Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике

Вопросы к экзамену

«Психолого-педагогическая диагностика»

Составитель Старикова Д.В.

Проблема нормы в психодиагностике. Основные виды норм. Применение различных видов норм в практической деятельности.

1. Понятие норма: различие психологического и медицинского подхода к норме.

2. Виды норм: статистическая, функциональная, идеальная. Способы выработки данных видов норм. Положительные и отрицательные стороны использования того или иного вида норм в психодиагностике.

3. Современный подход к понятию норма. «Социально-психологический норматив»

Литература:

1. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. М. — ТЦ Сфера, 2005 — с.8−11.

2. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М.: «Ось-89», 2006. С.65−77.

3. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. — с.31−37.

4. М.М.Семаго «Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии» (Статья)

Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза по Л.С. Выгодскому.

1. Понятие психологического диагноза.

2. Различные подходы к данному понятию. (Л.Ф. Бурлачук, И.А.Коробейников, А.Ф.Ануфриев)

3. Уровни постановки психологического диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический.

4. Основные трудности и наиболее частые причины ошибок при постановке психологического диагноза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.62−66.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.117−126.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М.: «Ось-89», 2006. С.117−138.

3 стр., 1088 слов

Тема: проблема нормы развития

... биологических и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребёнка. Кроме того ... нормы развития Различие понятий «отклоняющееся развитие», дизонтогенез, аномальность Отклоняющееся – какое-либо отклонение отдельной функции или системы псих функций от нормативного развития ... В Лебединский) Аномальность – отклонение о нормы в структуре или функции организма в целом ...

4. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. -с.126−131.

Понятие психологического анамнеза и его содержание в ситуации углубленного психологического обследования.

1. Понятие психологического анамнеза.

2. Содержание психологического анамнеза

3. Способы сбора психологического анамнеза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.73−86.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.103−104.

Этические принципы проведения психолого — педагогического исследования.

1. Уровни регуляции деятельности психолога-диагноста.

2. Основные этические принципы психодиагностики: ответственность, конфиденциальность, компетентность, благополучие респондента, профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии.

3. Этические правила диагностического обследования

Литература:

1. И.В.Вайчков, И.Б.Гришпун, Н.С.Пряжников Введение в профессию психолог -с.443−457.

2. Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. — М.: Владос, 2001. -с.19−24.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов. — СПБ.: Питер, 2001. -с 410−414.

4. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.32−34.

5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.33−40.

Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике.

1. Требования у стимульному материалу: стандартность, половое и возрастное соответствие, апробация.

2. Требования к специалистам-смежникам, использующие психодиагностические методики

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.73−86

10 стр., 4847 слов

Психодиагностика речи дошкольников

... мыслительных операций - к определению понятий. Раздел 2. Психодиагностика речи дошкольников .1 Методика Д. Векслера В 1949 году ... зависит дальнейшая судьба произносительной культуры молодого поколения. Список литературы 1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: ... , 1991 .Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1959. -№1 ...

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.31−32, 34−35.

6. Факторы, влияющие на достоверность самоотчета. Методы борьбы с социальной желательностью.

1.Основные причины, вызывающие социально желаемые ответы у испытуемых

2.Меры устранения или/и учета искажающего влияние установок на ответы.

Литература:

1. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников www.psyarticles.ru/view_post.php?id=566

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.125

3. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. — с.258−267

Общая характеристика метода тестов. Виды тестов

1. Понятие теста

2. Виды теста

по форме процедуры,

по направленности,

по особенностям используемых заданий и.д.

Отличие тестов от других видов психодиагностических методик

Литература:

1. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. — с.113−114.

2. Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г. м.Гуревича. — СПб Питер, 2003. С.57-

3. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Н.С.Глуханюк, Д.Е.Щипанова.- М.-Академия, 2011. — с.22−25

12. Характеристика проективных методик. Их достоинства и недостатки.

1.Понятие проективного метода.

2.Краткая история возникновения проективного метода

3.Особенности процедуры проведения проективных методик

Литература:

1. Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г. м.Гуревича. — СПб Питер, 2003. С 64−65.

2. Соколова Е.Т. Проективные методики (есть в электр. Виде)

3. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.51−70.

4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб- Речь 2001. 25−58.

13. Классификация проективных методик.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г. м.Гуревича. — СПб Питер, 2003. С 64−65.

10 стр., 4681 слов

Диагностика мышления

... указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам ( ... два слова (при этом пальцем или карандашом указывается на текст). Ложка (указывается слово над чертой) — каша ( ... возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста 4) Оборудование: тексты метафор, пословиц и поговорок 5) Инструкция: «Сейчас я ...

2.Соколова Е.Т. Проективные методики (есть в электр. Виде)

3.Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.51−70

4.Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Н.С.Глуханюк, Д.Е.Щипанова.- М.-Академия, 2011. — с.27−28

14. Основные стадии развития детского рисунка.

Литература:

1.Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.322−329

2. Венгер А.Л. Психологически рисуночные тесты: Иллюстированное руководство. — С. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

15. Общая схема анализа рисунка, как средства диагностики. .

1. Общая схема анализа рисунков

2. Параметры оценки рисунка детей разного возраста

3. Возможные ошибки трактовки детского рисунка

Литература:

1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — С. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.322−329

16. Особенности процедуры проведения рисуночных проективных методик.

Литература:

1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — С. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.с.9−17.

Характеристика метода беседы и интервью. Их сравнительная характеристика.

1. Сущность метода беседы

2. Основные способы ведения психологической беседы: нерефлексивное слушание, рефлексивное слушание

3. Техники рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

4. Отличительные особенности метода интервью.

Литература:

1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб, Речь.2002 -с 9−23.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.142−151.

Основные формы диагностики и особенности их применения в образовательных учреждениях.

1. Скрининговая диагностика

4 стр., 1697 слов

Диагностика соц. пед

... .П. Подласый в учебном пособии «Педагогика» предоставил студентам учебный материал диагностики развития, обучения, обученности, воспитанности и т.д. (2000). Таким образом, историко ... наблюдая за ними и анализируя каждый их шаг, выбирая соответствующие методы педагогических воздействий. Ж.-Ж. Руссо отводил первостепенное значение диагностическому распознаванию ...

2. Дифференцированная диагностика

3. Феноменологическая диагностика

4. Динамическое обследование

5. Итоговая диагностика

6. Цели, задачи и особенности проведения каждой формы диагностики

Литература:

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. -с 20−22 .

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.92−93.

Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей.

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.98−99.

Качественный и количественный подходы к психолого-педагогическому анализу данных психодиагностики

1. Сущность каждого подхода его сильные и слабые стороны

2. Сравнительная характеристика качественного и количественного подхода

Литература:

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.107−115.

Качественные параметры оценки данных психодиагностики детей (С.Д. Забрамная, Н. Я, М.М. Семаго).

1. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.107−115.

Принципы ранней диагностики психического развития детей.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г. М.Гуревича. — СПб Питер, 2003. С 398−411.

2.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста М.: Просвещение, 2004. — 164 с

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика ... технологиями обучения детей пению. 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста С целью определения уровня развития музыкально - творческих способностей детей в ...

3.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.225−235

Общая характеристика методов диагностики детей раннего возраста.

Литература:

1.Психологическая диагностика под. Ред. М.К. Акимовой и Г. М.Гуревича. — СПб Питер, 2003. С 398−411.

2.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста М.: Просвещение, 2004. — 164 с

3.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. [Текст] / И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — с.225−235

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. -с 127−143.

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.

1.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. -с 144−148.

Особенности психодиагностической работы в подростковом и юношеском возрасте.

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Академия, 2003. -с 148−158.

Технология составления заключения по результатам психологического обследования.

1. Содержание психологического заключения по результатам углубленной диагностики

2. Особенности составления заключения по результатам повторных обследований

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Семаго, М.Семаго. — СПб.: Речь, 2005. -с.346−359

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон ... В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом ...

Методы исследования внимания и его основных свойств, их краткая характеристика.

1. Внимание и его основные характеристики

2. Методы диагностики внимания детей разного возраста

Литература:

1. Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. — М.: Владос, 2001. — 640 с.

2. Т.А. Кирдяшкина Методы исследования внимания Челябинск Издательство ЮУрГУ 1999

Методы исследования восприятия детей разного возраста.

Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. — М.: Владос, 2001. — 640 с.

Методы диагностики умственного развития детей дошкольного возраста.

Методы диагностики умственного развития детей школьного возраста.

31. Основные подходы к содержанию понятия «готовность к школе» и общая характеристика методов ее диагностики.

Общая характеристика методики диагностики к школьному обучению Гуткиной.

Общая характеристика диагностической программы для определения готовности к школе Ясюковой.

Общая характеристика методики диагностики к школьному обучению Керна-Иерасика.

Способы изучения самооценки в детском возрасте.

36. Методика «Социометрия»: процедура проведения и диагностические возможности.

В.Н. Ковалев Социометрия:Учебно-методическое пособие. — Севастополь, 2006.

Методики диагностик тревожности в детском возрасте.

Способы диагностики детско-родительских отношений.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector