Боннер-Смеюха В.В

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Боннер-Смеюха В.В.

ЖУРНАЛИСТ В КАДРЕ

Учебно-методическое пособие

Ростов-на-Дону, 2008

Учебно-методическое пособие посвящено специфике деятельности журналиста, ведущего на телеэкране, деятельность которых зависит от вербального и визуального факторов. Рассматриваются вопросы создания телевизионного имиджа, общения с героем, технологии ведения интервью, выступления в кадре, создания эффективного публицистического комментария, сообщения.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, журналистов-практиков.

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………….4
  2. Телевизионный имидж: формирование, роль, функции……7
  3. Имидж телевизионного ведущего……………………………11
  4. Специфика проведения телевизионного интервью…………15
  5. Выступление в кадре…………………………………………..21
  6. Появление в кадре……………………………………….. ……26
  7. Контрольные вопросы,

задания для самостоятельной работы…………………………….28

6 стр., 2875 слов

Специфика телевизионного интервью

... шумы и изображение. В процессе телевизионного интервью журналист посредством грамотно сформулированных вопросов получает необходимую информацию, что называется, ... создать необходимый психологический климат для успешной работы в кадре. Но самое главное, как отмечают многие ... задавать вопросы в основной части разговора; завершить интервью. Очень важную роль в успешном проведении интервью имеет создание ...

  1. Рекомендуемая литература…………………………………….30

Специфика телевизионной журналистики определяется характером телевизионной коммуникации. Степень эффективности информации на телевидении зависит как от вербального, так и от визуального фактора, зритель внимательно следит не только за тем, что говорит журналист, но и за тем, как он говорит, как себя ведет, как выглядит. Обращение с телеэкрана к аудитории можно сравнить с ораторским выступлением, искусством которым в совершенстве владели древние греки и римляне, уже тогда известные ораторы знали, что успех публичного выступления зависит от того, насколько то, что видит и слышит аудитория ей интересно, приятно. Римский политик и оратор Цицерон в трактатах о красноречии подробно рассматривал составляющие выступления и акцентировал внимание на таких его моментах, как содержание, построение, знание аудитории, поведение оратора: «Искусство красноречия – дар редкий, поскольку рождается из таланта, очень многих знаний, усердия. Трудности самого предмета налицо: необходимо изучать красоту речи и не только отбором, но и расположением слов, надо – до тонкостей изучить душу человеческую, чтобы или успокаивать, или возбуждать слушателей, оратору должны быть присущи юмор и остроумие, образование, простота и краткость, как в отражении. Так и в нападении, проникнутые тонким изяществом благовоспитанностью. Надо знать историю, чтобы черпать из нее примеры. Оратору надо следить за телодвижением и жестикуляцией, за выражением лица и звуками и оттенками голоса»1.

Современное телевизионное выступление базируется на принципах ораторского искусства, массовость телевещания, его популярность, широкая функциональная направленность заставляют работников телевидения искать новые варианты работы журналиста на экране. Телевизионная программа – результат работы целого коллектива (редакторы, журналисты, операторы, монтажеры и др.), однако для зрителя она будет ассоциировать лишь с деятельностью того человека, который обращается к ним с экрана, ведет беседу, анализирует важнейшие события. Журналист, появляющийся в кадре информационного сюжета, ведущий новостной программы, интервьюер, обсуждающий известными персонами и простыми гражданами проблемы политики, экономики, культуру – именно к ним приковано внимание зрителя. Но прежде, чем выйти в эфир, начать свое выступление, завоевать признание и уважение аудитории, журналисту необходимо овладеть навыками телевизионного мастерства, искусством телевизионного общения. Журналисту для эффективной работы в кадре не достаточно ознакомиться с принципами и механизмами работы в различных жанрах (интервью, беседа, дискуссия, репортаж) и отработать элементы телевизионного выступления. Ему необходимо освоить такие важные этапы профессиональной деятельности, как создание телевизионного имиджа, технология и психология телевизионного общения с героем, построение телевизионного выступления и др.. Данные проблемы профессиональной деятельности актуальны для журналистов и для ведущих программ, расширение масс-медийного пространства способствует появлению новых телевизионных каналов, знакомящих аудиторию с новыми «лицами», телевизионными образами. Признания аудитории удается добиться наиболее профессиональным, креативным.

6 стр., 2658 слов

Особенности портретного интервью

... интервью признается мэтрами телевизионного мира наиболее сложным и интересным. "Интервью-портрет - особая разновидность телевизионного интервью, ... аудиторию зрителей и слушателей" - пишут Борецкий и Кузнецов в книге "Журналист ТВ: за кадром и в кадре".Спрашивать, оказывается, сложнее, чем отвечать. Между тем, успех интервью ... от собственной работы. Стыдно приходить на интервью неподготовленным, тем ...

Вопросы искусства телевизионной коммуникации, работы журналиста в кадре являются достаточно изученными в отечественной и зарубежной литературе. Технологию формирования телевизионного имиджа рассматривают П.С. Гуревич, О.А. Нуждина, Г. Почепцов2, проблемы подготовки и проведения телеинтервью исследованы Н.В. Вакуровой, М. Лукиной, Э. Фихтелиусом3, с технологией построения выступления знакомят Е.Е. Корнилова, Г.С. Мельник, С.А. Муратов, Г. Почепцов4.

