Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ПАТОПСИХОЛОГИЯ специальности «социальная работа»

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «психологии»

УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой Нагаев В.В.

____________________«_____»___________2008 г.

ДИСЦИПЛИНЫ – ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Для специальности 040101 «социальная работа»

(шифр и название специальности по ГОС)

Курс: V

Семестр: IX

(ОЗО)

ВСЕГО часов (по учебному плану) 104 час. 104 час.

Лекции: 34час. 12 час.

Практические занятия: 18час. 4 час.

Лабораторные занятия: 0 час. 0 час.

Самостоятельная работа 52час. 88 час.

Форма итогового контроля зачет

Сыктывкар, 2008

Составлена

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания

и уровню подготовки выпуск­ника по специальности «социальная работа»

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №_________от «____»________________2008 г.

Председатель УМК Хотемова Л.В.

(ф.и.о.)

Автор – Жолковская Л.А.

(ф. и. о.)

Рецензент: ______________________________________________________________

(ф.и.о., звание, должность)

Пояснительная записка

Существует определенный процент людей, нуждающихся в специальной помощи для того, чтобы суметь полностью развернуть все свои способности и реализовать свой потенциал, суметь справиться с различными трудностями, вызванными имеющимся у них дефектом, нарушением или аномалией. Таким людям призваны помочь не только врачи, но и психологи, социологи, педагоги, социальные работники.

Исследования в области клинической патопсихологии имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии: роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности, вопрос о соотношении биологического и психического в развитии человека, проблема соотношения распада и развития психики. Глубокое изучение этой дисциплины дает лучшее понимание закономерностей развития психики в норме.

Патопсихология – раздел современной клинической психологии. Она в известной мере – междисциплинарная, граничащая с медициной, социологией. Литературы по патопсихологии сравнительно немного.

22 стр., 10574 слов

Специальность 030401.65 — Клиническая психология

... активное изучение данной темы в русле психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. В первой главе работы рассматриваются различные подходы к определению агрессии, ... враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей ...

В основе читаемого курса лежат фундаментальные в этой области труды Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн. Ознакомление студентов с нарушениями восприятия, памяти мышления при разнообразных психических расстройствах опирается на исследования Б.В. Зейгарник, ставшие классическими. При разработке лекций использовалось понятие патопсихологического синдрома, предложенное В.М. Блейхером и И.В. Круком в работе «Патопсихологическая диагностика». Изложение современных представлений о патопсихологических феноменах в психической деятельности человека опирается на учебник по клинической психологии под редакцией Б.Д. Карвасарского, учебник М. Перре и У. Бауманна.

Каждый патопсихологический синдром рассматривается вначале феноменологически: приводится детальное патопсихологическое описание феномена с привлечением клинического материала, что вносит яркость и живость в изложение. Затем рассматривается структура синдрома с выделением взаимосвязанных компонентов – когнитивных, эмоциональных, поведенческих Раскрывается не только внутренняя психологическая составляющая синдрома в виде особенностей восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, но и внешняя сторона: особенности поведения, речи, мимики, внешнего вида больного, характерные выразительные движения.

Содержание дисциплины тесно связано с общей психологией При изложении патологии психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоций вначале очень кратко рассматриваются основные представления о структуре, функциях, свойствах этих процессов в норме.

Цель курса ― сформировать представление о психологических особенностях нарушений познавательных процессов и личности в целом при психических заболеваниях.

Задачами курса для студентов являются:

  1. сформировать гуманное отношение к психически аномальным людям;
  2. ознакомиться с принципами построения патопсихологического исследования;
  3. сформировать представление о современном подходе к определению психической нормы и патологии;
  4. усвоить требования к характеру общения с психически аномальными людьми;
  5. усвоить понятия, необходимые для профессионального общения со специалистами-смежниками: психиатрами, психологами.

Курс рассчитан на 34 (ОЗО – 12) лекционных час., 18 (ОЗО — 4) час. практических занятий, 52 (ОЗО – 88) час. самостоятельной работы.

Форма контроля ― зачет. Зачет проводится в письменной форме. Каждый студент должен тезисно ответить на 2 вопроса по выбору преподавателя (в первую очередь по пропущенным темам).

К зачету допускаются студенты, посетившие 75% часов лекций и практических занятий, имеющие 2 и более содержательных ответа на семинарах и предоставившие результаты самостоятельной работы (словарь терминов, таблицы).

Учебно-тематический план курса «патопсихология»

Тема

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов

(часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор. работа

1

Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной патопсихологии.

6

2

2

4

2

Понятия психической нормы и психической патологии. Этиология психических нарушений.

2

2

2

3

Общая характеристика основных психических заболеваний. Психодиагностические методики патопсихологии.

6

6

2

4

4

Деонтология в работе с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования.

10

4

2

2

6

5

Нарушения сознания.

2

2

2

6

Нарушения ощущений и восприятия.

10

4

2

2

6

7

Нарушения памяти и внимания.

10

4

2

2

6

8

Нарушения мышления.

14

6

4

2

8

9

Нарушения речи.

2

2

2

10

Нарушения эмоций.

10

4

2

2

6

11

Нарушения личности.

18 10

6

4

8

12

Патопсихологические симптомокомплексы

14

6

6

8

Итого

104 52 34 14

4

52

Учебно-тематический план курса «патопсихология» для озо

Тема

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов

(часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор. работа

1

Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной патопсихологии.

3

1

1

2

2

Понятия психической нормы и психической патологии. Этиология психических нарушений.

1

1

1

3

Общая характеристика основных психических заболеваний. Психодиагностические методики патопсихологии.

5

5

1

4

4

Деонтология в работе с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования.

3

1

1

2

5

Нарушения сознания.

8,5

0,5

0,5

8

6

Нарушения ощущений и восприятия.

10,5

0,5

0,5

10

7

Нарушения памяти и внимания.

9

1

1

8

8

Нарушения мышления.

15

1

1

14

9

Нарушения речи.

6,5

0,5

0,5

6

10

Нарушения эмоций.

10,5

0,5

0,5

10
11

Нарушения личности.

16 2 2

14
12

Патопсихологические симптомокомплексы

16

2

2

14

Итого

104 16 12

4

88

Содержание учебной дисциплины «патопсихология»

Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной

па­топсихологии.

Студент должен знать: прикладные задачи патопсихологии, вклад различных ученых в становление и развитие патопсихологии.

Студент должен уметь: доказать, что патопсихология является психологической дисциплиной.

Содержание темы: патопсихология, как психологическая дисциплина, как раздел медицинской психологии. Прикладное значение патоп­сихологии: анализ структуры дефекта, помощь при дифференциальной диагно­стике, психиатрическая экспертиза и др. Развитие отечественной патопсихологии в конце XIX в, — клиники В. М.. Бехтерева, С.С. Корсакова, Н.А.. Сикорского и др. XX в. —К.И. Поварнин, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, С.Я. Рубинштейн и др.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2003.
  3. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Самостоятельная работа: начать составление словаря терминов к изучаемой дисциплине.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 2. Понятия психической нормы и психической патологии.

Этиология психических нарушений.

Студент должен знать:современное представление психической нормы и патологии и различные подходы к определению этих понятий.

Содержание темы: Различные подходы к определению нормы и патологии: определение Павлова И.П., Кеннона, А. Маслоу. М.С. Роговин о научных критериях психической патологии.

Этиология психических нарушений: травмы, интоксикация, инфекции, наследственность, гормональные нарушения, факторы внешней среды и др.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  2. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  3. Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981.

Тема 3. Общая характеристика основных психических заболеваний.

Психодиагностические методики патопсихологии.

Студент должен знать: психопатологическую симптоматику часто встречающихся психических заболеваний.

Студент должен уметь: различать по описанию симптоиатики психические заболевания.

Содержание темы: Деление психиатрии на большую и малую. Психопатология шизофрении, эпилепсии, олигофрении, неврозов, психопатий, реактивных состояний: этиология, клиника, особенности мышления, памяти, восприятия, речи, эмоциональноволевой сферы, личности.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  2. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Тема 4. Деонтология в работе с психически больными людьми

Принципы построения патопсихологического исследования.

Студент должен знать: этические правила и юридические нормы при работе с психически больными людьми.

Студент должен уметь: соотносить этические правила при работе с психически больными с нормами законодательства РФ.

Содержание темы: Этические аспекты работы патопсихолога, социального работника в клинике. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Требования к характеру общения с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).

Самостоятельная работа: изучить Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Подготовить выступление к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).

Тема 5. Нарушения сознания.

Студент должен знать: критерии и формы помраченного сознания в психиатрии.

Студент должен уметь: различать подходы к определению сознания в психологии и в психиатрии.

Содержание темы: сознание в узком и широком значении. Понятие сознания в психиатрии, фи­лософии, психологии. Критерии помраченного сознания по К. Ясперсу:

  1. дезориентировка в месте, ситуации, времени;
  2. разные степени бессвязности мышления;
  3. отсутствие отчетливого восприятия окружающего;
  4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Фор­мы нарушения сознания в психиатрии: оглушенное состояние сознания, делириозное помрачение сознания, онейроидное состояние сознания, сумеречное, псевдодеменция, деперсонализация.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.

Тема 6. Нарушения ощущений и восприятия.

Студент должен знать: классификацию нарушений ощущений и восприятия.

Студент должен уметь: приводить примеры нозологий, при которых эти нарушения встречаются.

Содержание темы: ощущения – субъективные образы объективного мира. Количественные изменения ощущений – анестезии, гипестезии, гиперестезии. Качественные изменения ощущений: парестезии, синестопатии. Заболевания, при которых встречаются эти нарушения.

Восприятие, как непосредственная чувственная ориентировка в окружающем мире. Агнозии – затрудненность узнавания предметов, звуков. Виды агнозий: зрительные, тактильные, слуховые. Зрительные агнозии: предметная, цветовая, пространственная. Иллюзии: физические, физиологические психические. Галлюцинации. Псевдогаллюцинации. Психосенсорные расстройства: метаморфопсии, соматопсихические, деперсонализация, дереализация. Нарушение мотивационного компонента восприятия.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.– М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  4. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Самостоятельная работа: законспектировать литературу для подготовки для выступления на семинарском занятии. Составить таблицу, отражающую связь нарушений ощущений и восприятия с конкретными психическими заболеваниями.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.– М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 7. Нарушения памяти и внимания

Студент должен знать: классификации нарушений памяти, внимания.

Студент должен уметь: приводить примеры заболеваний, для которых характерны эти нарушения.

Содержание темы: Нарушения памяти: нарушение непосредственной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение опосредованной памяти, нарушение мотивационного компонента памяти (на примере «эффекта Зейгарник»).

Нарушения внимания: истощаемость, нарушение концентрации, отвлекаемость, инертность.

Психические заболевания, сопровождающиеся нарушениями памяти и внимания.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  3. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Самостоятельная работа: законспектировать литературу и подготовить выступление к семинарскому занятию; составить таблицу нарушений памяти.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 8. Нарушения мышления.

Студент должен знать: классификацию нарушений мышления по Б.В. Зейгарник.

Студент должен уметь: охарактеризовать различные виды нарушений мышления и проиллюстрировать их примерами.

Содержание темы: патопсихологическая классификация нарушений мышления: нарушение операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения); нарушение личностного компонента мышле­ния (разноплановость мышления, резонерство); нарушение динамики мысли­тельной деятельности (инертность, лабильность); нарушение процесса саморегу­ляции познавательной деятельности (по Б.В. Зейгарник).

Клиническая классификация нарушений мышления: нарушения смыслового содержания и образования понятий; нарушения темпа течения ассоциаций; нарушения связности ассоциаций; нарушения адекватности содержания ассоциаций реальности (по Н.Е. Бачерикову).

Клинико-психологическая классификация: формально-логические расстройства; продуктивные расстройства (по М. Перре, У. Бауманн).

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  5. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Самостоятельная работа: подготовить конспект и выступение на семинарском занятии; подобрать яркие примеры, иллюстрирующие различные виды нарушения мышления.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 9. Нарушения речи

Студент должен знать: основные виды нарушений речи.

Студент должен уметь: охарактеризовать каждый вид нарушения речи; рекомендовать консультацию специалиста (логопед, невропатолог и др.).

Содержание темы: речь – основное средство человеческого общения. Язык – система условных сигналов, имеющих для людей определенное значение. Виды речи: устная и письменная, экспрессивная и импрессивная. Расстройства устной речи: дисфония, дис-, рино-, бради- и тахилалия, заикание, дизартрия, алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия и дисграфия. Психические заболевания и характерные для них расстройства речи.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 10. Нарушения эмоций.

Студент должен знать: классификацию нарушений эмоций.

Студент должен уметь: различать и соотносить нарушения эмоций с определенными психическими заболеваниями.

Содержание темы: Роль эмоций в целостной психической деятельности человека. Классификация нарушений эмоций: гипо-, гипер-, паратимия, нарушения динамики эмоций. Психические заболевания и характерные для них нарушения эмоций.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  5. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Самостоятельная работа: подготовить конспект выступления на семинаре; составить таблицу, отражающую виды нарушения эмоций при различных психических заболеваниях.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Тема 11. Нарушения личности,

Студент должен знать: классификацию расстройств личности; патопсихологические исследования нарушений личности (по Б.В. Зейгарник).

Студент должен уметь: различать основные расстройства личности.

Содержание темы: Основные свойства личности: конформность, негативизм, агрессивность, тревожность, локус контроля, уровень притязаний, самооценка. Основные подсистемы личности: характер, направленность, способности. Типы личности: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный. Расстройства личности: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожное, зависимое.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  2. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.

Самостоятельная работа: подготовить конспект выступления на семинарском занятии.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.

Тема 12. Патопсихологические симптомокомплексы

Студент должен знать: содержание патопсихологических синдромов.

