Модуль 2. Классификация и типология публичных выступлений

Модуль 2. Классификация и типология публичных выступлений.

Публичная речь — одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: «Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать» (Ж. Лабрюйер); «В речи слово — выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает» (Л. Н. Толстой).

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Жанры публичных выстцплений

Информационное выступление: виды и общие правила подготовки информационных выступлений. Рекламное выступление: правила подготовки устного рекламного выступления. Рассказ о себе: автобиография, свободный рассказ о себе (самопрезентация).

Рассказ о событии: правила рассказывания о событии. Протокольно-этикетное выступление: виды и основные требования к протокольно-этикетным выступлениям. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей. Похвальное слово: правила подготовки похвального слова. Развлекательное выступление: его основные особенности: случай из жизни, анекдот, тост. Убеждающее выступление и его основные особенности: воодушевляющее выступление, агитационное выступление, собственно убеждающее выступление. Судебная речь как разновидность убеждающего выступления. Психологическая сторона убеждающей речи. Аргументация: тезис и аргументы, убедительность аргументов, правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргументации, правила эффективной аргументации. Аргументация в судебных речах. Демонстрация. Ошибки и уловки в демонстрации.   виды публичных выступлений по форме

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 —15 мин до 2 — 3 ч

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее.

7 стр., 3229 слов

Правила подготовки и проведения деловой беседы, совещаний, собеседований

... основных формах: деловая беседа, совещание, собеседование. Главная цель реферата: изучить основные правила подготовки и проведения деловой беседы, совещаний, собеседований. Для этого следует решить следующие ... На основании предыдущих задач определить для деловой беседы, совещания, собеседования основные правила их подготовки и проведения. II.Основная часть 1. Деловая беседа является основной и ...

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

Вопрос 2. Виды ораторской речи по сфере применения

-Академическое красноречие:(научеая речь,педагогическая,научно-просветительская)

-Судебное красноречие:(прокурорская,адвокатская,общественно-обвинительная,общественно-защитительная,самозащитительная речь обвиняемого)

-социально-политическое красноречие:(социально-политическая,парламентская,дипломатическая)

-церковно-богословное красноречие:(речь для прихожан,речь для слушателей)

-социально-бытовое красноречие:(застольная,приветственная,надгробная речь)

Вопрос 3 Особенности письменной речи и устной публичной речи

Между формами устной и письменной речи существуют принципиальные различия, которые связаны с условиями производства речи и ее восприятием. Они находятся один к другому в известных отношениях, но не тождественны – элементы одного не совпадают с элементами другого.Озвученная письменная речь не является речью устной. Письменная речь обладает особенными средствами выражения, которые не применяются в устной речи: буквы алфавита, пунктуационные знаки, шрифты, знаки, пробел, курсив и т. п. Слуховое восприятие речи совершенно иное, чем зрительное восприятие. Написанную речь можно перечитывать по несколько раз. Озвученная письменная речь воспринимается слушающими не более чем на 50 %.

Основным орудием устной речи является звук. В звучащей речи важны интонация, изменение высоты тона,усиление и ослаблениезвука, логические ударения, темп и т. д.Своеобразие устной речи заключается в том, что в связи с расширением своей сферы действия, проникновением в публицистику, науку в устной речи стали сочетаться средства книжного и разговорного стилей. В устной речи стили колеблются, в такой речи оказывается возможным совмещение языковых средств, которые считаются несовместимыми по признанным стилистическим нормам.

Вопрос 4 Использование языковых средств в деловой переписке и электронных коммуникациях.

Написание текста письма является трудоемким процессом. Важная задача при составлении письма — его информационное насыщение, т. е. включение в него необходимого количества информации. Письмо бывает одноаспектным и многоаспектным.Один аспект письма обычно составляет содержание всего письма, и чаще всего это письма, не требующие ответа. Текст многоаспектных писем может состоять из следующих аспектов: разделов, пунктов, подпунктов, абзацев. Изложение каждого аспекта необходимо начинать с абзаца. Для деловой переписки характерна тенденция составления преимущественно многоаспектных писем.Письмо составляется обычно по схеме: вступление, основная часть, заключение. Вступительная часть содержит: ссылку на документ, его отдельные пункты, послужившие основанием составления письма; констатацию факта, в ней указываются цель (причина) составления письма. При ссылке на документ указываются его данные в следующей последовательности: наименование вида документа, автор, дата, регистрационный номер документа, заголовок, например.В основной части излагается описание события, сложившейся ситуации, их анализ и приводимые доказательства. Именно в этой части необходимо убедить, доказать, что в проводимом совещании (конференции, круглом столе) необходимо участвовать, что производимая продукция или выполняемые услуги лучшие, что просьбу необходимо выполнить и т. д. Заключение письма представляет собой выводы в виде просьб, предложений, мнений, отказов, напоминаний и т. д. Письмо может содержать только одну заключительную часть. Основные вопросы письма надо четко сформулировать и расположить в последовательности, наиболее оптимальной для восприятия. После составления и написания служебное письмо необходимо отредактировать.

12 стр., 5587 слов

Деловые письма (памятка)

... ситуаций однотипные, повторяющиеся. Особый язык делового письма, сложившийся за последние 100-150 лет, определяют как официально-деловой. В этом стиле выработались особые языковые средства и ... целесообразно подготовить шаблоны основных разновидностей деловых писем и в дальнейшем их использовать при написании конкретных писем. Умение менять характер речи в зависимости от изменения содержания ...

 Деловое письмо практически всегда начинается с обращения. Эта небольшая по объему часть текста исключительно значима для целей общения. Правильно выбранное обращение не только привлекает внимание адресата, но и задает переписке нужную тональность, способствует налаживанию и поддержанию деловых отношений. Важность обращения определяется автором письма, обращение позволяет обеспечить себе слушателя. Особого внимания заслуживает знак препинания, следующий за обращением. Запятая после обращения придает письму будничный характер, знак восклицания подчеркивает значимость и официальный стиль.

Составитель текста должен принять во внимание следующие факторы:

  • Общественную позицию адресата в соотношении с собственной;
  • Степень знакомства, характер отношений;
  • Официальность/неофициальность ситуации общения;
  • Этикетные разрешения, действующие в данном речевом коллективе.

 

Вопрос 5 Разновидности и функциональные стили русского языка

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловое отношение; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами),в которых он существует.Функциональный стиль речи – это определенный характер речи той или иной ее социальной разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Например, стиль литературного языка называется функциональным, так как выполняет определенную функцию в речи. В современных представлениях о функционально-стилевой дифференциации литературного языка выделяется по крайней мере пять функциональных стилей: официально-деловой, научный стиль, публицистический, художественный и разговорный.Официально-деловой стиль употребляется в деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом.Задача стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации. Жанры этого стиля: указ, доверенность, расписка, заявление, отчет.

Обычная форма реализации – диалог.Научный стиль – разновидность литературного языка. Употребляется, например, в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель этого стиля – сообщение, объяснение научных результатов. В научном стиле используются такие языковые средства, как: термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. Научный стиль реализуется в жанрах: статьи, диссертации, доклада, реферата и др.Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях. Цель стиля – сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей. Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах с друзьями в непринужденной обстановке. Цель стиля – общение, обмен мыслями. В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты. 

12 стр., 5752 слов

Деловой стиль общения

... из-за потенциальной возможности интимного контакта. История появления делового стиля общения Официально-деловой стиль речи представляет деловая письменная речь, и поэтому, я считаю, что необходимо узнать его ... наследства, письменно закреплять договора и законы, это послужило началу формирования особого "языка", который по сей день сохраняет свои отличительные особоенности. На Руси первые ...

Вопрос 6 Основные правила орфоэпии, орфографии, синтаксиса и пунктуации современного литературного русского языка.

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) — совокупность правил, которые в отличие от орфографии определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка. Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка для удобства пользователя можно разделить на те, которые определяют произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения) и произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных граматических формах.

Правила орфографии и пунктуации тесно связаны с состоянием и законами развития грамматического строя языка и его словарного состава. Орфографические и пунктуационные изменения в известной мере отражают развитие структуры языка.

Современное русское правописание, подвергшееся упрощению в 1918 году (когда были устранены в нем архаические пережитки, например: написание -аго в форме род. пад. прилагательных, -ыя в формах женского и среднего рода множественного числа прилагательных, буквы n, , i и др.Поэтому нет необходимости ни отменять его, ни реформировать. Современная русская орфография нуждается лишь в упорядочении, в улучшении. Этот вывод был признан исторически обоснованным и правильным почти всеми участниками дискуссии по вопросам русской орфографии и пунктуации – дискуссии.В русском правописании XIX и начала XX века накопилось некоторое количество колебаний и противоречий.Орфографический разнобой расшатывает общую систему правописания и вызывает множество затруднений в работе издательств, а также в школьном преподавании.Издание полного свода правил русской орфографии и пунктуации и должно содействовать устранению разнобоя и упорядочению русского письма.

6 стр., 2914 слов

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ

... началом, ко­торые формируют у ребенка активное стремление овладеть речью. Потребность сообщить что-то дру­гим людям и ... и усовершенствовать свои язы­ковые средства. Поэтому гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности ... связной речи в первые годы жизни ребен­ка происходит в двух основных аспектах: совершен­ствуется способность к пониманию устных ...

Синтаксис

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис»?

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, то есть: » словосочетания, предложения, текст; » способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения; » способы соединения простых предложений в сложные; » способы соединения предложений в текст.

Вопрос 7 Принципы составления текста для устного или письменного изложения в зависимости от стиля речи.

Принцип коммуникативной целесообразности выдвинут и обоснован в ряде работ А.А. Леонтьевым, В.Г. Костомаровым, Б.Н. Головиным. Суть его заключается в том, что нормативной, правильной признается единица, в наиболее полной степени удовлетворяющая требованиям общения. И более широко – хорошая речь также определяется принципом коммуникативной целесообразности. Такие качества, формирующие правильную, хорошую речь, получили в научной литературе название коммуникативных качеств речи. Выделяются следующие языковые особенности устной публичной речи:

– наличие звукового канала связи, а в соответствии с этим – большая роль интонации, произносительной стороны речи;

– базирование на нормах кодифицированного литературного языка (полный стиль произношения, нейтральная и книжная лексика, не разговорный характер синтаксиса);

– рассчитанность устной речи на контакт со слушателями, а значит, известная ее ситуативность, значительная роль внеязыковых средств общения: жестов, мимики.

Отбор языковых средств, как и в письменной форме, в устной речи является не результатом «устност».Специфика устной речи связана с ее звуковым оформлением, поэтому существенным элементом в культуре устной речи выступает техническая сторона (дыхание, голос, дикция) так же как для письменной речи весьма важно графическое и орфографическое оформление. В устной речи наряду с языковыми используются невербальные средства общения (жесты, мимика, интонация, взгляд и др.).

Результативность публичной речи. Обеспечивается целым рядом факторов разного плана.

Поскольку публичная речь, как и всякая другая, реализуется в процессе общения, то ее составляющим элементом назовем психологические факторы, а именно: настроенность говорящего на речь, на общение со слушателями, умение установить контакт с аудиторией, готовность слушателей воспринимать речь.

5 стр., 2426 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...

... тему выпускной квалификационной работы «Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок» следует считать актуальной. Проблема исследования: ... и высоту голоса, тембр – то есть просодические компоненты речи. Необходимо также отметить, что вопрос использования логопедических сказок при обучении дошкольников с общим ...

Следующая группа факторов, характеризующих качество публичной речи, может быть определена как информационная: умение находить источники информации, получать и отбирать ее в соответствии с целями речи.

Третья группа факторов – речевая культура, которая подразумевает знание норм литературного языка, закономерностей функциональных стилей, соблюдение основных коммуникативных качеств речи; владение речевым аппаратом и выразительностью устной речи; умение построить высказывание на основе собранной информации в соответствии с целями и условиями общения.

Вопрос 8 Специальные языковые, композиционные приемы составления текстов различных жанров

Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы. Слову «композиция» в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как «конструкция», «компоновка», «организация», «план», «структура». Композиция — соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне (слое) художественной формы идёт речь, различают аспекты композиции. Это и расстановка персонажей, и событийные (сюжетные) связи произведения, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и т.д.), и повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы), и смена в потоке речи таких её форм, как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части (в том числе на рамочный и основной текст), и несовпадение стихо­творного ритма и метра, и динамика речевого стиля, и многое др. Композиционные приёмы служат расстановке нужных автору акцентов и определённым образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия.

Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений, она — дисциплинирующая сила и организатор произведения. Композиции поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое. Её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение авторской идеи. Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения — это способы «подачи» изображённого, а также речевых единиц.

Совокупность композиционных приёмов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произве­дению как эстетическому объекту выявляет в составе его художествен­ной формы по меньшей мере два слоя и, соответственно, две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты.

Литературное произведение предстаёт перед читателем как словес­ный текст,воспринимаемый во времени, имеющий линейную протя­жённость. Однако за словесной тканью встаёт соотнесённость образов. Слова суть знаки предметов (в широком значении), которые в сово­купности структурируются в мир (предметный мир) произведения. Вычленение предметного слоя в составе формы произведения традиционно для эстетики, где неизменно подчёркивается целостность восприятия искусства, где художественный образ уподобляется карти­не. Как пишет Р. Ингарден о литературном произведении: «…следует учитывать, что слово «картина» можно понимать по-разному. Приме­нительно к совокупности представленных в произведении предметов оно означает, что предметы эти так между собой связаны, так распо­ложены один около другого, что их можно, так сказать, охватить одним взглядом». При этом мир произведения не ограничивается образом говорящего человека, он включает в себя и внесловесную  действитель­ность (например, пейзаж, интерьер).

14 стр., 6741 слов

Развитие связной речи младшего школьника по средствам воздействия ...

... структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка. Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться ... обучения в школе Обращение учителя к классу, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - всё это выражено в речи. Самым существенным изменением в речевом развитии ребёнка - ...

Вопрос 9 Формы аналитической и исследовательской работы (выступление, доклад, информационный обзор) в процессе обучения в вузе

Формы аналитической работы – организационные особенности осуществления аналитической работы, обусловленные целями, средствами и результатами ее проведения, образующие систему аналитического слежения за состоянием и развитием обстановки. Процесс аналитической работы – совокупность мыслительных операций, осуществляемых в определенной последовательности с использованием аналитических средств, приводящих к достижению целей и задач исследования. Технология аналитической работы – получение нового знания (выводной информации), обеспечивающего сложный процесс исследования, имеющий определенную логическую последовательность. Под проведением исследования понимается система взаимосвязанных рабочих операций, которые образуют технологический цикл отбора, группировки фактов о событиях, явлениях, процессах, где каждый факт обретает свое место и связан с предшествующими и последующими обстоятельствами в пространственно временной и причинно следственной зависимости. В более узком смысле социальное исследование — это система последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемом объекте, социальных явлениях и процессах с целью приращения научного знания (фундаментальное социальное исследование) или решения конкретных социальных задач (прикладное социальное исследование).

Основой социальных (обществоведческих) исследований (их «ядром»), является социологическое исследование, которое рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации. При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.  В зависимости от конкретных задач прикладные социологические исследования могут быть разведывательными (пилотажными), описательными или аналитическими. Всякое социологическое исследование предусматривает наличие методологии, методики, техники и процедуры его проведения. Залогом успешного проведения прикладного социологического исследования является грамотное составление его программы, которая представляет собой документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы и средства изучения конкретного социального объекта.

22 стр., 10854 слов

Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ...

... языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления (с нормальным развитием речи). Ф.А. Сохин считает, что развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков ... родного языка, поэтому в понятие звуковой культуры речи включается не только владение нормами звукопроизношения [22]. Говоря о звуковой стороне речи, можно выделить два аспекта – активный и ...

Вопрос 10 Типы и виды красноречия.

Виды красноречия:

 Социально-политический. Сюда относятся доклады на политические и экономические темы, митинговые речи, политические обзоры. При составлении такого рода речи нужно делать ставку на факты, точные показатели и данные, актуальные социальные проблемы.

 Академический или научный. Включает в себя различные научные доклады, обзоры, лекции и обзоры. Характерной чертой этого вида является высокий уровень научности выступления, эмоциональность, яркость, наглядность и доступность изложения.

 Судебный. Это речи адвокатов и обвинителей в суде, а также защитные речи обвиняемых. Главной целью таких выступлений служит формирование у суда определенных нравственных позиций у суда, на основании которых и будет выноситься приговор.

 Социально-бытовой. К этому виду относят поздравления, соболезнования, «светское щебетание». Здесь стиль речи легкий доступный, нередко использование различных речевых клише.

 Богословско-духовный (церковный). В этот раздел входят проповеди и речи на соборах. Особенностью является наличие воспитательного элемента и обращения к внутреннему миру человека.

 Дипломатический. Здесь подразумевается строгое соблюдение дипломатического этикета, выполнение строгих норм при личном общении и переписке.

