Структура и трудоемкость дисциплины

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

 

БОГДАНОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология» очной формы обучения

 

Тюменский государственный университет

 

М.В. Богданова Клиническая психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2013, _19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Клиническая психодиагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Богданова М.В., 2013.

 

 

Богданова М.В.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.68 «Психология»

 

 

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

Г. Тюмень, ул. Семакова, 10

 

 

Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса — ознакомление студентов с теоретическими основами клинической психодиагностики, формирование умений и навыков решения достаточно широкого круга психодиагностических задач в профессиональной деятельности.

Это предполагает решение следующихзадач:

1. Познакомить студентов с различными методами патопсихологической диагностики, востребованной в консультативном процессе.

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

... дисциплине «Психология педагогического творчества», также позволят студентам получить задел для проведения научно-исследовательской работы. 3) «Психология развития», «Социальная психология», «Медицинская психология» и ... криминогенной ситуации. Практическая деятельность: - умение разрабатывать психолого-педагогические программы поддержки, помощи, сопровождения и реабилитации лиц несовершеннолетних в ...

2. Сформировать навыки работы с конкретными методиками.

3. Дать представление о работе клинического диагноста, особенностями построения его взаимоотношений с пациентами.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Психодиагностика в консультативном процессе» относится к разделу М.2 «Профессиональный цикл (дисциплины по выбору магистра)», входящему в учебный план направления 030300.62 «Психология».

В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации диагностики в консультативном процессе, а также методы и методики психологической диагностики.

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о целях и задачах психодиагностики («Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Психодиагностика в консультативном процессе»).

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии», «Психотерапия зависимостей», «Научно-исследовательская работа, включая научно-исследовательский семинар».

Во время изучения указанных курсов студенты могут применять знания и умения по клинической психологической диагностике.

 

1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика»

В результате освоения дисциплины «Клиническая психодиагностика» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Код компетенции Формулировка компетенции Результаты обучения в целом Результаты обучения по уровням освоения материала Виды занятий (лекции, практиче ские, семинар ские, лаборатор ные Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
Минима льный Базовый   Повышен ный
ОК-11 оформление, представление в устной и письменной форме результатов выполненной работы Знает: как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Имеет представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, Общее представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Полное представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы При помощи преподавателя оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы, Самостоятельно (с консультационной поддержкой) оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы Самостоятельно оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинар ские, Отчет по практическим заданиям;
Владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы Базовым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы В общем виде, владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы Устойчивым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы семинарские, Отчет по практическим заданиям;  
ПК-10 выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам Знает: как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Имеет представление, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Общее понимание того, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей имеет глубокие знания о том, как выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей При помощи преподавателя выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей При дополнительной консультации выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Уверенно свободно выявлять специфику психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
Владеет: Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Общими навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Сформированными Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей Устойчивыми Навыками выявления специфики психического функционирования в норме и патологии с учетом индивидуальных особенностей семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум  
ПК-17 диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок Знает: как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Имеет представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Общее представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Полное представление о том, как проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик При помощи преподавателя проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Самостоятельно (с консультационной поддержкой) проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Самостоятельно проводить диагностику и экспертизу психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинар ские, Отчет по практическим заданиям;
Владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Базовыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик В общем виде, владеет навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик Устойчивыми навыками диагностики и экспертизы психологических свойств и состояний человека с использованием инновационных методик семинарские, Отчет по практическим заданиям;  
ПК-50 диагностика и исключение из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания Знает: как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Имеет представление, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Общее понимание того, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств имеет глубокие знания о том, как диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские эссе; контрольная работа; Вопросы и ответы
Умеет: диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств При помощи преподавателя диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств При дополнительной консультации диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Уверенно свободно диагностировать и исключать из поля воздействия людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
Владеет: Навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Общими навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Сформированными навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств Устойчивыми навыками диагностики людей, отклонения в поведении которых являются следствием психических расстройств семинар ские, лабораторные Отчет по практическим заданиям; коллоквиум  

 

В результате изучения курса «Клиническая психодиагностика» студент должен:

Знать:

— базовые понятия курса,

— принципы построения патопсихологического эксперимента,

— патопсихологические симптомокомплексы,

— нозологию психических заболеваний и проявления психических нарушений в процессе патопсихологического обследования.

Уметь:

— правильно подбирать диагностические методики в соответствии с поставленной задачей,

— проводить обследование, обрабатывать и интерпретировать результаты,

— составлять патопсихологическое заключение.

Владеть:

— методиками клинической психодиагностики,

— тезаурусом медицинских и психологических понятий в рамках дисциплины для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, описания психических нарушений.

 

 

Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 3.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Виды контроля
практические Лабораторные занятия Самостоятельная работа*
  Модуль 1.            
1. Предмет, объект, задачи и методы клинической психодиагностики. Устный опрос
2. Основные понятия психометрии. Устный опрос
3. Методы патопсихологии. Патопсихологический эксперимент. комплексные ситуационные задания
  Модуль 2.            
4. Методы диагностики нарушения мышления, памяти, внимания и умственной работоспособности. 4-5 Письменный отчет
5. Методы диагностики интеллекта. 5-6 комплексные ситуационные задания
6. Диагностика личности и характера. Тест-опросник MMPI. Патохарактерологический диагностический опросник Личко. Опросники диагностики эмоциональных и стрессовых состояний. Цветовой тест Люшера и его модификации 7-15 Контрольная работа
  Модуль 3.            
7. Проективные методики в клинической диагностике: Контент-аналитические проективные методы Тест фрустрации С.Розенцвейга. Незаконченные предложения. Тест руки Вагнера. Графические проективные тесты 16-17 Устный опрос
8. Тематический апперцептивный тест Мюррея. Тест Роршаха 17-18 Устный опрос
  Всего    

 

Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов

Тематический апперцептивный тест Мюррея. Тест Роршаха

 

Знаниевый компонент.

Предыстория проективного метода. Исследования ассоциативного процесса Ф. Гальтона и К.Г. Юнга. Психологическая концепция проекции Г. Мюррея (1938 г), тест Роршаха (1922 г.).

Проекция как психологический феномен. Понятие проекции по З.Фрейду (1894).

Три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности: Л.Франк (1939 г).

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки: 1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов. 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа. 3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Классификация проективных методик.

Конститутивные проективные методики. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного материала проективных методик см. в заключительном разделе).

Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого (подробнее см.: Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-К.: Вища школа, 1979).

Конструктивные проективные методики. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. «Тест мира», напр., состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.).

Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».

Интерпретативные методики. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.

Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

Импрессивные. Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор).

Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные. В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне…», «Думаю, что настоящий друг…» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Проблема взаимосвязи «стимул-интерпретация». Постулаты Д. Кэнни.

 

Практический компонент.

Умеет эффективно использовать следующие методики:

  1. Тест фрустрации С.Розенцвейга.
  2. Незаконченные предложения.
  3. Тест руки Вагнера.
  4. Графические проективные тесты: тест Дерево, тест Несуществующее животное, тест Кинетический рисунок семьи.
  5. Тематический апперцептивный тест Мюррея.
  6. Тест Роршаха.

Ценностный компонент.Воспринимает личность больного как самостоятельную значимую ценность. Понимает ценность этических принципов клинического психодиагноста.

Основные понятия. Принцип проекции, графические методы, аффективная сфера, интеллектуальная сфера.

 

Планы семинарских занятий.

 

Занятие 1.

Тема 1: Клиническая психодиагностика: предмет, цели и задачи. Методы

Экспериментальной патопсихологии и проведение патопсихологического исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет клинической психодиагностики.

2. Качественные и количественные методики. Насколько правомерно такое деление?

3. Отношения патопсихолога и пациента.

4. Отношения патопсихолога и медицинского персонала.

 

Занятие 2.

Тема 2: Патопсихологические синдромы

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Разбор заключений по шизофреническому симптомокомплексу.

2. Разбор заключений по органическому симптомокомплексу.

3. Разбор заключений по психопатическому симптомокомплексу.

4. Разбор заключений по психогенному симптомокомплексу.

 

Занятие 3.

Тема 3: Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций, памяти, уровня и течения мыслительных процессов

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Корректурная проба,

2. Счёт по Крепелину,

3. Отсчитывание,

4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте,

5. 10 слов,

6. Пиктограммы,

7. Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера,

8. Понимание сюжетных картин,

9. Понимание рассказов,

10. Классификация,

11. Исключение,

12. Ассоциативный эксперимент.

 

Занятие 4.

Тема 4: Психометрические методы исследования интеллекта

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Изучение и практическое освоение метода Векслера.

2. Изучение и практическое освоение проведение исследования интеллекта с помощью прогрессивных матриц Равена.

 

Занятие 5.

Тема 5: Методики для исследования личности

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Исследование уровня притязаний,

2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн,

3. Личностный опросник Айзенка,

4. Опросник для исследования акцентуированных свойств личности,

5. Торонтская алекситимическая шкала,

6. ММИЛ.

 

Занятие 6.

Тема 6: Шизофренический симптомокомплекс

Вопросы для обсуждения:

1. Просмотр фильма «Пролетая над гнездом кукушки»

2. Дискуссия по вопросам личностных изменений и нарушений общения.

 

Занятие 7.

Тема 7: Органический симптомокомплекс

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с черепно-мозговой травмой.

2. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с пресенильной деменцией.

3. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с церебральным атеросклерозом.

4. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с алкоголизмом.

5. Исследование интеллекта при олигофрении с помощью теста Векслера.

 

Занятие 8.

Тема 8: Психопатический симптомокомплекс. Патопсихологическая диагностика неврозов и психосоматических расстройств

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с психопатией.

2. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с неврозом.

3. Анализ протокола и составление заключения по патопсихологическому обследованию пациента с психосоматическим расстройством.

Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Лабораторная часть курса предполагает отработку различных диагностических методов и методик. В качестве испытуемых выступают люди, имеющие психические расстройства, пациенты больниц. Возможна и работа с готовыми протоколами, по которым студенты проводят анализ и составляют диагностическое заключение.

В рамках лабораторного практикума студенты самостоятельно организуют несколько психодиагностических исследований людей с психическими расстройствами, нарушениями познавательных процессов, деформациями личностной сферы, затем демонстрируют результаты исследования на лабораторных занятиях.

Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом по этой дисциплине.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

9.1. Указания по проведению клинической психологической диагностики:

Студенту необходимо сотрудничать с практическим патопсихологом и получить запрос на проведение психодиагностики. Уточнить цели психодиагностики. Подобрать адекватные методы. Провести психодиагностику. Дать диагностическое заключение.

Требования к оформлению отчета по проведенной психодиагностике:

1. Объем текста 12-15 стандартных страниц.

2. Описание запроса врача.

3. описание диагноза пациента по МКБ-10.

4. Исследовательская гипотеза.

5. Использование в проведении диагностики не менее 4-5 методик.

6. Интерпретация результатов.

7. Диагностическое заключение.

9.2. Вопросы к зачету по курсу «Клиническая психодиагностика»

1. Разноплановость мышления при шизофрении.

2. Особенности личности при эпилепсии.

3. Изменения личности при алкоголизме.

4. Изменения познавательной деятельности при алкоголизме.

5. Изменения в эмоциональной сфере и нарушения общения при шизофрении.

6. Нарушения мышления при шизофрении.

7. Нарушения мышления при эпилепсии.

8. Особенности построения патопсихологического эксперимента.

9. Нарушения работоспособности и мышления при церебральном атеросклерозе.

10. Предмет патопсихологии. Различие патопсихологии и психопатологии.

11. Основные методы патопсихологии.

12. Схема составления заключения.

13. Функциональные пробы.

14. Соотношение качественного и количественного анализа результатов патопсихологического эксперимента.

15. Патопсихологические симптомы при ЧМТ.

16. Патопсихологические симптомокомплексы.

17. Олигофрения.

18. Патопсихологическая характеристика психопатий.

19. Патопсихологическая характеристика неврозов и психосоматических расстройств.

20. Методика «Неоконченные предложения».

21. Методика ПДО и методика Шмишека.

22. Методика подбора противоположностей.

23. Методика «10 слов».

24. Методика «Пиктограмма».

25. Методика «Классификация».

26. Методика «Уровень притязаний».

27. Методика «Самооценка по Дембо-Рубинштейн».

28. Методика «Сравнение понятий».

29. Методика «60 слов».

30. Методики «Объяснение пословиц и поговорок» и «Подбор фраз к пословицам».

31. Методика «Аналогии».

32. Методика Люшера.

33. Ассоциативный эксперимент.

34. Методика ТАТ.

35. Методика MMPI.

36. Методика Роршаха.

37. Методика Сонди.

38. Методика Векслера.

39. Методики на выделение существенных признаков.

40. Методики на исследование внимания.

41. Прогрессивные матрицы Равена.

42. Методика ЛОБИ.

43. Тест «Дерево».

44. Проективные рисуночные методики.

45. Фрустрационный тест Розенцвейга.

46. Методики для исслендования психологических защит.

47. Патопсихологическая лаборатория.

48. Взаимоотношения патопсихолога и медицинского персонала клиник.

49. Роль беседа в проведении патопсихологического эксперимента.

50. Особенности общения с психиатрическими пациентами.

 

Образовательные технологии.

Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами.

Все лекционные и лабораторные занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на лабораторных занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках лабораторных занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Электронный ресурс] / А

11.1. Основная литература:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Электронный ресурс] / А. Анастази. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 859 с. — 978-5-9989-0357-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39123 (дата обращения 28.05.2013).

2. Психологическая диагностика в практике врача. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / СПб: СпецЛит, 2008. — 144 с. — 978-5-299-00383-3. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105033(дата обращения 28.05.2013).

3. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2009. — 192 с. — 978-5-89353-282-1. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56507 (дата обращения 28.05.2013).

 

11.2. Дополнительная литература:

 

1. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. – СПб,: Дорваль, 1992.

2. Блейхер В. М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоровье, 1983. 280 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студентов вузов/ Б. В. Зейгарник. -2-е изд.. -Москва: Академия, 2000.-208 c.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

5. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М.: Смысл, 2004.

6. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: Эксмо, 2003.

7. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. – СПб, 2000.

8. Основы психодиагностики. Под ред. А.Г.Шмелева. Ростов -на — Дону, 1996.

9. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. Под ред. Столина В.В., Шмелева А.Г. – М., 1984.

10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: Апрель-Пресс, 2007.

11. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. — М, 1990. Вып. 3.

12. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. – СПб,: Речь, 2007.

Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Мультимедийное оборудование.

Комплекты психодиагностических методик

 

Дополнения и изменения к рабочей программе «Клиническая психодиагностика»

на 2014 / 2015 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр –3.Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа,из них 32,2 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 0,2 ч. иные виды работ), 39,8 часов, выделенных на самостоятельную работу.

 

 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

Вопросы к зачету

51. Разноплановость мышления при шизофрении.

52. Особенности личности при эпилепсии.

53. Изменения личности при алкоголизме.

54. Изменения познавательной деятельности при алкоголизме.

55. Изменения в эмоциональной сфере и нарушения общения при шизофрении.

56. Нарушения мышления при шизофрении.

57. Нарушения мышления при эпилепсии.

58. Особенности построения патопсихологического эксперимента.

59. Нарушения работоспособности и мышления при церебральном атеросклерозе.

60. Предмет патопсихологии. Различие патопсихологии и психопатологии.

61. Основные методы патопсихологии.

62. Схема составления заключения.

63. Функциональные пробы.

64. Соотношение качественного и количественного анализа результатов патопсихологического эксперимента.

65. Патопсихологические симптомы при ЧМТ.

66. Патопсихологические симптомокомплексы.

67. Олигофрения.

68. Патопсихологическая характеристика психопатий.

69. Патопсихологическая характеристика неврозов и психосоматических расстройств.

70. Методика «Неоконченные предложения».

71. Методика ПДО и методика Шмишека.

72. Методика подбора противоположностей.

73. Методика «10 слов».

74. Методика «Пиктограмма».

75. Методика «Классификация».

76. Методика «Уровень притязаний».

77. Методика «Самооценка по Дембо-Рубинштейн».

78. Методика «Сравнение понятий».

79. Методика «60 слов».

80. Методики «Объяснение пословиц и поговорок» и «Подбор фраз к пословицам».

81. Методика «Аналогии».

82. Методика Люшера.

83. Ассоциативный эксперимент.

84. Методика ТАТ.

85. Методика MMPI.

86. Методика Роршаха.

87. Методика Сонди.

88. Методика Векслера.

89. Методики на выделение существенных признаков.

90. Методики на исследование внимания.

91. Прогрессивные матрицы Равена.

92. Методика ЛОБИ.

93. Тест «Дерево».

94. Проективные рисуночные методики.

95. Фрустрационный тест Розенцвейга.

96. Методики для исслендования психологических защит.

97. Патопсихологическая лаборатория.

98. Взаимоотношения патопсихолога и медицинского персонала клиник.

99. Роль беседа в проведении патопсихологического эксперимента.

100. Особенности общения с психиатрическими пациентами.