Письмо, как психический процесс в период его формирования

Классификатор

Индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ для детей, нуждающихся

В психолого-педагогической и медико-социальной помощи

    общая направленность программ, определяемая направлением деятельности по оказанию помощи   конкретизация направленности программ через категорию детей, нуждающихся в помощи уровень программы (Д- дошкольное образование Н- начальное образование О – общее образование С – среднее образование)
логопедическая · Дети с заиканием ДНО
· Дети с дезартрией
· Дети с дислалией
· Дети с дислексией
· Дети с дисграфией НО
· Дети с дискалькулией
· Дети с леворукостью
· Дети с дизорфографией ОС
дефектологическая · Дети с нарушением интеллекта ДНСО
· Дети с церебрастеническими явлениями
· Дети со сложными дефектами
Психолого-педагогическая · Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы: ДНС
ü страхи
ü тревожно-фобические расстройства («школьный невроз») НС
ü агрессивность ДНСО
ü тревожность СО
ü пассивность Н
ü гиперактивность
· дети с проблемой готовности к школе ДН
· дети с проблемами общения ДНСО
· дети с задержкой психического развития НС
· дети с проблемами личностного развития СО
· дети с проблемами сексуального развития
· дети с астеническими нарушениями и соматоморфными расстройствами НС
· дети с невротическими расстройствами НСО
· дети с хроническим стрессом  
· дети с асоциальным поведением (отклоняющееся сексуальное поведение, систематические правонарушения) СО

 

письмо, как психический процесс в период его формирования

 

составляющее звено функциональное значение в процессе письма зона мозга нейро-психологический фактор
зрительный образ буквы ü анализ элементов, включённых в букву ü различение письменных и печатных букв затылочные отделы перцептивный
зрительно-пространствен-ный ü различение букв, имеющих сходные конструкцию (н-п, р-ь) и пространствен-ные детали (ш-щ, у-ц, б-д) ü положение буквы в зеркальном пространстве теменно-височно-затылочная подобласть пространственный
исполнение написания ü схема движения, соответс-твующая образу буквы теменная область кинестетический
ü тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой задне-лобная (премоторная) область
инициация написания ü постановка целей ü выбор программы сочетаний букв, слов ü контроль за написанием с пониманием смысла ü расстановка знаков препинания лобные отделы произвольная регуляция
соотнесение звука и буквы через проговаривание ü различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м) ü а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных («кораблекруше-ние», «подполковник») теменная область кинестетический
восприятие звуков речи ü различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные ü твёрдые и мягкие гласные ü написание с мягким знаком верхне-височная зона фонематический
слухоречевая память ü удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь широкая височная зона модально-специфический
стабильность написания ü равномерность темпа письма ü сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы ü соразмерность интервалов глубинные структуры нейро-динамический