IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

Методы сбора социологической информации. Опрос.

1. Метод опроса: его классификации и разновидности.

2. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.

3. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.

4. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

I. Метод опроса: его классификации и разновидности.

Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.

Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.

Виды опроса:

По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.

По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы; выборочные опросы.

По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы.

По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).

По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).

12 стр., 5660 слов

Методы сбора социологической информации 3

... с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится ... «социологичности» описываемого метода. Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной ... содержания анкеты или устного опроса [4,с. 407]. Существует множество видов опросов, среди которых основными принято ...

Социологическое интервью — метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.

Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру — он ведет и направляет беседу, фиксирует полученный результат. Интервьюер может пояснять смысл терминов, уточнять точку зрения респондента, указывать на противоречия в ответах.

Специфика метода интервью состоит в:

а) непосредственном контакте интервьюера с опрашиваемым;

б) целенаправленность контакта, состоящего в том, что содержание этого общения определяется не личными интересами, а задается извне — программой СИ;

в) строгой дифференциации ролей между интервьюером и респондентом, характеризующейся определенного рода необратимостью;

г) получении информации от респондента в ее «чистом виде». Но, учитывая, что в рамках нормированного процесса общения в интервью происходит социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, эта «чистота» информации может быть нарушена либо ошибками интервьюера, либо неготовностью к беседе опрашиваемого;

д) сочетании функций получения информации непосредственно от респондента и наблюдения за его поведением.

Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает

• максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;

• снижение количества пропусков в ответах;

• лучшую реализацию функции контрольных вопросов;

• возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;

• непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;

• возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;

• возможность оценить ситуацию опроса;

• возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;

• возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.

Трудности при проведении интервью:

а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;

б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;

в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.

В зависимости от формы, техники опроса выделяют:

— стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.

4 стр., 1764 слов

Как вести себя на интервью

... могу полностью реализовать свой потенциал»; «Не вижу возможностей профессионального роста». Если интервьюер знает, что у Вас был конфликт на прежнем ... В то же время Вы можете дополнить свой ответ информацией, представляющей Вас в выгодном свете. Например, если Вас ... консервативно-деловую форму одежды. Если Вы собираетесь на интервью в строительную организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить ...

— полустандартизованное (полуформализованное) интервью.

— нестандартизованное (свободное).

Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.

Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на «некорректно поставленные», с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают «временные провалы» для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

По процедуре проведения выделяют:

— фокусированное интервью;

— ненаправленное;

— глубинное (клиническое).

Глубинное (клиническое) интервью основано на познании опыта, переживаний, чувств конкретного человека посредством изучения и интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью — один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной информации, которая ценна в силу своей уникальности, широты ассоциаций, позволяет также изучать новые явления и процессы, не имеющие массового распространения, особенно во времена резких социальных перемен.

Метод глубинного интервью применяется на небольших выборочных совокупностях, поскольку в фокусе анализа находится особенное, частное, субъективное, в центре внимания — человек. Величина выборки при проведении глубинных интервью может колебаться в диапазоне от 1 до (примерно) 100 человек. Если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, рекомендуется опрашивать около 20 человек, т. к. этого достаточно для формирования развитой типологической картины.

Методы отбора респондентов различаются в зависимости от степени структурированности исследуемого объекта. При обследовании однородной, не образующей социальной структуры, совокупности индивидов могут использоваться принципы отбора, аналогичные методам при проведении количественных опросов:

— простой случайный отбор (используется, когда необходимо зафиксировать естественный разброс мнений в данной группе);

— метод формирования равных по численности квот (используется, когда есть значимые характеристики объектов);

— метод «снежного кома»;

— метод фильтрующего опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден).

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории. 1.2 Опросные методы Методология и технология интервью. Интервью ... сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса. Обычную беседу считать «интервью» неверно -- она протекает стихийно. Разговор на ...

Преимущества метода глубинного интервью:

— возможность получить глубинную информацию об особенностях поведения, о причинах такого поведения и его глубинных мотивах, которую невозможно выявить другими методами;

возможность обсуждения сугубо личных тем;

— отсутствие влияния на респондента других участников исследования (как, это происходит при использовании метода фокус-групп);

— преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;

возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.

Недостатки метода глубинного интервью:

большие затраты времени и финансовых средств на проведение интервью и обработку данных; необходимость специальной подготовки интервьюеров и их отбора по степени контактности и умению входить в доверие;

— субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера, возможная потеря части информации в ходе ее фиксации;

— невозможность распространять полученные данные на всю генеральную совокупность;

сложность обработки и интерпретации полученных данных.

Фокусированное групповое интервью (фокус-группа) – качественный метод сбора социологической информации посредством фокусированной дискуссии со специально отобранной группой по конкретной проблеме. Сферы применения:

1) Маркетинговые исследования

2) Социально-экономические и политические исследования

3) Социальное прогнозирование

4) Методологическое обеспечение социологических исследований (генерация новых идей, проверка гипотез, совершенствование инструментария и т. п.).

Число членов одной фокус-группы — от 6 до 15 человек. Оптимальным считается 7-10 участников. Подбор участников происходит следующими методами: документальный, случайный, метод «снежного кома». В рамках одного исследовательского проекта может проводиться от 3 до 15 фокус-групп.

Преимущества метода: фокус-группа дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. Кроме того, возможность заказчика непосредственно видеть (слышать) ход фокус-группы значительно повышает его доверие к результатам исследования.

Недостатки метода: трудности с фиксацией и обработкой результатов, возможная нерепрезентативность данных, данный вид интервью требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью.

Наиболее эффективно использование фокус-группы в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом).

Экспертный опрос — метод получения социологической информации путем опроса экспертов. Используется при решении следующих задач: для прогноза развития того или иного явления, когда массовый опрос малоэффективен; для оценки степени достоверности массовых опросов; для аттестации коллектива по различным параметрам. Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... мудрости и схоластики. - тесная связь с естествознанием. - исследование проблем человека. - все перечисленное. Вопрос 23. Каковы основные черты взгляда на мир, которые сформировались ... позиции. - это практика. - адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения. - результативности наших знаний. Вопрос 35. Сознание – это: - общественный ...

ІI. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.

Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Преимущества метода анкетирования:

1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого «эффекта интервьюера»);

2) высокая степень анонимности;

3) конфиденциальность информации;

4) оперативность (возможность использования в ОСИ);

5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);

6) репрезентативность полученных данных;

4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.

Недостаток анкетного опроса: невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

Само название этого метода предполагает его струк­туру: два крайних полюса — исследователь (сложное по­нятие, включающее в себя как разработчиков основных документов опросного метода, так и тех, кто непосредст­венно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают — анкетируемый), а также звено, опо­средующее их отношения, — анкета (или инструмента­рий).

Анкета – это инструмент сбора первичной информации, совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с целями и задачами исследования.

Составление анкеты предполагает ее проверку, ап­робацию, уточнение. Для оценки качества анкеты про­водится пилотажное исследование. В ходе его осущест­вляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией от­ветов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фик­сацией времени, затраченного на опрос. Все это позволя­ет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе. Если в ходе пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще ос­тавляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опраши­ваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упу­щены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она ли­бо непонятна, либо поставлены слишком «лобовые» во­просы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... он сам действовал бы на вашем месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, предложений или ... вес, и уж конечно не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, яснее) осознаете ситуацию. Коуч построит разговор ...

Пилотажное исследование, таким образом, способ­ствует обеспечению валидности анкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повы­шению ее надежности в качестве инструментария иссле­дования.

ІІI. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют об­щую структуру. Любая анкета включает в себя три основ­ные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследова­ние, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, под­черкивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надеж­ности информации. Это вопросы, касающиеся пола, воз­раста, образования, места жительства, социального поло­жения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое внимание должно быть уделено оформлению анкеты.

  • Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между со­бой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости пе­ред каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при нали­чии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа.
  • Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеру­ются по порядку.
  • Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу.
  • Хо­рошо использовать разный шрифт при печатании вопро­сов и ответов, при возможности использовать цветную пе­чать.
  • Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые во­просы, что разнообразит технику заполнения анкеты, по­зволяет избежать монотонности восприятия текста.
  • Анкета должна быть исполнена четким шрифтом, преду­сматривать достаточное место для записи ответов на от­крытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопро­сов от наиболее простых к более сложным), либо опреде­лена методом постадийного развертывания вопросов (пя­тимерный план Гэллапа).

1 стр., 481 слов

Анкета для родителей и учащихся

... не знаю Окажете ли Вы ребенку помощь? 1.да 2.нет Анкета для учащихся Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (нужное подчеркнуть). 1) Насколько важна, на Ваш взгляд, проектная ... 6) Чем объясните свое неучастие в ПД нашей школы (возможно несколько вариантов ответов): 1. отсутствие помощи и поддержки ПД; 2. не знаю методику; 3. недостаток ...

Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:

  1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.
  2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).
  3. для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).
  4. помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.
  5. направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.

 

При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лими­тировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше слу­чайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента).

Поэтому оптимальным считается время заполнения анке­ты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопро­сов по теме исследования).

Использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и за­дачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмыслен­ным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и фор­мулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация пред­полагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объек­те. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержа­тельная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты, которому предшеству­ет процедура эмпирического определения основных поня­тий исследования и отбора соответствующих эмпириче­ских индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопро­сов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

3 стр., 1082 слов

Ответы по психологии девиантного поведения

В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к ...

1. По предметному содержанию вопросы можно под­разделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоя­нии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информа­цию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как прави­ло, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут со­держать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использова­ния определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фик­сацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого рес­пондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлени­ях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей дея­тельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлин­ную картину мотивации деятельности, для этого необхо­дим целый комплекс подобных вопросов.

2. По своей логической природе вопросы подразделя­ются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопро­сы строятся выводы об изучаемом явлении, они состав­ляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсе­ва некомпетентных лиц при опросе по изучаемой про­блеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы служат для проверки устой­чивости, правдивости и непротиворечивости ответов, оп­ределения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

3. По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, по­следние делятся на:

Контактные вопросы служат для установления кон­такта с респондентом. Их цель — создать интерес к иссле­дованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, кото­рый по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтере­сованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов — об­легчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему пред­ставлению своего мнения по существу исследуемой про­блемы.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов яв­ляется переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию обще­ния: респонденту корректно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: «Как вы ду­маете?» — и далее идет описание новой проблемы.

12 стр., 5627 слов

Ответы ТиМФКиС

... в)обьяснен-(последов, строгое логич изложен препод сложн вопр) г)беседа- вопрос ответ форма обмен информац. д) разбор- (это форма беседы ... все­стороннее и гармоническое развитие. Принцип всесторонности предполагает соблюдение следующих условий и требований при занятиях:1.Решая специф задачи ФВ ... достиж поставл цели. Для достиж цели ФВ примен следую гр средств: ФВ, физический труд при опред условиях, ...

Прямые вопросы направлены на выражение отноше­ния респондента — по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы рес­пондент отвечает от имени группы, коллектива, в безлич­ной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою соб­ственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.

4. По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный по­вествовательный ответ в виде слова, предложения или не­скольких предложений. Формально эти вопросы выделя­ются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с об­работкой полученных ответов, их кодировкой, что неиз­бежно приводит к существенному ограничению использо­вания ЭВМ.

Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают вы­бор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходи­мость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респон­денту в случае предоставления недостаточно полного рее­стра вариантов ответов.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором оп­ределенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается вы­брать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Дихотомические вопросы (или альтернативные) пред­полагают ответы по принципу «да-нет», носят взаимоис­ключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим.Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную. Необходимо уравнивать альтернативы по длине.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все коммен­тарии должны быть предельно ясны для респондента. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой по­строения анкеты. Опросный лист строится под утлом зрения психологии восприятия.

Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опраши­ваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа.

Тре­тий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последо­вательности, дадут разную информацию.

Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопро­сы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершаю­щая «паспортичка».

Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение.

Как избежать ошибок при формулировке вопроса?

Исследователь де Вос изложил все требования, предъявляемые обычно к вербаль­ной формулировке вопроса, в виде удобного списка, которым можно пользоваться в практической работе.

1. Избегать использования специальных терминов или сленга, прису­щего определенной субкультурной группе.

Специальными терминами злоупотребляют чаще всего начинаю­щие социологи, которые в стремлении к «научности» своего инстру­ментария включают в его текст академические понятия, заведомо не­понятные большинству участников опроса.

Пример 1. Можете ли вы назвать свою семью патриархальной или эгали­тарной?

Не менее часто встречаются огрехи, связанные с использованием слов и выражений, которые не входят в общеупотребительный лек­сический состав языка.

Пример 2. Следует ли в равной степени преследовать распространение и тяжелых, и легких наркотиков?

  1. Формулировки простых по смыслу вопросов должны быть корот­кими и четкими. То же требование относится и к формулировке ответов.

Это требование не носит столь универсального характера, как пре­дыдущее, — в некоторых случаях вопрос приходится разворачивать в несколько предложений, однако чаще всего краткая формулировка оптимальна.

Пример 1. Считаете ли вы необходимым ставить перед собой высокие це­ли, но достигать их по шагам, разбивая на более мелкие и доступные на данном этапе?

Пример 2. Следует ли поддерживать с другими людьми взаимовыгодное со­трудничество, при необходимости, если они об этом попросят, оказывая им посильную поддержку.

3. Вопросы не должны быть многозначными, т. Е. Не должны вклю­чать еще и отдельные «подвопросы».

Пример 1. Когда вы в последний раз смотрели телепередачу «Страна и мир»?

Пример 2. Как часто члены вашей семьи покупают жевательную резинку «Орбит»?

Первый вопрос включает в себя фактически четыре: смотрит ли респондент телевизор вообще, смотрит ли он передачи НТВ, смотрит ли информационные блоки и, наконец, как часто он смотрит именно эту передачу. Предположим, респондент ответил «вчера», но это во­обще ни о чем не говорит, так как этот просмотр мог быть случайным, единичным фактом жизни этого человека.

Такие же претензии и ко второму вопросу, в который также уда­лось «вместить» целых четыре: употребляют ли члены семьи респон­дента жевательную резинку вообще, кто именно из них, какой фир­мы, марки эта резинка, насколько часто это происходит.

  1. Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.

Пример 1. Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участво­вать в голосовании приведет к восстановлению советской власти?

Пример 2. Поддержите ли вы движение «зеленых» даже в том случае, ес­ли выполнение их требований приведет к остановке работы многих про­мышленных предприятий?

Схожим приемом пользуются иногда исследователи, задавая во­прос со ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением А.Г.Лукашенко в том, что…», то, учитывая высокий рейтинг президента, ответят на вопрос положительно явно большее число людей по сравнению с тем, если бы вопрос носил нейтральную формулировку.

5. Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание

Пример. Нельзя вводить новую систему приема в вуз на основании еди­ного стандарта без выяснения общественного мнения.

Вопрос предполагает утвердительный и отрицательный ответы. Однако при такой формулировке вопроса остается неясным то, что имеет в виду респондент, отвечая «да». Точно так же непонятен и выбор ответа «нет». То ли респон­дент не согласен с этой системой, то ли с принципами ее реализации.

6. Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.

Если есть основание предполагать, что это не так, вопрос такого рода должен предваряться «фильтром», позволяющим обнаружить информированного респондента. Предположим, что социологов интересует, постятся ли участни­ки опроса или нет. Однако задать этот вопрос без предварительного «фильтра» было бы неверно. Сначала надо узнать, является ли чело­век верующим, к какой церкви он себя относит, и лишь затем обра­тить интересующий нас вопрос к верующим православным людям.

7. Надо избегать слов или выражений, которые могут по-разному вос­приниматься представителями отдельных субкультурных групп.

Это требование предполагает поиск наиболее нейтральной фор­мулировки, которая вызывает одинаковую реакцию у любого участ­ника опроса.

Пример. Как вы считаете, в нашем городе в последние годы появилось больше лиц кавказской национальности, меньше или их число в целом не изменилось?

Если среди респон­дентов окажется представитель какого-либо из народов Кавказа, та­кое выражение может показаться ему неточным или даже обидным. Поэтому, если в задачи исследования не входит детализация пробле­мы в отношении различных народов этого региона, следует исполь­зовать более нейтральную и научную формулировку «пред­ставители народов Кавказа».

8. Следует конкретно определять пространственные и временные координаты.

Имеется в виду довольно распространенное использование наре­чий типа «часто», «редко», «далеко», «близко» и т. п.

Пример. Часто ли вы читаете детективы?

Варианты: Часто. Редко. Никогда.

При такой формулировке вопроса невозможно получить точный ответ. Для одного человека «часто» читать детекти­вы означает еженедельное обращение к этому жанру, для другого — несколько книжек в год. Поэтому следует прибегнуть к совершенно иным формулировкам, как вопросов, так и ответов.

Пример. Читаете ли вы детективы?

  1. Да. 2. Нет.

Если да, то насколько регулярно?

  1. В среднем по одной книге в неделю или чаше.
  2. В среднем по одной-две книги в месяи.
  3. В среднем по одной-две книги за полугодие.
  4. В среднем по одной-две книги в год.
  5. Реже чем один раз в год.

Можно также оставить вопрос о регулярности чтения детективов открытым и «закрыть» его уже на стадии обработки результатов.

9.Следует учитывать фактор социальной желательности, стрем­ление респондента «предугадать» нормативный, как ему кажет­ся, ответ и заслужить одобрение.

Выполнение этого требования, пожалуй, сложнее других, так как приходится учитывать много социальных и психологических факто­ров, которые могут повлиять на ответ респондента. Это стремление не только к социальному одобрению, но и к престижности, к само­презентации и т. п.

Пример: испытываете ли вы неприязнь к представителям других национальностей?

Если респондент отрицал этническую неприязнь к какому бы то ни было народу, а затем, к примеру, грузинам приписывал «ковар­ство», «наглость», «агрессивность» и т. п., становилось ясно, что при ответе на предыдущий вопрос он был неискрен.

10. При использовании вопросов деликатного характера надо избе­гать прямых формулировок

Предположим, прямой вопрос о том, приходилось ли человеку по­падать в вытрезвитель, вряд ли вызовет у всех респондентов, кто по­падал в такую ситуацию, желание искренне признаться в этом. Более вероятен откровенный ответ, если нестандартное поведение будет проецироваться на других людей, превращая его в нечто обыденное и привычное. При такой постановке вопроса формулировка будет вы­глядеть так:

Пример. Известно, что многие мужчины в нашей стране хоть раз в жизни попадали в вытрезвитель. Случалась ли такая беда и с вами?

Ясно, что при таком звучании вопроса значительно легче при­знаться в своей «беде».

Последовательность вопросов в анкете.

Порядок, в котором вопросы представлены респонденту, должен быть не случайным, а продуманным, максимально способствующим как повышению интереса информанта к исследованию, так и упрощению для него необходимой работы.

1. Простые вопросы, на которые респонденту не трудно ответить, следует располагать в самом начале опросного листа.

Вместе с тем эти вопросы должны быть предположительно инте­ресными для большинства участников, формирующими положитель­ную мотивацию к дальнейшей работе.

2. Нужно обеспечить смысловое соответствие между начальны­ми вопросами и заявленной во введении к анкете целью иссле­дования.

Дан­ное требование подразумевает, что несколько первых вопросов будут в точности соответствовать той проблеме, о которой осведомлен респондент. Это как будто не очень существенное положение в действи­тельности организует общение между информантом и социологом и поэтому заметно способствует успеху этой коммуникации.

3. В том случае, если анкета посвящена не одной, а нескольким проблемам, нужно группировать вопросы в отдельные озаглав­ленные смысловые блоки, которые настраивают респондента на переход от одной темы к другой.

4. При формулировке вопросов и вариантов ответов следует пере­ходить от простого к более сложному и от конкретного к более абстрактному.

Это требование исходит из законов логики и особенностей психо­логического восприятия любого вербального текста. Имеется в виду следующее. Предположим, что определенная переменная изучается социологом посредством трех вопросов: вопроса, оформленного в ви­де таблицы, вопроса-меню и вопроса с альтернативным выбором. Тогда независимо от их содержания, надо начать с простой альтер­нативы, оформленной в виде номинальной шкалы, затем перейти к многовариантному вопросу и в заключение предложить табличный вопрос как наиболее сложный для восприятия и утомительный для работы.

5. Надо избегать однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов.

Так, в частности, несколько табличных или даже более простых альтернативных вопросов, расположенных друг за другом, снижают уровень внимания респондента, приводят к потере интереса к рабо­те над анкетой. Это требование особенно важно в тех случаях, когда опросный лист большой по объему и включает множество вопросов, а для его заполнения требуется более получаса.

6. Учитывая склонность людей к «соглашательской» установке на ответ, следует менять направленность вопросов, измеряющих одну и ту же переменную

Любому человеку легче согласиться, чем возразить, — это закон психологии.

К респонденту это относится в первую очередь, так как, во-пер­вых, исследователь для большинства людей как представитель науки обладает высоким статусом, предопределяющим отношение не толь­ко к нему, но и к его анкете. Во-вторых, вопросы, включающие номинальные шкалы с ответа­ми «да», «согласен» и т. п., немалым числом людей именно эти отве­ты воспринимаются как нормативные и социально желательные. Эта особенность восприятия в Беларуси присуща, прежде всего, не­молодым людям со специфическим опытом советского человека, ко­торый до сих пор несогласие склонен трактовать как серьезное соци­альное отклонение, влекущее за собой негативные санкции.

Опыт показывает, что среди людей предпенсионной (старше 45 лет) и пенсионной возрастных групп «соглашательская» установ­ка проявляется сильнее, чем у представителей других поколений. Как можно преодолеть эту трудность?

Лучше всего, если это не противоречит исследовательскому за­мыслу, простые номинальные шкалы заменять количественными, где согласие или несогласие скрыто за баллами, что уже само по себе снижает вероятность поиска «нормативного» ответа.

Возможно, также при использовании номинальных шкал чередо­вать последовательность вариантов (в одном случае на первом месте вариант «да», в другом — вариант «нет»).

Еще в меньшей степени ориентация на согласие может себя реализовать при конструирова­нии вопроса в форме «меню» или проективной ситуации. И, наконец, для преодоления «соглашательской» установки лучше всего подхо­дят вопросы открытого типа, где уже никакое мнение «не давит» на оценку и респондент свободен от постороннего влияния.

11