ЮСУП ПСИХОЛОГИЯ — копия

  1. Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от ограничений, наложенных на них религиозными представлениями. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. Переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием «Новое время», складывается к середине XVI в. Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия — развитие производительных сил; в области общественного сознания — важные открытия в области науки. Рене Декарт (1596−1650) — крупнейший мыслитель Нового времени. Психика стала пониматься как внутренний мир человека. Крупнейшим открытием XVII в. относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Описывая механику тела, он первым, не употребляя этого термина, дает схему рефлекса (внешние воздействия на организм — в органах чувств возникает движение «животных духов» — они передаются в мозг, где осознаются как психические процессы — оттуда идут к «мускулам», наполняя их и вызывая двигательный акт).

Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения- во-первых, относились Декартом к чисто телесным, «не просветленным мышлением» и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода); - во-вторых, рассматривались как независимые от души; - в-третьих, лишались отражательной природы и функций (так как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а «животные духи», протекающие в организме).Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души является внутреннее сознание. Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа — только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс. Принцип работы души — рефлексия (от латинского «обращение назад»).

10 стр., 4901 слов

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека

... 4. Судебная психология.Занимается изучением тех психических закономерностей, которые связаны с применением правовой деятельности. · Первая область это - психология юридического трудаэто изучение особенностей ... личность способствуют тому, что бы стать жертвой преступления. Есть наука криминальной виктимология. Криминальная психология изучает прежде всего психологические особенности личности ...

В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором — сознание отражает собственные мысли, идеи. Дуализм Декарта проявляется как в учении о том, что душа и тело — самостоятельные субстанции, так и в разделении самих душевных актов на две группы, имеющие принципиально различную детерминацию, — деятельные и страдательные. Дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой. В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Ньютона Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием."Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, — подчеркивал он, — является величайшим источником заблуждений".

И при отсутствии сознания непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Лейбниц считает, что душа заключает в себе: «бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение». Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй его осознание, представляющее такой же динамический процесс. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) — восприятие и оценка людьми различных социальных объектов, событий и других людей. Введенное Лейбницем понятие о малых перцепциях (неосознаваемых восприятиях) позволяло объяснить психическую динамику по типу исчисления бесконечно малых величин .В следующем, XVIII веке на свет появляется эмпиризм, представляющий собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка. Т. Гоббс (1588 — 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций (закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти).

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... и работу с людьми, ее главная цель-помощь людям. Предметом практической психологии является индивидуальность человека и конкретность обстоятельств. Научная психология – знания в психологии которые характеризуются правильностью ... Психология – наука о сознании. 17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Локк) 18 в – просвещение (происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания как ...

Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 — 1704).

Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимым временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», — писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать — это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В ... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют ... быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют ...

  1. Структура психологии как науки.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Современная психология представляет собой сложную систему направлений, ветвей, разделов, в которых ее многообразные проблемы рассматриваются с разной степенью фундаментальности, на разном уровне обобщения фактического материала, с различными целями. Структура современной психологической науки не остается застывшей, закрытой для дополнения новыми ответвлениями, возникновение которых отвечает новым проблемам, встающим перед обществом. Часто эти новые разделы возникают не только в областях контактов психологии с другими областями знания, но и на стыке различных направлений или ветвей самой психологии. Многие разделы как фундаментальной, так и прикладной психологии имеют тесные связи с другими науками. Фундаментальная психология наиболее тесно связана с рядом разделов биологии (анатомия, физиология, генетика и др.) и медицины (нейрохирургия, педиатрия, психиатрия и др.).

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... конституцией. 61. Психология развития: A. Наука изучающая закономерности развития человека в сочетании с развитием в зоопсихологии; B ... труда; B) деятельность человека конкретна; C) деятельность человека носит целенаправленный характер; D) деятельность человека осознанна, а поведение ... от сознания; E) одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений ...

Прикладная психология активно использует научный потенциал тех областей знания, в которых требуются ее методы или рекомендации. Психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение структуры психологии определено влиянием двух факторов: — Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы; - Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии — сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин. Традиционно все разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни.

Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей (изучается психика и поведение человека в различных видах деятельности).К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Общая психология — это раздел психологии теоретически и экспериментально изучающий объективные закономерности возникновения, развития и воплощения в реальность психических процессов и явлений. Задачи общей психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности: 1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. 2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез). 3. Изменения, происходящие ...

2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности .В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности: — личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; - личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязан с другими людьми. Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; - сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;- личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие, развитие в обществе, где существуют благоприятные и неблагоприятные условия. Стороны развития психики в неблагоприятных условиях исследует специальная психология. Предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стеснённых обстоятельствах. В качестве отдельных направлений в специальную психологию входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата. В задачи специальной психологии входит: — изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками; - разработка средств психологической коррекции недостатков развития;- психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; - психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;- психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; - психологическая коррекция дезадаптации.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной (совокупность наук о природе), гуманитарной (дисциплина, изучающая человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности) и технической (комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, которой не существует в природе, а которая изготовляется человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества).

Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

  1. Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа».

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлисьПсихология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем психическом мире человека. Термин означает учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же — не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают.

Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира. Если душа — объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем. Во-первых, что такое душа? Если это — некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему человек мыслит?» — задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.

В человеке живут желания, чувства, эмоции, побуждающие его к деятельности; он может представить себе то, чего никогда не видел; может вспомнить то, что давно уже исчезло из его жизни. Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир живёт в людях — в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений, субъективная реальность. А коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чём проявляется, что определяет её существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует её развитие и существование. Если мы говорим, что «ощущение горького вкуса вызывает неприятное чувство», то мы устанавливаем причинную связь между известным «ощущением» и известным «чувством». В психической жизни мы замечаем известную закономерность, т. е. психические явления следуют друг за другом, повинуясь известным законам, определяя постоянную связь между явлениями. Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической.

Литература

  1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение — Владос, 1994.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  5. Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  6. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. — М.: Проспект, 1998.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector