Юридическая психология

План 1.История развития юридической психологии в России 3 Библиографический список 2.Причины психических состояний 13 Библиографический список 3.Психологический портрет киллера 17 Библиографический список 4.Психологические особенности предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних 21 Библиографический список 5.Механизмы сплочения преступных групп 27 Библиографический список 1.История развития юридической психологии в России. В России уже в первой половине XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями; в 1806-1812 гг. в Московском университете читался курс “Уголовной психологии” Интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864 года. В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии – “Очерки судебной психологии”. Ее автор – психиатр А.А. Фрезе – считал, что предмет судебной психологии – “применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни”. В 1877 году юрист Л. Е. Владимиров выступил со статьей “Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям”, в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку.

Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – “законами сознательной жизни человека”1 В другой работе “Психологические типы в их соотношении с преступностью… Частная психология преступности” Д.А. Дриль, анализируя общие механизмы преступного повеления, приходит к выводу, что один из этих механизмов – ослабление у преступников способности “властно руководствоваться предвидением будущего”2 Глубокой психологической эрудицией отличались судебные речи В.Д. Спасовича и Ф.Н. Плевако.

В 80-х годах прошлого века начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. Позднее читал курс лекций “О преступных типах”, написал ряд содержательных работ по судебной психологии.

Так, в работе “Память и внимание” А.Ф.Кони писал: “…Судебные деятели по предварительному исследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел на суде должны иметь твердую почву сознательного отношения к доказательствам, среди которых главнейшее, а в большинстве случаев и исключительное, место занимают показания свидетелей, для чего в круг преподавания на юридическом факультете должны быть введены психология и психопатология”3. В 80-х годах XIX в. начинается научная деятельность выдающихся русских психиатров и психологов – В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и В.П. Сербского.

3 стр., 1455 слов

Библиографический список

... Библиографический список». Библиографический список – включает библиографические описания (записи) используемых, цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых и пр. документов. Библиографическое описание (запись) – содержит библиографические ... системе понятий и категорий общей психологии / А. Н. Боголюбов, А. ... ил. «Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001 ...

В.М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией.

В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи – Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский. В конце XIX и начале ХХ вв. происходят кардинальные изменения в правопонимании и правосознании российского общества.

Реформы 60-х годов дали мощный заряд для дальнейшего развития философско-правовых воззрений, формирования либерально-демократи-ческого мировоззрения. Крупнейшим представителем русского либерализма второй половины XIX века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904).

В “Философии Права” и других произведениях Чичерин утверждал, что право определяет свободу в ее четко очерченных границах. Рассматривая разновидности либерализма, он выступал против уличного либерализма, расшатывающего власть и порядок.4 Русские либералы конца XIX и начала ХХ века вступили в острую полемику с утопическими социалистами и русскими марксистами, – развивался социологический подход к сущности права (С.А Муромцев, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, К.Д. Кавелин, П.А. Сорокин и др.).

Проблема взаимосвязи права, нравственности и религии широко обсуждалась Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900), который выступил крупнейшим пропагандистом правового государства.

В.С. Соловьев считал, что правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей.

Связывая сущность права с нравственностью, В.С. Соловьев определял право как инструмент “принудительного равновесия двух нравственных интересов – личной свободы и общего блага”. Прогрессивные правоведы того времени четко ограничивали право и совокупность правовых норм. “Не закон дает силу праву, а право дает силу закону, и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества”5 (А.С. Алексеев.

Начало верховенства права в современном государстве, 1910).

В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).

Родившийся в глухой деревне Турья Костромской губернии, П.А. Сорокин окончил Психоневрологический институт и Петроградский университет, стал доктором социологии и магистром уголовного права, почетным доктором многих американских и европейских университетов.

Будучи высланным из советской России в 1922 году, Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П.А. Сорокина (“Современные социологические теории”, “Преступление и кара, подвиг и награда” и др.) широко опубликованы в США и во многих европейских странах.

17 стр., 8482 слов

Методические рекомендации по подготовке дипломной работы по специальности ...

... работ является актуальной и соответствует современному состоянию и перспективам развития социальной психологии. Студентам предоставляется право выбора как направления исследования, так и темы дипломной работы. ... защите дипломной работы только по решению кафедры социальной психологии и деканата. В этом случае ему предоставляется право в процессе защиты убедить членов Государственной аттестационной ...

Еще в студенческие годы Сорокин сотрудничал с Бехтеревым, Петражицким, Павловым, Ковалевским, Ростовцевым. В социологию он перешел после крупных исследований в области криминологии. Всемирную известность Питириму Сорокину принесла вышедшая в 1914 году его фундаментальная работа “Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали”. Все правила поведения П. Сорокин классифицирует на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные.

Динамика стереотипов (шаблонов) поведения зависит от социальной и культурной динамики (“Социальная и культурная динамика” в 4-х томах, 1937-1941).

В силу неодновременности социальной и культурной динамики возникают межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Групповое единство либо распадается, либо сохраняется принудительно. “Протестанты” приводятся в повиновение посредством положительных санкций – наград и отрицательных санкций – кар (наказаний).

Нарушение социального шаблона превращается в преступление, а социальная реакция на него – в наказание.

С усложнением социальной структуры социума усложняется взаимодействие индивидов и социальных групп, возрастает конфликтность между ними, уменьшается действенность кар и наград. Догматика уголовного права, отмечает Сорокин, не охватывает всего класса однородных явлений, правоведение должно более тесно смыкаться с социологией и социальной психологией. Следует учитывать, отмечает Сорокин, что между “официальным законом” и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение.

И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы. В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений.

Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии.

Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ века. В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний.

7 стр., 3210 слов

Массовая психология политического поведения индивида

... взаимодействия индивидов. Исследования законодательного, судебно-правового, административного или даже международного поведения отличаются этим от правового, ... Насколько это верно с точки зрения политической психологии? Конечно, старые навыки, позволявшие адаптироваться к прежней ... им результата. В российской политической жизни последних лет достаточно широко распространена точка зрения, что рядовые ...

Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева).

Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований.

В работе этих кабинетов участвовали ведущие психологи. Их исследования становились достоянием практических работников правоохранения. Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влияние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов формирования личности преступника. Исследователями все более осознавалась необходимость комплексного, всестороннего изучения преступности.

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера “Об итогах и перспективах изучения судебной психологии” и А.Е. Брусиловского “Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе”. В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника), 2) процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства), 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности).

Однако в то время были допущены и крупные биологизаторские ошибки.

Так, С.В. Познышев в работе “Криминальная психология. Преступные типы” подразделял преступников на два типа – экзогенных и эндогенных (внешне обусловленных и внутренне обусловленных).

Были нарушены элементарные основы законности. Высшая надзорная инстанция официально санкционировала беззаконие: “Дела, по которым нет достаточно документальных данных для расследования в судах, направлять для рассмотрения Особым совещанием при НКВД СССР” (из директивы Прокуратуры СССР 1935 года).

Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права.

Понятие “революционной законности” стало зловещим орудием нарушения прав человека. Произошла социально-ценностная дезориентация общества.

Политическая власть стала рассматриваться не как инструмент эффективного общесоциального управления, а как средство подавления самопроявления личности. Свобода человека в творчестве, миропонимании, в мышлении стали основными объектами жандармского преследования. Преследовалась по существу животворящая духовность человека, деформировалась его психика. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламентации, контроля и наказания отклоняющегося поведения.

Между тем забвение социально-правовой и социально-психологической природы законов “неизбежно приводит к их деградации, к атрофии, к девальвации выраженных в них ценностей и регулятивных возможностей, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционормативного порядка”. До середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению. Зародившиеся в 60-х годах тенденции к демократизации общества вызвали развитие общественных наук, активизировались исследования и по юридической психологии.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС “О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране”. На основе этого Постановления в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. В 1971 году была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция “Судебная психология”. В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологии.

