РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Утверждено на заседании кафедры_ теории, истории педагогики и образовательной практики (название кафедры) _____________________________________
протокол № _____ от «_____» ____________20___г. Заведующий кафедрой______Андриенко Н.К. (ФИО, подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Учебная (психолого-педагогическая практика)___________________________________

(наименование практики)

Направление подготовки_50 100.62 — Педагогическое образование ________________

Основная образовательная программа __ высшего профессионального образования

_____________

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Факультет исторический ___________________________________

Разработчик (и) рабочей программы практики __________________________________

(ФИО, подпись)

г. Армавир 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 года № 788):

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции.

Разработчики:

доцент кафедры теории,

истории педагогики и образовательной практики

доцент кафедры

специальной, социальной педагогики и психологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная (психолого-педагогическая) практика является частью основной образовательной программы по направлению подготовки 50 100.62 «Педагогическое

Учебная (психолого-педагогическая) практика является частью основной образовательной программы по направлению подготовки 50 100.62 «Педагогическое образование».

Данная форма развития исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования отражает практическую составляющую образовательной программы, подкрепленную соответствующей теоретической подготовкой к ней.

Учебная (психолого-педагогическая) практика является важным компонентом содержания профессионального образования и неотъемлемым этапом подготовки бакалавра к будущей деятельности учителя. Организуемая в рамках учебного процесса, органично вписываясь в изучение базовых курсов педагогики и психологии, она является действенным инструментом становления и развития профессиональной компетентности будущего учителя.

В основу разработки содержательного и технологического компонентов учебной (психолого-педагогической) практики положен принцип целеполагания и планирования. Практика организуется в рамках стабилизационно-развивающего (2 курс, 3 семестр) этапа обучения в педагогическом вузе.

Учебная (психолого-педагогическая) практика нацелена на закрепление и расширение знаний студентов по дисциплинам психолого-педагогического цикла и отработку элементарных способов профессиональной деятельности в ходе взаимодействия со школьниками.

Основными принципами определения содержания работы практикантов являются: реальные временные и пространственные условия, личностная и профессиональная заинтересованность практикантов в выполнении заданий и эффективности результата, наличие заданного алгоритма ежедневной работы.

Содержание заданий способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, которые проявляются в деятельности учителя при составлении индивидуального календарного плана, анализе учебных программ и учебников, изучении системы планирования учебно-воспитательной работы с учащимися, самостоятельном проведении мероприятий и коллективно-творческих дел со школьниками.

Предлагаемые задания при однонаправленности целей и задач, носят вариативный, творческий характер. Качественное их выполнение во многом зависит не только от уровня теоретической и практической подготовки, но и от личностных, потребностно-ценностных мотивов овладения студентами педагогической компетентностью. Сами формулировки заданий имеют также большое значение: они нацелены на развитие существенных и значимых умений, связанных с отбором, анализом, синтезом, структурированием материалов в соответствие с актуальной педагогической задачей (стратегической, тактической, типовой, оригинальной).

При таком подходе к организации и проведению учебной (психолого-педагогической) практики актуализируется вопрос осуществления контроля за деятельностью студентов-практикантов. Эту работу проводит преподаватель кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики (факультетский руководитель) совместно с методистами кафедры социальной, специальной педагогики и психологии.

При этом большое значение имеет этап предварительной работы факультетского руководителя и методистов кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики и кафедры социальной, специальной педагогики и психологии (знакомство с контингентом студентов, проведение индивидуальных и групповых инструктивно-методических консультаций по составлению и разъяснению основных направлений предстоящей деятельности, проведение установочных конференций).

Результаты выполнения заданий учебной (психолого-педагогической) практики, полученные студентами, могут использоваться при проведении семинарских и лабораторных занятий по педагогике и психологии, при написании рефератов, курсовых работ, выполнении исследовательских проектов.

Учебная (психолого-педагогическая) практиканацелена на содействие становлению компетентности бакалавра в области исследования актуальных проблем образования как основы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности.

Целями учебной практики является содействие становлению компетентности бакалавров в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности.

Задачи учебной практики:

ü углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

ü познакомить с системой работы современной общеобразовательной школы;

ü развить исследовательские умения бакалавров образования в процессе изучения особенностей развития, воспитания и обучения учащихся в основной школе;

ü развить умения диагностировать уровень развития личностных и учебных достижений подростка, старшеклассника, уровень его взаимоотношений в классе, творческую и социальную активность, его учебную самостоятельность формировать умения профессионального общения со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, коллегами и родителями);

ü содействовать овладению студентами первичными профессиональными умениями решения профессиональных задач (видеть ученика в образовательном процессе, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).

ü создать условия для формирования и развития адекватной самооценки и профессиональной рефлексии;

ü формировать ценностные и мотивационные ориентации успешной профессиональной деятельности будущего учителя.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:

ü владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

ü способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

ü готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

ü способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

ü способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

В результате прохождения учебной (психолого-педагогической) практики бакалавр должен:

знать:

ü закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

ü способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

ü способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

ü ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

ü сущность и структуру образовательных процессов;

ü способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.

уметь:

ü использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

ü учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

ü учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т. д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

ü использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

ü бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

ü организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

владеть:

ü способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т. д.);

ü способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

ü способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

ü способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

ü способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

ü различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

Вид практики-учебная.

Способы проведения практики: непрерывно.

Форма проведения практики: психолого-педагогическая.

Учебная практика проводится на 2 курсе в 3 семестре в течение 1-й недели (1,5 зачетные единицы) в соответствии с графиком учебного процесса по направлению подготовки. Практика осуществляется с отрывом от аудиторных занятий.

Виды учебной работы: установочная конференция; ознакомительные лекции-встречи, беседы с руководителями образовательных организаций, классными руководителями и учителями-предметниками; вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности и профилактике травматизма у детей и подростков; мероприятия по сбору, обработке и систематизации собранного фактического материала, выполнения практических заданий по педагогике под руководством преподавателя и самостоятельно.

Общая трудоемкость практики составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа .

Обязанности факультетского руководителя практики

Факультетский руководитель учебной практики курирует общие вопросы прохождения студентами учебной (психолого-педагогической) практики.

В обязанности факультетского руководителя и методиста входит подготовка студентов к психолого-педагогической практике в соответствии с её целями и задачами, оказание им методической и консультативной помощи, закрепление за группой студентов группового руководителя.

Факультетский руководитель и методист:

ü распределяют студентов по базам практик, осуществляют непосредственное руководство практикантами;

ü организуют и проводят установочную и итоговую конференции со студентами, выставки по итогам практики;

ü знакомят студентов с их правами и обязанностями;

ü изучают и анализируют отчетную документацию студентов-практикантов о работе в период практики;

ü оценивают работу студентов и по утвержденной форме документацию, проводят приём дифференцированного зачёта;

ü составляют распоряжение и отчёт о психолого-педагогической практике;

ü вносят предложения по совершенствованию практики;

ü сотрудничают с представителями администраций ОУ, учителями, классными руководителями.

Функции базы практик и обязанности руководителя практики, закреплённого учреждения:

ü обеспечивают студентов-практикантов рабочими местами в соответствии с целью практики, договором о сотрудничестве;

ü проводят инструктаж о мерах, правилах и технике безопасности, поведении в чрезвычайных ситуациях, охране труда;

ü знакомят практикантов с их правами и обязанностями, нормативными актами и документами, регламентирующими их деятельность;

ü контролируют соблюдение трудовой и производственной дисциплины практикантами, знакомит их с организацией работы образовательного учреждения;

ü по итогам практики готовят характеристику-отзыв с рекомендуемой оценкой практики.

Отзыв руководителя практики обязательно должен отражать следующее:

ü Характеристика студента-практиканта как бакалавра, овладевшего определённым набором профессиональных компетенций; способность к педагогической, организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;

ü Отражены направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке студента;

ü Даётся рекомендуемая оценка выполнения студентом работ («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), обсуждённая на малом педсовете образовательной организации, за которой был закреплён практикант.

Подведение итогов практики

По результатам практики не позднее 7 дней после ее окончания студенты представляют факультетскому руководителю практики письменный отчет вместе с другими отчетными документами.

Отчет по учебной (психолого-педагогической) практике включает в себя:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Индивидуальный план, заключение о результатах практики, отзыв факультетского руководителя (Приложение 2).

3. Характеристика базы прохождения практики (краткое описание специфики организации, основных сфер ее деятельности) (Приложение 3)

4. Общие сведения о проделанной работе (описание основных видов выполненных работ и их результатов).

5. Характеристика руководителя практики от образовательной организации (Приложение 3).

6. Приложение (материалы и результаты практической работы, которую студент осуществлял в ходе практики, портфолио, фотофакты).

Итоговый контроль по учебной практике осуществляется в форме дифференцированного зачета с оценкой отлично, хорошо, удовлетворительно.

Защита отчётов по учебной (психолого-педагогической) практике осуществляется на итоговой конференции. Участие в работе итоговой конференции в обязательном порядке принимает руководитель практики от академии.

На итоговой конференции студенты-практиканты делятся собственным приобретённым опытом учебно-исследовательской работы, педагогическими находками, собственными мнениями, анализируют недостатки. Отчёт проводится в творческой форме с использованием современных информационных технологий.

На итоговой конференции руководитель практики предоставляет анализ отчетной документации студентов, анализирует допущенные ошибки, успех и возникшие проблемы в ходе практики, корректирует отчёты, даёт необходимые советы по коррекции дальнейшей работы.

Проверка представленной документации по учебной (психолого-педагогической) практике и выставление оценок проводится совместно руководителями практики от закрепленных кафедр.

При оценке отчёта по учебной практике руководители практики должны исходить из следующих критериев:

ü систематичность работы в ходе практики;

ü ответственное отношение к прохождению практики, в целом к своей будущей профессиональной деятельности;

ü качество выполнения заданий, предусмотренных практикой;

ü добросовестность в ведении рабочей документации, качество оформления отчетных документов по практике;

ü оценка работы бакалавра-практиканта, данная в характеристике руководителя практики от образовательной организации.

Если студент не выполнил учебный план практики в полном объеме, он не допускается к зачету. В этом случае, а также, если студент получает неудовлетворительную оценку («незачет»), он проходит практику повторно в полном объеме в индивидуальном порядке.

Отрицательная оценка, полученная за прохождение практики, считается академической задолженностью.

Результаты приема зачетов (зачетов с дифференцированной оценкой) по практике оформляются ведомостью и проставляются в зачетную книжку бакалавра. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется. Оценки в зачетные книжки и зачетно-экзаменационные ведомости вносит факультетский руководитель учебной (психолого-педагогической) практики.

В случае, если по уважительной причине студент не может пройти практику в установленные учебным планом сроки, ему предоставляется право пройти ее с тем же объемом часов в индивидуальные сроки.

СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРАКТИКИ

Структура и содержание учебной практики

Распределение заданий в ходе практики

День Задания Результат
Первый 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Изучение системы учебно-воспитательной работы школы, класса, детской общественной организации существующей в школе. 3. Знакомство с учащимися класса, классным руководителем, заместителем директора по учебной работе, заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-психологом. 1. Педагогическое наблюдение за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях. 2. Сбор и анализ результатов педагогического наблюдения для выполнения заданий по педагогике и составления портфолио практиканта. 3. Установление деловых партнерских отношений с администрацией, учителями и учащимися, отработка навыков педагогического общения.
Второй 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Проведение диагностических методик по психологии с учащимися класса. 3. Изучение содержания учебного плана школы. 1. Анализ программы обучения по предмету профиля; его структурных частей (пояснительная записка и т. д.); учебников, учебно-методических комплексов (УМК), по которым работает учитель-предметник. 2. Бланки диагностических методик с ответами учащихся. 3. Анализ содержания учебного плана школы с целью определения его структуры и особенностей для данного ОУ.
Третий 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Количественная и качественная обработка бланков диагностических методик с ответами учащихся. 3. Изучение традиций, сложившихся в школе, классе; изучение структуры самоуправления в школе, классе. 1. Анализ факторов, влияющих на выбор методов обучения, применяемых учителем-предметником, в ходе объяснения нового материала, для его закрепления, в ходе материала обобщения и систематизации, для контроля знаний учащихся. 2. Анализ результатов диагностических методик по психологии, оформленный в форме презентации. 3. Анализ воспитательной системы школы, класса.
Четвертый 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Индивидуальная беседа с учащимся, на которого будет составляться характеристика. 3. Изучение плана воспитательной работы класса. 1. Анализ урока по предмету профиля с целью выявления структурных элементов урока, их последовательности, взаимосвязи и эффективности. 2. Протокол по результатам беседы. 3. Анализ плана воспитательной работы класса, его разделов, характеристики класса, целей и задач воспитания на год и т. д.
Пятый 1. Присутствие на уроках в соответствии с расписанием. 2. Составление характеристики на одного учащегося 3. Сбор материала для составления отчёта по итогам практики. 1.Ознакомление с инструкцией по заполнению классного журнала, с целью изучения его разделов. 2. Характеристика на одного учащегося. 3. Составление портфолио практиканта, подготовка отчета.
Шестой 1. Оформление отчёта по итогам практики. Характеристика на студента. Отчет по практике.

ПЕДАГОГИКА. В ходе встреч с представителями администрации образовательных организаций (директор, заместители директора по учебной

В ходе встреч с представителями администрации образовательных организаций (директор, заместители директора по учебной, воспитательной работе) студенты имеют возможность ознакомиться с системой учебно-воспитательной работы, учебно-материальной базой, деятельностью педагогических коллективов; методического объединения классных руководителей образовательных организаций.

В тесном сотрудничестве с опытными учителями-предметниками базовых образовательных организаций студенты изучают систему планирования учебно-воспитательного процесса организации, класса; составляют психолого-педагогическую характеристику личности учащегося и коллектива класса; анализируют систему учебной и внеурочной работы по предмету; систему внеклассной воспитательной работы; изучают опыт работы учителей-предметников образовательных организаций г. Армавира.

Знакомство с системой работы учителя-мастера по предмету проходит в ходе бесед с учителями-предметниками, при посещении уроков. На уроках по предмету своей специальности студенты составляют общее впечатление о дисциплине и работоспособности учащихся, заинтересованности учащихся в учебе, познавательной активности, отмечают и анализируют методы, средства и приемы обучения, использованные учителями математики, физики и информатики на уроках. Студенты анализируют особенности учебных программ, по которым работают учителя-предметники, а также перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуются учителя. Вместе с учителями и методистами кафедры обсуждаются методические проблемы, которые возникают при преподавании предметов выбранных студентами специальностей. Студенты записывают в свои методические портфолио понравившиеся приемы, задания, задачи проблемного характера, которые использовались опытными учителями-предметниками.

Студенты выполняют анализ уроков, исходя из предложенных схем и критериев. В ходе данной работы фиксируются общие сведения об уроке или внеучебном занятии по предмету; организационные особенности (подготовленность учителя и класса; умение учителя мобилизовать внимание учащихся, создать рабочую обстановку в классе); определяется место данного урока в системе уроков по данной теме, связь с предыдущим материалом. Отмечаются организационные стороны урока (структура урока, соответствие структуры его содержанию и целям; взаимосвязь этапов урока, соответствие структуры его содержанию и целям; взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности; сочетание групповых и индивидуальных форм работы).

Анализируется содержание деятельности учителя и учащихся на уроке, воспитание на уроке; соответствие примененных методов изучения учебного материала целям, задачам, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Определяется роль и место самостоятельной работы на уроке, использование наглядности. Анализируется развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия, целесообразность дидактических задач, индивидуальный подход в процессе воспитания (стиль работы учителя, педагогический такт, профессиональные качества).

Задание 1.

A) Ознакомьтесь с системой учебно-воспитательной работы образовательной организации; класса.

B) Прочитайте содержание учебного плана образовательной организации. Определите его структуру. Выделите ту часть учебного плана, которая является уникальной (особенной) для этого ОУ.

C)Выясните: какие традиции сложились в образовательной организации, классе?

D) Ознакомьтесь со структурой самоуправления в образовательной организации, классе.

E) Какая детская общественная организация существует в образовательной организации.

Задание 2.

A)Познакомьтесь с программой обучения по предмету вашего профиля; его структурными частями (пояснительная записка и т. д.).

Выясните, по каким учебникам, учебно-методическим комплексам (УМК) работает учитель вашего профиля.

B) Побеседуйте с учителем-предметником, какими методами он пользуется чаще: в ходе объяснения нового материала, для закрепления его, в ходе материала обобщения и систематизации, для контроля знаний учащихся. Какие факторы выбора метода являются ведущими?

C) Посетите уроки по предмету вашего профиля и проанализируйте его по схеме

Схема анализа урока:

Структурный анализ урока — структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2. Определить их последовательность и целесообразность.

3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

2. Ознакомьтесь с инструкцией по заполнению классного журнала. Изучите его разделы. Обратите внимание на последнюю страницу журнала, куда заместитель директора по учебно-методической работе заносит результаты проверки этого документа.

Задание 3.

A)Познакомьтесь с классом, с этой целью ведите педагогическое наблюдение за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях. Изучите возрастные и индивидуальные особенности одного ученика класса, состояния его здоровья, условий жизни и воспитания, взаимоотношений с родителями, учителями и сверстниками.

B) Изучите план воспитательной работы класса, в котором вы проходите практику. Проанализируйте, какие разделы он содержит. Например, характеристика класса, цели и задачи воспитания на год и т. д. Какие формы и методы работы классный руководитель планирует использовать в своей работе? Какие методы педагогической диагностики планирует использовать в учебном году; как они соотносятся с целями воспитания. Например, изучение классного коллектива; сплочённость группы; атмосферу в коллективе; изучение семьи; отношение к учёбе и т. д.

C) Изучите, как планируется работа с родительским комитетом, родителями. Перечислите тематику родительских собраний.

ПСИХОЛОГИЯ. Учебная практика бакалавров содержит следующие виды работ:

Учебная практика бакалавров содержит следующие виды работ:

ü умение использовать на практике полученные теоретические знания;

ü проведение исследования, используя современные методы;

ü умение правильно интерпретировать и обрабатывать информацию;

ü умение обобщать, анализировать и делать выводы по итогам проделанной исследовательской работы.

Студенты закреплены за классами в соответствии с распоряжением по 3−5 человека. Количество учащихся в классе делится между студентами.

Задания:

1. Перечисленные методики проводятся со всем составом класса.

2. Каждый студент выбирает себе одного ученика и составляет на него характеристику, на основании результатов проведенных методик, беседы, наблюдения и т. д.

3. Студенты, закрепленные за классом, делают общий анализ проведенных методик на весь класс и представляют в форме презентации.

Во время прохождения практики студенты должны выполнить следующие задания:

Класс

1. Методика «Незаконченные предложения».

2. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы».

3. Методика «Мотивы учения.

1. Методика «Незаконченные предложения» (8−9 класс)

2. Анкета для школьников.

3. Анкета «Готовность к ЕГЭ» (10−11 класс)

4. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

1. Методика «Незаконченные предложения»

Метод незаконченных предложений представляет собой опосредованный метод установления семантических связей (Петренко В. Ф., 1988), позволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете (в нашем случае — ценностные ориентации школьников) и эмоциональные отношения к нему.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к ценностным ориентация школьников на современном этапе.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагно­стики.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания — предложения, которые испытуемому необходимо закончить. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (устной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция. · Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь

· Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается».

· Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет „правильных“ и „неправильных“ ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть модифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.

1. Я всегда хотел

2. Будущее кажется мне

3. Думаю, что настоящий друг

4. Самое важное для меня

5. В будущем я хочу поступить учиться

6. В будущем я хочу работать

7. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

8. Не люблю людей, которые

9. Больше всего я хотел бы в жизни

10. Когда буду старым

Обработка результатов. При обработке результатов оценивается «эмоциональное благополучие» каждого ответа учащегося. К «эмоционально благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагополучные»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам учащегося. Точные количественные критерии оценки проективного метода привести довольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные учащиеся дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся ценностных ориентаций школьников. Этот материал может быть обсужден во время консультации с учащимся или в процессе групповой работы.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рассматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»).

«Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит или как сознательное стремление испытуемого к защите личностных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные элементы психологических защит).

2. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

Уважаемый старшеклассник!

Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.

Возможные варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует вашему мнению. Данные будут представляться только в обобщенном виде.

1. Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет б) жизненных умений Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет

2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?

Да Не могу сказать Нет

3. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения

Характеристики школьной среды Ваш выбор
1. Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3. Эмоциональный комфорт
4. Возможность высказать свою точку зрения
5. Уважительное отношение к себе
6. Сохранение личного достоинства
7. Возможность обратиться за помощью
8. Возможность проявлять инициативу, активность
9. Учет личных проблем и затруднений-
10. Внимание к просьбам и предложениям
11. Помощь в выборе собственного решения

4. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?

Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет

5. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от:

Показатели Полностью незащищен Незащищен Как сказать Защищен Вполне защищен
публичного унижения со стороны: а) одноклассников; б) учителей
оскорбления со стороны: а) одноклассников; б) учителей
высмеивания со стороны: а) одноклассников; б) учителей
угроз со стороны: а) одноклассников; б) учителей
обидного обзывания со стороны: а) одноклассников; б) учителей
того, что заставят делать что-либо против вашего желания: а) одноклассники; б) учителя
игнорирования со стороны: а) одноклассников; б) учителей
неуважительного отношения со стороны: а) одноклассников; б) учителей
недоброжелательного отношения со стороны: а) одноклассников; б) учителей

3. Методика «Мотивы учения» (Маркова А.К.)

Цель: выявить мотивы учения младших подростков.

Экспериментальный материал: бланк анкеты, ручка.

Ход выполнения задания:

Инструкция: внимательно прочитайте все пункты анкеты и только после этого подчеркните те из них, которые соответствуют Вашим устремлениям.

Анкета для школьников

Уважаемый учащийся для составления психологического портрета современного школьника просим ответить на следующие вопросы:

1. ФИО, класс_________________________________________________________

2. Образование родителей: (нужное подчеркнуть)

Мать — высшее, среднее, начальное среднее

Отец — высшее, среднее, начальное среднее

3. Какое образование ты хочешь иметь сам (а)? (нужное подчеркнуть)

высшее, среднее, начальное среднее

4. Кто или что может оказать влияние на твой профессиональный выбор? (нужное подчеркнуть)

ты сам (а), родители, учителя, друзья, родственники и другие (уточнить);

СМИ, престижность профессии, размер заработной платы, что-либо другое (уточнить).

5. Какие профессии на твой взгляд сейчас наиболее популярные? (перечислить)

6. Какие профессии на твой взгляд сейчас самые высокооплачиваемые? (перечислить)

7. Какие качества в людях ты больше всего ценишь? (перечислить)

8. Какими качествами должна обладать успешная личность? (перечислить)

9. Удовлетворены ли Вы своим физическим состоянием? (нужное подчеркнуть)

Да Нет Не совсем

10. Предпринимаете ли Вы действия по укреплению здоровья?

Да Нет Иногда Очень редко

Обработка результатов. При обработке ответов учащихся оцениваются индивидуальные ответы отдельных учеников и общие показатели по классу в целом.

При анализе ответов общих показателей по классу на вопросы 2, 3, 4, 9, 10 данные вычисляются в процентном соотношении, на вопросы 5, 6, 7. 8 данные обрабатываются с помощью ранжирования.

Анализ особенностей ответов учащихся на вопросы анкеты, может дать интересный материал, касающийся психологического портрета современногошкольника. Этот материал может быть обсужден во время консультации с учащимся или в процессе групповой работы.

5. Анкета «Готовность к ЕГЭ»

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Анкета может проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий).

Наш опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Друзья!

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 — полностью не согласен до 10 — абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен
13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен

Анализ данных:

Низкими показателями считается 4 и меньше, высокими — 8 и больше

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля

Личности школьника как члена группы

Х, А Р, А К Т Е Р И С Т И К А

на ученика ____________________класса ____________

школы гор. _________________ за _____________ уч. год

1. Общие сведения о школьнике — возраст, состояние здоровья, данные из личного дела школьника.

2. Характеристика отношений школьника к группе одноклассников. Потребность быть членом группы, считаться с ее мнением. Бороться за ее честь. Авторитет школьника в группе. Общительность и понимание других людей. Подверженность школьника массовидным социально-психологическим явлениям — соревнованию, традициям, обычаям, подражанию, внушению, моде и др. Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в группе — списыванию, подсказыванию, «круговой поруке» и т. д.

3. Характеристика направленности личности. Личная, альтруистическая или деловая направленность личности школьника. Характеристика осознаваемых мотивов личности: структура интересов, их глубина, широта, действенность. Наиболее выражены познавательные интересы. Единство знаний и убеждений. Стремление школьника, его мечты, идеалы. Неосознаваемые мотивы ребенка.

4. Уровень притязаний ребенка и самооценка его личности. Характеристика уровня притязания личности. Адекватный, неадекватный: заниженный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязания личности. Характерная для школьника оценка своих возможностей. Требовательность к себе. Отношение к критике. Самовоспитание.

5. Ученик в различных видах деятельности. Характеристика учебной деятельности в жизни человека. Соотношение учебной, трудовой, игровой деятельности в жизни ученика. Отношение к учению: учиться с интересом, без интереса, не желает учиться. Какие отметки преобладают? Успеваемость и дисциплинированность, отношение к трудовой деятельности. Бытовой труд школьника. Общественная активность школьника.

6. Характеристика познавательной деятельности. Особенности восприятия, наблюдательности, особенности памяти, преобладающие типы памяти: точность, быстрота, длительность удержания материала. Характеристика внимания: устойчивость, распределение, переключение. Рассеянность и другие особенности. Степень развития образного и отвлеченного мышления, последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять общие и существенные признаки, умение рассуждать и делать выводы. Самостоятельность суждений и выводов. Соотношение творческого и воссоздающего воображения. Степень развития устной и письменной речи: богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи.

7. Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия. Развитие высших чувств — моральных, интеллектуальных, практических, эстетических. Глубина и устойчивость переживаний. Преобладающее настроение школьника. Степень эмоциональной возбудимости школьника. Быстрота протекания и смены эмоций. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний. Эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудаче. Умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, уровень произвольности действий.

8. Способности. Общие и специальные способности, наиболее выдающиеся способности учеников — музыкальные, технические, математические, организаторские и др.

9. Темперамент. Проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности — сила, уравновешенность, подвижность. Проявление некоторых свойств темперамента — сензитивности, активности, реактивности, ригидности, интровертированности, эксравертированности и т. д.

10. Характер. Черты характера, проявляющиеся по отношению к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др. Черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным поручениям, обязанностям.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к классу, школе. Переживание успехов и неуспехов своего класса. Отношение к товарищам, взрослым, общительность, внушаемость, конформизм и др.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам: аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость.

11. Общие психолого-педагогические выводы. Показатель положительных и отрицательных тенденций в развитии личности школьника и пути формирования в его личности. Перспективы личности школьника.

Компетенция ПК-4

способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
ü модель, структурные компоненты образовательной среды ОУ и методы оценки качества учебно-воспитательного процесса ü системно анализировать образовательные концепции; ü способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды
Номера контрольных заданий:
Задание № 1−3 по педагогике Задание № 3 по психологии, представление группового отчета по практике в форме презентации Задание № 1 -3 по педагогике Задание № 3 по психологии, представление группового отчета по практике в форме презентации Задание № 1 -3 по педагогике Задание № 3 по психологии, представление группового отчета по практике в форме презентации
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Уровень освоения:
«не зачтено» — 60% и менее «зачтено» — 61−100% «не зачтено» — 60% и менее «зачтено» — 61−100% «не зачтено» — 60% и менее «зачтено» — 61−100%

Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: — основные теоретические знания по информатике; - основные положения теории и практики преподавания информатики в образовательной организации; - возрастные особенности учащихся среднего и старшего школьного возраста; - нормы СанПин, регулирующие организацию учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; - психологические особенности учащихся; - формы и методы организации учебных занятий в образовательной организации; - формы и методы ВР с детьми в образовательной организации; - знание основ речевой профессиональной культуры, основ взаимодействия с аудиторией.
Умения: — анализировать методику проведения учебных занятий: — умение определять цель и задачи урока; - анализировать разнообразные методы обучения с учетом психолого-физиологических особенностей класса; - осуществлять анализ уроков; - умения и навыки, соответствующие профессиональной деятельности учителя-предметника в образовательной организации — умение анализировать нормативно-правовые документы, методическую литературу, школьные учебники и программы; - проводить диагностику сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности, общих учебных умений и навыков; - изучать результаты учебной деятельности учащихся.
Навыки: — помощь учителям-предметникам в организации учебных занятий разных форм; - помощь классным руководителям в организация внеклассной работы и творческой деятельности учащихся.
Опыт деятельности: В период прохождения практики студент должен: — посетить все учебные занятия и воспитательные мероприятия в закрепленном классе; - выполнять учебно-методические указания руководителя практики в образовательной организации; - провести необходимые исследования и сбор материалов для оформления отчетной документации о практике.

Этапы формирования компетенций

Весь срок практики студентов разделен на две части — наблюдательная (пассивная) практика — первые 1−3 дня и активная практика — 4 дня недели, в течение которых студент:

1 день: · изучает особенности кабинета информатики в данной образовательной организации, знакомится с его аппаратным, программным и методическим обеспечением; · беседует с заместителем директора по ВР, классным руководителем о задачах и системе воспитательной работы в классе, психолого-педагогических особенностях класса; · посещает учебно-воспитательные занятия в закрепленном классе и изучает классный журнал и др. документацию; · посещает и анализирует учебные занятия по предмету; · знакомится с педагогическим и методическим опытом учителя; · определяет степень активности учащихся на уроках; отмечает методы и способы активизации деятельности уч-ся, используемые учителем; · определяет методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся; · отмечает методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы; · выявляет уровень дисциплины и работоспособности в классе в целом; · определяет уровни развития у учащихся умений и мотивов учебных действий.
2 — 7 день: · посещает и анализирует уроки по предмету, проводимые учителем; · участвует в проведении воспитательных общешкольных и внеклассных мероприятий, организуемых учителем; · оформляет отчетную документацию о прохождении учебной (психолого-педагогической) практики; · составляет портфолио, отчет; · готовит презентацию отчета на итоговую конференцию

Контрольное заданиепредставляет собой комплект оформленной соответствующим образом отчетной документации, обязательной к заполнению по результатам прохождения практики.

Отчетная документация включает:

  1. характеристику о прохождении учебной (психолого-педагогической) практики, составленную закрепленным за студентом учителем-предметником или классным руководителем;
  2. отчет студента о прохождении учебной (психолого-педагогической) практики;
  3. отчет о выполнении заданий по педагогике;
  4. отчет о выполнении заданий по психологии.

При подготовке отчета, анализа выполненных заданий обязательно раскрытие всех пунктов соответствующего плана. Полнота ответов и сроки сдачи отчетной документации факультетскому руководителю учитываются при выставлении итоговой оценки за учебную (психолого-педагогическую) педагогическую практику.

Шкала оценивания

Критерии оценивания:

· оценка «неудовлетворительно» — выставляется студентам, набравшим 60 и менее баллов (60%);

· оценка «удовлетворительно» — выставляется студентам, набравшим от 60 до 80 баллов

· (61−80%);

· оценка «хорошо» — выставляется студентам, набравшим от 81 до 90 баллов (81−90%);

· оценка «отлично» — выставляется студентам, набравшим от 91 до 100 баллов (91−100%)

Итоговая аттестация — дифференцированный зачет.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучении студента в академии.

ПЕДАГОГИКА

Основная литература

  1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
  2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
  3. Закон «Об образовании в РФ». — М., 2012.
  4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.
  5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
  6. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Владос, 2010.
  7. Методология научного познания: Уч. пос. / Г. И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  8. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013.
  9. Учебно-методическое пособие для тематической смены «Школьное самоуправление» в рамках губернаторского форума молодежного актива «Регион 93» / Отв. ред. И.Б.Соколова, К.В.Шкуропий. — Краснодар-Армавир: РИО АГПА.-2013. -188 с.

Дополнительная литература

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. — 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. — М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективам / Сост. Г. С. Чеснокова и др. — Волгоград: Учитель, 2009.

3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.

4. Живогляд М.В. Педагогическая поддержка этнической социализации подростков: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Армавир: АГПУ, 2009. -77с.

5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176с. (Профессионализм педагога)

6. Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые документы по вопросам детства и реализации государственной образовательной политики.

7. Ибрагимова, И.Н., Рубцова, Е.Т. Педагогика. Самостоятельное изучение. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов [Текст]. Автор-составитель: Е.Т. Рубцова. — Армавир: РИО АГПА, 2013.

8. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с. — 40 шт.

9. Основы работы классного руководителя. Авторы-составители Е.А.Соболева, И.Б. Соколова, С.Г. Спевакова. -Армавир, 2009.

10. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. — 2-е изд, доп. — М.: Изд-во Юрайт — ИД Юрайт, 2011.- 574с.

11. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. — М.: АПКиПРО, 2003.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. antonmakarenko.narod.ru Международная ассоциация Макаренко А.С. На сайте представлена программа и материалы международного макаренковского семинара «А.С. Макаренко и мировая педагогика».

2. www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека. Библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Книги доступны для чтения on-line. Имеется алфавитный и систематический каталог.

3. Российская научная сеть. Информационная система, нацеленная на облегчение доступа к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии. Сеть складывается из информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую базу знаний. Среди разделов сайта — педагогика, психология, социология, история, география, химия, литературоведение, искусствоведение, философия и др.

4. Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета. Содержит более 3000 электронных версий книг и статей.

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Целью информационной системы является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005—2006 годах. В разделе «Библиотека» представлено более 10 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В «Каталоге» хранится более 30 000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Имеется также «Глоссарий терминов по образованию» и система новостей образования.

6. www.sci-lib.com/ Большая научная библиотека. Большая Научная Библиотека (БНБ) является интернет-библиотекой, в которой каждый желающий может скачать бесплатно для ознакомления любую имеющуюся научную литературу — почти 1000 электронных книг в формате DJVU, а также заказать и свободно скачать практически любую научную статью из более чем 6000 электронных журналов крупнейших академических издательств таких как Elsevier, Kluwer, Oxford University Press, Cambridge University Press, Blackwell Publishers и многих других.

7. www.openet.ru/University.nsf/Index.htm Российский портал открытого образования.Сервер ставит целью создание, эксплуатацию и развитие информационно-образовательной среды открытого образования РФ, основываясь на межвузовской научно-технической программе «Создание системы открытого образования» Минобразования РФ. В разделе «Открытое образование» — концепция Открытого образования, глоссарий, нормативно-правовое обеспечение открытого образования (представлены документы, начиная с 1948 года).

В разделе «Каталог" — информация о виртуальных университетах и представительствах, библиотеках вузов, курсах и интернет-магазинах. На сайте представлена также информация о конференциях и публикациях по открытому образованию, информационно-аналитические материалы и сетевая конференция по теме.

8. spo.1september.ru/2006/21/13.htm — Курсы повышения квалификации: Педагогический университет «Первое сентября»

9. - Инновационная деятельность: МОУ Славкинская СОШ

10. Российское образование Федеральный портал

11. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России — [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

13. Формы воспитательной работы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nravstvennost.info/library/news_detail.php…

ПСИХОЛОГИЯ

Основная литература

1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 336 с.

2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2012.- 384 с.

4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. — М.: КУРС, 2013. — 368 с.

5. Каменская В.Г. Психодиагностика ребенка: учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. — М.: ФОРУМ, 2011. — 400 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 2009.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2006.

