Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Учебно-методический комплекс курса

 

Специальность 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»

Специальность 050717– «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Специальность 050715.65 – «Логопедия»

Специальность 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

Пермь

ПГПУ

 

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета И.И. Русинова

 

Авторы-составители: канд. филол.наук, ст. преп. Ю.В. Зверева,

канд. филол.наук, доц. Н.А. Линк

 

Русский язык:учеб.-метод. комплекс курса. Специальности 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050717– «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. Ю.В. Зверева, Н.А. Линк; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – с.

 

Учебно-методический комплекс курса «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Педагогика и методика дошкольного образования». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по данной специальности и является обязательной для изучения. Издание позволяет изучать русский язык и культуру речи в рамках данного курса самостоятельно.

Адресовано студентам педагогических вузов и преподавателям лингвистических дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………

1. Цели и задачи изучения дисциплин

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

4. Содержание курса…………………………………………………………………

5. Темы практических и семинарских занятий……………………

5 стр., 2301 слов

«Теория и методика преподавания русского языка», «Психология» и«Педагогика»

Содержание теоретико-методологического модуля по дисциплинам «Теория и методика преподавания русского языка», «Психология» и «Педагогика» (Филологический факультет, ОЗО) 2007-2008 уч.год. 1. Содержание и структура образования. Концепции обучения. Русский язык как предмет изучения в школе. Содержание и структура школьного курса русского языка на современном этапе. Сущность образования, факторы ...

6. Тематика рефератов и контрольных работ……………………………..

7. Учебно-методическое обеспечение………………………………..

7.1. Литература…………………………………………………………………………

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ,

7.3. Методические указания студентам

7.4. Методические рекомендации для преподавателя

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Курс «Русский язык и культура речи» для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии детства нацелен на углубление знаний о русском литературном языке и формирование умений и навыков свободного использования разнообразных языковых средств в различных коммуникативно-речевых условиях, навыков безукоризненно чистой, правильной, терминологически точной и выразительной речи, культуры делового общения. Курс «Русский язык и культура речи» является одним из предметов лингвистического цикла, имеет точки соприкосновения с такими предметами, как риторика, русский язык с основами языкознания, педагогика, психология, методики преподавания специальных дисциплин и др. Изучение предмета должно способствовать расширению лингвистического кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Курс призван познакомить студентов с основными коммуникативными качествами речи, такими, как правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность, с основными нормами современного русского литературного языка; помочь в их овладении, научить анализировать собственную речь и речь собеседника, научить владеть своим голосом, речевым аппаратом, подготовить к созданию значимых речевых произведений, с тем, чтобы общение было максимально эффективным.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление об общих вопросах, связанных с сущностью языка, его общественным характером, а также о формировании национального языка, о функционировании всех его разновидностей. Осознавать такие основополагающие понятия, как русский язык, современный русский литературный язык, основные функционально-стилевые разновидности устной и письменной форм литературного языка, коммуникативные качества речи, основные понятия риторики, а также иметь представление об основных направлениях совершенствования навыков говорения.

Будущий специалист должен знать орфоэпические, акцентологические, морфологические, лексические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; специфические черты каждого функционального стиля, основные правила оформления документов, этапы подготовки устного публичного выступления.

Специалист должен уметь: систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле и жанре они используются, продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты на различные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения. Выпускник должен уметь самостоятельно подготовить публичное выступление, поддержать контакт с аудиторией во время выступления, ответить на вопросы, провести дискуссию. Будущий педагог дошкольного образования должен уметь редактировать письменный текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными требованиями русского языка.

 

 

Раздел 5. Совершенствование навыков говорения. Тема 10. Основные направления совершенствования навыков говорения

 

Тема 10. Основные направления совершенствования навыков говорения. Организация дыхания в речи. Единство механизма дыхания, голосообразования и артикуляции. Постановка голоса, благозвучность (чистота и ясность тембра), широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность, полётность (хорошая слышимость без напряжения говорящего), выносливость (высокая работоспособность, стойкость), помехоустойчивость (варьирования тембра и тесситуры с целью противостоять звуковым помехам), суггестивность (способность голосов внушать эмоции и влиять на поведение адресата независимо от смысла произносимых слов).

8 стр., 3604 слов

Вопросы по чехонину

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространство и время понятийно и сущностно тесно связаны друг с другом. ...

Темп речи. Звучание речи в различных акустических условиях.

 

5. Темы практических и/или семинарских занятий

Данная тематика соответствует учебному плану дневного отделения, на заочном отделении возможно объединение тем по усмотрению преподавателя (в соответствии с количеством часов по учебному плану)

 

Раздел 1. Национальный язык и формы его бытования

Тема 1. Литературный язык и его нормы(семинар)

Вопросы к теме:

1. Раскройте сущность понятия «язык».

2. Назовите и прокомментируйте основные функции языка.

3. Докажите, что язык – это общественное и исторически развивающееся явление.

4. Назовите все формы бытования национального языка, охарактеризуйте их.

5. Перечислите важнейшие признаки литературного языка.

6. Раскройте сущность понятия «норма».

 

Тема 2. Устная и письменная разновидности литературного языка(семинар).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте особенности устной речи.

2. Охарактеризуйте особенности письменной речи.

3. Дайте понятие речевого взаимодействия.

4. Охарактеризуйте невербальные средства коммуникации.

 

Раздел 2. Функциональные стили современного

Русского литературного языка

 

Тема 3. Понятие функционального стиля. Научный стиль(семинар).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте понятие «функциональный стиль».

2. Расскажите о взаимодействии функциональных стилей литературного языка.

8 стр., 3599 слов

Психологические подходы к исследованию языка и речи

Речь Ключевые понятия   Язык и речь; виды и функции речи; речевые процессы: слушание, говорение, чтение и письмо; психолингвистика и лингвапсихология; преформизм и релятивизм; коммуникативный, когнитивный и генетический подходы в современной психолингвистике.     Прочитав эту главу, вы сможете   Научиться различать психологию языка и речи. Сформировать представления о речевых ...

3. Назовите важнейшие особенности научного стиля и его жанры.

4. Отредактируйте текст научного стиля.

 

Тема 4. Официально-деловой стиль(практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте понятие «официально-деловой стиль».

2. Приведите аргументы, доказывающие принадлежность текста к официально-деловому стилю.

3. Отредактируйте текст, принадлежащий официально-деловому стиля.

4. Составьте документ (автобиография, доверенность, заявление, резюме).

 

Тема 5. Публицистический стиль. Разговорно-бытовой стиль(семинар).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте понятие «публицистический стиль».

2. Охарактеризуйте понятие «разговорно-бытовой стиль».

3. Приведите аргументы, доказывающие принадлежность текста к публицистическому/ разговорно-бытовому стилю.

4. Отредактируйте текст, принадлежащий публицистическому стиля.

 

Раздел 3. Основы педагогической риторики

Тема 6. Разделы классической риторики (практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте этапы подготовки устного выступления.

2. Перечислите важнейшие требования, предъявляемые к публичному выступлению.

3. Проанализируйте композиционные особенности текста.

4. Подготовьте выступление на заданную тему.

 

 

Раздел 4. Культура речи

Тема 7. Акцентологические и орфоэпические нормы литературного языка(практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте особенности русского ударения.

2. Расставьте ударения в словах.

3. Орфоэпические нормы в области гласных.

4. Орфоэпические нормы в области согласных.

5. Произношение некоторых грамматических форм и иноязычных слов.

 

Тема 8. Лексические нормы литературного языка (полисемии, омонимия, антонимия, синонимия, паронимия. Использование фразеологических единиц)(практическое занятие).

10 стр., 4845 слов

Точность и ясность речи

... языка, его литературной нормы является необходимым сейчас - в условиях смены норм, внедрения новых слов и выражений. Только изучая стилистику и культуру речи мы сможем сохранить русский язык ... использование в речи слов, отсутствующих в языке. Для исследования и обогащения русского языка в языковедении выделяют и развивают направления: «Стилистика русского языка» и «Культура речи». Предмет и ...

Вопросы к теме:

1. Определите понятие «полисемия».

2. Определите понятие «омонимия».

3. Определите понятие «антонимия».

4. Найдите в тексте ошибки, вызванные употреблением слов в несвойственных им значениях.

5. Охарактеризуйте понятие «синонимия».

6. Охарактеризуйте понятие «паронимия».

7. Отредактируйте текст, используя необходимые синонимы.

8. Найдите в тексте ошибки, вызванные неразличением паронимов.

9. Охарактеризуйте понятие «фразеологическая единица». Отредактируйте текст, используя варианты фразеологических единиц.

 

Тема 9. Морфологические нормы литературного языка(практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением имен существительных.

2. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением имен прилагательных, имен числительных, местоимений.

3. Охарактеризуйте морфологические нормы, связанные с употреблением глагольных форм.

4. Отредактируйте текст в соответствии с морфологическими нормами русского языка.

 

Тема 10. Синтаксические и стилистические нормы литературного языка(практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте нормы управления в словосочетании.

2. Охарактеризуйте синтаксические нормы простого предложения.

3. Охарактеризуйте синтаксические нормы сложногопредложения.

4. Отредактируйте текст в соответствии с синтаксическими и стилистическими нормами русского языка.

 

Тема 11. Выразительность как одно из важнейших коммуникативных качеств речи (практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Назовите и охарактеризуйте коммуникативные качества речи.

2. Проанализируйте текст и определите использованные в нем тропы.

3. Проанализируйте текст и определите использованные в нем фигуры речи.

4. Составьте текст, используя тропы и фигуры речи.

 

Раздел 5. Совершенствование навыков говорения

Тема 12. Основные направления совершенствования навыков говорения (практическое занятие).

Вопросы к теме:

1. Определите понятия «дикция».

2. Определите понятия «гибкость», «полетность», «выносливость» голоса.

22 стр., 10989 слов

Коррекция нарушений словаря у детей с умственной отсталостью

Введение коррекция словарь лексический Актуальность. Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов. В процессе развития ребенка обогащается его словарь, «значение слова развивается, меняет свою структуру». Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во ...

2. Подберите упражнения, способствующие совершенствованию навыков говорения.

 

Тематика рефератов и контрольных работ

На протяжении обучения студентам заочного отделения предлагается написать контрольную работу. Студенты дневного отделения по желанию могут выполнить реферат (презентацию) по курсу «Русский язык и культура речи».

1. Контрольная работа. Основные разделы курса.

 

2. Темы рефератов и презентаций по курсу «Русский язык и культура речи»

1. Сущность и функции языка.

2. Языковая карта мира.

3. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

4. Пермские говоры.

5. Просторечие как форма бытования национального языка.

6. Жаргон как форма бытования национального языка.

7. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

8. Научный стиль русского литературного языка.

9. Официально-деловой стиль русского литературного языка.

10. Публицистический стиль русского литературного языка.

11. Художественный стиль русского литературного языка.

12. Религиозно-проповеднический стиль русского литературного языка.

13. Разговорно-бытовой стиль русского литературного языка.

14. Язык рекламы.

15. Коммуникативные качества речи.

16. Средства языковой выразительности.

17. Орфоэпические нормы.

18. Лексические нормы.

19. Морфологические нормы.

20. Синтаксические нормы.

21. Техника речи.

22. Особенности композиции устного выступления

23. Языковое оформление устного выступления

24. Виды аргументов

25. Взаимодействие оратора с аудиторией

 

 

Цель написания контрольной работы – определение уровня овладения важнейшими нормами литературного языка. Предпочтительно выполнение указанных видов отчетности на материале, содержащем наиболее трудные случаи произношения и употребления слова. Целесообразно проводить контрольную работу по вариантам.

Цель написания реферата и создания презентации – контроль самостоятельной работы студентов, главным образом контроль уровня теоретической подготовки обучающихся. Задачи – контроль уровня овладения студентами теоретической составляющей курса (знаний), обобщение и закрепление изученного материала.

Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 12-15 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

Следует помнить, что контрольная работа и реферат служат средством текущего контроля знаний, умений и навыков не только и не столько для преподавателя, сколько для самих студентов. Качество выполнения заданий всегда зависит от уровня его готовности, ошибки указывают на необходимость дополнительной самостоятельной работы при подготовке к экзамену. Положительная оценка всех предлагаемых в течение семестра работ служит допуском к промежуточному отчету студентов, проходящему в форме экзамена.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

 

Основная:

 

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство. Учебное пособие. – Пермь, 1998.

Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов / ред. Максимов В.И. М., 2004.

Дополнительная:

Александров Д.П., Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура речевого общения и официальной переписки. – М., 1993.

Александров Д.П. Риторика. – М., 1999.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – М., 1995, 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

 

Литература для подготовки рефератов и презентаций

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.: Русский язык, 1993.

Ахманова А.С.Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1976.

Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2002.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.

Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. – СПб., 2001.

Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982.

Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности.- М., 1990.

Виноградов В.В., Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.

Вишнякова О.В.Практикум по паронимии. – М., 1990.

Горбачевич К.С. Норма современного русского литературного языка. – М., 1981.

Граудина А.К. Вопросы нормализации русского языка: грамматика и варианты. – М., 1980.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М.: Русский язык, 2002.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2001.

Калинин А.В. Культура русского слова. – М., 1984.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М., 1998.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. – М., 1996.

Кузин Ф.А. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1997.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2001.

Культура русской речи: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

Курцева З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования. – М., 2007.

Львов М.Р. Культура речи. Риторика. – М.: Академия, 2002.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

Маров В.Н., Ваганова Д.Х., Зыбина Т.Н., Виньков Ю.В. Риторика – учителю. – Пермь, 1993.

Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка: В 2-х тт. – М., 2001.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М., 2001.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: МГУС, 2000.

Русские названия жителей: Словарь-справочник/ Городецкая И.Л., Левашов Е.А. – М., 2003.

Русское правописание сегодня: О «Правилах русской орфографии и пунктаации» / С.Н. Борунова, Н.С. Валгина, Н.А. Еськова и др.; под ред. В.В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007.

Словарь иностранных слов и выражений / Автор-составитель Е.С. Зенович. – М., 1998.

Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов) / под. ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995.

Словарь синонимов русского языка: В 2т./ Гл. редактор А.П. Евгеньева. – Л.: Наука, 1970-1971.

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000.

Соганик Г.Я., Дроняев Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи.– М., 2002.

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст. – М.: Русский язык, 2002.

Фразеологический словарь русского языка / под. ред. А.И. Молоткова. – М.: Русский язык, 1978.

 

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Преподавателю следует учитывать и использовать современные технические и интеллектуальные средства обучения, в числе которых назовем следующие:

— компьютерное и мультимедийное оборудование. Используется для создания и демонстрации презентаций, в форме которых излагается учебный материал. Для основных разделов курса «Русский язык и культура речи» созданы мультимедийные презентации (CD-диск).

— прикладные обучающие программы, в том числе в тестовой форме;

— электронная библиотека курса. Такую библиотеку составляют сканированные первоисточники, словари и т. п.; их электронные версии;

— ссылки на интернет-ресурсы. Для получения дополнительной информации по русскому языку, использования различного рода словарей русского языка студенты могут обратиться к электронным базам. Например, к таким интернет-ресурсам: http://www.speakrus.ru, http://www.yazykoznanie.ru, http://www.gramota.ru.

 

Отметьте предложения с нарушениями синтаксических норм

1. Бунин считал «Темные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 2. По получении письма срочно напишите ответ. 3. Десять лет прошли как одно мгновение. 4. Движение на дорогах было прервано благодаря снежным заносам. 5. Этот праздник был организован для детей с помощью и благодаря спонсорам. 6. Ряд предприятий переходят на выпуск новой продукции. 7. Журналист, с которым я познакомилась, был всего на два года старше меня. 8. В книге освещаются следующие вопросы: о причинах упадка Древней Греции, о судьбе самых известных ее городов и о памятниках культуры, дошедших до наших дней. 9. Читая рассказы Чехова, у меня все время возникают вопросы. 10. На сессию съехались студенты из разных городов: Александровска, Губахи, Березников. 11. Они дорожат за свое место. 12. Когда я читаю воспоминания его современников, то все отмечают скверный характер Паганини. 13. Тот, кто не сдаст экзамен в июне, будут пересдавать его осенью. 14. Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. 15. Для работы в фирме нужны люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку.

 

9. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этики. Первыми приветствуют:

1) младшие по возрасту – старших 3) член делегации – ее руководителя

2) младший по должности – старшего 4) женщина – мужчину

 

10. Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию таить зло

1) души не чаять 3) биться, как рыба об лед

2) держать язык за зубами 4) держать камень за пазухой

 

11. Найдите правильное толкование следующих выражений, соответствующую букву внесите в ответ.

1. Между Сциллой и Харибдой 3. Авгиевы конюшни

2. Дамоклов меч 4. Прокрустово ложе

 

а) постоянно грозящая близкая опасность;

б) мерка, под которую насильственно подгоняют, приспосабливают что-либо;

в) положение, когда опасность угрожает с разных сторон;

г) очень грязное, запущенное помещение.

 

12. Отметьте предложения с логическими ошибками.

1. Это был господин в темно-зеленом фраке, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами. С гербовыми пуговицами. 2. В деревне мы остановились у старого знакомого Андрея. 3. Антисанитарное состояние удовлетворительное. 4. Если бы эта точка зрения была учтена, мы успешнее выступили бы на конференции. 5. После повторного анализа были получены отличные данные. 6. Эту особенность поведения модели просмотрели. 7. Наш народ будет жить плохо, но недолго. 8. Все они гордятся своим предприятием и с уважением относятся к Александру Филипповичу Акимову, серьезному и дальновидному руководителю. 9. Пусть я первый заражусь после всех остальных россиян! 10. Коллегам хочу пожелать трудное сделать привычным, а привычное легким. 11. Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование. 12. Я понимаю, что слушателей интересует: кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны, потому что ведется следствие. 13. Новый проект предполагает четыре приоритетных направления.

 

 

13. Отметьте предпочтительный вариант, данный в скобках.

1. Некоторые люди часто принимают [а) желаемое, б) желательное] за действительное. 2. Автор статьи не приводит никаких [а) обоснований, б) оснований]. 3. В толковых словарях дают стилистические [а) пометы, б) пометки]. 4. Поезд останавливался на [а) каждой, б) всякой, в) любой] станции. 5. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые [а) стилевые, б) стилистические] поправки. 6. Работа написана простым языком, сразу уясняется [а) существо, б) сущность] вопроса. 7. Предложенное в докладе решение кажется [а) проблемным, б) проблематичным].

 

14. Отметьте верное суждение.

– Компиляция – это…

а) установление несомненности наличия чего-либо;

б) жалоба в высшую инстанцию на решение суда;

в) составление художественных или научных произведений на основе сочинений или трудов других авторов;

г) действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо.

 

Определите стиль и тип речи

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей родине немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

 

а) публицистический стиль, рассуждение

б) художественный стиль, повествование

в) разговорный стиль, повествование

г) научный стиль, рассуждение

 

Методические рекомендации преподавателю

Курс «Русский язык и культура речи» имеет первостепенное значение для подготовки высококвалифицированного педагога дошкольного образования, так как он формирует три вида языковой компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. В то же время он представляет существенные трудности для студента, определяющиеся рядом факторов, главными из которых являются: 1) обилие терминов и понятий, связанных с выразительностью речи, 2) сложность овладения нормами литературного языка, 3) недостаточная подготовленность выпускников школы в плане оформления деловых бумаг. Преподаватель должен помочь студентам овладеть нормами литературного языка, некоторыми правилами оформления документов, познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к устному публичному выступлению.

Необходимо также ввести в курс региональный компонент. Особое внимание следует уделить нарушениям норм литературного произношения, вызванными влиянием пермских говоров и просторечия. Большую часть практических занятий необходимо посвятить выполнению заданий, способствующих овладению нормами литературного языка, включая акцентологические, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы.

 

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении по учебной дисциплине. Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы учебной дисциплины. Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее законченной части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их на практике. Форма проведения экзамена: устная, письменная, тестирование и другие – утверждаются кафедрой.

Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях.

 

 

Примерный перечень вопросов к курсу «Русский язык и культура речи»

1. Национальный язык. Разновидности национального языка.

2. Территориальные диалекты и просторечие.

3. Жаргон и арго как речь ограниченного употребления.

4. Понятие и признаки литературного языка.

5. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

6. Устная и письменная разновидности литературного языка.

7. Функциональные стили современного русского языка. Сферы их употребления, жанровое разнообразие.

8. Научный стиль.

9. Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

10. Подстили официально-делового языка.

11. Правила оформления документов.

12. Публицистический стиль.

13. Особенности языка рекламы.

14. Язык художественной литературы.

15. Разговорно-бытовой стиль.

16. Оратор и его аудитория. Тезис.

17. Аргументы. Виды аргументов.

18. Задачи культуры речи как лингвистической дисциплины.

19. Правильность речи. Орфоэпические нормы.

20. Правильность речи. Акцентологические нормы.

21. Правильность речи. Лексические нормы.

22. Правильность речи. Морфологические нормы.

23. Правильность речи. Синтаксические и стилистические нормы.

24. Коммуникативные качества речи. Точность.

25. Коммуникативные качества речи. Логичность.

26. Коммуникативные качества речи. Чистота

27. Коммуникативные качества речи. Выразительность.

28. Коммуникативные качества речи. Этикетность. Речевой этикет.

 

Итоговый тест по курсу «Русский язык и культура речи»

(задания для примера)

1. Этот текст относится к …стилю и …типу речи.

 

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей родине немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)

1) художественный стиль, повествование;–

2) публицистический стиль, рассуждение; +

3) разговорный стиль, повествование;–

4) научный стиль, рассуждение–

 

2. Для текстов научного стиля характерны:

1) логическая последовательность изложения

2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей

3) научная фразеология

4) открытая эмоциональность

 

3. Эти суждения справедливы:

1) Специфика публицистического стиля проявляется в сочетании экспрессии и стандарта.

2) Информационная функция языка реализуется в публицистике через подчеркнутую документально-фактологическую точность.

3) Публицистический стиль реализуется в следующих жанрах: диссертация, научный обзор, монография.

4) Публицистический функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность, выходящая за пределы литературного языка.

5) В современных условиях широкое распространение получила устная форма публицистического стиля (теле- и радиопередача, документальное кино, ораторская речь).

 

4. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

1) надлежащий, законная сила, нормативный акт

2) эскалация, форум, почин

3) явление, амплитуда, энтропия

4) словечко, загогулина, навострить

 

5. Данные слова характерны для стиля:

1. раздевалка 2. зодчий 3.гипотенуза 4. распоряжение 5. литургия 1. публицистический 2. официально-деловой 3. разговорно-бытовой 4. религиозный 5. научный

 

6. Данные условия обеспечивают успех коммуникации (обмена информацией):

1) Ориентация на адресата общения (уровень, его знаний, его мнение, состояние, статус).

2) Соблюдение правил хорошей речи (правильность, точность, логичность, выразительность), которые принято называть коммуникативными качествами речи.

3) Несоблюдение норм вежливости и речевого этикета.

4) Чрезмерная эмоциональность или подчеркнутое равнодушие участников общения.

5) Оптимальный отбор стиля, жанра и языковых средств речевого воздействия на адресата.

 

7. Наука о красноречии, ораторском искусстве называется… (необходимо дописать термин)

 

8. В данном тексте предложения должны быть связаны и расположены следующим образом:

А) Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды.

Б) Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сингнала, отраженного от Венеры.

В) По идее, вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан.

Г) Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала.

 

1) Г, А, В, Б, параллельная;+

2) В, Г, А, Б, последовательная;

3) В, Б, А, Г, последовательная;

4) Б, Г, В, А, параллельная

 

9. Данные речевые формулы уместны при обращении в официально-деловой обстановке:

1) Дамы и господа!

2) Мужик!

3) Гражданин!

4) Братья и сестры!

5) Женщина!

 

10. Эти виды рекламы относятся к следующим способам рекламирования:

1. реклама в журналах 2. буклеты 3. крупногабаритные стенды 4. лично вручаемые рекламные материалы 5. реклама на телевидении 1. экранная реклама 2. реклама в прессе 3. печатная реклама 4. наружная реклама 5. прямая реклама  

 

11. Значение слов «дайджест», «легитимный», «нивелировать» можно узнать в данном словаре:

1) в словаре иностранных слов;

2) во фразеологическом словаре ;

3) в словообразовательном словаре;

4) в орфографическом словаре;

5) в орфоэпическом словаре

 

12. В данных словах ударная гласная выделена верно.

1).

красивеЕ;

2) умЕрший;

3) квАртал;

4) катАлог;

5) новорождЁнный;

6) сирОты (мн.ч. Им.п.)

 

13. В этих словах произносится [шн]

1) молочный

2) нарочно

3) гречневый

4) скучно

5) подсвечник

 

14. В данных словосочетаниях отмечается нарушение лексической сочетаемости слов (плеоназм – употребление близких по смыслу и потому логически излишних слов):

1) памятные встречи

2) памятные сувениры

3) штурвал самолета

4) штурвал руля

5) биография жизни

6) биография человека

 

15. Данному высказыванию соответствуют следующие слова:

1. не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта 2. насильственное присоединение государства или его части к другому государству 3. пережиток старины, устаревший взгляд или обычай 4. случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода 5. официально не признанное искусство 1. андеграунд 2. априори 3. аннексия 4. анахронизм 5. прецедент  

 

16. К словосочетанию таить зло синонимом-фразеологизмом будет следующий:

3) души не чаять

4) биться, как рыба об лед

5) держать язык за зубами

6) держать камень за пазухой

 

17. В данных рядах все слова относятся к мужскому роду:

1) атташе, леди, шимпанзе;

2) маэстро, кофе, шампунь;

3) бра, староста, Миссисипи;

4) Дели; кенгуру, ботинок;

5) Конго, тюль, салями

 

18. В данных предложениях сказуемые следует употребить во множественном числе:

1) В конкурсе участвовал… тридцать один школьник

2) Двадцать два спортсмена был… награжден… медалями за спортивные достижения.

3) Большинство произведений поэта посвящен… теме любви.

4) Пока точно не известно, сколько переселенцев уже прибыл… на новые места.

5) На этой неделе произошл… немало интересных событий.

 

19. В данных рядах во всех словах пропущена буква А:

1) благор_зумие, одерж…нный, сорок_дневный;

2) раств_рился, б_анкротство, пр_родина;

3) х_латность, занов_, отр_сль;

4) изв_яние, дочист_, п_тент;

5) р_стительный, фи_летовый, подр_внять;

 

 

20. В данных предложениях допущены пунктуационные ошибки:

1) Бывало милые предметы мне снились.

2) Однажды это было в конце мая мы сидели на террасе.

3) Поле пшеницы волнуется, как огромное море.

4) И караваны идут, звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.

5) Он знал, что у него такое магическое слово есть, которое, если его сказать, сейчас самую лютую щуку в карася превратит.

 

 

21. Коммуникативное качество речи, которое проявляется в отсутствии чуждых литературному языку элементов и слов, отвергаемых стилистическими, этическими и нравственными нормам, называется… (необходимо дописать термин)

 

22. Данному определению соответствует троп:

– разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком.

1) метафора

2) гипербола

3) синекдоха

4) литота

5) эпитет