В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского была создана лаборатория психологии. В отдельных юридических вузах начались исследования различных проблем судебной психологии. Однако связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере уголовного судопроизводства. Приоритетное развитие получили следующие проблемы: 1.Психологические аспекты противоправного поведения. 2.Психологические аспекты следственной тактики. 3.Психология следователя. 4.Судебно-психологическая экспертиза. 5.Психология исправительной деятельности.

В 70-х годах ряд ведущих сотрудников Института государства и права (Кудрявцев В.Н Нерсесянц В.С Яковлев А.М. и др.) начали исследование социологических и социально-психологических аспектов права.

Усилиями этих ученых была осуществлена коренная – переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке. Существенные изменения в правовом мировоззрении, правопонимании и правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области “человеческого фактора”. В 1972 году в ВЮЗИ в составе кафедры криминалистики (а затем – кафедры криминологии) был создан сектор юридической психологии, которым до настоящего времени руководит профессор кафедры криминологии М.И. Еникеев.

В 1980 году была издана учебная программа по социальной психологии, а затем и учебное пособие “Социальная психология” (1981) для студентов ВЮЗИ. В 1983 году Минвузом СССР была утверждена и издана массовым тиражом учебная программа по психологии для юридических вузов.

Эта программа неоднократно переиздавалась и действует до настоящего времени. В соответствии с этой программой были разработаны “Методические указания к изучению курса общей и юридической психологии, которые периодически дорабатывались и к настоящему времени выдержали 12 изданий. Профессором В.А. Образцовым разработана и опубликована частно-криминалистическая и частно-психологическая теория – психология преступника как объект криминалистики.

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей приобрела статус развернутой научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относятся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индивидуализации наказания и др. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных.

14 стр., 6915 слов

Поведенческое и социально-когнитивное направление в социальной ...

... не стоит забывать о вкладе отечественной социально-психологической школы. 1. Психодинамическое направление в социальной психологии личности (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг) Личность -- одно из центральных понятий в ... принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, ...

В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, а также исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях. Библиографический список 1.Д.А. Дриль. На что должна быть направлена карательная деятельность? Психологический очерк.

СПб, 1880. 2.Психологические типы в их соотношении с преступностью… Частная психология преступности 1890. 3. А.Ф.Кони Память и внимание 1880 4. Б.Н.Чичерин Философия Права 1901 5. А.С. Алексеев. Начало верховенства права в современном государстве, 1910. 6. Еникеев. Теория и практика активизации познавательного процесса. Казань, 1963. 7. Еникеев. Судебная психология. Часть 1. М изд-во ВЮЗИ, 1975. 8. Еникеев.

Судебная психология. Часть 2. М изд-во ВЮЗИ, 1976. 9. Еникеев. Социальная психология. М 1981. 10. Еникеев. Основы судебной психологии. Часть 1. М 1982. 11. Еникеев. Основы судебной психологии. Часть 2. М 1982. 12. О современном состоянии юридической психологии и перспективах ее развития. //Психологический журнал. Том 3. № 3. 1999. 13. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2005 2.

Причины психических состояний

Поведение человека – сложное многофакторное явление.

Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуре поведения личности. В процессе индивидуального развития поведенческие системы трансформируются в сложный комплекс индивидуальной поведенческой стратегии, образуют поведенческий тип личности. Криминальное поведение отличается от социального положительного поведения как по содержанию направленности, так и по психорегуляционным особенностям. Преступное поведение осуществляется на основе снятия индивидом своей социальной ответственности посредством механизма защитной (самооправдывающей) мотивации, обесценивания общепринятых ценностей и социальных норм. В “подвале” человеческой психофизиологии лежат могучие “ангельские” и “сатанинские” резервы.

Поведение человека зависит от того, какие выводы этим резервам будут предуготовлены социальной средой. От того, сумеет ли эта среда блокировать потенциально опасные для нее проявления человеческих страстей, желаний и влечений зависит вся жизнедеятельность общества.

Обществу необходима сублимация (от лат. sublimare – возносить), вознесение инстинктивных форм психики на социально приемлемый уровень. Такова одна из основных задач социализации индивида. При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида не достаточно интегрированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсивны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль.

13 стр., 6082 слов

Психология девиантного поведения методические рекомендации для ...

... 030300.62 Психология Пояснительная записка Учебный курс «Психология девиантного поведения» предназначен для студентов направления подготовки Психология. Психологические ... личности и девиантным поведением. Специфика проявления девиантного поведения в зависимости от типа акцентуации (психопатии). Тема 4. Аддиктивное поведение Определение аддиктивного поведения. Аддикция, аддиктивное поведение, ...

Каждый человек обладает своим набором “значений для себя”, своим индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктом. Базовые личности конструкты определяют допускаемую индивидом меру отклонения от нормы в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм возможна регрессия поведения индивида – переход его на предшествующие уровни развития.

Регрессия может распространяться на отдельные регуляционные компоненты – потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операционные. Все это свидетельствует о том, что поведение человека не регулируется каким-то неизменным, стабильным механизмом правосознания. Оно имеет глубинные основания и в подсознании индивида. В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеологической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования.

Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно – социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Жизнедеятельность человека в этих условиях сопряжена с усложнением его психической саморегуляции. Общесоциальная стратегия жизнедеятельности индивида часто предопределяется корпоративными стратегиями, обостряется межгрупповая конкуренция, усиливается агрессивность низкостатусных групп, обостряется межэтническая враждебность.

Поведение многих людей при этом дестабилизируется тем, что они включаются в несовместимые социальные группы – в группы с пртиворечивыми социальными ценностями, нормами. Возникающие социально-ролевые конфликты обусловливают внутриличностную конфликтность, – возникает раздвоение сознания личности, ее психическая дезинтеграция. Социально-экономический кризис усугубляется кризисом в социально- психологической сфере.

Социально отклоняющееся поведение приобретает угрожающе широкое распространение. Для формирования самодисциплины членов общества необходимо утверждение базовых ценностных ориентиров, предоставление личности возможности ее жизнеобеспечения новыми правомерными способами, повышенный социальный контроль, неотвратимость санкций за любое правонарушение, направленность общества на правовую социализацию личности. Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения.

Библиографический список 1.Еникеев. Психология преступника и расследования преступлений. -М “Юрист”, 1996 651с. 2.Еникеев. Основы общей и юридической психологии М “Юрист”, 1996 740с. 3. Еникеев. Общая и юридическая психология. Часть 1. Учебник, утвержденный Комитетом по высшему образованию РФ М “Юридическая литература” 1996. – 548с. 4. Еникеев. Общая и юридическая психология. Часть 2 М Учебник, утвержденный Комитетом по высшему образованию РФ. “Юридическая литература” 1996 600с. 5. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости. //Советское государство и право. № 12, 1989. 3.

Психологический портрет киллера

Преступное поведение обусловлено типом личности преступника. В процессе расследования при установлении мотивов, целей, способов преступного деяния киллера, личностной ответственности субъекта преступления необходимо исходить из комплекса психологических основоположений: 1. Поведение человека реализуется в форме простых и сложных действий, имеющих различную структурную организацию; развернутая осознанная мотивация присуща лишь сложным действиям; только заранее продуманные сложные действия регулируются мотивами – понятийно осознанным обоснованием личностного смысла данного действия; вербальное выражение мотива, как правило свернуто; мотивировка (последующее осмысление поведения) может быть не адекватной, а в ряде случаев она приобретает личностно-защитный характер; простые волевые действия, как правило, имеют установочный характер. 2. Мотивация – побуждения к конкретному действию имеют сложную системную организацию; в свете современной психологической концепции поведение человека регулируется целостной психической системой личности; в детерминации поведенческого акта участвует вся личность действующего субъекта, а не только его сознание; личность выступает при этом как интеграция сознательной и подсознательной сферы индивида. 3. Человеческое поведение обычно не бывает прямым следствием непосредственно действующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему внутренних условий.

9 стр., 4162 слов

Организованная группа и преступная организация как форма соучастия

... участие в его совершении (соисполнительство), либо организованной группой, либо преступной организацией. Участники организованной группы и преступной организации признаются исполнителями независимо от их роли ... соучастие без предварительного сговора; соучастие с предварительным сговором; организованная группа; преступная организация. По существу в этом варианте представлены две классификации ...

Поэтому нельзя абсолютизировать ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности.

Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта. Сводить преступление к определенному “набору” причин методологически неверно, ибо в этом случае пришлось бы признать и вытекающий отсюда тезис – при определенной совокупности причин преступление неизбежно. Для каждого вида преступлений существует свой системный “набор” комплексов действий.

Это и составляет основу его психолого-криминали-стической характеристики.

Комплексы действий, составляющие вид преступления, связаны со специфическим подключением к ним средств действия, – каждый преступник имеет свой “почерк” в их использовании. Изучение личности совершивших убийства выявляет у них сильную психологическую зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни – это всегда проблема.

Указанная особенность формируется в очень раннем возрасте как результат позиции, которую занимает ребенок ( будущий преступник) в семье. Суть позиции – отвержение, непринятие ребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение матери к ребенку, когда она либо не может, либо не хочет, либо не умеет своевременно и полно удовлетворить его потребности, в первую очередь естественные (в пище, тепле, чистоте).

В результате ребенок оказывается в ситуации, так сказать, хронического дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и постоянно зависит от матери, потому что только она могла бы их удовлетворить.

Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию.

11 стр., 5309 слов

Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних

... асоциального поведения формируются под влиянием заражения, подражания, внушения. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет групповой характер. Многие из них совершены по "моральным" соображениям ... Преступное поведение отличается от социально положительного поведения не столько по структуре его регуляции, сколько по содержанию своей направленности. Мы видим, что каждая группа ...

Большая часть одиночных убийств совершается лицами с психическими аномалиями. Если роль организатора в групповом убийстве принадлежала психически здоровым, то среди исполнителей преобладали лица с психическими отклонениями. Как видно из сказанного, основным в происхождении убийства является онтогенетеческий фактор – блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами6. Библиографический список 1. Психология преступления и следственно-поисковой деятельности.

В кн.: Теория криминалистики и методика расследования преступлений М 1990. 2. Криминалистическое учение о поведении преступника как теоретическая основа деятельности по раскрытию преступлений (совместно с Образцовым В.А.).

В кн.: Теория криминалистики и методика расследования преступлений. — М 1990 540с. 3. Психолого-криминологические аспекты здоровья нации и общественной безопасности (в соавторстве).

//Здоровье нации и национальной безопасности. -М 1996 4. Самовичев Е.Г, Убийство: психологические аспекты преступления и наказания. – М 1988 326с. 5. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2005. 4.

Психологические особенности предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних

Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц не достигших совершеннолетнего возраста. «Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних7. В данных правилах заключены следующие принципы они: — направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек; — предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость и др.); — обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания; — требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией; — предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности; — рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства дела. Международно-правовые документы предусматривают необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию.

Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии, психологии, криминологии и наук о поведении.

Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация и независимость компетентного органа власти.

Профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолетних8. Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Наиболее удачный анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии соответствует следующей схеме. 1. Наследственно-биологические факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, паталогическая беременность, ненормальные роды и др. 2. Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей. 3.Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей, планы на будущее. 4. Правосознание подростка.

При проведении большинства следственных действий с участием несовершеннолетних действуют специфические психологические закономерности, связанные с возрастными и другими особенностями их личности.

В целом ряде случаев специфика этих закономерностей учтена в уголовно-процессуальном законодательстве. В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются все возможности, предусмотренные Главой 50 Уголовно-процесуального кодекса Российской Федерации.9 Производство по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и на судебной стадии, имеет огромное значение.

Так как в руках лиц участвующих в процессе, находится будущее несовершеннолетнего, т.е. объектом здесь является личность, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находящаяся в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т.д. И не известно, после отбытия наказания в исправительном учреждении, выйдет он хорошим человеком для общества или попадет в «нехорошие руки» и будет стоять на «другой стороне закона». Следовательно, одной из важнейших задач должно являться не столько «изобличение и наказание виновного», сколько выявление и устранение причин и условий, в том числе и психологических, способствовавших правонарушению.

В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные действия: 1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей: — обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей; — соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.; — в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления; — допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 426 УПК РФ. 2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства. 3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. 4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка.

Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу. 5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок.

И другие следственные действия.

Дополнительной гарантией защиты законных интересов несовершеннолетнего и создание надлежащих условий для исследования всех обстоятельств дела служит участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого. «Участие педагога в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, обусловлено необходимостью использовать, в связи со сложностью такого допроса, данные педагогики и психологии при его подготовке, проведении, фиксации показаний.

Поэтому отсутствие педагога в таких случаях может создать сомнение в достоверности показаний»10. Производство в суде первой инстанции по делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется в соответствии с статьями 420-432 Уголовно-процесуального кодекса Российской Федерации. Председатель суда, в который поступило дело о преступлении несовершеннолетнего, обеспечивает его рассмотрение под председательством опытного судьи, специализирующего в этом направлении.

Поскольку дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально, в составе судьи и двух народных заседателей, судья обязан (по возможности), решить вопрос о включении в состав суда народных заседателей из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт работы с подростками и знающие детскую и юношескую психологию. Библиографический список Правовые акты 1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ//Российская газета №249,22.12.20001г. 3.Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних «Пекинские правила», приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной| Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г //Советская юстиция, 1991 г NN12-14 Научная литература 4.Уголовный процесс, (под редакцией В.П. Божьева) М. «Спарк», 2000 г. 5. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. 6.Кудрявцев В Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК, //Российская юстиция 1997 N 8 . 7.Меркушов А Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, //Российская юстиция 2006 N 6, с. 8 8.Хисматуллин Р Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних, //Российская юстиция 2006 N 12, с. 39 5.

Механизмы сплочения преступных групп

Характерной особенностью организованной преступности является создание основной преступной группы, которая имеет высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, включающую три звена, а в ряде случаев и более высокий уровень управления, руководства, подчинения и распределения функций между преступниками.

В подавляющем большинстве случаев эти преступные организации имеют пирамидальную структуру, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основное решение.

Создание преступной группы — это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности.

Факторами, способствующими формированию преступных групп, являются: — невозможность совершить преступление без оъединения; — общность преступных интересов; — личные симпатии; — общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т.д. Для преступных групп характерны следующие признаки: — организованность — наличие строгой иерархической структуры, жесткой дисциплины, подчинённость низшего звена высшему; — устойчивость — длительная и стойкая преступная связь и способность восстанавливаться после ее выявления и применения мер уголовного воздействия; — сплоченность — степень связи, единения членов; — защищенность-наличие в структуре блоков защиты, обеспечения, аппарата психологического воздействия и физического насилия.

В процессе расширения преступной деятельности внутри преступной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры.

Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливо выступает ее внутренняя психологическая структура, состав ее стабилизируется, деятельность становится целеустремленной, происходит распределение ролей и функций между членами. На определенном этапе развития преступной группы в ее внутренней структуре появляется фигура лидера, обычно выступающего в роли организатора и руководителя. С появлением лидера группа становится организованной и сплоченной, ее деятельность активизируется, получает целенаправленный характер.

В одно и тоже время с внутренней психологической структурой создаётся и функциональная структура преступной группы. Каждое новое преступление все более четко определяет роли участников группы: одни непосредственно исполняют деяние, другие подыскивают объекты преступлений, третьи обеспечивают сбыт похищенного и т. д. Функциональная структура определяется личным составом преступной группы, видом совершаемых преступлений, объектом посягательства и другими факторами.

Закономерностью развития преступной группы является тенденция к постепенной замене эмоциональных отношений между учасниками на чисто деловые, функциональные, основанные исключительно на совместной деятельности. Последняя закономерность формирования и функционирования преступной группы — постоянное действие в ней двух противоборствующих сил: одна из них направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов преступной группы, другая — на их разобщение.

Однако в период успешной деятельности преступная группа представляет собой психологически спаянное формирование. Пока она удачно совершает преступления и остаётся неразоблаченной, тенденция к интеграции и сплочению ее членов преобладает. Если же преступная группа потерпела какую либо неудачу и возникла опасность разоблаченияия привлечения ее членов к ответственности, то усиливается тенденция к разъединению группы, проявляются скрытые конфликты, противоречия, возрастает напряженность в отношениях между ее участниками.

Лидеры преступных групп обладают психологической властью над подчиненными. Само возникновение и существование организованных преступных групп базируется на этом явлении. В психологии есть такое определение понятия «власть»: каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий мир, определяется его властью, понимаемой как способность, сила, компетентность. Рассмотрим источники власти, которые используют организаторы преступных групп для сохранения лидерства среди их членов11. 1.Власть вознаграждения.

Ее сила зависит о того, насколько ее требования удовлетворяют ожиданиям членов преступной группы, а также насколько лидер поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения члена группы. В самом деле, корыстные мотивы члена группы могут реализоваться только в случае безупречного выполнения задач, поставленных лидером. Данная власть возрастает с размером ожидаемого вознаграждения. 2.Власть принуждения или наказания.

Ее сила зависит от: а) репертуара возможных наказаний; б) от угрозы наказания минус вероятность избегнуть наказания благодаря послушанию. Жесткая дисциплина, устанавливаемая и поддерживаемая лидером, законы, которые предписывают смерть предателям и вероотступникам, а также их близким, и как самая малая санкция – уменьшение доли при распределении дохода. 3. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желаниями члена группы быть похожим на лидера.

Сначала «новичков обольщают воровской романтикой красивой жизни, свободной от обязанностей перед обществом, властью над людьми, большими деньгами и т. д.»12 4. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведенияи, в случае необходимости, настаивать на этом. «К одному из основных признаков преступной организации относится наличие устава в виде неформальных норм поведения, традиций и законов, санкций за их нарушение»13. 5.Власть знатока.

Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны члена группы особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере преступной деятельности, которой занимается данный член группы. Поэтому, как показывают исследования, для лидеров преступных групп «характерно то, образовательный уровень довольно высок – среднее, средне техническое и высшее образование, большинство из них судимы»14, они являются мозговым центром преступной группы. 6. Информационная власть.

Она возникает в тех условиях, когда лидер имеет доступ к информации, неизвестной другим членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных преступных группах этот вид власти выражается прежде всего в дозированном распределении лидером информации для рядовых членов группы, при этом совокупной (полной) информацией обладает только сам лидер. Лидерству также способствует и то, что в современных преступных группах по закону конспирации создается система, при которой низшие звенья вообще не знают своих руководителей.

Рядовые члены группы только видят проявления, атрибуты лидера: мощную охрану, строгую конспирацию, значительные денежные средства, тратящиеся на проведение операций Все это также психологически воздействует на членов группы, создает атмосферу страха и благоговения перед лидером. Все перечисленные источники власти являются основными психологическими методами сплочения преступных групп.

Библиографический список 1.В.Л.Васильев Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. -835с. 2. А.Гуров Организованная преступность – не миф, а реальность…-М 1992 427с. 3. Мафия: призраки и признаки //Экономическая газета. – 1988 № 48. 4. Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность Т.2 М 1986 656с. 25 февраля 2009 года Скиба Ю.С.