Роль и место дисциплины в структуре ООП

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Утверждаю

Первый проректор,

проректор по учебной работе

_____________ С. В. Буцык

«___» _____________2013 г.

Эффективное профессиональное чтение

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки

71 900 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

форма обучения — очная, заочная

срок изучения

очная форма — 1 семестр, заочная форма­ 3,4 семестры

Челябинск 2013


УДК 02

ББК 78.32я73

Э 94

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 71 900 Библиотечно-информационная деятельность

Автор-составитель: М. Ю. Ваганова, кан. пед. наук, старший преподаватель каф. БИД

Рецензент: В. Л. Солодкова, заведующая библиотекой МОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска

Программа одобрена на заседании совета факультета информационные-ресурсы и технологии от 16.09.13 г., протокол № 1.

Э 94


Эффективное профессиональное чтение: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 71 900 Библиотечно-информационная деятельность квалификация выпускника «бакалавр», форма обучения — очная, сроки изучения — очная форма ­ 1 семестр, заочная форма ­ 3, 4 семестры/ авт.-сост. М. Ю. Ваганова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2013. — 17 с.

Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013


Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины
1.2. Задачи дисциплины
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура преподавания дисциплины
4.1.1. Матрица компетенций
4.2. Содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
6.2. Темы курсовых работ
6.3. Задания для проведения текущего контроля
6.3.1. Темы семинарских занятий
6.3.2. Темы практических занятий
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
6.5. Вопросы для подготовки к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы
7.4. Журналы и сборники
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий
8.2. Перечень используемых наглядных средств
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины

Цель дисциплины — повышение качества подготовки библиотекаря, библиографа за счет освоения методики профессионального чтения, во многом определяющей эффективность профессиональной деятельности

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

— умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

— овладением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

— готовностью к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6);

— способностью к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-22);

— готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-23);

— способностью к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);

— владеть навыками оценки и анализа литературно-художественных и отраслевых текстов (ВК-1);

Задачи дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в:

-изучении документального потока по библиотековедению и библиографии ;

-освоении системы теоретических знаний в области профессионального чтения;

-совершенствовании и формировании умений и навыков чтения (рационального, акмеологического, динамического и др.), позволяющих осваивать большой объем информации психологически более комфортно;

­­-развитии установки студентов на дальнейшее освоение методики рациональной организации профессионального чтении;

-обеспечить изучение читательского развития различных категорий пользователей библиотек с учетом их профессиональных информационных потребностей.

Роль и место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Эффективное профессиональное чтение» входит в вариативную часть профессионального цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:

— гуманитарный, социальный и экономический — «Педагогика и психология», «Русский язык и культура речи».

— информационно-коммуникационный — «Информатика».

— профессиональный — «Библиотековедение «, «Документоведение», «Аналитико-синтетическая переработка информации».

В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1 семестре входные знания у студентов не сформированы.

Освоение дисциплины «Эффективное профессиональное чтение» будет необходимо при изучении дисциплин «Психология познавательной деятельности», «Социология и психология чтения», «Информационно-библиографическое обеспечение образования», «Библиотечно-библиографическое обслуживание».

Компетенции обучающегося,

Формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— профессиональныйдокументальный поток по библиотековедению библиографии (ОК-2), (ОК-12), (ПК-6);

— технологии эффективного чтения (ПК-22), (ПК-23), (ПК-23);

Уметь:

— защищать и разрабатывать модели профессионального документального потока по библиотековедению и библиографии (ОК-2), (ОК-6), (ПК-29);

— разрабатывать программы читательского саморазвития с учетом достигнутых результатов обучения эффективному чтению (ОК-6), (ОК-12), (ПК-22), (ПК-23), (ВК-1);

Владеть:

— методами рационализации и интенсификации читательской деятельности в контексте научной организации труда личности

— методами проектирования читательского саморазвития (ОК-2), (ОК-12), (ПК-23), (ВК-1).

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетных единиц, 108 часов, в т. ч. 3 часа на зачет.

Структура преподавания дисциплины

№ раздела Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек. сем. практ. с/р
1. 1−6 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре
2. 7−13 текущий контроль знаний, оценка за участие в семинаре, проверка практических заданий
3. 14−20 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре Зачет
Итого 108 часов

Для заочного отделения

№ раздела Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек. сем. практ. с/р
1. проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре
2. текущий контроль знаний, оценка за участие в семинаре, проверка практических заданий Зачет
Итого 108 часов