Телевизионный имидж: формирования, роль, функции

Появление и развитие электронных СМИ обеспечило ряд преимуществ в процессе распространения массовой информации. Во-первых, увеличилась скорость ее передачи от информатора к аудитории, что определило радио, а затем и телевидение, как наиболее оперативные СМИ. Во-вторых, значительно возросли объемы распространяемой информации, и, в-третьих, информация передавалась посредством звука и видеоизображения, что резко повысило степень эффективного восприятия информационного материала аудиторией.

В печатной прессе используется целый ряд приемов, способных привлечь внимание читателей, создать в их сознании определенные ситуации, образы, символы. Это графические приемы, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, сопровождающие журналистские тексты, наличие которых обеспечивает наглядное представление об описываемых событиях, героях), цветовое оформление, лексико-стилистические примы, способствующие формированию образов посредством языка. Радио значительно расширило возможности создания образности информации за счет вербального аспекта: радиоречь передает различные оттенки человеческих чувств, что упрощает процедуру формирования представлений о том, кто говорит и о чем говорит. Музыкальное сопровождение, шумовые эффекты усиливают процесс образного восприятия. Благодаря радио журналистская информация обрела звуковую форму, степень успешной деятельности радиожурналистов, участников и героев радиоэфира стала определяться не только умением создавать текст, но, главное, его озвучиванием, способностью передавать голосом необходимые эмоции и чувства, импровизировать, общаться с собеседником, координировать ход беседы в необходимом направлении.

8 стр., 3723 слов

План работы с ребенком с особыми потребностями Программа коррекционной ...

... обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных ... психолого-медико-педагогического сопровождениядетей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ...

В телевизионной коммуникации также большое значение уделяется вербальному аспекту, но он воспринимается на фоне видеоизображения. Визуализация образа приобрела первостепенную степень значимости в процессе распространения информации. Основой эффективной деятельности тележурналистов, телеведущих, участников телепрограмм стала актуализация внешних данных, стиля поведения, манеры общения, актерских навыков, то есть тех факторов, которые оказывают первостепенное влияние на формирование образа в сознании зрителя.

Еще на заре развития телевещания сотрудники СМИ, аудитория, и представители тех сфер, деятельность которых стала напрямую зависеть от использования телевидения, обратили внимание на различие специфики деятельности в теле- и радиоэфире. Так, пример, взятый из истории США, служит наиболее ярким подтверждением того, что телевизионный образ оказывает воздействие на восприятие информации. В 1960 г. в ходе выборов президента США именно телевидение сыграло решающую роль в победе Дж. Кеннеди. Его политический соперник, Р. Никсон был прекрасным оратором, в дебатах, транслируемых по радио, его лидерство было явным. Однако во время телевизионных выступлений образ молодого, энергичного Кеннеди «покорил» зрителей, что и определило его победу в выборах.

Развитие телевещания ставило и перед практиками и перед теоретиками проблему, как добиться того, чтобы человек, выступающий в телевизионном кадре смог расположить к себе аудиторию, произвести необходимое впечатление. Теория эффективного общения находилась в центре внимания психологов, социологов и других ученых еще до распространения телевидения. Например, Г.Лебон утверждал, что индивид, желающий стать во главе своих соотечественников должен обладать рядом необходимых качеств. Первое из них – обаяние, «род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом… [обаяние] необъяснимо, как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же разряду, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнетизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него»5. Обаяние, как известно, может быть врожденным и приобретенным, более распространенным является второй вид – то, чего человек не получил при рождении, чем не наградила его природа, можно «приобрести» искусственным путем, т.е. научиться нравиться обществу, завоевывать его внимание.

Опыт отечественного телевидения показывал, что для постоянной работы в телеэфире необходимо обладать целым спектром качеств, с помощью которых удается получить признание аудитории. Наиболее популярными работниками телевидения в период его становления были дикторы, именно они озвучивали важнейшую информацию, вели программы. По мнению И.Л. Кириллова, известного диктора отечественного телевидения, для работы в телеэфире требуются следующие качества:

— умение не зачитывать информацию, а излагать, выбирая тон, интонации, соответствующие смысловому содержанию сообщения,

7 стр., 3054 слов

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОПСИХОЛОГИЯ специальности «социальная работа»

... понятие патопсихологического синдрома, предложенное В.М. Блейхером и И.В. Круком в работе «Патопсихологическая диагностика». Изложение современных представлений о патопсихологических феноменах в психической ... нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа Всего В том числе Лекции Семинар Практич. работа Лаборатор. работа 1 Предмет и задачи патопсихологии. История ...

— обладание необходимыми знаниями в той сфере, с которой диктор (ведущий) знакомит аудиторию (политика, экономика, культура и др.)6.

Деятельность советских телеведущих является наглядным примером того, какими свойствами должен обладать журналист (ведущий), что он должен уметь, какие навыки ему необходимо совершенствовать для успешной деятельности. Итак, работа в телеэфире требует от личности

а) владения техникой речи,

б) знания норм современного русского языка,

в) владения актерскими навыками,

г) глубокого знания темы программы,

д) работы над внешним видом, который должен соответствовать стилю и образу программы.

В начале 90- х гг. ХХ в. профессиональных дикторов сменили журналисты, в роли телеведущих стали выступать известные актеры, певцы. В эфире они демонстрировали непосредственность, коммуникабельность, что нравилось публике. Однако в процессе работы они допускали стилистические, лексические, фактические ошибки, на которые аудитория обращала внимания, и у нее складывалось впечатление о некомпетентности, недостаточной необразованности выступающих. Работа над телевизионным образом требует больших усилий, совершенствования не только внешних данных, но и специальных знаний, коммуникативных навыков.