Студент должен уметь: уметь различать патопсихологические синдромы.

Содержание темы: патопсихологический симптомокомплекс психотической дезорганизации; шизофренический синдром; олигофренический синдром; экзогенно-органи-ческий синдром; эндогенно-органический синдром; личностно-аномальный синдром; психогенно-психотический синдром; психогенно-невротический синдром.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.

Самостоятельная работа: составить таблицу симптомов , характерных для каждого патопсихологического комплекса.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.

Семинарские и практические занятия

Тема 1. Психодиагностические методики патопсихологии (4 ч.).

Цель: сформировать представление о психодиагностическом инструментарии патопсихолога, наглядно продемонстрировать принципы построения патопсихологических методик.

Занятие проходит в виде демонстрации фрагментов исследования. Студенты (по желанию) являются испытуемыми. Внимание фиксируется на особенностях работы психически здоровых людей и приводятся примеры ошибочных действий, высказываний психически больных людей.

Методики для ознакомления.

  1. Классификация предметов.
  2. Исключение предмета.
  3. Кубики Кооса.
  4. Куб Линка.
  5. Установление последовательности событий.
  6. Опосредованное запоминание (по Леонтьеву А.Н.).
  7. Простые аналогии.
  8. Сложные аналогии.

Литература:

  1. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.

Тема 2. Деонтология в работе с психически больными людьми (2 ч.).

  1. Медицинская деонтология: понятие, принципы.
  2. Требования к общению с психически больными людьми.
  3. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
  3. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).

Тема 3. Нарушения ощущений и восприятия (2 ч.).

  1. Нарушения ощущений.
  2. Агнозии.
  3. Иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации.
  4. Психосенсорные расстройства.
  5. Нарушения мотивационного компонента восприятия.

Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  3. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Тема 4. Нарушения памяти и внимания (2 ч.)

  1. Нарушение непосредственной памяти.
  2. Нарушение опосредованного запоминания.
  3. Нарушение динамики мнестической деятельности.
  4. Нарушение мотивационного компонента памяти.
  5. Нарушения внимания.
  6. Обсуждение таблицы «нарушения памяти», составленной в ходе самостоятельной работы.

Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
  3. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Тема 5. Нарушения мышления (2 ч.).

  1. Нарушение операциональной стороны мышления.
  2. Нарушение личностного компонентв мышления.
  3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.
  4. Обсуждение таблицы «нарушения мышления», составленной в ходе самостоятельной работы.

Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
  3. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Тема 6. Нарушения эмоциональной сферы (2 ч.).

  1. Аффект: определение понятия, стадии развития.
  2. Гипотимия и ее проявления (депрессия, дисфория, дистимия).
  3. Гипертимия и ее проявления (эйфория, мория, экстаз, экзальтация, мания и гипомания).
  4. Нарушения динамики эмоций: эмоциональная лабильность, эмоциональная слабость, эмоциональная ригидность, эмоциональная возбудимость, эксплозивность, эмоциональная монотонность, эмоциональный паралич, апатия, эмоциональная тупость.

Литература:

  1. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  2. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  4. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.

Тема 7. Нарушения личности (4 ч.).

  1. Нарушение структуры иерархии мотивов.
  2. Формирование патологических потребностей и мотивов.
  3. Нарушение смыслообразования.
  4. Нарушение саморегуояции и опосредования.
  5. Нарушение критичности и спонтанности поведения.
  6. Нарушение формипования характелогических особенностей личности.

Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологиии аномального развития личности. М., 1980.
  3. Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. М., 1974.

Вопросы к зачету

  1. Предмет и прикладные задачи патопсихологии.
  2. Этиология психических заболеваний.
  3. Понятие нормы и психической патологии.
  4. История развития патопсихологии.
  5. Этические аспекты работы с психически больными людьми.
  6. Принципы построения патопсихологического эксперимента.
  7. Болезни, изучаемые большой психиатрией (патопсихологические особен­ности).
  8. Болезни, изучаемые малой психиатрией (патопсихологические особенно­сти).
  1. Нарушения сознания.
  2. Нарушения ощущений.
  3. Нарушения восприятия.
  4. Нарушения мышления.
  5. Нарушения памяти.
  6. Нарушения эмоций.
  7. Нарушения личности.
  8. Патопсихологические синдромы.

Литература Основная:

  1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
  3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
  4. Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
  5. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).

Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С. Лебединской. М., 1987.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология, Ташкент, 1976.
  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н., Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах М., 1983. Т.5.
  6. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов-на-Дону, 1998.
  7. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  9. Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
  10. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасаркого. СПб% Питер, 2002.
  11. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
  12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия». 2003.
  13. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
  14. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.: Издательство «Институт практической психологии». 1996.
  15. Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981.
  16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 2001.