Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека

Психика – свойство головного мозга объективно отражать существующую действительность и данное свойство обеспечивает целесообразность поведения.

Сознание – высшая форма психики, которая позволяет человеку не только отражать и управлять поведением, но и отдавать отчет в своих действиях организовывать их в пространстве и времени, изменять программу действий с учетом изменений окружающей обстановки. Главное в сознание это способность выделять себя от окружающего мира. Что касается человека у него появляются внутренние регуляторы поведения. В любом случае мы изучаем поведение человека что бы прогнозировать и повышать эффективность взаимодействия людей.

 

Психология как наука состоит из различных отраслей и с каждым годом добавляется все больше и больше вариантов.

Итак отрасли психологии:

  1. Центральная отрасль, наиболее теоретическая и методологическая — Общая психология. Изучает закономерности протекания психических процессов, психических состояний и формирования психических свойств.
  2. Возрастная психология. Изучает особенности психики человека в разные возрастные периоды, а так же факторы влияющие на формирование личности.
  3. Специальная психология.Это название не отражает содержание. Специальная психология изучает закономерности аномального развития психики, которые связаны с врожденными или приобретенными в раннем возрасте недостатками в строении и функциях организма. Речь идет о развитии детей имеющих дефекты зрения, мозга и иными недостатками. Из судебной медицины Вам должно быть известно понятие алегофрении – малого мозга.
  4. Социальная психология. Изучает психические я явления и процессы которые обусловлены принадлежностью человека к различным социальным группам и эти явления и особенности проявляются в процессе взаимодействия людей между собой. Это проблема общения, конфликтов, горизонтальных и вертикальных отношений, обмен информацией, эмоциями. Как это происходит и что на это влияет?
  5. Клиническая психология. Изучает нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, а так же влияниях индивидуально-психологических особенностей на протекание заболевания и наоборот.

    Речь идет о взаимодействии психики и болезни. Например, если человек не хочет лечиться то вряд ли он вылечится.

  6. Психология труда. Занимается изучением закономерности формирования трудовых знаний, умений и навыков, а так же влияние условий и характера труда на личность человека. Например, проблемы профессиональной деформации – изменение личности под условиями профессиональной деятельности.
  7. Юридическая психология. Изучает психические явления и закономерности связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Есть люди, которые нарушают нормы права, а есть люди которые соблюдают. Есть люди которые нарушают нормы права и люди претерпевающие нарушение. Есть люди блюстители и потерпевшие. Юридическая психология делится на подотрасли:

1. Правовая психология. Занимается изучением закономерностей формирования правосознания населения или отдельного человека, а так же факторов способствующих повышению правовой компетентности людей. В некоторых учебниках эту отрасль называют психологией законотворчества и правового воспитания. В части психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека содержания правовых норм, отношения к ним и наличие правовых установок, т.е. готовность действовать определенным образом. Различие между правовой психологией и правосознанием в степени установок.

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

... различение классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения психики как особого «функционального органа», присущего и человеку, и животным, ... указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. Введение в ...

2. Криминальная психология. Изучает взаимодействие нарушителей и их жертв. Одна из старейших отраслей юридической психологии. Изначально она изучала причины преступного поведения и личность преступника. В последнее время стали изучать и потерпевших – какие особенности личность способствуют тому, что бы стать жертвой преступления. Есть наука криминальной виктимология. Криминальная психология изучает прежде всего психологические особенности личности

3. Исправительная (пенитенциарная) психология. Занимается людьми, претерпевшими неблагоприятные последствия наказания, осуждения. Главная проблема влияние наказания на личность осужденного, в том числе и наказания в виде лишения свободы. Например, научно доказано, что человек отбывший наказания в течение 3-х лет приобретает импульсивность, подозрительность, которые в дальнейшем не подлежать коррекции. Соответственно чем дольше наказание, тем больше заостряются эти качества.

4. Судебная психология.Занимается изучением тех психических закономерностей, которые связаны с применением правовой деятельности.

· Первая область это — психология юридического трудаэто изучение особенностей личности обеспечивающих профессиональный юридический успех, а так же обстоятельств профессиональной деформации.

· Следующая область это повышению эффективности следственных действий или другими словами как психология следственных действийона изучает факторы психологические способствующие использовать законы психологии что бы успешно провести следственное действие.

· Судебно-психологическая экспертиза занимается разработкой методов установления наличия или отсутствия психических явлений или причинно следственной связи между психическими явлениями, которые интересуют следствие, суд и имеют юридическое значение. Например, аффект – лишение способности руководить своими действиями.

· Психология судебного разбирательства.Изучение факторов способствующих повышению успешности и эффективности судебного разбирательства. Главным образом это проблемы доказывания.

 

ПОВЕДЕНИЕ

 

Стимул Реакция

 

Рефлексы бывают условными и безусловными. Условные рефлексы это те связи, которые закрепляются в памяти человека и обычно накладываются на безусловные. Автоматизм –те действия которые настолько прочно сформировались, что начинают реализовываться при специфических стимулах. Обычно это касается сформированных навыков. Автоматизмы практически не регулируются сознание. Хорошо сформированные автоматизмы есть обычно у спортсменов. Есть программа действий и она реализуется при возникновении соответствующих стимулов. Импульсивные действия – люди делают не успев подумать. Эти варианты действий плохо созанются. Дальше мы будем говорить о более обдуманных действиях.

 

Стимул à Воздействие à Обработка и интерпретация полученной информации à формирование репертуара средств à выбор варианта поведения à (Реакция)реализация à оценка достигнутых результатов.

Стимулы могут быть внешними — физические, социальные и т.п. Так же стимулы могут быть внутренними. Далее уместно вспомнить Пирамиду Абрахама Маслоу. В соответствии с ней:

ü первый уровень потребностей – физиологические(еда, вода, продолжение рода)

ü второй уровень потребностей – безопасность. Это отсутствие угрозы жизни, здоровью и деловой репутации человека. Существует понятие фрустрации – психическое состояние, возникающее вследствие длительного неудовлетворение потребностей по причине наличия объективно или субъективно непреодолимых препятствий.

ü Третий уровень потребностей – общение. Необходимость осуществления обмена информацией, а так же необходимость наличие чувства принадлежности (отношения) к группе

ü Четвертый уровень потребностей – признание и самоутверждение. Человеку необходимо одобрение окружающих.

ü Пятый уровень – потребность в самовыражении. Это потребность человека делать что-то что может быть оценено.

В процессе реализации каждого этапа реализуются различные свойства личности определяемы через различные сферы:

¾ Интеллектуальная сфера – развитость мышления, воображения.

¾ Эмоциональная сфера – особенности, которые описывают скорость проявления эмоций их смены и преобладающие эмоции человека

¾ Волевая сфера – особенности, отвечающие за контроль, организацию и направление поведения.

¾ Мотивационная сфера — преобладающие мотивы и потребности человека

¾ Нравственная сфера — Усвоенные нормы поведения, убеждения определяющие отношение человека к добру, злу, справедливости.

¾ Самосознание (“Я концепция”) – что я из себя представляю, как я к себе отношусь, на что я способен, насколько хорошо я это сделал.

  ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
Познавательные процессы:   ¾ Внимание ¾ Память ¾ Ощущения ¾ Восприятия ¾ Мышления – позволяет человеку выявлять существенные признаки происходящего. Благодаря этому процессу мы постигаем происходящее. ¾ Речь – позволяет нам выразить все то, что мы думаем чувствуем т.е. передавать информацию, что в значительной степени облегчает обучение ¾ Воображения – позволяет составлять нам новые образы и объекты Психические состояния это определенный уровень работоспособности. Психические состояния определяются происходящими процессами Общие способности – интеллект и креативность от наличия, которых зависит успешность реализации процессов
Эмоциональные процессы Эмоциональные процессы, как и познавательные так же отражают действительность, но главное это оценка происходящего и формирование отношения к нему: ¾ Эмоции — непосредственная реакция на происходящее. Эмоции обладают свойством интенсивности. Эмоции отличаются от чувств меньшей длительностью. Есть народы в которых принято держать эмоции при себе (англичане) и наоборот (итальянцы).

¾ Стойкость и длительность протекания. Это любовь, ненависть, совесть, вина, стыд, долг

¾ Эйфория – радостное возбуждение, например смех до упада или прыжки до потолка. Причем эмоции мы выражаем так, как нас научили, например родители. ¾ Аффект – очень интенсивное эмоциональное состояние, которое внезапно возникает, быстро протекает и окрашивается разными краскам. Например, страх, радость, злость. ¾ Состояние апатии – когда все равно, ничего не хочется и даже двигаться тяжело. ¾ Депрессия – помимо того, что не хочется ничего делать, настроение печальное мрачное. Аффективная логика – определенное нарушение мышления, когда человек склонен кидаться из одной крайности в другую. ¾ Темперамент, особенно, те свойства темперамента, которые обуславливают протекание эмоций. Это например сила или слабость, подвижность, инертность. Есть еще уравновешенность — Выработка активных и тормозных реакций. Это способность устанавливать запреты на определенные варианты поведения.
  Волевое действие – совершение какого-либо действие с приложением волевых усилий. Приложение волевых усилий сопровождается напряжением. Это контроль за ответной реакцией. Волевые силы прилагаются с тем, что бы скорректировать наши планы с тем, то происходит   Характер – в особенности та часть характера, в которой у человека сформированы волевые качества (настойчивость, целеустремленность, упорство, самостоятельность и независимость, исполнительность, дисциплинированность и организованность).

Контроль за самообладание, выдержка и самоконтроль. Направленность — мотивы, интересы, побуждения. Самосознание.

 

 

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

1.СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

 

СИЛЬНЫЙ ТИП СЛАБЫЙ ТИП (М)

 

2.Уравновешенность неуравновешенный

Уравновешенный преобладание возбуждения преобл. торможения

3.Подвижность

 

Инертный (Ф) подвижный (С)

 

 

Всего три свойства мерной системы: сила, уравновешенность, подвижность

 

Для сильного типа характерна стойкость, выносливость, сопротивление внешним воздействиям, высокая работоспособность. Высокие пороги чувствительности. Человек не замечает слабых раздражителей. Крайне сильные раздражители не вызывают болевых усилий. Главное достоинство – высокая работоспособность.

 

Слабый тип– низкая работоспособность в том смысле, что малейшие раздражители могут вывести из состояния работоспособности. В состоянии утомления представители этого типа работать не могут. Высокая чувствительность выводить из равновесия и падает работоспособность, однако это самая чувствительность помогает им выживать.

 

Уравновешенностьопределяется по сбалансированности силы возбуждения и силы торможения. Возбуждение у нас отвечает за активацию и выработку положительных рефлексов. Торможение отвечает за блокирование деятельности. Бывают уравновешенные лица и лица неуравновешенные при этом у одних это преобладаени возбуждения у других преобладание торможения. Уравновешенность предполагает предпочтение ровного ритма работы. Неуравновешенность с преобладанием возбуждения – люди быстро переходят к действиям, загораются идеей и стремятся ее воплотить. Для уравновешенных характерен рваный ритм работы. Что касается преобладания торможения, то в чистом виде это встречается не так часто и в большем смысле связано с теми воспитательными ограничениями которые претерпевает лицо.

 

Подвижность. Далее уравновешенных делят на инертных и подвижных. Подвижность определяет скорость смены процессов, состояний, действий человека.

 

Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник

Сильный уравновешенный, инертный – флегматик

 

Меланхолики – чувствительные люди, с более низким темпом работы, эмоционально не устойчивые, эмоционально лабильные(изменения происходят быстро).

Развивают в себе интуицию и придерживаются специфического режима труда, допускающего более свободную продолжительность отдыха. Меланхолики привязчивы – у них легко формируется доброе отношение к людям и им это важно сохранять. Меланхоликам нужен узкий круг общения. Меланхолики устойчивы к состоянию монотомии – легче переносят необходимость выполнения однообразная работа.

 

Холерики – выносливость работоспособность. Холерики, как и меланхолики эмоционально не устойчивы. При этом с учетом преобладания возбуждения они не преминут о этом сообщить. Холерики легко раздражаются. Это тот тип темперамента, который готов собраться и выложиться за краткий период времени. Как только холерик сталкивается с препятствием он может быть ввергнутым в состояние апатии. В этом случае ему может понадобится поддержка и он опять будет сгустком энергии. Холерики склонны возвращаться и доделывать. Важная черта вспыльчивость.

 

Сангвиник – саамы приятный тип темперамента. Это человек с которым интересно проводить время. Он общителен весел, шутлив, развлекателен. Сангвиник легко дает обещания, но быстро о них забывает. Сангвиник характеризуется поверхностностью. Сангвиники хорошо работают в сферах продвижения товаров. Подвижность обуславливает вариативность мышления. Добродушность, эмоционально устойчивы.

 

Флегматики – за флегматиками закрепилась репутация очень медлительных, невозмутимых и толстокожих людей. Про них еще говорят, что они не прошибаемые. Флегматикам очень хорошо рассказывать анекдоты. Если Вы куда-то торопитесь, то поторапливать флегматика худшее средство. Флегматики планирует ровно столько сколько понадобиться. Флегматики не планируют столько, сколько надо выполнить. Когда они готовятся к экзаменам, они обычно долго раскачиваются, но всегда все успевают прочитать.

 

 

Особенности темперамента

Особенности характера.

 

Первые три ФИО дата рождения, пол.

 

08.10.2007

10:00-11:50

 

Характер – совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые формируются в деятельности или общении и проявляются в типичных для человека ситуациях. Другими словами это совокупность наших привычек. Привычки мы формируемым сами.

Структуру характера можно представить следующим образом. Это ядро, которое составляют наша работоспособность, стресса устойчивость. В дальнейшем это ядро покрывается чертами, которые мы в себе воспитываем, ну например волевые качества и т.п. И наконец периферические черты характера, которые проявляются время от времени и обычно в тех ситуациях в которые мы не так часто попадаем. Чем дальше от ядра к периферии, тем легче изменить особенности характера. С точки зрения своей структуры характер может быть гармоничным, противоречивым (дискордантность характера), акцентуированным (на характере в определенном месте поставлен акцент – акцентуация – крайний вариант нормы и выражается она в крайней выраженности одной или нескольких черт, которые обуславливают особенности реагирования в определенных ситуациях).

Об акцентуациях можно почитать у Андрея Евгеньевича Личко, Карла Леонгарда (“Акцентуированные личности”).

Далее будут разобраны типы акцентуаций.

 

ТИПЫ ЛИЧКО ТИПЫ ЛЕОНГАРДА ХАРАКТЕРИСТИКА
Гипертивный Гипертемический Главная черта, которая определяет данный тип это повышенное настроение. Это люди активные жизнерадостные, выносливые, активные, инициативные. Этот тип тяжело переносят ограничения. Он сам привык решать, когда что и каким образом делать. Любые ограничения вызывают сопротивления. Этот тип не любит подчиняться. Он не любит когда его контролируют. Советы которые ему даются он может воспринимать, как способ контроля. Соответственно жесток регламентированная деятельность не пользуется у него предпочтением. Если ему приходится что-то делать, то он вносит свою творческую нотку. Из него получается отличный организатор. Эти люди прирожденные лидеры и очень важно что бы их ценности совпадали с теми нормами, которые действуют в обществе. В противном случае они нет только сами будут нарушать закон, но и поведут по этой скользкой нотке окружающих
Циклойдный Циклотимический Главная особенность этого типа заключается в том что в периоды хорошего настроения, жизни радостности, которые длятся неделями могут сменятся периодами депрессивными. Причем смена происходит беспричинно. В фазе хорошего настроения он ведет себя, как гипертивный, но при смене фазы окружающие начинают изводить его вопросами о том, почему он не радостные, не активный и т.п. Самое отрицательное заставить его быть активным в депрессивной фазе. Такой тип редко бывает выраженным в единственном числе.
Лабильный Экзальтированный и Эмотивный Главная особенность в крайней изменчивости настроения. У этого человека настроение меняется быстро, как в отрицательную, так и в обратную сторону. Эмотивность – легкость измены. Экзальтированный – резкость смены настроения. Этот человек не переносит холодности по отношению к себе. При этом эмоционально этот человек – зеркало других людей.
Астеничный (Астено-невротический) Дистимический Главная особенность астенического типа в том, что он быстро утомляется. Чаще в сего у людей, которые с детства много болеют. На общение сил не хватает. Жизнь под знаком экономии сил. Они неплохо это научаются делать. Они умеют расставлять приоритеты. Нередко такие подростки становятся мишенью насмешек. Вспышки раздражения не имеют достаточного эффекта. Главная особенность дистимического типа – пониженный фон настроения. Человек находится в состоянии депрессии.
Сенситивный (Чувствительный) У Леонгарда такой тип отсутствует. Главная особенность сенситивного типа –повышенная чувствительность, которая может выражаться в способности отделять маску от человека. Самая тяжелая ситуация для этого типа это обвинение в неблаговидных поступках, поскольку данный тип крайне редко нарушает правила. Для него оскорбительна сама мысль о Ом что о нем могли подумать, что он что-то нарушил. Публичное обвинение может повлечь попытку суицида. Для данного типа крайне важно наличие поддержки не столько эмоциональной, а знание, что его любят и уважают вне зависимости от того, что происходит. Для сенситивного типа важна его репутация. Он делает очень много, что бы сохранять ее не запятнанной. У сенситивна очень выражена ответственность. Они мало инициативны, но легко на нее откликаются. Верные друзья.
Психаатеничный Тревожный и Педантичный Главная особенность – повышенная тревожность, повышенная ответственность. При это они педантичны делают все тщательно, по многу раз перепроверяют и боятся делать ошибки. Последе приводит к тому, что они долго разрабатывают план, но не доводят до конца. Долго принимают решение. Альтруистично-компромисны. Обеспокоены своим будущем. Самая тяжелая ситуация это принятие решений – чем сложнее тем дольше. Легко принимает на себя ответственность, но потом долго мучается с ней. Чувство долга крайне выражено.
Шизоидный нет Главная особенность в крайне замкнутости. Не может общаться с мало знакомыми людьми. В силу ограниченности опыта общения эти люди отличаются эмоциональной холодностью. Отличаются эрудированностью в интересующих их вопросах. Единственный способ разговорить их это спросить о том чем он занимается. Интересы у этих людей весьма своеобразно. Они либо экзотичны либо дурно пахнут.
Эпилептоидный Возбудимый Застревающий Главная особенность возбудимого типа это аффективные вспышки. Они разряжают свое раздражение на окружающих. Застревающие злопамятны, мстительны. С эпилептоидами очень сложно уживаться. Внимательны к деталям. Могут проламывать стены, в то время, как другие уже устали. У них обостренное чувство справедливости. Если Вам нужно, что бы чиновник заработал при виде этого человека они начнут работать. Очень чувствительны к ущемлению их интересов. Предпочитают авторитарный стиль руководства. Если есть возможность они предпочитают власть сосредотачивать в своих руках. По отношению к подчиненным придирчивы. Если они власти не имеют, то становятся подхалимами.    
Истероидный Демонстраитвный Главная особенность – ненасытная жажда внимания. Отличаются яркостью одежд и т.п. Всегда не стандартны. Манерны. Особое произношение. Растягивание слов, интонации. Для этих типов характерно фантазирование и гиперболизирование. Это способ привлечь внимание и изобразить свою роль так, что бы произвести впечатление. Нередко воспроизводя события. Хорошо врут. Самая тяжелая ситуация для них это когда никто не обращает на них внимания. Такие типы уже в раннем детстве начинают закатывать истерики в присутствии тех, кто может уделить им внимании. Очень внушаемы. Демонстрируют именно то поведение, которое по их мнению получит больше всего внимания.
Неустойчивый нет Главная особенность этого типа это не способность противостоят соблазнам или слабо волие. Этот тип способен чем-то заниматься только тогда, кода ему приносить удовольствие. Как только деятельность требует от него усилий, она становится не интересной. Развлечения у него включают все вредные привычки. Неумение устоять даже когда они знают о вреде приводит к зависимости. Самая тяжелая ситуация для него это отсутствие контроля. Тяжело это потому, что это может привести к весьма печальным для него последствиям. Его периодически нужно направлять. Спокоен к внешнему контролю. Любит что-либо делать за компанию.
Конформный нет Главная особенность – быть как все, ничем не выделятся. Важно делать так, как делают все. Сама тяжелая ситуация это та ситуация в которой он не знает как поступают все. Самый тяжелый период это время, когда человек переходит из одной группы в другую. Самое тяжелое это не знать по каким правилам нужно себя вести. Он раб тех правил по которым ведут себя в группе. Очень много внимания внешним проявлениям.

 

 

Акцентуация имеет место тогда, когда Вы в перечисленном обнаружили только один тип акцентуации.

 

 

15.10.2007

10:00-11:50

 

Предлагаемые тесты:

  • Белый лист, карандаш, ластик, 9 предметов: дом, дерево, дорога, вода, горы, солнце, змея, птица, кошка.
  • Несуществующее животное – вы придумываете невиданное не существующее животное и изображаете его на листе. На отдельном листе сочиняется\ история про животное.

 

 

Стимул à Воздействие (Восприятие) à Обработка и интерпретация полученной информации à формирование репертуара средств à выбор варианта поведения à (Реакция)реализация à оценка достигнутых результатов.

 

На каком этапе, какие факторы влияют на наше поведение?

 

Итак, первый этап — воздействие:

  • Наличие отсутствие дефектов функционального состояния и строения органов чувств. Если у человека разрушены нервные пути или отсутствует орган чувств то соответственно получать ощущения данной модальность он не может. Если человек слеп – он не может ничего увидеть. Соответственно данная информация не учитывается в дальнейшем при ее обработке, формировании репертуара средств, выборе и т.д. и человек вынужден компенсировать недостаток этой информации за счет других органов чувств. Люди слепые от рождения лучше слышат, у них более чувствительны руки. Снижение остроты восприятия может быть связано с переутомлением органов чувств. Ощущение – познавательный психический процесс отражающий окружающую действительность при непосредственном воздействии объекта на конкретный орган чувств. Соответственно есть зрительные, вкусовые, обонятельные и т.п. ощущения.
  • Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности определяется минимальной силой раздражителя, которой человек воспринимает данным органом чувств. Верхний порог это максимальная сила раздражителя, который человек воспринимает, как ощущение данной модальности. Превышение данной силы вызывает у человека болевые ощущения. Психическое состояние в частности состояние утомления влияет на диапазон иным образом — снижаются верхние и нижний пороги.
  • Избирательность внимания и восприятия. Внимание это познавательный психический процесс заключающийся в сосредоточении на каком-либо объекте. В таком случае можно говорить, что объект оказался в фокусе, остальное не воспринимается. Внимание – фильтр информации. Избирательность внимания- выделение объекта на котором и сосредотачивается внимание, сознание человека. Что сказывается? В фокусе внимание может, зависит от характеристик самого объекта – его яркости, новизны, неожиданности, интересности. Подобные признаки привлекают непроизвольным вниманием. Внимание к таким объектам утрачивается сразу после изучения, быстро. Могут сказывать потребности, интересы человека – исходя из этого обращается внимание. Человеку представленный фильтр нужен в виду невозможности восприятия всей информации — противное понимание приводит к “зависанию”. Помимо избирательности у внимания есть еще несколько свойств: 1. Избирательность – определяет какие объекты выделяются для сосредоточения 2. Объем – определяется количеством объектов на которых человек способен одновременно сосредотачиваться. Обычно объем равен магическому числу семь плюс или минус два. 3.Устойчивость – определяется количеством времени в течение которого человек способен сосредотачиваться на каком-либо объекте. Это время может быть от нескольких секунд до нескольких часов – обычно 15 минут. 4.Концентрация – интенсивность сосредоточения на объекте – величина тех помех которые человек способен игнорировать сосредоточившись на определенном объекте или деятельности. 5.Переключаемость — уровень выраженности данного свойства определяется временем за которое человек сознательно переносит (если не сознательно речь идет об отвлекаемости) фокус внимания с одного объекта на другой. На доске появляется квадрат он же коридор, он же коробка, пирамида и т.д.
  • Текущее психическое состояние. Психическое состоянии – определенный уровень работоспособности человека в данный момент. На уровень работоспособности влияют наши эмоции и перенесенные нагрузки. Психические состояния могут быть стеничными (придающими силу – энергию. Это состояние эйфории, аффекта и т.д.) и астеничными (снижают уровень работоспособности – утомление, монотомия (перенапряжение одних органов и стагнация других), депрессия, апатия).

    Психическое состояние может влиять на избирательность внимания – люди находящиеся в состоянии депрессии фиксируют внимание на печальных событиях. Люди которые находятся в состоянии тревоги замечают исключительно злые и сердитые лица, несмотря на то, что идущий рядом человек замечает весь спектр выражений лиц окружающих. Психическое состояние влияет на пороги чувствительности.

  • Наличие психологической защиты. Различают: 1.Отрицание — негативного событии не было – больной с серьезным диагнозом не признает болезнь 2. Вытеснение — отрицается не факт события, а те чувства, мысли, которые возникли в следствии того, что событие произошло.

Функции защиты:

  1. Регрессия – человек в сложной ситуации использует варианты поведения характерные для более раннего возрастного периода – “ведет себя как ребенок”
  2. Рационализация – приискание подходящего объяснения произошедшему. Это объяснение – руководство к действию – “получила плохую оценку потому, что вернулась домой и не посмотрела в зеркало”.
  3. Сублемация – перевод энергии сексуального влечения в творческую деятельность.
  4. Замещение — эмоции накипели, выразить их обидчику невозможно — они выражаются более доступному объекту.

 

Свойства воспрития:

Избирательность восприятия заключается в выделении наиболее значимого объекта, при это все оставленное воспринимается, как второстепенное.

Целостность – частично воспринимаемый объект достраивается до некого целого.

Контрастность — если мы воспринимаем объекты которые схожи по характеристикам то они нивелируются. Человек точнее определят размеры, если он часто с этим сталкивается.

Схематичность — образ любого объекта включает в себя необходимые признаки по которым в дальнейшем подобные объекты узнаются.

 

 

Обработка и интерпретация полученной информации

 

Имеет значение произвольность протекания познавательных процессов — способность осознано инициировать, контролировать процесс. Второй момент скорость протекания познавательных процессов. Третий момент сформированность качеств обусловливающих продуктивность памяти. Четвертый момент -законы восприятия. Целостность, контрастность, схематичность. Пятый момент – сформированность качеств обсуловоивающих мышления. Следующее- уровень развития воображения. Дальше — уровень развития вынолиовоти, самоконтроля, интеллекта и креативности. Текущее психическое состояние и имеющиеся усановеи.

Память – познавательный психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизводстве получаемой информации. Операции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Свойства памяти – объем – то кол-во материала, которое человек может запомнить и записать не переспрашивая – опять же семь плюс. Память есть оперативная, коротко временная, долговременная. Есть еще свойство точности, длительности. Еще одно свойство готовность к воспроизведению – человек тратит очень мало времени на то, что бы найти и выдать нужную информацию. Соответственно мы говорим, что память хорошая если все указанные критерии велики. Лучший способ тренировки .

 

22.10.2007

 

Мышление – это познавательный психический процесс, который заключается в выделении существенных признаков объектов, а также связей между ними.

Типы мышления:

1. Предметное. Установка связей между различными предметами.

2. Образное. Основные операции проводятся над образами различных объектов, что требует от человека представлений в уме предмета.

3. Понятийное или абстрактное мышление. Объектами такого мышления уже являются не предметы, а понятия. Это гораздо сложнее, так как понятия обычно не имеют реального воплощения в жизни.

Операции:

1. Анализ. Выделение существенных признаков конкретного объекта.

2. Синтез. Обратный процесс.

3. Сравнение. Оценка объектов по какому-то параметру.

4. Обобщение. Нахождение существенного признака для целой группы объектов.

5. Классификация. Разделение объектов на группы по какому-то признаку.

Особенности мышления:

1. Сообразительность (быстрота ума).

Сформированность определяется временем, за которое человек находит правильное решения задачи. Разница между импульсивностью и сообразительность в правильности ответа. Сообразительность часто присутствует у людей с подвижной нервной системой.

2. Гибкость. Количество разных вариантов решения одной и той же задачи.

3. Глубина. Определяется степенью проникновения в суть проблемы.

4. Широта ума. Определяется количеством сфер знаний, которые человек может использовать для решения данной задачи.

5. Самостоятельность. Способность человека использовать имеющиеся знания, как свои, так и чужие, для решения задач.

6. Пытливость. Стремление найти наилучшее решение данной проблемы.

 

Воображение.

Это психический процесс, который заключается в создании новых объектов. Уровень развития воображения обычно определяется оригинальностью создаваемых человеком объектов. Способы создания новых объектов:

1. Преувеличение или преуменьшение какого-либо признака объекта. Это часто делается при дружеском шарже.

2. Добавление одного объекта элементами другого.

3. Соединение объектов. Кентавр, Пегас.

4. Соединение элементов объектов.

Уровень развития общих способностей

К общим способностям относятся:

1. Работоспособность.

2. Самоконтроль

3. Интеллект.

4. Креативность.

Для обработки информации имеют значение интеллект и самоконтроль. Контроль обеспечивает своевременную инициацию познавательных процессов, их завершение, а также контроль за сосредоточенностью на наиболее важных моментах.

Интеллектом называют сформированные навыки и стили обработки информации, при этом человек может хорошо обрабатывать информацию одного рода и гораздо хуже информацию другого рода. Это связано с наиболее развитым типом мышления и особенностями памяти. Редко встречаются люди с хорошо развитыми всеми 3 типами мышления.

Текущее психическое состояние.Скорость протекание познавательных процессов и иногда правильность сделанных выводов.

Эмоциональная дезорганизация мышления, когда под влиянием интенсивных эмоций человек затрудняется в оценке поступающей информации.

Модальность эмоций и возникновение аффективной логики. Построение выводов на деталях, просто нелогичное мышление и т.п.

Имеющиеся установки.

Информацию мы воспринимаем, когда она согласовывается с тем, что мы уже знаем, если человек, сообщающий эту информацию, имеет авторитет, если человек, сообщающий нам информацию, на симпатичен.

 

Восприятие информации

Обработка информации

Формулирование вариантов поведения. Что делать?

 

На количество и качество сформулированных вариантов влияют: уровень общих способностей (в первую очередь интеллект (включает в себя степень осведомленности об основных сферах бытия человека) и креативность); во-вторых, имеющиеся специальные способности. В третьих, сформированные умения и навыки. В-четвертых, ведущие мотивы и тип мотивации. Выделяют 2 типа мотиваций: 1 – мотивации достижения – кода человек ставит перед собой сложные задачи, стремится добиться успеха и склонен рисковать ради этого; 2 – мотивация избегания неудач – главная задача не добиться успеха, а не переживать неудачи. Последнее, степень фрустрированности потребностей– в первую очередь человек думает о том, чего ему очень хочется, а потом уже думает, какие последствия это может повлечь.

Человек отдает предпочтение тем способам, которые требуют ему слишком много усилий. На оценку также влияют те результаты, которые мы ожидаем получить.

Нерешительность существенно влияет на время принятия решения.

Податливость. Человек легко меняет свое решение.

Слабоволие. Человек оказывается неспособным приложить достаточно усилий, чтобы сделать выбор.

 

Реализация сделанного выбора.

На реализацию влияет:

1. Сформированность волевых качеств. Прежде всего, настойчивость. Самообладание. Самоконтроль. Именно эти качества помогают человеку справляться со своими эмоциями и поддерживать уровень мотивации в необходимой зоне.

2. Уровень мотивации. Насколько мы хотим добиться успеха.

3. Гибкость поведенческих программ. Способность изменять свои планы в соответствии с возникшими изменениями вокруг, при этом, не забывая, чего же мы хотели, и определяет гибкость поведенческих программ.

 

Оценка результата.

Количество реально затраченных усилий.

Количество реально достигнутых результатов. Когда результат превышает ожидания, то это приводит либо к тому, что возрастает самооценка, либо к тому, что человек списывает достигнутый результат на везение.

Соответствие процесса тому, как это надо было сделать.

Человек либо выбирает уважение себя, либо уважение окружающих. Неудачи чаще всего человек оправдывает. Приписывает причины неудачи на активное противодействие окружающих. Либо обесценивает цель – «а не очень-то и хотелось». Еще один вариант – сравнение себя с окружающими. Либо человек компенсирует свои недостатки своими достоинствами. Чтобы сохранить самоуважение, человек не замечает своих недостатков и обращает внимание на достоинства. Локус контроля – при котором ответственность за происходящее перекладывается на самого человека (интернальность), либо ответственность за происходящее перекладывается на окружающих (экстернальность).

В зависимости от степени уверенности человек либо берет ответственность на себя, либо перекладывает на остальных. Комфортный локус контроля – при такой ситуации человек живет в гармонии с самим собой. Успехи относит на свой счет, а неудачи относят на других.

 

 

Мышление – это познавательный психический процесс, который заключается в выделении существенных признаков объектов, а также связей между ними.

Типы мышления:

4. Предметное. Установка связей между различными предметами.

5. Образное. Основные операции проводятся над образами различных объектов, что требует от человека представлений в уме предмета.

6. Понятийное или абстрактное мышление. Объектами такого мышления уже являются не предметы, а понятия. Это гораздо сложнее, так как понятия обычно не имеют реального воплощения в жизни.

Операции:

6. Анализ. Выделение существенных признаков конкретного объекта.

7. Синтез. Обратный процесс.

8. Сравнение. Оценка объектов по какому-то параметру.

9. Обобщение. Нахождение существенного признака для целой группы объектов.

10. Классификация. Разделение объектов на группы по какому-то признаку.

Особенности мышления:

7. Сообразительность (быстрота ума).

Сформированность определяется временем, за которое человек находит правильное решения задачи. Разница между импульсивностью и сообразительность в правильности ответа. Сообразительность часто присутствует у людей с подвижной нервной системой.

8. Гибкость. Количество разных вариантов решения одной и той же задачи.

9. Глубина. Определяется степенью проникновения в суть проблемы.

10. Широта ума. Определяется количеством сфер знаний, которые человек может использовать для решения данной задачи.

11. Самостоятельность. Способность человека использовать имеющиеся знания, как свои, так и чужие, для решения задач.

12. Пытливость. Стремление найти наилучшее решение данной проблемы.

 

Воображение.

Это психический процесс, который заключается в создании новых объектов. Уровень развития воображения обычно определяется оригинальностью создаваемых человеком объектов. Способы создания новых объектов:

5. Преувеличение или преуменьшение какого-либо признака объекта. Это часто делается при дружеском шарже.

6. Добавление одного объекта элементами другого.

7. Соединение объектов. Кентавр, Пегас.

8. Соединение элементов объектов.