Место дисциплины в структуре образовательной программы. Основы деловой и публичной коммуникации

Л.А. Баландина, Е.В. Ганина, Е.А. Федорова,

Ж.В. Коробанова, М.В. Полевая

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа дисциплины

Для всех направлений подготовки

(программа подготовки бакалавров)

 

 

Москва 2016

 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Кафедра «Русский язык»

Кафедра «Управление персоналом и психология»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_____________М.А. Эскиндаров

«_____»_______________2016 г.

 

 

Л.А. Баландина, Е.В. Ганина, Е.А. Федорова,

Ж.В. Коробанова, М.В. Полевая

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа дисциплины

Для всех направлений подготовки

(программа подготовки бакалавров)

 

Рекомендовано Ученым советом факультетов «Международные экономические отношения», «Международный финансовый факультет»

(протокол №34 от 17 мая 2016 г.)

Рекомендовано Ученым советом факультета «Менеджмент»

(протокол № 8 от 17 мая 2016 г.)

Одобрено кафедрой «Русский язык»

(протокол № 8 от 29 апреля 2016 г.)

Одобрено кафедрой «Управление персоналом и психология»

(протокол № 11 от 21 апреля 2016 г.)

 

Москва 2016

Рецензенты: Ю.С. Лисичкина, зав. кафедрой «Общий менеджмент», кандидат экономических наук, доцент; А.Н. Тарасов, доктор психологических наук, профессор; Е.В. Комарова,кандидат филологических наук, доцент

Баландина Л.А., Ганина Е.В., Федорова Е.А., Коробанова Ж.В., Полевая М.В.Основы деловой и публичной коммуникации. Рабочая программа учебной дисциплины для всех направлений подготовки бакалавров. – М.:Финансовый университет, кафедра «Русский язык», кафедра «Управление персоналом и психология», 2016. – 46 с.

 

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» является инвариантной дисциплиной для всех направлений подготовки, отражающей специфику вуза, вариативной части дисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров.

Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических и семинарских занятий и технологии их проведения, формы самостоятельной работы, систему оценивания и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

... ДВ.9.1.М.2.) подготовки бакалавра. 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 1) ... дисциплина: Научно-исследовательская деятельность: - теоретико-эмпирический анализ личности несовершеннолетнего в трудной криминогенной ситуации. Практическая деятельность: - умение разрабатывать психолого-педагогические программы ...

 

Баландина Лолита Аркадьевна,

Ганина Елена Викторовна,

Федорова Елена Алексеевна,

Коробанова Жанна Владимировна,

Полевая Марина Владимировна

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа учебной дисциплины

 

 

Компьютерный набор, верстка Ж.В. Коробанова, Е.А. Федорова

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 3,0

 

Ó Баландина Л.А., Ганина Е.В., Федорова Е.А., Коробанова Ж.В., Полевая М.В., 2016

Ó Финуниверситет, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины ………………………………………..
2.     Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………..    
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы…
4.     Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………    
5.     Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий……………………..    
  5.1. Содержание дисциплины …………….. ………………………
  5.2. Учебно-тематический план ……………………………………
  5.3. Содержание практических и семинарских занятий…………..
6.   Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………..  
  6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы ……………
  6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы………………………… …………………  
7.   Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине………………………………………….  
  7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы……………….  
  7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания ………………………..  
  7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений …………….  
  7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений …………………………..  
8.   Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………..  
9.   Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ……..  
10.   Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………  
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем ……………………………
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Наименование дисциплины

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» обеспечивает формирование следующих компетенций.

Направления подготовки — 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»:

Компетенция Код
  Владение нормами русского литературно языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникации знать основные функции и виды, социально-психологическую структуру общения; модели эффективного личного и делового (профессионального) общения в русско- и мультиязычной среде; основные тенденции развития русского литературного языка и культуры речи на современном этапе;   уметь — анализировать социально-психологические феномены личного и профессионального общения, применять знания психологии общения в конкретных контекстах; — ориентироваться в ситуациях общения и программировать поведенческие и речевые стратегии и тактики; анализировать и создавать устные и письменные тексты с опорой на сферы общения и нормативную базу русского литературного языка; квалифицировать причины нарушения культуры речи (орфоэпические, грамматические, лексические, стилистические, логические);   владеть -практическими навыками в отборе нормативных единиц языка и речи; -методами и приемами публичных выступлений с соответствующим лингвистическим оформлением, основами ораторского мастерства; — навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ИК-1

Направления подготовки — 38.03.05 «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 01.03.02 «Прикладная информатика и математика», 09.03.03 «Прикладная информатика», 39.03.01 «Социология», 38.03.03 «Управление персоналом», 40.03.01 «Юриспруденция»:

Компетенция Код
  Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь — анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; — ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; — навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — мастерством подготовленного и спонтанного выступления; — нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-5

 

Направление подготовки — 43.03.02 «Туризм»

Компетенция Код
  Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь — анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; — ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; — навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — мастерством подготовленного и спонтанного выступления; — нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-3

 

Направление подготовки — 10.03.01 «Информационная безопасность»:

Компетенция Код
  Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, в том числе по профессиональной тематике, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии знать функциональные типы общения, социально-психологическую структуру и лингвистическую базу коммуникации; релевантные модели эффективного делового, публичного и учебно-научного общения в русско- и мультиязычной среде с целевой установкой информировать, убедить, аргументировать;   уметь — анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых, публичных и учебно-научных коммуникаций: — ориентироваться в ситуациях общения и программировать коммуникативные стратегии и тактики, анализировать и создавать речевые продукты в устной и письменной формах в соответствии с конкретными потребностями актуальных сфер общения;   владеть -методами и приемами публичных выступлений, основами ораторского мастерства; — навыками коммуникативно-речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — речевыми и этическими нормами ведения диалога в условиях конфликта (полемика, дискуссия): — нормами речевого поведения и общения, участия в равнопартнерской и иерархической беседе. ОК-6

 

Направление подготовки — 41.03.04 «Политология»

Компетенция Код
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь — анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; — ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; — навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — мастерством подготовленного и спонтанного выступления; — нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-5
  Владение навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового (профессионального) и публичного общения в русско- и мультиязычной среде; основные типы нарушений культуры речи в современном русском языке;   уметь — анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в условиях профессиональной среды; — ориентироваться в ситуациях делового (профессионального) общения и программировать стратегии и тактики грамотного речевого поведения, анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения; — квалифицировать причины неграмотной речи, отклонений от нормы в личном и профессиональном общении;   владеть -эффективными методами и приемами публичных выступлений, основами ораторского мастерства; — навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; — устной и письменной грамотной (нормативной) речью в ситуациях профессионального общения: публичное выступление, беседа, дискуссия и др. ОПК-3

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» является инвариантной дисциплиной для направления подготовки, отражающей специфику вуза, вариативной частидисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров.

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» базируется на знаниях, полученных в процессе обучения в общеобразовательной средней школе (дисциплины «Обществознание», «Русский язык», «Литература»).

Требования к входным знаниям и умениям:

знание основ межличностного взаимодействия; базовых норм современного русского литературного языка;

умение анализировать социальные ситуации межличностного общения; ориентироваться в системе языковых и речевых средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели (информационно-логические, орфоэпические, лексико-грамматические);

владениеэлементарными приемами межличностного общения; владение на практике нормативной речью в устной и письменной формах (при построении монологического и диалогического высказываний).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихсяочная форма обучения/ заочная форма обучения

 

Вид учебной работы Всего (в з.е. и часах) Семестр — 1, 2, 4 (в часах)
Общая трудоёмкость дисциплины 3 з.е., 108 ч
Аудиторные занятия 36/12 36/12
Лекции -/- -/-
Практические и семинарские занятия, в т.ч. 36/12 36/12
занятия в интерактивных формах 32/10 32/10
Самостоятельная работа 72/96 72/96
В семестре 72/96 72/96
Вид промежуточной аттестации зачет зачет

Содержание дисциплины

Тема 14. Национальные особенности делового общения

Классификация деловых культур по Р.Л. Льюису (моноактивные, полиактивные, реактивные).

Культурно-национальная обусловленность речевого этикета. Соблюдение норм речевого этикета как базовая составляющая эффективной коммуникации. Категория «политкорректность» как значимый компонент речевого этикета.

Значимость аргументов в зависимости от культурно-национальных характеристик аудитории. Интернационализация форм общения в условиях глобализации общества. Тенденции общекультурной (речевой) конвергенции и дивергенции.

 

5.2. Учебно – тематический план

очная форма обучения/ заочная форма обучения

№ п/п Наименова-ние темы дисциплины Трудоёмкость в часах Формы теку-щего конт-роля успева-емости
Всего Аудиторная работа Само-стоя-тельная работа
  Общая   Лекции Практи-ческие и семинар-ские занятия Занятия в интерак-тивных формах
Понятие и функции общения. Деловое общение. 8/9 2/1 2/1 2/1 5/8 Тест
Коммуника-тивная сторона общения 10/9 4/1 4/1 3/1 5/8 Тест
Интерактивная сторона общения 8/9 2/1 2/1 2/1 5/8 Тест
Конфликты и стрессы в деловом общении 10/9 4/1 4/1 3/1 5/8 Тест
Перцептивная сторона общения 8/9 2/1 2/1 2/- 5/8 Тест
Механизмы воздействия в процессе общения 10/9 4/1 4/1 4/1 5/8 Опрос
Состояние русского языка и культуры речи на современном этапе 9/9 4/1 4/1 3/1 5/7 Тест-старт
Коммуникативные качества речи. Речевой этикет 7/7 2/0,5 2/0,5 2/1 5/7 Опрос
Функциональ-ные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения. 6/8 2/0,5 2/0,5 2/0,5 7/7 Прове-рочная работа
Устные и письменные формы деловой речи. Формат собеседования 8/7 2/1 2/1 2/0,5 5/7 Тест
Основы ораторского искусства. Подготовка публичного выступления 10/9 4/1 4/1 3/1 7/8 Конт-роль выступ-ления с презен-таци-ями
Лингвистичес-кие аспекты эффективной коммуникации 8/7 2/1 2/1 2/1 6/6 Тест
Национальные особенности делового общения   6/7 2/1 2/1 2/- 7/6 Прове-рочная работа
  ИТОГО 36/12 36/12 32/10 72/96  
91%

Содержание практических и семинарских занятий

Тема 1. Понятие и функции общения. Деловое общение.

Тема семинарского занятия «Введение в психологию делового общения».

Содержание семинарского занятия:

1. Ознакомление студентов с целями, задачами и спецификой курса. Требования к уровню освоения дисциплины.

2. Мини-лекция: Понятие общения в психологии. Функции, виды общения, структура общения. Деловое общение.

3. Тренинг общения: правила тренинга, знакомство, выполнение упражнений и заданий на отработку базовых коммуникативных навыков.

Рекомендуемые источники (8.1; 8.4; 8.7; 8.9)

 

Тема 2. Коммуникативная сторона общения

Тема практического занятия «Обмен информацией в процессе делового общения».

Содержание практического занятия:

1. Мини-лекция: Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Эффективная коммуникация

2. Тренинг общения: отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств.

3. Диагностика эмоционального интеллекта. Составляющие эмоционального интеллекта. Отработка навыка осознания собственного эмоционального состояния.

4. Тренинг общения: корректное отстаивание деловых интересов в команде. Способы преодоления агрессии. Приемы и способы конструктивной критики.

Рекомендуемые источники (8.1; 8.4; 8.7; 8.8; 8.9)

 

Тема 3. Интерактивная сторона общения

Тема практического занятия «Межличностное взаимодействие»

1. Мини-лекция: Общение как взаимодействие.

2. Анализ ситуаций делового взаимодействия (Деловые ситуации по Н.Г. Хитровой)

3. Тренинг эффективного взаимодействия на основе теории трансактного анализа.

4. Тренинг ассертивного поведения. Техника ассертивной просьбы. Техника ассертивного отказа.

 

Формы внеаудиторной самостоятельной работы

очная форма обучения/ заочная форма обучения

Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину Форма внеаудиторной самостоятельной работы Трудо-ёмкость в часах* Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1. Понятие и функции общения. Деловое общение Работа с учебной литературой. Выбор темы эссе, контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения 5/8 Уровни общения
2. Коммуника-тивная сторона общения Работа с учебной литературой. Подготовка эссе, контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения 5/8 Техники активного слушания, я-сообщения.
3. Интерактивная сторона общения Работа с учебной литературой. Подготовка эссе, контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения 5/8 Трансактный анализ Э. Берна
4. Конфликты и стрессы в деловом общении Работа с учебной литературой. Подготовка эссе, контрольной работы. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения 5/8 Типичные конфликты в деловой среде.
5. Перцептивная сторона общения Работа с учебной литературой. Выполнение заданий из практикума по психологии делового общения 5/8 Каузальная атрибуция как феномен «психологии здравого смысла»
6. Механизмы воздействия в процессе общения Работа с учебной литературой. Выбор темы выступления (индивидуально // в составе малой группы сотрудничества).

Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации

5/8 Прямой и косвенный способы убеждения. Проблемы податливости и устойчивости в процессе убеждающего воздействия
7.Состояние русского языка и культуры речи на современном этапе Работа с учебной литературой. Подготовка к опросу. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации 5/7 Проблема чрезмерных заимствований как фактор, препятствующий эффективному общению. Языковая политика в РФ. Орфоэпические, морфологические, речевые и грамматические нормы
8. Коммуникатив-ные качества речи. Речевой этикет Работа с учебной литературой. Подготовка к опросу. Подготовка выступления по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации   5/7   Речевой этикет деловой беседы, делового телефонного разговора
9. Функциональ-ные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения. Работа с учебной литературой. Подготовка к проверочной работе. Подготовка презентации по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации   7/7 Взаимодействие функциональных стилей. Специфика научного стиля речи; подстилей ОДС. Изучение образцов личных деловых документов
10. Устные и письменные формы деловой речи. Формат собеседования Работа с учебной литературой. Подготовка к тесту. Подготовка презентации по выбранной теме. Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации 5/7 Собеседование как форма делового общения с точки зрения соискателя // работодателя (речевые и поведенческие модели)
11. Основы ораторского искусства. Подготовка публичного выступления   Работа с учебной литературой.   Отработка всех аспектов презентации и выступления по выбранной теме.   Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации.   Подготовка к тесту. 7/8 Речевой имидж современного оратора (государственного, политического деятеля, делового человека).

Средства выразительности (стилистические приемы, тропы, лексико-синтаксические фигуры, фразеологизмы и др.)

12. Лингвистичес-кие аспекты эффективной коммуникации 6/6   Типичные ошибки начинающего оратора
13. Национальные особенности делового общения   Работа с учебной литературой. Подготовка к проверочной работе. Выполнение заданий из практикума по языку деловой и публичной коммуникации 7/6 Учет специфики национальной комму-никации в будущей профессиональной деятельности обучающегося
ИТОГО 72/96  

Рекомендации по подготовке эссе

Эссе – это краткая научная работа студента, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие эссе от других видов научных работ студентов заключается в его краткости и лаконичности изложения материала на предложенную тему. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на нормативные документы и научную литературу. Наличие авторской позиции и выражение собственного отношения к проблемному вопросу в эссе обязательно.

Эссе должно содержать:

описание проблемы (вопроса), на который студент отвечает в ходе своего исследования;

теоретическое обоснование актуальности выбранной проблемы (вопроса) и изложение индивидуальной точки зрения автора относительно выбранной проблемы (вопроса) с использованием литературных источников;

выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (вопросу).

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, т.к. структура плана предполагает введение и заключение, а также деление текста на главы и параграфы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. В эссе обязательно должен содержаться список использованной литературы. Общий объем эссе должен быть не более 7 страниц текста, включая титульный лист и библиографию. В тексте эссе в обязательном порядке должны содержаться сноски на использованную при его написании научную литературу.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

1. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» (ресурс кафедры).

 

2. Интерактивные информационно-справочные и обучающие материалы портала http://www.gramota.ru/

 

3. Основы деловой и публичной коммуникации. Тема 1. Публичное выступление (самопрезентация).

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / Н.Н. Толстова. М., Финуниверситет, 2015. Режим доступа — http://portal.ufrf.ru/Content/ Data/0acd4f78-b337-4aef-8fef-e1268273134d/osn_del_komm_ch_mat.pdf.

 

4. Основы деловой и публичной коммуникации. Тема 2. Этикет делового общения. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / Н.А. Киндря. М., Финуниверситет, 2015. Режим доступа — http://portal.ufrf.ru/Content/Data/53658f96-6151-4c9b-a8d6-31406aefbb73 /osn_ del_publ_komm_uch_mat.pdf

 

5. Основы деловой и публичной коммуникации. Тема 3. Собеседование. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / Н.Н. Толстова. М., Финуниверситет, 2015. Режим доступа – http://portal.ufrf.ru/Content/Data/3b45ea01-3ff7-4981-94c5-1046af8b9111/osn_publ_komm_uch_mat.pdf

 

6. Основы деловой и публичной коммуникации. Тема 4. Национальные особенности делового общения. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / Н.А. Киндря. М., Финуниверситет, 2015. Режим доступа — http://portal.ufrf.ru/Content/Data/e929a714-f7c7-4156-b1cb-31497 cc63c0c/osn_del_i_publ_komm.pdf

 

7. Основы деловой и публичной коммуникации. Вып.5. Публичное выступление (типичные ошибки начинающего оратора).

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / Е.А. Федорова. М., Финуниверситет, 2016. Режим доступа – http://portal.ufrf.ru/Content/Data/7ce63d26-2953-4b0f-8eef-e798abb1e05d/publ_vist_met.pdf

 

8. Основы деловой и публичной коммуникации. Вып. 6. Состояние русского языка и культуры речи на современном этапе (орфоэпические нормы).

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / И.А. Зайцева. М., Финуниверситет, 2016. Режим доступа — http://portal.ufrf.ru/Content/Data/2997d655-9350-4164-a443-92da0459facd/sost_rus_jaz_met.pdf

 

9. Основы деловой и публичной коммуникации. Вып. 7. Языковая политика в Российской Федерации. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы для студентов I курса всех направлений подготовки бакалавров / С.Е. Ершова. М., Финуниверситет, 2016. Режим доступа — http://portal.ufrf.ru/Content/Data/bc34665a-5110-4aad-af58-063699ead9cf /jaz_ pol_ met_rek.pdf