ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов 2–4 курсов специальности «Психология»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ТРЕБОВАНИЯ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов 2–4 курсов, обучающихся по специальности 1–23 01 04 «Психология»

Составители:

кандидат психологических наук,

доцент О.Л. Писарева,

преподаватель Т.О. Кулинкович

Программа утверждена

на заседании кафедры психологии,

протокол № 2 от 9 октября 2009 г.

Минск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

РАЗДЕЛ 1 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ 4

Последовательность и сроки подготовки курсовой работы 4

Общие требования к курсовым работам 5

Порядок защиты курсовой работы 7

Оценка защиты курсовой работы 8

РАЗДЕЛ 2 СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 12

РАЗДЕЛ 3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 18

Общие требования к тексту 18

Нумерация 19

Оформление иллюстраций и таблиц 20

Оформление формул 25

Оформление примечаний 26

Оформление ссылок 26

Оформление приложений 27

ПРИЛОЖЕНИЯ 28

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа является важной составной частью учебного процесса. Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом. За весь срок обучения студенты отделения психологии выполняют три курсовые работы.

Курсовая работа (как начальный этап в исследовательской практике студента) может послужить основой для будущей дипломной работы. Таким образом, студент продолжает исследование темы курсовой работы дальше, углубляя и расширяя ее содержание, поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы.

Целью курсовой работы является развитие студентом умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения какой-либо узкой проблемы в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым исследованием студент всесторонне изучает литературу, анализирует и обобщает полученную информацию по проблеме, овладевает методами научного познания.

Задачами курсовой работы являются:

7 стр., 3254 слов

Задания и Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Общая психология»

... выполнению курсовой работы по дисциплине «Общая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 20 с. Методические указания составлены в соответствии с требованиями ...

– самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;

– развитие навыков всестороннего творческого, научного анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;

– анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;

– выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации;

– овладение приемами научной речи и письма.

Раздел 1 порядок подготовки и защиты курсовых работ Последовательность и сроки подготовки курсовой работы

  1. Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии со своими научными интересами с учетом научно-исследовательских интересов научного руководителя и научной темы кафедры (ознакомиться с примерными направлениями исследований можно на кафедре психологии).
  2. Заявление о назначении научного руководителя с указанием проблемного поля исследования подается на кафедру до 15 сентября. Образец заявления приведен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
  3. Заявление об утверждении темы курсовой работы подается на кафедру до 1 ноября.
  4. Работа над курсовым проектом осуществляется студентом в течение учебного года по согласованному с научным руководителем индивидуальному плану. Примерная форма индивидуального плана работы студента над курсовым проектом приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
  5. Студент обязан являться на консультации по курсовому проекту к научному руководителю в соответствии со сроками, установленными в индивидуальном плане.
  6. Студент обязан предоставить выполненную и оформленную в соответствии с действующими требованиями курсовую работу научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты защиты.
  7. Научный руководитель после изучения курсовой работы предоставляет отзыв, в котором дается характеристика проделанной студентом работы, анализируются новизна и научная значимость полученных результатов, делаются выводы о теоретической и практической подготовленности студента и о перспективах дальнейшего развития его научной деятельности. Также могут быть отмечены личные качества студента, позволившие ему справиться с поставленной задачей. Образец отзыва научного руководителя на курсовую работу и требования к нему приведены в ПРИЛОЖЕНИИ В.
  8. В случае несоответствия работы настоящим требованиям к содержанию и оформлению курсовых работ и невыполнения студентом индивидуального плана научный руководитель не допускает курсовую работу к защите.
  9. Курсовая работа с отзывом научного руководителя и карточка работы в электронном виде предоставляются на кафедру психологии не позднее, чем за 5 дней до назначенной даты защиты для ознакомления членов комиссии по защите с материалами работы. Электронный вариант карточки курсовой работы находится на кафедре психологии.
  10. В случае непредставления в указанные сроки без уважительной причины курсовой работы студент не допускается к плановой защите курсовых работ. В таком случае он приобретает академическую задолженность, которую обязан ликвидировать в установленном порядке.
  11. Дата защиты курсовых работ устанавливается деканатом на основании рекомендации кафедры с учетом специфики учебного процесса в период с 20 апреля по 15 мая.
  12. Защита курсовой работы проходит на заседании назначенной комиссии и оценивается по дифференцированной десятибалльной шкале.

Общие требования к курсовым работам

2 курс

10 стр., 4925 слов

Исследование уровня тревожности студентов

... исследовании гипотезу. Судя по полученным данным, уровень тревожности студентов 2 и 4 курса одинаков. Но необходимо учесть, что в данной работе ... людям и действительности. Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели понятие тревожности, виды и то, как ... влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, ...

Работа относится к исследованиям реферативно-аналитического типа, в рамках которой студент должен:

  • четко определить цель, задачи, объект и предмет исследования;
  • продемонстрировать хорошее знание научной литературы по избранной теме;
  • показать умение работать с первоисточниками (монографиями, научными статьями, авторефератами диссертаций) и другими профессиональными текстами (обзорами, справочной литературой и т.п.);
  • продемонстрировать способность к критическому мышлению, анализу материалов исследования, навыки работы с научным текстом (цитирование, составление библиографических обзоров, списка используемой литературы и т.д.).

Объем курсовой работыдолжен составлять20–25страниц текста (без учета списка использованных источников и приложений).

3–4 курс

Работа носит характер теоретического и эмпирического исследования, в рамках которого студент должен:

13 стр., 6051 слов

Курсовая 3 курс 2

... Цель данной курсовой работы – дать характеристику социально-психологической адаптации курсантов. Объектом исследования является адаптация курсантов 1 курса психологического факультета. Предмет исследования – это ... комплексу социально-экономических явлений. Проблема социально-психологической адаптации у студентов первокурсников изучается в рамках различных разделов психологии: социальной психологии ...

  • четко определить цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обосновать его актуальность, сформулировать методологические основания и гипотезу, отметить научную и практическую значимость работы;
  • продемонстрировать умение работать с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);
  • продемонстрировать умение написания научного текста, учитывая стилевые особенности психологических текстов, логики их построения и изложения;
  • продемонстрировать умение организации психодиагностической и экспериментальной работы, навыки первичной статистической обработки материалов исследования, логику изложения и интерпретации полученных эмпирических данных;
  • включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства в виде аргументированного изложения собственного мнения, самостоятельную интерпретацию полученных данных, а также их обсуждение в рамках существующих психологических теорий и концепций;
  • на защите продемонстрировать владение категориальным аппаратом, навыки доклада научного текста, ведения научной дискуссию.

Объем текста курсовой работыдолжен составлять25–30страниц (без учета списка использованных источников и приложений).

Порядок защиты курсовой работы

Защита проводится на открытом заседании комиссии.

Объявляется тема курсовой работы, фамилия автора, научного руководителя. Затем слово предоставляется студенту.

Выступление студента должно быть кратким (5–7 минут).

В текст выступления включаются следующие элементы:

  1. Тема исследования, актуальность и новизна.
  2. Цель и задачи исследования.
  3. Объект, предмет исследования.
  4. Гипотеза (3–4 курс).
  5. Методы и методики исследования (3–4 курс).
  6. Характеристика выборки (3–4 курс).
  7. Результаты теоретического (2 курс) и эмпирического исследования (3–4 курс).
  8. Практическая значимость полученных результатов (3–4 курс).

В процессе защиты студент может использовать заранее заготовленные раздаточные материалы: распечатанные листы с краткой характеристикой работы, иллюстративные материалы (диаграммы, схемы, графики, таблицы, рисунки и др.).

Выступление может сопровождаться мультимедийной презентацией.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

Варианты контрольных работ студентов заочного отделения (Выполняется один из предложенных 2-х вариантов контрольных работ)   I. Контрольная работа на одну из ниже перечисленных тем:   1. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики. 2. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая 3. Общая ...

По окончании выступления члены комиссии, а также все присутствующие имеют право задать студенту вопросы как по существу рассматриваемой им проблемы, так и по смежным темам. Студент может отвечать на них сразу (что предпочтительнее) или записать их и попросить у комиссии время на обдумывание. Далее комиссия знакомится с отзывом научного руководителя. При наличии в отзыве замечаний студент дает на них ответы.

В конце процедуры защиты студенту предоставляется возможность выступить с заключительным словом. В нем он может еще раз обосновать или уточнить свои выводы и ответить на критические замечания. Далее студент может поблагодарить членов комиссии, научного руководителя и всех, кого он считает нужным отметить, за помощь в написании работы.

После завершения процедуры защиты комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты выступлений и выносит окончательную оценку. Научный руководитель с разрешения председателя комиссии может присутствовать на этом заседании.

Результаты защиты объявляются председателем комиссии. Комиссия имеет право рекомендовать лучшие курсовые работы для публикации и участия в конкурсе студенческих научных работ.

Оригинал защищенной курсовой работы хранится на кафедре вместе с отзывом научного руководителя на протяжении пяти лет. По желанию студент имеет право снять копию со своей работы.

Оценка защиты курсовой работы

Курсовая работа оценивается по дифференцированной десятибалльной шкале. Комиссия по защите курсовых работ выставляет отметку, учитывая качество текста (т.е. его содержание, логику и аргументированность изложения), теоретический и методологический уровень работы, полноту источниковедческой базы, использование и знание литературы по теме, правильность постановки и решения проблемы исследования, обоснованность и доказательность выводов работы, правильное оформление работы, а также качество выступления на защите и умение вести научную дискуссию.

Отметка «десять» выставляется, если

– автор курсовой работы демонстрирует ясное понимание теоретической сути исследуемой проблемы;

– выполнение курсового проекта осуществляется в строгом соответствии с выбранной методологией;

8 стр., 3698 слов

Исходя из цели курсового исследования, были сформулированы следующие задачи:

... проблемы для изучения и анализа в настоящей курсовой работе. Целью настоящего исследования является изучение особенностей родительского отношения с ребенком ... сумма баллов и далее ведется их интерпретации в соответствии с предлагаемым описанием. Характерологический опросник Леонгарда-Личко ... были заполнены, мы провели их обработку и в соответствии с этими данными и данными индивидуальных бесед с ...

– работа носит аналитический характер;

– курсовая работа выявляет умение студента работать с научными источниками, критически анализировать их результаты;

– в тексте представлены ссылки на новейшие научные исследования (в том числе зарубежные), результаты которых творчески используются в курсовой работе;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, адекватные поставленным задачам;

– заключительные выводы по курсовой работе являются достоверными и обоснованы проведенным в работе анализом материала;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– доклад на защите курсовой работы отличается логичностью, последовательностью и убедительностью, включает аргументированное обоснование выбранных методов исследования, квалифицированное использование научной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы обстоятельны и свидетельствуют о научной компетентности студента в исследуемой проблеме и его широкой эрудиции.

Отметка «девять» выставляется, если

– автор курсовой работы демонстрирует понимание теоретической сути исследуемой проблемы;

– выполнение курсового проекта осуществляется в строгом соответствии с выбранной методологией;

– курсовая работа выявляет умение студента работать с научными источниками, критически анализировать их результаты;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, адекватные поставленным задачам;

– работа носит аналитический характер;

8 стр., 3957 слов

Кино как социологическая категория.Исследование кино как источника социологической информации на примере российских фильмов за период 2002-2011 гг.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Кино как социологическая категория 1.1. Теоретические предпосылки и научные подходы в исследовании социологических проблем кино 1.2. Социологические подходы к изучению текста и кино как текста, структура кино как текста 1.3. Основные функции кино 2. Исследование кино как источника социологической информации на примере российских фильмов за период 2002-2011 гг. 2.1. ...

– заключительные выводы по курсовой работе являются достоверными и обоснованы проведенным в работе анализом материала;

– в тексте представлены ссылки на новейшие научные исследования (в том числе зарубежные), результаты которых используются в курсовой работе;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– доклад на защите курсовой работы отличается логичностью, последовательностью и убедительностью, включает аргументированное обоснование выбранных методов исследования, уместное использование научной терминологии;

– ответы на дополнительные вопросы обстоятельны и свидетельствуют о научной компетентности студента в исследуемой проблеме.

Отметка «восемь» выставляется, если

– автор курсовой работы демонстрирует понимание теоретической сути исследуемой проблемы;

– выполнение курсового проекта осуществляется в соответствии с выбранной методологией;

– работа носит аналитический характер;

– в тексте представлены ссылки на научные исследования (в том числе зарубежные), результаты которых используются в курсовой работе;

– курсовая работа выявляет умение студента работать с научными источниками, критически анализировать их результаты;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, адекватные поставленным задачам;

– заключительные выводы по курсовой работе являются достоверными и обоснованы проведенным в работе анализом материала;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– доклад на защите курсовой работы отличается логичностью, последовательностью и убедительностью, включает аргументированное обоснование выбранных методов исследования, уместное использование научной терминологии;

– студент в основном правильно и убедительно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «семь» выставляется, если

– автор курсовой работы в основном демонстрирует понимание теоретической сути исследуемой проблемы;

– выполнение курсового проекта осуществляется в основном в соответствии с выбранной методологией;

– работа в целом носит описательный характер;

– в тексте представлены ссылки на научные исследования, результаты которых используются в курсовой работе;

– курсовая работа свидетельствует об умении студента работать с научными источниками;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, в целом соответствующие поставленным задачам;

– заключительные выводы по курсовой работе являются достоверными и обоснованы проведенным в работе анализом материала;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями с незначительными недочетами;

– доклад на защите курсовой работы отличается логичностью и убедительностью, включает обоснование выбранных методов исследования;

– студент в основном правильно и убедительно отвечает на дополнительные вопросы, недостаточно используя научный категориальный аппарат.

Отметка «шесть» выставляется, если

– автор курсовой работы в целом понимает теоретическую сущность исследуемой проблемы;

– при выполнении курсового проекта студент не строго придерживается выбранной методологии;

– курсовая работа носит описательный характер;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, не в полной мере соответствующие поставленным задачам;

– список использованных источников отличается достаточной полнотой, библиографический обзор свидетельствует в целом о необходимой проработанности литературы по проблеме курсовой работы;

– заключительные выводы по курсовой работе являются в целом достоверными, но недостаточно обоснованы;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены в целом в соответствии с предъявляемыми требованиями с незначительными недочетами;

– доклад на защите курсовой работы в целом логичен и убедителен;

– студент в основном правильно отвечает на дополнительные вопросы, но некорректно использует научный категориальный аппарат, испытывает затруднения в обосновании выбранных методов исследования.

Отметка «пять» выставляется, если

– автор курсовой работы недостаточно понимает теоретическую сущность исследуемой проблемы;

– при выполнении курсового проекта студент не придерживается выбранной методологии;

– курсовая работа носит реферативный характер;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, не соответствующие поставленным задачам;

– список использованных источников недостаточно полный, не включает последних научных исследований (либо включает ссылки на источники без упоминания в курсовой работе);

– заключительные выводы по курсовой работе являются в целом достоверными, но не обоснованы;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены не в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– доклад на защите курсовой работы в целом последователен, но содержит логические недочеты;

– студент испытывает затруднения при ответах на дополнительные вопросы, некорректно использует научный категориальный аппарат, не может обосновать выбранные методы исследования.

Отметка «четыре» выставляется, если

– автор курсовой работы выявляет поверхностную осведомленность по теме своей курсовой работы;

– выполнение курсового проекта осуществляется не в соответствии с выбранной методологией;

– курсовая работа носит реферативный характер;

– при анализе результатов исследования использованы методы статистической обработки данных, не соответствующие поставленным задачам;

– список использованных источников отличается узостью и в основном содержит ссылки на учебную и справочную литературу;

– заключительные выводы по курсовой работе являются необоснованными;

– текст курсовой работы, список использованных источников, приложения оформлены не в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– доклад на защите курсовой работы состоит из набора отдельных тезисов, не отличается последовательностью;

– студент испытывает значительные затруднения при ответах на дополнительные вопросы либо отказывается от ответа на них.

Отметки «три», «два», «один» выставляются при предоставлении отдельных разрозненных фрагментов текста, черновых набросков работы, не складывающихся в законченный текст курсовой работы, а также при обнаружении комиссией несамостоятельности выполнения курсовой работы (плагиата).

Отметки «три» – «один» являются неудовлетворительными, их получение означает академическую неуспеваемость студента.

Раздел 2 структура курсовой работы

Курсовая работа должна иметь внутреннее единство, свидетельствовать о личном вкладе автора в разработку заявленной проблематики, содержать критический анализ полученных данных и обобщенное изложение результатов выполненного автором исследования.

Работа должна содержать титульный лист; оглавление; перечень условных обозначений (при необходимости); введение, включающее общую характеристику работы; основную часть, представленную главами; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).

  1. Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения:

  • полное наименование высшего учебного заведения, факультета и кафедры, где выполнена курсовая работа;
  • название работы;
  • фамилия, имя, отчество студента;
  • курс обучения;
  • ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя;
  • отметка научного руководителя о допуске к защите;
  • город и год защиты.

Образец титульного листа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Название работы должно определять область проведенного исследования, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию работы. С целью конкретизации название может содержать уточнение. Например, «Строение мотивационно-потребностной сферы студентов (на примере студентов философского факультета).

В названии работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название работы со слов: «Изучение процесса…», «Исследование некоторых путей…», «Разработка и исследование…», «Некоторые вопросы…», «Материалы к изучению…», «К вопросу…» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.

  1. Оглавление

Оглавление включает в себя названия структурных частей работы («Перечень условных обозначений», «Введение», названия всех глав, разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения») с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы. Оглавление дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

Образец оглавления приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Д.

  1. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов

Если в работе используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, аббревиатуры, новые символы, обозначения и т.п. более трех раз, то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение (символ, обозначение, аббревиатура, термин), справа – его расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.

  1. Введение (2–4 страницы)

Введение – вступительная, начальная часть работы, в которой очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление курсового исследования автора.

Введение включает общую характеристику работы:

  1. Актуальность темы работы

Формулируется проблема исследования, указывается степень разработанности темы, место исследования по курсовой работе среди других подобных исследований в этой же области, необходимость проведения исследований для решения конкретной проблемы (задачи), развития конкретных направлений в соответствующей отрасли.

  1. Объект и предмет исследования

Объект исследования – та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется автором.

Предмет исследования – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного автором.

Например:

  1. Тема исследования – «Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом», объект – социально-психологическая адаптация, предмет – адаптация учащейся молодежи за рубежом.
  2. Тема исследования – «Мотивация смены места работы в зависимости от уровня притязаний», объект – мотивация смены места работы, предмет – мотивация смены места работы при разных уровнях притязаний.
  1. Цель и задачи исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые следует получить ответы для достижения цели исследования. Определяя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.

В формулировке цели и задач не рекомендуется использовать слова «исследование…», «изучение…», «описание…», так как они указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Корректнее использовать глаголы «раскрыть…», «определить…», «установить…», «выявить…», «разработать…» и т.д.

Количество задач определяется логикой исследования (максимум 5-6 задач), в эмпирических работах ставиться 1–2 теоретические задачи, остальные задачи – эмпирические.

  1. Гипотеза (для эмпирических работ)

Гипoтeзa – пoдлeжaщee пpoвepкe нa иcтиннocть yтвepждeниe o нaличии (или oтcyтcтвии) тex или иныx cвязeй мeждy oпpeдeлeнными пpoцeccaми или явлeниями.

В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Примеры гипотез:

а) уровень агрессивности у детей с речевой патологией выше, чем у детей с нормальным психофизическим развитием;

б) у больных хронической ишемической болезнью сердца преобладают тревожный и неврастенический типы отношения к болезни.

  1. Методология и методика исследования (для эмпирических работ)

Приводится описание принятой методологии: направления, концепции и теории (с указанием авторов и кратким описанием), которые используются в курсовой работе как основа эмпирического исследования.

В этом же подпункте указываются используемые известные и разработанные студентом методы и методики, позволяющие достичь цели исследования.

Кратко представляется характеристика выборки.

Более подробное описание методологических оснований исследования дается в теоретической главе работы, а развернутое описание методики исследования – в эмпирической.

  1. Научная новизна и практическая значимость полученных результатов (для эмпирических работ)

При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов работы определяется тем, насколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущность механизмов, явлений, процессов, как они способствуют развитию науки, постановке новых исследований.

Приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

  1. Основная часть (20–25 страниц)

Курсовая работа на 2 курсе является теоретическим исследованием, в основной части которого представляется аналитический обзор научной литературы по изучаемой проблематике. Материал основной части работы может быть представлен несколькими главами либо отдельными параграфами без разбиения на главы. Требования к содержанию основной части работ на 2 курсе соответствуют требованиям к теоретической части работ на 3–4 курсах.

К основному содержанию курсовой работы на 3–4 курсах относятся теоретическая и эмпирическая части. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

В теоретической части (10–12 страниц) представляется обзор литературы, дается очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. На основе анализа работ других авторов студентом называются проблемы, которые остались неразрешенными, и определяется место собственного исследования в решении этих проблем. Теоретическая часть, как правило, завершается кратким резюме о необходимости проведения исследований в данной области.

В эмпирической части (10–12 страниц) в первом подразделе «Методы и организация исследования» излагается общая концепция, описывается дизайн исследования (этапы, выборка, методики и методы статистической обработки данных), дается теоретическое обоснование выбранных методов.

При описании выборки следует указывать ее качественные (социально-психологические параметры респондентов, способ построения) и количественные (объем) характеристики. Рекомендуется отразить распределение выборки по важнейшим характеристикам в виде диаграммы.

При описании методик приводится их полное название, автор, назначение методики. Обязательным является указание ссылки на источник, в котором содержатся эти данные. Содержание малоизвестных методик приводится в приложении.

При описании методов статистической обработки данных указываются конкретные статистические методы. Если статистическая обработка проводилась с помощью стандартных статистических программ, необходимо привести название и версию пакета. Например, «…Данные подверглись статистической обработке с помощью программы SPSS Statistics v.16, Statistica v.8».

В случае использования нестандартных статистических приемов, которые не входят в набор программных пакетов, обязательна ссылка на источник и подробное описание применяемой процедуры.

В следующих подразделах (их название определяется в соответствии с содержанием) с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, следует указывать цель применения конкретных статистических процедур. Например, целью факторного анализа может быть выявление факторов, снижение размерности данных, или конфирматорный анализ.

Наиболее значимые результаты статистического анализа должны быть представлены компактно и наглядно с помощью таблиц и графиков в тексте.

Обязательной частью работы является психологическая интерпретация данных. На основании результатов собственного исследования и данных, представленных в научной литературе, автором должны быть сделаны предположения и умозаключения по изучаемой теме, при необходимости указаны перспективность и значение дальнейших исследований в данной области.

Эмпирическая часть, как правило, завершается выводами о решении задач и достижении цели, подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

Название подразделов эмпирической части не следует начинать со слов «Исследование…», «Описание…», «Изучение…», и т.п., оно должно раскрывать суть полученных результатов, а не процесс их получения.

Например:

А.

(неверно) 2.2. Исследование половозрастных особенностей мотивации смены места работы в зрелом возрасте

(верно) 2.2. Половозрастные особенности мотивации смены места работы в зрелом возрасте

Б.

(неверно) 2.3. Описание отношения к одиночеству у мужчин и женщин

(верно) 2.3. Отношение к одиночеству у мужчин и женщин

Весь порядок изложения материала в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования; избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

При написании работы автор обязан приводить ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты.

В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко увидеть итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Выводы оформляются в виде подпункта «Выводы по главе 1», «Выводы по главе 2» и т.д.

  1. Заключение (2–3 страницы)

В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Раздел должен состоять из обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. Выводы в заключении представляют собой ответы на поставленные задачи в начале исследования, поэтому количество выводов должно соответствовать количеству задач. Допускается приводить два вывода на одну задачу.

  1. Список использованных источников

Список должен содержать перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки. Количество цитируемых источников для 2 курса – не менее 15, для 3–4 курсов – не менее 25. В курсовой работе автор должен опираться как на отечественные, так и зарубежные источники, в том числе за последние 5 лет.

  1. Приложения

В этот раздел включается вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости. Число приложений определяется автором курсовой работы. К приложениям относятся:

  • содержание анкет, опросных листов, карточкиа респондента;
  • содержание методики или опросника;
  • промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, оценки погрешности измерений;
  • таблицы (в том числе статистические) и иллюстрации вспомогательного характера;
  • методические рекомендации и методические указания использования новых разработанных способов профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации больных;
  • разработанные методики лечения, обучения, воспитания и инструкции по их использованию и др.

Раздел 3 правила оформления курсовой работы Общие требования к тексту

  1. Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

    Размеры полей листа: левое – 30 мм, правое –10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297х420 мм).

  2. В наборе текста используется шрифт Times New Roman размером 14 пунктов. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя курсивное, полужирное или курсивное полужирное начертание шрифта.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

  1. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов, количество текстовых строк на странице – 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала. Выравнивание основного текста – по ширине страницы, абзацный отступ – 1,25 см.
  2. Объем курсовой работы на втором курсе составляет 20–25 страниц, на 3–4 курсах – 25–30 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями. Иллюстрации, таблицы, список использованных источников и приложения при подсчете объема курсовой работы не учитываются.
  3. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА» (и название главы), «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными буквами полужирным шрифтом, размер 15-16 пунктов, выравнивание – по центру страницы, без абзацного отступа.

Заголовки разделов печатаются с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом, размер 15-16 пунктов, выравнивание – по ширине страницы.

Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом с размером шрифта основного текста (14 пунктов), выравнивание – по ширине страницы.

Пункты, как правило, заголовков не имеют. При необходимости заголовок пункта печатают с абзацного отступа полужирным шрифтом с размером шрифта основного текста.

В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Однако, если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками).

В конце заголовка пункта ставят точку.