3. Дандарова Ж. К., Кон И. С., Костромитина С. Н. и др. Психология подростка: полное руководство. − М.: Прайм-Еврознак, 2008.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи.-3-е изд.- СПб.: Питер, 2012.- 176 с.

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / М.И. Еникеев. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 640 с.

6. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. — М.: ФОРУМ, 2011. — 496 с.

7. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребенка: учебник / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. — М.: ФОРУМ, 2011.

8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009.

9. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 3-е изд. — М., 2009.

10. Нос И.Н. Психодиагностика. — М.: Юрайт, 2011.

11. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2012.

12. Островский, Э.В. Основы психологии: учебное пособие / Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник, 2012. — 268 с.

13. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учеб. пособие/ ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: ИД, Бахрах-М, 2006.

14. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 — 11 классы).

— М.: ВАКО, 2005.

15. Сборник методик для диагностики учащихся / авт. сост. А.А. Попова, И.П. Шкрябко.- Армавир: РИО АГПА, 2011.- 136 с.

16. Сонин, В.А. Общий психологический практикум: учебное пособие / В.А. Сонин. — М.: ФОРУМ, 2011.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. PSyberLink — Психологическая сеть российского Интернета psyberlink.flogiston.ru;

2. Библиотека психологической литературы — bookap.info

3. Библиотека русского гуманитарного Интернет-университета —

4. Большой психологический словарь — www.psyhodic.ru/oblako-tegov/vozrastnaya-psikhologiya.html

5. Все о психологии: организации, аудио и видеоматериалы, публикации www.prometeus.nsc.ru/guide/guide/sci11.ssi

6. Каталог психологических сайтов —

7. Полнотекстная библиотека — www.psycho.ru

8. Псипортал развития личности psy.com.ru

9. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры — psylib.org.ua

10. Психология на RIN.RU psy.rin.ru

11. Электронная бесплатная библиотека — www.liblife.ru

12. Электронная библиотека RoyalLib.ru (книги по психологии) — royallib.ru

Психологическая диагностика:

1. Иматон — www.imaton.com;

2. Амалтея — www.lanberg.ru/shop/meth/amalteya;

3. Психрон — www.psytest.ru;

4. УМК «Психология» — psychosoft.ru;

5. Лаборатория «Гуманитарные технологии» — www.ht.ru/cms;

6. Когито-Центр — www.cogito-centre.com;

Психологическая периодика:

1. Электронный журнал «Психологическая наука и образование PSYEDU.ru» psyjournals.ru/psyedu_ru/index.shtml

2. Вестник практической психологии образования psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml

3. Издание института психологии РАН psyberlink.flogiston.ru/internet/journ_ru/j_ip.htm

4. Новое в психолого-педагогических исследованиях elibrary.ru/title_about.asp?id=28 257

5. Научный электронный журнал «Психологические исследования»

6. Журнал «Развитие личности» — rl-online.ru/index.html

7. Газета «Школьный психолог» —

8. Психологическая газета — регулярное электронное издание — www.psy.su

9. Журнал «Вопросы психологии» — www.voppsy.ru

10. Московский психологический журнал — magazine.mospsy.ru

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

ОТЧЕТ

ПО УЧЕБНОЙ

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ)
ПРАКТИКЕ

Студента 2 курса исторического факультета

50 100.62 «Педагогическое образование»

(профиль — _________________________)

___________________________________

(Ф.И.О.)

Армавир — 20____

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

учебной (психолого-педагогической) практики

студента 2 курса

исторического факультета

Направления подготовки 50 100.62 Педагогическое образование

Профиль — _____________________________________

_______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики______________________________________________

Сроки практики: с ________________ по __________________ 20__ г.

Работники образовательных организаций, участвующие в проведении практики

Должность ФИО
Директор образовательной организации
Замдиректора образовательной организации
Классный руководитель
Факультетский руководитель практики
Методист по педагогике
Методист по психологии

Сведения о выполнении содержания практики

Дата (период) Содержание планируемой работы Отчет студента о выполнении
Участие в установочной конференции
Участие в итоговой конференции

Заключение о результатах практики

1.Методист по педагогике_______________________________________________________

__________________________

2. Методист по психологии_____________________________________________________

_____________

_____________

Отзыв факультетского руководителя практики

  1. Полнота и качество выполнения заданий по педагогике, способность студента самостоятельно анализировать результаты своей работы —от 0 до 35 баллов.
  2. Полнота и качество выполнения заданий по психологии, способность студента самостоятельно анализировать результаты своей работы — от 0 до 35 баллов.
  3. Отзыв и оценка должностного лица образовательной организации, под непосредственным руководством которого работал практикант — от 0 до 10 баллов.
  4. Своевременность сдачи отчётной документации по практике — от 0 до 10 баллов.
  5. Участие в установочной конференции по практике- от 0 до 5 баллов.
  6. Выступление на конференции по итогам практики — от 0 до 5 балло.

Студенту_______________________________________________________________

Выставляется оценка «________________________» в соответствии со шкалой измерения результатов практики.

Факультетский руководитель

учебной (психолого-педагогической) практики /ФИО/

Далее размещается портфолио с выполненными заданиями по педагогике и психологии. В качестве приложения (желательно) — диск с презентацией своего выступления на итоговой конференции.

Приложение 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

на __________________________________________,

(ФИО студента)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector