Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Общая характеристика раннего возраста в психологической литературе (теоретическая часть).
  1. Основные особенности раннего возраста…2
  2. Характеристика раннего возраста в разных психологических школах…5
  3. Характеристика социальной ситуации развития и особенности общения со взрослыми и сверстниками в раннем возрасте…9
  4. Структура и динамика ведущей деятельности в раннем возрасте…11
  5. Основные новообразования раннего возраста. Кризис трёх лет…18

  1. Исследование особенностей ведущей деятельности в раннем возрасте (практическая часть).

  1. Цели и задачи исследования. Обоснование метода…21
  2. Описание результатов работы…23
  3. Интерпретация полученных данных…23

Заключение…26

Литература…27

Приложения

  1. Общая характеристика раннего возраста в психологической литературе.

  1. Основные особенности раннего возраста.

Понятие «возраст» может рассматриваться в разных аспектах. В связи с этим возраст может быть:

—  календарный (количество прожитых лет);

—  биологический (степень созревания организма);

4 стр., 1712 слов

Раскрытие психологической характеристики особенностей учения

... 2016 г. Пояснительная записка Раскрытие психологической характеристики особенностей учения Александр Спицын обучается в ГБОУ школа ... характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития. Главной особенностью олигофренов с явлениями дебильности является утрата ... истории педагогики Разработка проекта урока С учетом особенностей обучаемости учащегося (на основе системно-деятельностного ...

—  психологический (этап психического развития);

— социальный (степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста).

В детской психологии понятие возраста разрабатывал Л.С. Выготский. Возраст не сводится к сумме отдельных психологических процессов, это не календарная дата. По мнению Л.С. Выготского, возраст — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды, равные 1, 3, 5 годам. Календарный и психологический возраст не совпадают. Календарный возраст — это лишь точка отсчёта, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребёнка, становление его личности.

Каждый психологический возраст имеет свою структуру и динамику. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать психологический возраст по следующим критериям:

—  социальная ситуация развития; это специфическая для каждого возраста система отношений человека со средой;

- ведущий тип деятельности в этот период; это деятельность, соответствующая месту ребёнка в системе общественных отношений, определяющая основные линии его развития. При этом рассматривается не только вид деятельности, но и структура деятельности в соответствующем возрасте и анализируются, почему этот тип деятельности ведущий.

—  основные новообразования возраста; это важнейшие качественные преобразования в личности, определяющие её дальнейшее развитие.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... собственное положение среди вещей. Библиографический список Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб, 2000. – 271 с. Ананьев Б. Г. Формирование восприятия ... тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур ...

Все эти критерии составляют структуру возраста. Социальная ситуация развития меняется вначале возрастного периода, а к концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

В понятие психологического возраста входит и динамика возраста. Здесь Л.С. Выготский выделил два типа развития: эволюционное и революционное, в которых он характеризует соответственно стабильные и критические периоды.

Исходя из этого Л.С. Выготский предложил свою периодизацию психического развития. Согласно ей период раннего возраста включает в себя стабильный период (его границы от 1 года до 3-х лет) и критический (кризис 3-х лет).

Предшествует этому периоду младенческий возраст, который продолжался от 1 до 12 месяцев. За этот период ребёнок из малоподвижного беспомощного существа превратился в подвижное весёлое дитя. В младенчестве развитие ребёнка происходит чрезвычайно быстро, в физическом, психическом и социальном плане. К концу первого года жизни ребёнок становится на ножки, начинает ходить. Как подчёркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяет пространство ребёнка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ситуация «Мы» уже не единственная в общении. Ходьба — первое из основных новообразований младенческого возраста.

Второе важное новообразование этого возраста — появление первых слов, но они носят характер указательных жестов. Это речь автономная, ситуативная, понятная только близким.

Также к концу первого года жизни ребёнок осваивает предметно — манипулятивные действия и начинает осваивать некоторые орудийные действия. Общение со взрослым всё больше опосредуется действиями с предметами.

Младенчество вооружило ребёнка умением слушать, смотреть, ребёнок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. На первом году жизни у младенца сформировались наачльные формы психических действий, свойственных человеку.

Все эти достижения -ходьба, первые слова, некоторая степень самостоятельности, развитие действий с предметами — являются важнейшими условиями для дальнейшего развития ребёнка.

Отличительной особенностью поведения ребёнка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь.

В раннем возрасте чувство симпатии к близким людям приобретает новые формы. Ребёнок стремится получить похвалу от взрослого, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребёнок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Так же ребёнок легко заражается чувствами других людей (в группе, когда один малыш начинает плакать, этот плач подхватывают и другие).

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребёнка становится одним из важных источников его чувств. Одобрение взрослого вызывает у детей чувство гордости. Несколько позднее ребёнок испытывает и чувство стыда, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых. Но возможность сознательно управлять своим поведением у ребёнка раннего возраста крайне ограничена.

Притязание на признание и идентификация с именем тесно связаны с другими параметрами самопознания. Важной особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, через переживание волеизъявления и свою способность выделять себя как источник воли, эмоций, воображения.

  1. Характеристика раннего возраста в разных психологических школах.

Психическое развитие человека можно описать в соответствии со следующими параметрами: условия, источники, движущие силы, формы, ход развития.

Движущие силы развития — факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Условия развития— внутренние и внешние постоянно действующие факторы, направляющие ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

В разных психологических школах имеют место не только различия в понимании сущности этих параметров, но и различия определении предмета и метода исследования.

Таблица 1.

Параметры

Бихевиоризм

Психоанализ

Гештальт-

психология

Генетическая

психология

Культурно-

историческая

психология

Предмет

исследования

Поведение

Бессозна- тельное

Феноменаль-

ное поле

Развитие, происхожде-

ние интеллекта

Психология

сознания

Метод

исследования

Наблюдение,

эксперимент

Психоанализ

Феномено-

логический

метод

(эксперим.)

Клиническая беседа

Экспери-

ментально-

генетический

Определение

психич.

развития

Развитие поведения

Психо-

сексуальное

развитие

Возникнове-

ние новых

структур в

феноменальн. поле

Смена умственных структур

Процесс освоения и присвоения культурно заданных средств. Процесс развития высших психических функций

Соотношение

обучения и развития

Обучение есть развитие

Развитие не зависит от обучения

Обучение есть развитие


Обучение может повредить развитие (Ж. Пиаже)

Обучение идёт впереди развития

Условия развития


Наследственность и среда

Морфо-физиологиче-ские особенности головного мозга и общение

Движущие силы развития


Конвергенция двух факторов (наследственности и среды)

Обучение и деятельность

Форма развития


Приспособление

Присвоение

Ход развития

От индивидуального к социальному (социализация)

От социального к индивидуаль-ному (закон развития ВПФ)

Характеристика раннего возраста в разных психологических школах представлена следующим образом

В рамках бихевиористской позиции развитие всех детей раннего возраста идёт одинаково вне зависимости от культурного окружения. В этот период, по мнению бихевиористов, решающую роль играют процессы созревания организма.

Основатель психоанализа З. Фрейд в своей возрастной периодизации относил ранний возраст к анальной стадии развития. Именно в это время ребёнок учится самоконтролю и у него формируется чувство собственности.

Последователь З. Фрейда Э. Эриксон выделил стадии развития личности. При благополучном проживании младенчества в раннем возрасте у ребёнка возникает ощущение собственной силы. Личностные новообразования, формирующиеся в этот период, это автономность (+) и стыд-сомнение (-).

Если развитие ребёнка идёт по позитивному пути, то в этом возрасте ребёнок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от взрослого. При сдерживании самостоятельности возникает неуверенность и чувство стыда.

Опираясь на свои исследования, гештальтпсихологии утверждали, что психику ребёнка можно понять на основе принципа структурности. Детям раннего возраста сложно выделить части, они воспринимают всю зрительную картину целиком. Основная линия развития состоит в том, что со временем дети всё лучше и лучше начинают выделять не только структуры, но и их фрагменты. Важная роль в этом принадлежит слову. Также гештальтпсихологи подчёркивали, возможности действий ребёнка зависят от развития его «Я». В раннем детстве «Я» ребёнка недостаточно развито и всё его поведение определяется ситуацией, в которую он попадает.

В генетической психологии (Ж.Пиаже) рассматривалось детское развитие как становление интеллекта, с помощью которого ребёнок может адаптироваться к окружающей действительности. Ж. Пиаже выделил стадии развития интеллекта, где ранний возраст относится к периоду «сенсомоторного интеллекта».

У детей 12−18 мес. появляются, по мнению Пиаже, третичные круговые реакции, которые характеризуются стремлением ребёнка к изменению действия. Это период, когда ребёнок активно экспериментирует с объектами и собственными действиями.

На следующей стадии (18−24 мес.) ребёнок оказывается способен не только действовать с отдельными предметами, но и умственно представлять объект, что принципиально меняет возможности интеллекта. Появляется символическая функция, и это знаменует переход интеллекта на следующий уровень — дооперационный. В этот период происходит развитие способов манипулирования объектами. Начало этой стадии характеризуется эгоцентрической речью, зависимостью мышления ребёнка от воспринимаемой ситуации.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского это идея о том, что в развитии поведения ребёнка надо различать 2 сплетённые линии: естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. В рамках этой концепции были сформулированы законы психического развития (цикличность, закономерность детского развития, закон метаморфозы, сочетание эволюции и инволюции в развитии ребёнка).

В отличие от зарубежных исследователей, которые искали источник развития внутри индивида, в его природе, отечественные психологи утверждают, что среда выступает в качестве источника развития. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, а действию общественно- исторических законов.

Ещё одно важное отличие представлений о психическом развитии ребёнка. Общая черта всех западных концепций — это понимание развития как приспособления человека к окружающей среде. Отечественные психологи говорят о том, что ребёнок не приспосабливается к окружающему миру, а делает его своим, присваивает его. Также исследования отечественных психологов обосновали роль деятельности в психическом развитии, разработали такие понятия, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста.

  1. Характеристика социальной ситуации развития (ССР) и особенности общения с взрослыми и сверстниками в раннем возрасте.

ССР — один из основных критериев структуры возраста. Под ССР Л.С. Выготский имел ввиду складывающееся к началу нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. ССР представляет собой исходный момент для всех изменений и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребёнок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, многозначны, полисемантичны. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений. Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с которым ребенок манипулирует.

Ни на одном человеческом предмете, указывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребления, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие решается в совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-ПРЕДМЕТ- взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом, но, без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого

содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.

Особенности общения. В раннем возрасте присутствует ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми. Главной особенностью этой формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Это обеспечивает ребенку достижение практического результата. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого и испытывает его доброжелательность. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении .

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции.

Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Исследования показали, что возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи.

Общение со сверстниками в раннем детстве только появляется и не становится ещё полноценным. Общаясь с другими детьми, ребёнок исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен, не понимает другого ребёнка, не умеет ему сопереживать.

  1. Структура и динамика ведущей деятельности в раннем возрасте.

Леонтьев называл деятельностью те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности.

Исследования советских психологов позволили с разных сторон подойти к предположению о том, что является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии человека.

Понятие «деятельность» подчёркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Т. е. никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребёнка.

Таким образом процесс развития — это самодвижение субъекта благодаря его деятельности; факты наследственности и среды — это условия которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.

А.Н.Леонтьев полагал, что главным специфическим внутренним противоречием психического развития ребёнка выступает противоречие между потребностью осуществления какой либо деятельности и тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть реализована. Это противоречие постепенно решается потому, что ребёнок начинает выполнять эту деятельность за счёт средств другой, но сходной деятельности — в процессе же её осуществления эта деятельность создаёт свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на её основе у ребёнка развиваются соответствующие способности.