  1. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 1,5 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 2 межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, должен составлять 3 межстрочных интервала.

Образец оформления заголовков приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Е.

  1. Каждую структурную часть работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») следует начинать с нового листа.

Нумерация

  1. Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в нижнем колонтитуле по центру обычным шрифтом, размер 14 пунктов. Точка после номера не ставится.
  2. Нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений дается арабскими цифрами без символа №.

Номер главы ставят после слова «ГЛАВА», точку в конце не ставят. Название главы печатается с новой строки после слова «ГЛАВА» без абзацного отступа.

Заголовки разделов «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не нумеруют.

Если слово «ГЛАВА» не используют, то номер главы ставят перед заголовком главы, после номера ставят точку и перед заголовком оставляют пробел.

  1. Заголовки разделов нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой. После номера раздела ставят точку и перед заголовком оставляют пробел.

Например, третий раздел второй главы:

2.3. Стратегии когнитивной регуляции эмоций у студентов в зависимости от их личностных особенностей

Заголовки подразделов нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками. После номера подраздела ставят точку и перед заголовком оставляют пробел.

Например, второй подраздел третьего раздела первой главы:

1.3.2. Организация деятельности группы как фактор, обеспечивающий успешность совместной деятельности

Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера ставиться точка. Пункт может не иметь заголовка. Номера пунктов выделяют полужирным шрифтом. Например, третий пункт второго подраздела четвертого раздела первой главы: 1.4.2.3.

Требования к нумерации иллюстраций и таблиц представлены в следующем пункте

Оформление иллюстраций и таблиц

Иллюстрации (схемы, графики, фотографии, рисунки, чертежи) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объекта исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах работы, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого превышают размеры формата А4, учитывают как одну страницу и располагают после упоминания в тексте или в приложении.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы (за исключением таблиц, приведенных в приложении).

Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы).

Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах курсовой работы в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».

На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Слова «рисунок» «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них в тексте не сокращают.

Иллюстрации

Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники на белой непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.

В работе допускается использование как подлинных фотографий, так и распечаток цифровых фотографий. Фотографии размером меньше А4 должны быть отсканированы и вставлены в текст как рисунок.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Каждая иллюстрация имеет краткий заголовок, который состоит из слова «Рисунок», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире (–).

Точку после номера и названия рисунка не ставят. Если иллюстрация имеет подрисуночный текст (пояснительные данные), его располагают под иллюстрацией по центру страницы перед заголовком.

Слово «Рисунок» и его номер печатают полужирным шрифтом, размер 12–13 пунктов. Наименование иллюстрации печатают полужирным шрифтом, размер 14 пунктов. Пояснительные данные к рисунку печатают обычным шрифтом, размер 12–13 пунктов. Выравнивание всех элементов – по центру.

Например:

Уровни понимания: 0 – неадекватный ответ; 1 – эгоцентрическая точка зрения; 2 – понимание с эмоциональной поддержкой и рациональной помощью; 3 – частичное понимание с эмоциональной поддержкой; 4 – полное самостоятельное понимание рассказа

Рисунок 2.3 – Оценки уровня понимания рассказов при стандартной форме предъявления

Рисунок 2.1 – Половозрастное распределение в выборке испытуемых

Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире (–).

Точку после номера и названия таблицы не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании таблицы.

Заголовок следует помещать над таблицей по левому краю, без абзацного отступа.

Например:

Таблица 2.2 – Различия в эмоциональном интеллекте подростков

Название шкалы

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Уровень

значимости p

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Эмоциональность

34,58

8,66

33,45

7,12

0,504

Самомотивация

30,12

5,83

19,95

4,71

0,014

Эмпатия

40,04

5,90

36,80

6,74

0,318

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • допускается применять в таблице шрифт размером 12-13 пунктов;
  • заголовки столбцов и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать столбцы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту курсовой работы;

Например:

Таблица 2.2 – Различия в эмоциональном интеллекте подростков

Название шкалы

Среднее значение

Уровень значимости

p

в контр. группе

в эксперим. группе

Эмоциональность

34,58

33,45

0,504

Самомотивация

30,12

19,95

0,014

Эмпатия

40,04

36,80

0,318

  • заголовки столбцов, как правило, располагают горизонтально. При необходимости допускается вертикальное размещение заголовка с поворотом текста на 900 против часовой стрелки;

Например:

Таблица 2.2 – Различия в эмоциональном интеллекте подростков

Средние значения

Название шкалы

Эмоциональность

Самомотивация

Эмпатия

Контрольная группа

34,58

30,12

40,04

Экспериментальная группа

33,45

19,95

36,8

  • не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают непосредственно перед их наименованием;
  • таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, над другими частями по левому краю пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы. В случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующую страницу в конце первой части таблицы нижняя, ограничивающая ее черта, не проводится. Во второй части таблицы повторяется строка заголовков.

Например:

Фрагмент страницы 14 Фрагмент страницы 15

  • таблицу с большим количеством стобцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В каждой части таблицы повторяется столбец заголовков;
  • единицы измерения (с, мг, г, кг, мм, см, м) указываются в заголовках строк и столбцов после названия через запятую, в ячейках таблицы количественные показатели приводятся без единиц измерения;
  • если цифровые или иные данные в какой-либо ячейке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;
  • данные в ячейках таблицы, представленные в текстовом формате, пишутся строчными буквами, в конце точка не ставиться.

Рекомендации по оформлению статистических таблиц

Статистическая таблица должна быть компактной и содержать только те данные, которые прямо отражают исследуемое психологическое явление.

Заголовки столбцов и строк даются кратко, на русском языке. Форматирование таблиц статистических показателей соответствует общим требованиям.

Количественные показатели целесообразно округлять с одинаковой степенью точности (до целого знака, до десятой, сотой доли).

Статистические показатели необходимо подтверждать уровнем значимости (р), корректно указывать р ≤ 0,01 или р ≤ 0,05, а не р = 0,01 или р = 0,00, либо точное значение р (например, р = 0,025).

Оформление формул

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (/).

Ссылки на формулы по тексту курсовой работы дают в скобках.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Например:

Подсчет Q-критерия Розенбаума осуществлялся по формуле (1).

Qэмп. = S1 + S2 (1)

где,

Qэмп. – эмпирическое значение критерия;

S1 – количество значений в выборке 1;

S2 – количество значений в выборке 2.

Оформление примечаний

Пояснения или справочные данные к содержанию иллюстрации (таблицы) или к тексту при необходимости даются в виде примечаний, которые приводят сразу после ссылки на них. Если примечание одно, то после слова «Примечание», написанного с абзацного отступа, ставится тире (–) и с прописной буквы излагается примечание. В случае нескольких примечаний каждое из них печатается с новой строки с абзацного отступа и нумеруется арабскими цифрами.

Слово «Примечание» и их содержание печатаются обычным шрифтом, размер 12–13 пунктов.

Оформление ссылок

При написании работы автор обязан давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты которых приводятся в работе, на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Такие ссылки дают возможность разыскать документ и проверить достоверность цитирования, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

Ссылки даются не только при прямом или косвенном цитировании, но и при использовании фактических данных, изложении концепций, взглядов других авторов и т. д.

На всю литературу, приведенную в списке использованных источников, обязательно должно быть указание в тексте работы. Появление в тексте обзора цитат и ссылок, не представленных в списке литературы, и наоборот, появление в списке литературы источников, на которые нет ссылок в тексте работы, не допускается и является грубейшей ошибкой.

При использовании сведений, материалов из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц в том месте работы, где дается ссылка, необходимо указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в работе. Например: [14, с. 26] (здесь 14 – номер источника в списке, 26 – номер страницы).

Если ссылка дается на несколько источников, то их номера оформляются через точку с запятой в одних скобках. Например: [10; 11; 13]. Не допускаются ссылки на один и тот же источник под разными номерами или замена номера на выражение «там же».

Ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет. Не рекомендуется ссылаться на источники, размещенные в сети Интернет, если они доступны в традиционных изданиях. В случаях цитирования Интернет-публикаций, ссылки должны быть оформлены в соответствии с требованиями к оформлению ссылок на ресурсы удаленного доступа.

Ссылки в тексте на источники осуществляются путем приведения номера по списку источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.

Примеры оформления библиографических ссылок приведены в ПРИЛОЖЕНИИ Ж.

Оформление приложений

Приложения оформляют после раздела «Список использованных источников» на последующих страницах курсовой работы, располагая их в порядке упоминания в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б», «ПРИЛОЖЕНИЕ В».

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который печатается с новой строки по центру.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения, при этом перед номером раздела (подраздела) ставится буква, соответствующая обозначению приложения (например: А1.2 – второй подраздел первого раздела приложения А).

Так же нумеруются в приложении иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения.

Приложения

28