 Военный. Сюда включают боевые призывы, приказы, а также устав, радиосвязь и военные мемуары.

 Педагогический. Этот вид красноречия состоит из объяснений учителя, речей учеников и их письменных сочинений.

 Диалоги с самим собой. Здесь подразумевается внутренняя речь, подготовка к выступлению, размышления, воспоминания и репетиции. типы красноречия:

академическое, связанное с наукой и университетским обучением;

судебное, обслуживающее процесс судопроизводства;

духовное, или церковно-богословское, церковное, имеющее целью нравственное наставление людей на основе религиозного учения;политическое, без которого немыслима политика как вид деятельности;социально-бытовое, или красноречие в повседневной сфере общения.

Вопрос 12 . Фигуры речи и тропы речи

Вопрос о соотношении понятий «троп» и «фигура» представляется дискуссионным. В одном из возможных пониманий тропы ‘ (от греч. tropos ‘поворот’, перен. ‘образ’) могут быть определены как употребление слов в переносном значении, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка3. В.П. Москвин дает следующее определение: тропы – это семантически двуплановые наименования, используемые в качестве декоративных средств в художественной речи4. Принадлежность к разряду тропов должна определяться по трем критериям:1) знаковость (троп — это номинативная единица); 2) двуплановость (семантический критерий); 3) декоративность (функциональный критерий, предполагающий ограничение сферы использования тропов художественной речью; отсюда — выражения типа «художественные тропы», «поэтические тропы», а также определение тропа «как слова-образа под конститутивным руководством внутренней художественной, поэтической формы»5Фигуре (прием выразительной речи) дается следующее определение: фигуры стилистические – это любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной естественности. Тропы – это фигуры переосмысления и к этой группе относится следующее: фигуры с переносом значения (метафора: золотые колосья, шепчутся листья; метонимия: выпить стакан чая, читать Пушкина;  Это общая классификация тропов и фигур. Автор уже вышеназванной статьи В.П.Москвин пишет, что существует три варианта широкого понимания тропов.Такие фигуры речи как антифразис, мейозис, гипербола, литота, перифраз, метафора и др. относят к тропам, не учитывая того, что троп – это номинативная единица, а прием – это процедура. Но указанные фигуры не используются в декоративной функции, поэтому по функциональному критерию не могут быть отнесены к тропам.

7 стр., 3286 слов

16.2 Характеристика этапов публичного выступления

... Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного ... считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните ... в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности ж

Модуль 3. Методика и этапы подготовки публичного выступления.

Вопрос 1 Публичная речь: основные требования к публичному выступлению.

Разные жанры выступлений и ораторского искусства(лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

-Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. -Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

-Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент.Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

-Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию

-Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение.

-Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

-Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

-Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Вопрос 2 Содержание публичной речи. Средства публичной речи

Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является

соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно

соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения

науки и практики (научность).

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и

познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду

новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации,

трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого

предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в

обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо5

чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах,

над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь

на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично

далек от предмета обсуждения.

 Средства публичной речи. В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические средства, мето­ды доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.  Логические средства публичной речи. Представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положе­ния или предмет речи. Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете. Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения. Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, под­ходящие для данного конкретного случая.Различают вспомогательную и естественную классифи­кации. Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих. Вторая — с целью распределения предметов по классам на осно­вании их наиболее существенных признаков. К фактическим средствам можно отнести статисти­ку, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают «короля доказательств» — факт. ^ Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждениеПример-факт в отличие от экземплярного суждения от­сылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкрет­ному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства. Пример-предложение — вывод из примера-факта.В приме­рах этого рода классифицируются типичные случаи, подме­чаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения. Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

Вопрос 3 Использование вербальных и невербальных средств общения

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий. Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Невербальная коммуникация включает: » Визуальные виды общения — это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Вопрос 4 Методика подготовки речи.

Работу по подготовке публичного выступления можно

подразделить на две основные фазы:

докоммуникативную — планирование и подготовку доклада;

коммуникативную — практическая реализация доклада.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Во-первых, тему и цель выступления, которые обычно

задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее

конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла

интерес для выступающего и его слушателей;

Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию, которые

также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа

и учебная аудитория, в которой проводится семинар.

В-третьих, условия: место и время.Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:

1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.

2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.

3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на

чувства слушателей.

Вопрос 5 Структура речи. Инвенция. Диспозиция. Элокуция.

Инве́нция (Происходит от лат. inventio «находка; изобретение», от invenire «находить; придумывать», далее из in- «в» + восходит к праиндоевр. *gʷem- «идти, приходить».) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифоническогосклада, написанные в различных видах полифонической техники: в виде имитации, канона, простого и сложного контрапункта. В инвенции обычно присутствует некая особая композиционно-техническая идея.

Диспози́ция (лат. dispositio «расположение») — термин, применявшийся в средневековых поэтиках в значении «традиционной композиции» (ср. Faral, Les arts poétiques des XII et XIII siècles, 1923), введённый в новейшее литературоведение немецкой «риторической» школой (О. Шиссель фон Флешенберг) .По определению Флешенберга, «диспозиция как логическое развитие и разделение темы противостоит ее композиции как группировке содержания согласно эстетическим нормам поэтического жанра. М. Петровский определяет диспозицию как «расположение моментов действия в хронологической и логической их последовательности; композиция же состоит в группировке моментов действия сообразно тем или иным поэтическим заданиям».

Элокуция — (лат. elocution выражение) В риторике: 1) завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания; понятие Э. тесно связано с понятием стиля; 2) создание высказывания на уровне текста; автор находит наилучшие языковые средства… …

Вопрос 6 Нормы современного русского литературного языка

Различают нормы письменные и устные.

Письменные языковые нормы – это, прежде всего, орфографические и пунктуационные нормы. Устные нормы делятся на грамматические, лексические и орфоэпические.Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола ложить вместо класть. Несмотря на то, что глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: Я ложу книгу на место и т.д. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. (Орфоэпия от греч. orthos – правильный и epos – речь).

Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Норма консервативна и направлена на сохранение языковых средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями.Отклонение от языковой традиции, от словарных и грамматических правил и рекомендаций считается нарушением нормы.Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. При неоднократном повторении многими людьми новшества могут проникать в литературный обиход и составлять конкуренцию фактам, освященным традицией.

Вопрос 7 Этапы подготовки публичного выступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:  1) нахождение, изобретение (инвенция) систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;  2) расположение (диспозиция) деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение;  3) словесное выражение (элокуция) отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;  4) запоминание; 5) произнесение. Публичной речью называется такой вид устного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации:  1) многочисленная аудитория;  2) официальная обстановка (спектакль, концерт, лекция, собрание, школьный урок, заседание суда и т.п.)

Вопрос 8 Алгоритм подготовки эффективного публичного выступления.

Алгоритм построения успешной публичной лекции:

  • подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;
  • структурирование будущего выступления по тематическим блокам;
  • осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;
  • представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;
  • включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);
  • обеспечение «резервных знаний»: знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;
  • прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;
  • разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;
  • не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;
  • продумывание приемов удержания внимания аудитории.

Вопрос 9 Логико-композиционный анализ текста

 Логико-композиционная стройность устной речи — это содержательная, смысловая и структурная ее целостность. Под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к единому целому. Композиция зависит от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от его индивидуальных особенностей и творческих возможностей, от состава аудитории, временных рамок выступления и т.д.Логико-композиционная структура устного выступления традиционно основывается на трехчастном членении (вступление, главная часть и заключение, которые взаимосвязаны и создают целостность, законченность построения, это как бы «упаковка» текста), на соблюдении основных законов логики, на доказательствах и опровержениях, использовании примеров и фактического материала.Первым этапом работы над композицией выступления является составление плана, где четко определяется порядок и взаиморасположение частей выступления.

Вопрос 10 Вступление как композиционная часть речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, зна­чение ее для данной аудитории, формулируется цель вы­ступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологи­ческая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уде­ляется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крыла­того выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, рассказ о каких-либо значительных со­бытиях, имеющих отношение к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушате­лей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудито­рию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее под­готовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.В главной части излагается основной материал, дока­зываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Вопрос 11 Заключение как композиционная часть речи.

Заключение. Не менее сложно удачно завершить свою речь. О том, каким должно быть заключение, писал А.Ф. Кони: «Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего.В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего.Именно для того, чтобы так и случилось — чтобы последние слова, а вместе с ними и главные идеи запоминались надолго, следует знать, что и как для этого сделать.

Вопрос 12 Работа над языком публичного выступления

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание.Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего.Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.