К сем 3 Венгер Мухина Выдержка из учебника Психология-С 33-36

§ 2. Труд, учение, игра в жизни людей

Труд. Труд создал человека. Именно в труде и для труда воз­никли и развились в ходе истории человеческие чувства, воля, человеческое познание мира. Труд — основной вид человеческой деятельности, имеющий решающее значение и для общества в целом, и для каждого отдельного человека. Через свой труд чело­век входит в общество, создает необходимые всем людям матери­альные и духовные ценности — одежду, дома, машины, книги, картины и многое другое. Создание общественно полез­ных вещей (продуктов труда)—главный признак труда, отличающий его от других видов деятель­ности.

В труде и для труда возникли человеческие формы общения, в совместном труде люди начали объединяться между собой, всту­пать в определенные отношения. В нашем обществе труд является преимущественно коллективным. Труд для людей и труд вместе с людьми — две стороны его общественной природы.

Труд, как и всякая другая деятельность, характеризуется, прежде всего, его мотивами и целями. Цели труда определены потребностями общества в целом, тем, в каких ценностях оно нуждается. Это касается не только широко распространенных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, но и труда в науке, искусстве. Во всех случаях — это создание продуктов

33

труда, нужных обществу. А вот мотивы, которыми люди руковод­ствуются в труде, могут быть очень разными. Они прямо зависят от устройства общества, в котором живет и трудится человек. В социалистическом обществе основной мотив труда основан на понимании его истинного значения для людей. Это — стремление принести пользу обществу, сделать жизнь всех людей лучше, счастливее. Воспитание такого мотива составляет главное содер­жание воспитания коммунистического отношения к труду. Суще­ственное место занимает в мотивах труда и любовь к своему де­лу, получение удовлетворения от самого процесса труда и его результатов. Наибольшее удовлетворение приносит людям твор­ческий труд, в процесс которого включена постановка новых це­лей, поиск новых средств и способов их достижения. Употребление термина «труд» в психологии следует отличать от его бытового употребления, когда трудом называют всякую деятельность, на выполнение которой затрачиваются усилия. Так, часто говорят: «Учебный труд». С точки зрения научной психологии это выра­жение бессмысленно: учебная деятельность — особый вид деятель­ности, существенно отличающийся от труда.

Учение. Всякий труд .включает использование определенных знаний, умений, навыков. Ему необходимо научиться. Если труд примитивен, не требует применения сколько-нибудь сложных средств (орудий) и способов, учение может происходить в самом его процессе: впервые берясь за какое-либо дело, человек в самом ходе его выполнения постепенно приобретает необходимые знания и навыки. Таким путем можно, например, научиться печатать на пишущей машинке. Но в наше время это скорее исключение, чем правило.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... активности. Так, предметом общения являются люди, животные; предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий ...

Другое дело — далекое прошлое. Судя по данным этнографии и истории, на заре человечества учение не было отделено от тру­да. И даже значительно позднее многие виды труда усваивались в процессе его выполнения. В средние века ремесленники имели учеников, которые, хотя и назывались так, на самом деле не учи­лись, а работали, вначале выполняя более простую, потом все более сложную работу, и овладевали ремеслом именно в процессе труда.

Учение начало отделяться от труда и превращаться в самосто­ятельный вид деятельности по мере того, как усложнялся труд, начинал требовать достаточно длительной специальной подготов­ки и возрастал уровень общей человеческой культуры — тех зна­ний и умений, которые нужны любому человеку в любом виде труда. В конечном счете подготовка подрастающих поколений к труду начала осуществляться в виде целенаправленного, систе­матического обучения.

Деятельность учащегося в процессе обучения (или самообу­чения), специально направленная на усвоение знаний, умений и навыков, называется учебной деятельностью. Главное, что харак­теризует учебную деятельность,— ее цели, которые состоят имен­но в усвоении, а не в достижении практического результата.

Учащийся, который, выполняя учебные задания, не ставит перед собой цели научиться чему-то новому для себя (усвоить правило, овладеть способом решения определенного типа задач и т. п.), фактически не выполняет учебной деятельности, не овла­девает ею.

Мотивы учебной деятельности разнообразны. Они связаны с будущей профессиональной деятельностью (желание впоследствии заниматься любимым видом труда), с взаимоотношениями в кол­лективе учащихся и с преподавателями (желание занимать дос­тойное положение в группе, пользоваться уважением) и т. д. Наиболее значимым из мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, т. е. интерес к самому содержанию изу­чаемых учебных предметов. Без такого интереса систематическая успешная учебная деятельность оказывается, как правило, невоз­можной.

Поскольку учение, усвоение знаний, умений и навыков может проходить в разных видах деятельности, следует различать, когда речь идет об учебной деятельности, а когда о других формах учения. В обыденном словоупотреблении это не различается. С точки зрения научной психологии человек может выполнять учебную деятельность только при условии, что он не только уча­ствует в процессе организованного обучения, но и умеет учиться.

Игра. Подобно учению игра возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду. Играющие дети напоминают играющих детенышей животных. Ребенок укачивает куклу, котенок гоняется за клубком шерсти и т. д. Но это — чисто внешнее сходство. Играющий ребенок пред­ставляет себе, что кукла — это младенец, котенок же вовсе не видит в клубке шерсти чего-то похожего на мышь. Просто ему от рождения свойственны «охотничьи» движения, которые могут про­являться по отношению к любому подходящему по величине предмету.

4 стр., 1794 слов

педагогические условия формирования самостоятельности у детей ...

... Труд по самообслуживанию – один из видов труда детей, в процессе которого формируются санитарно-гигиенические навыки, навыки совершения физиологических отправлений, навыки одевания-раздевания, навыки приема пищи. В трудовой деятельности ... развития самостоятельности детей в процессе труда по самообслуживанию, поскольку самообслуживание - это основной труд ребенка третьего года жизни. Анализ психолого ...

Когда-то совсем маленькие дети участвовали в труде вместе со взрослыми, выполняя посильную для них работу. Знаменитый русский ученый и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай, изу­чавший жизнь папуасов на Новой Гвинее в то время, когда там еще существовали примитивные, первобытные орудия и виды тру­да, описывал, например, обработку почвы, в которой принимают участие мужчины, женщины и дети. Мужчины большими заост­ренными кольями поднимают глыбы земли. За ними на коленях движутся женщины и деревянными лопатками размельчают зем­лю. А сзади следуют дети разного возраста, которые растирают землю руками.

Прямое участие маленьких детей в общем труде стало невоз­можным, когда усложнились орудия и способы труда. Взрослые стали делать для детей уменьшенные (но настоящие) орудия (лу­ки и стрелы, копья, арканы и др.), и дети, подражая взрослым, тренировались в их использовании. Появились игры-упражнения.

34

сочетавшие в себе игру, учение, а порой и труд (ребенок мог из маленького лука подстрелить маленькое животное и употребить его в пищу).

Дальнейшее усложнение труда и применявшихся в нем орудий вело к тому, что уменьшенные копии последних сохраняли только внешнее сходство с оригиналом, но не могли использоваться по назначению (из маленького лука можно стрелять, а яри помощи игрушечного ружья можно только изображать стрельбу).

Игра начала отделяться от учения и труда. Наступил период в жизни детей, когда они уже не могли ни прямо участвовать в жизни взрослых, ни даже тренироваться в тех трудовых действиях, ко­торые нужны взрослому. И основной деятельностью детей в этот период стала сюжетно-ролевая игра, суть которой состоит в изоб­ражении жизни взрослых, их действий и взаимоотношений. Такое изображение имеет свой особый смысл. В сюжетно-ролевой игре дети не готовятся к какому-либо конкретному виду труда, не ов­ладевают необходимыми для него умениями. «Укачивая» куклу и «укладывая ее спать», девочка не научится ухаживать за младен­цем, а, «измеряя» палочкой температуру «больному», мальчик не подготовится к профессии врача. Зато, разыгрывая роли взрос­лых, изображая их поведение в разных ситуациях, дети начинают проникать в смысл жизни взрослых, усваивать представления о правилах поведения людей в обществе.

Конечно, дети могут брать на себя в игре не только роли взрослых людей, но также и роли животных и даже механизмов (изображать едущую машину, летящий самолет).

Это случается, однако, сравнительно редко и не меняет основного значения сю­жетно-ролевой игры.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... После этого начинается дискуссия по вопросам, затронутым в ролевой игре, и подводится итог обсуждения, которое состоялось до начата ролевой игры. Рассматривается роль менеджера по управлению персоналом организации в ходе ... Вы – Снегурочка. Вас слепили из снега Бабка и Дедка. Вы никогда в жизни не были нигде, кроме родной деревни, поэтому слова типа Париж, пирамиды или ...

Кроме сюжетно-ролевой игры существуют и другие виды игр: подвижные, дидактические, спортивные и т. п. Они сходны с сю­жетно-ролевой игрой скорее по названию, чем по сути, и имеют другое значение и происхождение.

Основные цели сюжетно-ролевой игры состоят в выполнении взятой на себя роли, изображении соответствующих ей действий.

Главным мотивом сюжетно-ролевой игры служит стремление «быть таким, как взрослые», пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Наряду с этим важ­ное мотивирующее значение имеет удовольствие, которое ребенок получает от самого процесса игры, придумывания и разыгрыва­ния новых ситуаций. Наиболее привлекательными здесь являются включенные в игру моменты фантазии, творчества.

36