Матрица компетенций

Разделы, темы дисциплины Кол-во часов Компетенции
−ОК-2 −ОК-6 −ОК-12 −ПК-6 −ПК-22 −ПК-23 −ПК-24 −ПК-29 −ВК-1 Σ общее количество компетенций
Раздел 1. Теоретические основы профессионального чтения
Тема 1. Введение. Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря- библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты + + + 3
Тема 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития + + + 3
Тема 3. Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя + + + 3
Раздел 2. Документальный поток в сфере библиотечно-библиографической, педагогической деятельности
4. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики + + + 3
Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению педагогике, психологии + + + 3
Раздел 3. Научная организация профессионального чтения: рефлексивно-методологический тренинг
Тема 6. Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. + + + 3
Тема 7. Научная организация профессионального чтения. + + 2
Тема 8. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенств. профессионального чтения + + + + 4
Итого 3 4 3 4 4 2 4 4 4

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы профессионального чтения

Тема 1. Введение. Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты. Развитие представление о чтении. Чтение в традиционный период развития культуры. Чтение в ремесленно-кооперативный период. Особенности чтения в профессиональный период развития культуры. Характеристика чтения в проектно-технологический период. Чтение в полидисциплинарном аспекте.

Тема 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения. Модель чтения: прдчтение, чтение, послечтение. Технология ИНЛОКК И. В. Усачевой; Акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных; Стратегиальное чтение Н. Н. Сметанниковой, Творческого чтения И. И. Тихомировой и др.

Тема 3. Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя. История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекаря. Основные характеристики, профессионального чтения. Идеальная модель профессионального чтения библиотекаря, библиографа, преподавателя.

Раздел 2. Документальный поток в сфере библиотечно-библиографической, педагогической деятельности

Тема 4. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики. Характеристика документального потока по библиотековедению, библиографии, педагогике. Видовое разнообразие. Справочные, научные, научно-популярные, учебные издания, периодические издания и т. д.

Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению, педагогике, психологии. Русскоязычные ресурсы Интернета и справочные ресурсы. Характеристика интернет — ресурсов. Электронные издания; виртуальные энциклопедические и справочные издания, научные, учебные, периодические, библиографические. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»), Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Библиогид «Книга и дети», «Русская справочная библиотека», сайт Вадима Степанова и др. Электронные каталоги российских библиотек. Электронные каталоги наиболее крупных зарубежных библиотек. Библиографические базы данных. Электронные каталоги издательств и книготорговых организаций. Электронные библиотеки как создатели, распространители информации по библиотековедению, библиографии. Полнотекстовые базы данных. Информационный сервис Интернета. Поисковые системы.

Раздел 3. Научная организация профессионального чтения: рефлексивно-методологический тренинг

Тема 6. Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. Совершенствование рефлексивно-методологической культуры специалистов посредством технологии преодоления и осознания трудностей профессионального чтения. Технология осознания и преодоления трудностей чтения: эмоционально-рефлексивный, мотивационно-целевой, процессуально-ориентировочный, результативно-проектный блоки.

Тема 7. Научная организация профессионального чтения. Читательская деятельность видных ученых, практиков. Методы, приемы, стратегии работы с профессиональным текстом на различных этапах чтения (постчтение, чтение, послечтение).

Продукты профессионального чтения.

Тема 8. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения. Правила составления индивидуальных программ. Разработка личных программ самосовершенствования профессионального чтения.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 71 900 Библиотечно-информационная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.

Использование технологий активного и интерактивного обучения

№ п/п Вид учебных занятий Технологии активного и интерактивного обучения Кол-во часов
Лекции Показ слайдов, медиапрезинтация
Семинарские занятия дискуссия
Практические занятия Кейс-метод
Всего из 54 аудиторных часов на интерактивные формы приходится 24 часа

Таким образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины, и в целом в учебном процессе он составляет 44% от общего числа аудиторных занятий.

В рамках дисциплины предусмотрены встречи:

№ п/п ФИО Место работы, должность
В. Л. Солодкова заведующая библиотекой МОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска

Занятия лекционного типа по дисциплине «Эффективное профессиональное чтение» для студентов составляют 37% аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине

1. Разработать граф-схему технологии чтения (на выбор студента)

2. Подготовить презентацию по технологиям чтения (на выбор студента)

3.Эссе на тему: «Чтениекак интеллектуальная деятельность специалиста» (анализ работы с текстом ученых).

4. Составить библиографический список адресов интернет-ресурсов для профессионального чтения специалиста

5.Аннотированный список виртуальных энциклопедических и справочных изданий по библиотековедению, библиографоведению.

6. Характеристика профессиональной периодики (2−3 журнала)

7. Эссе на тему: «Государственная библиография и профессиональное чтение»

8. Разработать Глоссарий по теме курса

9. Библиографический обзор «Исследования чтения библиотекарей»

10.Контент-анализ профессиональной периодики по изучаемой дисциплине

Темы курсовых работ

По дисциплине «Эффективное профессиональное чтение» курсовая работа не предусмотрена

Задания для проведения текущего контроля

Темы семинарских занятий

Для очного отделения

Семинар № 1. Тема «Чтение в традиционный и в ремесленно-кооперативный периоды развития культуры» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12).

Семинар № 2. Тема «Особенности чтения в профессиональный и в проектно-технологический период развития культуры» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);

Семинар № 3. Тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);

Семинар № 4. Тема «Чтение в полидисциплинарном аспекте» (4часа); (ПК-22), (ПК-23), (ПК-29);

Семинар № 5. Тема «История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекарей» (2часа); (ПК-24), (ВК-1), (ОК-12).

Для заочного отделения

Семинар № 1. Тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-12);

Семинар № 2. Тема «История исследования чтения библиотекарей. Современные исследования чтения библиотекарей» (2часа); (ПК-24), (ВК-1), (ОК-12)

6.3.2. Темы практических занятий

Практическая работа № 1. Тема «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития» (технологии ИНЛОКК И. В. Усачевой; Акмеологического чтения В. А. и С. М. Бородиных)" (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

Практическая работа № 2. Тема «Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития» (Стратегиальное чтение Н. Н. Сметанниковой, Творческого чтения И. И. Тихомировой и др).

«(4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

Практическая работа № 3. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению Анализ сайтов: „Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества“, Библиогид „Книга и дети“, „Русская справочная библиотека“, сайт Вадима Степанова и др.» (4часа); (ПК-22), (ПК-24), (ПК-29).

Практическая работа № 4. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека») (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ВК-24).

Практическая работа № 5. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы. Анализ профессиональной справочной, научной литературы (2часа); (ВК-1), (ПК-23), (ПК-29).

Практическая работа № 6. Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы. Анализ профессиональной учебной, библиографической литературы (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ПК-22).

Практическая работа № 7. Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения" (4часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

Практическая работа № 8. Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание" (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

Практическая работа № 9. Чтение как вид речевой коммуникации: письмо и говорение" (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

Практическая работа № 10. Читательская деятельность видных ученых. (2часа); (ВК-1), (ПК-23), (ПК-24).

Практическая работа № 11. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения (2часа); (ВК-1), (ПК-22), (ПК-29).

Практическая работа № 12. Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения (2часа); (ВК-1), (ПК-22), (ПК-29).

Для заочного отделения

Практическая работа № 1. Тема «Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению. Портал Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ», портал «Library», сайт «Школа библиотечного лидерства» (проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека») (2часа); (ВК-1), (ПК-29), (ВК-24).

Практическая работа № 2. Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание" (2часа); (ОК-2), (ОК-6), (ОК-23).

6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам

Самостоятельная работа № 1.

Тема: Самообразование и профессиональное чтение библиотекаря- библиографа, преподавателя: исторические, междисциплинарные аспекты (ОК­-2), (ОК-12), (ПК-6).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинарским занятиям № 1, тема «Развитие представление о чтении» и № 4, тема «Чтение в полидисциплинарном аспекте».

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в семинаре.

Самостоятельная работа № 2.

Тема: Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа, преподавателя: требования, модели, технологии развития (ОК-6), (ПК-22), (ПК-23).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 1, тема «Чтение как интеллектуальная деятельность»,№ 9, тема «Рациональное чтение: модели»,№ 10, тема «Рациональное чтение: роль познавательных процессов» и семинарскому № 2, тема «Модели чтения: место психологических компонентов».

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Самостоятельная работа № 3.

Тема: Современный портрет библиотекаря-библиографа, преподавателя как читателя (ПК-24),(ПК-29), (ВК-1).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к семинарскомузанятию № 3, тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения» и практическому занятию № 2, тема «Чтение как вид речевой коммуникации: эффективное слушание».

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в семинарском и практическом занятии.

Самостоятельная работа № 4.

Тема «Структура и особенности документального потока: типы, виды литературы отраслевой тематики» (ОК-6), (ПК-6), (ПК-24).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию№ 3, тема «Читательская деятельность писателей, ученых» и семинарскому занятию № 5, тема «Методы, стратегии рационализации чтения».

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Самостоятельная работа № 5.

Тема «Тема 5. Интернет ресурсы по библиотековедению, библиографоведению педагогике, психологии» (ОК-12), (ПК-22),(ПК-29).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 8, тема «Объективные факторы, мешающие рациональному чтению». Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Самостоятельная работа № 6.

Тема: Рефлексивно-методологическая культура чтения специалиста. (ОК-2), (ОК-6), (ПК-6).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию № 7, тема «Субъективные факторы, мешающие рациональному чтению»

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Самостоятельная работа № 7.

Тема «Научная организация профессионального чтения» (ПК-22), (ВК-1)

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию.

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Самостоятельная работа № 8.

Тема «Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения» (ПК-22), (ПК-24).

(ПК-29), (ВК-1).

Задание и методика выполнения: знакомство с литературой по теме, подготовка к практическому занятию№ 11, тема «Разработка индивидуальных программ и стратегий самосовершенствования профессионального чтения».

Формой контроля выполненной работы стает степень участия в практическом занятии.

Для заочного отделения

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector