Психика, психические явления, поведение человека

Психика, психические явления, поведение человека

Психикасвойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений.

Ощущениепсихическое отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на сенсорную систему (органы чувств).

Восприятиецелостное отражение предметов и явлений объективного мира на основе ощущений. В зависимости от того, какая из форм существования материи отражается, выделяют

восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движений.

Вниманиенаправленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях. Свойства внимания:

  • устойчивость (длительное сосредоточение внимания на одном объекте),
  • распределение (возможность удержания внимания одновременно на нескольких объектах),
  • объем (максимальное количество объектов, одновременно охваченных вниманием),
  • концентрация (сосредоточение внимания на существенных объектах и поддержание сосредоточенности),
  • переключение (преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой).

Внимание может быть непроизвольным (не требует волевого усилия) и произвольным (требует волевого усилия).

Текущим поведением человека руководит преобладающая в данный момент потребность. Это называется принципом доминанты.

Памятьпсихическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его использование или исключения из деятельности и сознания. Память основана на следующих процессах:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • узнавание,
  • воспроизведение,
  • забывание.

При протекании процессов памяти в нервной системе происходят определенные изменения, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на характер протекания рефлекторных реакций.

3 стр., 1076 слов

ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

... и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно. Структуру ... отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие. ... жизненно значимых связей с окружающим миром, т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется ...

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны.

В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает:

  • двигательная или моторная (память движений — бытовые, спортивные, трудовые и другие двигательные навыки),
  • образная (память образов окружающих предметов, звуков, запахов и др.),
  • эмоциональная (память пережитых чувств и эмоций),
  • словесно-логическая (память прочитанных, услышанных, произнесенных слов и мыслей).

Словесно-логическая память разделяется на:

логическую (запоминание причинно-следственных связей словесной информации) и механическую (запоминание текстов, сложных для логической организации).

В зависимости от целей деятельности память делят на

непроизвольную (запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без волевых усилий) и

произвольную (имеется цель запоминания, требуются усилия воли).

В зависимости от времени хранения информации память бывает:

  • кратковременная (информация либо будет забыта, либо перейдет в долговременную память),
  • долговременная (длительное сохранение опыта; сохранность зависит от частоты использования сохраняемой информации, общего объема информации, получаемого человеком до и после этого материала и др.)
  • оперативная (может быть как кратковременная, так и долговременная; постоянно готова к использованию).

По способу запоминание бывает:

механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное. Память можно тренировать. Одно из важных условий запоминания — повторение.

Мышлениепроцесс познания реального мира на основе опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление позволяет обнаружить скрытые от непосредственного наблюдения сущностные стороны предметов и явлений.

В зависимости от материала, которым оперирует в мыслительной деятельности человек, мышление делят на:

  • наглядно-действенное (оперирование конкретными предметами),
  • наглядно-образное (оперирование образами предметов) и
  • понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями).

Чувствапсихический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью.

Эмоциисиюминутное субъективное отношение человека к действительности и к самому себе в конкретной ситуации; внешние проявления чувства.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и ... иные функции: образуют несущий каркас нервной ткани, обеспечивают ее метаболические потребности и восстановление после травм и ... человека, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ...

Потребности, чувства и эмоции играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения.

Чувства выполняют две функции:

  • сигнальную (запечатление в памяти конкретной ситуации и связанных с ней эмоциональных переживаний) и
  • регуляторную (выражение эмоции в различных изменениях внутренней среды и в различных двигательных проявлениях).

В зависимости от того, удовлетворяются потребности человека или нет, у него возникают положительные чувства (например, радость) или отрицательные (например, горе).

Обычно выделяют пять основных форм переживания чувств:

  • чувственный тон,
  • эмоции,
  • аффекты,
  • стресс,
  • настроение.

На основе простых чувств формируются, так называемые высшие чувства. К ним относятся моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

Темпераментустойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся стойкими врожденными свойствами нервной системы. Основываясь на разном сочетании показателей, характеризующих процессы возбуждения и торможения (силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов), И.П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности. Данное деление совпадает с классификацией темпераментов, предложенной Гиппократом более 2 тысяч лет назад.

1.Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) — сильная нервная система (высокая работоспособность нервных клеток), уравновешенность возбуждения и торможения, высокая подвижность нервных процессов (быстрая смена состояний нервной системы).

2.Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) — сильная нервная система, уравновешенность возбуждения и торможения, низкая подвижность нервных процессов.

3.Сильный неуравновешенный подвижный тип (холерик) — сильная нервная система, преобладание процессов возбуждения над торможением, высокая подвижность нервных процессов.

4.Слабый неуравновешенный инертный тип (меланхолик) — слабая нервная система (низкая работоспособность нервных клеток), преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов.

?Поведение человека. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для этого вызывает особое состояние — потребность.

Потребностьисточник активности, состояние, выражающее зависимость человека от условий существования.

Различают два уровня потребностей.

Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности.

