Рабочая программа дисциплины 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Биологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан биологического факультета

___________________________

«____»______________2012 г.

Б.3.ДВ11 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль подготовки

050103.65 «География»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Кемерово 2012

  1. Цели освоения дисциплины

Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения становится приоритетной, национальной проблемой Российской Федерации. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Основой получения таких знаний является курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», который включает в себя теоретические основы здорового образа жизни, физиологии труда и создания комфортных условий жизнедеятельности, методы профилактики и оказания неотложной помощи при различных заболеваниях и пр.

Целями учебной дисциплины «Основы медицинских знаний» являются:

  • ознакомление студентов с основными понятиями курса;

— обеспечение студентов знаниями в области здорового образа жизни и факторах, влияющих на здоровье;

  • формирование у студентов целостного представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье человека;
  • информирование студентов о способах сохранения и укрепления здоровья;
  • знакомство с приемами формирования своей индивидуальной системы здорового образа жизни, обеспечивающей духовное, физическое и социальное благополучие;
  • информирование студентов о причинах и условиях развития инфекционных заболеваний и мерах их профилактики;

— развитие умений оценивать текущее состояния здоровья пострадавшего при возникновении различных экстремальных ситуациях;

3 стр., 1301 слов

Здоровый образ жизни студента

... этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. 1.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И СПОРТ Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с ... стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств ...

— освоение навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных бытовых и чрезвычайных ситуациях;

— создание условий для успешного овладения студентами практическими умениями и навыками;

— формирование общеучебных умений, обеспечивающих успешное обучение в вузе: составление словарей, аннотаций, тезисов, подготовка и написание рефератов, докладов, участие в дискуссиях и др.

Бакалавр, получивший знания по данной дисциплине, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

В области педагогической деятельности

— изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

В области культурно-просветительской деятельности

— организация культурного пространства;

— разработка культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

    Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является курсом по выбору и изучается во 2 семестре после изучения такой дисциплины как «Возрастная анатомия и физиология», что дает возможность преподавателю опираться на естественно-научные и физиологические знания, которые студенты получают в процессе изучения данной дисциплины.

    Освоение студентами данной дисциплины является одним из непременных условий формирования теоретической базы для всех видов педагогической практики. В процессе обучения студенты приобретают необходимые навыки по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в экстремальных и бытовых ситуациях, что является важной составляющей профессии будущего педагога.

    Формирование представлений о здоровом образе жизни и его основных аспектах, а также различных заболеваниях и травмах осуществляется на лекциях. Для овладения приемами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ситуациях и ознакомления с мероприятиями по профилактике различных заболеваний необходимо проведение практических занятий.

    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

    В результате изучения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

    13 стр., 6386 слов

    Методическая разработка рабочей программы дисциплины "Психологическое ...

    ... здоровье личности, для чего разработана дисциплина «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте». Комплексность дисциплины ... Резко изменились различные сферы, оказывающие ... деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватным общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид» [8, 21]. Оценка психологического здоровья ...

    Общекультурные компетенции (ОК)

    • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
    • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

    Знать: базовые положения фундаментальных разделов биологии, необходимых для освоения основ медицинских знаний.

    Уметь: применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины, на практике.

    Владеть: понятийным аппаратом изучаемой дисциплины.

    Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

    • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

    Знать: об особенностях протекания различных патологических состояний и факторах, вызывающих данные состояния.

    Уметь: использовать на практике приемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

    Владеть: приемами и методами сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

    Профессиональные компетенции (ПК)

    • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

    Знать: приемы оказания первой доврачебной помощи.

    Уметь: оказывать первую доврачебную помощь.

    Владеть: приемами оказания первой доврачебной помощи.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    • предмет и задачи изучаемой дисциплины;
    • понятие здоровья и болезни;
    • показатели индивидуального и популяционного здоровья;
    • группы здоровья детей;
    • основные факторы, влияющие на здоровье детей и подростков;
    • основные группы инфекционных заболеваний;
    • причины и меры профилактики инфекционных заболеваний;
    • стадии развития инфекционных заболеваний;
    • виды травм и первую помощь при них;
    • степени ожогов и первую помощь при них;
    • признаки поражений электрическим током;
    • неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
    • основные приемы сердечно-легочной реанимации;
    • вредные привычки и их профилактику;
    • основные факторы риска развития различных форм патологии у школьников;
    • медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем;
    • основы просветительской деятельности.

    Уметь:

    — определять неотложные состояния по сопутствующим симптомам;

    — проводить основные приемы сердечно-легочной реанимации;

    — различать виды кровотечений;

    — осуществлять временную остановку крови;

    — оказывать первую медицинскую помощь в экстремальных и бытовых ситуациях;

    — различать основные группы инфекционных заболеваний;

    — проводить основные противоэпидемические мероприятия;

    создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

    — использовать в образовательном процессе потенциал других учебных предметов естественно-научного цикла;

    — пользоваться основной учебной литературой по данной дисциплине.

    Владеть:

    — понятийно-категориальным аппаратом дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;

    — способами ориентации в профессиональных источниках информации;

    — основными методами оздоровления и укрепления здоровья;

    — приемами оказания первой медицинской помощи в экстремальных и бытовых ситуациях.

    4. Структура и содержание дисциплины

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

    4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

    4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

    Вид учебной работы

    Очная форма обучения

    Заочная форма обучения

    Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

    144

    144

    Аудиторные занятия (всего)

    72

    8

    В том числе:

    Лекции

    36

    8

    Практические занятия, семинары

    36

    Самостоятельная работа

    72

    136

    Вид промежуточного контроля

    коллоквиум

    коллоквиум

    Вид итогового контроля

    зачет

    зачет

    4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

    №п/п

    Раздел дисциплина

    Семестр

    Неделя

    семестра

    Общая трудоемкость

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

    Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

    Всего

    Учебная работа

    В т.ч. активных форм

    Самостоятельная работа

    Лекции

    Практ. занятия

    Очная форма обучения

    1.

    Проблемы здоровья детей.

    2

    1-3

    5

    4

    4

    9

    Опрос

    2.

    Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

    2

    3-6

    5

    6

    6

    11

    Опрос

    3.

    Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация.

    2

    6-10

    6

    8

    8

    14

    Опрос

    4.

    Характеристика детского травматизма и его профилактика.

    2

    10-12

    6

    8

    8

    16

    Опрос

    5.

    Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

    2

    12-14

    8

    5

    5

    11

    Опрос, сообщения

    6.

    Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей.

    2

    15-18

    6

    5

    5

    11

    Опрос, сообщения

    Всего в семестре

    144

    36

    36

    72

    Зачет

    Заочная форма обучения

    1.

    Проблемы здоровья детей.

    2

    20

    1

    19

    Опрос

    2.

    Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

    2

    23

    2

    2

    21

    Опрос

    3.

    Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация.

    2

    24

    1

    1

    23

    Опрос

    4.

    Характеристика детского травматизма и его профилактика.

    2

    28

    2

    2

    26

    Опрос

    5.

    Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

    2

    25

    1

    1

    24

    Опрос, сообщения

    6.

    Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей.

    2

    24

    1

    1

    23

    Опрос, сообщения

    Всего в семестре

    144

    8

    136

    Зачет

    4.2. Содержание дисциплины Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

    № п/п

    Наименование раздела дисциплины

    Содержание раздела дисциплины

    Результат обучения, формируемые компетенции

    Лекционные занятия

    1.

    Проблемы здоровья детей.

    Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи дисциплины. Понятие здоровья и болезни. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков. Показатели здоровья. Группы здоровья детей.

    Знать:понятие здоровья; факторы, определяющие здоровье; показатели здоровья; группы здоровья детей.

    Уметь:понимать проблему сохранения, укрепления и формирования здоровья детей и подростков.

    Формируемые компетенции:

    ОК-1, ОПК-4,

    ПК-7.

    2.

    Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

    Основные понятия эпидемиологии и микробиологии. Основные понятия иммунологии. Основные группы инфекционных заболеваний. Пути и механизмы передачи инфекций. Восприимчивость и иммунитет. Инфекции дыхательных путей и их профилактика. Кишечные инфекции и их профилактика. Кровяные инфекции и их профилактика. Инфекции наружных покровов и их профилактика. Основные противоэпидемические мероприятия.

    Знать: об основных группах инфекционных заболеваний;

    причинах и мерах профилактики инфекционных заболеваний;

    стадиях развития инфекционных заболеваний.

    Владеть:приемами профилактики инфекционных заболеваний.

    Формируемые компетенции:

    ОПК-4, ПК-7.

    3.

    Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация.

    Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы. Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

    Знать: о неотложных состояниях при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;

    основных приемах сердечно-легочной реанимации.

    Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.

    Владеть: приемами оказания первой доврачебной помощи.

    Формируемые компетенции:

    ОПК-11, ПК-7.

    4.

    Характеристика детского травматизма и его профилактика.

    Понятие травмы. Причины возникновения повреждений. Обморок: симптомы, первая помощь. Коллапс: симптомы, первая помощь. Травматический шок: симптомы, первая помощь.

    Открытые повреждения – раны: поверхностные, глубокие и первая помощь при них. Закрытые повреждения: ушибы, растяжения и разрывы связок, травматические вывихи, переломы костей. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки. Термические повреждения. Поражения электрическим током.

    Знать: виды травм и первой помощи при них; признаки термических повреждений; признаки поражений электрическим током.

    Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при травмах, обморожениях и поражениях электрическим током.

    Владеть: приемами оказания первой доврачебной помощи.

    Формируемые компетенции:

    ОК-11, ПК-7.

    5.

    Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

    Образ жизни как основополагающий фактор, формирующий здоровье человека. Понятие образа жизни. Понятие и методологические аспекты здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни: рациональное питание, активный двигательный режим, психическая устойчивость и пр.

    Проблема обучения основам здорового образа жизни и воспитание привычек к здоровому образу жизни. Понятие о вредных привычках. Влияние курения, алкоголизма и наркотиков на организм человека. Стадии заболевания алкоголизмом и наркоманией. Последствия наркомании. Профилактика вредных привычек.

    Знать: аспекты здорового образа жизни; основные методы оздоровления и укрепления здоровья; характеристику вредных привычек и их профилактику; о влиянии злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости.

    Владеть: способами профилактики вредных привычек.

    Формируемые компетенции:

    ОК-1, ОПК-4, ПК-7.

    6.

    Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей.

    Основные факторы риска развития различных форм патологии у школьников. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников. Роль учителя в формировании здоровья учащихся. Роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей.

    Знать: о факторах риска развития различных форм патологии у школьников; медико-педагогических аспектах профилактики болезней, передающихся половым путем.

    Владеть: основами просветительской деятельности.

    Формируемые компетенции: ОК-1, ОПК-4, ПК-7.

    Практические занятия

    1.

    Проблемы здоровья детей.

    Анализ демографической ситуации в стране и Кемеровской области. Оценка факторов, влияющих на здоровье человека. Количественная и качественная оценка состояния здоровья.

    Знать:понятие здоровья; факторы, определяющие здоровье; показатели здоровья; группы здоровья детей.

    Уметь:оценивать количественные и качественные показатели здоровья.

    Владеть:навыками оценки показателей здоровья детей и подростков. Формируемые компетенции:

    ОК-1, ПК-7.

    2.

    Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

    Анализ эпидемиологической обстановки в стране и Кемеровской области. Определение инфекционных заболеваний по сопутствующей им симптоматике.

    Знать: об основных группах инфекционных заболеваний;

    причинах и мерах профилактики инфекционных заболеваний;

    стадиях развития инфекционных заболеваний.

    Уметь: распознавать и осуществлять профилактику инфекционных заболеваний.

    Владеть: навыками распознавания и профилактики инфекционных заболеваний.

    Формируемые компетенции: ПК-7.

    3.

    Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация.

    Приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной систем, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы. Признаки смерти. Приемы сердечно-легочной реанимации.

    Знать: приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и сердечно-легочной вентиляции.

    Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.

    Владеть: приемами оказания первой доврачебной помощи.

    Формируемые компетенции: ПК-7.

    4.

    Характеристика детского травматизма и его профилактика.

    Определение вида травмы по относительным и абсолютным признакам. Виды иммобилизации. Приемы остановки кровотечения.

    Определение степени ожога по сопутствующим повреждениям кожных покровов.

    Знать: виды травм и первой помощи при них; признаки термических повреждений; признаки поражений электрическим током.

    Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при травмах, обморожениях и поражениях электрическим током.

    Владеть: приемами оказания первой доврачебной помощи.

    Формируемые компетенции: ОК, 11; ПК-7.

    5.

    Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

    Анализ особенностей питания и двигательной активности детей и подростков. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья. Мероприятия по профилактике вредных привычек.

    Знать: аспекты здорового образа жизни; основные методы оздоровления и укрепления здоровья; характеристику вредных привычек и их профилактику; о влиянии злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости.

    Уметь: различать состояние наркотического и алкогольного опьянения и т.п.

    Владеть: способами профилактики вредных привычек.

    Формируемые компетенции:

    ОК-1, ПК-7.

    6.

    Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей.

    Анализ факторов риска развития различных форм патологии у школьников. Основные мероприятия по профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников в образовательных учреждениях. Различные приемы и методы сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся на уроке и во внеурочное время.

    Знать: о факторах риска развития различных форм патологии у школьников; медико-педагогических аспектах профилактики болезней, передающихся половым путем.

    Уметь: применять на практики приемы и методы сохранения и укрепления здоровья.

    Владеть: приемами и методами сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся на уроке и во внеурочное время.

    Формируемые компетенции:

    ОК-1, ПК-7.

    5. Образовательные технологии

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению педагогическое образование профиль География реализация программы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает использование разнообразных форм проведения учебных занятий. Единство теоретической и практической подготовки в процессе обучения обеспечивается за счет использования разнообразных форм работы: лекций, практических и семинарских занятий, дискуссий, разнообразных видов самостоятельной работы и т.д.

    В ходе реализации видов учебной работы применяются образовательные технологии.

    Методы обучения, направленные на первичное овладение знаниями:

    1) информационно-развивающие, такие как:

    — демонстрация (фильмов, статистического материала, плакатов и т.д.).

    — объяснение материала;

    — лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств обучения;

    -лекция — беседа;

    — лекция с разбором конкретных ситуаций

    2) проблемно-поисковый (организация коллективной мыследеятельности в работе малыми группами; индивидуальные проблемные задания и проекты).

    Методы обучения, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков:

    1) репродуктивный метод обучения (выявление признаков различных заболеваний).

    2) групповой метод активного обучения, включающий анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения (разбор конкретных ситуаций оказания первой доврачебной помощи).

    3) индивидуальный метод активного обучения (работа с тетрадью, конспектирование материала и пр.).

    Успешность изучения данной дисциплины зависит также от степени осознания студентами своей деятельности. Рефлексивная деятельность должна относиться не только к самостоятельному изучению учебника, но и включать в себя все ситуации и коммуникации, в которых студенты принимают участие.

    На лекционных и практических занятиях используются предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Проведение лекционных занятий по данной дисциплине предполагает использование активных форм обучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, по данной дисциплине составляет 50% (см. раздел. 4.1.2).

    Самостоятельная работа студентов заключается в проработке лекционного материала и рекомендованной литературы, выполнения индивидуальных заданий и экспериментальных исследований.

    6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

    Текущий контроль знаний проводится на каждом практическом занятии: устный опрос, защита индивидуальных заданий и выступление с сообщениями во время занятия. Промежуточный контроль знаний осуществляется на коллоквиуме. Рубежный контроль знаний – зачет, на котором студент должен ответить на два вопроса: 1 — на знание аспектов здорового образа жизни; 2 – на знание приемов оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

    Критерии оценки знаний студентов

    Оценку «зачтено» (рубежный контроль знаний) получают следующие студенты:

    — присутствующие на всех практических занятиях;

    — получившие положительную оценку (3,4,5) за ответы во время устного опроса;

    — отчитавшиеся о выполнении индивидуального практического задания на практических занятиях;

    — давшие правильный (полный, логичный, с употреблением соответствующей терминологии и примерами) устный ответ на вопросы к зачету.

    Контроль за знаниями студентов, полученных в рамках дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», осуществляется на занятиях в форме опроса и в конце обучения по результатам проведения зачета.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

    Тема 1. Понятие здоровья и факторы его определяющие

    1. Показатели индивидуального здоровья.
    2. Структура заболеваемости в России.
    3. Понятие предболезни.
    4. Демографические, социальные и медицинские аспекты здоровья.

    Тема 2. Генетические, природные и техногенные факторы, определяющие здоровье человека.

    1. Наследственная предрасположенность заболеваниям, особенности ее проявления.
    2. Генные наследственные заболевания.
    3. Соматические и половые наследственные забеливания.
    4. Техногенные факторы и их влияние на здоровье человека.
    5. Органические и неорганические соединения.

    Тема 3. Понятие образа жизни и здорового образа жизни.

    1. Понятие здорового и нездорового образа жизни.

    2. Двигательная активность – одна из главных составляющих здорового образа жизни.

    3. Питание как фактор сохранения здоровья.

    Тема 4. Вредные привычки – факторы риска.

    1. Психологическая и физиологическая зависимость наркоманов и алкоголиков.
    2. Влияние алкоголя и наркотиков на развитие плода.
    3. Причины злоупотребления вредными привычками и меры их профилактики.

    Тема 5. Общие проявления травм.

    1. Основные признаки ран.

    2. Особенности оказания первой медицинской помощи при обмороке, коллапсе, травматическом шоке.

    Тема 6. Местные проявления открытых и закрытых повреждений.

    1. Классификация ран.
    2. Доврачебная помощь при ранениях.
    3. Закрытые травмы. Виды признаки.
    4. Осложнения переломов.
    5. Принципы иммобилизации.

    Тема 7. Первая медицинская помощь пострадавшим в бытовых и чрезвычайных ситуациях.

    1. Терминальные состояния, клиническая и биологическая смерь.
    2. Первая медицинская помощь, этапы и приемы.
    3. Критерии эффективности реанимационных приемов.

    Тема 8. Действие лекарственных веществ на организм человека.

    1. Виды лекарственного лечения.
    2. Классификация лекарственных средств.

    Тема 9. Причины развития инфекционных заболеваний и их профилактика.

    1. Туберкулез, причины, профилактика.
    2. Острые респираторные заболевания.
    3. Детские инфекции.
    4. Вирусный гепатит А и В, причины профилактика.
    5. Венерические инфекции.

    Тема 10. Первая медицинская помощь при тяжелых заболеваниях.

    1. Инфаркт миокарда, ведущие симптомы и оказание первой помощи.

    2. Отек легких: симптомы, первая медицинская помощь.

    Контрольные задания по темам для подготовки к практическим занятиям

    Тема 1. Понятие здоровья и факторы его определяющие

    1. Определение здоровья.
    2. Факторы, определяющие здоровья.
    3. Организм как совокупность систем, связанных с внешней средой.
    4. Понятие о здоровье и болезни.
    5. Общественное и индивидуальное здоровье.
    6. Критерии здоровья.
    7. Количество и качество индивидуального здоровья.

    Тема 2. Генетические, природные и техногенные факторы, определяющие здоровье человека.

    1. Генетические детерминанты здоровья.
    2. Наследственность и здоровье. Основные генетические заболевания.
    3. Природа и здоровье: факторы живой и неживой природы.
    4. Климатические условия и здоровье.
    5. Биоритмы и здоровье.
    6. Индивидуальный годовой цикл.
    7. Десинхронозы и способы снижения их влияний.
    8. Последствия цивилизации.
    9. Экология и здоровье.
    10. Загрязнение окружающей среды и эндемические заболевания.
    11. Медицинское обслуживание и здоровье.

    Тема 3. Понятие образа жизни и здорового образа жизни.

    1. Понятие образа жизни. Образ жизни современного человека.
    2. Методологические аспекты здорового образа жизни.
    3. Составляющие здорового образа жизни.
    4. Проблема обучения основам здорового образа жизни и воспитание привычек к здоровому образу жизни.

    Тема 4. Двигательная активность – одна из главных составляющих здорового образа жизни.

    1. Влияние гиподинамии и гипердинамии на здоровье человека.
    2. Оптимальная двигательная нагрузка.
    3. Физическая культура и активный двигательный режим как основа здорового образа жизни.
    4. Физиологические, психологические аспекты физической культуры.

    Тема 5. Питание как фактор сохранения здоровья.

    1. Понятие рационального питания.
    2. Значение различных компонентов пищи для организма (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и пр.).
    3. Основные принципы сбалансированного питания.
    4. Особенности питания людей разных возрастных категорий и режимов труда.

    Тема 6. Вредные привычки – факторы риска.

    1. Понятие о вредных привычках.
    2. Влияние курения, алкоголизма и наркотиков на организм человека.
    3. Стадии заболевания алкоголизмом и наркоманией.
    4. Последствия наркомании.
    5. Профилактика вредных привычек.

    Тема 7. Общие проявления травм.

    1. Понятие травмы.
    2. Причины возникновения повреждений.
    3. Обморок: симптомы, первая помощь.
    4. Коллапс: симптомы, первая помощь.
    5. Травматический шок: симптомы, первая помощь.

    Тема 8. Местные проявления открытых и закрытых повреждений.

    1. Открытые повреждения – раны: поверхностные, глубокие и первая помощь при них.

    2. Закрытые повреждения: ушибы, растяжения и разрывы связок, травматические вывихи, переломы костей.

    3. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.

    Тема 9. Первая медицинская помощь пострадавшим в бытовых и чрезвычайных ситуациях.

    1. Терминальные состояния, клиническая и биологическая смерть.
    2. Первая медицинская помощь при частичной и полной непроходимости дыхательных путей.
    3. Утопление.
    4. Кровотечение, способы остановки кровотечения.

    Тема 10. Действие лекарственных веществ на организм человека.

    1. Способы и пути введения лекарственных веществ в организм, распределение и изменение их в организме, пути выведения из организма.

    2. Основные виды действия лекарственных веществ.

    1. Влияние различных факторов на действие лекарственных веществ в организме.
    2. Комбинированное действие лекарственных веществ и особенности их действия при повторном введении.

    Тема 11. Причины развития инфекционных заболеваний и их профилактика.

    1. Эпидемиология, ее предмет.
    2. Пути и механизмы передачи инфекций.
    3. Восприимчивость и иммунитет.
    4. Инфекции дыхательных путей и их профилактика.
    5. Кишечные инфекции и их профилактика.
    6. Кровяные инфекции и их профилактика.
    7. Инфекции наружных покровов и их профилактика.

    Тема 12. Первая медицинская помощь при тяжелых заболеваниях

    1. Болезни сердечно-сосудистой системы, ведущие симптомы и оказание первой помощи.

    2. Болезни органов дыхания: симптомы, первая медицинская помощь.

    Примерный вариант тестовых заданий для коллоквиума

    1) В медицине здоровье человека рассматривается как:

    а) нормальное функционирование всех систем организма человека в покое;

    б) отсутствие хронических, наследственных заболеваний;

    в) адаптация организма к воздействию окружающей среды;

    г) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    2) К благоприятным факторам медицинского обеспечения для здоровья населения по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения относится:

    а) низкий уровень мероприятий первичной профилактики среди населения;

    б) недостаток обеспечения качественной медицинской помощью;

    в) организация и осуществление мониторинга за здоровьем населения;

    г) отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья граждан.

    3) В структуре заболеваемости по обращаемости первое место занимают болезни:

    а) органов дыхания;

    б) эндокринной системы;

    в) кожи и подкожной клетчатки;

    г) костно-мышечной системы.

    4) Для лечения туберкулеза применяют:

    а) преднизолон;

    б) но шпу;

    в) рифампицин;

    г) димедрол.

    5) Обязательным признаком обморока является отсутствие:

    а) реакции зрачков на свет;

    б) сознания;

    в) дыхания;

    г) сердечных сокращений.

    6) Неспецифическая защита организма не связана с:

    а) секретами биологических жидкостей организма;

    б) функционирование нормальной микрофлоры слизистых;

    в) чистой неповрежденной кожей;

    г) введением иммунных сывороток.

    7) Симптомами пищевого отравления являются:

    а) боли в животе, жидкий стул со слизью и прожилками крови, озноб;

    б) чувство тяжести в животе, тошнота, рвота, слабость, легкий озноб;

    в) тошнота, головная боль, потливость, повышение артериального давления;

    г) боли в животе, отдающие в паховую область; тошнота, рвота, озноб.

    8) Инсулинозависимый сахарный диабет чаще всего регистрируется среди:

    а) пожилых людей;

    б) престарелых;

    в) детей;

    г) лиц зрелого возраста.

    9) Биологическое действие электрического тока на организм проявляется в:

    а) расслоении тканей с последующим их отрывом;

    б) появлении ожогов кожи различной степени тяжести;

    в) развитии тетанических судорог скелетных мышц;

    г) развитии электролиза тканей.

    10) Проведение реанимационных мероприятий необходимо пострадавшим в (при):

    а) состоянии клинической смерти;

    б) торпидной фазе шока;

    в) предагональном состоянии;

    г) обмороке.

    11) К местным признакам раны относится:

    а) кровотечение;

    б) шок;

    в) нагноение;

    г) потеря чувствительности.

    12) Пострадавшему с травмой ключицы рекомендуется наложить:

    а) гипсовую ленту;

    б) повязку Дезо;

    в) шину Крамера;

    г) клеевую повязку.

    13) Детский травматизм отражает число травм у детей в возрасте до:

    а) 8 лет;

    б) 12 лет;

    в) 14 лет;

    г) 18 лет.

    14) К основным аспектам здорового образа жизни относится:

    а) профессиональные вредности;

    б) рациональное питание;

    в) магнитные излучения;

    г) перенесенные травмы и заболевания.

    15) К учреждениям, обеспечивающим медицинское обслуживание детей, относятся:

    а) детские сады;

    б) физкультурно-оздоровительные диспансеры;

    в) детские поликлиники;

    г) женские консультации.

    Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине

    «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

    1. Показатели состояния здоровья населения России.
    2. Понятие «здоровье». Факторы здоровья.
    3. Качественная и количественная оценка состояния здоровья.
    4. Генетические факторы здоровья.
    5. Окружающая среда и здоровье.
    6. Влияние медицинского обеспечения на здоровье человека.
    7. Образ жизни как фактор здоровья.
    8. Образ жизни современного человека.
    9. Понятие и компоненты здорового образа жизни.
    10. Значение двигательной активности для сохранения здоровья.
    11. Оздоровительное влияние физической культуры.
    12. Понятие оптимальных физических нагрузок.
    13. Виды и формы оздоровительной физической культуры.
    14. Роль закаливания в укреплении здоровья.
    15. Классификация основных форм деятельности человека.
    16. Работоспособность – интегральный показатель функционального состояния организма. Периоды работоспособности.
    17. Профилактика неблагоприятного воздействия микроклимата.
    18. Режим жизни как фактор здоровья.
    19. Биологические ритмы и здоровье.
    20. Питание как фактор здоровья.
    21. Понятия и принципы рационального питания.
    22. Составляющие режима питания.
    23. Влияние алкоголя на здоровье. Степени опьянения. Профилактика алкоголизма.
    24. Табакокурение: история, влияние на здоровье, профилактика курения.
    25. Токсикомания и наркомания: группы наркотических средств, причины наркомании, физическая и психическая зависимость, профилактические меры.
    26. Травма: определение, характеристика. Общие и местные проявления травм. Порядок оказания первой помощи при травмах.
    27. Обморок: причины, признаки, оказание первой помощи при обмороке.
    28. Коллапс: причины, признаки, первая помощь.
    29. Травматический шок: причины, признаки, оказание первой помощи.
    30. Открытые повреждения – раны: характеристика, первая помощь.
    31. Закрытые повреждения. Виды признаки.
    32. Первая помощь при ушибах мягких тканей.
    33. Первая помощь при растяжении связок суставов.
    34. Вывихи суставов, признаки, первая помощь
    35. Виды переломов, их основные симптомы, первая помощь.
    36. Принципы иммобилизации: при переломах костей кисти, предплечья, плеча, голени, бедра, костей стопы.
    37. Кровотечение, способы остановки кровотечения.
    38. Ожоги: степени, первая помощь.
    39. Поражения электрическим током, влияние на организм и первая медицинская помощь.
    40. Способы и пути введения лекарственных веществ в организм, распределение и изменение их в организме, пути выведения из организма.
    41. Основные виды действия лекарственных веществ. Влияние различных факторов на действие лекарственных веществ в организме.
    42. Комбинированное действие лекарственных веществ.
    43. Особенности действия лекарственных веществ при повторном их введении в организм. Индивидуальная чувствительность к лекарственным веществам.
    44. Виды лекарственного лечения. Классификация лекарственных средств.
    45. Эпидемиология, ее предмет.
    46. Пути и механизмы передачи инфекций.
    47. Восприимчивость и иммунитет.
    48. Инфекции дыхательных путей и их профилактика: ОРЗ, грипп, туберкулез, детские инфекции.
    49. Кишечные инфекции и их профилактика: дизентерия, ботулизм, вирусный гепатит А.
    50. Кровяные инфекции и их профилактика: клещевой энцефалит, вирусный гепатит В, ВИЧ – инфекция.
    51. Инфекции наружных покровов и их профилактика: чесотка, педикулез, бешенство, венерические инфекции.
    52. Первая помощь при частичной и полной непроходимости дыхательных путей.
    53. Болезни сердечно сосудистой системы. Ведущие симптомы и оказание первой медицинской помощи: острая сосудистая недостаточность, гипертонический криз.
    54. Бронхит острый и первая помощь.
    55. Острое воспаление легких и первая помощь.
    56. Бронхиальная астма и первая помощь.
    57. Отек легких и первая помощь.

    7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

    Основная литература

    1. Хорошилова, Л. С. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / Л. С. Хорошилова, З. А. Курбатова, Л. М. Табакаева; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 84 с.
    2. Хорошилова, Л. С. Неотложная помощь при механических повреждениях: учеб. пособие / Л. С. Хорошилова, Л. М. Табакаева, З. А. Курбатова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 59 с.
    3. Адаптация и здоровье: учеб. пособие / Отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 301с.
    4. Безопасность жизнедеятельности и первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях: учебно-методич. пособие / Л. С. Хорошилова, З. А. Курбатова, Л. М. Табакаева; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 200 с.

    Дополнительная литература

    1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Г. П. Артюнина, – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.
    2. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – 4-е изд. / Е.Е. Тен. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
    3. Волокитина, Т. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / Т. В. Волокитина и др. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
    4. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / В. Г. Бубнов. – М.: Астрель, 2005. – 256 с.
    5. Куликов, В. П. Потребность в двигательной активности / В. П. Куликов, В. И. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998. – 126 с.
    6. Коновалова, Н. Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: учебно-метод. пособие / под ред. Н. Г. Коноваловой, Н. П. Масленниковой, С. В. Панасенко. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 66 с.
    7. Косилов, С. А. Физиологические основы научной организации труда. – М., 1969.
    8. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учеб. пособие / Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2005. – 310 с.

    7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

    1. http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm — специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»

    2. www.edu.ru – сайт Министерства образования РФ

    3. www.oim.ru/reader@whichpage=2&mytip=1&word=&… — сайт «Образование: исследовано в мире»

    4. http://elibrary.ru/defaultx.asp — научная электронная библиотека «Elibrary»

    5. http://www.eduhmao.ru/info/1/4382/ — информационно-просветительский портал «Электронные журналы»

    6. www.gumer.info – библиотека Гумер

    7. www.koob.ru – электронная библиотека Куб

    8. www.diss.rsl.ru – электронная библиотека диссертаций

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Компьютер.

    1. Проектор.

    1. Компьютерные презентации по основным темам дисциплины

    Каждое лекционное занятия по дисциплине предполагает использования лекции-презентации (см. УМК).

    1. Наглядные материалы (таблицы), используемые на практических занятиях

    Как на лекции, так и на практических занятиях используются наглядные материалы: муляжи, таблицы, плакаты, схемы и пр. (см. УМК).

    Программа по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Педагогическое образование и профилю подготовки 050103.65 География

    Автор: Варич Л.А., к. б. н., доцент каф. физиологии человека и животных и валеологии

    Рабочая программа дисциплины

    обсуждена на заседании кафедры

    Протокол № __ от «___»______2012 г.

    Зав. кафедрой ____________________Казин Э. М.

    (подпись)

    Одобрено методической комиссией

    Биологического факультета

    Протокол № ___ от «___» _________________ 2012 г.

    Председатель ___________________ Блинова С. В.

    (подпись)