного сознания: вместо объяснения единства мира констатируется множественность необъяснимых материй-свойств. С изменением ... Гераклита, апейрон, или беспредельное, Анаксимандра) не обладала, по мнению этих мыслителей, заданной формой, определенностью. Атомы Демокрита - это тоже тела, не имеющие качеств. Логическую ...

Чем сложнее материя тем сложнее отражение, рассмотрим: Неживая материя: Св-ва отражения: пассивное, твердое, зеркальное. Пример: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения.

Живая материя: 1) Одноклеточные существа и многоклеточные растения. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость — способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. 2) Многоклеточные с нервной системой Св-ва отражения: Появляется чувствительность — способность к ощущениям. Специфична для живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются специфические органы — нервные узлы, нервные ткани. Отражение поднимается на следующую ступень — нейрофизиологического отражения — целая система расчлененной, организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации своей внутренней программы («видового опыта» организма) в столкновении с внешней средой. Психическое отражение (психика животных) — активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. 3) Высокоорганизованная материя (мозг человека) – отражение в форме сознания. Св-ва отражения: а) Отражение наряду с чувственно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. б) с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность. в) отражение приобретает социально-детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением (вторая сигнальная система).

18 стр., 8716 слов

Связь сознания с протекающими в мозгу процессами

... психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека ... мозгу процессами и не существует помимо них. § Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку. § Стержнем сознания, ...

Рефлекс – реакция организма на внешнее раздражение: безусловные рефлексы – врожденные, инстинкт; условные рефлексы – приобретенные с опытом. Сигнал – матер. явление, не имеющее биологическое значение для организма, но связана с другим матер. явлением, которое имеет значение (шорох — волк).

Совокупность этих сигналов состовляет 1-ую сигнальную систему. В основном животные пользуются 1-ой. Для человека характерна 2-ая сигнальная система. Слово – сигнал сигналов.

7. Сущность, структура и функции сознания, основные факторы его формирования и развития. Идеальное и материальное. Физиологическое и психическое. Мозг как система

Вопрос, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность – является очень сложным. Его исследует целый ряд наук — психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др. Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса (его первой стороны).

И здесь сталкиваются две позиции – матер-ая и идеа-ая (близка – религиозная).

Идеал-ий подход фактически мистифицирует сознание, рассматривая его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, рассматривает сознание как отражение материи, оно является продуктом развития материального мира. Опирается на исследования физиологии высшей нервной деятельности, исследование человеческой деятельности и ее продуктов (в них запечатлены знания, мысли и чувства людей), научный анализ языка.

Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, то сознание — это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи, в его свойстве — отражении. Сознание– есть обобщенное, творчески активное, опосредованное, основанное на речи отражение объективной реальности в мозгу человека. Структура сознания: 1) совокупность знаний о мире, 2) внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности; 3) память — способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности, 4) самосознание — сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, 5) эмоции — чувства, 6) воля — осмысленное устремление человека к определенной цели, 7) подсознание.

Функции сознания: 1) познавательная — приобретение и накопление знаний о природе, обществе и самом человеке; 2) творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук; 3) регулятивно-управленческая — регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4) прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их; 5) систематизирующая, критическиоценочная и описательная.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания. Метод воспитания   Пути формирования правильных ... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ...

Человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование, состоящее из 1О-14 млрд. нейронов. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное «разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются — спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый — как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу — психофизиологическая проблема. И второй аспект — соотношение идеального и материального. Психофизиологическую проблему материализм и идеализм всегда решали по разному. 1) Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу. 2) Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь. 3) ДМ-ое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения.

Идеальное – совокупность образов, мыслей, взглядов, теорий и т.д., которое образуется на основе отражения материального. Оно, в отличие от материального не обладает физико-химическими свойствами. Идеальное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира. Образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. Идеальность продуктов сознания просматривается и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д.

Предпосылки появления: 1) обезьяны жили стадами; 2) обменивались нечленораздельными звуками; 3) обладали высокой степенью подражательной способностью; 4) научились делать орудия труда. Главные факторы: труд, общественный характер жизни и речь.

8 стр., 3951 слов

Духовное бытие и его формы. сознание общественное сознание самосознание ...

... ществует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, ... достаточно высокой «социальной» организации с распреде­лением ролей. Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над свои­ми психическими процессами и ...

39. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.

Особенностью общественного сознанияявляется то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.

Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.

Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

... сознания у человека. Началочеловеческой истории означает качественно новую ступень развития, кореннымобразом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живыхсуществ. Новые формы общественного ... изготовления и применения орудий, с развитиемобщества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодарякоторой они изменяют окружающую их природу, изменяется и ...

Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.

Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. Структура — сознание политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, атеистическое, естественно-научное, экономическое, экологическое и др.

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.

Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественного сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания.

По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его диалектической взаимосвязи с общественным.

Индивидуальное сознаниеэто духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознанияэто диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.

Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Д.Уатт и Н.Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не было общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества. Любой индивид есть носитель общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало из глубины веков. В свою очередь, все люди в определенной степени несут в своем сознании современные идеи, взгляды и т.п. Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие. Общество сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании.Групповое сознаниедиалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними ... и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным ... различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому, ...

17. Мировоззрение и его основные типы. Влияние естествознания на развитие мировоззрения

Мировоззрение– целостная система взглядов на окружающий мир, место человека в нем, на отношение чел. к миру, к самому себе и к др. людям, которая является руководящей нитью в выработке тех или иных убеждений. Это система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М — это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Субъект М. — личность, соц. группа и общество в целом. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. М. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

8 стр., 3750 слов

Структура мировоззрения

... влияние знаний и эмоций вместе взятых. Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в ... нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. Философское ...

Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения:мифологический,религиозный,философский.

Мифкак особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Религия— форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии — зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

В противовес религии с ее ставкой на веру философиявсегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Можно выделить два уровня мировоззрения:жизненно-повседневноеитеоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.Теоретический уровень— это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

М. как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего этознания— основа М. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. — это теорет. ядро М. Знания входят в М. в видеубеждений. У. — это та призма через кот. видится действительность. У. — не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ценности— наиболее ярко выражены в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. — основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как быдва срезаинтеллектуальныйиэмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная — миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в М. в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в М. разных людей.