  • Витальные потребности связаны с жизнеобеспечением человека как биологического существа (потребности в кислороде, воде, пище, тепле, сне, безопасности, продолжении рода, экономии сил и т.д.).
  • Социальные потребности обусловлены жизнью человека в обществе (потребности во внимании, любви, заботе, принадлежности к группе, следования нормам и идеологии, определенного места в группе и обществе, самореализации и др.).
  • Идеальные потребности связаны с появлением у человека сознания (потребности в истине, вере, познании: себя, окружающего мира, своего места в мире, смысла жизни, потребности красоты, справедливости и т.д.).

Второй уровень представлен самоценными потребностями.

6 стр., 2886 слов

Мозг и психика связь основных структур мозга с психическими процессами ...

... но­вого процесса. Отсюда непрерывность психической деятель­ности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду ... сложившейся сис­темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ...

Самоценные потребности — вторичные потребности, без которых удовлетворение первичных потребностей затруднено или невозможно (потребность в вооруженности — запасе сил и средств, потребность в преодолении — возникает в процессе формирования воли и самости и др.).

Мотивпредмет (материальный или идеальный), служащий удовлетворению потребности. Мотивы бывают

  • осознанные (убеждения, стремления, намерения, мечты, идеалы, страсти, интересы)
  • неосознанные (влечения, эмоции, установки).

Поведение человекасложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Индивидуальное поведение человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта (опыта общения с людьми и окружающим миром) и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Сознание

Сознаниеэто высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Для сознания характерно включение себя в совокупность знаний об окружающем мире, то есть осознание своего существования. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, сознание присуще только человеку.

Признаки сознания:

1) внимание и способность сосредоточиться;

2) возможность оценить предстоящий поступок, то есть способность к ожиданию и прогнозированию;

3) способность порождать абстрактные мысли, оперировать ими, выражать их словами или иным способом;

4) осознание своего «я» и признание других индивидуумов;

5) наличие эстетических ценностей.

Выделяют различные состояния сознания.

Бессознательное состояниеэкстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... таковых и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, ... формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает ...

Сонсостояние, которое предполагает переживание сновидений, допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.

Бодрствованиесостояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в рамках осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

Сон

Чередование сна и бодрствования — необходимое условие жизни человека. Человек проводит во сне примерно треть жизни. Во время бодрствования мозг поддерживается в активном состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов. При прекращении или резком ограничении поступления импульсов в мозг развивается сон.

Выделяют следующие основные функции сна:

  • компенсаторно-восстановительная во время сна идет ряд метаболических преобразований, направленных на восстановление истраченных ресурсов организма и обеспечивающих трофические процессы в тканях;
  • информационная во время сна, по всей видимости, происходят переработка, анализ и сортировка полученной во время бодрствования информации;
  • адаптивная в эволюционном плане у животных сон обеспечивает безопасность, при сохранении неподвижности в укромных местах.

Во время сна мускулатура расслаблена, дыхание редкое, снижены кожная чувствительность, зрение, слух, обоняние, обмен веществ, величина кровяного давления, частота сердечных сокращений, температура тела.

Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний — медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, сердечным сокращениям, дыханию, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на несколько стадий:

1.Дремота. На этой стадии в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования — альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2.Поверхностный сон. Характеризуется появлением веретен сна — веретенообразный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3.Дельта-сон. На этой стадии в ЭЭГ появляются высоко амплитудные, медленные колебания — дельта-волны. Это наиболее глубокий период сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, ритм дыхания и пульс стабилизируются и становятся реже, понижается температура тела (на 0,5 °С).

6 стр., 2612 слов

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.

... nbsp; · Культурно-исторические истоки развитого детства - Как и почему возникло детство у человека.   · Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания   · Ребенок и ... теории, выделите достоинства и недостатки. Автор периодизации Критерий развития данного автора Стадии развития выделяемые автором З.Фрейд (психодинамическая концепция)     Э.Эриксон (эпигенетическая ...

Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в эту фазу сна, человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне).

Дельта-сон — период наибольшего отключения от внешнего мира. Он преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сонэто последняя стадия в цикле сна. В этот момент ритмы ЭЭГ похожи на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности дало другое название этой стадии сна — парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов, чередующиеся паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80—90% случаев сообщают о сновидениях. По словам И.М. Сеченова, сновидение — это небывалые комбинации бывалых впечатлений.

Структура и продолжительность сна меняется с возрастом. Новорожденные спят по 17-18 ч в сутки, а парадоксальный сон составляет около половины от общей продолжительности сна. В возрасте 4-6 лет потребность в сне сокращается до 10-12 ч в день, а доля парадоксальной фазы уменьшается до 20% общей его продолжительности. Это соотношение, как правило, сохраняется в зрелом возрасте. Необходимая же общая продолжительность сна у взрослых составляет обычно 7-8 ч. Установлено, что если длительность ночного сна уменьшить на 1,3-1,5 ч, то это скажется на состоянии бодрствования днем. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако потребность в продолжительности сна очень индивидуальна. Кроме того, структура сна меняется под воздействием внешних факторов, например, при обучении, адаптации к новой обстановке и т.д.

2