Сегодня над образом известных телевизионных ведущих работает штат специалистов. Ведущий программы является не просто ее активным действующим персонажем, знакомящим зрителей с темами, героями, задающим вопросы присутствующим в студии, он – «лицо» программы, его образ тесно сливается с образом программы, и от того насколько понравился ведущий аудитории, насколько он ее заинтересовал, насколько зрители ему доверяют, будет зависеть и зрительский, и коммерческий успех программы, ее популярность, рейтинговость.

Существуют различные определения термина «имидж». В «Большом энциклопедическом словаре» имидж обозначает «целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации»7. Слово «имидж» (Image) имеет английское происхождение и переводится, как «образ», вследствие чего можно заключить, что имидж – это эмоционально окрашенный психический образ, имеющий характер стереотипа, наделяющий объект путем ассоциаций дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), необязательно имеющимися у объекта в реальной жизни, но обладающими социальной значимостью для воспринимающих такой образ.

Г.С.Мельник дает рассматриваемому термину следующее определение: имидж – «представление, бездоказательно фиксирующее отличие одного явления от другого… это образ, наделяющий явление характеристиками, лежащими за пределами той качественной определенности, которая раскрывается в процессе непосредственного взаимодействия»8.

Сегодня существуют различные методики формирования имиджа политического деятеля, руководителя, бизнесмена, эстрадной звезды и др., имеются и технологии создания имиджа телеведущего. Несмотря на их отличия, обуславливаемые типовыми характеристиками, специалисты выделяют ряд качеств, необходимых человеку для того, чтобы произвести положительное впечатление на аудиторию:

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей ... содержание этого общения определяется не личными интересами, а задается извне - программой СИ; в) строгой дифференциации ролей между интервьюером и респондентом, характеризующейся ...

— здоровый вид.

— гармония черт лица.

— красивые волосы.

— стройная и пропорциональная фигура.

— белые и ровные зубы.

— приятно звучащий голос.

— выразительность жестов.

— живой ум.

— доверительность9.

Имидж телевизионного ведущего

Внешность – это только одна из составляющих образа, который, может привлечь внимание зрителя, но чтобы его удержать, необходимо формирование психологического образа, а именно выделение в нем личностных характеристик, проецирующих представление о типе личности, его профессиональном уровне, образовании, интересах, взглядах, характере.

В процессе работы над образом телеведущего требуют повышенного внимания следующие критерии:

— вербализация. Умение ведущего говорить. Стилистика, образность, темп, эмоциональность речи должны соответствовать общей концепции программы: вербальные уровни ведущих аналитических и развлекательных программ отличаются по стилю речи, логике, эмоциональной окраске и другим качествам;

— индивидуализация. Акцентирование внимания на личностных качествах ведущего: эмоциональность, сдержанность, рассудительность, коммуникабельность, эрудированность и др..

В сознании аудитории программа ассоциируется с ее ведущим. Несмотря на то, что в производстве передачи задействован целый коллектив, зритель будет воспринимать информацию через призму видения ее телеведущим, что приводит к персонализации программы (например, «Времена» В Познера, «К барьеру» В. Соловьева, ««Воскресное время» с П. Толстым», «Пусть говорят» А Малахова и др.).

Процесс персонализации программы происходит в несколько этапов, Г.В. Кузнецов назвал процедуру ассоциирования информации с личностью ее озвучивающей, представляющей, «очеловечивание» и выделил следующие стадии данного процесса:

  1. Ведущий ориентирует зрителя в информационной сфере, его регулярное появление в программе постепенно начинает ассоциироваться с данной передачей.
  2. Аудитория запоминает ведущего, его образ воспринят зрителем, получая информацию в транскрипции ведущего, он ставит себя на его место, идентифицирует себя с ним, эмоции, чувства, поведение телеперсонажа становятся близкими, понятными.
  3. Телеведущий превращается в лидера: его мнения, суждения становятся авторитетными для аудитории, благодаря чему он может ею руководить, влиять на процесс восприятия информации, изменять воззрения, взгляды зрителей10.

Таким образом, телеведущий становится «лидером мнений» аудитории, функциональная направленность его деятельности расширяется. Если в первоначальный круг его задач входило знакомство аудитории с информацией, создание эмоционального фона программы, то теперь он может управлять вниманием и мнением аудитории.

2 стр., 685 слов

Как готовиться к интервью?

... общественной значимостью, владеть информацией, быть компетентным в вопросе, быть просто интересным для читателя. Если герой обладает изысканной речью, часто использует профессиональные термины, то журналист стремится с помощью ... этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед ...

Различие типов программ требует построения разных типов телевизионных имиджей ведущих. Например, ведущий информационной новостной программы должен обладать внешностью, не отвлекающей внимание зрителя от той информации, которую он представляет («он должен быть не красавцем, но внушать симпатию»11).

Его образ ассоциируется с образом интеллигентного, эрудированного человека с прекрасной дикцией, он помогает определить важнейшие информационные события, привлекает внимание зрителя к определенным деталям, но не проводит анализ представленной информации. Основная задача ведущего – озвучить необходимую информацию, связать с помощью подводок и отводок разноплановые журналистские материалы в единую программу, создать с помощью интонации, мимики настроение, соответствующее характеру новости и передать его аудитории.

Ведущий информационно-аналитической программы также придерживается строго, интеллигентного образа, но в его имидже превалируют черты интеллектуала, способного не только озвучить, представить новости, но, что главное, провести их анализ, сделать необходимые выводы, подвести итоги, что поможет сориентировать аудиторию в разноплановых информационных потоках, принять определенную точку зрения, сформировать определенное мнение относительно анализируемых событий. Согласно образу, соответствующему типу программы, ведущий должен проявлять спокойствие, рассудительность. Помимо глубокого знания тем, которые ведущий анализирует в эфире, он должен владеть ораторским мастерством, аналитические комментарии должны быть интересны аудитории и способствовать формированию определенной позиции относительно анализируемых событий.

Качество профессионального уровня телеведущего зависит от образования, опыта работы. Часто деятельность ведущих региональных каналов оценивают с точки зрения профессионализма их коллег с центрального телевидения, между тем в местном телеэфире работают журналисты, не всегда имеющие специальное образование. Ведущие федеральных каналов, как правило, обучались телевизионному мастерству. Например, ведущая программы «Время» («Первый канал») Е. Андреева окончила институт повышения квалификации для работников радио и телевидения, работала в дикторском отделе, в программе «Утро», вела «Экономические новости», «Большие гонки», затем перешла в Редакцию информации, где освоила специфику телевизионной информационной деятельности, начиная от редактора до ведущей программы.

Выбор ведущего информационно-аналитической программы зависит не только от профессиональных качеств личности, но, и от социального статуса. К мнению такого человека должны прислушиваться, ему должны доверять, он должен внушать определенную степень доверия. Так, ведущий программы «Реальная политика» Г. Павловский является руководителем Фонда эффективной политики и советником руководителя администрации президента, ведущий программы «Постскриптум» А. Пушков также хорошо известен в политических кругах, выпускник МГИМО, защитивший диссертацию по американской внешней политике, преподавал на кафедре истории международных отношений, работал в Женеве в Комитете по разоружению, в Праге, в международном журнале, несколько лет выполнял функции спичрайтера президента СССР М.С. Горбачева.

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

... несовершеннолетнего в трудной криминогенной ситуации. Практическая деятельность: - умение разрабатывать психолого-педагогические программы поддержки, помощи, сопровождения и реабилитации лиц несовершеннолетних в трудных криминогенных ... 11 Л проблемная лекция, дискуссия 2,5 11 ПР дискуссия по заданным вопросов, групповой анализ конкретных ситуаций, обсуждение выполненных проектных заданий и эссе ...

Специфика проведения телевизионного интервью

Специфика деятельности журналиста заключается в общении с людьми, следовательно, результативность журналистской работы зависит от того, насколько хорошо репортер, ведущий владеет темой, знаком с психологией общения, технологией коммуникативного процесса.

Знание основ психологии коммуникации является залогом успешной работы журналиста. Большая часть информации, которую обнародуют сотрудники СМИ, получена ими в процессе общения с одним или нескольким лицами. Во время журналистского разговора необходимо расположить к себе личность, которая обладает необходимой информацией, суметь спланировать беседу, четко сформулировать вопросы. Если журналист печатного издания может ограничиться общением по телефону, беседой в неформальной обстановке, то на телевидении сложности получения информации связаны с необходимостью проведения телевизионной съемки, коммуникабельностью, телегеничностью героя. Насколько человек подходит для участия в программе, определяет журналист, руководствуясь своим опытом, знаниями в области коммуникативной психологии.

Поиск героев осложняется тем, что не все из предполагаемых участников программы согласятся на съемки. Часть потенциальных собеседников избегает публичного общения, разговор при включенной камере, в студии, в прямом эфире вызывает чувство страха, из-за чего программа может не состояться, нужная информация не будет получена.

Уговорить человека на участие в телевизионной программе удается не всегда, причины, из-за которых журналист может получить отказ от участия в съемке, могут быть различные: недоверие к журналисту, недоверие к СМИ, наличие негативного опыта общения с прессой, страх публичного выступления, нехватка времени и др.12. Возможно ли в таких ситуациях уговорить героя изменить свое решение, зависит только от журналиста, который, используя силу доводов (например, «программа поможет решить проблемы героя», «герой своим выступлением привлечет внимание общественности к актуальной проблеме» и т.д..), повлияет на мнение человека. Всегда ли стоит проявлять настойчивость, пытаясь убедить человека участвовать в телевизионной программе? Все зависит от определенной ситуации: возможно герой, действительно, «боится камеры», но благодаря журналисту преодолеет чувство дискомфорта и окажется интересным собеседником, будет смотреться в кадре, и программа состоится. Но возможно и иное развитие действия: герой, поддавшись на уговоры, согласится дать интервью, придет в студию, однако во время записи будет вести себя скованно либо демонстративно не захочет общаться с ведущим, в результате программа получится неинтересной. В данном случае журналист потерпит профессиональную неудачу, чего можно избежать, выбрав другого боле коммуникабельного героя.

Телевизионное интервью требует проведения подготовительной работы. Журналисту необходимо обозначить перечень вопросов, которые будут обсуждаться в рамках обозначенной темы, изучить фактический материал, касающийся выбранный темы (журналист должен владеть темой, иначе разговор не состоится), собрать информацию о собеседнике, проевести с героем предынтервью.

11 стр., 5108 слов

Модуль 2. Классификация и типология публичных выступлений

... информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана ...

Не только журналист обеспокоен тем, как пройдет запись, но и герой. Вопросы, заданные во время эфира, могут оказаться неожиданными, сложными, собеседник, «испугавшись камеры», может начать вести себя неестественно, будет теряться. Определить компетентность героя, помочь ему справиться с психологическим дискомфортом журналист может до начала съемок. Во время предынтервью обозначается тема разговора, выясняется насколько владеет ею герой, называется приблизительный перечень проблем, которые будут затронуты во время телевизионного разговора. Однако сами вопросы, которые журналист уже сформулировал и намеревается задать во время эфира, не озвучивает, иначе ответы героя могут прозвучать заученно, не эмоционально, что значительно снизит психологическое восприятие телепрограммы аудиторией.

Во время предынтервью специалисты советуют расположить к себе собеседника, используя определенный перечень вопросов: контактные, адресные, программные. Цель контактных вопросов – создать благоприятную атмосферу предстоящей беседы. Адресные вопросы помогают получить необходимую информацию о собеседнике, которая может быть использована во время программы. Программные – отражают общее содержание предстоящего интервью, таким образом собеседник получает представление о будущей беседе, а журналист может определить насколько компетентен герой в определенной сфере, какие проблемы он готов обсуждать.

Беспокойство героя может быть связано не только с темой, характером вопросов, боязнью камеры, но и с характером передачи, атмосферой интервью.

Программа может выйти в прямом эфире и в записи. Первый вариант гарантирует герою, что его выступление, реплики при монтаже не потеряют первоначальный смысл, не будут искажены, прокомментированы в закадровом тексте. Однако именно во время прямого эфира человек может растеряться, не правильно произнести фразу, допустить фактические ошибки, что нельзя будет исправить посредством перезаписи.

Атмосфера интервью зависит от места, в котором оно происходит. Например, в офисе, рабочем кабинете, на фабрике и журналист, и интервьюер будут настроены формальный, рабочий тон общения. Если беседа происходит дома у героя, в парке, за городом, в месте отдыха, то тон интервью будет неформальным, будет располагать к обсуждению вопросов, касающихся личной жизни, творчества собеседника.

Формирование атмосферы интервью зависит от журналиста, он может выбрать доверительный, доброжелательный, шутливый тон беседы, который передастся как герою, так и аудитории.

Существуют определенные требования, предъявляемые к вопросам телевизионного интервью (М. Лукина, Э. Фихтелиус, В.Л. Цвик и др.).

Рассмотрим общие рекомендации, касающиеся содержания и формулировки вопросов:

— вопросы должны быть краткими, точными, простыми,

— не стоит объединять в одном вопросе два, это затрудняет его восприятие отвечающим, в результате он может дать ответ только на одну часть вопроса,

— вопрос не должен быть перегружен лишней информацией, плохо воспринимаемой на слух (цифры, даты, многозначные понятия),

— вопросы должны быть интересными, работая над их содержанием, журналист должен мысленно ставить себя на место телезрителей, пытаясь понять, что будет интересно аудитории, о чем бы она хотела узнать,

— лучше отказаться от вопросов, на которые будут получены односложные ответы («да», нет»),

— следует избегать вопросов, наводящих на ответ.

В зависимости от формы вопросы подразделяются на открытые и закрытые.

Открытый вопрос позволяет получить наибольший объем информации, дает возможность собеседнику говорить о своих чувствах, анализировать действия, поступки («В чем преимущества новой программы?», «На ваш взгляд, каким образом можно улучшить качество телевизионных программ?»).

Несмотря на обозначенные преимущества, у открытого вопроса существуют недостатки – ответ на него может быть слишком длинным, затянутым, что не совсем приемлемо для телеэфира, кроме того, отвечая на такой вопрос, собеседник может увлечься, самостоятельно перейти на другую тему.

Закрытый вопрос предполагает получение ответа в утвердительной или отрицательной форме («Вы думаете, реформа образования даст положительные результаты?», «Вы действительно планируете изменить профиль деятельности вашей компании?»).

В зависимости от функциональной направленности вопросы подразделяют на уточняющие, развивающие, гипотетические, переходные и др.. Уточняющие вопросы задаются в том случае, если полученная до этого информация не вполне понятна журналисту, содержит двусмысленные фразы, которые необходимо перепроверить («Если я вас правильно понял,…», «Так вы говорите, что…»).

Развивающие вопросы помогают развить тему, заторную в предыдущем ответе собеседника, уточнить детали («Вы настаиваете на изменении программной политики телекомпании. Почему?», «Вы сказали, что работаете над новым проектом. Каковы его основные направления?).

Гипотетические вопросы помогают настроить собеседника на прогнозирование ситуации («Как вы думаете, что произойдет, если данная программа не получит одобрения?»).

Основное назначение переходных вопросов — способствовать плавному переходу от одной темы разговора к другой («Давайте оставим в стороне экономические проблемы и поговорим о ваших покупателях. Кому в первую очередь вы адресуете свою продукцию?»).

Телевизионное интервью состоит из вопросов, подготовленных журналистом до эфира, и вопросов, которые возникли в процессе беседы, в ходе разговора раскрываются новые интересные темы, которые журналист считает необходимым развить, уточнить.

Весь процесс развития интервью, его психологическая атмосфера зависят в большей степени от журналиста: он предлагает тему, задает вопросами тон беседы, улавливает перемены в настроении собеседника, анализируя его ответы, эмоции, формулирует новые вопросы.

Для поддержания благоприятной психологической атмосферы психологи советуют журналисту проявлять следующие качества:

— теплоту и отзывчивость, выражающиеся в интересе к собеседнику и в приятии его как личности,

— ненавязывание собственного мнения, точки зрения,

— уважение к собеседнику, даже если его воззрения не совпадают с убеждениями и принципами журналиста,

— активное слушание.

Последнее является не менее важным в процессе интервью, чем умение задавать вопросы. Герой, отвечая на вопросы журналиста, ориентируется на его реакцию, делая для себя выводы: интересно ли то, что он рассказывает, стоит ли ему продолжать свою мысль.

Существует ряд советов относительно того, как должен вести себя журналист во время ответов респондента:

— не притворяться, будто слушает, не отвлекаться, стараться смотреть на собеседника,

— не перебивать собеседника, если в запасе еще есть время,

— не говорить за собеседника,

— не проявлять излишнюю эмоциональность к ответам, что может отвлечь от общего содержания разговора,

— стараться преодолеть желание сменить тему, если мнение журналиста не совпадает с мнением респондента.

Выбрать определенную тактику поведения во время интервью помогают знания о психологических типах собеседников. Определить тип респондента не сложно во время предварительной беседы. Выделяют следующие типы собеседников:

— доминантный. Является явным лидером, любит демонстрировать свое превосходство, может перебивать журналиста, не дослушивать вопросы до конца, не отвечать, если они ему не нравятся. В общении с таким героем не обходимо проявлять выдержку и спокойствие, не поддаваться на психологические провокации и не использовать в беседе тактику собеседника;

— недоминантный. Отвечает незамедлительно на вопросы, ведет себя тихо и спокойно, может потерять тему разговора, растеряться, замкнуться, опасается сказать не то, что от него ожидают услышать, поэтому для него важно видеть одобрительное отношение со стороны журналиста;

— мобильный. Легко отвечает на вопросы, показывая, что он в них компетентен. При этом спешит представить наибольший объем информации, эмоционален, может не закончить мысль и поменять тему;

— ригидный. Внимательно слушает вопросы, отвечает неторопливо, точно подбирая слова, фразы, может возвращаться к одной и той же мысли несколько раз, чем снижает ценность беседы и замедляет ее ход.

Ведение телевизионного интервью осложняется тем, что журналист должен не только регулировать направление беседы, следить за изменением настроения собеседника, но должен не забывать и об ограничении эфирного времени, должен успеть задавать важные вопросы, раскрыть тему, успеть подвести разговор к финальному вопросу, финальной фразе («И последний вопрос…», «У нас осталось совсем мало времени, что бы вы хотели сказать…»).

Телевизионное выступление

Телевизионное выступление (эфирное выступление) – телевизионное обращение к аудитории. Внимание зрителей концентрируется на содержании публицистического монолога, оттого насколько правильно он будет построен, интересен и актуален для аудитории, зависит успех выступающего (в данном случае журналиста, ведущего) и программы, в которой он участвует.

В 60-е гг. ХХ в. на отечественном телевидении наблюдался расцвет телевизионной публицистики. Популярными формами работы стали беседы в студии, выступления, лекции, которые первоначально проводились по аналогии с радиопрограммами. С развитием технических средств возможности телевещания расширялись, телебеседы стали использоваться в телеэфире гораздо реже. Однако они не исчезли полностью из телеэфира, сегодня телевизионное выступление представлено следующими видами устной телевизионной информации:

— устное информационное сообщение,

— беседа (выступление одного человека),

— комментарий,

— обозрение,

-обзор.

В.Л. Цвик выделяет три основные формы выступления в кадре:

— текстовое выступление, написанное выступающим;

— тезисное выступление, представляющее своеобразный сценарный план, где обозначены тема, основные мысли, комментарии;

— импровизированное выступление, в нем обозначены тема и продолжительность выступления13.

Среди современных известных телепублицистов следует назвать В. Вульфа, Э. Радзинского, Н. Дроздова. Основу их программ составляют телевизионные монологи. Существует ряд передач, в которых широко используются телевизионные выступления, например, информационно-аналитические программы, сущность которых подразумевает использование аналитических комментариев. Телевизионный комментарий, базирующийся на информационном факте, его анализе и эмоциональной оценке, способствует формированию общественного мнения относительно конкретных политических, социальных, культурных событий, политиков, что позволяет проводить мобилизацию общества на принятие решений, выполнение действий.

Телевизионное выступление требует определенного профессионализма со стороны выступающего: он должен владеть ораторским мастерством, которое помогает привлечь аудиторию, удерживать ее внимание, представить информацию.

В телевизионном выступлении играет значительную роль техника речи, ее неумелое, неправильное использование отражается на эффективности восприятия информации. Наиболее распространенными недостатками речи, влияющими на ее качество, являются

— тихое выступление,

— быстрый темп речи,

— глотание слов,

— нехватка дыхания,

— лишние паузы,

— монотонность.

Существует ряд требований и рекомендаций, которые необходимо учитывать в процессе построения телевизионного выступления.

Телевизионное выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию. Заинтересовать разрозненную массу зрителей довольно сложно, необходимо представлять, кому будет адресована речь. Следовательно, важно учитывать характеристики аудитори (профессиональные, возрастные, образовательные, национальные, конфессиональные и др.).

Считается, чем ниже культурной, политической уровень подготовки аудитории, тем более четким и образным должно быть выступление14.

Существуют многочисленные исследования, представляющие методики завоевания доверия аудитории через апелляцию к ее ценностным ориентациям, т.е. к тому, что вызывает у индивидов наибольший интерес, что способно их заинтересовать и вызвать определенные эмоции. В психологии для обозначения «массовых интересов» существует специальное определение — «мишени воздействия» (те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия).

Выявлено несколько сфер жизни человека, обращение к которым вызывает неизменный интерес со стороны индивидов, следовательно, гарантирует определенный эффект в процессе их рассмотрения:

— стремление к власти и управлению,

— собственное удовольствие,

— безопасность,

— жизнь,

— здоровье,

— семья (личная жизнь),

— личная самооценка (гордость, самоуважение),

— социальный престиж,

финансовая обеспеченность и др..

Выступление должно иметь четкую структуру, содержать следующие компоненты:

— вступительную часть. В ней определяется тема, обозначается круг проблем, интересных для аудитории;

— основную часть. Выступающий излагает основные факты, доказательства;

— заключительную часть. Основная задача ведущего (журналиста) сделать в заключение своего выступления краткие и точные выводы.

Речь должна быть построена таким образом, чтобы она привлекала и удерживала внимание зрителя на протяжении программы. Привлечь, заинтересовать аудиторию необходимо в начале выступления. Возможны следующие варианты эффективного вступления:

— включение сенсационного факта,

— использование яркого примера,

— сообщение позитивной либо негативной новости,

— обращение к фактору юмора (использование шутки),

— акцентирование внимания на значимости описываемых событий для аудитории.

Завершение выступления также должно быть ярким и запоминающимся, что можно сделать за счет использования одного из следующих вариантов:

— неожиданный вывод,

— резюмирующие заключение,

— остроумная или шутливая фраза,

— афористичная фраза,

— оптимистичный или воодушевляющий призыв,

— призыв к действию,

— комплимент или пожелание.

В выступлении должны использоваться точные проверенные данные, сопровождающиеся научной оценкой, трактовкой. Фактическая ошибка, допущенная выступающим и замеченная аудиторией, может привести к снижению значимости не только всего выступления, но и изменению имиджа ведущего (журналиста) в сознании аудитории, за ним может закрепиться образ некомпетентного, непрофессионального человека.

Использование эмоционально-логических средств также помогает привлекать внимание аудитории, делают выступление более образным, а излагаемую информацию более понятной и простой для восприятия.

Существуют следующие приемы подачи эффективной информации:

— упрощение проблемы,

— утверждение,

— апелляция к конкретным фактам и документации,

— цитирование,

— контраассоциации,

— привлечение «лидеров мнений» и др..

Исследователи телевизионных выступлений советуют не допускать в процессе построения и изложения материала следующих ошибок:

— неясного, нечеткого изложения мыслей, многословия,

— отклонения от темы,

— недостаточного использования фактического материала,

— злоупотребления цитатами,

— искажения смысла фраз при цитировании,

— перегруженности текста цифрами,

— непоследовательности, нелогичности изложения материала.

Кроме того, при составлении текста необходимо помнить, что данное выступление зрители будут воспринимать на слух, поэтому лучше использовать простые предложения, исключать слова незнакомые и непонятные аудитории. У зрителей должно сложится впечатление, что с ней разговаривают, а не читают сложный научно-публицистический текст.

Появление в кадре

Появление журналиста в кадре несет определенную визуальную информацию, которая передается посредством восприятия его внешнего вида, мимики, жестов, обстановки, фона, интерьера, пейзажа. Визуальная коммуникация может иметь превалирующее значение в процессе восприятия телевизионного сообщения. Исходя из чего, журналисту необходимо обращать внимание на «картинку», на фоне которой будут происходить съемки стендапа, интервью, телевыступления.

Фон несет значительную смысловую нагрузку, он может

— привлекать внимание зрителя к вербальному выступлению журналиста. Ннапример, репортер говорит: «А сейчас вы видите, что осталось на месте трагедии после пожара»,

— препятствовать восприятию вербальной информации. Например, за спиной журналиста происходит активно развивающееся действие, на котором сосредотачивается внимание аудитории, при этом смыл речи журналиста не будет воспринят должным образом,

— дополнять объем предоставляемой информации. Прежде, чем приступить к съемкам выступления, интервтю, необходимо определить какой фон будет более выигрышным, будет наиболее точно соответствовать тематике выступления. Например, журналист может сообщить информацию о результатах спортивного состязания, находясь на стадионе либо в спортивном зале, либо на фоне парка культуры, который не имеет отношения к описываемому событию. Интервью с государственным чиновником можно провести в его рабочем кабинете, обстановка которого будет дополнять официальный тон беседы, а можно – в домашней остановке, что будет подчеркивать неформальный тон интервью.

Мимика, жесты журналиста вызывают определенную реакцию аудитории. С их помощью можно произвести позитивное и негативное впечатление. Журналист своим поведение передает «позитивные сигналы» следующим образом:

— стоит прямо,

— сидит ассиметрично,

— смотрит в камеру,

— смотрит на говорящего,

— улыбается либо шутит, когда того требует обстановка и др..

«Негативные сигналы» журналист подает зрителям, когда он

— нервничает,

— дотрагивается до лица,

— сжимает кулаки,

— отворачивается,

— скрещивает руки и др.15.

Исследователи вербальной коммуникации в качестве фактора, имеющего определенное значение в процессе общения, выделяют пространство. Расстояние между героем, аудиторией, присутствующей в студии, журналистом проецирует психологические уровни общения:

— зона личного общения (от 45 до 120 см.) предполагает проведение интервью с одним человеком, журналист сидит напротив героя, либо стоит рядом с ним. Сокращение расстояния может вызвать ощущение дискомфорта у героя,

— зона социального общения (от 120 до 360 см.) выбирается для проведения телевизионных круглых столов, дебатов, дискуссий,

— зона публичного общения (от 360 см. и далее) предполагает участие в программе аудитории, например, в ток-шоу, когда ведущий может общаться, задавать вопросы всем присутствующим в студии.

Контрольные вопросы:

  1. 1. Что такое телевизионный имидж?
  2. Каковы характеристики имиджа телевизионного ведущего?
  3. Чем образ диктора советского телевидения отличается от образа современного телеведущего?
  4. Какие факторы влияют на формирование имиджа телеведущего?
  5. Какие типы телевизионных ведущих вам известны?
  6. Какие недостатки присущи современным телеведущим?

7. В чем заключаются трудности выбора героев для телевизионной программы?

8. В каких случаях журналист не готовит заранее вопросы для телевизионного интервью?

9. Какие задачи должен выполнить журналист во время предварительного интервью?

10. Может ли журналист помочь герою подготовиться к выступлению в программе?

11. В чем заключается сущность вопросов, адресованных герою до начала съемок?

12. Какие психологические типы собеседников вам известны?

13. Может ли журналист регулировать направление беседы? Каким образом?

14. Какие типы вопросов вам известны?

15. Каких вопросов лучше избегать во время телевизионного интервью?

16. С какими проблемами может столкнуться журналист во время прямого эфира?

  1. Что такое телевизионное выступление? В каких телевизионных программах оно может использоваться?
  2. Какими качествами должен обладать телевизионный публицист?
  3. Каким требованиям должно соответствовать эффективное телевизионное выступление?
  4. Каких ошибок следует избегать во время телевизионного выступления?
  5. От каких факторов зависит атмосфера интервью?
  6. Каким образом фон, интерьер могут передавать дополнительную информацию о герое, журналисте?
  7. Каким образом журналист может влиять на настроение аудитории, используя визуальную коммуникацию?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать имидж ведущего информационной программы (на конкретном примере).
  2. Проанализировать имидж ведущего информационно-аналитической программы (на конкретном примере).
  3. Проанализировать имидж ведущего развлекательной программы (на конкретном примере).
  4. Проанализировать телевизионное интервью (на конкретном примере): определить психологический тип собеседника, выделить типы вопросов, охарактеризовать структуру интервью.
  5. Подготовить вопросы для телевизионного интервью (тему, героев учащийся выбирает самостоятельно).
  6. Проанализировать телевизионное выступление (на конкретном примере): определить жанр, тему, цели и задачи, структуру, охарактеризовать эмоционально-логические приемы.
  7. Подготовить текст телевизионного выступления (тему, жанр, хронометраж определяет учащийся).

Рекомендуемая литература

1. Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидения и радиовещания. М.. 1996.

2. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П.. Мастерство эфирного выступления. М.. 2004.

3. Гуревич П.С. Приключения «имиджа»: типология телевизионного образа. М.. 1995.

4. Доценко е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 2000

5. Зверева Н.В. Школа Регионального журналиста. М., 2004.

6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

7. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М.. 2004.

8. Корнилова Е.Е. Искусство публичных выступлений. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 2001.

10. Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

11. Льюис Д. Язык эффективного общения. М., 2007.

12. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С.-П., 1996.

13. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. М., 2006.

14. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.. 2003.

15. Нуждина О.А. Имидж телеведущего // http: // www.tvartist.narod.ru

16. Пиз А. Язык телодвижений. М.. 2006.

17. Почепцов Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

18. Почепцов Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995.

19. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

20. Федосеев Д. Основы психологии общения. М., 2000.

21. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Швеция, 2003.

22. Цвик в.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М., 2004.

23. Чалдини р. Психология влияния. С.-п., 2002.

1См.: Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

2 Гуревич П.С. Приключения «имиджа»: типология телевизионного образа. М.. 1995, Нуждина О.А. Имидж телеведущего // http: // www.tvartist.narod.ru, Почепцов Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

3Вакурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров телевидения и радиовещания. М.. 1996, Лукина М. Технология интервью. М., 2003, Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Швеция, 2003.

4Корнилова Е.Е. Искусство публичных выступлений. Ростов-на-Дону, 2007, Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С.-П., 1996, Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

5Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 2001. С. 79.

6См.: Нуждина О.А. Имидж телеведущего //http: //www.tvartist.narod.ru

7БЭС. С.-П., 2002.

8Мельник Г.С.Mass-media: психологические процессы и эффекты. С.-П., 1996. С.104.

9Нуждина О.А. Имидж телеведущего //http: //www.tvartist.narod.ru

10Кузнецов Г.В. Специфика, принципы и методы работы телевизионного журналиста в кадре. М.,1971

11Там же.

12См.: Зверева Н.В. Школа Регионального журналиста. М., 2004; Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М.. 2004; Лукина М. Технология интервью. М., 2003; Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.. 2003.

13 Цвик в.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М., 2004.

14Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П.. Мастерство эфирного выступления. М.. 2004.

15См.: Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

31