В жизни ребёнка очень много различных видов деятельности. Одни играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить не о зависимости развития психики от деятельности вообще, а от ведущей.

Ведущая деятельность — это деятельность, соответствующая месту ребёнка в системе общественных отношений и определяющая основные линии его развития:

— деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются предпосылки будущей ведущей деятельности;

—  деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

—  деятельность, в от которой зависят изменения личности на данной стадии её развития.

(параметры, выделенные Леонтьевым А.Н.)

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является совместная со взрослым предметно-орудийная деятельность.

Опираясь на параметры, выделенные А.Н. Леонтьевым, можно доказать, что это действительно ведущий вид деятельности в раннем возрасте.

Уже в период младенчества ребёнок выполняет различные манипуляции с предметами. Но они направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов. Переход от младенчества к раннему возрасту связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. Основные потребности ребёнка переносятся в область овладения новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника. Функции предметов не могут быть выявлены путём простого манипулирования. Только взрослый способен раскрыть ребёнку, для чего служит тот или иной предмет, каково его функциональное предназначение. Таким образом, совместная со взрослым предметно — орудийная деятельность соответствует месту ребёнка в системе общественных отношений и его потребностям.

Интенсивное развитие речи. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что так же, как развивается предметное действие, происходит формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребёнка как орудие, именно поэтому происходит интенсивное развитии речи. Самое важное изменение в речи — слово приобретает предметное значение. В результате совместных со взрослым действии с предметами, которые сопровождаются речью, у ребёнка растёт пассивный (понимание речи) и активный словарь. Речевая активность возрастает резко между 2−3 годами. Практическая деятельность ребёнка, та наглядная ситуация, в которой действует ребёнок вместе со взрослым. Содействует включению речевых коммуникаций.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как овладевает другими орудиями. Развитие речи — это «веточка» в развитии самостоятельных предметных действий.

В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Л.С. Выготский говорил о том, что в раннем возрасте восприятие играет доминирующее значение среди всех взаимосвязанных психических функций. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют действия с ним.

Ребёнок может достаточно точно определять свойство и качество предметов в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или иного доступного ему действия. Таким образом, восприятие на всём протяжении раннего детства тесно связано с выполнением предметных действий.

По словам Л.С. Выготского, все психические функции в раннем возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. Ребёнок учится выполнять те действия, где необходимо каждый раз заново связывать между собой разъединённые предметы. Эту задачу ребёнок решает при помощи внешних ориентировочных действий, т. е. мышление носит наглядно — действенный характер.

Внешние ориентировочные действия служат основой для образования внутренних психических действий. Большое значение в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове.

В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребёнок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше. Память носит непроизвольный характер и ещё не действует как отдельный процесс. В этот период преобладает двигательная и эмоциональная память, т. е. ребёнок запоминает лучше собственные движения, действия, переживания. В результате практической деятельности ребёнка представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т. п., закрепляется в памяти, и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания.

Предпосылки ролевой игры возникают на протяжении раннего детства внутри предметной деятельности. Содержание начальных игр ограничивается двумя, тремя действиями. Дети этого возраста ещё не отображают моментов своей собственной жизни, а манипулируют с предметом так, как показал взрослый. Но очень скоро ребёнок начинает переносить способ действия на другие предметы. Перенос действия, наблюдавшегося в жизни, на игрушки значительно обогащает содержание детской деятельности. Далее дети начинают широко использовать всевозможные предметы в качестве заместителей отсутствующих предметов. На первых порах ребёнок ещё не даёт предмету — заместителю игрового названия. Это происходит позднее. Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают назначение предмета в игре. Хотя в играх детей раннего возраста нет развёрнутых ролей, но можно наблюдать постепенное формирование предпосылок к ролевой игре. Одновременно с появлением в играх предметов — заместителей дети начинают изображать действия конкретных взрослых. Как правило, название себя именем взрослого до самого конца раннего детства следует за действием. Предпосылки к ролевой игре — переименование предметов, отождествление ребёнком своих действий с действиями взрослого, формирование действий, воспроизводящих действия других людей, — усваиваются ребёнком под руководством старших.

Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие — это такое действие, к которому ребёнок относится как к им самим осуществлённому. Выполнение такого действия сопровождается появлениям в речи местоимения «Я».

Сравнение своих действий с действиями взрослого, нахождение сходства между ними является необходимым условием возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребёнка. Ребёнок видит впервые взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребёнок действует так, как взрослый: не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так как он. Как только ребёнок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам».

Структура и этапы развития предметных действий. Человеческое действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей. Оно всегда контролируется и оценивается. У него есть цель. Представления о цели вначале не существуют как данные и ориентирующие действия ребёнка. Только после того, как ребёнок научится использовать орудие, у него возникают цели. Смысл действия заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого и совместно с ним. В действии ребёнок реализует образец.

В совместном предметном действии ребёнка и взрослого первоначально все слито. Сам способ ориентации действия, подобно цели, так же дан не в виде какого -то отвлечённого образца, а существует внутри действия ребёнка со взрослым. Постепенное расчленение действия и переход его различных компонентов на сторону ребёнка происходит в ходе развития.

Д.Б. Эльконин выделил направление и этапы развития предметных действий:

1. Развитие действия от совместного со взрослым к самостоятельному:

—  совместная деятельность ребёнка и взрослого;

—  частично -совместное действие или совместно-разделённое действие;

—  показ;

—  словесное указание.

2. Ориентация самого ребёнка в свойствах действия и ситуации:

—  функциональные действия (неспецифические);

—  попытки специфического использования предметов, при отсутсвии сформированного способа его применения;

—  специфические действия, при которых ребёнок овладевает способом употребления орудия и начинает употреблять данное действие в неадекватной ситуации. При этом могут наблюдаться два типа переноса:

а) перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный;

б) перенос действия из одной ситуации в другую.

Функции взрослого:

— даёт ребёнку смысл действия с предметами, их общественную функцию;

—  организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

— через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

5. Основные новообразования раннего возраста. Кризис 3-х лет.

Новообразования развития Л.С. Выготский определял как качественный новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущем этапе.

Ранний возраст характеризуется следующими новообразованиями.

а) Развитие речи. Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. В этот период идёт расширение пассивного словаря и к концу возраста ребёнок понимает речь взрослого не только в контексте ситуации, но и возникает понимание рассказа, не сопровождающегося показом.

Активный словарь к концу 3-го года жизни увеличивается до 500 -1500 слов. Дети уже могут согласовывать слова в предложении, т. е. усваивают основные грамматические формы и синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка 3-х лет встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Ребёнок в этом возрасте с помощью речи может общаться не только с близкими взрослыми, но и с другими людьми, с детьми, т. е. расширяется круг общения ребёнка.

б).

Формирование потребности в общении со сверстниками. К концу раннего возраста в общении со сверстниками намечаются существенные перемены. Если вначале 2-го года жизни при приближении сверстника ребёнок ощущает беспокойство, ищет защиты, то на 3-м году жизни он уже может спокойно играть рядом с другим ребёнком. Также возникают кратковременные игры парами. Дети пристально интересуются друг другом: наблюдают, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения.

в).

Появление игровых замещений. Это новообразование важно как источник развития сюжетно -ролевой игры в дальнейшем. Суть игровых замещений в том, что в игре дети используют один предмет в качестве заместителя другого.

г).

Система «Я». Это центральное новообразование раннего возраста. К 3-м годам появляется местоимение «я». Более того, у ребёнка появляется и первичная самооценка: осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший, больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова).

Оно основывается на потребности ребёнка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. Сознание «я» и появление личных действий продвигают ребёнка на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3-х лет.

Кризис 3-х лет. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза. Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

Кризис 3-х лет — это граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. По Д.Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения.

Симптомы кризиса:

—  негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного

человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться

определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с

непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

 — упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не

следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались

 — строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

 — своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет

что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла

 — обесценивание взрослых . В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-х летний может начать ругаться (обесцениваются старее правила поведения), бросать или ломать любимые игрушки, предложенные не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.

 — протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями «Все

поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", — писал Л. С. Выготский.

—  стремление к деспотизму встречается в семье с единственным ребенком.

Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Все эти проявления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых, изменение позиции ребёнка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от взрослых своевременной перестройки.

  1. Практическая часть.

  1. Цель и задачи исследования. Обоснование метода.

Основными методами в детской психологии являются наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Эксперимент  — изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребёнка обстановке.

Метод беседы — применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением.

Метод анализа продуктов деятельности. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности, музыкальной деятельности. Это метод часто входит как составная часть в другие методы. Иногда предполагается анализ не только продукта, но и процесса его создания.

Наиболее адекватные методы изучения особенностей предметно — орудийной деятельности — наблюдение и эксперимент.

Преимущества наблюдения:

—  не зная о том, что он — объект исследования, ребёнок ведёт себя свободно, естественно;

—  исследователь может увидеть личность ребёнка в целом, каждый факт воспринимает как его часть;

—  наблюдение не ограничено возрастом.

Преимущества эксперимента:

—  позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта;

—  исследователь не выжидает, когда возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания условий;

—  эксперимент можно повторить, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;

— эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

—  эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;

—  по сравнению с наблюдением анализ протоколов эксперимента значительно проще, т.к. он строится в соответствии с заданной методикой последовательности.

В данной практической работе при исследовании уровня развития предметных действий целесообразно использовать эксперимент (его преимущества даны выше).

В практической работе будет использован эксперимент, включающий действия ребёнка раннего возраста с пирамидкой. За основу взята методика изучения волевых проявлений у детей раннего возраста (Урунтаева Г. А.).

в ходе данного эксперимента можно проследить, на каком этапе идёт развитие предметных действий (в частности, действий с дидактической игрушкой — пирамидкой).

Описание методики.

Цель. Изучить уровень развития предметных действий и волевых

проявлений у детей раннего возраста.

Материал. Новая пирамидка, неизвестная детям, из 5 колец.

Возраст детей. 1.5 — 3 года (индивидуально).

Место проведения. Помещение спальной комнаты детского сада.

Ход работы. Ребёнку предлагают разобрать и правильно собрать новую для него пирамидку в естественных условиях. Фиксируют особенности поведения малыша, его вербальные и невербальные проявления в ходе предложенных инструкций, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечений, общее время занятости игрой. Также фиксируют результат действия с пирамидкой.

Анализ результата. Количественные данные оформляют в таблицу

Длительность игры с пирамидкой в естественных условиях.

Сосредоточен на игре

с пирамидкой

(время)


Отвлекается

(время)


Занят одной игрой

(время)

На основе данных делают выводы об особ6нностях сохранения цели, характере волевых усилий. Также анализируется, как ребёнок складывает пирамидку: учитывает ли величину колец, каким образом берёт колечки. На основе этого делают выводы об уровне развития соотносящих действий.

  1. Описание результатов работы, их обработка

(см. приложение — протоколы исследования)

  1. Интерпретация полученных данных.

Предметная деятельность в раннем возрасте включена в различные виды деятельности малыша. Это трудовые действия, связанные с самообслуживанием (умывание, приём пищи, одевание и раздевание), сюжетная игра, начало изобразительной деятельности, конструктивная деятельность и т. д. во всех этих видах деятельности присутствуют действия с предметами. Чтобы более подробно и детально определить уровень развития предметной деятельности, следует провести различные исследования в этой области, что требует более объёмной работы. Поэтому проведённый эксперимент даёт лишь детальные, узкие, неполные данные об уровне развития предметной деятельности у детей раннего возраста.

Проведённый эксперимент показал, что на протяжении всего раннего возраста предметные действия совершенствуются, усложняются, становятся более уверенными, точными, самостоятельными. Это видно из того, как дети от 1.5 до 3 лет действовали с пирамидкой.

Если прослеживать эти действия по линии ориентации самого ребёнка в свойствах действия и ситуации (по Д.Б. Эльконину), то большинство детей экспериментальной группы владеют специфическим действием с предметом.

Данных об этапах становления предметных действий по линии развития от совместных до самостоятельных действий в эксперименте не получено. Это следует выяснить с помощью дополнительного исследования. Но можно предположить, что в зависимости от возраста (1.5 — 3 года) овладение предметными действиями находится на разных этапах. Так, дети до 2-х лет могут добиться успеха в действии с пирамидкой путём совместных и частично — совместных со взрослым действии. Двое детей из исследуемой группы могут правильно собрать пирамидку на основе показа или словесных указаний. Ребёнок 3-х лет в данной группе самостоятельно владеет способом действия.

Эксперимент также показал, что дети этого возраста с помощью предметного действия пытаются вызвать взрослого на общение. Т. е. общение выступает как средство осуществления предметной деятельности (дети задавали вопросы, касающиеся действий с пирамидкой, обращались ко взрослому с помощью речи, жестов, мимики).

Данные эксперимента показали, что уровень развития речи у всех детей исследуемой группы разный. Это объясняется тем, что речевая активность резко возрастает между 2−3 годами. Именно дети этого возраста и показали в эксперименте наибольшую речевую активность.

Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем детстве особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. В эксперименте хорошо прослеживается уровень развития соотносящих действий. Исследование чётко показало, что действия ребёнка 1.5 лет не регулируются тем результатом, который нужно получить (правильно собранная пирамидка).

Ребёнок ещё не может самостоятельно достичь этого. Здесь необходима помощь взрослого, который даёт образец соотнесения, указывает на ошибки, учит добиваться правильного результата. Благодаря этому, к 3 годам, дети овладевают действием. Но выполнение идёт разными способами. Согласно эмпирическим данным дети действуют в одном случае путём проб и ошибок, в другом — запоминают место расположения и стараются выполнить точно также. И только в третьем случае — подбор предметов по размеру на глаз -действия соответствуют цели. Только этот способ соотнесения позволяет выполнять действие в разнообразных условиях.

Чтобы добиться зрительного соотнесения свойств предметов, необходимо обучать ребёнка подбирать предметы, прикладывая один к другому. Эти внешние ориентировочные действия позволят ребёнку добиться правильного практического результата.

Итак, для развития предметной деятельности в раннем возрасте необходимы следующие условия.

—  расширение круга предметов, осваиваемых ребёнком (игрушки, дид. материалы, предметы быта и пр.);

—  общение со взрослым, опосредованное предметами;

—  частые упражнения в действиях с разнообразными предметами.

Заключение.

На основании полученных знаний можно отметить следующие наиболее важные моменты в характеристике ведущей деятельности в раннем возрасте.

1. ССР соответствует схеме «ребёнок — предмет — взрослый», которая содержит противоречие: образец действия находится на стороне взрослого, ребёнок же должен самостоятельно выполнить это действие.

2. Это противоречие решается при помощи совместной со взрослым предметно — орудийной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте.

3. В этом виде деятельности определяются основные линии развития:

—  в ней развиваются частные психические процессы;

—  в ней дифференцируются другие виды деятельности;

—  в ней появляются новообразования.

4. Главным новообразованием раннего возраста является выделение себя как субъекта («Я»).

Но ребёнок напрямую зависит от оценки взрослого.

5. Из этого противоречия возникает кризисная ситуация — «кризис трёх лет». Она характеризуется своими симптомами (негативизм, упрямство, своеволие и т. д.).

Это говорит о том, что старая ССР приходит к распаду и начинает складываться новая, соответствующая новому возрастному периоду.

Литература.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника.-М.; Мозаика -синтез, 2006
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. ВУЗов.- М.; 2002
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.; 1995
  4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии.- М.; 1995
  5. Хрестоматия по возрастной психологии. Уч. пособие для студ. Сост. Л.М. Семенюк. Под ред Д.И. Фельдштейна.-М.; 1996

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector