ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА-Я В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА-Я В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………..4

1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте………….4

1.2. «Образ –Я» — как составляющая Я-концепции. Понятие «Образ-Я»……10

1.3. Формирование «образа-Я» в младшем школьном возрасте……………..16

Выводы. ……………………………………………………………………….19

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА-Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………….20

2.1. Организация и методы исследования «образа –Я» у младших школьников. …………………………………………………………………….20

2.2. Анализ результатов исследования самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..23

2.3. Рекомендации педагогам по учету индивидуальных особенностей «образа-Я» у младших школьников……………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Введение.

Одна из первых задач, которая возникает перед ребенком — выделить себя из окружающего, отделить «Я» от «не Я». Переживание своего «Я» — результат длительного процесса формирования личности. Этот процесс начинается в младшем возрасте.

«Формирование индивидуальности в детском возрасте неразрывно связано с развитием самосознания, важнейшим компонентом которого, наряду с познанием Я, является социально-нравственная самооценка» [1].

Одним из наиболее важных инструментов для подобного саморазвития является зеркало.Через зеркало ребенок впервые познает свой образ в мире и через посредство себя познает функции отражения. Зеркало дает ему образное представление о собственном теле, о собственной реальности.

Личностная рефлексия, осознание собственного «Я» — является новообразованием младшего школьного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе Кадинской средней школы с младшими школьниками в возрасте 7-8 лет (2 класс).

Группа состояла из двадцати человек – 10 девочек и 10 мальчиков.

3 стр., 1352 слов

Психолого-педагогическая помощь детям младшего школьного возраста ...

... второй главам, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Преодоление школьной тревожности детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.1 Проблема тревожности, факторы возникновения, причины и ... следующий раз ты наверняка сделаешь еще лучше, чем сейчас».[4,c.99] Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок ...

Цель – изучение «образа-Я» у детей младшего школьного возраста.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностические методики

2. провести диагностику

3. обработать полученные результаты

4. сделать выводы

Для исследования «образа-Я» у младших школьников использовались методики:

— Методика изучения самооценки личности младшего школьника «Лесенка»

— Исследование самооценки (по Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Гипотеза: предположим, что для «образа Я» детей младшего школьного возраста характерен высокий уровень самооценки.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ОБРАЗА-Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

1.1. Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Как пишет В. В Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста. /1/………….

……Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома./15, с.118/

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.

2. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии, 1996, №1.

3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С. 99-100.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. – 99 с.

7. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии, 1980, №4, с. 90-99.

8. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.

5 стр., 2160 слов

Влияние речи на развитие познавательных процессов младшего и ...

... по проблеме развития учащихся младшего и среднего школьного возраста; ­ исследовать особенности развития речи и познавательных процессов в младшем и среднем школьном возрасте; ­ подобрать комплекс психодиагностических ... на развитие познавательных процессов 1.1.Проблема речи в современной отечественной психологии Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших ...

9. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Наука, 1978. 247 с.

10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М: Политиздат, 1984. – 335 с.

11. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. – Калуга, 1994. – c. 365.

12. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.

13. Липкина А.И. Самооценка Школьника. – М., «Знание», 1976. – 263 c.

14. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2008.

16. Психологический статус личности в различных социальных условиях. – М., 1992. – c. 105.

17. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии: Учебно-методическое пособие для практических психологов системы образования. — 2-е издание.? Минск, 2001. — 217 с.

18. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. – М., 1970. – c. 271.

19. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992. – c. 212.

20. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

21. Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.

22. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я».// Вестник МГУ, сер.14(психология), 1999, № 2, с. 34-45.

23. Цукерман Г.А., Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов, М., 1994.

24. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

25. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

26. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.